СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Общеинтеллектуальное направление «Математика после уроков»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая  программа по  внеурочной деятельности для 10-11 классов

Общеинтеллектуальное направление «Математика после уроков»

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности. Общеинтеллектуальное направление «Математика после уроков»»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Старотавларово



СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

Шаймуратова Г.Ф.

__________

«___»__________2019____г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОБУ СОШ

С. Старотавларово

Багаутдинова Р.И.

___________

«___»__________2019____г.


СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

Естественно-математического цикла

__________Насырова З.З.

«___»__________20____ г.

Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета школы протокол № ___ от «___»___20__ г.




Рабочая программа по внеурочной деятельности для 10-11 классов

Общеинтеллектуальное направление «Математика после уроков»

Уровень образования: среднее общее образование

Срок реализации программы: 1 год

Планирование составлено на основе: ФГОС СОО

ООП СОО МОБУ СОШ с. Старотавларово











Составитель программы: учитель первой квалификационной категории

Юсупова Лира Дамировна







Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Программа внеурочной деятельности по математике(геометрии) направлена на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов обучения

Личностных:

  1. готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений;

  2. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  3. развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также для последующего обучения в высшей школе;

  4. сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми и младшими в образовательной, общественно – полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности.

    Метапредметных: освоение способов деятельности

познавательные:

  1. овладение навыками познавательной, учебно – исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  2. самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  3. творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказаться от образца, искать оригинальное решение.

Коммуникативные:

  1. умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

  2. адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  3. владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);

  4. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять роли и функции участников, общие способы работы;

  5. использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Регулятивные:

  1. умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  2. понимание ценности образования как средства развития культуры личности;

  3. объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности;

  4. умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности;

  5. конструктивное восприятие иных мнений и идей, учёт индивидуальности партнёров по деятельности;

  6. умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;

  7. осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Предметных.

базовый уровень:

1) развитие представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;

2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

3) применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию; составление плана решения задачи, выделение этапов ее решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения задачи; решение логических задач;

3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

4) овладение символьным языком геометрии;,

5) владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;

6) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;

углубленный уровень:

  1. сформированность понятийного аппарата по основным курсам математики; знание основных теорем, формул и умения их применять; умения находить нестандартные способы решения задач;

  2. сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат;


  • В результате изучения курса учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исследования (моделирования) практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства, описания реальных ситуаций на языке геометрии; расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы; решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства); построений геометрическими инструментами (линейка, циркуль, транспортир).

Содержание курса

Раздел I. Обобщение курса планиметрии (13 часов)

Тема 1: Треугольник и его элементы Признаки равенства и подобия треугольников. Равнобедренный треугольник, его признаки и свойства. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Теорема синусов и косинусов. Расширенная теорема синусов. Приемы нахождения медианы в треугольнике. Свойство биссектрисы треугольника.

Прямоугольный треугольник. Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника. Свойство медианы, проведенной к гипотенузе прямоугольного треугольника. Формулы для вычисления площадей треугольников.

Замечательные точки треугольника. Формулы для вычисления радиусов вписанных и описанных окружностей около треугольников (в том числе, уточненные для частных случаев). Теоремы Чевы и Менелая.

Тема 2: Четырехугольники

Четырехугольник. Сумма внутренних углов выпуклого четырехугольника. Сумма внешних углов выпуклого четырехугольника.

Параллелограмм и трапеция как классы четырехугольников. Теорема Вариньона. Средние пропорциональные и средние геометрические в трапеции. Основные виды дополнительных построений в трапеции. Ромб, прямоугольник и квадрат как частные виды параллелограмма. Формулы для вычисления площадей основных классов четырехугольников: параллелограммов и трапеций. Понятие четырехугольника, вписанного или описанного около окружности. Свойства этих конфигураций. Теорема Птоломея.

Понятие опорного элемента и минимального базиса в решении геометрической задачи.

Тема 3: Площади многоугольников

Площадь фигуры. Аксиомы площади. Использование свойства аддитивности площади при разбиении и достраивании многоугольника.

Дополнительные теоремы о площадях треугольников. О разбиении треугольника на равновеликие. Об отношении площадей треугольников, имеющих по равному углу, по равной высоте. Об отношении площадей треугольников с общим основанием и вершинами, лежащими на параллельной ему прямой.

Дополнительные теоремы о площадях четырехугольников. О площади произвольного выпуклого четырехугольника. О площади четырехугольника со взаимно перпендикулярными диагоналями. О площади равнобедренной трапеции по высоте, проведенной из вершины тупого угла.

Теорема Пифагора и формула Герона как ключевой момент в решении задач на нахождение площади фигур. Об отношении площадей подобных фигур. Соотношения между элементами фигур при вычислении площадей вписанных и описанных многоугольников.

Тема 4:Окружность и ее элементы Измерение углов, связанных с окружностью. Пропорциональные линии в круге. Комбинации окружностей.

Окружность и круг. Касательная к окружности, хорда. Дуга окружности, круговой сектор, сегмент, пояс.

Измерение углов, связанных с окружностью. Угол центральный и вписанный. Измерение центральных и вписанных углов. Величина угла, образованного касательной и хордой, имеющими общую точку на окружности. Величина угла с вершиной внутри круга, вне круга.

Тема 5: Хорды, секущие и касательные

Свойства хорд, секущих и касательных. Свойство радиуса, проведенного в точку касания касательной и окружности. Свойство отрезков касательных, проведенных к окружности из одной точки. Свойства дуг, заключенных между параллельными хордами. Свойства диаметра, перпендикулярного хорде. Произведение отрезков пересекающихся хорд. Свойства линий в касающихся и пересекающихся окружностях. Свойство линии центров двух касающихся окружностей. Связь расстояния между центрами двух касающихся окружностей и их радиусов (при касании внешнем и внутреннем). Свойство общей касательной двух окружностей, их общей хорды. Необходимое и достаточное условие касания извне двух окружностей.

Раздел II: Стереометрия (21 час)

Тема 6: Многогранники

призма;

пирамида;

правильные многогранники.


Тема 7: Расстояние от точки до плоскости

Определение расстояния от точки до плоскости. Определение и признак перпендикулярности прямой и плоскости. Определение и признак перпендикулярности плоскостей. Теорема о трех перпендикулярах. Свойство перпендикулярных плоскостей. Алгоритм построения расстояния от точки до плоскости.

Тема 8: Угол между прямой и плоскостью

Определение угла между прямой и плоскостью; перпендикуляра, наклонной, проекции; определение и признак перпендикулярности прямой и плоскости; определение и признак перпендикулярности плоскостей; теорема о трех перпендикулярах;

свойство перпендикулярных плоскостей; алгоритм построения угла между прямой и плоскостью.

Тема 9:Расстояние между скрещивающимися прямыми

Признак скрещивающихся прямых в пространстве, основные свойства.

Четыре метода вычисления расстояния между скрещивающимися прямыми:

-как длины построенного общего перпендикуляра,

-как расстояния между построенными параллельными плоскостями, содержащими исходные прямые,

-как расстояния от точки на одной из скрещивающихся прямых до параллельной плоскости, на которой находится вторая скрещивающаяся прямая;

-метод ортогонального проектирования;

-алгоритм применения метода ортогонального проектирования.

Тема 10: Линейный угол двугранного угла

Составление алгоритма построения угла между плоскостями;

определение двугранного угла и линейного угла двугранного угла;

нестандартный прием нахождения линейного угла двугранного угла.

Тема 11: Построение угла между прямыми.

Составление алгоритма построения угла между прямыми;

особенности построения угла между прямыми в пространстве.

Тема 12: Задачи на построение сечения. Вычисление элементов сечения и его площади

Аксиомы стереометрии и следствия этих аксиом в решении стереометрических задач на построение. Некоторые правила построения сечения. Построение сечения, проходящего через три заданные точки, не лежащие на одной прямой. Построение сечения, проходящего через заданную прямую и не лежащую на ней точку. Приемы вычисления элементов сечения, его периметра и площади.

Решение задач на построение сечений многогранников с условиями параллельности. Построение сечения, проходящего через заданную прямую, параллельно другой заданной прямой. Построение сечения, проходящего через заданную точку, параллельно заданной плоскости. Построение сечения, проходящего через заданную точку параллельно каждой из двух скрещивающихся прямых. Приемы вычисления элементов сечения, его периметра и площади.

13. Практикум решения задач ЕГЭ.

14. Итоговая контрольная работа

Формы организации и виды деятельности на занятиях

В процессе изучения материала используются как традиционные формы обучения, так и самообразование, саморазвитие учащихся посредством самостоятелной работы с информационным и методическим материалом.

Занятия включают в себя теоретическую и практическую части, в зависимости от целесообразности. Основные формы проведения занятий: лекция, практическое занятие, исследование. Особое значение отводится самостоятельной работе учащихся, при которой учитель на разных этапах изучения темы выступает в разных ролях, контролируя и направляя работу учащихся.

Предполагаются следующие формы организации обучения: индивидуальная, групповая, коллективная, самообучение.

Средства обучения: дидактические материалы, творческие задания для самостоятельной работы, мультимедийные средства, справочная литература.

Технологии обучения: информационные, исследовательские. Занятия носят проблемный характер. Предполагаются ответы на вопросы в процессе дискуссии.

Темы сообщений

1.Основные приемы нахождения площадей многоугольников. Формула Пика.

2.Пропорциональные отрезки. Теорема Менелая. Леммы об отношении площадей треугольников: а) стороны которых лежат на одной или параллельных прямых; б) имеющих общий угол; в) имеющих общую сторону.

3. Расстояние между скрещивающимися прямыми. Метод ортогонального проектирования.

4. Другие темы по самостоятельному выбору учащихся.

Тематическое планирование

№п/п

Содержание

Количество часов

1

Треугольник и его элементы

3

2

Четырехугольники

3

3

Площади многоугольников

3

4

Окружность и ее элементы

2

5

Хорды, секущие и касательные

2

6

Многогранники

3

7

Расстояние от точки до плоскости

2

8

Угол между прямой и плоскостью

2

9

Расстояние между скрещивающимися прямыми.

2

10

Линейный угол двугранного угла

2

11

Построение угла между прямыми

2

12

Задачи на построение сечения Вычисление элементов сечения и его площади

3

13

Практикум решения задач ЕГЭ.

4

14

Итоговая контрольная работа

1


Итого

34





















































9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!