Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Английский с удовольствием»
(общеинтеллектуальное направление)
Пояснительная записка
В концепции модернизации российского образования ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования». Формирование ключевых компетентностей, к которым относится проектная, должно стать одним из результатов образования, а проектирование и проектная деятельность – новым содержанием.
Программа разработана на основе программы: Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. В.Г. Апальков - М.: «Просвещение», 2012
«Внеурочная деятельность школьников». Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. М.: Просвещение, 2011(стандарты второго поколения). «Стандарты второго поколения»: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Средняя школа. 2-е издание, переработанное. – М.: Просвещение, 2011.
Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Она направлена на формирование следующих качеств учащихся: способности осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности; умения поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенности, гибкости ума, терпимости к противоречиям, критичности, наличия своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Задачи программы:
Обучающие
познакомить детей c культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Развивающие
развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
развивать технику речи, артикуляцию, интонации;
развивать двигательные способности детей через драматизацию;
Воспитательные
совершенствовать умение представлять себя, свою страну, ее культуру средствами английского языка в условиях межкультурного общения.
способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой;
обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок.
развитие коммуникативной компетенции в пределах следующих сфер общения социально-бытовой, учебно-игровой, социокультурной;
Основное содержание программы
Актуальность программы: изучения английского языка определяется потребностями современного мира. Иностранный язык сегодня становится жизнеобеспечением общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей. Изучение иностранного языка дает возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую. Поэтому иностранный язык стал обязательным компонентом обучения не только в вузах, средней, старшей школе, но и в начальной школе. Владение иностранным языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного мира.
Педагогическая целесообразность: Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет лингвистический кругозор детей, ребёнок получает сведения о другой стране и её жителях, учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и иностранного языка, помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами.
Программа организации внеурочной деятельности школьников по направлению «иностранные языки» предназначена для работы с детьми 5 класса и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Данная деятельность не предусматривает участие в ней всех учащихся класса.
Основной и главной формой программы является игровая деятельность. Игра помогает максимально использовать благоприятные возможности данного возраста для овладения иностранным языком. В игре формируется речевое поведение детей, а также развивается память и мышление детей, воспитывается культура общения.
Игры и различные коммуникативные ситуации помогают формировать личностные качества детей: интересы, волю, ценностные ориентации, эмоциональную и мотивационную сферы.
Предлагаемая программа направлена на закрепление базы знаний, полученных в начальной школе и для дальнейшего изучения иностранного языка в средней школе. Задачи программы заключается в максимальном вовлечении учащихся на занятиях. Многие упражнения предполагают опору на собственный жизненный опыт учащихся.
Общая характеристика курса
Учащиеся данного возраста характеризуются большой восприимчивостью к изучению языков, что позволяет им овладевать основами общения на новом для них языке с меньшими затратами времени и усилий по сравнению с учащимися других возрастных групп.
В свою очередь изучение английского языка способствует развитию речевых способностей школьников, что положительно сказывается на развитии речи учащихся на родном языке, в частности, умении слушать партнера, взаимодействовать с ним вербальными средствами, различать интонацию речевого партнера и моделировать собственную информацию в зависимости от цели высказывания, планировать элементарное монологическое высказывание. Помимо этого изучение английского языка позволяет расширить словарный запас школьника на родном языке за счет так называемых интернациональных слов.
Наряду с коммуникативными заданиями, которые обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения английского языка в различном социально - ролевом и ситуативном контексте, программа насыщена заданиями учебно - познавательного характера.
Деятельностный характер предмета «иностранный язык» позволяет сочетать речевую деятельность на английском языке с другими видами деятельности: игровой, познавательной, художественной и т. д., осуществляя разнообразные связи с предметами, изучаемыми в средней школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые являются метапредметными по своему содержанию.
В данной программе большое внимание уделяется обучению школьников самоконтролю и самооценке, более широко представлены творческие виды деятельности.
социальной компетенции.
Ожидаемые результаты
Личностные:
формирование целостного мировоззрения, учитывающего социального-культурного, языкового, духовного многообразия современного мира;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
формирование мотивации изучения иностранных языков и стремления к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка;
стремление к совершенствованию речевой культуры в целом.
Метапредметные:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке.
Предметные:
составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности;
распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики и усвоенного лексико-грамматического материала;
знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка; применение этих знаний в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
понимание роли владения иностранными языками в современном мире.
Предметные результаты основаны на развитии двух видов речевой деятельности:
Произносительная сторона речи. Беглость речи с использованием разных интонационных структур.
Лексическая сторона речи. Дополнительная лексика к продуктивному лексическому минимуму 6 класса. Идиоматические выражения, оценочная лексика, реплики-клише речевого этикета.
Говорение. Монолог и полилог в форме дискуссии с соблюдением норм речевого этикета. Публичные выступления. Представление результатов выполнения проекта.
Аудирование. Извлечение выборочной информации из аудио / видео текстов страноведческого характера в пределах отобранной тематики.
Чтение. Чтение текстов с использованием различных стратегий (ознакомительного, изучающего, поискового).
Письмо. Делать выписки из текста, заметки, сообщения на различные темы, составлять план и оформлять результаты проектной деятельности.
Календарно-тематическое планирование
Тема
Кол-во часов
Все о себе (Моя семья. Мои друзья. Моя квартира)
(9 часов)
1. О себе: игра «Я- творец»; устно-речевая практика
2. Мои увлечения; упражнение «Кто Я?»
3. Описание внешности; устно-речевая практика
4. Характеристика человека.
5. Игра «Познай самого себя».
6. Мой друг; драматизация диалогов.
7. Письмо другу; устно-речевая практика
6. Моя семья; устно-речевая практика.
7. Семейное древо; рассказ о семейном древе.
8. Место, где мы живем.
9. Моя комната; моя квартира. Этап обобщения информации.
Здоровый образ жизни
(9 часов)
8. Мой распорядок дня.
9. Подготовка и защита проекта «Здоровый образ жизни». (2 часа)
10. Мой выходной день.
11. Составление плана выходного дня.
12. Ролевая игра «В больнице».
13. Медицинские профессии.
14. Творческий проект «В здоровом теле – здоровый дух». (2 часа)
Все о Великобритании
(16 часов)
15. Рождество в Великобритании; разбор адаптированного текста.
16. Новый Год в Великобритании; праздничные поздравления.
17. Разучивание песен.
18. Разучивание стихотворений.
19 .День Святого Валентина; чтение текстов.
20. Сказка «Белоснежка и семь гномов»; истоки сказки.
21. Написание личного письма; истоки художественных образов.
22. История и культура Англии; государственная символика.
23. Традиции английского чаепития; расширения кругозора учащихся
24. Социокультурные различия Уэльса, Шотландии, Северной Ирландии; социокультурные различия традиции и обычаи; работа в группах.
25. Школы Великобритании; расширение кругозора учащихся.
26. Видео экскурсия по Лондону; беседа по содержанию фильма.
27. Подготовка и проведение страноведческой викторины.
28. Подготовка и защита проекта «Великобритания» (2 часа)
Всего: 34 часа.
Ресурсное обеспечение
К – комплект
Д – демонстрационный
п/п
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
1.
Библиотечный фонд
1
В.Г.Апальков Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы
1
2
Учебник Английский язык. 6 класс Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В.
К
3
Книга для учителя к учебнику Английский язык. 6 класс Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В.
1
4
Рабочая тетрадь к учебнику Английский язык. 6 класс Ваулина Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е., Эванс В.
Д
2.
Печатные пособия
1
Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в примерных программах среднего образования по иностранному языку.
Д
2
Плакаты по англоговорящим странам.
Д
3
Символика родной страны, стран изучаемого языка
Д
3.
Технические средства обучения
1
Магнитофон
1
2
Компьютер
1
4.
Экранно – звуковые пособия
1
CD для занятий в классе
1
2
CD для самостоятельных занятий дома
К
3
Сайт дополнительных образовательных ресурсов УМК «Английский в фокусе» http://www.prosv.ru/umk/spotlight
5.
Оборудование класса
1
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок.
1
2
Стол учительский с тумбой
1
3
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
12 (24)
Список литературы
Английский язык. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ Ю. Е. Ваулина, В. Эванс, Дж. Дули, О. Е. Подоляко.– М.: Express Publishing: Просвещение, 2016.
Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9 классы. В.Г. Апальков - М.: «Просвещение», 2012
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011.