СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Удивительные растения" 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Редкие и исчезающие растения Курской области. Растения рекордсмены.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Удивительные растения" 6 класс»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Локотская средняя общеобразовательная школа»

Рыльского района, Курской области





Принято на заседании Утверждаю:

педагогического совета директор школы

протокол № 1 от 30.08 2019г. Коськов А.И._________

Приказ №1-107 от 30.08 2019г.











Рабочая программа

по внеурочной деятельности

курса «Удивительные растения»

6 класс

( 2019-2020 учебный год )











Разработана

Коськовой Тамарой Алексеевной,

учителем химии и биологии первой

квалификационной категории





с.Локоть 2019 .г








Структура программы.


  1. Пояснительная записка_______________________________________________3

1.1. Планируемые результаты внеурочной деятельности_ _____________________5

1.2. Содержание курса внеурочной деятельности «Удивительные растения»______6

2. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся ( на базовый уровень )________________________________13

3. Календарно-тематическое планирование (на базовый уровень) ______________14.

4. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения_____15






































Приложение 2.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Удивительные растения» для 6 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Локотская СОШ»

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  • Приказ МО РФ. №253 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №253.

  • Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, дисциплин ( модулей) «Локотская СОШ».

  • Учебный план МБОУ «Локотская СОШ» для учащихся 5-9 классов, обучающихся по ФГОС


Целью данной программы является развитие интереса к биологии и экологии растений, активизация познавательной деятельности учащихся, формирование экологического мышления.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

Предметные:

  • Расширить представления учащихся о растениях, об их приспособленности к условиям обитания, об охране окружающей среды, о влиянии человека на растительный мир Земли, а вместе с ним на изменение экологических систем биосферы.

  • Формировать целостное научное мировоззрение, экологическое мышление.

Метапредметные:

  • Формировать основные навыки-исследовательской и проектной деятельности.

  • Формировать у учащихся навыки работы с информацией: научной литературой, документами, интернет – ресурсами.

Личностные:

  • Стимулировать личностное развитие ребенка, развитие познавательных интересов и мотивации к научному творчеству.

  • Совершенствовать нравственную культуру учащихся через формирование экологического мышления.


Общая характеристика учебного курса

Программа внеурочной деятельности носит развивающий характер, целью которой является формирование поисково-исследовательских, коммуникативных умений школьников, интеллекта учащихся. Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, проектно-исследовательской, практической, социальной.

Занятия по программе внеурочной деятельности включают теоретические и практические модули.

Деятельность школьников при освоении программы имеет отличительные особенности:

- практическая направленность, которая определяет специфику содержания и возрастные особенности детей;

- групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей в области биологии и других.

Актуальность программы заключается в формировании мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию, а также личностному и профессиональному самоопределению учащихся.

Практическая направленность содержания программы заключается в том, что содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, участия в олимпиадах и конкурсах по биологии, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, интерактивная лекция, групповые и индивидуальные исследования, проектные работы, самостоятельная работа, доклад, выступление. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал.


Место данного курса в учебном плане

Реализация программы рассчитана на 17 часов.

В реализации данной образовательной программы участвуют учащиеся 6 класса.

1.1. Планируемые результаты учебного предмета, курса

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностно и метапредметные результаты освоения

При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

Метапредметными результатами освоения данной программы являются:

-умение работать с разными источниками информации;

-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

-умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сравнении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

-умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения данной программы являются:

формирование представлений о взаимосвязи между живыми организмами; формирование исследовательских умений.

В познавательной (интеллектуальной) сфере приведение доказательств взаимосвязи человека и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты растительного мира;

объяснение роли растений в жизни человека; значения биоразнообразия растительного мира;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.


1.2 Содержание программы внеурочной деятельности « Удивительные растения » ( 17 часов)


1. Введение

2. Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Курской области

Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений Курской области, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры Курской области. Закон об охране природы. Фенологические наблюдения — одни из методов изучения родного края.

Практическая часть.

  •  Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений Курского края по гербариям, иллюстрациям и плакатам..

  • Реликты и эндемики флоры Курской области.

  • Редкие и исчезающие виды растений Курского края.

  • Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Курской области".

3. Растения-рекордсмены

Мир растений удивителен и многогранен.

Самое большое дерево. По своему объёму самым большим деревом на Земле является гигантский секвойя дендрон по имени «Генерал Шерман», который растет уже 2500 лет на территории США. Это дерево является самым крупным и тяжёлым организмом на планете. Его размеры действительно впечатляют: высота 84 метра, диаметр 11 метров, окружность основания 31,3 метра. Еще более серьезные показатели приходятся на вес — 1910 тонн и объём — 1490 кубических метров.

Самое высокое дерево.

Не смотря на огромные размеры «Генерала Шермана», он не является самым высоким деревом в мире. В этой номинации первенство держит ещё один секвойя дендрон из национального парка «Редвуд», получивший имя «Гиперион». Его высота на данный момент времени составляет 115,6 метров. Точное местоположение этого гиганта власти решили не афишировать, чтобы поток туристов не разрушил ту экосистему, в которой веками жило дерево. Если же говорить о рекорде всех времён, то самым высоким деревом, чьи размеры удалось документально засвидетельствовать, является царственный эвкалипт, срубленный в Австралии в 1872 году. Его длина превышала 150 метров.

Самое длинное дерево.

Самым длинным деревом на планете является пальма ротанг, которая больше похожа на лиану. Некоторые экземпляры вырастают длиной до 300 метров. Интересно, что диаметр их ствола у самых корней составляет всего несколько сантиметров. По форме роста пальма ротанг также больше напоминает лиану, она извивается вокруг других деревьев и цепляется к ним при помощи шипов расположенных на листьях.

Самая большая крона.

В индийском ботаническом саду в Хауре, растёт бенгальский фикус по имени «Великий баньян». Это сравнительно молодое дерево, возраст которого составляет около 200–250 лет, является абсолютным рекордсменом по площади. В настоящее время Великий баньян имеет больше 3000 воздушных корней, доходящих до земли, а общая его площадь превышает 1,5 гектара.

Самое старое дерево.

Остистая межгорная сосна под именем «Мафусаил», растущая в Национальном лесу Инио на востоке шата Калифорния, по всей видимости является самым старым, известным нам деревом. По приблизительным оценкам расти оно начало около 2831 года до нашей эры. Таким образом, по состоянию на 2015 год возраст «Мафусаила» составляет 4845 лет.

Самое толстое дерево.

Всем известно, что баобабы и европейские каштаны достигают очень внушительных показателей по толщине своих стволов. Но самым толстым деревом на земле является представитель вида мексиканских таксодиумов, растущий в городе Санта-Мария-дель-Туле. Диаметр этого кипариса 11,62 метра, а полный обхват — 36,5 метров.

Самое быстрорастущее растение.

Тут без сюрпризов. Общеизвестно, что почти все виды бамбука растут со скоростью 20–30 сантиметров в сутки. Однако, и среди них есть самые быстрые. Представители листоколосника съедобного за сутки могут вырастать на целых 40 сантиметров.

Самая высокая трава.

Насколько бы забавно это не звучало, но самой высокой травой в мире является банан, а конкретнее — банановая пальма, которая действительно относится к травянистым растениям. Абсолютный рекорд принадлежит сорту Musa itinerans — 12 метров в высоту.

Самая крупная кувшинка.

Самые большие в мире кувшинки относятся к виду Виктории амазонской и растут, как не сложно догадаться, в бассейне реки Амазонка. Наиболее крупные экземпляры могут доходить до 2-х метров в диаметре. Авторский пост Ссылки по теме: 25 по-настоящему необычных деревьев Как растут некоторые из популярных овощей, фруктов и специй. Сюрреальные супер-деревья в Сингапуре Самые ядовитые растения в России Природа находит способ: растения которые просто не сдаются Метки: деревья  планета земля  природа  растения   
4. Растения – карлики

Карликовость (нанизм) представляет из себя чрезвычайно распространенное явление в растительном царстве. В некоторых случаях карликовость является наследственно передающимся признаком, при чем получаются карликовые разновидности или даже отклонения, имеющие характер новых видов (де Фриз). Такие карликовые формы составляют уже прямой переход к тем крошечным видам, которые поражают ничтожностью своих размеров. Для отличия этих "нормальных" карликов от карликов, являющихся отклонением от типа, для первых было предложено название пигмеев (пигмеизм). Карликовость может быть обусловлена целым рядом причин, вообще говоря, делающих условия существования менее благоприятными. Недостаток влажности, недостаток тех или иных минеральных веществ, недостаток света, слишком низкая или слишком высокая температура — все эти причины могут обусловить карликовый рост растения. 

В природе карликовые растения встречаются в большом количестве в тундре, образуя низкорослые "леса" до полуметра и даже ниже.

 Обитательница этих «лесов» — береза карликовая (Betula nаnа) достигает высоты 20—80 сантиметров и лишь в исключительных случаях — 120.

 Это низкорослый ветвистый кустарник с узловатыми приподнимающимися побегами, с округлыми листьями длиной до 1 —1,5 сантиметра и короткими (до одного сантиметра) сережками, произрастает он на сфагновых болотах.

Интересно, что в этих местах грибы подберезовики иногда выше берез, поэтому их называют надберезовиками.

Растут тундровые растения очень медленно. Так, например, карликовый можжевельник в возрасте 544 года имел при основании толщину стебля, равную всего 8,3 сантиметра. 

Карликовость характерна не только для древесных, но и для травянистых растений тундры, которые нередко образуют плотные подушки (камнеломка бесстебельная, крупка альпийская и др.).

И это не случайно. Такая форма имеет наименьшую поверхность, и поэтому растение выделяет в окружающую среду тепло и влагу в незначительных количествах.

Карликовые растения тундры возникли в ходе длительной эволюции. Они лучше приспособлены к суровым условиям существования, чем высокорослые деревья, кустарники и травы. Зимой их тело покрывается слоем снега, который предохраняет ткани от обезвоживания под влиянием сорокаградусных морозов и сильных ветров.

Высоко в горах также встречаются растения-карлики, например карликовые ивы. Обитающая в высокогорьях Центральной Европы ива травянистая вырастает не выше 10 сантиметров. Ее деревянистый стебель извивается среди мхов и камней, наружу выставлены лишь округлые зубчатые листья длиной 1—2 сантиметра и небольшие сережки.

Растения, обитающие высоко в горах, находятся в трудных условиях. Короткий сезон вегетации, низкие температуры почвы, иссушающее действие ветров создают весьма неблагоприятную обстановку для их роста. Кроме того, здесь высокая интенсивность освещения, обилие ультрафиолетовых лучей. В результате этого деревья в возрасте нескольких сотен лет достигают размеров сильно ветвистых кустов («деревья эльфов»).

Выше границы леса в горах травянистая растительность также становится карликовой. Там можно встретить горечавку бесстебельную, возвышающуюся над землей на два-три сантиметра. Во время цветения из середины ее листовой розетки поднимается большой (высотой до 6 сантиметров) великолепный синий цветок.

 

Карлики тундры передают признак низкорослости по наследству. При выращивании арктических растений в других географических зонах они сохраняют этот признак. Иными словами, он является наследственно закрепленным.

Почему растения-карлики имеют очень замедленные темпы роста? Установлено, что рост человека регулируется системой гормонов — веществ высокой физиологической активности, которые вырабатываются железами внутренней секреции.

 Из школьного курса анатомии, физиологии и гигиены человека известно, что гипофиз — железа, расположенная под основанием головного мозга, — вырабатывает гормон роста. Недостаток его в организме приводит к тому, что взрослый человек достигает лишь размеров ребенка 5—6-летнего возраста.

 Нечто подобное происходит и с растениями. У них точно так же, как у человека и животных, вырабатываются гормоны, которые носят название фитогормоны (от слова «фитон» — растение), то есть растительные гормоны. К их числу относится и гиббереллин.

 Растения карликовых сортов гороха, кукурузы, ипомеи и других видов обладают слабой способностью к синтезу этого фитогормона. Особенно сильно тормозит образование гиббереллина у этих растений свет. Вот почему разница в росте между карликовыми и нормальными растениями особенно заметна при выращивании на свету высокой интенсивности, тогда как в темноте она незначительна.

При опрыскивании карликовых растений раствором гиббереллина у них начинается настолько сильный рост стебля, что они быстро догоняют по высоте нормальные экземпляры. В связи с этим карликовые формы широко используются в качестве биологической пробы для обнаружения гиббереллиноподобной активности различных химических соединений, а также для определения гиббереллина в растительных тканях.

 Не следует думать, что карликовость связана только с недостатком этого фитогормона. В некоторых случаях она может быть вызвана избытком особых веществ, названных ингибиторами роста.

 Установлено, что эти соединения образуются в самих растительных тканях и играют важную роль в регуляции ростовых процессов. Однако, когда их образуется очень много, рост растений резко тормозится и они становятся карликами.

 Так, например, исследователи считают, что подавление ростовых процессов растений на больших высотах связано с накоплением фенольных ингибиторов роста в их тканях.

 Следует добавить, что многие явления, связанные с карликовостью растений, изучены недостаточно. Между тем знание этого вопроса имеет не только важное теоретическое, но и практическое значение.

 В последние годы селекционеры особое внимание уделяют карликовым и полукарликовым формам, которые позволяют значительную массу органических веществ, образуемых в ходе фотосинтеза, накапливать в наиболее ценных органах, например в колосе.

 

В ряде мест начали выращивать так называемые сады короткого цикла плодоношения, которые зацветают не на 12—15-м году жизни, как обычно, а значительно раньше. В основе новой технологии использование карликовых яблонь типа «Парадизка-9».

 Это позволяет делать очень густые посадки — девять тысяч деревьев на гектар. Такие сады значительно экономнее используют почву, влагу и удобрения. Высокая урожайность и экономичность — главные их достоинства.

 Надо также отметить, что в садах короткого цикла плодоношения значительно облегчается труд садовода, особенно при уборке урожая. В связи с этим познание физиологических, экологических и генетических механизмов карликовости стало очень актуальным. 

Самые маленькие хвойные деревья


Сразу же определимся, что мы вкладываем в понятие «самые маленькие хвойные деревья». Это карликовые растения, ненормально низкорослые и компактные для данного вида.

Несмотря на точность данного определения, оно не является аксиомой. Так, если хвойное дерево достигнет высоты 10 м вместо положенных 20 м, карликом его все равно не назовешь. Поэтому дендрологи предлагают мерить карликовость относительно человеческого роста: настоящие карликовые хвойные древесные остаются и в зрелом возрасте (в 30-50 лет) не выше человеческого роста и не шире размаха рук (это относится к распростертым формам).
Несмотря на довольно общее определение, карликовые растения очень разнообразны. Голландские дендрологи, преуспевшие в выращивании данных форм, предлагают условно подразделять их на следующие группы. 
Классификация хвойных карликовых культиваров

  • полнорослые — дают ежегодный прирост более 30 см, в 10-летнем возрасте они высотой до 3 м;

  • среднерослые и полукарликовые – 15-30 см;

  • карлики (dwarf) – 8-15 см;

  • мини-карлики – 3-8 см;

  • микрокарлики – не более 3 см.

Преимущества  Они в точности копируют свой оригинал, только в миниатюре, что позволяет поближе познакомиться с их жизнью, пронаблюдать за всеми этапами развития.
  • Благодаря компактности, занимают немного места.

  • С их помощью можно создавать статичные композиции, декоративные в течение всего года.

  • Ценятся за возможность использования в контейнерах как новогоднего дерева или новогодних композиций.

  • Хорошо перезимовывают, укрытые снегом «почти с головой».

Наиболее распространены карликовые формы елей. Одна из самых популярных — форма ели обыкновенной (Picea abies ‘Little Gem’), имеющая плоскозакругленную форму, сверху с гнездовидным углублением и достигающая в возрасте 10 лет высоты 0,5 м. Годовой прирост 2-3 см. Побеги очень тонкие, плотно сжатые. Хвоя густая, полностью прикрывает побег.
Кроме елей, есть карлики и среди лиственниц, пихт.
По-своему интересны карликовые сосны, которые уже чаще и чаще можно встретить в продаже. Прежде всего, это формы сосны горной – Pinus mugo ‘Gnom’ (в возрасте 10 лет высотой 1 м), ‘Mops’ (высотой 0,5 м), ‘Ophir’ (высотой 0,5 м). Все они достаточно морозостойки, «не горят», менее других хвойных подвержены грибным заболеваниям. Они просто великолепны со своими шаровидными кронами и длинной хвоей. 

5 Плотоядные растения.


В русскоязычной литературе, как правило, встречается термин «насекомоядные растения», что не совсем корректно, так как растения поедают также мелких животных, например, лягушек, змей, птиц. Название «растения-хищники» тоже не отражает сути, потому что эти представители флоры не занимаются активной охотой. В англоязычной литературе можно встретить термин «плотоядные растения», но он тоже далек от сути: к плоти нельзя отнести, например, пыльцу растений.

Насекомоядной флорой ученые активно занимаются уже более 200 лет, но вопросов пока больше, чем ответов.

Чарлз Дарвин стал первым ученым, уделившим серьезное внимание этой группе растений и посвятившим им целый том научных трудов.

Сейчас известно более 500 видов растений-хищников. Обычно они произрастают во влажном климате – тропических дождевых лесах, заболоченных местностях.  Поскольку здесь мало важных для них веществ, таких как азот, фосфор, соли натрия, магния, кальция, эти растения и добывают недостающие им элементы из животных. Но процесс фотосинтеза (создание органических веществ на свету из углекислого газа и воды) для них характерен, как и для обычных растений.

Ископаемые остатки (обычно пыльца) «хищников» указывают на их возможное происхождение в раннемеловом периоде. Насекомоядность возникла предположительно как защитное приспособление от поедания. И в дальнейшем получила свое развитие как форма питания.

Растения-хищники.

Венерина мухоловка относится к семейству росянковые. Растет в нескольких штатах Северной Америки, на побережье Атлантики. Предпочитает сфагновые болота, сырые заболоченные луга, песчаные почвы с высоким стоянием грунтовых вод.

Венерина мухоловка

У мухоловки на коротком стебле развивается розетка листьев, из центра которой вырастает длинный цветонос с несколькими белыми цветками. Черешок листа широкий и плоский, а пластинка разделена на две округлые створки, расположенные под углом друг к другу и снабженные по краям длинными крепкими зубцами. Это типичный пример захлопывающейся ловушки. Каждая створка листа мухоловки снабжена тремя чувствительными волосками: при касании насекомым двух из них из основания растения поступает достаточно мощный электрический импульс, приводящий ловушку в действие. Подобные процессы мы наблюдаем при передаче возбуждения в нервно-мышечном аппарате животных. Этот механизм позволяет избегать случайного срабатывания, например, от капли дождя. Растение реагирует, если на него попадает волосок весом всего 0,0008222 мг!

Ловушка захлопывается в пределах одной пятой доли секунды. Заходящие друг за друга зубцы закрываются неплотно – маленькое насекомое может выбраться наружу, и ловушка открывается вновь. Растение не расходует ценную пищеварительную жидкость на мелкую, не очень питательную добычу. Но если попадается крупная «дичь» (размером более 3–4 мм), ловушка медленно смыкает створки в течение нескольких часов, пока не раздавит свою жертву.

Верхняя поверхность листа густо покрыта крошечными железками красноватого цвета. При наличии жертвы они выделяют жидкость, содержащую муравьиную кислоту и ферменты. Стенки клеток листа при этом не повреждаются, они защищены слоем воскоподобных веществ, как желудок человека – слоем слизи. Затем через них происходит всасывание растворенных питательных веществ.

В закрытом состоянии ловушка пребывает около двух суток. После второй-третьей «охоты» лист мухоловки отмирает. Старые листья постоянно заменяются новыми.

Мертвая хватка росянки

Род Росянка  один из самых больших по количеству и разнообразию жизненных форм. Известно более 90 видов его представителей, распространенных по всему земному шару.Росянка круглолистная

Во влажной местности, чаще всего на сфагновых болотах умеренного пояса, растут неприметные росянки круглолистные (Drosera rotundifolia). Их маленькие круглые листочки, размером не более копеечной монеты, прижаты к земле и собраны в розетку. Летом росянка цветет крошечными белыми цветочками на длинном цветоносе. Капельки жидкости на волосках ее листьев раньше принимали за росу, отсюда и название растения. Но оказалось, что это клейкая и едкая жидкость, привлекающая насекомых.

Лист росянки представляет собой липучую ловушку. Он покрыт булавовидными щупальцами, которые состоят из железистой головки и ножки – проводящей системы. Севшее на лист насекомое приклеивается к нему. Пытаясь вырваться, жертва приводит клетки в состояние «возбуждения». Сигнал по внутреннему жидкому содержимому клеток передается в ножку щупальца, затем в пластинку листа и наконец в соседние щупальца. Соседние волоски наклоняются в сторону источника движения, и в результате добыча оказывается еще более прочно схваченной.

Реакция щупалец листа повышается в тех случаях, когда за механическим следует химическое раздражение, вызываемое веществами, исходящими от тела насекомого. В ответ на раздражение лист медленно сворачивается «в кулачок». Затем следует выделение кислоты и ферментов. Росянка переваривает насекомое внутри свернутого листа в течение нескольких дней. А после этого вновь лист распрямляется, щупальцы разгибаются. Поверхность железок некоторое время остается сухой, и твердые непереваренные остатки насекомого сдувает ветер, а лист росянки снова покрывается «росой» и готов к охоте.

Недавно ученым удалось выделить из сока росянки вещество-алкалоид кониин, которое парализующе действует на насекомое.

На Руси росянку использовали как лечебное растение при простудных заболеваниях. Листьями росянки до сих пор створаживают молоко – они содержат гидролитические ферменты, а в слизи – симбиотические микроорганизмы.

Соком росянки лечили сердечные болезни, атеросклероз, чахотку, астму, хронический бронхит, сводили бородавки и мозоли.

Смертоносный нектар саррацении

Вдоль Атлантического побережья Северной Америки и Канады, на торфяниках и в заболоченных лесах обитают саррацении (Sarracenia), относящиеся к одноименному семейству. Саррацения привлекает внимание насекомых длинными трубковидными ловушками, которые представляют собой видоизмененные листья, отрастающие от подземного корневища. Изумрудные, покрытые густой нарядной сеткой малиновых жилок, истекающие сладким соком, они напоминают сказочные цветки.

Кувшинчики у разных видов высотой от 10 до 80 см. Каждый ловчий лист несет крыловидную оторочку, верхняя часть которой имеет вид крышки. Эти зонтики, возникающие в результате расширения срединной жилки, защищают полость кувшинчика от дождя. Иногда листья-трубки полулежат на поверхности земли, напоминая приподнимающуюся кобру.


Вся оторочка усеяна многочисленными нектароносными железками, которые образуют медовую дорожку, уводящую ползущее насекомое с земли все выше к краю кувшинчика. Жесткие, длинные волоски направлены внутрь кувшина. Они не дают насекомым выбраться обратно. Отягощенное сладкой пищей, насекомое скользит вглубь по гладкой, покрытой воском поверхности кувшина, падая на дно.

Существует две теории переваривания жертвы. По одной из них клетки стенок кувшинчика выделяют пищеварительные, антисептические вещества и являются одновременно всасывающей поверхностью. По другим данным, на дне кувшинов саррацений постоянно живут бактерии, выделяющие пищеварительные ферменты, которые служат растению для переваривания насекомых.

Саррацения

В мае–июне из центра розетки саррацении появляются одиночные красные, или красно-фиолетовые, или желтые цветки с приятным ароматом на длинных цветоножках. По форме они напоминают цветки нарцисса выпуклой трубкой, закрытой спереди. В настоящее время выведено много красивых форм саррацений, отличающихся формой, размерами и окраской листьев.

Токсичный экстракт саррацений начали использовать еще индейцы. Современные исследования доказали ее слабительное, тонизирующее действие и способность лечить болезни почек, мочевого пузыря и желудка (например, диспепсии) и лейкемию.

Прожорливые «желудки» непентеса

Непентес (Nepenthes– один из самых больших родов насекомоядных растений семейства аристолохиевые. В природе непентесы произрастают в тропических лесах от Мадагаскара до Австралии; могут встречаться в горах на высоте до 2000 м, на краю леса, в зоне морского прибоя.

Эта кустовидная лиана чаще всего ведет эпифитный образ жизни. Стебли растений обвивают стволы деревьев на десятки метров в высоту, вынося свои узкие кистевидные соцветия с невзрачными цветками к свету. Листья непентесов крупные, овально-ланцетовидные с оттянутой верхушкой. Наряду с обычными развиты своеобразные кувшинчатые листья, являя собой пример видоизменения органа для выполнения узкой функциональной задачи.

Взрослый лист непентеса состоит из трех частей: широкая зеленая пластинка служит для фотосинтеза; средняя нитевидная часть наделена контактной чувствительностью и является органом, с помощью которого растение лазит, обвивая листья деревьев; верхушечная часть превращена в кувшинчик с крышечкой и приспособлена для ловли насекомых. Урны у различных видов непентеса отличаются по размерам: от 2 до 50 см в длину. Кувшинчики окрашены в яркие цвета: красные, молочно-белые, расцвечены пятнистым рисунком.

Зонтик многих видов по краям снабжен острыми и длинными волосками, направленными во все стороны и преграждающими путь в кувшинчик непрошеным гостям – птицам, мелким зверькам. На внешней поверхности кувшинчика имеется зазубренная оторочка. На нижней стороне зонтика, не пропускающего дождь, и на внутренней поверхности воротничка располагаются железки, выделяющие нектар. Насекомое, привлеченное его запахом, забирается глубже под крышечку.

Внутренняя поверхность стенок кувшинчика покрыта двухслойным восковым налетом: нижний слой состоит из тонкой сеточки выступов, а верхний – из налегающих друг на друга мельчайших чешуек, которые прилипают к лапкам насекомого и, отрываясь от нижнего слоя, заставляют жертву как на коньках скользить вниз. 

Добыча не вылетает из ловушки: дурманящее вещество, содержащееся в нектаре, усыпляет, а нависающая крышечка дезориентирует насекомое. Хаотичные движения жертвы активизируют железы внутри сосуда, выделяющие муравьиную кислоту и пищеварительные ферменты.

Энергия переваривания белковых веществ у непентесов более высокая, чем у других насекомоядных растений: процесс занимает всего 5–8 часов. За это время от насекомого остается только хитиновый скелет, но и он в скором времени будет переварен.

Крупный кувшинчик напоминает желудок животного: количество жидкости в нем доходит до 1–2 л, а насекомых, находящихся в нем, может быть более нескольких сотен. Размеры ловушки-кувшинчика непентеса позволяет ему ловить крыс и мелких птиц. В процессе разложения насекомых и развития в кувшинчике бактерий появляется специфический запах гнили, привлекающий к растению новых жертв. Каждый кувшинчик живет около года.

Непентес используется малайцами несколькими способами. Истолченные корни принимают при желудочной боли и дизентерии, которая является общей проблемой для Малайзии. Лечебный эффект объясняется присутствием в ткани нафтохинонов. Соки стебля применяются для лечения лихорадки. Все растение используется как рвотное.

  • Хитрые ловушки жирянки

Жирянки (Pinguicula) произрастают на торфяных болотах, в сырых местах во многих регионах земного шара. Их округлые листья собраны в крупную розетку, имеют глянцевую поверхность за счет покрывающего их «жира» – к нему и приклеиваются насекомые.

Верхняя поверхность листьев густо покрыта железками двух типов: на длинных и коротких ножках. У первых головки покрыты липкими выделениями и служат для ловли насекомых; вторые выделяют пищеварительный сок.

Попавшие в ловушку насекомые вызывают механическое раздражение железок, которое передается по тканям листовой пластинки, и ее края загибаются вверх. При этом обильно выделяется пищеварительный сок, который помимо пищеварительных ферментов содержит антисептические вещества. Последние препятствуют размножению бактерий.

Поглощение питательных веществ происходит через многочисленные тончайшие поры. Листья остаются свернутыми не более 48 часов.

Летние листья, на которых расположено большое количество чувствительных волосков с капельками жидкости, к осени отмирают. Вместо них отрастают зимние листья, которые вдвое меньше летних и лишены липкой субстанции.

Жирянка крупноцветная (Pinguicula grandiflora) произрастает в Ирландии. Летом из середины розетки вырастает длинный цветонос с крупными светло-фиолетовыми цветками, похожими на изящную бабочку.


Приложение 3. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Виды учебной деятельности обучающихся.

1.

Введение

1

Работают со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.

Определяют понятия: предмет экологии, структура экологии.

2.

Редкие и исчезающие растения Курской области.

3

Знакомятся с Красной книгой Курской области,

Анализируют виды растений Курской области, занесенных в Красную книгу.

Пишут реферат "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды растений Курской области".

Делают презентацию " Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Курской области".

3.

Растения-рекордсмены

5

Работают с интернетом, справочной литературой.

Пишут реферат «В мире гигантов: растения»

Делают презентацию растения-рекордсмены

4.

Растения - карлики

3

Знакомятся с растениями - карликами.

Работают с интернетом, справочной литературой.

Пишут реферат «Растения-карлики»

Делают презентацию

5.

Плотоядные растения.

5

Знакомятся с плотоядными растениями

Работают с интернетом, справочной литературой.

Пишут реферат «Плотоядные растения»

Делают презентацию


Итого.

17


Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности

6 класс. «Экология родного края» (34 часа)



п/п

Дата.

Тема занятия.




Планируемые результаты

план

факт

1.













Введение

Предметные:

Учащиеся должны уметь:

— определять понятия «гиганты», «карлики», «эндемики»,;

Метапредметные: уметь:

— получать информацию из различных источников;

работать со справочной литературой

— определять отношения объекта с другими объектам

Личностные:

— понимать социальную значимость экологии;

— воспитывать любовь к природе

2.



Красная книга. Виды растений Курской области, занесенных в Красную книгу










Предметные: Учащиеся должны знать:

— редкие и исчезающие виды растений и места их обитания.

— Виды растений Курской области, занесенных в Красную книгу.

Учащиеся должны уметь:

— давать определения реликтам и эндемикам .

Метапредметные: уметь:

— работать со справочной литературой

Познавательные:

поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей;

Личностные:

уметь находить ответ

Коммуникативные :

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

3.



Реликты и эндемики флоры Курской области.

4.



Охрана растений родного края.

5.



Самое большое и самое высокое дерево.

Предметные: Учащиеся должны знать:

— характеристику и место произрастания растений гигантов

Метапредметные: уметь:

— работать со справочной литературой

Личностные

Потребность в объективной оценке своей работы

Коммуникативные:

Умение работать в малых группах.


6.



Самое длинное дерево

7.



Самое толстое и старое дерево

8.



Самое быстрорастущее дерево

9.



Самая высокая трава.


10



Тундровые карликовые растения

Предметные: Учащиеся должны знать:

— характеристику и место произрастания карликовых растений

Метапредметные: уметь:

— работать со справочной литературой

Личностные

Потребность в объективной оценке своей работы

Коммуникативные:

Умение работать в малых группах.

11



Высокогорные карликовые растения

12



Хвойные карликовые растения

13



Венерина мухоловка

Предметные: Учащиеся должны знать:

— характеристику и место произрастания плотоядных растений

Метапредметные: уметь:

— работать со справочной литературой

Личностные

Потребность в объективной оценке своей работы

Коммуникативные:

Умение работать в малых группах.


14



Росянка круглолистная


15



Непентес

16



Саррацения

17



Жирянки



4. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения


1.Алексеев Б.Д. «Гиганты и карлики растительного мира» - Москва: «Агропромиздат», 1987 - с.192

2. http://hatyna.com/wp-content/uploads/2017/08/4288ed2eb7382f687652bb12e9f511f7.jpg самое высокое дерево

3. https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0ada/00067379-7ab3d4e7/img4.jpg самая большая крона

4.http://friendly-life.ru/wp-content/uploads/2016/10/banan-travyanistoe-rastenie-min.jpgсамая высокая трава

5.http://samoe-samaya.ru/priroda/samaya-bolshaya-kuvshinka.html самая большая кувшинка

6.https://sites.wrk.ru/cache/sites/e/n/engschool18.ru/uploads/posts/2010-05/640x/1275332661_rrrrr8.jpgсамый большой цветок

7.  https://fishki.net/1478000-v-mire-gigantov-rastenija.html © Fishki.net

8. http://www.mir-rasteniy.narod.ru  карликовые растения

9. Насекомоядные растения / С. С. Морщихина // Моршин — Никиш. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 17).

10. Бекетов А. Н. Насекомоядные или мясоядные растения // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.









13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!