СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Земля-наш общий дом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая прогрмма по внеурочной деятельности "Земля-наш общий дом" для 1-4 классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Земля-наш общий дом"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2 г. Азова




Утверждена:

приказ № от 01.09.2018

Директор МБОУ СОШ № 2

___________И. П. Дьяченко










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

"Земля - наш общий дом"

для 3 класса

по общекультурному направлению

Срок реализации 1 год









Составитель: Турыгина М.С.

учитель начальных классов








г. Азов

2018


Пояснительная записка

Кружок «Земля – наш дом», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией. Программа реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Цель: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников.

Программа ставит перед собой следующие задачи:

- формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;

- формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;

- формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей.

- воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;

- развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;

- развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и безобразного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;

- развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;

- развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.

Представленная целостная программа разработана для уча­щихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

1-й год обучения - «Знакомые незнакомцы» (33 часа):

2-й год обучения – «Экология моего дома» (34 часа)

3-й год обучения – «Неживое в природе. Жизнь растений и грибов» (34часа)

4-й год обучения - «Познавательная экология» (34 часа).

Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут в 1 классе, по 35 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.

В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Личностные результаты:

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты:

Регулятивные умения:

- предвосхищать результат;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Познавательные умения:

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

- установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные умения:

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.


Содержание курса внеурочной деятельности

1 класс

«ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ» (33 часа)


п/п

Название раздела

Содержание раздела

Количество часов

1.

Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»

Знакомство с программой работы кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Практическая работа « Путешествие в мир животных: Игра «Поле чудес»

1

2.

«Дикие животные»

Заяц - «Длинное ухо».

Разгадывание загадок, рассказ учителя (матер. из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа «знакомство с народными приметами и пословицами».

Лисица. «Лиса Патрикеевна» .

Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.

Серый хищник – волк.

Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов, Практическая работа в группах - «Раскрась»

Хозяин леса – медведь.

Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал из энциклопедии), чтение рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».

Любознательный зверёк – белка.

Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка», Работа в группах – «Собери мозаику»

Куница - охотник на белок.

Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда .Творческая работа «Придумай загадку»

Лесной красавец – лось.

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось» работа по содержанию рассказа, работа в группах - Панно «Лесной красавец»

Сердитый недотрога - ёж.

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж» Игра: «В гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика»

Подземный житель – крот.

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики» Игра: «Поле чудес»

Всеядное животное — бар­сук .

Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику»

Бобр-строитель.

Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.

Запасливый бурундук.

Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием , беседа.

Кабан - дикий родственник домашней свиньи.

Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан»,Конкурс «Кто?, Где ?, Когда?.

Мышка-норушка.

Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь»или «Полёвка»,разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».

Рысь - родственник кошки.

Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь»,рисование домашней кошки или рыси.

Соболь - «дорогой» зверёк.

Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».

Тигр - самая большая кош­ка на Земле.

Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета.

Косуля - самый маленький европейский олень.

Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».

Обобщающий урок о диких животных.

Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.

19

3.

«Пернатые жители»


Воробей - самая распро­странённая птица на Земле.

Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, на­родные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»

Ворона - «интеллектуаль­ная» птица.

Картинки с изображением вороны, загадки, народные приме­ты. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета.

Ворон - красивая, умная птица.

Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Ворон» .Работа в группах «Рисование ворона»

Сорока - белобока - «лесная сплетница».

Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, пого­ворки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещётка» «Лесной доктор» - дятел.

Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками ,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».

Соловей - «великий маэст­ро».

Знакомство с соловьём, сообщения учеников, за­гадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».

Галка - городская птица.

Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кросс­ворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику».

Загадочная птица - кукуш­ка.

Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок , Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок» .Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».

«Пернатая кошка» - сова.

Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»

Любимая птица – снегирь.

Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь». Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.

«Сестрицы-синицы» - са­мые полезные птички Рос­сии.

Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами.

«Золотая птица» — иволга.

Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными приметами. Игра «птичьи расцветки».

Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания.

Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут ? Конкурс «Знатоки сказок».

13

Итого

33



2 класс

«ЭКОЛОГИЯ МОЕГО ДОМА» (34 часа)


п/п

Название раздела

Содержание раздела

Количество часов

1.

Введение

Что такое экология?

Знакомство детей с целями и задача­ми кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Эко­логия - наука, изучающая собствен­ный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Про­стейшая классификация экологиче­ских связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри жи­вой природы на примере дубового леса (между растениями и животны­ми, между различными животными); связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии на основе анализа примеров.

1

2.

«Мой дом за окном»

Мой дом.

Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе

Дом, где мы живем.

Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и по­рядка в своем доме.

Практическое занятие «Уборка школьного двора».

Техника безопасности. Распределе­ние обязанностей. Отчет о выполне­нии задания.

Практическое занятие «Деревья твоего двора».

Зеленые насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делали осенью для здоровья деревьев?

Птицы нашего двора.

Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц (лес, птичник, водоем) Перелетные птицы. Зимующие птицы. Замечательные птицы: самые маленькие(колибри), самые большие (страус, пингвин, индюк). Значение птиц в жизни человека. Помощь птицам в трудные времена. Какие кормушки можно соорудить для подкормки птиц зимой.

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц».

Техника безопасности. Распределе­ние обязанностей. Вывешивание кормушек

6

3.

« Я и моё окружение»

Моя семья.

Происхождение слова «семья» (от слова «семя»). Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, затем и добрые плоды. Занятие и обязанности членов семьи по веде­нию общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить.

Соседи-жильцы.

Доброжелательные отношения с ни­ми. Все мы — соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаи­мопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа

Мой класс.

Свет, тепло, уют. Для чего предна­значена мебель, растения? Что необ­ходимо сделать для создания уюта в классной и игровой комнатах? Дежурство по классу

Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой ком­натах».

Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проде­ланной работе

Дом моей мечты.

Из чего сделан дом? Что в нем будет? Чего в нем не будет?

Рассказы, стихи о семье.

Чтение стихов, художественной ли­тературы о семье, любви, дружбе, труде

Комнатные растения в квартире, в классе.

Познавательное, эстетическое и ги­гиеническое значение, условия со­держания, правила расстановки комнатных растении с учетом приспо­собленности к условиям существо­вания. Знакомство с комнатными растения­ми класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещенность, час­тоту полива. Уход за комнатными растениями

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями».

Пересадка комнатных растений. Фор­мовка крон и обрезка. Распределение обязанностей по ухо­ду за комнатными растениями. Их выполнение. Наблюдение изменений, произошедших после проведенных работ.

Практическое занятие «маленький огород на подоконнике».

Подготовка семян к посеву. Подго­товка почвы. Посадка луковиц лука, гороха; проращивание почек на сре­занных веточках тополя, сирени.

9

4.

«Гигиена моего дома»

Гигиена класса.

Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигие­на жилища. Режим проветривания класса. Влаж­ная уборка. Дежурство. Уход за ком­натными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев). Уход за домашними живот­ными

Практическое занятие «Гигиена класса».

Распределение обязанностей, выпол­нение работы, отчет групп о проде­ланной работе. Необходимость в со­блюдении правил гигиены

Бытовые приборы в квартире.

Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влаж­ность воздуха в квартире, на жизне­деятельность человека. Правила об­ращения с газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользу­ется, правила безопасности при их эксплуатации

Экскурсия в школьную кухню.

Знакомство с кухней, бытовыми при­борами. Правила безопасности при использовании бытовых приборов

Наша одежда и обувь.

Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические ^ги­гиенические требования, условия содержания, уход.

Русская народная одежда.

История появления одежды. Знаком­ство с русской народной одеждой

Практическое занятие «Русская национальная одежда».

Придумывание одежды. Как зашить дырку, пришить пугови­цу, вычистить щеткой верхнюю одежду?

7

5.

«Вода – источник жизни»

Вода в моем доме и в природе.

Откуда поступает вода в дом, на ка­кие нужды расходуется, куда удаля­ется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?

Стихи, рассказы о воде в природе.

Чтение рассказов, стихов о воде в природе. Чтение рассказов о загрязнении Мирового океана

Вода в жизни растений и животных.

Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?

Теория и практика «Вода и здоровье человека. Личная гигиена».

Зачем человеку нужна вода? Как по ступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется

из организма? Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды. Градусник для измерения температуры воды.

4

6.

«Солнце и свет в нашей жизни»

Солнце, Луна, звезды – источники света.

Солнце - естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения.

Влияние тепла и света на комнатные растения

Практическое занятие по размеще­нию комнат­ных растений с учетом по­требности те­пла и света.

Провести наблюдения по выявлению светолюбивых и теплолюбивых ком­натных растений. Распределить! обя­занности. Отчет о выполненной ра­боте. Наблюдение после произведён­ной работы

3

7.

«Весенние работы»

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву.

Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке ( перекопка, внесение удобрений). Опыт «Влияние сроков посева на цветение декоративных растений» Инструктаж по технике безопасности.

Практическое занятие по посадке растений и уход за ними.

Инструктаж по технике безопасности. Разбивка грядок. Посадка растений. Организация дежурства членов кружка «Юный эколог» уход и наблюдение за всходами. Опыт «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений.

2

8.

«Воздух и здоровье»

Воздух и здоровье человека.

Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.

Практическое занятие «Уборка в классе».

Инструктаж по технике безопасности. Влажная уборка класса. Проветривание

2

Итого

34










3 класс

«НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ» (34 часа)


п/п

Название раздела

Содержание раздела

Количество часов

1.

Введение

Вводное занятие. Мы жители планеты Земля.

Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле.

Мир вокруг.

Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.

2

2.

«Человек и природа»

Экология и мы.

Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.

Осенние работы в поле.

Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница – озимая, яровая.

Практическое занятие «Пришкольный участок».

Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. Работа на участке, инструктаж по технике безопасности.

Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи.

Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта.

Осень в лесу (экскурсия)

Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе – желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.

5

3.

« Неживое в природе»

Неживая природа.

Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня»

Солнце – источник тепла и света.

Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье

Вода, её признаки и свойства

Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды».Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния,

круговорот воды

Берегите воду!

Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги. Источники загрязнения. Работа над проектом « Сбережем капельку!»

Почва – святыня наша.

Почва – необходимая среда для растений Опыты по составу почвы (вода, воз­дух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы».

Практическое занятие «Почва – состав и свойства почвы».

Практическая работа по об­работке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране

Погода. Климат.

Дать общее понятие погоды и клима­та. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в при­роде Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»

Предсказание погоды по народным приметам.

Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью.

Почему нельзя..?

Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения»

Практическое занятие «Диалоги с неживой природой».

Ролевая игра «Пойми меня». Созда­ние ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Ак­туализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. Акция «Мы, про­тив мусора!»

12

4.

«Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой»

Практикум «Хлебные крошки».

Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки.

Кто улетает, а кто остаётся.

Актуализировать представления де­тей о птицах как о группе животных и о перелет­ных птицах области. Формировать представления детей о приспособле­ниях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за пти­цами. Работа по определению птиц края.

Экологические связи неживой и живой природы.

Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели

Вода и жизнь.

Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров.

Растения рядом.

Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев.

Комнатные растения.

Комнатные растения разных эколо­гических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному ком­плексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив)

Размножение комнатных растений.

Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черен­ки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка

Дикорастущие растения луга, водоёма , ласа.

Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.

Практическое занятие «Растения луга и леса».

Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями.

9

5.

«Царство грибов»

Съедобные грибы.

Сформировать представление о гри­бах как части живой природы; пока­зать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных ве­ществ. Дать представление о строении шля­почных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки

Несъедобные грибы.

Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в при­роде (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным)

Микроскопические организмы.

Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.

3

6.

«Сельскохозяйственный труд весной»

Сельскохозяйственные машины и орудия.

Закрепить представления о сезонности труда, представление о видах и значении труда людей весной в поле, в огороде.

Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке.

Разбивка грядок для посадки куль­турных растений. Изготовление лу­нок для посадки деревьев и кустарников на пришкольном участке. По­белка стволов Дежурство и на­блюдение юных экологов за всходами. Акция с привлечением родителей

Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке.

Посадка декоративных растений. Опыты:

1. «Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений».

2. «Влияние удобрений на рост и раз­витие высаженных растений». Изго­товление колышков и этикеток.

3

Итого

34



4 класс

«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» (34 часа)


п/п

Название раздела

Содержание раздела

Количество часов

1.

Введение

Введение. Жизнь на Земле

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.

1

2.

«Среда обитания»

Времена года на Земле.

Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе.

Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели.

Изменения окружающей среды.

Смена естественных и регулярных изменений, их взаимосвязь (количество растительности – численность травоядных – численность хищников)

Практическое занятие «Осень на пришкольном участке».

Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем.

Условия жизни растений.

Дикорастущие и культурные растения. Теплолюбивые и светолюбивые растения

Разнообразие животных, условия их жизни.

Представление о классификации животного мира. Местообитание животных в экосистеме. Цепи питания.

6

3.

«Жизнь животных»

Динозавры – вымерший вид животных.

Обсуждение прочитанных книг о динозаврах, рассматривание рисунков

Просмотр видеофильма о жизни динозавров.

Рассматривание и обсуждение внешнего вида и образа жизни различных видов динозавров.

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?

Полезные взаимосвязи природы и человека. Что делать для сохранения вымирающих видов? Подбор и обрабатывание материала к теме проекта.

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений.

Знакомство с разделами Красной книги. Красная книга Ставропольского края. Разгадывание загадок.

4

4.

«Реки и озера»

Реки и озера.

Пресная вода. Осадки.

Получение кислорода под водой.

Жители рек - рыбы. Как работают жабры, другие способы получения кислорода (личинки комаров - через трубочку, жук-карусельщик носит под крыльями воздушный пузырь)

Пресноводные животные и растения.

Беседа об обитателях пресных вод. Рыбы, амфибии. Сообщения детей о жите­лях пресных водоемов

Жизнь у рек и озер.

Обитатели берегов рек и озер. Водоплавающие млекопитающие (перепончатые конечности)

Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов».

Кислотные дожди, нитраты. Сброс отходов, плохая очистка точных вод - причина загрязнения водоемов

Околоводные птицы.

Особое питание, перья и другие приспособления. Составление цепи питания

Подготовка акции «Сохраним первоцвет!».

Чтение рассказов о первоцветах, рассматривание первоцветов в Красной книге края.

Акция «Сохраним первоцвет!».

Доклады учащихся о раннецветущих растениях. Составление обращения к жителям станицы (составление и распространении листовок – призывов.

8

5.

«Человек и животные»

Жизнь среди людей.

Жизнь в городах. Человек и животное. Изготовление кормушек

Ролевая игра «Это все кошки».

Домашние животные.

Знакомство с разновидностями домашних животных. Рассказы детей о своих питомцах. Конкурс загадок о животных. Работа в группах: аппликация – декупаж.

Викторина «Собаки – наши друзья».

Загадки, рассказ учителя (материал из энциклопедии). Игра – викторина «Породы собак».

Уход за домашними животными

Разработка инструкции по уходу и содержанию домашних питомцев (кошки, собаки, хомячки, морские свинки, попугаи, канарейки).

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

Подбор и обработка материала к проекту. Работа в группах.

Люди и паразиты.

Понятие – паразиты. Питание за счёт других. Работа со справочной литературой.

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями.

Жизнь бактерий и вирусов под микроскопом. Полезные и вредные вирусы и бактерии. Иммунная система человека. Мини- сочинение «Защити себя»

8

6.

«Сельскохозяйственный труд »

Почва.

Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки. Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые).

Семена овощных и декоративных культур.

Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян.

Заботы хлебороба весной.

Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и значении труда людей весной в поле.

Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений.

Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту клейстером, приготовленной из пшеничной муки.

Подготовка почвы на пришкольном участке.

Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических удобрений.

Высадка рассады на участке. Составление графика полива.

Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы (по цветовой гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах.

Декоративные растения.

Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник», «дерево», «травянистое растение».

7

Итого

34


п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

1

Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»

1



Раздел "Дикие животные"

19


2

Заяц - «Длинное ухо»

1


3

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

1


4

Серый хищник - волк

1


5

Хозяин леса - медведь

1


6

Любознательный зверёк -белка

1


7

Куница - охотник на белок

1


8

Лесной красавец - лось

1


9

Сердитый недотрога- ёж

1


10

Подземный житель - крот

1


11

Всеядное животное — бар­сук

1


12

Бобр-строитель

1


13

Запасливый бурундук

1


14

Кабан - дикий родственник домашней свиньи

1


15

Мышка-норушка

1


16

Рысь - родственник кошки

1


17

Соболь - «дорогой» зверёк

1


18

Тигр - самая большая кош­ка на Земле

1


19

Косуля - самый маленький европейский олень

1


20

Обобщающие занятие о диких животных

1



Раздел "Пернатые жители"

13


21

Воробей - самая распро­странённая птица на Земле

1


22

Ворона - «интеллектуаль­ная» птица

1


23

Ворон - красивая, умная птица

1


24

Сорока-белобока - «лесная сплетница»

1


25

«Лесной доктор» - дятел

1


26

Соловей - «великий маэст­ро»

1


27

Галка - городская птица

1


28

Загадочная птица - кукуш­ка

1


29

«Пернатая кошка» - сова

1


30

«Сестрицы-синицы» - са­мые полезные птички Рос­сии

1


31

Наш добрый сосед - скво­рец

1


32

«Золотая птица» — иволга

1


33

Обобщающее занятие о птицах

1


Итого

33


Календарно-тематическое планирование

1 класс


2 класс

п/п

Тема занятий

Количество часов

1

Что такое экология?

1


Раздел "Мой дом за окном"


2

Мой дом

6

3

Дом, где мы живем

1

4

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

1

5

Деревья твоего двора

1

6

Птицы нашего двора

1

7

Практическое занятие «Изготов­ление кормушек для птиц»

1


Раздел "Я и мое окружение"

9

8

Моя семья

1

9

Соседи-жильцы

1

10

Мой класс

1

11

Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой ком­натах»

1

12

Дом моей мечты

1

13

Рассказы, стихи о семье

1

14

Комнатные растения в квартире, в классе

1

15

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

1

16

Практическое занятие «маленький огород на подоконнике»

1


Раздел "Гигиена моего дома"

7

17

Гигиена класса

1

18

Практическое занятие «Гигиена класса»

1

19

Бытовые приборы в квартире

1

20

Экскурсия в школьную кухню

1

21

Наша одежда и обувь

1

22

Русская народная одежда

1

23

Практическое занятие «Русская национальная одежда»

1


Раздел "Вода - источник жизни"

4

24

Вода в моем доме и в природе

1

25

Стихи, рассказы о воде в природе

1

26

Вода в жизни растений и животных.

1

27

Вода и здоровье человека. Личная гигиена.

1


Раздел "Солнце и свет в нашей жизни"

3

28

Солнце, Луна, звезды – источники света

1

29

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

1

30

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света

1


Раздел "Весенние работы"

2

31

Практическое занятие по подготовке почвы к посеву

1

32

Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними

1


Раздел "Воздух и здоровье"

2

33

Воздух и здоровье человека

1

34

Практическое занятие «Уборка в классе»

1

Итого

34



3 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Вводное занятие. Мы жители планеты Земля

1



2

Мир вокруг.

1



Раздел "Человек и природа" 5 ч

3

Экология и мы.

1



4

Осенние работы в поле

1



5

Практическое занятие «Пришкольный участок»

1



6

Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи

1



7

Осень в лесу

1



Раздел "Неживое в природе" 12 ч

8 – 9

Неживая природа

2



10

Солнце – источник тепла и света

1



11

Вода, её признаки и свойства

1



12

Берегите воду!

1



13

Почва – святыня наша.

1



14

Состав и свойства почвы

1



15 – 16

Погода. Климат.

2



17

Предсказание погоды по народным приметам

1



18

Почему нельзя..?

1



19

Диалоги с неживой природой

1



Раздел "Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой" 9 ч

20

Практикум «Хлебные крошки»

1



21

Кто улетает, а кто остаётся

1



22

Экологические связи неживой и живой природы

1



23

Вода и жизнь

1



24

Растения рядом

1



25

Комнатные растения

1



26

Размножение комнатных растений

1



27

Дикорастущие растения луга, водоема и леса

1



28

Практическое занятие «Растения луга и леса»

1



Раздел "Царство грибов" 3 ч

29

Съедобные грибы

1



30

Несъедобные грибы

1



31

Микроскопические грибы

1



Раздел "Сельскохозяйственный труд весной" 2 ч

32

Сельскохозяйственные машины и орудия

1



33

Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке

1








4 класс

п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

1

Вводное занятие. Жизнь на Земле

1



Раздел "Среда обитания"

6


2

Времена года на Земле

1


3

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе

1


4

Изменения окружающей среды

1


5

Практическое занятие «Осень на пришкольном участке»

1


6

Условия жизни растений

1


7

Разнообразие животных, условия их жизни

1



Раздел "Жизнь животных"

4


8

Динозавры – вымерший вид животных

1


9

Просмотр видеофильма о жизни динозавров

1


10

Экологический проект «Почему нужно защищать природу?»

1


11

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений

1



Раздел "Реки и озера"

8


12

Реки и озера

1


13

Получение кислорода под водой

1


14

Пресноводные животные и растения

1


15

Жизнь у рек и озер

1


16

Экологический проект « Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов»

1


17

Околоводные птицы

1


18

Подготовка акции «Сохраним первоцвет!»

1


19

Акция « Сохраним первоцвет!»

1



Раздел "Человек и животные"

8


20

Жизнь среди людей

1


21

Ролевая игра «Это все кошки»

1


22

Домашние животные

1


23

Викторина «Собаки – наши друзья»

1


24

Уход за домашними животными

1


25

Работа над проектом «Ты в ответе за тех, кого приручил».

1


26

Люди и паразиты

1


27

Бактерии и вирусы. Борьба с болезнями

1



Раздел "Сельскохозяйственный труд"

7


28

Почва

1


29

Семена овощных и декоративных культур

1


30

Заботы хлебороба весной

1


31

Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений

1


32

Подготовка почвы на пришкольном участке

1


33

Высадка рассады на участке. Составление графика полива

1


34

Декоративные растения

1


Итого

34




Скачать

© 2020 121 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!