ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 59»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор ГБОУ СОШ № 59
_________/ А.Э.Абибулаева/ _________ И.И. Миронова _________О.А. Сидякина
Протокол №___от «___»____2019 г. «____» ___________ 2019 г. Приказ №___от «__»____2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
Севастополеведение
( социальное направление)
для 2 класса
Срок реализации программы: 2019/2020 учебный год
Уровень: базовый
Рабочая программа составлена на основе авторских программ «История юго-западного Крыма с древнейших времён до середины XVIII века», «На черноморском перекрёстке, история Севастополя от основания до середины XX века» (автор Е.Б. Алтабаева), утверждённых Учёным советом СГГУ (протокол №5 от 22.12.2014 г.)
Составитель: Шевцова Екатерина Владимировна,
учитель начальных классов
Рассмотрена на заседании педагогического совета
Протокол № 01 от «26» августа 2019 г
Севастополь
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса Севастополеведение разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторских программ «История юго-западного Крыма с древнейших времён до середины XVIII века», «История Севастополя от основания до середины XX века» (автор Е.Б. Алтабаева), утвержденных Учёным советом СГГУ (протокол № 5 от 22.12.2014 г.). и направлена на развитие личности ребёнка, его духовно-нравственных и интеллектуальных качеств; становление российской гражданской идентичности; овладение духовными ценностями и культурой своей малой Родины – города-героя Севастополя.
Согласно учебному плану ГБОУ СОШ № 59 на 2019-2020 учебный год на изучения курса Севастополеведение во 2-ом классе отводится 1 час в неделю, в год - 34 часа (34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения содержания курса «Севастополеведение» должны отражать:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину – Севастополь;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, проживающих в Севастополе, Крыму, России, мире;
принятие и освоение социальной роли обучающихся, готовности заботиться о родной земле;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
формирование мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты должны отражать:
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
освоение способа решения проблем творческого и поискового характера;
активное использование речевых средств, информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и передачи, интерпретации информации;
готовность слушать и вести диалог, готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметными результатами должны стать:
формирование первичных представлений о наиболее ярких страницах истории родного города; деяниях его основателей, защитников, устроителей; исторических традициях города-героя Севастополя; роли своей семьи в жизни региона, страны;
понимание особенностей быта, культуры, обычаев этносов, проживающих в Юго-Западном Крыму;
освоение доступных способов изучения природы и хозяйства родного края, его памятников и других достопримечательностей;
овладение учебным умением самостоятельно выбирать необходимую историческую информацию, пользоваться справочными источниками для её получения;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в работе с исторической картой, единицами исторического времени;
приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Я и мой город (4 часа)
Я и моя семья. Семейные реликвии. Моя школа. Мой дом. Моя улица. Мой родной город – Севастополь. Экскурсия. Понятия: Родина, малая родина.
Тема 2. Начало истории Севастополя. Его основание (16 часов)
Рождение Севастополя. Рассказ о Ф.Ф. Ушакове и А.С. Грейге и их роли в создании Севастополя. Андреевский флаг. А.И. Казарский. Подвиг брига «Меркурий». Севастополь и его окрестности. Чёрное море и его обитатели. Севастопольские моряки. Херсонес Таврический. Кирилл и Мефодий. Князь Владимир в Корсуне.
Тема 3. Славный путь города. Две обороны. Возрождение (9 часов)
Герои Первой обороны: В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин, матрос Кошка, Даша Севастопольская. Севастополь конца 19 – начала 20 века. Севастополь в Великой Отечественной войне. Севастополь – город-герой. Символы Севастополя. Возрождённый Севастополь.
Тема 4. Современный Севастополь и его жители (5 часов)
Музеи и театры Севастополя. Жители славного города. Мой родной город- Севастополь. Экскурсия. Итоговый урок. Город будущего
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема раздела | Количество часов | Основные виды учебной деятельности (УУД) | В том числе |
Предметные результаты | УУД: регулятивные; познавательные; коммуникативные. | Личностные результаты | |
1 | Я и мой город. | 4 ч. | понимать учебную задачу данного урока; задавать вопросы; рассказывать о жизни семьи, называть по именам, отчествам, фамилиям членов своей семьи; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; оценивать значение семьи для человека и общества; оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; | анализировать фотоматериалы из презентации, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; работать в паре: сравнивать фотографии, различать прошлое настоящее и будущее, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности во взаимодействии с взрослыми, сверстниками коллективно составлять рассказ о школе и классе; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения | оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в общественных местах называть основные достопримечательности села, важные сведения из истории родного села. | Экскурсии |
2 | Начало истории Севастополя. Его основание. | 16 ч. | понимать учебную задачу уроков и стремиться их выполнять; рассматривать иллюстрации в учебных пособиях, извлекать из них нужную информацию; оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения их значимости в общественной и исторической жизни России и Севастополя; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения | работать с картинной картой Крыма; актуализировать имеющиеся знания о городе Севастополе и своём районе; узнавать по фотографиям бухты, улицы, окрестности города; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свою работу | понимать учебную задачу и стараться её выполнить; работать с картой Чёрного моря; работать в паре: узнавать рыб и морских обитателей, осуществлять самопроверку; приводить примеры обитателей Чёрного моря; оценивать поступки людей с точки зрения бережного отношения к природе; -рассказывать о роли растений и животных в природе и жизни людей | |
3 | Славный путь города. Две обороны. Возрождение. | 9 ч | понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; работа с картосхемой оборонительных сооружений; соотносят портреты и фамилии руководителей первой обороны; актуализируют знания об Историческом бульваре; отвечают на итоговые вопросы | рассматривают иллюстрации в рабочей тетради; используя свой жизненный опыт, определяют; возраст юных защитников города; ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя | рассматривают иллюстрации в рабочей тетради;используя свой жизненный опыт, определяют; возраст юных защитников города; ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя описывать внешний вид и местонахождение памятников; рассказывать о символах города, узнавать их; описывать внешний вид и местонахождение памятников; рассказывать о символах города, узнавать их; | |
4 | Современный Севастополь и его жители. | 5 ч. | оценивать поступки людей с точки зрения бережного отношения к городу и природе; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения | анализировать фотоматериалы из презентации, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; работать в паре: сравнивать фотографии, различать прошлое настоящее и будущее, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности во взаимодействии с взрослыми, сверстниками коллективно составлять рассказ о школе и классе; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения | оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в общественных местах называть основные достопримечательности села, важные сведения из истории родного села. | Экскурсии |
| Итого | 34 | | | | 2 |
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 59»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
На заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор ГБОУ СОШ № 59
_________/ А.Э.Абибулаева/ _________ И.И. Миронова _________О.А. Сидякина
Протокол №___от «___»____2019 г. «____» ___________ 2019 г. Приказ №___от «__»____2019 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
внеурочной деятельности
Севастополеведение
( социальное направление)
Учитель: Шевцова Екатерина Владимировна
Количество часов по программе: 34 ч, в неделю: 1 час.
Планирование составлено на основе рабочей программы Шевцовой Е.В., утвержденной на педагогическом совете протокол № 01 от «26».08.2019г.
Севастополь
2019
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Дата |
План | Факт |
| Тема 1. Я и мой город | 4 ч |
1 | Я и моя семья. Семейные реликвии | | | |
2 | Моя школа | | | |
3 | Мой дом. Моя улица | | | |
4 | Мой родной город – Севастополь.Экскурсия | | | |
| Тема 2. Начало истории Севастополя. Его основание | 16 ч | | |
5 | Рождение Севастополя | | | |
6 | Рождение Севастополя | | | |
7 | Потомству в пример | | | |
8 | Потомству в пример | | | |
9 | «Лазаревская эпоха» | | | |
10 | «Лазаревская эпоха» | | | |
11 | Севастополь и его окрестности | | | |
12 | Севастополь и его окрестности | | | |
13 | Севастополь и его окрестности | | | |
14, | Чёрное море и его обитатели | | | |
15 | Чёрное море и его обитатели | | | |
16 | Севастопольские моряки | | | |
17 | Херсонес Таврический | | | |
18 | Херсонес Таврический | | | |
19 | Кирилл и Мефодий | | | |
20 | Князь Владимир в Корсуне | | | |
| Тема 3. Славный путь города. Две обороны. Возрождение | 9 ч | | |
21 | Герои Первой обороны | | | |
22 | Герои Первой обороны | | | |
23 | Севастополь конца 19 – начала 20 века | | | |
24 | Севастополь в Великой Отечественной войне | | | |
25 | Севастополь в Великой Отечественной войне | | | |
26 | Вечный огонь памяти | | | |
27 | Севастополь – город-герой. | | | |
28 | Символы Севастополя | | | |
29 | Возрождённый Севастополь | | | |
| Тема 4. Современный Севастополь и его жители | 5 ч | | |
30 | Музеи и театры Севастополя | | | |
31 | Музеи и театры Севастополя | | | |
32 | Жители славного города | | | |
33 | Мой родной город. Экскурсия | | | |
34 | Итоговый урок. Город будущего | | | |
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
___________/О.А.Сидякина /
«___»________20___ г.
Лист коррекции и внесения изменений
№ урока | Дата по основ. КТП | Дата проведе- ния | Тема урока | Количество часов | Причина корректи-ровки | Способ корректировки |
по плану | дано |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |