Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Юные музееведы» 6 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные музееведы» составлена на основе:
- авторской программы Д.В.Смирнов «Юные музееведы» примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование, под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010.
Для развития, обучения и воспитания подрастающего поколения исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Особое место в современных общеобразовательных организациях отводиться школьным музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития , обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, обучающиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические , материальные, художественные и культурные ценности.
Занятия нацелены на формирование у обучающихся устойчивого интереса к музееведческой деятельности
Цели и задачи обучения:
Цели:
Помочь обучающимся, проявлять стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле
Задачи:
Знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и края
Развитие способностей к поисково-исследовательской и творческой деятельности
Развитие самостоятельности и инициативы
Сроки реализации программы
Авторская программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с обучающимися 6 – 7 классов в течении 2 – х лет обучения. Данная рабочая программа составлена на 2017-2018 учебные годы. Данный курс рассчитан на 70 часов, 1 час в неделю. Примерное распределение учебного времени указанно в тематическом планировании. Занятия направлены на развитие интереса школьников к музееведению. В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.
Формы работы
Программа предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и навыкам научной музейной работы. Значительное большинство занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей, создание творческих исследовательских проектов (выставок, маршрутов экскурсий, научно – исследовательскую деятельность). При реализации программы планируется посещение музеев города Барнаула и Алтайского края.
Планируемые результаты
должны знать:
историю музейного дела
ведущие музеи мира
жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие музейного дела
основы музееведческой деятельности
методику проведения поисково-исследовательской работы
основные термины применяемые в музейном деле
должны уметь:
общаться с людьми
вести исследовательские краеведческие записи
систематизировать и обобщать, собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить
вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу
Содержание курса
Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.
Цели и задачи занятий по программе. Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонд, экскурсия, экспозиция и др.). становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в музеях ОУ.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела, составление кроссворда на тему музея.
Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина.
Современное понимание термина «музееведения. Законодательные акты, регулирующие музейное дело в РФ. Положение о музее в ОУ. Устав объединения музееведов. Права и обязанности юных музееведов.
Практическая работа: поиск в сети интернет основных законодательных актов, регламентирующих деятельность школьных музеев в России. Обсуждение и доработка Устава объединения юных музееведов
Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музея.
Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея
Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.
Практическая работа: обзорная экскурсия в краеведческий музей города Барнаула, Ленинского района. По итогам экскурсии определить функции музея
История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.)
Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).
Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты XVI-XVII вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Зарождение науки музеографии.
Западноевропейские музеи в XVIII в. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях мира; поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями); презентация об одном из известных зарубежных музеев.
История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII – первая половина XIX в.)
Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVII – первой четверти XVII I в. Кунсткамера в Санкт – Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений.
Коллекционирование в России в конце XVIII – первой половине XIX в.
Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями; презентация об одном из известных музеях России.
Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей.
Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в РФ. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с частными и общественными.
Школьный музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного музея. План работы школьного музея. Отчет о деятельности школьного музея.
Практическая работа: участие в планировании деятельности школьного музея и составлении отчёта о выполнении плана работы.
Фонды музея. Работа с фондами.
Определение понятия «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт», и др. музейные предметы как основа работы школьного музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фондовой работы в школьном музее.
Практическая работа: знакомство с фондами школьного музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея.
Музейная экспозиция и её виды.
Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы». Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, фонокомментарии, указатели и др.)
тематическое планирование
внеурочной деятельности «Юные музееведы»
(1 час в неделю, 34 часа, 6 класс)
№ урока | Дата | Тема | Количество часов |
всего | теория | практика |
6 класс | | | |
1 | 04.09 – 6 а,б | Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения. | 4 | 1 | 3 |
2 | 11.09 – 6 а,б |
3 | 18.09 – 6 а,б |
4 | 25.09 – 6 а,б |
5 | 02.10 – 6 а,б | Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина. | 4 | 2 | 2 |
6 | 09.10 – 6 а,б |
7 | 16.10 – 6 а,б |
8 | 23.10 – 6 а,б |
9 | 13.11 – 6 а,б | Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музея | 4 | 2 | 2 |
10 | 20.11 – 6 а,б |
11 | 27.11 – 6 а,б |
12 | 04.12 – 6 а,б |
13 | 11.12 – 6 а,б | История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.) | 5 | 3 | 2 |
14 | 18.12 – 6 а,б |
15 | 25.12 – 6 а,б |
16 | 15.01 – 6 а,б |
17 | 22.01 – 6 а,б |
18 | 29.01 – 6 а,б | История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII – первая половина XIX в.) | 5 | 3 | 2 |
19 | 05.02 – 6 а,б |
20 | 12.02 – 6 а,б |
21 | 19.02 – 6 а,б |
22 | 26.02 – 6 а,б |
23 | 05.03 – 6 а,б | Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей. | 4 | 2 | 2 |
24 | 12.03 – 6 а,б |
25 | 19.03 – 6 а,б |
26 | 02.04 – 6 а,б |
5 | 09.04 – 6 а,б | Фонды музея. Работа с фондами. | 8 | 2 | 6 |
28 | 16.04 – 6 а,б |
29 | 23.04 – 6 а,б |
30 | 30.04 – 6 а,б |
31 | 07.05 – 6 а,б |
32 | 14.05 – 6 а,б |
33 | 21.05 – 6 а,б |
34 | 28.05 – а,б | | | |
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Емельянов Б.В., Экскурсоведение / Б.В.Емельянов – М., 2000
Как организовать работу школьного краеведческого музея: методические рекомендации / сост. Н.А.Воронцова. – Пермь, 1974
Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Т.А. Кудриной. – М., 1985.
Интернет ресурсы.