СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Юные музееведы"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юные музееведы" для 6 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности"Юные музееведы"»

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Юные музееведы» 6 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные музееведы» составлена на основе:

- авторской программы Д.В.Смирнов «Юные музееведы» примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование, под ред. В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2010.

Для развития, обучения и воспитания подрастающего поколения исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Особое место в современных общеобразовательных организациях отводиться школьным музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития , обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, обучающиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические , материальные, художественные и культурные ценности.

Занятия нацелены на формирование у обучающихся устойчивого интереса к музееведческой деятельности

Цели и задачи обучения:

Цели:

Помочь обучающимся, проявлять стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле

Задачи:

  • Знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и края

  • Развитие способностей к поисково-исследовательской и творческой деятельности

  • Развитие самостоятельности и инициативы

Сроки реализации программы

Авторская программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с обучающимися 6 – 7 классов в течении 2 – х лет обучения. Данная рабочая программа составлена на 2017-2018 учебные годы. Данный курс рассчитан на 70 часов, 1 час в неделю. Примерное распределение учебного времени указанно в тематическом планировании. Занятия направлены на развитие интереса школьников к музееведению. В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.







Формы работы

Программа предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и навыкам научной музейной работы. Значительное большинство занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей, создание творческих исследовательских проектов (выставок, маршрутов экскурсий, научно – исследовательскую деятельность). При реализации программы планируется посещение музеев города Барнаула и Алтайского края.

Планируемые результаты

должны знать:

  • историю музейного дела

  • ведущие музеи мира

  • жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие музейного дела

  • основы музееведческой деятельности

  • методику проведения поисково-исследовательской работы

  • основные термины применяемые в музейном деле

должны уметь:

  • общаться с людьми

  • вести исследовательские краеведческие записи

  • систематизировать и обобщать, собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить

  • вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу

Содержание курса

  1. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

Цели и задачи занятий по программе. Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонд, экскурсия, экспозиция и др.). становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в музеях ОУ.

Практическая работа: ознакомление с информацией в сети интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела, составление кроссворда на тему музея.

  1. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина.

Современное понимание термина «музееведения. Законодательные акты, регулирующие музейное дело в РФ. Положение о музее в ОУ. Устав объединения музееведов. Права и обязанности юных музееведов.

Практическая работа: поиск в сети интернет основных законодательных актов, регламентирующих деятельность школьных музеев в России. Обсуждение и доработка Устава объединения юных музееведов

  1. Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музея.

Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея

Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.

Практическая работа: обзорная экскурсия в краеведческий музей города Барнаула, Ленинского района. По итогам экскурсии определить функции музея

  1. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.)

Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).

Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты XVI-XVII вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Зарождение науки музеографии.

Западноевропейские музеи в XVIII в. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции.

Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях мира; поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями); презентация об одном из известных зарубежных музеев.

  1. История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII – первая половина XIX в.)

Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца XVII – первой четверти XVII I в. Кунсткамера в Санкт – Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений.

Коллекционирование в России в конце XVIII – первой половине XIX в.

Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями; презентация об одном из известных музеях России.

  1. Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей.

Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в РФ. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с частными и общественными.

Школьный музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного музея. План работы школьного музея. Отчет о деятельности школьного музея.

Практическая работа: участие в планировании деятельности школьного музея и составлении отчёта о выполнении плана работы.

  1. Фонды музея. Работа с фондами.

Определение понятия «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт», и др. музейные предметы как основа работы школьного музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов школьного музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учёт фондов школьного музея. Принципы организации фондовой работы в школьном музее.

Практическая работа: знакомство с фондами школьного музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея.

  1. Музейная экспозиция и её виды.

Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный материал», «тематическая структура», «экспозиционные комплексы». Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, фонокомментарии, указатели и др.)







тематическое планирование

внеурочной деятельности «Юные музееведы»

(1 час в неделю, 34 часа, 6 класс)



№ урока

Дата

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

6 класс




1

04.09 – 6 а,б

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

4

1

3

2

11.09 – 6 а,б

3

18.09 – 6 а,б

4

25.09 – 6 а,б

5

02.10 – 6 а,б

Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина.

4

2

2

6

09.10 – 6 а,б

7

16.10 – 6 а,б

8

23.10 – 6 а,б

9

13.11 – 6 а,б

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музея

4

2

2

10

20.11 – 6 а,б

11

27.11 – 6 а,б

12

04.12 – 6 а,б

13

11.12 – 6 а,б

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XVIII в.)

5

3

2

14

18.12 – 6 а,б

15

25.12 – 6 а,б

16

15.01 – 6 а,б

17

22.01 – 6 а,б

18

29.01 – 6 а,б

История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII – первая половина XIX в.)

5

3

2

19

05.02 – 6 а,б

20

12.02 – 6 а,б

21

19.02 – 6 а,б

22

26.02 – 6 а,б

23

05.03 – 6 а,б

Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей.

4

2

2

24

12.03 – 6 а,б

25

19.03 – 6 а,б

26

02.04 – 6 а,б

5

09.04 – 6 а,б

Фонды музея. Работа с фондами.


8

2

6

28

16.04 – 6 а,б

29

23.04 – 6 а,б

30

30.04 – 6 а,б

31

07.05 – 6 а,б

32

14.05 – 6 а,б

33

21.05 – 6 а,б

34

28.05 – а,б








Список рекомендуемой учебно-методической литературы

  1. Емельянов Б.В., Экскурсоведение / Б.В.Емельянов – М., 2000

  2. Как организовать работу школьного краеведческого музея: методические рекомендации / сост. Н.А.Воронцова. – Пермь, 1974

  3. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Т.А. Кудриной. – М., 1985.

  4. Интернет ресурсы.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!