Рабочая программа по внеурочной деятельности «Природа Якутии» 1-4 класс
1.Пояснительная записка.
Патриотическое воспитание в школе представляет собой составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. Сегодня перед обществом поставлены первоочередные задачи – формирование у детей преданности Родине и гордости за нее в любых экономических и политических ситуациях. Патриотическая деятельность выделена в проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации как приоритетная в организации внеурочной деятельности школьников.
Концепция обновления и развития национальных школ республики Саха (Якутия) определила путь собственного развития образования, установила приоритеты национально-регионального компонента учебного плана, открыла широкий путь идеям подлинной демократизации и гуманизации обучения и воспитания подрастающего поколения.
Необходимо принять меры для сохранения и приумножения добрых, самобытных традиций народа, его духовного, культурного, морального потенциала. Этнокультурный и региональный компоненты образования отражаются в (скрытом содержании образования) – укладе жизни инновационных образовательных учреждений республики. Создание этнокультурной среды, обеспечивающей языковое и культурное разнообразие образовательного пространства – одно из перспективных направлений развития национально-регионального компонента содержания общего образования.
Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
Психологами доказано, что в дошкольном и младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к родине. Любовь к родине не возникает сама по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. Малая Родина (родной край) даёт человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Первые и самые прочные представления берут начало здесь и всю жизнь затем соотносятся с изначальными образами и понятиями. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и рос. У северных народов испокон веков теснейшая связь с природой, особое почитание, преклонение перед ней. Земля и природа в их традиционном мировоззрении считаются одушевленными, а Человек является неотъемлемой частью природы. И потому неудивительно, что вся жизнь и деятельность народов Якутии: их обычаи и традиции, уклад жизни, род занятий, менталитет, восприятие окружающего мира, талант и одаренность, интеллектуальный потенциал, все мечты и чаяния – определяются Природой.
Якутия… Край изумительной, первозданной красоты… Край, который кто хоть раз посетил, не в силах забыть… Край, привлекающий всех своей величественной красотой, несметными природными богатствами, а самое главное, своими людьми, искренне, всем сердцем любящими родную землю, приклоняющимися пред своими предками, свято хранящих обычаи и традиции…
Якутия – это дремучие таежные леса, бескрайние тундровые просторы, седые горные вершины живописные скалы и водопады многоводные реки, синие озера, чистейший воздух, чрезвычайно богатая флора и фауна… Ее удивительный ландшафт поражает не только своим многообразием, но и суровой красотой, невероятным сочетанием природных контрастов и загадочных аномалий – от геологических до космофизических. Где еще увидишь такие красоты и такое разнообразие растительного и животного мира!
Наша республика – уникальный природный регион, не имеющий аналогов в мире. Ни один регион, где живет человек, не имеет столь холодного сурового и контрастного климата, когда зимой обычно морозы за -60°С, а летом зной под сорок градусов. Также нигде в мире нет такой мощной многолетней мерзлоты, и где ее проявления столь ярки и впечатляющи (С.А.Аржакова, доктор географических наук, профессор ЯГУ им. М.К. Аммосова).
Цель курса «Природа Якутии» в начальных классах русскоязычных школ является:
Воспитание человека, осознающего свое место и место человечества в окружающем мире;
Приобщение младших школьников к духовной культуре народов, населяющих территорию Республики Саха (Якутия), к их традициям, обычаям;
Укрепление открытых, доброжелательных, дружеских отношений между людьми разных национальностей.
Задачи:
Создать условия для знакомства учащихся с историей народов Республика Саха (Якутия), их бытом, духовной и материальной культурой;
Формировать ценностное отношение младших школьников к национальной культуре;
Учить применять на практике полученные знания и сформированные умения и навыки;
Способствовать формированию навыков экологической культуре учащихся;
Воспитывать патриотические, нравственные, эстетические чувства у младших школьников;
Прививать интерес к истории культуре предков, потребность изучать культуру коренных народов.
Особенность данной дополнительной образовательной программы курса «Природа Якутии» в том, что она направлена на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первого года обучения. Обеспечивает приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России. Направляет образовательный процесс на воспитание ребёнка в духе любви к своей малой Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Программа курса «Природа Якутии» рассчитана на учащихся 1-4 классов.
Реализуется в течение одного учебного года (сентябрь - май), занятия проводятся 1 раз в неделю по расписанию.
2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
1. Личностные:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую Родину, формирование ценностей многонационального российского общества. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
- Знать основные этапы формирования народов РС (Я), их главные занятия в древности; способы охоты на мелких животных и медведя, устройство для охоты, приемы охоты, традиции, обычаи, обряды, праздники северных народов.
2.Метапредметные:
- Знать творчество детских писателей и поэтов РС(Я); названия 2-3 сказок, сказов, легенд, мифов народов РС(Я), основных героев Олонхо и их подвиги, назвать два-три обряда, традиции, праздники народов РС(Я);
- Находить средства художественной выразительности в тексте произведений;
- Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности.
3.Предметные:
-Уметь применять полученные знания на практике и в жизни;
- Использовать знания по культуре народов РС(Я) на других предметах;
- Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
Портрет Патриота современной России:
-Обладает патриотическим сознанием, привязан корнями к своей малой Родине.
-Сохраняет историко-культурное наследие, продолжает традиции предков.
-Обладает гражданской ответственностью.
-Проявляет духовную твердость.
-Отзывается на социальные проблемы окружающих.
-Любит свою малую и большую Родину как наследство, оставленное ему предками.
-Ведет активный образ жизни.
-Проявляет творческое отношение ко всем сторонам общественной жизни.
-Заботится об окружающей природе.
-Осознанно трудится во славу России.
-Обладает волей к достижению общественно значимых целей.
-Позитивно относится к социальной и профессиональной деятельности.
-Критически воспринимает негативные явления в обществе, стремится предупредить или рационально бороться с ними.
-Отстаивает национальные интересы России.
Формы и методы организации учебного процесса:
Групповые формы, игровые методы, практические занятия, экскурсии, метод апперцепции (опора на свой жизненный опыт), метод имитации исследования и др.
Программа рассчитана : 1 класс - 33 часа; 2,3,4 классы-34 часа
По источникам знаний:
- словесные;
- наглядные;
- практические.
По степени взаимодействие учителя и учащихся:
- беседа
- самостоятельная работа
В зависимости от конкретных дидактических задач:
- подготовка к восприятию
- объяснение
- закрепление материала
По характеру познавательной деятельности:
- Объяснительно-иллюстративный
- репродуктивный
- проблемный
- частично-поисковый
-исследовательский
По принципу расчленения или соединения знаний:
- аналитический
-синтетический
-сравнительный
-обобщающий
-классификационный
По характеру движения мысли от незнания к знанию:
-индуктивный
-дедуктивный
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации программы ожидается:
в познавательной сфере: развитие творческих способностей;
в историко - краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы курса должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Содержание курса внеурочной деятельности «Природа Якутии»
1 класс
I Раздел. Моя малая родина. Государственное устройство Республики Саха (Якутия): Что такое Родина? Символы нашего государства. Президент, правительство. Понимание важности Родины для человека, уточняются знания о символах государства.
II Раздел. Якутия в прошлом. Древняя Якутия: мир динозавров, мамонтов и древних людей. Открытие и освоение Якутской земли. Присоединение Якутии к России.
III Раздел. География Якутии. Земля, закованная в лед и снег. Почему в Якутии холодно? Отчего светится воздух? Северный Ледовитый океан и арктические льды. Что называют "Ледяным сфинксом Якутии"? Природные зоны Якутии: тундра, лесотундра, тайга, леса, степные ландшафты и горы Якутии. Реки и озера. Природные богатства Якутии. Полезные ископаемые.
IV Раздел. Уникальная природа Якутии. Растительный и животный мир. Охрана природы. Лекарственные растения. Природные уникумы. Ленские столбы – царство каменных скал. Мамонтовая гора. Тулуканы - северные пустыни. Священные места Якутии.
V Раздел. Устное народное творчество. Героический эпос. Сказки, пословицы и поговорки коренных народов Якутии. Исторические предания. Исторические рассказы. Легенды. Олонхо.
VI Раздел. Земля Якутии. Коренные народы. Люди и холод. Якутская лошадь. Якутская лайка – самая древняя домашняя собака. Оленья страна. Правила таежного этикета.
2,3,4 класс
I Раздел. Моя малая родина. Государственное устройство Республики Саха (Якутия): Что такое Родина? Символы нашего государства. Президент, правительство. Понимание важности Родины для человека, уточняются знания о символах государства.
II Раздел. Якутия в прошлом. Древняя Якутия: мир динозавров, мамонтов и древних людей. Открытие и освоение Якутской земли. Присоединение Якутии к России.
III Раздел. Красота и богатство природы. Растения родного края. Красота якутской тайги. Экскурсия в природу. Кладовая якутских лесов. Богатство якутских лесов. То где живет? Разнообразие растений и животных Якутии. Взаимосвязь растений, животных и среды обитания Животный мир Якутии. Дикие и домашние животные нашего региона. Роль домашних животных в жизни человека. Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных. Кто такие птицы. Домашние и дикие птицы. Где зимуют птицы? Какие птицы нашего края занесены в Красную книгу? Игры, загадки, пословицы, поговорки о птицах. Зимующие птицы Испытание для птиц – зимние морозы. Питание различных птиц в зимний период. Практическая работа «Изготовление кормушек» Встречам зиму! Народные приметы. Что сегодня за день, как по нему судить о предстоящей погоде? Практическая работа. Сбор народных пословиц, примет, присловий о временах года. Природа готовится к зиме Значение листопада в жизни растений. Зимние квартиры животных. Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Реки и озера. Обучение работы с картой умению находить и показывать на физической карте реки, озера. Практическая работа: составление правил поведения на водоемах.т. Красная книга. Охрана редких и исчезающих животных Якутии. Красная книга – сигнал бедствия. Полезные ископаемые. Беседа: о местах и способах добычи полезных ископаемых, о практическом значении. Полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые добывают в нашем районе. Экскурсия на угольный разрез. Весеннее пробуждение. Жизнь растений весной. Цветение деревьев и кустарников. Опасности для человека в лесу весной. Меры профилактики от укусов таёжными клещами. Природа пробуждается, расцветает. Идея сохранения.
IV Раздел. Красота человека. Многонациональность жителей. Якутия – многонациональный край. Традиционные занятия якутов. Национальный костюм . Для древнего человека одежда имела магические свойства. Заворачиваясь в определенную шкуру, он, например, хотел отогнать злых духов. Древний человек надел на себя шкуры животных и вешал на шею нанизанные на нитку бусы и камни. Практическая работа. Изготовление оберега. Традиционные ремесла моего края. Беседа: познакомить с народными и художественными промыслами края. Национальные игры народов Якутии. Практическая работа: разучивание игр. Самобытность якутского слова. Своеобразия сказочных персонажей. Устное народное творчество.
Тематическое планирование «Природа Якутии» 1 класс
№ | Темы разделов | Количество часов |
1 | Моя малая родина -4 часа | 4 |
2 | Якутия в прошлом-3 часа | 3 |
3 | География Якутии-10 часов | 10 |
4 | Уникальная природа Якутии-6 часов | 6 |
5 | Устное народное творчество-5 часов | 5 |
6 | Земля Якутии -5 часов | 5 |
| Всего: | 33 |
Тематическое планирование «Природа Якутии» 2-4 класс
№ | Темы разделов | Количество часов |
1 | Моя малая родина | 3 |
2 | Якутия в прошлом | 3 |
3 | Красота и богатство природы | 16 |
4 | Красота человека | 12 |
| Всего: | 34 |
Календарно - тематический план по внеурочной деятельности «Природа Якутии» 1 класс
Всего: 33 часа
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Требования к уровню подготовки обучающихся |
План | Факт |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Моя малая родина -4 часа |
1 | | | Введение. Я - якутянин | 1 | - Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую Родину, формирование ценностей многонационального российского общества. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; - Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. - Знать основные этапы формирования народов РС (Я), их главные занятия в древности; способы охоты на мелких животных и медведя, устройство для охоты, приемы охоты, традиции, обычаи, обряды, праздники северных народов. | - знать творчество детских писателей и поэтов РС(Я); названия 2-3 сказок, сказов, легенд, мифов народов РС(Я), основных героев Олонхо и их подвиги, назвать два-три обряда, традиции, праздники народов РС(Я); - Находить средства художественной выразительности в тексте произведений; - Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности. | -Уметь применять полученные знания на практике и в жизни; - Использовать знания по культуре народов РС(Я) на других предметах; - Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; | Формирование представлений о понятиях Родина, государство, государственные символы, культурные традиции. Знать: герб, гимн, флаг РС(Я). |
2 | | | Моя малая родина | 1 |
3 | | | Поселок, где мы живём | 1 |
4 | | | Мой край родной | 1 |
Якутия в прошлом-3 часа | | | | |
5 | | | Мир мамонтов и древних людей. | 1 | | | | Знать: основные этапы формирования народов РС (Я), их главные занятия в древности. |
6 | | | Открытие и освоение Якутской земли. | 1 |
7 | | | Якутия в составе Российского государства | 1 |
География Якутии-10 часов |
8 | | | Земля, закованная в лед и снег. | 1 | - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую Родину, формирование ценностей многонационального российского общества. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; - Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. - Знать основные этапы формирования народов РС (Я), их главные занятия в древности; способы охоты на мелких животных и медведя, устройство для охоты, приемы охоты, традиции, обычаи, обряды, праздники северных народов. | - знать творчество детских писателей и поэтов РС(Я); названия 2-3 сказок, сказов, легенд, мифов народов РС(Я), основных героев Олонхо и их подвиги, назвать два-три обряда, традиции, праздники народов РС(Я); - Находить средства художественной выразительности в тексте произведений; - Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности. | -уметь применять полученные знания на практике и в жизни; - Использовать знания по культуре народов РС(Я) на других предметах; - Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; | Знать: природные зоны Якутии, иметь представления о растительном и животном мире, называть полезные ископаемые и места их добычи. Уметь: показывать на карте расположение природных зон, места добычи полезные ископаемых |
9 | | | Северный ледовитый океан. Острова. | 1 |
10 | | | "Ледяной сфинкс" Якутии. | 1 |
11 | | | Тундра. Стерх – птица счастья. | 1 |
12 | | | Лесотундра. | 1 |
13 | | | Тайга. | 1 |
14 | | | Дикая природа лесов. | 1 |
15 | | | Горная Якутия. Чубук – хозяин гор. | 1 |
16 | | | Реки и озера Якутии. | 1 |
17 | | | Кладовая сокровищ. Полезные ископаемые. | 1 |
Уникальная природа Якутии-6 часов |
18 | | | Растительный и животный мир Якутии | 1 | - Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою малую Родину, формирование ценностей многонационального российского общества. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; - Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. - Знать основные этапы формирования народов РС (Я), их главные занятия в древности; способы охоты на мелких животных и медведя, устройство для охоты, приемы охоты, традиции, обычаи, обряды, праздники северных народов. | - Знать творчество детских писателей и поэтов РС(Я); названия 2-3 сказок, сказов, легенд, мифов народов РС(Я), основных героев Олонхо и их подвиги, назвать два-три обряда, традиции, праздники народов РС(Я); - Находить средства художественной выразительности в тексте произведений; - Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета, высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности. | -Уметь применять полученные знания на практике и в жизни; - Использовать знания по культуре народов РС(Я) на других предметах; - Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; | Знать: растения и животные, занесенные в Красную Книгу. Иметь представления об уникальных объектах Якутии. |
19 | | | Игра "Лесные заморочки" | 1 |
20 | | | Загадки, тайны, чудеса земли Олонхо. | 1 |
21 | | | Природные уникумы. | 1 |
22 | | | Ленские столбы – царство каменных скал. | 1 |
23 | | | Тулуканы – северные пустыни. | 1 |
Устное народное творчество-5 часов | | | | | | | |
24-25 | | | Устное народное творчество. Сказки. | 2 | | | | |
26 | | | Клубок загадок | 1 |
27 | | | Ысыах – торжество жизни и Природы. | 1 |
28 | | | Сэргэ – Якутские коновязные столбы. | 1 |
Земля Якутии -5 часов | | | | | | | | |
29 | | | Люди и холод. | 1 | | Знать: способы охоты на мелких животных и медведя, устройство для охоты, приемы охоты, традиции, обычаи, обряды |
30 | | | Якутская лошадь. | 1 |
31 | | | Якутская лайка – самая древняя домашняя собака. | 1 |
32 | | | Оленья страна. | 1 |
33 | | | Правила таежного этикета. | 1 |
Календарно - тематический план по внеурочной деятельности «Природа Якутии» 2,3,4 класс
Всего: 34 часа
№ | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
План | Факт | Личностные | Метапредметные | Предметные |
Моя малая родина -3 часа |
1 | | | Уникальность северной земли Якутии. Государственное устройство. Конституция республики Саха (Якутия). | 1 | формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; | овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; | уметь применять полученные знания на практике и в жизни; - использовать знания по культуре народов РС(Я) на других предметах; - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; |
2 | | | Путешествие по родному краю. | 1 |
3 | | | Знакомство с символикой Республики Саха (Якутия). | 1 |
Якутия в прошлом -3 часа | | | |
4 | | | Древняя Якутия: мир мамонтов и древних людей. | 1 |
5 | | | Открытие и освоение Якутской земли. | 1 |
6 | | | Якутия в составе Российского государства | 1 |
Красота и богатство природы-16 часов | | | |
7 | | | Растения родного края. Красота якутской тайги. Экскурсия в природу. | 1 | развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; решения коммуникативных и познавательных задач; | развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для | уметь применять полученные знания на практике и в жизни; - использовать знания по культуре народов РС(Я) на других предметах; - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; |
8 | | | Кладовая якутских лесов. Богатство якутских лесов. | 1 |
9 | | | Кто где живет? Разнообразие растений и животных Якутии. Взаимосвязь растений, животных и среды обитания | 1 |
10 | | | Животный мир Якутии Игры, загадки, пословицы, поговорки о животных. | 1 |
11 | | | Кто такие птицы. Домашние и дикие птицы. Где зимуют птицы?Какие птицы нашего края занесены в Красную книгу?Игры, загадки, пословицы, поговорки о птицах. | 1 |
12 | | | Зимующие птицы Испытание для птиц – зимние морозы. Питание различных птиц в зимний период. Практическая работа «Изготовление кормушек» | 1 |
13 | | | Встречаем зиму!Народные приметы. Что сегодня за день, как по нему судить о предстоящей погоде?Практическая работа.Сбор народных пословиц, примет, присловий о временах года. | 1 |
14 | | | Природа готовится к зиме Значение листопада в жизни растений. Зимние квартиры животных | 1 |
15 | | | Водные ресурсы. Водоемы нашего края. Реки и озера | 1 |
16 | | | Красная книга Охрана редких и исчезающих животных Якутии. Красная книга – сигнал бедствия | 1 |
17 | | | Человек! Будь природе другом! Выставка мини-плакатов об охране природы. | 1 |
18 | | | Полезные ископаемые. Беседа: о местах и способах добычи полезных ископаемых, о практическом значении. | 1 |
19 | | | Полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые добывают в нашем районе. Экскурсия на драгу | 1 |
20 | | | Весеннее пробуждение Жизнь растений весной. Цветение деревьев и кустарников. Опасности для человека в лесу весной. | 1 |
21 | | | Красота природы. Фотовыставка. | 1 |
22 | | | История консервной банки. Борьба с мусором. Вторичная переработка. Россия – наш дом, мы должны соблюдать чистоту в нём | 1 | |
Красота человека -12 часов |
23 | | | Многонациональность жителей Якутия – многонациональный край. Традиционные занятия якутов. | 1 | формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; | использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; - умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. | уметь применять полученные знания на практике и в жизни; - использовать знания по культуре народов РС(Я) на других предметах; - готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; |
24 | | | Национальный костюм . | 1 |
25 | | | Традиционные ремесла моего края Беседа: познакомить с народными и художественными промыслами края. | 1 |
26 | | | Национальные игры народов Якутии | 1 |
27 | | | Народные музыкальные инструменты, их глубокая связь с природой, жизнью, обычаями | 1 |
28 | | | Самобытность якутского слова. Своеобразия сказочных персонажей | 1 |
29 | | | Устное народное творчество | 1 |
30 | | | Летний праздник встречи лета «ЫСЫАХ» | 1 |
31 | | | Наш край богат талантами. | 1 |
32 | | | Конкурс рисунков «Пейзаж родного края» | 1 |
33 | | | Итоговое занятие по курсу «Природа Якутии» | 1 |
34 | | | Коллективный коллаж на тему «Скоро лето!» | 1 |