«ПРИНЯТА» «УТВЕРЖДЕНА»
На заседании педагогического совета Приказом директора
МБОУ СОШ № 1 с. Кызыл – Мажалык МБОУ СОШ № 1 с. Кызыл – Мажалык
Протокол от «__» _______ 2017 г. № __ от «__» ___________ 2017 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Правовой букварь»
в 9 -ых классах
Возраст 14-15
Срок реализации 1 год
Монгуш Ш. О.
Учитель истории,
обществознания и права
Кызыл – Мажалык - 2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Правовой букварь» составлена на основе:
БУП – 2004 , утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004г.;
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание. 5 – 11 классы. Введение в обществознание, 8- 9 классы Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеева А.И. (М, Просвещение, 2008).
Рабочая программа рассчитана в соответствии на 35часов из расчета 1 час в неделю. В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право, как учебный предмет, создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.
Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности, а также содержания курса права в основной школе. К основным содержательным линиям примерной образовательной программы курса права для 9 класса общеобразовательной школы (базовый уровень) относятся следующие:
роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий процесс в стране;
гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России;
вопросы семейного и образовательного права; имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты; правовые основы предпринимательской деятельности; основы трудового права и права социального обеспечения;
основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства;
особенности конституционного судопроизводства; международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.
Условием решения образовательных задач правового обучения и воспитания на базовом уровне является образовательная среда, обеспечивающая участие обучающихся в выработке и реализации правил и норм, регулирующих отношения в конкретной школе.
Цели
Изучение права в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задачасв социально-правовой сфере, а также учебных задачасв образовательном процессе;
формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Для учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования в области познавательной деятельности являются:
умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);
участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…».
В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.
В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Правовое образование в старшей школе на базовом уровне ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Право» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для защиты прав и законных интересов граждан и подержания правопорядка в обществе.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке.
Виды деятельности:
работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности ;
изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения права на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;
уметь
правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
Календарно – тематическое планирование 9 класс. Правовой букварь
№ | Дата проведения занятия | Количество часов | Тема урока | Основные понятия | Умения, навыки | Форма контроля |
план | факт |
1 | | | 1 | Вводное занятие | Право, политика, справедливость | Умение | Беседа, устный опрос |
Раздел 1:Государство и право (26 ч)
2 | | | 1 | Власть, право, политика | Власть, авторитет | Уметь анализировать видов власти, работать с учебником | Опрос, письменные задания |
3 | | | 1 | Правовое государство | Верховенство закона, государство, правовое государство | Уметь работать с текстом учебника, составление плана, осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Опрос, письменные задания |
4 | | | 1 | Что такое право? | Закон, отрасли права, право | Умение комментированного чтения, работа в группе, выполнять практические задания в группах | Опрос, письменные задания, работа в группах по заданиям |
5 | | | 1 | Конституционное право. Основы конституционного строя России | Конституционное право, конституция, конфедерация, суверенитет, унитарное государство, федерация | Уметь анализировать конституционный строй России на основе конституции РФ, устройства государство, решение задач | Опрос, творческая работа |
6 | | | 1 | Разделение властей | Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Генеральный прокурор, Государственная Дума, Конституционный Суд, местное самоуправление, Правительство, Президент РФ, прокуратура, Совет Федерации, суд, Федеральное Собрание | Умение работать с текстом учебника, решение задач, вести дискуссию. | Опрос, творческая работа |
7 | | | 1 | Обобщение и закрепление знаний | | Умение обобщать материал | Контрольная работа |
8 | | | 1 | Избирательное право | Выборы, референдум, активное избирательное право, пассивное избирательное право, избиратель | Умение объяснять избирательный процесс и ответственность гражданина как избирателя, смысл принципов российской избирательной системы | Опрос, творческая работа |
9 | | | 1 | Права человека | Всеобщая декларация прав человека, обязанности, права человека, свобода | Умение объяснить естественные права человека, знать классификацию прав человека | Опрос, письменная работа |
10 | | | 1 | Гражданские права | Гражданские права, основные гражданские права, процедурные гражданские права, равенство прав и свобод | Умение анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника | Опрос, творческая работа |
11 | | | 1 | Политические права | Политические права, право на свободу совести и вероисповедания, право участвовать в управлении делами государства, свобода мысли и слова | Умение анализировать политические права и свободы, свободу мысли и слова, как основного духовного выживания людей | Опрос, письменная работа |
12 | | | 1 | Экономические, социальные и культурные права | Право на образование, право на свободу творчества, право на труд и на отдых, экономические, социальные и культурные права | Умение анализировать содержание статьи 17 Всеобщей декларации прав человека, право человека на достойную, благополучную жизнь | Работа с тезисами статьи 17- й Декларации |
13 | | | 1 | Права ребенка | Конвенция о правах ребенка, права ребенка | Умение анализировать основные права ребенка, решать познавательные задачи и работать с текстом | Опрос, творческие задания |
14 | | | 1 | Обобщение и закрепление знаний | | Умение обобщать материал | Контрольная работа |
15 | | | 1 | Нарушения прав человека | Апартеид, геноцид, дискриминация меньшинств, расизм | Умение анализировать основные причины нарушения прав человека | Устный опрос |
16 | | | 1 | Защита прав человека | Комитет по правам человека, «Международная амнистия», Уполномоченный по правам человека (омбудсмен) | Умение высказывать собственную точку зрения и использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Решения задач, работа с практикумом |
17 | | | 1 | Гражданское право | Гражданский кодекс, гражданское право, дееспособность, договор, обязательное право, право собственности, правоспособность, сделка, физическое лицо, юридическое лицо | Умение анализировать основные положения гражданского права, объяснять, какими свойствами обладают граждане, участвующие в гражданско – правовых отношениях | Устный опрос, письменная работа |
18 | | | 1 | Что такое «свое дело»? | Индивидуальная трудовая деятельность, предпринимательство, предприятие | Умение объяснять смысл понятий, характеризировать понятия | Опрос, работа с практикумом |
19 | | | 1 | Налоги | Налог, налоговые льготы, подоходный налог | Умение анализировать отношения, регулируемые налоговым правом | Устный опрос |
20 | | | 1 | Семейное право | Брак, права и обязанности родителей и детей, права и обязанности супругов, Семейный кодекс РФ | Умение анализировать , делать выводы, отвечать на вопросы, использовать ранее изученный материал | Работа с практикумом |
21 | | | 1 | Трудовое право | Дисциплинарный проступок, Кодекс законов о труде, коллективный договор, контракт, льготы по возрасту, трудовая дисциплина, трудовое право | Умение объяснять содержание трудовых правоотношений, участников трудовых правоотношений | Опрос, письменная работа |
22 | | | 1 | Административное право | Административное взыскание, административное право, административное правонарушение (проступок) | Умение анализировать субъектов административных правоотношений, ответственность за административные правоотношения | Творческая работа, составить схему |
23 | | | 1 | Уголовное право. Преступление | Преступление, уголовное право, Уголовный кодекс РФ | Уметь объяснять понятие преступление, как общественно опасное деяние, анализировать структуру и особенности Уголовного кодекса УК РФ | Опрос, работа с практикумом |
24 | | | 1 | Ответственность по уголовному праву | Амнистия, помилование, уголовное наказание, условное осуждение | Умение объяснять этапов привлечения к уголовной ответственности, делать выводы | Творческая работа составить синквейн |
25 | | | 1 | Причины преступлений. Несовершеннолетние и УК РФ | Объективные причины преступлений, субъективные причины преступлений, вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий | Умение анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Опрос, письменная работа |
26 | | | 1 | Правовая культура человека | Правовая культура, правовое образование | Умение анализировать правовую культуру как результат правового образования | |
27 | | | 1 | Повторительно – обобщающий урок по теме: «Государство и право» | | Умение обобщать материал | Тест |
Раздел 1: Политика и власть (8 ч)
28 | | | 1 | Что такое политика? Политическая система общества | Политика, функции политики, политическая система общества | Уметь характеризовать политику как основное средство управления обществом; анализировать, делать выводы, решать практические задачи в рамках темы | Опрос, письменные задания |
29 | | | 1 | Гражданское общество. Гражданин | Гражданское общество, самоорганизация, гражданин, гражданство | Уметь характеризовать влияние гражданского общества на политику; анализировать, делать выводы, решать практические задачи в рамках темы | Опрос, письменные задания, работа с практикумом |
30 | | | 1 | Формы государственного правления. Монархия. Республика | Абсолютизм, монархия, тирания, форма правления, парламентская республика, президентская республика, республика | Умение анализировать формы правления, знать разновидности форм правления | Опрос, творческие задания |
31 | | | 1 | Политические режимы: демократия, тоталитаризм, авторитаризм | Демократия, либерализм, либеральная демократия, авторитаризм, тоталитаризм | Уметь анализировать, делать выводы, решать практические задачи в рамках темы | Опрос, письменные задания |
32 | | | 1 | Политические партии | Оппозиция, политическая партия, | Уметь характеризовать политических партий как организацию единомышленников | Устный опрос, творческая работа |
33 | | | 1 | Политическая культура человека | Избиратель, политическая культура человека | Уметь анализировать, делать выводы, решать практические задачи в рамках темы | Опрос, письменная работа |
34 | | | 1 | Повторительно – обобщающий урок по теме: «Человек и природа» | | Умение обобщать материал | Тест |
35 | | | 1 | Итоговое повторение | | Умение обобщать материал | Контрольная работа |