СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Правовой букварь» в 9 -ых классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа рассчитанна на детей 14- 15 возраста, срок реализации 1 год, в соответствии на 35 часов из расчета 1 час в неделю 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Правовой букварь» в 9 -ых классах»

«ПРИНЯТА» «УТВЕРЖДЕНА»

На заседании педагогического совета Приказом директора

МБОУ СОШ № 1 с. Кызыл – Мажалык МБОУ СОШ № 1 с. Кызыл – Мажалык

Протокол от «__» _______ 2017 г. № __ от «__» ___________ 2017 г.













Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Правовой букварь»

в 9 -ых классах

Возраст 14-15

Срок реализации 1 год









Монгуш Ш. О.

Учитель истории,

обществознания и права







Кызыл – Мажалык - 2017 г.












Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Правовой букварь» составлена на основе:

  1. БУП – 2004 , утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004г.;

  2. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  3. Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание. 5 – 11 классы. Введение в обществознание, 8- 9 классы Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеева А.И. (М, Просвещение, 2008).

Рабочая программа рассчитана в соответствии на 35часов из расчета 1 час в неделю. В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Право, как учебный предмет, создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях.

Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности, а также содержания курса права в основной школе. К основным содержательным линиям примерной образовательной программы курса права для 9 класса общеобразовательной школы (базовый уровень) относятся следующие:

  • роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий процесс в стране;

  • гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России;

  • вопросы семейного и образовательного права; имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты; правовые основы предпринимательской деятельности; основы трудового права и права социального обеспечения;

  • основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства;

  • особенности конституционного судопроизводства; международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.

Условием решения образовательных задач правового обучения и воспитания на базовом уровне является образовательная среда, обеспечивающая участие обучающихся в выработке и реализации правил и норм, регулирующих отношения в конкретной школе.





Цели

Изучение права в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

  • освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

  • овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задачасв социально-правовой сфере, а также учебных задачасв образовательном процессе;

  • формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Для учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования в области познавательной деятельности являются:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);

  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…».

В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно); умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.

В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Правовое образование в старшей школе на базовом уровне ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

Выпускник старшей школы должен уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации.


Результаты обучения

Результаты изучения курса «Право» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для защиты прав и законных интересов граждан и подержания правопорядка в обществе.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке.

Виды деятельности:

  • работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;

  • анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности ;

  • изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;

  • решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения права на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;

уметь

  • правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);

  • характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;

  • объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;

  • различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;

  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

  • анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;

  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;

  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).





























Календарно – тематическое планирование 9 класс. Правовой букварь

Дата проведения занятия

Количество часов

Тема урока

Основные понятия

Умения, навыки

Форма контроля

план

факт

1



1

Вводное занятие

Право, политика, справедливость

Умение

Беседа, устный опрос

Раздел 1:Государство и право (26 ч)

2



1

Власть, право, политика

Власть, авторитет

Уметь анализировать видов власти, работать с учебником

Опрос, письменные задания

3



1

Правовое государство

Верховенство закона, государство, правовое государство

Уметь работать с текстом учебника, составление плана, осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Опрос, письменные задания

4



1

Что такое право?

Закон, отрасли права, право

Умение комментированного чтения, работа в группе, выполнять практические задания в группах

Опрос, письменные задания, работа в группах по заданиям

5



1

Конституционное право. Основы конституционного строя России

Конституционное право, конституция, конфедерация, суверенитет, унитарное государство, федерация

Уметь анализировать конституционный строй России на основе конституции РФ, устройства государство, решение задач

Опрос, творческая работа

6



1

Разделение властей

Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Генеральный прокурор, Государственная Дума, Конституционный Суд, местное самоуправление, Правительство, Президент РФ, прокуратура, Совет Федерации, суд, Федеральное Собрание

Умение работать с текстом учебника, решение задач, вести дискуссию.

Опрос, творческая работа

7



1

Обобщение и закрепление знаний


Умение обобщать материал

Контрольная работа

8



1

Избирательное право

Выборы, референдум, активное избирательное право, пассивное избирательное право, избиратель

Умение объяснять избирательный процесс и ответственность гражданина как избирателя, смысл принципов российской избирательной системы

Опрос, творческая работа

9



1

Права человека

Всеобщая декларация прав человека, обязанности, права человека, свобода

Умение объяснить естественные права человека, знать классификацию прав человека

Опрос, письменная работа

10



1

Гражданские права

Гражданские права, основные гражданские права, процедурные гражданские права, равенство прав и свобод

Умение анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника

Опрос, творческая работа

11



1

Политические права

Политические права, право на свободу совести и вероисповедания, право участвовать в управлении делами государства, свобода мысли и слова

Умение анализировать политические права и свободы, свободу мысли и слова, как основного духовного выживания людей

Опрос, письменная работа

12



1

Экономические, социальные и культурные права

Право на образование, право на свободу творчества, право на труд и на отдых, экономические, социальные и культурные права

Умение анализировать содержание статьи 17 Всеобщей декларации прав человека, право человека на достойную, благополучную жизнь

Работа с тезисами статьи 17- й Декларации

13



1

Права ребенка

Конвенция о правах ребенка, права ребенка

Умение анализировать основные права ребенка, решать познавательные задачи и работать с текстом

Опрос, творческие задания

14



1

Обобщение и закрепление знаний


Умение обобщать материал

Контрольная работа

15



1

Нарушения прав человека

Апартеид, геноцид, дискриминация меньшинств, расизм

Умение анализировать основные причины нарушения прав человека

Устный опрос


16



1

Защита прав человека

Комитет по правам человека, «Международная амнистия», Уполномоченный по правам человека (омбудсмен)

Умение высказывать собственную точку зрения и использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Решения задач, работа с практикумом

17



1

Гражданское право

Гражданский кодекс, гражданское право, дееспособность, договор, обязательное право, право собственности, правоспособность, сделка, физическое лицо, юридическое лицо

Умение анализировать основные положения гражданского права, объяснять, какими свойствами обладают граждане, участвующие в гражданско – правовых отношениях

Устный опрос, письменная работа

18



1

Что такое «свое дело»?

Индивидуальная трудовая деятельность, предпринимательство, предприятие

Умение объяснять смысл понятий, характеризировать понятия

Опрос, работа с практикумом

19



1

Налоги

Налог, налоговые льготы, подоходный налог

Умение анализировать отношения, регулируемые налоговым правом

Устный опрос

20



1

Семейное право

Брак, права и обязанности родителей и детей, права и обязанности супругов, Семейный кодекс РФ

Умение анализировать , делать выводы, отвечать на вопросы, использовать ранее изученный материал

Работа с практикумом

21



1

Трудовое право

Дисциплинарный проступок, Кодекс законов о труде, коллективный договор, контракт, льготы по возрасту, трудовая дисциплина, трудовое право

Умение объяснять содержание трудовых правоотношений, участников трудовых правоотношений

Опрос, письменная работа

22



1

Административное право

Административное взыскание, административное право, административное правонарушение (проступок)

Умение анализировать субъектов административных правоотношений, ответственность за административные правоотношения

Творческая работа, составить схему

23



1

Уголовное право. Преступление

Преступление, уголовное право, Уголовный кодекс РФ

Уметь объяснять понятие преступление, как общественно опасное деяние, анализировать структуру и особенности Уголовного кодекса УК РФ

Опрос, работа с практикумом

24



1

Ответственность по уголовному праву

Амнистия, помилование, уголовное наказание, условное осуждение

Умение объяснять этапов привлечения к уголовной ответственности, делать выводы

Творческая работа составить синквейн

25



1

Причины преступлений. Несовершеннолетние и УК РФ

Объективные причины преступлений, субъективные причины преступлений, вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий

Умение анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Опрос, письменная работа

26



1

Правовая культура человека

Правовая культура, правовое образование

Умение анализировать правовую культуру как результат правового образования


27



1

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Государство и право»


Умение обобщать материал

Тест

Раздел 1: Политика и власть (8 ч)

28



1

Что такое политика? Политическая система общества

Политика, функции политики, политическая система общества

Уметь характеризовать политику как основное средство управления обществом; анализировать, делать выводы, решать практические задачи в рамках темы

Опрос, письменные задания

29



1

Гражданское общество. Гражданин

Гражданское общество, самоорганизация, гражданин, гражданство

Уметь характеризовать влияние гражданского общества на политику; анализировать, делать выводы, решать практические задачи в рамках темы

Опрос, письменные задания, работа с практикумом

30



1

Формы государственного правления. Монархия. Республика

Абсолютизм, монархия, тирания, форма правления, парламентская республика, президентская республика, республика

Умение анализировать формы правления, знать разновидности форм правления

Опрос, творческие задания

31



1

Политические режимы: демократия, тоталитаризм, авторитаризм

Демократия, либерализм, либеральная демократия, авторитаризм, тоталитаризм

Уметь анализировать, делать выводы, решать практические задачи в рамках темы

Опрос, письменные задания

32



1

Политические партии

Оппозиция, политическая партия,

Уметь характеризовать политических партий как организацию единомышленников

Устный опрос, творческая работа

33



1

Политическая культура человека

Избиратель, политическая культура человека

Уметь анализировать, делать выводы, решать практические задачи в рамках темы

Опрос, письменная работа

34



1

Повторительно – обобщающий урок по теме: «Человек и природа»


Умение обобщать материал

Тест

35



1

Итоговое повторение


Умение обобщать материал

Контрольная работа













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!