СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по вольной борьбе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

  

 

 

 

 

 

 

    Мною разработана рабочая  программа по вольной борьбе  « Для группы начальной подготовки  свыше 1 года обучения,  которая способствуют самосовершенствованию, познанию и творчеству, формированию здорового образа жизни, профессиональному самоопределению, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям. Возраст детей: 10-16 лет

Формы текущего и итогового контроля:

Предварительный - установление индивидуального уровня каждого учащегося;

Текущий - необходим для диагностирования хода учебно-тренировочного процесса, выявления динамики развития учащегося;

Итоговый - учащиеся должны знать, что процесс усвоения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом, который будет оцениваться.

Ожидаемые результаты:

  • владение основами техники и тактики вольной борьбы;
  • выполнение требований по спортивной подготовке (общей физической и специальной подготовке);
  • воспитание волевых качеств, психологической устойчивости и патриотизма перед Родиной.
  • По плану  культурно-массовых мероприятий:

Участие в   школьных, городских, республиканских, всероссийских  соревнованиях  и  Первенстве РБ,  Чемпионате РБ, СФО, Чемпионат РФ.

Выполнение нормативов:  массовые разряды -  5 человек,  КМС – 1 человек.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по вольной борьбе»










Программа: Рабочая программа для группы начальной подготовки свыше 1года обучения

по вольной борьбе


1.Возраст участников программы10-12лет

2.Пол: мужской, женский

3.Срок реализации программы: 2020-2024

Составитель программы: педагог по вольной борьбе Дашинимаев Бадма Доржиевич.







Программа рассмотрена на заседании педагогического совета от «___» _____________20__г., протокол№________

























































СОДЕРЖАНИЕ


1.Пояснительная записка

2.Методическое обеспечение образовательного процесса

3.Содержание изучаемого курса

4.Учебно – тематический план

5.Список литературы










































































I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа по вольной борьбе для групп начальной подготовки составлена на основе


1. Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»


2. Закон РФ «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.2007г. №329 (в последующих изменениях);


3.Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей

( Утверждено приказом Минобрнауки РФ от.26.июня 2012г №504)


4. Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.4.1251-03 «Детские внешкольные учреждения (Учреждения дополнительного образования) Санитарно - эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей утв. Главным государственным врачом РФ от 3 апреля 2003г.


5. Концепция федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-17годы», распоряжение правительства РФ от 15.09.2005г. №1443-р,


6.Приказ Министерства спорта РФ от 27 марта 2013г №145 об утверждении федерального стандарта подготовки по виду спорта спортивная борьба


7.Устав ГБОУ «Республиканский бурятский национальный лицей- интернат №1»


Учебная работа организуется на основании данной программы и проводится круглогодично.

Воспитанниками группы являются учащиеся ГБОУ «Республиканский бурятский национальный лицей- интернат №1». На этапе начальной подготовки до 1 года (2 группы) – 30 чел., и 2 группы свыше 1 года – 30 человек. Возраст от 10 до 12 лет, и от 13 до 15 лет.

Поступающие в группы проходят приемные испытания и допускаются после прохождения медицинского осмотра.

Для перевода из одной учебной группы в другую, а также каждого года обучения, занимающиеся должны выполнить нормативные требования.

Занятия по освоению теоретического материала проводятся в виде бесед, пояснений на практических и теоретических занятиях.

Практический материал изучается на учебно-тренировочных занятиях, проводимых в форме групповых уроков.


Задачи:

реализации программы:

- вовлечение подростков в массовый спорт и профилактика правонарушений, беспризорности и безнадзорности среди подростков.

- укрепление здоровья и улучшение физического развития детей и подростков.

- овладение основами техники выполнения физических упражнений и формирование основ ведения единоборств.

- Совершенствование способов подготовки благоприятных условий для проведения приёмов и результативности выступления;


1.Организационно-методические особенности

подготовки по вольной борьбе.


Цель. Укрепление здоровья детей, подростков, юношей путем совершенствования системы физического воспитания в образовательном учреждении; развитие инфраструктуры детско-юношеского спорта и приобщения детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом; организация занятий физической культуры и спорта на высоком качественном уровне; повышение значимости спорта как важного фактора для решения многих социальных и экономических задач; повышение уровня физической подготовленности детей, подростков и молодежи; рост массовости детско-юношеского спорта и высшего мастерства спортсменов; профилактика заболеваемости и снижения криминогенной напряженности в подростково - молодежной среде средствами физической культуры, спорта.

Обучающие:

Освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

  • Выработка у занимающихся умений использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий;

  • Совершенствование способов подготовки благоприятных условий для проведения приёмов и результативности выступления;

  • Освоение комплекса приёмов;

  • Совершенствование изучаемых приёмов.

Воспитывающие:

  • гармоничное воспитание здорового, физически и морально крепкого поколения;

  • формирование у занимающихся высоких моральных качеств, преданность России, Бурятии, малой Родине, чувства коллективизма, дисциплинированности и огромного трудолюбия;

  • развитие качеств личности гражданина, спортсмена, отвечающих национально-государственным интересам России, Бурятии;

  • формирование чувства патриотизма в достижении результатов в национальных видах спорта: вольной борьбе, национальной борьбе;

  • формирование моральной и психической готовности активно соревноваться в любых экстремальных условиях спортивного поединка во имя Родины, малой Родины; верности спортивному долгу, гордости и ответственности за Родину.


Развивающие:

  • развитие личностных качеств – стремление к победе, трудолюбие, коммуникабельность, умение постоять за себя, гордость за свою Родину; дисциплинированность, ответственность за выполнение плана подготовки и результаты выступления, уважение к тренеру, требовательность к самому себе и развитие морально-волевых качеств, психического настроя и умения регулировать свое состояние во время соревнования;

  • развитие личности и самосознания детей

  • формирование потребности в самопознании, саморазвитии;

  • развитие навыков постоянного стремления к повышению общеобразовательных и профессиональных знаний, умений и навыков к творчеству;

  • развитие стремления детей к двигательной активности;

  • умение преодолевать неожиданно возникающие препятствия; владеть собой, быстро оценивать ситуацию, принимать решения и реализовывать их;

  • совершенствование интеллектуальных качеств; развитие наблюдательности, устойчивости и гибкости мышления; развитие творческого воображения;

  • развитие внимания (объем и интенсивность), выдержки и самообладания, решительности, инициативности.

Направленность программы: спортивно-оздоровительная

Актуальность данной образовательной программы состоит в том, что учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей воспитанников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни и достижении спортивных результатов как в состязаниях российского, так и международного, мирового уровней.

Вид программы: модифицированная.

Этапы подготовки и их задачи

Успешная реализация основных методических положений подготовки спортивного резерва включает в себя четыре этапа многолетней подготовки: отбора и начальной подготовки. На данном этапе рассмотрим только один. Минимальный возраст детей, рекомендуемый для начала занятий вольной борьбой 8– 10 лет.

В ходе учебно-тренировочной работы должны решаться как общие, так и частные задачи, стоящие перед спортивными учреждениями (школами) на каждом из этапов многолетней подготовки борцов высокого класса, основными из которых являются:

На этапе отбора и начальной подготовки (этап предварительной подготовки):

Укрепление здоровья и закаливание организма учащихся, обеспечение разносторонней физической подготовленности, укрепление опорно-двигательного аппарата, воспитание общей выносливости, ловкости, координации движений, усвоение правил безопасности на занятиях, основных элементов техники борьбы, развитие специальных физических качеств борцов, а также формирование у детей интереса и сознательного отношения к занятиям физической культурой. Режим и наполняемость учебных групп (табл. 2).

Учебно-тренировочные группы формируются из числа учащихся, прошедших обучение в группах начальной подготовки не менее двух лет. Соотношение количества групп начальной подготовки к учебно-тренировочным при комплектовании за счет бюджетных средств должно быть, как правило, не менее 2:1.

По окончании учебного года в школе количественный состав групп начальной подготовки и учебно-тренировочных групп может составлять не менее 50% имеющегося. Количество учащихся в группах минимальное, учитывая особенности вида спорта и возможности специализированного учебно-спортивного учреждения в пределах правил техники безопасности и оно может быть увеличено на 1-3 человека в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах; 1-2 в группах спортивного совершенствования и группах высшего спортивного мастерства.

Зачисление спортсменов-учащихся в специализированные учебно-спортивные учреждения на очередной год обучения и этап подготовки (учебно-тренировочный, спортивного совершенствования, высшего спортивного мастерства) производится при улучшении результатов выступлений в соревнованиях, тестировании по общей и специальной физической подготовке и выполнении требований к уровню их спортивного мастерства по этапам подготовки.

    1. 1.2 Организация и режим работы

Учебный год начинается с 1 сентября. Учебно-тренировочный процесс проводится круглогодично в соответствии с установленными режимами, годовым учебным планом и настоящей Программой. Режимы учебно-тренировочной работы и требования по физической, технической и спортивной подготовке.



Максимальный состав определяется с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях.

Недельный режим учебно-тренировочной работы является максимальным и установлен в зависимости от периода и задач подготовки. Обще годовой объем учебно-тренировочной работы, предусмотренный указанными режимами, начиная с учебно-тренировочного этапа подготовки, может быть сокращен не более чем на 25%. Для групп начальной подготовки продолжительность академического часа может быть сокращена и может составлять 30-40 мин.

Формы организации и проведения образовательного

процесса по вольной борьбе

урочная

неурочная

1.Учебное занятие:

- Групповое

- Индивидуальное

2.Тестирование:

- Промежуточное

- Итоговое

1.Участие в соревнованиях

2.Просмотр соревнований

3.Самостоятельное занятие

4.Участие в спортивно – оздоровительных лагерях.

5.Домашнее задание



Учебный план по вольной борьбе начально - подготовительной группы» на 46 недель.



Разделы подготовки

Этапы подготовки



св 1 года

1.

Общая физическая подготовка

124

2.

Специальная физическая подготовка

34

3.

Технико – тактическая подготовка

46

4.

Теоретическая подготовка

4

5.

Контрольно – переводные испытания

2

6.

Участие в соревнованиях

-

7.

Инструкторская и судейская практика

-

8.

Восстановительные мероприятия

2

9.

Психологическая подготовка

2

10.

Медицинское обследование

2


итого

216






Продолжительность одного занятия не должна превышать:

  • в группе начальной подготовки свыше1 года обучения 3-х академических часов;









Учебный тематический план


п.п

Основные показатели

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

итого

1

Общая физическая подготовка

15

15

16

16

16

16

15

15

124

2

Специально физическая подготовка

3

4

4

4

5

5

5

4

34

3

Технико-тактическая подготовка

5

5

6

6

6

6

6

6

46

4

Теоретическая подготовка

1


1


1


1


4

5

Контрольно- переводные экзамены


1






1

2

6

Участие в соревнованиях









-

7

Инструкторская и судейская практика









-

8

Восстановительные мероприятия



1


1




2

9

Психологическая подготовка

1






1


2

10

Медицинское обследование





1

1



2


итого

25

25

28

26

30

28

28

26

216



II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА


2.1. Содержание и формы организации занятий

По форме организации различают урочные занятия, проводимые под руководством тренера, и внеурочные (самостоятельные), выполняемые по заданию или по личной инициативе занимающихся. По содержанию учебного материала занятия бывают теоретические и практические. Все занятия подразделяются на учебно-тренировочные, тренировочные, контрольные, соревновательные.

Теоретические занятия проходят в форме лекций, бесед, объяснение и показ видеоматериалов. С детьми, необходимо использовать наглядный материал, таких как просмотр соревновательных поединков, их обсуждение.

Учебные занятия ставят своей целью усвоение нового материала и закрепление старого. На учебно-тренировочных занятиях решают задачи общей и специальной физической подготовки, изучение и совершенствование техники и тактики.

На контрольных занятиях принимают зачеты по технико-тактической и общефизической подготовке, проводят приемные и переводные испытания для оценки качества учебно-тренировочной работы.

Соревновательные занятия проводят в форме неофициальных и официальных. Это может быть выполнение упражнений по вольной борьбе с целью выявления готовности спортсмена к определенному этапу подготовки.

Основной формой организации занятий является урок, который состоит из подготовительной, основной и заключительной частей. В каждой части решаются определенные задачи урока.

2.2. Общая физическая подготовка

Строевые упражнения: Общее понятие о строе и командах. Рапорт. Приветствие. Расчет на месте. Повороты на месте и в движении. Перестроение. Остановка во время движения шагом и бегом. Изменение скорости движения, изменение направления и т.д.

Упражнения для развития вестибулярного аппарата и пространственной ориентировки. Ходьба с изменениями направления; «змейкой» и «зигзагом»; с изменением скорости движения; повороты в движении; спиной вперед, боком, перестроения из одной шеренги в 2, из колонны по одному в колонну по 2, 3, 4 поворотом налево (направо), прыжки с вращением

Общеразвивающие упражнения. Являются составной частью каждого занятия по физической подготовке, разминки перед борьбой. Основные упражнения головой, руками, ногами и туловищем. Согласованные движения руками, ногами, туловищем. Упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса. Поднимание и опускание рук в различных направлениях и последовательности – на координацию; переход из упора присев в упор, лежа и обратно, в упор присев и - на гибкость. Движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах. Движения прямыми и согнутыми руками. Махи руками. Одновременные круговые движения рукам в различных плоскостях. Сгибание и разгибание рук в упоре сидя, сзади.

Упражнения для развития мышц шеи и туловища. Упражнения по формированию правильной осанки. В различных исходных положениях – наклоны вперед, в стороны, назад с различными положениями и движениями рук. Наклоны головы и туловища. Одновременное или попеременное поднимание ног вверх из положения лежа на животе. Прогибание лежа на животе с последующим расслаблением. Прогибание лежа на животе. Из положения лежа на спине поочередное и одновременное поднимание и опускание ног; то же исходное положение – круговые движения ногами. Переходы в положение сидя из положения лежа на спине с различным положением рук (вдоль туловища, на поясе, за голову, вверх, с отягощениями в руках).

Упражнения для развития мышц ног. Различные движения прямой и согнутой ногой в положении стоя без опоры, в положении стоя с опорой на различные предметы; полуприседы и приседы на одной и обеих ногах; выпады вперед, назад, в стороны, выпады с пружинистыми движениями и поворотами. Круговые движения ногами сидя и лежа. Прыжки вперед, назад, в сторону. Прыжки вверх, в длину, в сторону на одной или обеих ногах. Подскоки на одной и двух ногах. Выпрыгивание вверх из положения упор присев. Ходьба на носках с высоким подниманием коленей, в полуприседе, в приседе, ходьба выпадами, ходьба и бег в гору.

Упражнения на развитие гибкости и координации движений. Элементы акробатики. Кувырки назад, вперед, в сторону, с прыжка, кувырок через препятствие. Стойка на лопатках, на голове, на руках у стены и с помощью партнера. Мост из положения лежа на спине, из положения стоя с помощью партнера. В парах упражнения для рук, плечевого пояса и туловища.

Упражнения в равновесии. Упражнения на полу на уменьшенной опоре, на снаряде. Усложнение упражнений идет по линии уменьшения площади опоры, повышения высоты снаряда, изменения исходных положений, при движении по уменьшенной опоре. Передвижения по уменьшенной качающейся опоре. Чередование полуприседа со стойкой на носках с различными положениями рук. Прыжки из различных исходных положений, прыжки с закрытыми глазами с поворотом на 90 и 180º. Прыжки на одной ноге, боком, спиной вперед, передвижение по рейке гимнастической скамейки.
















МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ.



































К словесным методам относятся объяснение, лекция, рассказ, беседа, команды и распоряжения, указания.

К нагляднымпоказ изучаемого движения, анализ его с помощью наглядных пособий, видеофильмов, просмотр соревнований.

К практическим методам относится метод упражнений, предусматривающий многократное повторение движений сначала по элементам, а затем полностью, обучение в облегченных (без сопротивления партнера), в усложненных условиях (с сопротивлением партнера), изучение движений в игровой и соревновательной деятельности.











СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ


Этап начальной подготовки


СПЕЦИАЛЬНЫЕ

СПЕЦИАЛЬНО-

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ

ОБЩЕПОДГОТО-

ВИТЕЛЬНЫЕ

Физические:

1. Упр. для развития скоростно-силовых качеств;

2. Упр. для координации движений;

3. Упр. на борцовском мосту;

4. Упр. с партнером;

5. Имитационные упражнения.


Технические:

  1. Освоение элементов техники вольной борьбы:

- в партере,

- в стойке,

- без сопротивления партнера,

- с сопротивлением партнера,

- овладение техникой захватов в стойке.


1. Упр. для укрепления мышц шеи;

2. Упр. на борцовском мосту:

- забегания,

- перевороты,

- уходы с моста.



1. Гимнастические упр.

2. Акробатические упр.

3. Легкоатлетические упр.

4. Подвижные игры (футбол, регби, баскетбол, кроссы).

6. Лыжная подготовка.

7. Плавание.



Упражнения из других видов спорта:

Гимнастика – Упражнения на снарядах, в равновесии. Приседания и прыжки на одной ноге и на обоих. Повороты на 90º-360º . Упражнения в упоре лежа. Подъемы из виса в упор ( силой переворотом, разгибом, махом вперед и назад ) Угол. Лазание на канат различными способами, на скорость. Опорные прыжки с разбега согнув ноги, прогнувшись, ноги врозь. Полет – кувырок через снаряд .

Акробатика: Кувырки вперед, назад, вперед-назад. Кувырки назад с переходом в стойку на руках; полет-кувырок в длину, в высоту, через препятствие (мешок, чучело, стул, веревочку) Парные кувырки вперед, назад и вперед-назад. Стойка на голове и руках. Перевороты боком, вперед, назад. Сальто вперед и назад, «рондад». Подъем разгибом из положения лежа на спине. Кувырок вперед и подъем разгибом.

Л/атлетика: Бег на короткие дистанции (30,60 и 100м.); бег на средние дистанции (400,800, 1000 и 1500м.); бег на длинные дистанции; кроссы по пересеченной местности; эстафетный бег. Прыжки в длину с разбега и с места. Метания. Толкания ядра или др. предметов.

Т/атлетика: Упражнения со штангой – жим, толчок, рывок. Спец. упражнения: тяга, подрыв, выпад, низкий присед. Упражнения с гирями, гантелями.

Подвижные и спортивные игры: Перетягивание через черту, перетягивание в колоннах, перетягивание каната; выталкивание из круга, «тяни в круг», «бой петухов», борьба в квадратах. Игры с бегом на скорость: «пятнашки», эстафета прыжками, эстафета линейная, эстафета с преодолением полосы препятствий. Игры с метанием на дальность и в цель – «Снайпер», «Лапта». Игры подготовительные к баскетболу – «Мяч с четырех сторон», «Не давай мяч водящему», «Борьба за мяч», ведение мяча и бросок. Ведение футбольного мяча. Игра в настольный теннис, футбол, волейбол, баскетбол. Различные варианты эстафет и т.д.

Общая физическая подготовка проводится регулярно в течение всего годичного тренировочного цикла в виде коллективных занятий под руководством тренера или самостоятельно в виде домашних заданий. В зависимости от этапа подготовки дозировка отдельных средств постепенно увеличивается. В конце каждого учебного года проводятся контрольные тесты по ОФП со сдачей нормативов.

2.3. Специальная физическая подготовка

Содержание общей и специальной физической подготовки. Общая физическая подготовка как основа развития физических качеств, способностей, двигательных функций борца-спортсмена и повышения его спортивной работоспособности.

Характеристика рекомендуемых средств и методов для повышения физической подготовленности и развития двигательных качеств борца.

Специальная физическая подготовка и ее место в тренировке борцов для развития быстроты, силы, координации движений, специальной выносливости и освоения основных элементов техники борьбы. Средства и методы оценки состояния общей и специальной физической подготовленности. Примерные соотношения общей физической и специальной физической подготовки по этапам и периодам круглогодичной тренировки с учетом пола, возраста и уровня спортивной квалификации спортсмена. Анализ контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке борцов.

Специальная физическая подготовка является продолжением общей физической подготовки со специализированным развитием физических качеств и навыков, необходимых в вольной борьбе. Задачей специальной физической подготовки юных борцов является развитие определенных физических качеств и навыков, способствующих достижению высоких результатов. Специальная физическая подготовка может быть полноценной только на хорошей базе общей физической подготовки.

СФП развивает группы мышц, выполняющих основную нагрузку в борцовских упражнениях, повышает выносливость к статическим напряжениям, возникающим при выполнении различных приемов при борьбе, устраняет недостатки физического развития, мешающие правильному выполнению отдельных элементов техники и тактики борьбы.

Задачи по специальной физической подготовке решаются как средствами специально-подготовительных упражнений, так и средствами подводящих упражнений.

Простейшие формы борьбы: Отталкивание руками стоя друг против друга на расстоянии одного метра. Перетягивание из положения, сидя ноги врозь, упираясь ступнями. Выталкивание с ковра сидя спиной друг к другу, упираясь ногами и рукой. Выталкивание или вынесение партнера за ковер в стойке. Выведение из равновесия без помощи рук, стоя на одной ноге лицом друг к другу. Борьба за захват руки (ноги, ног, рук). Борьба на коленях. После захвата ноги противником, борьба до балла (до 2-х баллов и т.д.) Борьба лежа ногами. Борьба за предмет. Борьба за площадь ковра в парах и т. д.

Упражнения для укрепления силы – мышц шеи: Движения в положении на «борцовском мосту» вперед-назад, с поворотом головы, с различным положением рук. Движения в упоре головой о ковер в различных направлениях. Забегание вокруг головы. Перевороты на мосту. Вставание (падение) на мост, стоя на коленях, с приседа, со стойки и уходы с моста. Движения на «борцовском мосту» удерживая набивной мяч, гири, штангу, с партнером сидящим на бедрах, на груди.

Упражнения для изучения и совершенствования технических действий:

Имитационные упражнения – упражнения, сходные по структуре с элементами техники борьбы (например, имитация атакующего при выполнении бросков через спину, прогибом или отдельных их частей) Упражнения с манекеном. Поднимание лежащего или стоящего манекена из различных исходных положений и с разнообразными захватами для совершенствования силы группы мышц, необходимых при выполнении изучаемых или излюбленных приемов. Броски манекена через спину, прогибом, «мельницей», наклоном.

Упражнения для развития скорости - ОРУ и гимнастические упражнения, выполняемые в быстром темпе. Пробегание коротких отрезков (5,10,30,60,100м.) на время; челночный бег; различные прыжки с разбега. Игра в баскетбол, ручной мяч, футбол. Быстрая смена деятельности (выполнения упражнения) по внезапно поданным сигналом. Выполнение специальных упражнений борца, приемов на время. Ведение схватки с быстрым и легким партнером, с частой заменой партнеров.

Упражнения для развития силы: - ОРУ для шеи, рук, туловища, ног с отягощениям (гантели, набивной мяч, камни, бревна и другие) Упражнения на гимнастических снарядах, на станке для развития физических качеств на максимальное количество раз при одном подходе. Упражнения и игры в преодолении сопротивления партнера, переноске груза, партнера. Дожимы, уходы, контрприемы с уходом «борцовского моста».

Упражнения для развития ловкости: Различные ОРУ на координацию движения, акробатические упражнения, гимнастические упражнения в равновесии, опорных прыжках. Подвижные и спортивные игры, прыжки в воду, спуски с гор на лыжах и др. Выполнение сложных специальных упражнений борца на мосту, с партнером. Упражнения из необычных исходных положений с включением неизвестных элементов приемов, защит, контрприемов и комбинаций.

Упражнения для развития гибкости: - ОРУ, выполняемые с большой амплитудой движения (маховые, пружинистые), то же с помощью партнера, с отягощением, с гимнастической палкой, со скакалкой. Акробатические упражнения: мост, фляг, перевороты, шпагат и другие. Специальные упражнения борца: вставание со стойки на мост, движения на мосту, перевороты на мосту, забегание вокруг головы. Выполнение элементов переворотов перекатом, разгибанием в партере. Бросков прогибом в стойке.

Упражнения для развития выносливости: - ОРУ и Специальные упражнения борца, выполняемые в течение длительного времени, без снижения интенсивности. Многократное выполнение упражнений с отягощением, гимнастических упражнений в висах, упорах и лазании. Бег на средние и длинные дистанции, кроссы, походы в горы. Лыжные гонки с преодолением подъемов. Многократное выполнение приемов с манекеном , партнером в высоком темпе. Ведение схватки со спуртами, с частой заменой партнеров, по формуле, превышающей соревновательную. Игра в баскетбол, ручной мяч, футбол более длительное время.



. Общие основы техники и тактики борьбы.

Техническая подготовка

Цели и задачи технической подготовки в борьбе, ее этапы. Основные элементы техники борьбы.

Понятие о спортивной технике. Роль технических действий в борьбе.

Элементы техники борьбы: основные положения борца, способы передвижения, захваты, блоки и упоры, приемы.

Тактическая подготовка

Тактика борьбы. Общее понятие о тактике. Взаимосвязь техники и тактики борьбы. Тактика выполнения различных упражнений. Темп и ритм борьбы. Перерывы в ходе борьбы и варианты отдыха в перерывах. Разминка. Профилактический осмотр одежды, обуви. Основные методические положения при составлении тактических действий. Разбор и анализ личных тактических действий. Анализ тактики ведения борьбы сильнейших зарубежных и отечественных борцов. Совершенствование тактики борьбы в процессе тренировочных занятий и соревнований.

Процесс развития тактического мышления и его слагаемые: способность быстро воспринимать и перерабатывать информацию, прогнозировать действия, находить оптимальные варианты тактических решений.

Моральная, интеллектуальная и специальная психическая

подготовка

Общие понятия морали (нравственности). Нормы поведения в общественной и личной жизни, труде (учебе), спортивной деятельности. Моральные качества: добросовестное отношение к труду, трудолюбие, смелость, решительность, настойчивость, умение преодолевать трудности, коллективные навыки работы, чувство ответственности за свои действия, взаимопомощь, выручка, высокая сознательность, организованность, дисциплинированность, уважение к товарищам и другие жизненно необходимые качества. Преданность Родине. Моральный облик современного человека.

Волевые качества и их значение для повышения спортивного мастерства борцов. Основные средства волевой подготовки.

Интеллект спортсмена. Связь интеллектуальной подготовки с остальными видами спортивной подготовки борца. Интеллектуальное самообразование спортсмена. Дневник спортсмена. Его содержание и методика ведения. Роль и назначение дневника для понятия об интеллектуальной подготовке спортсмена, ее виды. Содержание специальной психической подготовки. Методические приемы, обеспечивающие психическую готовность к соревнованиям. Приемы регуляции уровня возбуждения спортсмена.

Методика непосредственной предсоревновательной подготовки борцов перед поединком. Разминка борца. Методы психорегулирующей тренировки (ПРТ) и их роль в подготовке высококвалифицированного спортсмена.


2.4. Изучение и совершенствование техники и тактики вольной борьбы

2.4.1. Группы начальной подготовки свыше одного года обучения

Начинающему борцу при освоении навыков ведения единоборства предпочтительна игровая форма подачи учебного материала, который содержит тактические элементы поединка и строится на базе определенных комплексов технических действий. На первых порах необходимо усвоить всю палитру ведения единоборства, основные способы захватов, освобождения от них и способы тактической подготовки (теснение, выведения из равновесия, маневрирование) с целью завоевать предпочтительную позицию для успешного проведения технических действий.

Творческое использование игрового материала позволяет охватить процесс начального постепенного овладения школьной борьбы, начиная с ее элементов и кончая поединком в реальной схватке. Указанный подход благоприятно воздействует выявлению способных подростков, делает учебный процесс более плодотворным и эмоциональным.

В данном периоде обучения происходит становление «школы техники», формирование основной структуры техники борьбы с соблюдением общих закономерностей выполнения основных элементов. У обучающихся закрепляются представления о двигательном действии борца, формируется общий ритм двигательного акта, предусматривается ознакомление с основными видами тактико-технических комплексов, способами управления равновесия, маневрирования, изучаются навыки предупреждения и устранения грубых ошибок.

По мере овладения умениями и навыками техники борьбы группы свыше 1-го года обучения борцом эффективнее совершенствовать технику в комбинированном стиле, т.е. на основе тактико-технических комплексов. Простейшие способы тактической подготовки для проведения приемов (сковывание, маневрирование, выведения из равновесия и др.) изучаются одновременно с освоением приемов.

Подготовка к соревнованиям.

Применение изученных тактических и технических действий в условиях тренировочной схватки. Хорошо подготовленные занимающиеся могут принять участие в соревнованиях .

Меры обеспечения безопасности

при проведении занятий (соревнований) по вольной борьбе

Правила поведения в спортивном зале и на спортивных площадках.

Техника безопасности при выполнении различных обще-подготовительных и специально-подготовительных упражнений борца. Страховка и помощь.

Запрещенные действия в борьбе.

Ответственность по обеспечению мер безопасности при организации и проведении занятий (соревнований) по вольной борьбе. Правила поведения борца на борцовском ковре. Меры обеспечения безопасности во время соревнований.

Общие основы техники и тактики борьбы.

Техническая подготовка

Цели и задачи технической подготовки в борьбе, ее этапы. Основные элементы техники борьбы.

Понятие о спортивной технике. Роль технических действий в борьбе.

Элементы техники борьбы: основные положения борца, способы передвижения, захваты, блоки и упоры, приемы.

Моральная, интеллектуальная и специальная психическая

подготовка

Общие понятия морали (нравственности). Нормы поведения в общественной и личной жизни, труде (учебе), спортивной деятельности. Моральные качества: добросовестное отношение к труду, трудолюбие, смелость, решительность, настойчивость, умение преодолевать трудности, коллективные навыки работы, чувство ответственности за свои действия, взаимопомощь, выручка, высокая сознательность, организованность, дисциплинированность, уважение к товарищам и другие жизненно необходимые качества. Преданность Родине. Моральный облик современного человека.

Волевые качества и их значение для повышения спортивного мастерства борцов. Основные средства волевой подготовки.

Интеллект спортсмена. Связь интеллектуальной подготовки с остальными видами спортивной подготовки борца. Интеллектуальное самообразование спортсмена. Дневник спортсмена. Его содержание и методика ведения. Роль и назначение дневника для понятия об интеллектуальной подготовке спортсмена, ее виды.

Содержание специальной психической подготовки. Методические приемы, обеспечивающие психическую готовность к соревнованиям. Приемы регуляции уровня возбуждения спортсмена.

Методика непосредственной предсоревновательной подготовки борцов перед поединком. Разминка борца. Методы психорегулирующей тренировки (ПРТ) и их роль в подготовке высококвалифицированного спортсмена


Краткие сведения о строении и функциях детского организма

Костная система. Ее строение и функция. Влияние физических упражнений на развитие костной системы. Мышечная система. Ее функция. Строение мышцы. Биохимический механизм работы мышцы. Значение сенсорных систем в регуляции функциональных состояний организма. Физическое развитие и опорно-двигательная система. Особенности развития центральной нервной системы детей. Физиологические особенности адаптации детей к физическим нагрузкам. Влияние занятий физической культурой и спортом на физическое, функциональное развитие, работоспособность и состояние здоровья детей.


Гигиена, закаливание, режим и питание спортсмена

Понятие о гигиене. Режим дня. Общие требования к питанию при регулярных занятиях вольной борьбой. Гигиена сна.

Гигиена питания: калорийность питания, общий расход энергии, значение отдельных пищевых веществ, значение витаминов в питании борца.

Личная гигиена: уход за кожей, волосами, ногтями, гигиена полости рта. Гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, обливание, душ, парная баня, купание) и естественных факторов природы (солнца, воздуха и воды) в целях закаливания организма. Правила их применения.

Гигиена одежды и обуви борца. Гигиена мест занятий (воздух, температура, влажность, освещение, вентиляция помещения). Вспомогательные гигиенические мероприятия по восстановлению организма борца-спортсмена (душ, массаж, самомассаж, биомеханическая стимуляция мышц глаза, пальцев правой кисти, кислород, пищевые комплексы). Понятие об инфекционных заболеваниях (передача и распространение). Меры профилактики (предупреждение заболеваний). Вред курения и употребления спиртных напитков.

Гигиена мест занятий вольной борьбой. Освещение. Вентиляция. Общие санитарно-гигиенические требования к проведению соревнований по вольной борьбе.



ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Психологическая подготовка борцов – это процесс, направленный на создание оптимального психического состояния, способствующего реализации наиболее совершенной техники борьбы в условиях соревнований.

Психологическая (психическая) подготовка борцов является одним из важнейших разделов в подготовке спортсмена.

Исход спортивной борьбы довольно часто зависти от уровня развития морально-волевых качеств, психического настроя и умения регулировать свое состояние во время соревнования. Психологически подготовленный борец может сознательно управлять своим состоянием, максимально сосредотачиваться на выполнении схватки и бороться до конца упражнения за лучший результат.

Особенность достижения результата в борьбе заключается в том, что техника выполнения схватки находится в большой зависимости от психического состояния борца.

Содержание психологической подготовки, ее направленность базируется на следующих основных положениях, сформированных современной теорией и практикой спортивной психологии:

  • установка на достижение высокого спортивного результата;

  • учет динамики притязаний спортсмена (соотношение количества успехов и неуспехов, самооценка) в условиях тренировки и соревнований;

  • рациональное соотношение объема и содержания средств общефизической, технико-тактической и психологической подготовки, теоретических знаний и практических умений, необходимых для успешной целенаправленной деятельности;

  • индивидуализация средств и методов психологической подготовки (учет ведущего канала информации – визуального, кинестетического).

Адаптация психики спортсмена к условиям тренировки и соревнований проводится по двум направлениям:

  • обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим готовность к деятельности в экстремальных условиях способом саморегуляции эмоционального состояния, концентрации и распределения внимания, способом мобилизации на максимальные волевые и физические усилия;

  • моделирование условий соревновательной борьбы.

Проведение психологической подготовки предусматривает решение следующих задач:

- воспитание у спортсменов нравственных основ поведения в общении, деятельности, дисциплинированности, организованности; развитие способности произвольно управлять своим поведением в условиях тренировки и соревнований;

- умение преодолевать неожиданно возникающие препятствия; владеть собой, быстро оценивать ситуацию, принимать решения и реализовывать их;

- совершенствование интеллектуальных качеств; развитие наблюдательности, устойчивости и гибкости мышления; развитие творческого воображения;

- повышение психологической устойчивости в преодолении неблагоприятных внешних условий на тренировках и соревнованиях;

- развитие внимания (объем и интенсивность), выдержки и самообладания, решительности, инициативности;

- совершенствование приемов регуляции поведения, умения определять момент готовности к началу;

- вооружение приемами саморегуляции неблагоприятных внутренних состояний, а именно:

а) приручение к самоконтролю за внешним проявлением эмоциональной напряженности (агрессия, депрессия, «мандраж») – непроизвольное сокращение мышц, изменение дыхания и др.;

б) овладение приемами произвольного расслабления мышц, регуляцией дыхания, переключением внимания и мыслей, словесной саморегуляции;

- вооружение спортсмена способами сохранения и восстановления психического состояния путем овладения различными приемами словесного отвлечения и переключения, рационально организованной предсоревновательной подготовкой, разминкой;

- создание и сохранение у спортсменов оптимального уровня психологической подготовленности.

Психологическая подготовка к конкретному соревнованию предусматривает:

а) создание уверенности в своих силах, активное стремление до конца бороться за достижение максимального результата в борьбе посредством сбора и анализа информации об условиях предстоящих соревнований и о соперниках;

б) уточнение данных о собственной подготовленности, состоянии и возможностях в данных условиях соревнований;

в) определение оптимального варианта действий в соревновании;

г) освоение способов настройки перед борьбой.

Средства и методы психолого-педагогических воздействий должны включаться во все этапы и периоды круглогодичной подготовки.

На занятиях групп начальной подготовки основной упор делается на формирование интереса к спорту, правильной спортивной мотивации, общих нравственных и специальных, черт характера юного спортсмена (трудолюбие, дисциплинированность, ответственность за выполнение плана подготовки и результаты выступления, уважение к тренеру, требовательность к самому себе и др.).

На занятиях учебно-тренировочных групп акцент делается на развитие спортивного интеллекта, способности к саморегуляции, формирование волевых черт характера, развитие оперативного мышления и памяти, специализированных восприятий, создание общей психической подготовки к соревнованиям.

На занятиях групп спортивного совершенствования основное внимание в подготовке уделяется совершенствованию волевых черт характера, способности к саморегуляции, специализированных восприятий, сложных сенсомоторных реакций и оперативного мышления, формированию специальной предсоревновательной готовности, способности к регуляции эмоционального состояния.

В годичном цикле подготовки должен быть сделан следующий акцент при распределении объектов психолого-педагогических воздействий.

В подготовительном периоде тренировки подбираются средства и методы психолого-педагогических воздействий, связанные с развитием их спортивного интеллекта, разъяснением целей и задач участия в соревнованиях, содержанием общей психической подготовки к соревнованиям, развитием волевых качеств и специализированных восприятий, оптимизацией межличностных отношений и сенсомоторным совершенствованием общей психической подготовленности.

В соревновательном периоде подготовки упор делается на совершенствование эмоциональной устойчивости, свойств внимания, достижение специальной психической готовности к выступлению и мобилизационной готовности в состязаниях.

В переходном периоде преимущественно используются средства и методы нервно-психического восстановления организма.

В течение всех периодов подготовки применяются методы, способствующие совершенствованию моральных черт характера спортсмена, и приемы психической регуляции.

Акцент в распределении средств и методов психической подготовки в решающей степени зависит от индивидуальных особенностей личности спортсмена, задач их индивидуальной подготовки, направленности тренировочных занятий.

При организации и проведении мероприятий по данному разделу подготовки тренеру следует учитывать особенности пола, возраста учащихся. Формирование ценностных ориентаций спортсмена как личностного, мотивационного, так и эмоционально-волевого содержания педагогически реализуется в учебно-тренировочном процессе в соответствии с последовательностью ступеней развития самосознания учащегося и его уровнем достижений.

Наряду с групповыми занятиями и дискуссиями широко используются индивидуальные беседы, которые должны быть конкретными и целенаправленными. По мере достижения навыков самоанализа целесообразно расширять психологические мероприятия, формы самоубеждения, средства и методы воспитания устойчивости к стрессу в условиях повышения ответственности.

Общеизвестно, что качество борьбы зависит от правильности и стабильности выполнения технических приемов, выполняемых спортсменом. В условиях соревнований сильное эмоциональное возбуждение может нарушать точность и согласованность действий. Поэтому большое значение для выполнения точных, координированных действий имеет связь представлений о том или ином движении с практическим его выполнением или идеомоторные процессы.

Каждый опытный спортсмен-борец знает: стоит только подумать перед схваткой о том, что он может быть неудачным, потерять нить знакомых ощущений и восприятий, как правильное представление мгновенно нарушается, теряется координация движений, и если не предпринять каких-либо мер, то схватка действительно будет плохой.

Когда в сознании спортсмена совершенно отчетливо воспроизводится правильная схема основных рабочих достижений, особенно в период схватки, вероятность хорошего результаты значительно повышается. Как правило, ошибочные и неточные движения проявляются тогда, когда мышечное чувство недостаточно развито или значительно притупляется (блокируется) вследствие эмоционального напряжения, утомления, отвлечения внимания от основного действия и т.п.

Основой для формирования идеомоторных процессов является прежний опыт в определенной деятельности. Повторяемый опытным спортсменом-борцом множество раз процесс схватки настолько запоминается в мельчайших подробностях, что ему ничего не стоит мысленно воспроизвести все детали в своем представлении. Однако некоторые борцы затрудняются последовательно воспроизвести даже основные действия, движения, отличительные особенности борцовской схватки, в том числе и определить ошибочные. Вероятно, это бывает в тех случаях, когда спортсмен не приучен к анализу своих действий или их запоминание блокируется значительным эмоциональным напряжением.

В практике нередки случаи, когда при борьбе, особенно из неустойчивых положений, случаются так называемые «отмеченные и неотмеченные отрывы». Причин, их порождающих, много, но одной из основных является «ожидание схватки».

Для успешной реализации и повышения эффективности психологической подготовки необходимо, чтобы ее основы в равной степени знали как тренеры, так и спортсмены, кроме того, следует постоянно помнить об индивидуальных особенностях спортсменов и учитывать их в практической работе.

Для совершенствования учебно-тренировочного процесса большое значение имеет диагностика состояния спортсмена, которая может осуществляться различными способами: наблюдением, измерением частоты пульса и дыхания, анализом результатов борьбы на тренировках и соревнованиях. Важно при этом определить сущность основного, ведущего раздражителя, чтобы затем избрать и целенаправленно применить средства для снижения и сглаживания высокой степени психофизиологических реакций борца, нормализации его состояния.

Поэтому борцу и тренеру нужно быть в значительной мере психологом-исследователем, обобщая свои наблюдения, уметь их систематизировать, выяснить причины удачных и неудачных схваток, серий, положений, выступлений, особенностей состояний и настроений, всесторонне анализировать их и, в соответствии с этим, своевременно перестраивать условия тренировки, варьировать в тренировочном процессе.



МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Основными факторами, определяющими рост спортивных результатов, являются максимальные функциональные показатели систем энергообеспечения, эффективность деятельности всех систем организма, особенно кардиореспираторной, и их резервные возможности.

При оценке индивидуальных показателей учитывают состояние здоровья спортсмена и степень адаптации и максимальным физическим нагрузкам, физическое развитие и биологическую зрелость, общую и специальную работоспособность в условиях дозированной нагрузки, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и ее производительность – максимальные возможности (функциональные) в условиях работы «до отказа».

Углубленное медицинское обследование (УМО) проводится не менее двух раз в год. Основной задачей обследования является определение состояния здоровья спортсмена и выявление различных отклонений от нормы в сравнении с предыдущими обследованиями. Углубленное обследование проводится в специальных врачебно-физкультурных диспансерах. Каждый спортсмен обследуется врачами-специалистами разных специализаций, которые оценивают состояние здоровья, определяют рекомендации по лечению и профилактике.

Задачами этапного обследования является контроль динамики состояния здоровья, выявление ранних признаков перенапряжения, уровня адаптации к различным тренировочным режимам. Этапный контроль предусматривает оценку состояния здоровья, возможностей функциональных систем организма, несущих основную нагрузку в тренировочной и соревновательной деятельности. Как правило, используется комплекс врачебно-педагогических и психологических методик для обследования спортсменов.

  • нагрузки должны быть специфичны для борьбы;

  • нагрузки должны выполняться с максимально возможной для каждого обследуемого интенсивностью;

  • нагрузки должны выполняться повторно с оптимальными по продолжительности интервалами отдыха и числом повторений;

  • тест с повторными нагрузками применяют в подготовительном периоде с периодичностью 1-2 раза в месяц.

2. Проба с дополнительными нагрузками. Суть ее состоит в сравнительной оценке реакции организма спортсмена на стандартную нагрузку до и после тренировки. Реакция организма на нее оценивается по показателям ЧСС и АД.

3. Тестирование физической работоспособности с помощью специфических нагрузок. Применяются пробы PWC170.

Врачебный контроль осуществляет врач, работающий в республиканском врачебно-физкультурном диспансере. В его обязанности входит организация диспансерного наблюдения и врачебного контроля за юными спортсменами, проведение профилактических и лечебных мероприятий, текущий санитарный надзор за местами спортивных занятий, проведение бесед по гигиене, закаливанию, самоконтролю, специальному питанию спортсменов и другим подобным вопросам.

Все поступающие в дети представляют справку от районного врача и допуске их к занятиям. В дальнейшем дети, занимающиеся в учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования, находятся под наблюдением специалистов врачебно-физкультурного диспансера.

Врачу необходимо анализировать объективные данные медицинского контроля (пульс, ЭКГ, химический состав крови и т.п.) в динамике их развития с учетом педагогических наблюдений тренеров, данных самоконтроля занимающихся, в сопоставлении с результатами на тренировках и соревнованиях.

Большую роль играет проведение медицинских профилактических мероприятий. Рекомендуется проводить курсы ультрафиолетового облучения, давать родителям рекомендации по рациональному питанию и режиму детей. Особенно важно тщательное наблюдение со стороны отоларинголога, окулиста, невропатолога, стоматолога, гельминтолога и своевременное лечение заболеваний.

ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Важнейшим средством восстановления после тренировочных нагрузок является обеспечение рационального режима дня, создание необходимых гигиенических условий во время тренировочных занятий и бытовых удобств во время отдыха.

К активным средствам восстановления следует отнести упражнения разносторонней подготовки, проводимые на открытом воздухе, широкое применение игрового метода, вариативность тренировочных занятий, мажорный тон проведения занятий, оптимальное чередование нагрузок и отдыха, витаминизация, полноценное и своевременное питание, гигиенические процедуры и закаливание.

Водные процедуры: душ, теплая ванна, гидромассаж, парная, суховоздушная баня.

Медико-биологические средства. Помимо витаминизации и рационального питания, сбалансированного по своему составу в соответствии с характером тренировочной работы, сюда входит использование восстановительных напитков, коктейлей, некоторых растительных и фармакологических средств. Восстановительные напитки применяются в течение дня: перед тренировкой (особенно утренней) и после нее. Всего в день рекомендуется выпить около 3-4 стаканов напитка. Состав одного из видов напитка: средне заваренный чай (лучше зеленый, можно черный), 200 г глюкозы (в порошке), 300-400 миллиграммов аскорбиновой кислоты, минеральные соли (например, 1 таблетка Рингер-Локке). Восстановительные коктейли, растительные и фармакологические средства назначаются спортивным врачом и применяются под его наблюдением. Спортивный врач совместно с тренером и массажистом планируют и систему использования восстановительных и профилактических средств в учебно-тренировочном процессе.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Воспитательная работа с юными спортсменами, занимающимися проводится по единому плану, утвержденному директором, в процессе учебно-тренировочных занятий, соревнований, оздоровительно-туристских мероприятий, учебы в школе, а также в свободное от занятий время.

Решению воспитательных задач должны способствовать четкая организация работы всей школы, высокая требовательность и личный пример тренеров, беседы и лекции на морально-этические темы, проведение разъяснительной работы о значении высоких достижений спортсменов на международной арене, чтение общеобразовательной и специальной литературы.

Используются следующие формы воспитательной работы:

  • регулярное проведение общих собраний учащихся школы, организация спортивных вечеров и традиционных встреч с выпускниками;

  • просмотр учебных кинофильмов, выпуск стенных газет и фотогазет, фотовитрин, встречи с мастерами спорта, показательные выступления;

  • участие в ремонте оборудования и инвентаря, озеленении территории школы и т.п.;

  • участие в организации и проведении соревнований внутри школы, в общеобразовательных школах, в районе в качестве судей;

  • участие в проведении занятий по начальному обучению в качестве инструкторов-общественников.

Большое значение в воспитательной работе имеет регулярный контроль за учебой, занимающихся в общеобразовательной школе, наблюдение за их поведением в быту.

Тренерский состав обязан устанавливать личные контакты с директорами, классными руководителями и родителями спортсменов.


Ожидаемые результаты

В ходе выполнения программы предполагается получить следующие результаты:

- вовлечь подростков в массовый спорт и профилактика правонарушений, беспризорности и безнадзорности среди подростков.

- укрепить здоровья и улучшить физическое развития детей и подростков.

- владеть основами техники выполнения физических упражнений и формирование основ ведения единоборств.

-умение выполнять физические упражнения.





































Список литературы:

Литература для тренера - педагога для организации учебного процесса по вольной борьбе.

Вайнбаум Я.С. Гигиена физического воспитания и спорта. – М.: ACADEMIA,2002.

Образование и здоровье: дидактические материалы и методические рекомендации. – Казань: Школа, 1999.

Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. – М.: ФиС, 2001.

Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М.: АСАDEMIA, 2001.

Чичикин В.Т. Контроль эффективности физического воспитания в образовательных учреждениях. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001.

Джапоралиев В.Т. Индивидуализация тактической подготовки спортсменов в связи с особенностями соревновательной деятельности: Автореф.. дис…. канд.пед.наук. – М., 1983.- 22 с/

Котиков А.Н. Биомеханики физических упражнений. – М., ФиС. – 1986.-237с.

Купрешивили О.М. Объем технических действий у борцов у различных квалификаций // Спортивная борьба: Ежегодник. – М., 1974. – С 35-36

Ленц А.Н., Громыко В.В. повышение эффективности учебно-тренировочной схватки // Спортивная борьба: Ежегодник. – М., 1973. – С 8-9.

Миндиашвили Д.Г. Контратакующие действия в вольной борьбе. – Красноярск., 1985. – 274 с.

Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: ФиС, 1977. - 271 с.

Миндиашвили Д.Г., Завьялов А.И. Энциклопедия приемов вольной борьбы. Красноярск.,: Институт Спортивных Единоборств им. И. Ярыгина Красноярского Госпедуниверситета., 1998. – 236 с.

Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры // Учебник. – М., ФиС, - 1991.-321с.

Новиков А.А., Олеиник В.Г., Каргин Н.Н. Моделирование спортивной борьбы // Спортивная борьба: Ежегодник. – 1981. – С 62 – 65.

Новиков А.А. Методология технико-тактического мастерства спортсменов (на примере борьбы). – М., Улан-Удэ: изд. БГУ. – 1998. - 220с.

Подливаев Б.А. Миндиашвили Д.Г., Грузных Г.М., Купцов А.П., Громыко В.В., Лукичева А.Ю.. Борьба вольная: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва. – М.: Советский спорт, 2003.-216с

Бойченко С.Д. Теоретические и методические основы специа­лизированной подготовки в единоборствах на этапе начальной спортивной специализации: автореф. дис. на соискание уч. сте­пени д. пед. наук: спец. 13.00.04 « Теория и методика физ. вос­питания, спортивной тренировки и оздоровительной физ. куль­туры» / С.Д. Бойченко. - Минск, ! 993. - 70 с.

Гавердовекий Ю.К. Обучение спортивным упражнениям. Био­механика. Методология, Дидактика/ Ю.К.

Завьялов А.И. Биопедагогика или спортивная тренировка / АН. Завьялов // Спортивные единоборства: практика и теория. -Красноярск, КТПУ, 2006 - С. 32 - 37.

Купцов А.П. Динамика устойчивости позы борца (К вопросу об эффективности сложных технико-тактических действий в спор­тивной борьбе) : автореф. дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук спец. 13.00.04. « Теория и методика физ воспитания, спортивной тренировки» / А.П. Купцов, - М.„ 1969. - 35 с.

Лапутии АН. Обучение спортивным движениям / А.И. Лапу-тин. - К.: Здоров'я. 1986. - 216 с.

Ленц И.А. Ведущие элементы в сложных технико-тактических действиях / НА. Ленц // Спортивная борьба: Ежегодник. М,: Физкультура и спорт, 1979. - С. 19 - 20.

Малков О.Б, Теоретические аспекты техники и тактики спор­тивной борьбы / ОБ. Малков, О.Б. Гожин. - М. Физкультура и спорт. 2005.-168 с.

Новиков А.А. Методология технико-тактического мастерства спортсменов (на примере борьбы) / А.А. Новиков. - Москва-Улан-Удэ: Изд. Бурятского государственного университета. -1998.-220 с.

Соломахин О. Б. Повышение надежности атакующих техниче­ских действий в греко-римской борьбе на начальном этапе обу­чения: автореф. на соискание уч. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.04 « Теория и методика физ. воспитания, спортивной тре­нировки и оздоровительной физ. культуры» / О.Б. Соломахин. - Малахова, 2002. - 23 с.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей

Лях В.И. Физическая культура. Учебник для учащихся 10-11-х классов. – М.: Просвещение, 1998.

Лях В.И. Физическая культура. Учебник для учащихся 5-7-х классов. – М.: Просвещение, 2001.

Вековой путь физической культуры и спорта в Бурятии. В.А. Фомин. С.В. Мантуров. БНЦ. СО РАН. У-У.2002.

Калмыков С.В. Индивидуальность в спорте. – Улан-Удэ.: Бурят.кн. издательство 1989.- 144 с. Хуако НА. Содержание и последовательность изучения базовой техники бросков дзюдо на этапе начальной подготовки в усло­виях ранней специализации : автореф дис. на соискание уч. сте­пени канд. пед. наук. спец. 13.00.04 « Теория и методика физ. воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физ. 1 культуры» / НА. Хуако. - Краснодар.: КГУФКСи'Т 2007. - 24 с.у'Гавердовекий. - М: Физкультура и Спорт, 2007. - 912 с.

Бойко В.Ф. Физическая подготовка борцов / В.Ф. Бойко, 1 .В. Данько. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 224 с.

Калмыков С.В. Основные индивидуализации подготовки единоборцев. – Улан-Удэ, Бурят. К.Н. издательство 1994.– 151с.























Переводные экзамены тренера-преподавателя Дашинимаев Бадма Доржиевич

Этап подготовки и вид спорта: вольная борьба группа начальной подготовки св 1 года обучения

Количество детей в группе 20 чел.

Место проведения _________________________________________________________________________________________________

Время и дата проведения ___________________ час. « ________ » _______________ 20__ года.

п.п

ФИО учащегося

лазан по канат

прыж. в дл. с места

забега

ние на мосту

Бег на разные дистанции

перево

рот через голову

отжимание

одновременное подни-мание туло-вищ и ног

Подтяг

на перекл.




1












2












3












4












5












6












7












8












9












10












11












12












13












14












15












16












17












18












19












20













Председатель экзаменационной комиссии:


Члены экзаменационной комиссии:

План

воспитательной работы тренера-преподавателя

Возрастание роли физической культуры как средства воспитания юных спортсменов обуславливает повышение требований к воспитательной работе в спортивных школах.

Цель: Единство воспитательных воздействий, направленных на формирование личности юного спортсмена – итог комплексного влияния факторов социальной системы воспитания, в том числе семьи, образовательной школы, социума и коллектива тренеров Комитета по образованию г. Улан-Удэ.

Задача: Воспитание высоких моральных качеств, преданность России, чувства коллективизма, межнациональных отношений, дисциплинированности, трудолюбия и возрождения национальных видов спорта.

Основные направления деятельности школы:

Спортивно-оздоровительное;

  • Культурно-туристическое;

Содержание деятельности

содержание деятельности

сроки проведения.



1.

Набор и отбор в группу , Проведение приёмных - нормативных

занятий по ОФП и СФП

Комплектование групп по критериям отбора.




октябрь

2

Беседа со спортсменами и по формирование у спортсменов потребности к здоровому образу жизни.

Участие в городских, республиканских, всероссийских и международных соревнованиях.

Участие в республиканском субботнике.

Беседа со спортсменами о гигиенических требованиях в тренировочном процессе.





октябрь

3

Беседа о травматизме на занятиях в спортивном зале и в природных условиях.

ноябрь

4

Показ видеоматериалов выступления сборных команд Бурятии и России.

Проведение общешкольных соревнований по вольной борьбе.


декабрь

5

Подготовка на лыжные прогулки (осмотр лыжни, сбор лыж и т.д.).

Инструктаж и профилактика по обморожению.

Лекции по закаливанию организма, советы врачей.

Анализ выступлений на соревнованиях за прошлый год.

Планирование участий на соревнованиях по новому утверждённому календарю мероприятий по вольной борьбе на год.




январь

6

Показ фото, видео, журналы, газеты, вырезки сильнейших борцов Мира.

Встреча с членами сборной команды Республики Бурятия по вольной борьбе.

февраль

7

Лекции по закаливанию организма, советы врачей.

Участие в республиканском субботнике

Участие на республиканских турнирах согласно календарному плану

март

8

Участие в городских, республиканских мероприятиях. Беседа о травматизме на занятиях в спортивном зале и в природных условиях

апрель

9

Беседа со спортсменами о гигиенических требованиях в тренировочном процессе.

Участие в городских, республиканских, всероссийских и международных соревнованиях



май




























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!