Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Клушинская основная школа»
Рабочая программа
по здоровьесбережению
на уроках немецкого языка
и во внеурочной деятельности
Учитель :
Киктенко Лариса Павловна
д. Клушино
Пояснительная записка
Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. Эта проблема многогранна и требует усилий многих специалистов. Для того что- бы добиться наибольшей эффективности урока, следует использовать такие технологии обучения, которые позволят сохранить и укрепить здоровье уча- щихся. Успеваемость детей напрямую зависит от их физического и психиче- ского здоровья. Чем лучше ребенок чувствует себя в процессе обучения, тем выше будет уровень его познавательной активности, а значит, и уровень его успеваемости.
Основной причиной нарушения здоровья учеников является специфика урока. Урок иностранного языка отличается большой эмоциональной, умст- венной и психологической напряженностью. Вовлечение учащихся в новый для них вид деятельности – общение на иностранном языке – требует боль- ших усилий и со стороны учителя. Именно с уроком иностранного языка свя- зано чрезмерное умственное напряжение, последствиями которого являются быстрая утомляемость, плохое настроение, потеря интереса к изучению предмета, трата большего количества энергии, зрительное напряжение и дру- гое. Для того чтобы не допустить данных ситуаций, нужно использовать в процессе обучения здоровьесберегающие технологии.
Цель программы:
Повышение профессиональной компетентности по вопросу со- временных здоровьесберегающих технологий и внедрение их в образовательный процесс.
Создание на уроках условий, способствующих сохранению здо- ровья обучающихся.
Повышение качества учебных занятий и занятий по внеурочной деятельности на основе внедрения здоровьесберегающих техно- логий.
Задачи:
Повышение познавательного интереса к изучению иностранного языка
Формирование коммуникативных навыков с использованием приемов здоровьесберегающих технологий
Воспитание позитивного отношения к здоровому образу жизни
Для достижения цели необходимо учителю необходимо решить сле- дующие задачи:
изучить психолого-педагогическую литературу по данному направле- нию и опыт работы педагогов;
разработать комплекс задач, подобрать и экспериментально апробиро- вать систему приёмов, способствующих внедрению здоровьесбере- гающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности;
проверить эффективность предложенных средств на практике;
направить жизнедеятельность обучающихся на сохранение и укрепле- ние здоровья;
провести анализ и обобщить результаты, полученные в ходе реализа- ции программы;
определить роль здоровьесберегающих технологий при обучении ино- странному языку.
Цели здоровьесберегающих технологий определяют принципы обуче- ния, которые отражают насущные общественные потребности.
Принципы здоровьесберегающих технологий
Принцип сознательной активности - нацеливает на формирование у учащихся глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отно- шения к познавательной деятельности.
Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с мак- симальным использования форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.
Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подво- дящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип оздоровленной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе обучения.
Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном ис- пользовании активных форм и методов обучения (обучение в парах, группо- вая работа, игровые технологии)
Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоро- вье и здоровье окружающих людей.
Принцип связи теории с практикой - призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания на практике, используя окружающую дей- ствительность не только как источник знаний, но и как место их практиче- ского применения
Принципы работы по реализации здоровьесберегающих технологий
учет индивидуальных, возрастных и физических особенностей уча- щихся;
учет медицинских показателей;
соблюдение санитарных норм в кабинете (маркировка в соответствие с ростом и возрастом, освещение, оформление, проветривание, гигиена);
соблюдение правил правильной организации урока (чередование раз- личных видов деятельности, физкультминутки, динамические паузы и т.д.)
Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (уровневой дифференциации, индивидуального обучения, групповых и игровых технологий, развивающего обучения и т.д.)
Использование аудиовизуальных средств обучения.
Создания комфортного психологического климата
Создание индивидуально-личностной среды обучения для каждого учащегося.
Ожидаемые результаты
повышение своего теоретического, научно-методического уровня, про- фессионального мастерства и компетентности.
разработка и проведение уроков и внеклассных мероприятий с исполь- зованием приёмов здоровьесберегающих технологий, обобщение опыта по исследуемой теме;
повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по немецко- му языку, повышение мотивации к изучению предмета;
План мероприятий по реализации программы
№п/п | План мероприятий |
1. | Повышение квалификации и профессиональная перепод- готовка |
Изучение учебно-методической литературы в сети Интернет, в про- фессиональных газетах и журналах по вопросу здоровьесбережения |
Своевременное прохождение курсов квалификации |
Изучение опыта применения здоровьесберегающих технологий в работе учителей школы, страны |
Участие в семинарах, форумах, научно практических конференци- ях, конкурсах, фестивалях различных уровней |
2. | Использование современных образовательных технологий |
Реализация в урочной и внеурочной деятельности образовательных технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (уровневой дифференциации, индивидуального обучения, групповых и игровых технологий, развивающего обучения, проектной деятельности) |
Использование ИКТ |
Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий |
Проведение диагностик, срезов, анкетирования, тестирования. |
3. | Обобщение и распространение собственного педагогического опыта |
Выступление на педсоветах, МО, семинарах |
Проведение открытых уроков |
Оформление портфолио |
Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом |
Участие в профессиональных конкурсах на различных уровнях |
4 | Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время |
Создание здоровьесберегающий среды обучения |
Повышение познавательной активности учащихся путем проведения нестандартных уроков. |
Создание собственной базы сценариев уроков с использованием здоровьесберегающих технологий. |
Создание и пополнение копилки приемов здоровьесбережения (раз- личных игр, физкультминуток, песен с движениями и т.д.). |
Проведение предметных недель. |
Анкетирование учащихся, родителей с целью выявления эффектив- ности использования здоровьесберегающих технологий. |
Этапы реализации программы
№п/ п | Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая дея- тельность |
1 | Диагностический | 1) Изучение литера- туры и педагоги- ческого опыта по теме | 2021- 2022 | изучение учеб- ной, справочной, научно- методической литературы по вопросу здоровь- есбережения Курсы повыше- ния квалифика- ции |
2 | Прогностический | Определение це- лей и задач темы Разработка систе- мы мер, направ- ленных на дости- жение целей и за- дач Прогнозирование результатов | август 2021 | Создание програм- мы профессиональ- ного образования |
3 | Практический | Активное внедре- ние в систему урочной и вне- урочной деятель- ности здоровьес- берегающих тех- нологий Корректировка работы Проведение диаг- ностики физиче- ского и психо- эмоционального потенциала обу- чающихся | 2022- 2025 | Систематическая и целенаправлен- ная работа по программе Выступления на МО |
4 | Обобщающий | 1) Анализ и обоб- щение получен- ных диагностиче- ских материалов | 2025 | Выступление за за- седании школьного МО, педсовете |
| | Подведение ито- гов. Обобщение опыта работы Определение пер- спектив дальней- шей работы по выбранной теме самообразования | | |