СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа подготовки детей к школе "Интеллектуально-творческое развитие. Страна чудес"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа способствует развитию познавательной активности детей как на этапе подготовки к школе, так и в 1 классе. Цель программы - развитие внимания, памяти, мышления, кругозора дошкольников и младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа подготовки детей к школе "Интеллектуально-творческое развитие. Страна чудес"»

Пояснительная записка



На современном этапе успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. К сожалению, многие дети приходят в школу недостаточно подготовленными или даже совсем неподготовленными. Отчасти это объясняется как непониманием большинством родителей всей важности этой проблемы, так и отсутствием конкретных и понятных рекомендаций по данному вопросу, так как нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Поэтому данная программа школы интеллектуального и творческого развития "Страна Чудес" направлена на работу с детьми 6 лет и призвана помочь детям психологически подготовиться к новой для них роли – роли ученика, через развитие познавательной активности детей, развитие самопознания, развитие интеллектуальной и эмоционально-личностной сферы, творческих способностей.

Умственное и личностное развитие детей включает в себя развитие всех психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и др. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес.

Необходимым условием, определяющим в последующие годы успешное духовное и интеллектуальное развитие детей, является организация их самостоятельной поисковой деятельности. В силу этого часть учебного материала данной программы строится не в виде готовых знаний, а в виде проблем, "препятствий", побуждающих к самостоятельному поиску, "открытию".

Дошкольный и начало младшего школьного возраста – это период, когда основной деятельностью ребенка является игра. В игре проще усваиваются знания, умения, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал. Поэтому большинство заданий, используемых в данной программе, носят игровой, занимательный характер. А использование разумного сочетания игры и серьезных заданий помогает детям познакомиться с ролью ученика и осваивать основные умения учебной деятельности: умение с помощью взрослого ставить познавательные задачи, анализировать их, находить способы решения, планировать самостоятельную деятельность, контролировать правильность выполнения задания, самостоятельно производить коррекцию своих ошибок и ошибок сверстников, умение оценивать собственную деятельность и результаты.

Данная программа по целевому назначению – общекультурная, по содержанию – профильная, по степени авторства – творческая, по сроку реализации – одногодичная, по особенностям развития – общая.

При составлении программы были использованы материалы коррекционно- развивающей программы для детей "Погружение в сказку" Н. Погосовой (Под ред. Т.Д, Зинкевич-Евстигнеевой. Тренинг по сказкотерапии. – СПб., РЕЧЬ, 2000.) и специальная психолого-педагогическая литература.

Обязательным условием реализации программы является создание атмосферы доброжелательного общения и взаимодействия на занятиях, создание ситуации успешности для каждого ребенка. Детям предлагается совместная со сверстниками и самостоятельная деятельность как игрового, так и творческого импровизационного характера, соответствующая уровню их возраста и развития.

При работе по данной программе руководителю необходимо помнить, что все выполняемое детьми, все их слова, движения, импровизации, результаты продуктивной деятельности являются успешными, удачными и прекрасными. И неважно как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы поверили в себя и свои силы. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за выполнение особо трудных упражнений и заданий непременно хвалить.

Цель программы - разностороннее развитие ребенка – развитие его эмоциональной сферы, интеллектуальных и творческих сил, конструктивных качеств личности.

Задачи:

Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

Развивать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), увеличивая объем внимания и памяти;

Развивать образное мышление, сенсорное восприятие (ощущения, восприятия, представления);

Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество. Развитие творческих способностей, воображения, фантазии;

Способствовать формированию положительных черт характера у детей, отрицательному отношению к проявлению негативных черт характера, учить находить пути их преодоления.



Организационные условия реализации программы



Данная программа предназначена для работы с детьми 5 – 6 лет. Общее количество часов – 32 часа. Занятия с детьми проходят один раз в неделю, продолжительность занятий два часа. Руководителем в работе по данной программе используются и групповая и индивидуальная формы работы, поскольку в программе предусматривается психологическая диагностика детей (диагностика уровня психического и интеллектуального развития). Для индивидуальной работы с детьми (диагностики) выделяется 8 часов.

При организации рабочего пространства необходимым является соблюдение санитарно-гигиенических норм (соответствие размера столов и стульев росту детей, достаточная освещенность помещения и др.) и норм пожарной безопасности. На занятиях должны соблюдаться правила техники безопасности при работе с карандашами, ножницами, клеем, точилками.









Учебно-тематические планы

Интеллектуально-творческое развитие.



№ п/п


дата

Тема занятий

Кол.ч.

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения программы

1


7.10

«Мой город» Аппликация.


Рассматривание репродукции картины Ю. Обуховского «Город у моря». Анализ изображения деталей на картине.

Знать: название своего города

Уметь: называть главные места в городе, улицу, на которой живет, объекты.

2


14.10

Монотипия «Дары осени»

Печать листьями, работа гуашью, акварелью


Рассматривание репродукции картины А. М. Герасимова «Дары осени»

Понятия Цветовая гамма, композиция. Употребление предлогов за, перед, около.

Знать: признаки времен года.

Уметь: изобразить предметы в зависимости от расположения, назвать явления природы.

3


21.10

«Осень за окошком»


Рассматривание репродукции картины «Осень за окном» С. Бачманова. Работа гуашью, акварелью, ватными палочками

Знать: пейзаж, явление природы – листопад.

Уметь: Назвать явления природы осенью, воспроизвести по памяти объекты на картине.

4


28.10

«Корзинка с грибами


Рассматривание репродукции картины Александра Сизова «Корзина с грибами» Работа с пластилином.

Знать: Что такое панно.

Уметь: расположить вылепленные детали на плоскости по образцу, по памяти. Вылепить гриб.

5


5.11

«Жар-птица»


Рассматривание репродукции картины В. Королькова «Жар-птица». Работа акварелью и гуашью

Знать: название сказок.

Уметь: Выделить главные объекты на картине, описать жар-птицу.

6


11.11

«Сказочный домик»


Рассматривание репродукции картины Ричарда Барнса «Сказочный дом» Лепка из пластилина

Знать: дом, интерьер дома.

Уметь: проявить в рисунке воображение, фантазию.

7


18.11

Ворона


Рассматривание репродукции картины Михаила Морозова «Ворон» Работа простым карандашом

Знать: живопись, графика

Уметь: нарисовать ворону по образцу, описать птицу по памяти.

8


25.11

Цветы для мамы


Рассматривание репродукции картины Ивана Хруцкого «Цветы и плоды» Работа с картоном и цветной бумагой

Знать: натюрморт

Уметь: сочетать цвета бумаги, различать цветы и плоды. Следовать инструкции по памяти.

9


2.12

Кляксокграфия


Знакомство с нетрадиционной техникой рисования . Работа акварелью, гуашью, применение мыла и трубочек.

Знать: героев мульфильмов.

Уметь: преобразовать кляксу в рисунок. Обозначить главные детали рисунка.

10


9.12

«Рождественский ангел»


Рассматривание репродукции картины Ангел Рождества. Работа гуашью

Знать: сказочные герои.

Уметь: выделять признаки и отличия героев по сюжетам сказки.

11


16.12

«Домик Деда Мороза»


Рассматривание фото «Дом деда Мороза в сказке Мороз Иванович. Аппликация

Знать: героев сказки.

Уметь: сравнивать героев сказки, выделять хорошие черты. По памяти описать дом Мороза.

12


23.12

Новогодняя елка


Репродукция картины Елены Бокаревой «Новогодняя ель» Лепка из пластилина

Знать: новогодние сказки и традиции.

Уметь: рассмотреть детали, воспроизвести по памяти.

13


6.01

«Птица Зима»


Репродукция картины Романа Романова «Зима» Сравнение снежных узоров с крыльями птиц. Работа акварелью, гуашью

Знать: лексика слов Птица и Зима.

Уметь: Найти в зимних узорах признаки сказочных птиц. Нарисовать снежные узоры.

14


13.01

«Мишка на Севере»


Рассматривание фото «Белые медведи» Выявление особенностей. Аппликация

Знать: белые и бурые медведи

Уметь: находить признаки различия животных, сравнивать.

15


20.01

«Зимние забавы»


Рассматривание репродукции картины Федота Сычкова «Лепка снеговика» Работа акварелью, гуашью

Знать: забава – веселое занятие

Уметь: видеть признаки движения на картинке, выделять главный объект.

16


27.01

«Пингвин с рыбой»


Рассматривание фотографий пингвинов. Особенности птицы. Работа акварелью, гуашью, применение ватных дисков.

Знать: пингвин – птица Южного полюса.

Уметь: описать внешние признаки пингвина, сравнивать птиц.

17


3.02

«Снегири на ветке»


Рассматривание репродукции картины «Трио снегири». Работа акварелью, гуашью

Знать: снегирь-зимующая птица.

Уметь: выделить отличительные признаки птицы, описать снегиря.

18


10.02

«Пушистая валентинка»


Аппликация из салфеток

Знать: Святой Валентин

Уметь: выполнить открытку-аппликацию по образцу.

19


17.02

«Когда мой папа или был маленькими»


Работа гуашью и акварелью

Знать: сказки о русских богатырях.

Уметь: составить портрет богатыря по памяти.

20


24.02

«Снеговик»


Рассматривание изображений снеговика, выявление особенностей. Аппликация, применение ватных дисков

Знать: сказочный герой – снеговик.

Уметь: описать снеговика, проявить творчество и фантазию в создании образа снеговика.

21


2.03

«Портрет мамы»


Рассматривание репродукции портрета матери «У колыбели». Работа гуашью, акварелью

Знать: Портрет.

Уметь: назвать признаки отличия портрета матери от других портретов.

22


9.03

Кукла «Веснянка»


Поделка из ткани и ниток

Знать: Традиции русского народа создавать сказочные куклы.

Уметь: следовать инструкции по памяти, проявлять фантазию и творчество.

23


16.03

«Масленица»


Рассматривание рисунка Н. Шараповой «Масленица». Особенности образа Аппликация

Знать: Масленица

Уметь: сравнивать сказочных героев, находить отличительные признаки.

24


23.03

Наскальный рисунок


Рассматривание изображений наскальных рисунков. Работа гуашью, акварелью, применение целлофановых пакетов, мятой бумаги.

Знать: наскальный рисунок, предки.

Уметь: применить технику отпечатывания на рисунке. Определять тему рисунка, фантазировать.

25


6.04

«Заюшкина избушка»


Рассматривание иллюстраций к сказке «Лиса и заяц». Анализ изображения. Работа акварелью, гуашью

Знать: русская народная сказка Лиса и Заяц.

Уметь: описать героев по памяти: характер, поведение. Нарисовать героя по представлению.

26



13.04

«Фрукты на тарелке»


Рассматривание репродукции картины Виталия Заседко «Тарелка с фруктами». Лепка из пластилина

Знать: натюрморт.

Уметь: выделять главный объект, использовать правильно предлоги «за, над, около…» для описания предметов в пространстве.

27


20.04

«Подснежники»


Репродукция картины Ларисы Горбуновой «Подснежники». Аппликация из цветных салфеток

Знать: первые весенние цветы.

Уметь: находить признаки подснежников, описать вид цветка по памяти.

28


27.04

«Павлин из ладошек»


Работа акварелью, гуашью. Применение влажных салфеток.

Знать: сказочные птицы.

Уметь: проявить фантазию и создать рисунок павлина

29


4.05

Кляксография


Работа акварелью, гуашью, применение ниток

Знать: нетрадиционное искусство.

Уметь: применить фантазию и воображение в создании сказочного героя из кляксы.

30


11.05

Композиция «Весенний день»


Репродукция картины Саврасова «Весенний день». Аппликация, работа гуашью

Знать: художник

Уметь: находить признаки времени года, описать объекты на репродукции.

31


18.05

Отражение в воде


Рассматривание пейзажей с изображением воды. Сравнение отражения в воде с отражением в зеркале. Работа акварелью на мокрой бумаге.

Знать: герои сказки «Кривые зеркала» Оля, Яло.

Уметь: назвать главных героев, разгадать тайну имен в сказке.

32


25.05

Композиция «Здравствуй, лето» (коллективное панно)


Рассматривание репродукции картины Левитана «Лето». Работа с природным материалом

Знать: признаки летнего времени года

Уметь: сравнить времена года, назвать отличия. Определить какое время года в сказке Хаврошечка.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!