Пояснительная записка
На современном этапе успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. К сожалению, многие дети приходят в школу недостаточно подготовленными или даже совсем неподготовленными. Отчасти это объясняется как непониманием большинством родителей всей важности этой проблемы, так и отсутствием конкретных и понятных рекомендаций по данному вопросу, так как нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Поэтому данная программа школы интеллектуального и творческого развития "Страна Чудес" направлена на работу с детьми 6 лет и призвана помочь детям психологически подготовиться к новой для них роли – роли ученика, через развитие познавательной активности детей, развитие самопознания, развитие интеллектуальной и эмоционально-личностной сферы, творческих способностей.
Умственное и личностное развитие детей включает в себя развитие всех психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и др. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес.
Необходимым условием, определяющим в последующие годы успешное духовное и интеллектуальное развитие детей, является организация их самостоятельной поисковой деятельности. В силу этого часть учебного материала данной программы строится не в виде готовых знаний, а в виде проблем, "препятствий", побуждающих к самостоятельному поиску, "открытию".
Дошкольный и начало младшего школьного возраста – это период, когда основной деятельностью ребенка является игра. В игре проще усваиваются знания, умения, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал. Поэтому большинство заданий, используемых в данной программе, носят игровой, занимательный характер. А использование разумного сочетания игры и серьезных заданий помогает детям познакомиться с ролью ученика и осваивать основные умения учебной деятельности: умение с помощью взрослого ставить познавательные задачи, анализировать их, находить способы решения, планировать самостоятельную деятельность, контролировать правильность выполнения задания, самостоятельно производить коррекцию своих ошибок и ошибок сверстников, умение оценивать собственную деятельность и результаты.
Данная программа по целевому назначению – общекультурная, по содержанию – профильная, по степени авторства – творческая, по сроку реализации – одногодичная, по особенностям развития – общая.
При составлении программы были использованы материалы коррекционно- развивающей программы для детей "Погружение в сказку" Н. Погосовой (Под ред. Т.Д, Зинкевич-Евстигнеевой. Тренинг по сказкотерапии. – СПб., РЕЧЬ, 2000.) и специальная психолого-педагогическая литература.
Обязательным условием реализации программы является создание атмосферы доброжелательного общения и взаимодействия на занятиях, создание ситуации успешности для каждого ребенка. Детям предлагается совместная со сверстниками и самостоятельная деятельность как игрового, так и творческого импровизационного характера, соответствующая уровню их возраста и развития.
При работе по данной программе руководителю необходимо помнить, что все выполняемое детьми, все их слова, движения, импровизации, результаты продуктивной деятельности являются успешными, удачными и прекрасными. И неважно как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы поверили в себя и свои силы. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за выполнение особо трудных упражнений и заданий непременно хвалить.
Цель программы - разностороннее развитие ребенка – развитие его эмоциональной сферы, интеллектуальных и творческих сил, конструктивных качеств личности.
Задачи:
Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
Развивать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), увеличивая объем внимания и памяти;
Развивать образное мышление, сенсорное восприятие (ощущения, восприятия, представления);
Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество. Развитие творческих способностей, воображения, фантазии;
Способствовать формированию положительных черт характера у детей, отрицательному отношению к проявлению негативных черт характера, учить находить пути их преодоления.
Организационные условия реализации программы
Данная программа предназначена для работы с детьми 5 – 6 лет. Общее количество часов – 32 часа. Занятия с детьми проходят один раз в неделю, продолжительность занятий два часа. Руководителем в работе по данной программе используются и групповая и индивидуальная формы работы, поскольку в программе предусматривается психологическая диагностика детей (диагностика уровня психического и интеллектуального развития). Для индивидуальной работы с детьми (диагностики) выделяется 8 часов.
При организации рабочего пространства необходимым является соблюдение санитарно-гигиенических норм (соответствие размера столов и стульев росту детей, достаточная освещенность помещения и др.) и норм пожарной безопасности. На занятиях должны соблюдаться правила техники безопасности при работе с карандашами, ножницами, клеем, точилками.
Учебно-тематические планы
Интеллектуально-творческое развитие.
№ п/п дата | Тема занятий | Кол.ч. | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения программы |
1 7.10 | «Мой город» Аппликация. | | Рассматривание репродукции картины Ю. Обуховского «Город у моря». Анализ изображения деталей на картине. | Знать: название своего города Уметь: называть главные места в городе, улицу, на которой живет, объекты. |
2 14.10 | Монотипия «Дары осени» Печать листьями, работа гуашью, акварелью | | Рассматривание репродукции картины А. М. Герасимова «Дары осени» Понятия Цветовая гамма, композиция. Употребление предлогов за, перед, около. | Знать: признаки времен года. Уметь: изобразить предметы в зависимости от расположения, назвать явления природы. |
3 21.10 | «Осень за окошком» | | Рассматривание репродукции картины «Осень за окном» С. Бачманова. Работа гуашью, акварелью, ватными палочками | Знать: пейзаж, явление природы – листопад. Уметь: Назвать явления природы осенью, воспроизвести по памяти объекты на картине. |
4 28.10 | «Корзинка с грибами | | Рассматривание репродукции картины Александра Сизова «Корзина с грибами» Работа с пластилином. | Знать: Что такое панно. Уметь: расположить вылепленные детали на плоскости по образцу, по памяти. Вылепить гриб. |
5 5.11 | «Жар-птица» | | Рассматривание репродукции картины В. Королькова «Жар-птица». Работа акварелью и гуашью | Знать: название сказок. Уметь: Выделить главные объекты на картине, описать жар-птицу. |
6 11.11 | «Сказочный домик» | | Рассматривание репродукции картины Ричарда Барнса «Сказочный дом» Лепка из пластилина | Знать: дом, интерьер дома. Уметь: проявить в рисунке воображение, фантазию. |
7 18.11 | Ворона | | Рассматривание репродукции картины Михаила Морозова «Ворон» Работа простым карандашом | Знать: живопись, графика Уметь: нарисовать ворону по образцу, описать птицу по памяти. |
8 25.11 | Цветы для мамы | | Рассматривание репродукции картины Ивана Хруцкого «Цветы и плоды» Работа с картоном и цветной бумагой | Знать: натюрморт Уметь: сочетать цвета бумаги, различать цветы и плоды. Следовать инструкции по памяти. |
9 2.12 | Кляксокграфия | | Знакомство с нетрадиционной техникой рисования . Работа акварелью, гуашью, применение мыла и трубочек. | Знать: героев мульфильмов. Уметь: преобразовать кляксу в рисунок. Обозначить главные детали рисунка. |
10 9.12 | «Рождественский ангел» | | Рассматривание репродукции картины Ангел Рождества. Работа гуашью | Знать: сказочные герои. Уметь: выделять признаки и отличия героев по сюжетам сказки. |
11 16.12 | «Домик Деда Мороза» | | Рассматривание фото «Дом деда Мороза в сказке Мороз Иванович. Аппликация | Знать: героев сказки. Уметь: сравнивать героев сказки, выделять хорошие черты. По памяти описать дом Мороза. |
12 23.12 | Новогодняя елка | | Репродукция картины Елены Бокаревой «Новогодняя ель» Лепка из пластилина | Знать: новогодние сказки и традиции. Уметь: рассмотреть детали, воспроизвести по памяти. |
13 6.01 | «Птица Зима» | | Репродукция картины Романа Романова «Зима» Сравнение снежных узоров с крыльями птиц. Работа акварелью, гуашью | Знать: лексика слов Птица и Зима. Уметь: Найти в зимних узорах признаки сказочных птиц. Нарисовать снежные узоры. |
14 13.01 | «Мишка на Севере» | | Рассматривание фото «Белые медведи» Выявление особенностей. Аппликация | Знать: белые и бурые медведи Уметь: находить признаки различия животных, сравнивать. |
15 20.01 | «Зимние забавы» | | Рассматривание репродукции картины Федота Сычкова «Лепка снеговика» Работа акварелью, гуашью | Знать: забава – веселое занятие Уметь: видеть признаки движения на картинке, выделять главный объект. |
16 27.01 | «Пингвин с рыбой» | | Рассматривание фотографий пингвинов. Особенности птицы. Работа акварелью, гуашью, применение ватных дисков. | Знать: пингвин – птица Южного полюса. Уметь: описать внешние признаки пингвина, сравнивать птиц. |
17 3.02 | «Снегири на ветке» | | Рассматривание репродукции картины «Трио снегири». Работа акварелью, гуашью | Знать: снегирь-зимующая птица. Уметь: выделить отличительные признаки птицы, описать снегиря. |
18 10.02 | «Пушистая валентинка» | | Аппликация из салфеток | Знать: Святой Валентин Уметь: выполнить открытку-аппликацию по образцу. |
19 17.02 | «Когда мой папа или был маленькими» | | Работа гуашью и акварелью | Знать: сказки о русских богатырях. Уметь: составить портрет богатыря по памяти. |
20 24.02 | «Снеговик» | | Рассматривание изображений снеговика, выявление особенностей. Аппликация, применение ватных дисков | Знать: сказочный герой – снеговик. Уметь: описать снеговика, проявить творчество и фантазию в создании образа снеговика. |
21 2.03 | «Портрет мамы» | | Рассматривание репродукции портрета матери «У колыбели». Работа гуашью, акварелью | Знать: Портрет. Уметь: назвать признаки отличия портрета матери от других портретов. |
22 9.03 | Кукла «Веснянка» | | Поделка из ткани и ниток | Знать: Традиции русского народа создавать сказочные куклы. Уметь: следовать инструкции по памяти, проявлять фантазию и творчество. |
23 16.03 | «Масленица» | | Рассматривание рисунка Н. Шараповой «Масленица». Особенности образа Аппликация | Знать: Масленица Уметь: сравнивать сказочных героев, находить отличительные признаки. |
24 23.03 | Наскальный рисунок | | Рассматривание изображений наскальных рисунков. Работа гуашью, акварелью, применение целлофановых пакетов, мятой бумаги. | Знать: наскальный рисунок, предки. Уметь: применить технику отпечатывания на рисунке. Определять тему рисунка, фантазировать. |
25 6.04 | «Заюшкина избушка» | | Рассматривание иллюстраций к сказке «Лиса и заяц». Анализ изображения. Работа акварелью, гуашью | Знать: русская народная сказка Лиса и Заяц. Уметь: описать героев по памяти: характер, поведение. Нарисовать героя по представлению. |
26 13.04 | «Фрукты на тарелке» | | Рассматривание репродукции картины Виталия Заседко «Тарелка с фруктами». Лепка из пластилина | Знать: натюрморт. Уметь: выделять главный объект, использовать правильно предлоги «за, над, около…» для описания предметов в пространстве. |
27 20.04 | «Подснежники» | | Репродукция картины Ларисы Горбуновой «Подснежники». Аппликация из цветных салфеток | Знать: первые весенние цветы. Уметь: находить признаки подснежников, описать вид цветка по памяти. |
28 27.04 | «Павлин из ладошек» | | Работа акварелью, гуашью. Применение влажных салфеток. | Знать: сказочные птицы. Уметь: проявить фантазию и создать рисунок павлина |
29 4.05 | Кляксография | | Работа акварелью, гуашью, применение ниток | Знать: нетрадиционное искусство. Уметь: применить фантазию и воображение в создании сказочного героя из кляксы. |
30 11.05 | Композиция «Весенний день» | | Репродукция картины Саврасова «Весенний день». Аппликация, работа гуашью | Знать: художник Уметь: находить признаки времени года, описать объекты на репродукции. |
31 18.05 | Отражение в воде | | Рассматривание пейзажей с изображением воды. Сравнение отражения в воде с отражением в зеркале. Работа акварелью на мокрой бумаге. | Знать: герои сказки «Кривые зеркала» Оля, Яло. Уметь: назвать главных героев, разгадать тайну имен в сказке. |
32 25.05 | Композиция «Здравствуй, лето» (коллективное панно) | | Рассматривание репродукции картины Левитана «Лето». Работа с природным материалом | Знать: признаки летнего времени года Уметь: сравнить времена года, назвать отличия. Определить какое время года в сказке Хаврошечка. |