Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Доброводская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено на заседании «Утверждаю»
Педагогического совета Директор МБОУ-Доброводской СОШ
Протокол №1
от 26. 08. 2020 г. __________ Гузынина Н. А.
Согласовано
Зам. директора по увр Приказ №47 от 28 августа 2020
______________ Н. В. Сулина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории
9 класс
Срок реализации – 1 год
Составитель: Шпакова Галина Михайловна
учитель истории
первой квалификационной категории
2020 год
Рабочая программа предмета «История» составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2009 года, Федерального закона от 29.12.2012 г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Примерной программы по учебным предметам История 5 – 9 классы. - М. : Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения).
- авторской программы по истории О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа М.: Просвещение, 2014г
- авторской программы по истории А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной., – М.: Просвещение, 2014 г.
- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования РФ;
- учебного плана МБОУ - Доброводской СОШ «приказ №34 от 17.07.2020 г.»
- положения о рабочей программе МБОУ - Доброводской СОШ «приказ №41/02 от 09.08.2017 г.
В соответствии с учебным планом школы рабочая программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю (при 34 учебных неделях)
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по истории
за курс 9 класса
Должны знать:
Даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий ХХ – начало ХХI века;
Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ХХ – начало ХХI века;
Изученные виды исторических источников.
Должны уметь:
- сравнивать исторические явления и события;
- объяснять смысл, значение важнейших понятий;
- уметь дискутировать, высказывать собственное суждение;
- читать историческую карту;
- группировать исторические события и явления по указанному признаку.
-соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий всеобщей истории;
- владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, участвовать в групповых формах работы;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям мировой культуры;
- выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
- осуществлять самоконтроль и самооценку;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Планируемый уровень подготовки учащихся
по истории на конец учебного года
- усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;
- усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;
- формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;
- обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.
Изменения в программе
В рабочую программу внесены изменения в связи с уплотнением материала. Время, которое отводится на изучение истории в 9 классе по базисному учебному плану, сокращено со 102 до 68 часов. Планируемый уровень подготовки обучающихся – базовый.
Изменение учебных часов по новейшей истории зарубежных стран выглядит по темам следующим образом:
Название темы | Количество часов по примерной программе | Количество часов по рабочей программе |
Тема 1. Становление индустриального общества в XIX в. | 16 час | 11 час |
Тема 2. Мир во II половине XIX в. | 10 час | 8 час |
Тема 3. Международные отношения в конце XIX – начале XX веков. | 6 час | 3 час |
Так как авторская программа по истории России ХIХ- XX века рассчитана на 68 часов, предполагается ее сокращение до 44 часов по следующим темам:
Название темы | Количество часов по примерной программе | Количество часов по рабочей программе |
Тема 1. Социально-экономическое развитие Российской империи первой половине XIX века | 8 час | 2 час |
Тема 2. Российская империя в царствование Александра I | 10час | 6 час |
Тема 3. Российская империя в царствование Николая I. 1825—1855 гг. | 8час | 4 час |
Тема 5. Российская культура первой половины XIX века | 6 час | 4 час |
Тема 6. Эпоха Великих реформ | 10 час | 5 час |
Тема 7. Российская империя в царствование Александра III | 6 час | 4 час |
Тема 8. Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX века | 10 час | 7 час |
Тема 9. Россия в конце XIX — начале ХХ века | 12 час | 10 час |
Содержание учебного предмета «ИСТОРИЯ»
«Новая история 1800 – 1900 гг.» - 24 часа,
Введение (1 час)
Становление индустриального общества (11 часов)
Индустриальная революция: достижения и проблемы. Индустриальное
общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире:
материальная культура и повседневность. Наука: создание научной картины
мира. Наука на службе у человека. XIX век в зеркале художественных исканий.
Литература. Искусство в поисках новой картины мира.
Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и
государство.
Строительство новой Европы.
Консульство и образование Наполеоновской империя. Внутренняя политика
консульства и империи. Разгром империи Наполеона Венский конгресс.
Англия: сложный путь к величию и процветанию.
Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. К новому
политическому кризису. Франция: революция 1848 г. Вторая империя.
Германия: не пути к единству.
Борьба за независимость и национальное объединение Италии
Франко-прусская война и Парижская коммуна.
Мир во II половине XIX в. (8 часов)
Германская империя в конце 19- начале20 века. Борьба за место под солнцем.
Создание Британской империи. Третья республика во Франции.
Италия: время реформ и колониальных захватов.
Австро-Венгрия. Политическое устройство Австро-Венгрии. Национальный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика.
Две Америки. США в XIX в. США в период монополистического капитализма.
Латинская Америка.
Традиционные общества в 19 веке : модернизация или потеря независимости
Япония. Китай. Насильственное «открытие» Китая.
Индия. Насильственное разрушение традиционного общества
Международные отношения в последней трети XIX в.(3 часа)
Международные отношения: дипломатия или войны.
Обобщающий урок «XIX век в мировой истории» - (1 час).
«История России. XIX – начало XX века» - 44 часа
Введение (1 час)
Россия на пути к реформам (первая половина XIX в.) Александровская эпоха: государственный либерализм (8 часа)
Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М. М. Сперанский.
Эпоха 1812 г. Война России с Францией 1805—1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. — важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венского конгресса.
27Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.
Николаевское самодержавие: государственный консерватизм (4 часа)
Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях политической консервации. Государственная регламентация общественной жизни. Централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П. Д. Киселева 1837—1841 гг. Официальная идеология: православие, самодержавие, народность. Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства. Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе. «Восточный вопрос». Распад Венской системы в Европе. Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.
Крепостнический социум. Деревня и город
Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Санкт-Петербург: спор двух столиц. Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление.
Культурное пространство (4 часа)
Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. «Золотой век» русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.
Пространство империи: этнокультурный облик страны
Народы России в первой половине XIX в. Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Взаимодействие народов. Особенности административного управления на окраинах империи. Царство Польское. Польское восстание 1830—1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля.
Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли
Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис традиционного мировосприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности. Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование генерации просвещенных людей: от свободы для немногих к свободе для всех. Появление научных и литературных обществ, тайных политических организаций. Распространение либеральных идей. Декабристы — дворянские революционеры. Культура и этика декабристов. Общественная жизнь в 1830—1850-е годы. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А. И. Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов.
Россия в эпоху реформ (вторая половина XIX в.) Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация (5 часов)
Реформы 1860—1870-х годов — движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос. Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Россия на Дальнем
Востоке. Основание Хабаровска.
«Народное самодержавие» Александра III (4 часа)
Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда и администрация. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений. Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории.
Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность (7 часов)
Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели. Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграция сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности
в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения.
Культурное пространство
Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Создание Российского исторического общества. Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство.
Этнокультурный облик империи
Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи. Армяне. Татары и другие народы Урала и Поволжья. Кавказские народы. Народы Средней Азии. Народы Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения у народов Российской империи. Национальная политика самодержавия: между учетом своеобразия и стремлением к унификации. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Еврейский вопрос. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов.
30Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений
Общественная жизнь в 1860—1890-х годах. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение. Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология
и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.
Кризис империи в начале ХХ века На пороге нового века: динамика и противоречия развития
Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов. Новониколаевск (Новосибирск) — пример нового транспортного и промышленного центра. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия — мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос. Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение светской этики и культуры. Имперский центр и регионы. Национальная политика, этнические элиты и национально-культурные движения. Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904—1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение.
Первая российская революция 1905—1907 годов. Начало парламентаризма (10 часов)
Николай II и его окружение. Деятельность В. К. Плеве на посту министра внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения». «Банкетная кампания». Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов. Борьба профессиональных революционеров
с государством. Политический терроризм. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. «Булыгинская конституция». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации (социалисты-революционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные партии. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское вооруженное восстание 1905 г. в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906—1907 гг.
Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.
Общество и власть после революции
Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П. А. Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный подъем. Национальные партии и фракции в Государственной думе. Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России. Россия в преддверии мировой катастрофы.
«Серебряный век» российской культуры
Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература на чала XX в. Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа. Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом. Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.
Защита проектов по теме «Россия в конце XIX — начале ХХ века» (1 час)
Региональный компонент
Наш регион в XIX в.
Развитие промышленности и торговли на территории Брянского края в первой половине XIX века.
Брянщина в Отечественной войне 1812 г.
Декабристы Брянщины.
Севский пехотный полк в Крымской войне.
Деятели науки и культуры Брянского края начала XIX века.
Старообрядчество в Брянском крае в XIX - начале XX века
Брянский край и революция 1905 года.
Брянские поэты «серебряного века».
Тематическое планирование по истории
«История Нового времени 1800 – 1900 гг. - 24 часа,
«История России. XIX – начало XX века» - 44 часов.
Учебник: «История России: XIX – начало XX в. 9 класс»
Л.М. Ляшенко, О.В. Волобуев, Е.В. Симонова.– 3-е изд., - М.: Дрофа, 2018)
9 класс – 68 часов.
№ урока | Тема | Количество часов | Дата |
план | факт |
1 | Введение | 1 | | |
Раздел I: Становление индустриального общества в XIX в. – 11 часов |
2 | Время технического прогресса. Развитие техники в XIX в. | 1 | | |
3 | Индустриальное общество: новые слои населения, новые ценности. | 1 | | |
4 | Развитие науки в XIX в. | 1 | | |
5 | Искусство XIX в. | 1 | | |
6 | Общественно-политические учения. | 1 | | |
7 | Консульство и образование наполеоновский империи. | 1 | | |
8 | Падение империи Наполеона. Венский конгресс. | 1 | | |
9 | Экономическое и политическое развитие Франции в 1815-1847 гг. Франко-прусская война и Парижская коммуна. | 1 | | |
10 | Экономическое и социально-политическое развитие Англии в середине XIX в. | 1 | | |
11 | Национальное объединение Германии. | 1 | | |
12 | Национальное объединение Италии. | 1 | | |
Раздел II: Мир во II половине XIX в. – 8 часов |
13 | Германская империя в конце XIX – начале XX в. Борьба за «место под солнцем». | 1 | | |
14 | Создание Британской империи. | 1 | | |
15 | Франция: Третья республика. | 1 | | |
16 | Италия: время реформ и колониальных захватов. | 1 | | |
17 | Австро-Венгрия в конце XIX – начале XX веков. | 1 | | |
18 | США в XIX в. | 1 | | |
19 | Латинская Америка: время перемен. | 1 | | |
20 | Япония на пути модернизации. Индия и Китай. | 1 | | |
Раздел III: Международные отношения в конце XIX – начале XX веков. – 3 часа |
21 | Международные отношения: дипломатия или войны. | 1 | | |
22 | Создание военных блоков. | 1 | | |
23 | II Интернационал против гонки вооружений. Пацифистское движение. | 1 | | |
24 | Повторительно-обобщающий урок « XIX в. в мировой истории». | 1 | | |
История России. XIX – начало XX века
№ | Тема | Количество часов | Дата | |
план | факт | |
25 | Введение | 1 | | | |
| Социально-экономическое развитие Российской империи первой половине XIX века | 2 | | | |
26 | Развитие сельского хозяйства России в первой половине XIX в. | 1 | | | |
27 | Развитие промышленности, транспорта и торговли России в первой половине XIX в Развитие промышленности и торговли на территории Брянского края в первой половине XIX века. | 1 | | | |
| Российская империя в царствование Александра I | 6 | | |
28 | Внутренняя и внешняя политика России в 1801—1811 гг. | 1 | | | |
29 | Отечественная война 1812 г. Брянщина в Отечественной войне 1812 г. | 1 | | | |
30 | Внешняя и внутренняя политика России в 1815—1825 гг | 1 | | | |
31 | Общественная жизнь в России в первой четверти XIX в. | 1 | | | |
32 | Восстание декабристов и его значение. Декабристы Брянщины. | 1 | | | |
33 | Урок контроля и коррекции знаний, умений по теме «Российская империя в царствование Александра I» | 1 | | | |
| Российская империя в царствование Николая I. 1825—1855 гг. | 4 | | | |
34 | Охранительный курс Николая I во внутренней политике | 1 | | | |
35 | Политика правительства в социально-экономической сфере | 1 | | | |
36 | Россия в «европейском оркестре» в 1826—1856 гг. Крымская война. Севский пехотный полк в Крымской войне. | 1 | | | |
37 | Общественно-политическая жизнь России 1830—1840-х гг. | 1 | | | |
| Российская культура первой половины XIX века | 4 | | | |
38 | Просвещение и наука | 1 | | | |
39 | Литература как главное действующее лицо российской культуры. Деятели науки и культуры Брянского края начала XIX века. | 1 | | | |
40 | Архитектура, живопись, музыка, театр | 1 | | | |
41 | Урок контроля и коррекции знаний, умений по теме «Российская империя в царствование Николая I. 1825—1855 гг.» и «Российская культура первой половины XIX века.» | 1 | | | |
| Эпоха Великих реформ | 5 | | | |
42 | Отмена крепостного права | 1 | | | |
43 | Реформы 1860—1870-х годов | 1 | | | |
44 | Внешняя политика Александра II | 1 | | | |
45 | Либеральный и революционный общественно-политические лагери в 1860—1870-е годы | 1 | | | |
46 | Направления в народничестве | 1 | | | |
| Российская империя в царствование Александра III | 4 | | | |
47 | Внутренняя политика Александра III | 1 | | | |
48 | Внешняя политика Александра III | 1 | | | |
49 | Массовое и революционное движение в 1880-х – начале 1890-х годов | 1 | | | |
50 | Религиозная политика в России в XIX в. | 1 | | | |
| Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX века | 7 | | | |
51 | Развитие сельского хозяйства | 1 | | | |
52 | Промышленность, банковское дело, торговля, транспорт | 1 | | | |
53 | Повседневная жизнь основных слоев населения страны в XIX в. | 1 | | | |
54 | Просвещение и наука | 1 | | | |
55 | Периодическая печать и литература | 1 | | | |
56 | Новые течения в архитектуре, живописи, театральном искусстве, музыке | 1 | | | |
57 | Урок контроля и коррекции знаний, умений по теме «Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX века» | 1 | | | |
| Россия в конце XIX — начале ХХ века | 10 | | | |
58 | Экономическое Развитие России | 1 | | |
59 | Социальные, религиозные и национальные отношения в империи. Старообрядчество в Брянском крае в XIX - начале XX века | 1 | | |
60 | Государство и общество на рубеже веков | 1 | | |
61 | Государство и общество на рубеже веков | 1 | | |
62 | 1905 год — революция и самодержавие. Брянский край и революция 1905 года. | 1 | | |
63 | Начало многопартийности | 1 | | |
64 | Завершающий период революции | 1 | | |
65 | Общество и власть после Первой российской революции | 1 | | |
66 | «Серебряный век» русской культуры. Брянские поэты «серебряного века». | 1 | | |
67 | Урок повторения и обобщения по теме «Россия в конце XIX — начале ХХ века» | 1 | | |
68 | Защита проектов по теме «Россия в конце XIX — начале ХХ века» | 1 | | |
Итого | | 68 часов | | |