СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа предмета «литературное чтение на родном(русском) языке »

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по литературному чтению на родном русском языке для началных классов с учетом сибирского компонента.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа предмета «литературное чтение на родном(русском) языке »»

Рабочая программа

предмета «литературное чтение на родном(русском) языке »

для 1-4 классов

для начального общего образования

1-4 класс

Составила Н.Г.Шестакова

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском)» разработана в соответствии со следующими документами:

1. Письмо Минобразования Новосибирской области от 03.10.2018 №10002- 03/25 «Об обязательном введении родного языка».

2. Письмо Минобразования Новосибирской области от 03.10.2018 №10002- 03/25 «О введении родного языка».

3. Письмо Минобрнауки России от 06.12.2017 № 08-2595 «Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по вопросу изучения государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации».

4. Письмо Минобрнауки России от 09.10.2017 N ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке».

5. Письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 N 05-192 «О реализации прав на изучение родных языков из числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях».

6. Приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 N 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

7. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 05.07.2017) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

8. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

9.Базисного учебного плана общеобразовательных организаций Новосибирской области на переходный период до 2021 года;

10. Учебного плана начального общего образования на 2019 - 2020 учебный год;

11.Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Лицей № 185 г. Новосибирска

Программа «Литературное чтение на родном (русском) языке» является составляющей предметной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Цель изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» в 1-4 классах:

- воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа.


Основные задачи:

- приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

- воспитание познавательного интереса к родному языку и повышение уровень языкового развития школьников;

- обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

- формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Нормативный срок освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» на уровне начального общего образования – 4 года  1,2,3,4 классы. На изучение учебного предмета на уровне начального общего образования выделяется 135 часов : в 1 классе - 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели); во 2,3,4 классах – 34 ч. (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.

Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения еѐ к культурно-историческому опыту человечества.

Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нѐм. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.


Как курс, имеющий частный характер, курс родного (русского) языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями начального курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер. В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:

Аудирование. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.


Чтение. Чтение вслух ориентирует на развитие речевой культуры учащихся, формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя. Чтение про себя помогает осознать смысл произведения.

Работа с разными видами текста даёт общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном-и их сравнение. В данном разделе определяются цели создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания произведения по его названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Работа с текстом художественного произведения дает возможность определять особенности художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Произведения этого раздела помогают понять нравственно-эстетического содержание прочитанного , осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Данный раздел обучает составлению характеристики героев с использованием художественно-выразительных средств данного текста, нахождению в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Особое внимание уделено составлению характеристики героя произведения: портрету, характеру, выраженным через поступки и речь. Выявляем авторское отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Осваиваем разные виды пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами помогает определить особенности учебного и научно-популярного текстов (передача информации),знакомит с простейшими приёмами анализа различных видов текста: устанавливает причинно-следственные связи. Сведения этого раздела помогают построить алгоритм деятельности по воспроизведению текста, а также воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Предусматривается подробный пересказ текста, краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста), умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.





Умение говорить (культура речевого общения). Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями .Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.


Планируемые результаты освоения учебного курса

«Литературное чтение на родном (русском) языке»

Личностные результаты

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Личностные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» :

- осознавать роль речи в жизни людей;

- оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;

- осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

- осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

- оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

- осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

- понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова;

- объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

- адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

- учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

- осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;

- анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

Метапредметные результаты:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения курса

- воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

-формирование первоначальных научных знаний о родном языке, как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях функционирования, освоение основных единиц грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

- овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

К концу обучения обучающийся научится:

  • отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

  • находить по абзацным отступам смысловые части текста;

  • выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

  • осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

  • выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

  • сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

  • сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

  • определять тему, основную мысль несложного текста;

  • определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

  • подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью);

  • анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;

  • разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;

  • сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;

К концу обучения обучающийся получит возможность научиться:

  • воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

  • различать рассказ и стихотворение;

  • заучивать наизусть небольшие стихотворения;

  • понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

  • делить текст на части, озаглавливать части;

  • выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

  • подробно и выборочно пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

  • размышлять о характере и поступках героя;

  • составлять рассказ-характеристику героя;

  • составлять устные и письменные описания;

  • по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

  • составлять простой и сложный план текста;

  • писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

  • аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

  • понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

  • иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

  • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное

      • отношение к герою); относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам.


Содержание программы

Текст. Понятие «текст». Тема текста. Главная мысль текста. Определение типа текста: повествование, описание, рассуждение. Их сравнение. Определение стиля текста: научный, художественный, публицистический. Их сравнение.

Поиск информации, заданной в явном виде. Общее понимание содержания прочитанного текста. Умение находить информацию, заданную в явном виде. Определение времени и места действия. Значение слова или фразы.

Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте. Извлечение из текста информации, данной в неявном виде. Формулирование на основе прочитанного несложных выводов. Установление взаимосвязи между событиями.

Интерпретация и обобщение информации. Понимание использованных в тексте языковых средств, в том числе средств художественной выразительности. Осознание последовательности смысловых частей, т.е. умение составлять план текста. Понимание жанровых особенностей текста. Умение озаглавливать тексты с точки зрения темы или идеи произведения.

Оценка содержания, языка и структуры текста. Умение понимать общий смысл текста. Определение авторского замысла и основных черт характера главн Определение главной мысли теста, авторского замысла и основных черт характера главного героя; умение выражать свои впечатления по прочитанному. ого героя. Умение приводить примеры поступков, подтверждающих характеристику героя.

Творческая мастерская. Чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом.

Произведения сибирских писателей. Устное народное творчество Сибири. Знакомство с произведениями фольклора Сибири. Нравственная основа сказки. Анализ композиции (понятие зачин сказки, сюжет, завязка, реалистический мир, мир сказочной фантастики, герой положительный, герой отрицательный, волшебные помощники, мотив трудной задачи, финал сказки). Схожесть фольклорных сюжетов у разных народов Сибири. Выразительное чтение сказки с соблюдением особенностей местного говора.

Творчество сибирских поэтов и писателей. Сведения о жизни писателей. Смысл творчества писателя и поэта – любовь к своему родному краю. Авторская волшебная сказка.Публицистика Сибири.





Планируемые результаты освоения программы «Литературное чтение на родном (русском языке) языке»

в 1 классе

Ученик научится:

осознавать основные различия всех звуков и букв русского языка (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).

Ученик получит возможность научиться:

правильно читать плавным слоговым чтением тексты при темпе чтения вслух от 30-40 слов;  составлять небольшой текст (3—4 предложения) на заданную тему и записывать его с помощью учителя.

во 2 классе

Ученик научится:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

Ученик получит возможность научиться:

понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;  делить текст на части, озаглавливать части;

подробно и выборочно пересказывать текст;

обращать внимание на особенности употребления слов;

ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;  составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

в 3 классе

Ученик научится:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

Ученик получит возможность научиться:

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план,  письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

в 4 классе

Ученик научится:

формулировать основную мысль текста;

составлять простой и сложный план текста;

Ученик получит возможность научиться:

самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;  самостоятельно находить ключевые слова;

самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

формулировать основную мысль текста;

составлять простой и сложный план текста;

писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;  понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение

к герою); относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам

В результате изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» выпускник начальной школы научится: Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

  • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

  • определять тему и главную мысль текста;

  • делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

  • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

  • сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

  • понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

  • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

  • понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;  использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

  • ориентироваться, в соответствующих возрасту, словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

  • работать с несколькими источниками информации;

  • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится:

  • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

  • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

  • формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

  • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;  составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

  • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

  • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

  • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

  • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

  • Выпускник получит возможность научиться:

  • сопоставлять различные точки зрения;

  • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

  • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

























1 класс

Название темы

Количество часов

1

Введение. А. Барто. В школу.

1

2

Н. Сладков. Почему год круглый. А. Фет. Осень.

1

3

И. Соколов-Микитов. Лес осенью. З. Александрова. Снежок. Кто был рад снегу.

1

4

Творчество сибирских поэтов и писателей. О.Шушаков «Иван –Сирота и два волшебника»

1

5

Творчество сибирских поэтов и писателей. М.Сергеев «Кедровка»

1

6

С. Михалков. В снегу стояла ёлочка. С. Маршак. Дождь. М. Пришвин. Берестяная трубочка.

1

7

П. Воронько. Лучше нет родного края.

Н. Кукольник. Жаворонок.

1

8

М. Исаковский. Родина. А. Плещеев. Мой садик.

1

9

Б. Заходер. Мохнатая азбука. И. Тургенев. Воробей.

1

10

Е. Чарушин. Кошка Маруська. Про Томку.

1

11

С. Сахарнов. Кто живёт в тёплом море. Л. Толстой. Булька.

1

12

Творчество сибирских поэтов и писателей. М.Трофимов «Нерпененок», «Разбудил»

1

13

Творчество сибирских поэтов и писателей. А.Горшенина «Друзья и враги кота Демагога»

1

14

В. Бианки. Хитрый Лис и умная Уточка. С. Маршак. Детки в клетке.

1

15

Б. Заходер. Птичья школа.

1

16

В. Драгунский. Друг детства.

1

17

Н. Носов. Затейники.

1

18

Л. Воронкова. Что сказала бы мама? «Книжная полка папы и мамы»: книги детства родителей.

1

19

П. Воронько. Лучше нет родного края. Н. Кукольник. Жаворонок.

1

20

Берёзонька. Народная песня. К. Ушинский. Пчёлки на разведках.

1

21

Л. Толстой. Два товарища. Рассказы о детях .

1

22

«В гостях у сказки»: русские народные сказки. Лиса и козёл. Каша из топора.

1

23

Народные песенки, потешки.

1

24

Братья Гримм. Три брата.

1

25

С. Маршак. Отчего кошку назвали кошкой. «Вам, дети, про все на свете».

1

26

«Что за прелесть эти сказки!» Викторина по сказкам Шарля Перро.

1

27

Д. Хармс. Удивительная кошка.

1

28

Б. Заходер. Песенка-азбука.

1

29

Г. Остер «Вредные советы»

1

30

Публицистика Сибири. Журнал «Добрята»

1

31

Публицистика Сибири. Журнал»Сибирячок»

1

32

Устное народное творчество Сибири Алтайская сказка «Ячменное зерно» ,Новосибирская сказка «Говорящая сосна».

1

























2 класс

Название темы

Количество часов

1

Понятие «текст». И. Соколов-Микитов. Хорошо и привольно летом в лесу.

1

2

«Тема» текста. Произведения В. Осеевой.

1

3

Устное народное творчество Сибири. Алтайская сказка "Лягушка и муравьи".

1

4

Устное народное творчество Сибири. Тувинская сказка "Как верблюд стал некрасивым".

1

5

Определение типа текста: повествование, описание, рассуждение. В. Бурлаков «На рассвете».

1

6

Определение стиля текста: научный, художественный, публицистически. С. Михалков. «Аисты и лягушки».

1

7


Определения стиля текста: научный, художественный, публицистически И. Пузанов «Вот речка».

1

8

Общее понимание содержания прочитанного текста. Произведения И. Соколова – Микитова.

1

9

Творчество сибирских поэтов и писателей.Сказки Ю. Магалифа. «Кот Котькин». Часть 1. Город.Цирк.

1

10

Творчество сибирских поэтов и писателей Сказки Ю.Магалифа.Часть «Кот Котькин». 1. Странный разговор.

1

11

Творчество сибирских поэтов и писателей. Сказки Ю. Магалифа. «Кот Котькин». Часть 2. Деревня.

1

12

Творчество сибирских поэтов и писателей Сказки Ю. Магалифа. «Кот Котькин». Часть 3. Пуговица.

1

13

Творчество сибирских поэтов и писателей. Сказки Ю. Магалифа. «Кот Котькин». Часть 4. Завершение работы.

1

14

Умение находить информацию, заданную в явном виде. А. Тихонов «Сороки».


1

15

Определение времени и места действия. К. Ушинский «Играющие собаки».

1

16

Упражнения в определении времени и места действия. И. Соколов-Микитов «Озеро» .

1

17

Формулирование на основе прочитанного несложных выводов. С. Михалков «Не стоит благодарности».

1

18

Понимание использованных в тексте языковых средств, в том числе средств художественной выразительности. Г. Цыферов «Жил на свете слоненок» .

1

19

Творчество сибирских поэтов и писателей В. Шамов "Легендарные россыпи".Часть1. «Старая легенда»

1

20

Творчество сибирских поэтов и писателей В. Шамов "Легендарные россыпи". Часть 2. «Почтовая стена»

1

21

Творчество сибирских поэтов и писателей В. Шамов "Легендарные россыпи".Часть3. «Удивительный сон»

1

22

Творчество сибирских поэтов и писателей В. Шамов "Легендарные россыпи". Часть 3. «Сибирский кремль»

1

23

Творчество сибирских поэтов и писателей В. Шамов ""Легендарные россыпи".Часть4. «Важное решение»

1

24

Понимание использованных в тексте языковых средств. В. Кологрив « В летнюю пору».

1

25

Осознание последовательности смысловых частей, т.е. умение составлять план текста. По произведениям С. Аксакова .

1

26

Осознание последовательности смысловых частей, т.е. умение составлять план текста. По произведениям С. Аксакова .

1

27

Умение понимать общий смысл текста. С. Юцзунь «Светлячок».

1

28

Определение авторского замысла и основных черт характера главного героя. С. Юцзынь .

1

29

Осознание последовательности смысловых частей, т.е. умение составлять план текста. Сказки Ш. Перро.

1

30

Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки.

1

31

Чудесные превращения слов. Сказка о клоуне. Игры на превращения слов: “Буква заблудилась”, “Замените одну букву”, “Какое слово задумано?

1

32

Публицистика Сибири. Журнал «Добрята».

1

33

Публицистика Сибири. Журнал»Сибирячок».

1

34

Промежуточная аттестация. Тестирование.

1































3 класс

Название темы

Количество часов

1

Общее понимание содержания прочитанного текста. Книги , прочитанные летом.

1

2

Понимание жанровых особенностей стихов (рифма, звукопись, логическое ударение). Весёлые стихи Б.Заходера (по выбору) «Азбука Фантазёров» ,«Сорока» ,«Муха Чистюха» и др.

1

3

Виды пересказа: подробный, краткий, выборочный. Рассказы М. Пришвина о животных: (по выбору) «Пиковая Дама». «Лисичкин хлеб», «Ёж», «Лягушонок».

1

4

Устное народное творчество Сибири. Алтайские сказки «Страшный гость», «Жадный глухарь».

1

5

Устное народное творчество Сибири. Бурятские сказки «Курица и кошка», «Две мыши», «Ласточка и комар».

1

6

Устное народное творчество Сибири. Якутская сказка «Хвастливая лягушка».

1

7

Умение понимать общий смысл текста. Понимание жанровых особенностей сказки. Сказки Г.Х Андерсена

( по выбору) « Стойкий оловянный солдатик» ,«Ветряная мельница» ,«Волшебный холм», «Воротничок» «Всяк знай своё место!» ,«Ганс Чурбан»

1

8

Понимание использованных в тексте языковых средств, в том числе средств художественной выразительности. Рассказы Е.Чарушина

(по выбору) «Болтливая сорока»,«Большие и маленькие», «Верный Трой» , «Медвежонок», «Моя первая зоология». «На нашем дворе» «Щур» .


1

9

Изобразительно - выразительные средства языка. Стихи В.В.Маяковского для детей (по выбору)

«Кем быть», « Эта книжечка моя про моря и про маяк», « Что ни страница, то слон, то львица» «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе,

который тонкий».

1

10

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Умение находить информацию, заданную в явном виде. Знакомство с журналом «Мурзилка».

1

11

Творчество сибирских поэтов и писателей. В. П Стародумов «Сказки озера Байкал»

1

12

Творчество сибирских поэтов и писателей. Ю.М Магалиф «Деревянная кошка» сказка о любви.

1

13

Творчество сибирских поэтов и писателей. Ю.М Магалиф «Приключения Жакони».

1

14

Творчество сибирских поэтов и писателей. Ю.М Магалиф «Приключения Жакони».

1

15

Творчество сибирских поэтов и писателей. Ю.М Магалиф «Типтик, или приключения одного мальчика».

1

16

Определение типа текста: повествование, описание, рассуждение. Их сравнение. Сказки-несказки

В. Бианки и Э. Шима

(по выбору)

Кто копыто потерял?»

«Зачем большая голова?»

«Что белки делают?»

«Птичьи разговоры»

«Что это ночью светится?»

«Как прибавляется день?»

«Кто работает зимой?»

«Молчком-то лучше!» «Паучок-пилот»


1

17

Выразительные средства языка (сравнение, олицетворение др.) Стихи русских поэтов – классиков «Первый снег» И. Бунин, «Скрип шагов вдоль улиц белых» А. Фет» «Метель» Иван Бунин «Пороша» С. Есенин


1

18

Понимание использованных в тексте языковых средств, в том числе средств художественной выразительности. Рассказы Н. Сладкова. «Лес не школа, а всему учит».

1

19

Творчество сибирских поэтов и писателей. В. Шамов «Фёдор и медведь».

1

20

Творчество сибирских поэтов и писателей. В. Шамов «Александровский клад»

1

21

Творчество сибирских поэтов и писателей. Стихи Е. Стюарт

1

22

Понимание жанровых особенностей былин Умение приводить примеры поступков, подтверждающих характеристику героя. Былины о русских богатырях.

1

23

Понимание жанровых особенностей былин Умение приводить примеры поступков, подтверждающих характеристику героя. Былины о русских богатырях.

1

24

Установление взаимосвязи между событиями. Многообразие образов богатырей в былинах.

1

25

Установление взаимосвязи между событиями. Многообразие образов богатырей в былинах.

1

26

Фразеологизмы. Определение авторского замысла и основных черт характера главного героя. Книги о человеке и его делах. Стихи С. Михалкова .

1

27

Осознание последовательности смысловых частей, т.е. умение составлять план текста. А.П.Чехов «Ванька» .

1

28

Виды планов: краткий, развернутый, цитатный. Единый временной план текста. «Лесная газета» В.Бианки.

1

29

Цитаты. Подбор цитат. Умение приводить примеры поступков, подтверждающих характеристику героя. Книги о труде. Д.Родари «Чем пахнут ремесла?»

1

30

Умение озаглавливать тексты с точки зрения темы или идеи произведения. Стихи Е.Стюарт.

1

31

Определение авторского замысла и основных черт характера главного героя. Книги о Великой Отечественной войне. С.Алексеева «Рассказы из истории Великой Отечественной войны»,

«Сто рассказов о войне».

1

32

Публицистика Сибири. Журнал «Добрята»

1

33

Публицистика Сибири. Журнал «Сибирячок»

1

34

Промежуточная аттестация. Тестирование.

1























4 класс

Название темы

Количество часов

1

Работа над текстом. Произведения Г. Скребицкого, К. Ушинского (по выбору).

1

2

Работа с научным текстом по материалам энциклопедии «Хочу всё знать»

1

3

Устное народное творчество Сибири. Алтайская сказка "Страшный гость"

1

4

Устное народное творчество Сибири. Бурятская сказка "Семьдесят небылиц"

1

5

Устное народное творчество Сибири. Долганская сказка "Юноша-царь и дочь крестьянина"

1

6

Устное народное творчество Сибири. Тувинская сказка "Мудрый филин"

1

7

Умение определять тему и тип текста, работа с иллюстрацией, нахождение ответов на поставленные вопросы. Работа над текстом А.Бромстром «Кошка и еж».

1

8

Читаем произведения Р. Киплинга (по выбору). Определяем последовательность событий, составляем план.

1

9

Детская энциклопедия. Работа с научно- познавательными текстами. Ведём диалог с учителем.

1

10

Творчество сибирских поэтов и писателей. С.Белаусов "Приключения Печенюшкина" Первая часть."Злодей в серебряном капюшоне" Глава первая "Чудеса только начинаются".

1

11

Творчество сибирских поэтов и писателей. С.Белаусов "Приключения Печенюшкина". Глава третья "Прогулка в ступе".

1

12

Творчество сибирских поэтов и писателей. С.Белаусов "Приключения Печенюшкина" Глава пятая "Ваше капюшонство".

1

13

Творчество сибирских поэтов и писателей С.Белаусов "Приключения Печенюшкина" Глава седьмая"Ловушка для волшебника".

1

14

Творчество сибирских поэтов и писателей. С.Белаусов "Приключения Печенюшкина" Глава девятая "Воспоминания злодея".

1

15

Работа над текстом К. Ушинского «Четыре желания». Определения стиля, работа с иллюстрацией, составление плана.

1

16

Работа с текстом. К.Ушинский «Утренние лучи». Составление цитатного плана. Краткий пересказ.

1

17

Работа с текстом И.Соколова - Микитова «Рябина». Главная мысль. Средства выразительности.

1

18

Работа над текстом С.Михалкова «Жадный Заяц». Чтение. Ответы на вопросы. Пересказ.

1

19

Работа с научным текстом по материалам детской энциклопедии. Составляем и задаем вопросы.

1

20

Народное творчество. Загадки. Учимся составлять загадку.

1

21

Народное творчество. Пословицы и поговорки о трудолюбии и лени.

1

22

Народное творчество. Жанры фольклора.

1

23

Творчество сибирских поэтов и писателей. В. Шамов "Говорящий елец"

1

24

Творчество сибирских поэтов и писателей. В. Шамов "Извозчиков кнут"

1

25

Творчество сибирских поэтов и писателей. В. Шамов "В два воза с сеном шириной

1

26

Творчество сибирских поэтов и писателей В. Шамов "Первая печатка"

1

27

Творчество сибирских поэтов и писателей В. Шамов "Берега-братья"

1

28

Работа над текстом Е.Пермяка «Как Маша стала большой». Чтение. Определение темы, работа над содержанием.

1

29

Работа над текстом Е.Пермяка «Как Маша стала большой». Составление цитатного плана. Краткий пересказ.

1

30

Работа с текстом В.Осеевой «Злая мать и добрая тетя». Чтение. Определение темы и типа текста. Составление плана.

1

31

Работа с текстом В.Осеевой «Злая мать и добрая тетя». Подробный пересказ.

1

32

Публицистика Сибири. Журнал «Добрята»

1

33

Публицистика Сибири. Журнал «Сибирячок»

1

34

Промежуточная аттестация. Тестирование.

1

















ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Нормативная документация

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011

2. Русский язык. Программа: 2 класс / Л.Е.Журова – М.: Вентана-Граф, 2011. – (Начальная школа XXI века).

3. Русский язык: 1-4 классы: программа, планирование, контроль/ С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова.- М.: Вентана- Граф, 2013.- 384с.

(Начальная школа XXI века).

Учебно-методический комплект

  1. Русский язык: методика обучения/ С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О.Евдокимова.- 2-е изд. доп. – М.: Вентана-Граф, 2013.- (Начальная школа XXI века).

  1. С.В.Иванов. Русский язык: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова.-М.:Вентана-Граф, 2011.

  1. С.В.Иванов. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова.-М.:Вентана-Граф, 2012.

  1. С.В.Иванов. Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова.-М.:Вентана-Граф, 2013.

  1. С.В.Иванов. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова.-М.:Вентана-Граф, 2014.

Интернет – ресурсы.

  • Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

  • УМК "Начальная школа  ХХI века"

  • http://school-collection.edu.ru/ – каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

  • http://fcior.edu.ru – каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.

  • http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.

  • Библиотека им.Л.Н. Толстого г. Новосибирска -http://cbstolstoy.ru/

  • Музей Октябрьского района г. Новосибирска района-m-nsk.ru



















31



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!