СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Предметно-практические действия" (7-8 классы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Предметно-практические действия" (7-8 классы)»

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»


Разработана и одобрена на МО учителей дефектологов

филиала ОГКОУШ №39

Протокол №_______от_______

Руководитель____Лебединская Е.Г.

Согласовано

Заместитель директора по

УВР филиала ОГКОУШ №39

__________Мозгова Ю.Е.

Утверждена

Педагогическим советом филиала ОГКОУШ №39

Протокол №___от____

Директор__________Пономарева М.Н.











Рабочая программа по коррекционному курсу

«Предметно-практические действия»

для 8в/9д класса


на 2019-2020 учебный год


Разработана и реализуется в соответствии

с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Вариант 2










Составитель программы:

Байбаторова Ираида Ивановна

Содержание



1.Паспорт рабочей программы



2.Введение



3.Пояснительная записка

4.Планируемые предметные и личностные результаты

5.Базовые учебные действия.

6.Содержание рабочей программы

7.Учебно-тематическое планирование

8.Перечень материально-технического обеспечения

9.Форма оценивания, средства мониторинга и оценки результатов

10.Лист внесения изменений



































Паспорт рабочей программы

Тип программы Коррекционные курсы. «Предметно-практические действия» для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью и ТМНР, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 2).

Статус программы: рабочая программа коррекционного курса.

Категория обучающихся: учащиеся 8-9 классов.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 70 часов.

Форма обучения: очная.

Режим уроков: 2 часа в неделю.

Формы контроля: текущий контроль, промежуточное тестирование.





























КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ.

ВВЕДЕНИЕ

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью в умеренной, глубокой или тяжелой степени с тяжелыми и множественными нарушениями развития ОГКОУШ № 39, 2019 г.


Цели образовательно-коррекционной работы:


Используя различные многообраз­ные виды деятельности (предметная деятельность, игровая, конструирование, действия с разборными игрушками, ручной труд и т. д.) корригировать недостатки восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, пространственных представлений, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления детей, а также их речи и связи с практической деятельностью


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика коррекционного курса: формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.


Задачи и направления рабочей программы:

- формирование положительного отношения ребенка к занятиям;

- развитие собственной активности ребенка;

- формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;

- формирование и развитие целенаправленных действий;

- развитие планирования и контроля деятельности;

- развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.

Кроме основных можно выделить и коррекционные задачи:

- развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;

- развитие зрительного восприятия;

- развитие зрительного и слухового внимания;

- развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

- формирование и развитие реципрокной координации;

- развитие пространственных представлений.


Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».

В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.




Личностные планируемые результаты:


Возрастная идентификация

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- избегает конфликтных ситуаций;

-пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- принимает доброжелательное отношение в свой адрес;

-Мотивационно – личностный блок

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

Биологический уровень

-сообщает об изменениях в организме (заболевание)

Развитие мотивов учебной деятельности:

-проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение) Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных играх;

- принимает помощь от педагога.




Предметные результаты действия:


-умение рассматривать различные по качеству материалы: бумагу, ткань, природный материал и т.д.;

-умение фиксировать взгляд на объекте;

умение воспринимать, удерживать изделие в руках рассматривая его со всех сторон;

-умение сжимать, разглаживать, разрывать, сгибать бумагу различной фактуры;

-умение скатывать из бумаги шарики;

-умение раскладывает кусочки ткани на столе;

-умение рисовать на бумаге, заворачивать в бумагу предметы

- умение выполнять последовательно организованные движения;

- умение играть с кубиками, карандашами, палочками и т.д;

- умение складывать в банку природный материал, доставать его из банки ложкой (пальцами);

- умение складывает (достает) карандаши в (из) коробки;

-умение раскладывать по блюдцам разный природный материал;

-умение разминать пластилин двумя руками, расплющивать его на дощечке, между ладошек, разрывать пластилин на мелкие и большие части, соединять пластилин, отщипывать пластилин пальцами, раскатывать пластилин прямыми и круговыми движениями;

- умение строить их двух трех кубиков (деревянных, пластмассовых) простые конструкции (стол, стул, домик);

- умение играть с учителем в элементарные сюжетные игры (кукла пришла в домик, села на стул и т.д.);

- умение смачивать и отжимать ткань (губку), вытирать тканью (губкой) различные поверхности, складывать

- умение строить из кубиков башню;

-умение наполнять железные и пластиковые сосуды различными предметами;

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на предмете;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, пластилина

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемым педагогом;

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.




Примерное содержание коррекционных занятий

Действия с материалами.

Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой). Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.). Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)). Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.).

Действия с предметами.

Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках, детали конструктора с болтами и гайками и др.). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость. Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.). Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить).





Учебно-тематическое планирование


Рабочая программа для 8-9 классов рассчитана на учебный год, общая трудоемкость 70 часов, 2 часа в неделю.


Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов по разделу


1

Выполнение подражательных движений за учителем по инструкции делаем вместе.

3

2

Пересыпание руками (крупы, песка).

3

3

Закапывание и откапывание предмета в крупе, песке.

2

4

Пересыпание песка (крупы) из одной ёмкости в другую.

2

5

«Письмо» линий пальцем на манке (песке), насыпанной в различные емкости.

2

6

Комканье бумаги (газеты).

2

7

Размазывание краски, пены руками, пальцами.

2

8

Разминание в руках пластилина, теста.

2


9

Нанизывание предметов с отверстиями на стержень «пирамидка».

2

10

Вынимание предмета из коробки. Складывание предметов коробку. Перекладывание предметов из одной ёмкости в другую.

2

11

Вставление стаканчиков, шариков друг в друга. Башня - вкладыши.

2

12

Встряхивание баночек, бутылочек с бусинками, крупой и др. Перекладывание мелких (средних) предметов из одной коробки в другую.

2

13

Нанизывание колец, шариков на палку.

2

14

Нанизывание крупных бусин на нить.

2

15

Составление узоров из крупной и мелкой мозаики;

2

16

Обводка, раскрашивание, штриховка (вертикальная и гори­зонтальная);

2


17

Переливание воды из одной ёмкости в другую.

2

18

Игры с пирамидками, матрешками, кубиками, с природным материалом и бытовыми предметами (прищепками, крупными пинцетами, ложками и др.).

2

19

Кубики. Башенка из кубиков.

2

20

Кирпичики. Дорожка из кирпичиков. Забор из кирпичиков.

2

21

Самостоятельное называние цветов: красный, черный, синий, белый, желтый, зеленый.

2

22

Складывание поделок по образцу из геометрических фигур.

2

23

Выбор по образцу и группировка плоскостных форм: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

2

24

Определение величины предмета путем наложения и приложения. Сравнение по величине: большой–маленький, побольше, поменьше, самый маленький, равный по толщине, длине, ширине.

2

25

Выкладывание из счетных палочек и веревочек изученных цифр1, 2 и 3, геометрических фигур.

2

26

Складывание картинок из 3 -4 частей, разрезанных по горизонтали, вертикали, диагонали.

2


27

Ориентировка в ближайшем окружении: работа предметными картинками «Игрушки» (узнавание, называние, собирание).

2

28

Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками «Посуда» (узнавание, называние, собирание).

2

29

Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками «Домашние животные» (узнавание, называние. собирание).

2

30

Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками «Птицы» (узнавание, называние, собирание).

2

31

Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками «Мебель» (узнавание, называние, собирание).

2

32

Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками «Овощи» (узнавание, называние, собирание).

2

33

Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками «Фрукты» (узнавание, называние, собирание).

2

34

Ориентировка в ближайшем окружении: работа с предметными картинками «Школьные принадлежности»

2


Итого:

70







Перечень материального обеспечения

- учебные столы;

- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);

- персональный компьютер, большой монитор;

- предметы   для   нанизывания   на   стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины, пирамидки);  

- звучащие   предметы   для   встряхивания;

- предметы   для   сжимания (мячи   различной̆   фактуры, разного   диаметра);

- вставления (стаканчики одинаковой̆ величины);

- различные   по форме, величине, цвету   наборы   материала (пуговицы, ракушки, шишки, засушенные листья);

- наборы   предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); 

- пазлы (из 2-х, 3-х, 4-х частей (до 10));

- мозаики;

- пиктограммы   с   изображениями   занятий моментов и др. событий;

- волшебные мешочки (наполняемость по мере изучения новой темы);

- лото ассоциации;

- деревянные конструкторы;

- шнуровка: обувь, животные, природа;

- счетные палочки, образцы для выкладывания счетных палочек;

- обводка по точкам;

- разборные деревянные машинки, деревянные ворота, нарисованная дорога, игрушечные самолеты;

- мягкие пазлы вкладыши (домики, животные, геометрические фигуры);

- мягкая основа для мозаики:

- прищепки, основы для прищепок;

- деревянный ящик с песком, образцы рисунков для песка;

- нарисованная настенная наглядность 1.5*2.00 м. (деревья большие и маленькие, одно-много, домики, печки и т. д.)

Освоение коррекционного курса «Предметно практические   действия» предполагает   использование разнообразного дидактического материала:

- предметов различной̆ формы, величины, цвета;

- изображений предметов, людей̆, объектов природы, цифр и др.;


- оборудования, позволяющего   выполнять   упражнения   на   сортировку, группировку   различных   предметов, их   соотнесения   по   определенным признакам;

- игра рыбалка;

Вспомогательными средствами невербальной (неречевой) коммуникации являются:

- специально подобранные предметы;

- презентации к урокам, развивающие видео занятия;

- графические / печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы).

Дополнительные вспомогательные ресурсы для уроков предметно-практической деятельности: интернет ресурсы, музыкальные пальчиковые гимнастики, музыкальные –видео физминутки.


Формы оценивания,средства мониторинга и оценка результатов.


Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.


Цель:

1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.

2.Проводить контроль работ учащихся за усвоением программного материала

Личностные результаты:

Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.

Результаты:

  • 0 баллов - нет продвижения;

  • 1 балл – минимальное продвижение;

  • 2 балла – среднее продвижение;

  • 3 балла – значительное продвижение.

Предметные результаты

Бальная система оценки:

  • 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;

  • 1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;

  • 2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

  • 3 балла – способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

  • 4 балла – способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;

  • 5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.

Например:

«выполняет действие самостоятельно»,

«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),

«выполняет действие по образцу»,

«выполняет действие с частичной физической помощью»,

«выполняет действие со значительной физической помощью»,

«действие не выполняет»;


представление:

«узнает объект»,

«не всегда узнает объект» (ситуативно),

«не узнает объект




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!