24
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Заборско-Никольская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТНОМУ КРУЖКУ
«География Брянского края»
6 КЛАСС
(ОБЩЕИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫЙ)
УЧИТЕЛЬ: РУДЕНОК Е.Ф.
высшая квалификационная категория
Программа принята к реализации педагогическим советом
Протокол от «30» августа 2018г № 1
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Направление рабочей программы
Программа предметного кружка «География Брянского края» направлена на изучение географии и развитие у учащихся географического мировоззрения. Краеведческий подход позволяет закрепить содержание базовых учебных дисциплин, показать значимость получаемых знаний на практике, иллюстрировать научные положения конкретными примерами на местном материале, воспитать нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.
Актуальность, педагогическая целесообразность
Одним из важнейших требований к географическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками.
Программа предметного кружка «География Брянского края» организует обучение школьников с опорой на получение ими ранее знания по физической географии и осуществляется на основе развития обобщения географических понятий и заданий прикладного характера на основе краеведческого материала. Реализация краеведческого принципа позволяет осуществить взаимосвязь теоретических и практических видов самостоятельной деятельности учащихся в природе, развивая исследовательскую деятельность.
Принцип наглядности предполагает возможность наблюдать изучаемые географические объекты и явления. Принцип экологизации предусматривает конструирование методики формирования самостоятельной деятельности учащихся при изучении экологических проблем своей местности. Личностно-деятельностный принцип предусматривает реализацию идей, связанных с поиском учащимися личностного смысла изучения своего края. На это направлена система практических, коммуникативных, проектно-творческих заданий, которые способствуют развитию исследовательской деятельности. Принцип рефлексии предполагает критическую оценку учащимися собственных результатов исследовательской деятельности при изучении своей местности.
Цели и задачи курса:
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы своей области во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями использовать географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своей стране; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
- применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
- раскрытие культурного, географического, природно-экологического своеобразия региона, дополняющего содержание Федерального компонента;
Возраст учащихся: 12 лет (6 класс)
Сроки реализации образовательной программы: 03.09.2018 – .05.2019
Программа кружка «» рассчитана на 1 год обучения, 35 часов.
Режим занятий: 1 занятие в неделю по 45 минут.
Способы определения результативности: тематическое тестирование, выполнение практических работ, защита проектов.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты:
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение географии родного края; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы);
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе познавательной деятельности;
Метапредметные результаты:
Учащийся должен уметь
ставить учебную задачу под руководством учителя;
планировать свою деятельность под руководством учителя;
работать в соответствии с предложенным планом;
участвовать в совместной деятельности;
оценивать работу одноклассников;
выделять главное, существенные признаки понятий;
определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
высказывать суждения, подтверждая их фактами;
классифицировать информацию по заданным признакам;
искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами.
Предметные результаты:
Учащийся должен уметь:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
-объяснять значение географических понятий;
-называть и показывать основные географические объекты Брянской области;
-выделять существенные признаков географических объектов;
-сравнивать географические объекты и процессы, уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
-овладеть методами географической науки: наблюдение, описание географических объектов и процессов и их измерение;
-определять роль окружающей среды в жизни человека;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
-знать основные правила поведения в природе;
-анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
4. В эстетической сфере:
-овладеть умением оценивать с эстетической точки зрения объекты природы родного края.
Формы занятий: эвристическая беседа, практические занятия, тестирование, экскурсии.
Виды учебной деятельности: занятия ориентированы на работу дополнительными источниками информации, с тематическими географическими картами, анализ и построение графиков, диаграмм, решение географических задач, выполнение проектов, практических работ.
Содержание программы
1. Введение 1 ч
2.Физико-географическое положение Брянской области. 1 ч
3.Геологическое строение и рельеф Брянской области 8 ч
Особенности геологического строения. История геологического развития. Полезные ископаемые. Рельеф. Влияние внутренних сил на формирование рельефа. Влияние внешних сил на формирование рельефа .
Практические работы:
1. Чтение профиля территории
2. Составление описания форм рельефа.
4.Погода и климат Брянской области 7ч
Особенности климата. Сезоны года. Особенности погоды.
Практические работы:
3.Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.
4. Построение розы ветров.
5. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
6. Описание погоды.
5.Воды Брянской области 4 ч
Реки. Озёра и искусственные водоёмы. Болота и подземные воды.
Практические работы:
7.Составление описания внутренних вод.
6. Почвы, растительность и животный мир Брянской области 6 ч
Почвы. Растительный мир. Животный мир.
Практические работы:
8 . Составление характеристики природного комплекса (ПК).
7. Ландшафты и охраняемые территории Брянской области 3ч
Естественные и антропогенные ландшафты.
Охраняемые природные территории и объекты Брянской области. Охраняемые природные территории и объекты Жуковского района.
8. Экология и население Брянской области 2 ч
Современная экологическая обстановка. Население.
Экскурсии 4ч.
«Водные объекты д.Никольская Слобода»
«Природа родного края»
Заключение
Календарно-тематическое планирование:
№ | Тема занятия | Кол-во часов | дата |
По плану | Фактич. |
| 1.Введение | 1 | | |
| 2.Физико-географическое положение Брянской области. | 1 | | |
3.Геологическое строение и рельеф Брянской области | 8 | | |
| 1.Особенности геологического строения. | 1 | | |
| 2.История геологического развития | 1 | | |
| 3.Практическая работа № 1 «Геоморфологический профиль Брянской области» | 1 | | |
| 4.Полезные ископаемые. | 1 | | |
| 5.Рельеф. | 1 | | |
| 6.Влияние внутренних сил на формирование рельефа | 1 | | |
| 7. Влияние внешних сил на формирование рельефа | 1 | | |
| 8.Практическая работа № 2 «Составление описания форм рельефа» | 1 | | |
4. Погода и климат Брянской области | 7 | | |
| 1.Особенности климата. | 1 | | |
| 2.Сезоны года | 1 | | |
| 3.Особенности погоды. | 1 | | |
| 4.Практическая работа № 3 «Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры» | 1 | | |
| 5.Практическая работа № 4 «Построение розы ветров» | 1 | | |
| 6.Практическая работа № 5 «Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным» | 1 | | |
| 7.Практическая работа № 6 «Описание погоды» | 1 | | |
5.Воды Брянской области | 4 | | |
| 1.Реки. | 1 | | |
| 2. Практическая работа № 7 «Составление описания внутренних вод» | 1 | | |
| 3.Озёра и искусственные водоёмы. | 1 | | |
| 4.Болота и подземные воды. | 1 | | |
6. Почвы, растительность и животный мир Брянской области | | | |
| 1.Почвы. | 1 | | |
| 2.Растительный мир. | 1 | | |
| 3.Животный мир. | 1 | | |
| 4.Практическая работа №8 «Составление характеристики природного комплекса (ПК)» | 1 | | |
7. Ландшафты и охраняемые территории Брянской области | 3 | | |
| 1. Естественные и антропогенные ландшафты. | 1 | | |
| 2.Охраняемые природные территории и объекты Брянской области. | 1 | | |
| 3.Охраняемые природные территории и объекты Жуковского района. | 1 | | |
8.Экология и население Брянской области | 2 | | |
| 1. Современная экологическая обстановка. | 1 | | |
30 | 2.Население. | 1 | | |
31-32 | Экскурсия «Водные объекты д.Никольская Слобода» | 2 | | |
33-34 | Экскурсия «Природа родного края» | 2 | | |
35 | Заключение | 1 | | |
Литература:
1. География родного края. Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учреждений/ под редакцией Ахромеева Л.М. - Брянск: Курсив, 2013.
2.География Брянской области:Учебное пособие для уч-ся 6 кл./под ред. Л.М.Ахромеева.-Издательское Товарищество «Дебрянск»,-1995.
3.Ахромеев Л.M. Природа Брянщины: в вопросах и ответах. Учебно-справочное издание.- Брянск: «Курсив», 2000.-211с.
4. География Брянской области:Учебное пособие для учит. и уч-ся 9 кл./под ред. Л.М.Ахромеева.-Издат. Товарищество «Дебрянск», Брянск. Всероссийского ДО «Книга»,-1995.
5.Тетрадь для практических и самостоятельных работ по географии Брянской области (6 класс) под ред. Л.М.Ахромеева .-Издат. Товарищество «Дебрянск», Брянск. Всероссийского ДО «Книга»,-1995.
Лист регистрации изменений к рабочей программе
кружка «География Брянского края» на 2018-2019 уч.г.
учителя Руденок Е.Ф.
№ п/п | Дата изменения | Суть Изменения | Причина изменения | Корректирующие действия |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |