Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9;
- Законом Курской области от 09.12.2013г. № 121-ЗКО «Закон об образовании в Курской области»;
- Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.;
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.02.2015г. № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
- Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»;
- Уставом и локальными актами МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа».
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника (Методическое пособие к учебникам «Биология». 5—9 кл. / В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. — М.: Дрофа, 2013. — 151, [9] с..).
Для обеспечения учебного процесса используется учебно-методический комплект:
Биология. Введение в общую биологию. 9 класс авторов Каменского А.А., Криксунова Е.А., Пасечника В.В. – М.: Дрофа, 2016 год
Цель: формирование системности знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам.
Задачи:
повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии;
формирование у учащихся, проявляющих интерес к биологии, прочных знаний основных понятий и закономерностей целого ряда биологических дисциплин: ботаники, зоологии, морфологии, физиологии, общей биологии;
овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;
формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;
дать учащимся знания, необходимые для профессиональной ориентации в прикладных областях биологии.
развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;
подготовить к сдаче экзамена по биологии.
Общая характеристика учебного предмета
Согласно учебному плану образовательного учреждения на 2018-2019 учебный год на изучение предмета «Биология – наука о жизни» в 9 классе отводится 33 часов в год (1 часа в неделю).
Программа построена с учетом изучения общих биологических закономерностей разных биологических систем: организменной и надорганизменной, а также с учетом изучения идей, гипотез и теорий о целостности, системности природы, ее эволюции, в которых живые системы характеризуются как целостные, способные к саморегуляции и саморазвитию. Это будет способствовать формированию у школьников способности к критическому мышлению, терпимости к разным точкам зрения, а также приведения в систему биологических знаний.
На занятиях курса, которые проводятся в форме лекций, практических работ учащиеся будут отрабатывать навыки и умения работы с натуральными объектами, муляжами, микропрепаратами, микроскопом, коллекциями.
Методика проведения элективных занятий нацелена на формирование у учащихся учебно-информационных умений (составлять конспекты, схемы, таблицы, излагать свою точку зрения), учебно-логических умений (анализировать, обобщать, сравнивать, сопоставлять), работать с различными источниками информации.
Оценивание учащихся на протяжении курса не предусматривается и основной мотивацией является познавательный интерес и успешность ученика при изучении материала повышенной сложности. В конце элективного курса предусмотрено итоговое тестирование по материалу, пройденному учащимися в течение учебного года.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, ивотных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
К концу учебного года обучающиеся должны уметь:
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отлиительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
3. Содержание учебного предмета
1. Многообразие организмов. (2 часа)
Царства живой природы. Многообразие организмов и их классификация. Основные систематические категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство. Сходство и различия животных и растений.
Структурные элементы организмов. Уровни организации организмов. Строение и жизнедеятельность клеток. Сравнительная характеристика построению, функциям клетки эукариотических организмов (грибы, растения). Ткани растений и животных.
2. Царство растений (15 часов)
Растение – целостный организм. Взаимосвязи клеток, тканей и органов. Органы и системы органов растений. Вегетативные и генеративные органы растений.
Основные процессы жизнедеятельности растительного организма: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки.
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. Приспособленность растений к жизни в биогеоценозах.
Отделы растений. Водоросли – самые простые растения. Особенности строения и размножения водорослей. Их происхождение, особенности жизнедеятельности, место в системе органического мира, в экосистеме.
Мхи. Особенности строения и размножения мхов. Многообразие мхов. Среда обитания, их значение.
Папоротникообразные, их свойства. Морфологические особенности плаунов, хвощей, папоротников, их среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Усложнение вегетативных органов высших споровых. Сравнительная характеристика с семенными растениями.
Отдел Голосеменные, их особенности. Разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
Особенности строения и жизнедеятельность покрытосеменных. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Отличительные признаки однодольных и двудольных растений. Семейства однодольных и двудольных растений.
Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Результаты эволюции растений. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.
Возникновение фотосинтеза. Космическая роль растений.
Выход растений на сушу. Приспособленность растений к наземно-воздушной среде обитания.
Усложнение растений в процессе исторического развития.
3. Царства бактерий, грибов, лишайников. (2 часа)
Строение и жизнедеятельность прокариот. Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека
Особенности строения и жизнедеятельности грибов и лишайников. Царство грибов: организмы растущие в одном измерении. Симбиотические организмы – лишайники. Место грибов в системе органического мира. Разнообразие грибов по строению, способам питания, среде обитания. Съедобные и ядовитые грибы. Плесневые грибы, их роль в природе, использование человеком для получения антибиотиков. Грибы – паразиты. Дрожжи, их использование человеком. Комплексные симбиотические организмы. Особенности их питания, среды обитания. Разнообразие лишайников, их роль в экосистемах.
4. Царство животных (9 часа)
Основные отличия растений и животных. Систематика животных.
Общая характеристика простейших. Животные состоящие из одной клетки. Простейшие как организм. Внешний вид, внутреннее строение. Жизнедеятельность простейших, движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.
Особенности строения и жизнедеятельности двуслойных многоклеточных. Двуслойные, многоклеточные животные – кишечнополостные. Строение, жизнедеятельность кишечнополостных, как двуслойных многоклеточных с лучевой симметрией. Бесполое и половое размножение. Роль в природных сообществах.
Трехслойные животные. Типы червей, их особенности. Особенности строения и жизнедеятельности размножения и развития червей в связи с образом жизни. Черты приспособленности к паразитизму.
Тип Членистоногие: особенности строения и развития. Многообразие классов членистоногих. Биологические особенности. Среда обитания, образ жизни, размножение и развитие.
Тип Хордовые, общая характеристика классов хордовых. Среда обитания, приспособленность к среде обитания; строение, питание, дыхание, размножение. Значение в природе. Эволюция хордовых. Эволюционное усложнение пищеварительной и кровеносной систем. Эволюционное усложнение дыхательной, выделительной и нервной систем.
Эволюция животного мира. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.
Сравнительно-анатомические доказательства. Эмбриологические и палеонтологические доказательства. Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
5. Вид и популяции (2 часа)
Микроэволюция. Видообразование. Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора. Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.
Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.
6. Экосистемы (3 часа)
Экосистемы. Биогеоценоз, его структура. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме.
Сукцессии. Саморазвитие экосистемы. Равновесие в экосистемах, типы равновесия. Значение экологической сукцессии.
Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистем.
Биосфера – глобальная экосистема, ее изменения и проблемы устойчивости. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.
4. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата предпол. | Дата факт. | Тема | Количество часов |
Многообразие организмов (2 ч) |
1 | | | Многообразие организмов. | 1 |
2 | | | Структурные элементы организмов. | 1 |
Царство растений (15 ч) |
3 | | | Растение – целостный организм. Взаимосвязи клеток, тканей и органов. | 1 |
4 | | | Основные процессы жизнедеятельности растительного организма. | 1 |
5 | | | Приспособленность растений к жизни в биогеоценозах. | 1 |
6 | | | Отделы растений. Особенности строения и размножения водорослей. | 1 |
7 | | | Особенности строения и размножения мхов. | 1 |
8 | | | Папоротникообразные, их свойства. | 1 |
9 | | | Отдел Голосеменные, их особенности. | 1 |
10 | | | Особенности строения и жизнедеятельность покрытосеменных. | 1 |
11 | | | Отличительные признаки однодольных и двудольных растений. | 1 |
12 | | | Многообразие растений и их происхождение. | 1 |
13 | | | Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. | 1 |
14 | | | Возникновение фотосинтеза. | 1 |
15 | | | Выход растений на сушу. Усложнение растений в процессе исторического развития. | 1 |
16 | | | Строение и жизнедеятельность прокариот. | 1 |
17 | | | Особенности строения и жизнедеятельности грибов и лишайников. | 1 |
Царства бактерий, грибов, лишайников. (2 ч) |
18 | | | Особенности строения и жизнедеятельности растений и животных. Систематика животных. | 1 |
19 | | | Общая характеристика простейших. | 1 |
Царство животных (9 ч) |
20 | | | Особенности строения и жизнедеятельности двуслойных многоклеточных. | 1 |
21 | | | Трехслойные животные. Типы червей, их особенности. | 1 |
22 | | | Тип Членистоногие: особенности строения и развития. | 1 |
23 | | | Многообразие членистоногих, их систематика. | 1 |
24 | | | Тип Хордовые: особенности строения и развития. | 1 |
25 | | | Тип Хордовые. Эволюционное усложнение дыхательной и кровеносной систем. | 1 |
26 | | | Эволюционное усложнение пищеварительной, выделительной и нервной систем. | 1 |
27 | | | Эволюция животного мира. Доказательства эволюции. | 1 |
28 | | | Микроэволюция. Видообразование. | 1 |
Вид и популяции (2 ч) |
29 | | | Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс. | 1 |
30 | | | Экосистемы. Биогеоценоз, его структура. | 1 | | | |
Экосистемы (3 ч) | | | |
31 | | | Сукцессии. Агроэкосистемы. | 1 |
32 | | | Биосфера - глобальная экосистема, ее изменения и проблемы устойчивости. | 1 |
33 | | | Итоговое тестирование. | 1 |
Информационно - материальное обеспечение
А. А..Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Учёб, для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2010. - 304 с;
В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»: Тематическое и поуроч ное планирование к учебнику - М.: Дрофа, 2005;
Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дро фа, 2006;
дополнительной литературы для учителя:
Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология: Большой справочник для школьни ков и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2004;
Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 классы: Справочное пособие. М.: Дрофа, 2002;
Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. М.: «Аквариум», 1998;
/ 5) Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая био логия». М.: «Издательство НЦЭНАС», 2004;
6)Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просве щение, 1997;
7) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
для учащихся:
В.В.Пасечник, ГГ. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учеб нику «Введение в общую биологию» 9 класс. - М.: Дрофа, 2011 - 96
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места обучающихся;
рабочее место преподавателя;
рабочая доска;
наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ, демонстрационное оборудование).
Технические средства обучения:
9