СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа проектной мастерской "Основы актёрского мастерства"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа проектной мастерской "Основы актёрского мастерства"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»




Согласовано Утверждаю:

Протокол № _________ Директор МБОУ СОШ № 9

от «__»__________20__г. ______________/ФИО/

Руководитель МО «___»__________20____г.

______________/ФИО/




Рабочая программа проектной мастерской

"Основы актёрского мастерства"

(реализуемая в рамках внеурочной деятельности)







Возраст обучающихся: 12 – 14 лет

Срок реализации: 1 год.






Автор-составитель:

Юрошева Елена Владимировна, педагог-

организатор



г. Бердск, 20__г.



Пояснительная записка

Программа была составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования -автор Е.И. Коротеева, Москва «Просвещение» 2011 год. Программы, советов, разъяснений по четырёхлетнему курсу обучения в театральных школах, классах, студиях «Актёрская грамота подросткам» А.П. Ершовой, Б.М. Букатова. Программа переработана и дополнена.

Современная образовательная среда-это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей. На это и направлена внеурочная деятельность. Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5-6 классов и реализуется в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно - ориентированный, компетентностный подход. Согласно новому подходу необходимо формировать у учащихся духовно - нравственную и творческую деятельность.

Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.

Программа по содержательной и тематической направленности является художественно-эстетической; по функциональному предназначению общекультурной; по форме организации – групповой. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение прошлого опыта. Содержание программы расширяет представления учащихся о художественных стилях и направлениях в искусстве, знакомит с историей искусства, формирует чувства гармонии.

Программа составлена с учетом и использованием современных инновационных приемов и методов. Используется дыхательная и артикуляционная гимнастика, развивающие игры, упражнения и тренинги. Эти задания предлагаются в начале каждого занятия с обязательным обоснованием: что именно развивают эти упражнения (память, внимание, артикуляционный аппарат, мелкую моторику и т.д.), зачем эти качества нужны в работе актера и как они могут пригодиться в жизни людей других профессий. Почти в каждое занятие включается хотя бы одно упражнение на развитие произвольного внимания, памяти, фантазии, согласованности коллективных действий.

Структура программы


В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.

Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в детском театре.


Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Задачи:

Формирование учащихся единого комплекса: знаний, умений, навыков актерского мастерства, сценической речи.

Развитие творческих способностей, художественного воображения, способностей к самовыражению: речевых способностей и культуры речи (дикции, чистоты, постановки голоса); наблюдательности, широты и глубины внимания; основ сценического мышления.

Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».

Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность средствами театрального искусства.

Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами, выражающими основные чувства

Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, то есть развивать коммуникативные навыки;

Развивать речевое дыхание и артикуляцию; развивать дикцию на мате

риале скороговорок и стихов;

Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства; с устройством зрительного зала и сцены; воспитывать культуру поведения в театре.

Формирование важнейших эстетических понятий и ценностей, эстетического вкуса, способности к эстетической оценки, явлением окружающей действительности.



Особенности реализации программы.

Поставленные цели и задачи должны будут выполняться посредством постановки театральных инсценировок, участии в общешкольных традиционных праздниках, организации фестивалей мастерских в рамках ФГОС. В работе «школы актёрского мастерства» предусмотрены занятия моделирующие ситуации, которые способствуют развитию духовно-эмоционально сферы обучающихся. Важная роль отводится проектной деятельности, так как именно во время подобных занятий развиваются дружеские отношения и умение работать в коллективе, а также прививаются навыки взаимопомощи, ответственности, внимания, раскрывается творческий потенциал ребенка. Большое внимание уделяется развитию памяти, внимания, воображения.

Изучение данного курса тесно связано с дисциплинами гуманитарного профиля. Отличительной чертой данной программы от традиционных уроков являются формы проведения занятий: импровизация на заданную тему, творческие экспромты, упражнения на релаксацию, скороговорки, упражнения на разогрев, тренинги на постановку голоса (тональность, громкость, эмоциональность), режиссура, актёрское мастерство. Данные формы дадут возможность каждому учащемуся реализовать себя.

Возраст детей: учащиеся 6-х классов. Дети этого возраста способны к заучиванию определённой информации о предстоящей роли.

Формы занятий

Принцип работы программы предполагает сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу – всего 36ч. Срок реализации: 1 год


Методы работы на занятиях

Сценическое искусство включает множество методов самовыражения личности:

- ролевая игра (исполнение роли учит детей ориентироваться на сцене, строить диалог с партнёром, запоминать слова героев инсценировки, развивать зрительную память, наблюдательность, фантазию);

- культура речи (на данном этапе развивается чёткая дикция, разнообразная интонация, творческая фантазия, пополняется словарный запас);

- ритмопластика (данный метод позволяет детям учить и запоминать нужные позы, учит создавать различные образы, развивает координацию движений).

Планируемые результаты освоения программы.

Обучающиеся должны знать:

  • правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;

  • виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и т. д.);

  • чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок; наизусть стихотворения русских авторов.

Обучающиеся должны уметь:

  • владеть комплексом артикуляционной гимнастики;

  • действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на заданную тему;

  • произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;

  • произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;

произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;

  • читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения;

  • строить диалог с партнером на заданную тему;

  • подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными героями.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.

Личностные результаты.

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над художественным материалом;

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

  • выразительному чтению;

  • различать произведения по жанру;

  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

  • сочинять этюды по сказкам;

  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Формы контроля

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий; промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы;

итоговый – открытые занятия..

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.


3.Учебный план на год

Разделы программы

Количество часов

1

Введение

4

2

Культура и техника речи

13

3

Ритмопластика

5

4

Этика и этикет.

4

5

Этюды. Театральная игра

10

 

Всего часов

36



Тематический план

модуля

Тема

Форма

Кол-во часов

Введение

1.

1-4

Вводная беседа о театральном искусстве. Виды театральных спектаклей (опера, балет, кукольный, пантомимы, музыкальный)

Презентация, беседа

4

Культура и техника речи

2.

5-7

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Практическая работа

3

8-10

Артикуляционная гимнастика, игровые упражнения, скороговорки. Разучиваем пословицы. Инсценировка

пословиц. Игра-миниатюра с пословицами

«Объяснялки»

Практическая работа

3

11-12

Техника речи. Упражнения на посыл звука. Дикционный тренинг. Учимся развивать зрительное, слуховое

внимание, наблюдательность.

Учимся находить ключевые слова в

предложении и выделять их голосом.

Практическая работа

2


13-17

Анализ стихотворного произведения. Выразительное чтение (одиночное, групповое)

Практическая работа.

5

Ритмопластика

3.

18-19

Тренинги на заданную тему, подготовка к этюдам. Развитие координации. Тренинг на психофизику, снятие мышечного зажима.

Практическая работа.


2


20-21

Пантомимические этюды Беспредметный этюд (вдеть нитку в иголку, собирать вещи в чемодан, подточить карандаш лезвием и т.п.)

Творческая мастерская

2


22

Упражнения на развитие темпоритма. Мимика, жесты.

Практическая работа

1

Этика и этикет.


23

Знакомство с правилами

поведения на сцене. Правила поведения в театре

Беседа

1


24-26

Репетиция сценического этюда «Театр начинается с вешалки, а этикет с «волшебных» слов». (Этикет).


Практическая работа

3

Этюды. Театральная игра

4.

27

Знакомство со структурой театра, его главными профессиями: режиссёр, актёр, сценарист, художник, гример

Беседа, презентация

1


28-29

Актёрский тренинг по системе К.С. Станиславского. Работа над образом.

этюды

2


30-33

Этюды на заданную тему (басни Крылова, сказки, Рассказ из скороговорок, Постановка литературно – музыкальной композиции и т.д.)

Проектная деятельность

4


34-36

Работа над постановкой проекта, музыкальное оформление.

Проектная деятельность

3


Итого:

36час.



Раздел «Культура и техника речи» объединяет игры и упражнения , направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Раздел «Ритмопластика» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.

Раздел «Этика и этикет» включает осмысление общечеловеческих ценностей с задачей поиска учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.

Раздел «Театральная игра» предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
























Список литературы

    1. Алфёрова Л.Д. Речевой тренинг: дикция и произношение (Пособие для самостоятельной работы). Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, С.-Петербург – 87 с.

2. Е.Х. Афанасенко, С.А. Клюнеева и др. Детский музыкальный театр. Программы, разработки занятий. Волгоград, «Учитель», 2008

3. Л.С. Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991

4. В.А. Гринер. Ритм в искусстве актера. М., 1992

5. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

6. А.П. Ершова. Уроки театра на уроках в школе. М., 1992

7. Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании. Эстетическое воспитание. М., 2002.

8. Базанов В.В. «Техника и технология сцены». Учебное пособие для высших и средних учебных заведений искусств и культуры, Л., Искусство, 1976

9. Соловьёва Н.М. Практикум по выразительному чтению, М., «Просвещение», 1976 г. - 93 с.

10. Глухова Л.Б. Методическое пособие по технике сценической речи на начальном этапе обучения. – Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 1997 . – 44 с.

11. Н.В. Клюева. Учим детей общению. Ярославль, 1996

12. Л.Ю. Субботина. Развитие воображения у детей. Ярославль, 1996

13. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации /сост. Н.К. Беспятова – М.: Айрис- пресс, 2014. – 176 с. – (Методика).

14. К. С. Станиславский «Работа актера над собой» М., 1985 г.

15. Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе: Приятное с полезным. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 144.

16. Шагдарова Н.Ц. Грим на любительской сцене. Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 1998. – 63 с.

    1. Феофанова И. Актерский тренинг для детей – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012. – 352 с.

18.Немеровский АП. Пластическая выразительность актёра, Москва «Искусство» 1988 г – 169 с.

19.Свенцицкая Ю.А. Психология театра. Учебное пособие. - СПб.: ИВЭСЭП, Сенкт-Петербург 2010 - 60 с.

20. Интернет-ресурсы.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!