КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР
| Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ряжский колледж имени Героя Советского Союза А.М. Серебрякова» |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих - кассир
Специальность: 38. 02. 01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
(базовая подготовка)
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.02.18 г. № 69 и Профессионального стандарта «Бухгалтер», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 февраля 2019 года № 103 н.
Организация – разработчик: ОГБПОУ «РК»
Разработчик: Калужина О.И. – преподаватель
Рассмотрен и рекомендован к утверждению цикловой комиссией специальных дисциплин по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) | Протокол заседания цикловой комиссии № ___ от «__»______20___г. Председатель ЦК __________________________ Г.В. Косых |
Рассмотрен и рекомендован к утверждению цикловой комиссией специальных дисциплин по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) | Протокол заседания цикловой комиссии № ___ от «__»______20___г. Председатель ЦК __________________________ Г.В. Косых |
Рассмотрен и рекомендован к утверждению цикловой комиссией специальных дисциплин по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) | Протокол заседания цикловой комиссии № ___ от «__»______20___г. Председатель ЦК __________________________ Г.В. Косых |
Рассмотрен и рекомендован к утверждению цикловой комиссией специальных дисциплин по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) | Протокол заседания цикловой комиссии № ___ от «__»______20___г. Председатель ЦК __________________________ Г.В. Косых |
Рассмотрен и рекомендован к утверждению цикловой комиссией специальных дисциплин по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) | Протокол заседания цикловой комиссии № ___ от «__»______20___г. Председатель ЦК __________________________ Г.В. Косых |
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Общая характеристика рабочей программы профессионального
модуля 4
Структура и содержание профессионального модуля 8
Условия реализации рабочей программы профессионального
модуля 12
Контроль и оценка результатов освоения профессионального
модуля 14
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности: выполнение работ по профессии «Кассир» и соответствующие ему общие компетенции, и профессиональные компетенции:
Перечень общих компетенций
Код | Наименование общих компетенций |
ОК 01 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам |
ОК 02 | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 03 | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личное развитие |
ОК 04 | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами |
ОК 05 | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста |
ОК 09 | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 10 | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках |
ОК 11 | Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной среде |
Перечень профессиональных компетенций
Код | Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций |
ОВД | Выполнение работ по профессии «Кассир»; |
ПК 5.1 | Обрабатывать первичные бухгалтерские документы по учету кассовых и банковских операций; |
ПК 5.2 | Открывать расчетные и другие счета в банках; |
ПК 5.3 | Вести учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы; |
ПК 5.4 | Формировать бухгалтерские проводки по учету денежных средств организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. |
1.1.3. В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:
Иметь практический опыт | Осуществления и документирования операций по приходу и расходу денежных средств в кассе и на расчетных счетах в банке. |
уметь | - осуществлять операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность; - правильно оформлять приходные и расходные документы, вести кассовый журнал и составлять кассовую отчетность; - сверять фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком; - получать по оформленным в соответствии с установленным порядком документам денежные средства и ценные бумаги в учреждениях банка; - составлять описи ветхих купюр, а также соответствующие документы для их передачи в учреждения банка с целью замены на новые; - передавать в соответствии с установленным порядком денежные средства инкассаторам; - считать устно; - пользоваться ПК, ККМ, терминалом пластиковых карт, сканером считывания штрих-кода; - пользоваться необходимым программным обеспечением по бухгалтерскому учету, работать со специальными банковскими программами и информационно-справочными системами; - бережно обращаться с деньгами (не загрязнять их и не производить каких-либо надписей на бумажных купюрах); - проводить учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути; - проводить учет денежных средств на расчетных и специальных счетах; - учитывать особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам; - оформлять денежные и кассовые документы; - заполнять кассовую книгу и отчет кассира в бухгалтерию; - соблюдать трудовую и производственную дисциплину, правила и нормы охраны труда, требования производственной санитарии и гигиены, требования противопожарной безопасности, гражданской обороны. |
знать | - постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов, касающиеся ведения кассовых операций; - формы кассовых и банковских документов; - правила приема, выдачи, учета и хранения денежных средств и ценных бумаг; - порядок оформления приходных и расходных документов; - лимиты остатков кассовой наличности; правила обеспечения их сохранности; - порядок ведения кассовой книги, составления кассовой отчетности; - правила эксплуатации электронно-вычислительной техники; - учет кассовых операций, денежных документов и переводов в пути; - учет денежных средств на расчетных и специальных счетах; - особенности учета кассовых операций в иностранной валюте и операций по валютным счетам; - порядок оформления денежных и кассовых документов, заполнения кассовой книги; - правила заполнения отчета кассира в бухгалтерию; - основы организации труда. |
1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля
Всего часов 110 часов;
из них на освоение МДК.03.01 – 38 часов;
В том числе:
самостоятельная работа – 0
учебная практика – 72.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ профессионального модуля
2.1. Структура профессионального модуля
Коды профессиональных и общих компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Суммарный объем нагрузки, час. | Объем профессионального модуля, ак. час. |
Работа обучающихся во взаимодействии с преподавателем | Самостоятельная работа | Консультации по ПМ | Промежуточная аттестация по ПМ |
Обучение по МДК | Практики |
В том числе |
Теоретическое обучение | Лабораторных и практических занятий | Курсовых работ (проектов) | Промежуточная аттестация | Учебная | Производственная |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
ПК 5.1-5.4 ОК 1-15, 9-11 | МДК 05.01. Выполнение работ по должности «Кассир» | 38 | 19 | 19 | - | - | | - | |
ПК 5.1-5.4 ОК 1-15, 9-11 | Учебная практика, часов | 72 | | 72 | |
Консультации по ПМ | - | | - | |
Промежуточная аттестация по ПМ | - | | - |
Всего: | 110 | 19 | 19 | - | - | 72 | - | - | - | - |
2.2. Тематический план и содержание профессионального модуля
Наименование разделов и тем профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа обучающихся | Объем в часах |
1 | 2 | 3 |
МДК 05.01. Выполнение работ по должности «Кассир» |
Тема 1. Правила организации наличного денежного и безналичного обращения в Российской Федерации | Содержание учебного материала Правила организации наличного денежного и безналичного обращения в Российской Федерации. | 4 |
Практические занятия: 1. Практическое занятие «Работа с нормативными документами о порядке ведения кассовых операций в РФ. Изучение изменений в учете кассовых операций». 2. Практическое занятие «Ознакомление с должностной инструкцией кассира. Составление договора о материальной ответственности» | 4 |
Тема 2. Организация кассовой работы экономического субъекта | Содержание учебного материала Организация кассовой работы экономического субъекта | 4 |
Практические занятия: Практическое занятие «Оформление кассовых операций по получению и выдаче наличных денег» Практическое занятие «Оформление кассовых операций по выдаче денежных средств в подотчет» | 4 |
Тема 3. Правила определения признаков подлинности и платежности денежных знаков российской валюты и других государств | Содержание учебного материала Правила определения признаков подлинности и платежности денежных знаков российской валюты и других государств | 2 |
Практические занятия: 1. Практическое занятие «Определение признаков подлинности и платежности денежных знаков» 2. Практическое занятие «Решение ситуационных задач по изъятию из кассы ветхих купюр» | 4 |
Тема 4. Организация работы на контрольно -кассовых машинах (ККМ) | Содержание учебного материала Организация работы на контрольное - кассовых машинах (ККМ). | 4 |
Практические занятия: Практическое занятие «Ознакомление с инструкцией по работе на кассовом аппарате» Практическое занятие «Оформление документов: Х-отчет и Z- отчет» | 4 |
Тема 5. Ревизия ценностей и проверка организации кассовой работы. Ответственность за нарушение кассовой дисциплины | Содержание учебного материала Ревизия ценностей и проверка организации кассовой работы. Ответственность за нарушение кассовой дисциплины | 5 |
Практическое занятие: Практическое занятие «Подготовка документов к ревизии кассы. Заполнение документов и проведение ревизии кассы» | 3 |
Консультации | - |
Промежуточная аттестация: диф. зачет | - |
Учебная практика ПМ 03. Виды работ: Изучение должностных обязанностей кассира. Изучение договора о материальной ответственности с кассиром. Изучение организации кассы на предприятии. Изучение оформления первичных документов по кассовым операциям Проверка наличия в первичных бухгалтерских документах обязательных реквизитов. Формальная проверка документов, проверка по существу, арифметическая проверка. Проведение группировки первичных бухгалтерских документов по ряду признаков. Проведение таксировки и контировки первичных бухгалтерских документов. Изучение порядка установления и расчета лимита кассы. Изучение работы на контрольно-кассовой технике. Изучение правил работы на ККМ. Изучение инструкции для кассира. Прохождение инструктажа по работе с кассовыми аппаратами. Изучение проведения оплаты товаров через ККМ. Изучение передачи денежных средств инкассатору. Изучение составления препроводительной ведомости. Ознакомление с работой пластиковыми картами. Изучение порядка проведения ревизии кассы экономического субъекта. Исправление ошибок в первичных бухгалтерских документах. Ознакомление с номенклатурой дел. Подготовка первичных бухгалтерских документов для передачи в текущий бухгалтерский архив. | 72 |
Консультации к экзамену квалификационному по ПМ 03 | - |
Промежуточная аттестация: экзамен квалификационный по ПМ 05 | - |
ВСЕГО | 110 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ.
3.1 Для реализации программы профессионального модуля предусмотрены следующие специальные помещения: кабинет «Компьютерная обработка экономической информации» - аудитория № 405, оснащенный оборудованием - ученические столы, стулья, и техническими средствами обучения: компьютер, мультимедиа проектор, Интернет.
3.2 Информационное обеспечение реализации программы.
Для реализации программы библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными образовательными и информационными ресурсами, для использования в образовательном процессе.
3.2.1 Печатные издания:
1. Касьянова Г.Ю. Кассовые и банковские операции с учетом всех изменений в законодательстве (12-е изд.), 336 стр М: АБАК – 2018 г.
2. Дмитриева И. М., Бухгалтерский учет: учебник и практикум для СПО — М.: Издательство Юрайт, 2018.
3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы):
Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
Министерство образования и науки РФ ФГАУ «ФИРО» http://www.firo.ru/
Портал «Всеобуч»- справочно-информационный образовательный сайт, единое окно доступа к образовательным ресурсам –http://www.edu-all.ru/
Экономико–правовая библиотека [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.vuzlib.net.
Информационно правовой портал http://konsultant.ru/
Информационно правовой портал http://www.garant.ru/
Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации https://www.minfin.ru/
Журнал «Бухгалтерский учет http://www.buhgalt.ru/
3.2.3 Дополнительные источники:
Елицур М.Ю., Носова О.М., Фролова М.В. Экономика и бухгалтерский учет. Профессиональные модули: учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2017.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. №402 – ФЗ;
Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ от 29.07.98г. №34-н. (в ред. Приказов Минфина РФ от 30.12.1999 № 107н, от 24.03.2000 № 31н, от 18.09.2006 № 116н, от 26.03.2007 № 26н, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 23.08.2000 № ГКПИ 00-645
Российские стандарты бухгалтерского учета. Положения по бухгалтерскому учету. - М.: ИКФ Омега – Л, 2017
Положение ЦБ РФ «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет банка России в кредитных организациях на территории РФ» от 24 апреля 2008 г. № 318-П.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Код и наименование профессиональных и общих компетенций, формируемых в рамках модуля | Показатели и критерии оценки результата | Методы оценки |
ПК 5.1 Обрабатывать первичные бухгалтерские документы по учету кассовых и банковских операций | Демонстрация навыков осуществления операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность, правильности оформления приходных и расходных документов, ведения кассового журнала и составления кассовой отчетности, сверки фактического наличия денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком. | Экспертное наблюдение за выполнением обучающимся заданий на экзамене квалификационном. Портфолио документов (работ и учебных достижений). |
ПК 5.2 Открывать расчетные и другие счета в банках | Демонстрация навыков по получению оформленных в соответствии с установленным порядком документам, денежных средств и ценных бумаг в учреждениях банка, использованию необходимого программного обеспечения по бухгалтерскому учету, работе со специальными банковскими программами и информационно-справочными системами. |
ПК 5.3 Вести учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы | Демонстрация навыков по соблюдению порядка обработки кассовых отчетов и выписок банка, соблюдению порядка ведения кассовой книги, заполнению кассовой книги, отражению кассовых и банковских операций в регистрах бухгалтерского учета. |
ПК 5.4 Формировать бухгалтерские проводки по учету денежных средств организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета | Демонстрация навыков по соблюдению порядка проведения инвентаризации кассовой наличности, составлению бухгалтерских проводок по движению денежных средств в соответствии с Планом счетов финансово - хозяйственной деятельности и Инструкцией по его применению. |
ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | Выбор и применение способов решения профессиональных задач | Экспертное наблюдение за деятельностью обучающихся на экзамене квалификационном. Портфолио документов (работ и учебных достижений). |
ОК 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | Нахождение, использование, анализ и интерпретация информации, используя различные источники, включая электронные, для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; демонстрация навыков отслеживания изменений в нормативной и законодательной базах |
ОК 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие | Демонстрация интереса к инновациям в области профессиональной деятельности; выстраивание траектории профессионального развития и самоообразования; осознанное планирование повышения квалификации |
ОК 4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами | Взаимодействие с обучающимися, преподавателями, сотрудниками образовательной организации в ходе обучения, а также с руководством и сотрудниками экономического субъекта во время прохождения практики. |
ОК 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | Демонстрация навыков грамотно излагать свои мысли и оформлять документацию на государственном языке Российской Федерации, принимая во внимание особенности социального и культурного контекста |
ОК 9 Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности | Демонстрация навыков использования информационных технологий в профессиональной деятельности; анализ и оценка информации на основе применения профессиональных технологий, использование информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для реализации профессиональной деятельности |
ОК 10 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках | Демонстрация умений понимать тексты на базовые и профессиональные темы; составлять документацию, относящуюся к процессам профессиональной деятельности на государственном и иностранном языках | |
ОК 11 Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере | Демонстрация умения презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности, составлять бизнес-план с учетом выбранной идеи, выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи |