СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа профессиональных проб "Экскурсовод"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа профессиональных проб "Экскурсовод". Подходит для реализации в старших классах среднего звена.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа профессиональных проб "Экскурсовод"»

Пояснительная записка

Программа предназначена для обучающихся 9 классов, рассчитана на 8 часов, направлена на формирование у подростков основ профессиональной направленности, осознание своих интересов, способностей, ценностей связанных с выбором профессии.

Экскурсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсии могут быть как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг.

Экскурсовод - это человек, который является гидом и одновременно проводником по какой - либо местности, пути, городу или достопримечательностям.

Специфика профессиональной деятельности в области проведения экскурсий требует не только высокого уровня интеллектуального развития и практических умений, необходимых для поиска и обработки необходимой информации. Кроме того, необходимы умения работать с людьми, которые невозможны без доброжелательности, тактичности, коммуникабельности, умения ясно и точно излагать свои мысли. Поэтому выполнение комплексной пробы также направлено на диагностику указанных качеств.

Целью профессиональной пробы являются формирование у учащихся опыта в допрофессиональной деятельности в сфере проведения экскурсий и оказание помощи в профессиональном самоопределении.

Для достижения цели, поставлены следующие задачи:

  • ознакомить учащихся со сферой профессиональной деятельности экскурсоводов;

  • создать условия для качественного выполнения пробы;

  • смоделировать основные элементы профессиональной деятельности в сфере проведения экскурсий.

Ожидаемый результат:

При условии достижения основных целей и задач предполагается получение следующих результатов работы:

- умеет отбирать информацию, необходимую для проведения экскурсии;

- умеет осмысливать события и устанавливать их связи, причину и возможные последствия событий;

- умеет находить общий язык с собеседниками разных возрастов, взглядов и настроений, уровня образованности и коммуникабельности;

- получает опыт проведения экскурсии.



Этапы реализации программы

Организация пробы подразумевает 3 этапа:

1.Информационный

2. Практический

3. Рефлексия


Информационный этап

На данном этапе социальные партнёры и руководитель практики читают лекции, организуют экскурсии, знакомят учащихся с местом прохождения пробы. Обучающиеся в ходе данного этапа описывают обоснование своего выбора в рефлексивном дневнике. При проведении подготовительного этапа учащиеся участвуют в следующих мероприятиях:

1. Посещение лекций с целью знакомства с особенностями профессии экскурсовод;

2. Посещение экскурсии с целью знакомства с особенностями профессии экскурсовод.

.

Практический этап

На данном этапе с учащимися работает руководитель профессиональной пробы и социальный партнер. Участникам пробы предлагается ряд профессиональных ситуаций:

  • методическая разработка экскурсии: определение и разработка этапов

Материал основной части в методической разработке любой экскурсии располагается в определенной форме (Приложение 1).

  • проведение экскурсии.



Рефлексия

В ходе прохождения пробы учащимися заполняются рефлексивные дневники. На данном этапе учащиеся совместно с руководителем пробы анализируют свои записи. Затем, на основе этих записей выявляют успешность, затруднения, ошибки в процессе прохождения пробы. Составляются рекомендации.


Критерии эффективности профессиональных проб


При методической разработке экскурсии оценивается три вида критериев (Приложение 2):

  • когнитивные

  • мотивационно - ценностные

  • деятельностно – практические


При проведении экскурсии оценивается развитие профессионально – коммуникативных компетенций (Приложение 3):

  • высокий – 15-13 баллов;

  • средний - 12 - 8 баллов;

  • низкий - 5-7 баллов.

Этап считается пройденным успешно, если набрано 8 и выше баллов.


Функциональные обязанности

Руководитель пробы:

  1. Ищет социальных партнеров;

  2. Знакомит с особенностями профессии;

  3. Разрабатывает проектные и творческие задачи, задания различного уровня сложности;

  4. Курирует выполнение заданий учащимися;

  5. Оценивает и анализирует эффективность прохождения пробы;

  6. Знакомит с правилами безопасного труда.

 

Социальный партнер:

  1. Обеспечивает доступ к профессиональной площадке;

  2. Проводит экскурсию;

  3. Консультирует по проведению экскурсии;

  4. Обеспечивает обучающимся безопасность прохождения пробы.


Участник пробы:

  1. Определяется с выбором пробы;

  2. Получает задачи и ищет способы их решения;

  3. Ведет рефлексивного дневника;

  4. Соблюдает правила безопасности;

  5. Осваивает некоторые профессиональные навыки.



Содержание программы


Тема занятия

Содержание

1.

Содержание работы экскурсовода


знакомство с основным содержанием работы экскурсовода, внешний вид. Организационные вопросы.

2.

Методика проведения экскурсии

знакомство с разнообразными методическими приемами показа экскурсионных объектов: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, зрительная реконструкция и монтаж, локализация событий, зрительное сравнение, показ наглядных пособий.

3.

Методические приемы показа и рассказа


знакомство со средствами показа экскурсионных объектов, которыми являются словесное описание (рассказ) и жест.

4.

Методическая разработка экскурсии


Цель данного этапа состоит в подготовке учащихся к выполнению пробы и заключается в получении обобщенной информации о профессиональной деятельности.

5.

Методическая разработка экскурсии

Цель данного этапа состоит в подготовке учащихся к выполнению пробы и заключается в получении обобщенной информации о профессиональной деятельности.

Этапы подготовки экскурсии:

1.     Определение цели и задачи экскурсии.

2.     Выбор темы.

3.     Отбор литературы.

6.

Методическая разработка экскурсии

4.     Отбор и изучение экскурсионных объектов ( познавательная ценность; известность (популярность); необычность (экзотичность), неповторимость; выразительность (внешняя выразительность самого объекта или взаимодействие экскурсионного объекта с окружающей его средой); сохранность (состояние объекта в данный момент, его подготовленность к показу); месторасположение (расстояние до объекта, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, наличие места для удобного расположения группы возле объекта).

5.     Составление маршрута экскурсии.

6.     Подготовка текста экскурсии.

7.

Практический этап проведения экскурсии

  1. Выступление (введение) экскурсовода до начала маршрута.

  2. Расстановка группы у объекта полукольцом.

  3. Определение месторасположения экскурсовода.

  4. Показ объекта.

  5. Регламентированный рассказ экскурсовода о данном объекте.

  6. Использование наглядных пособий ( по необходимости).

  7. Ответы на вопросы группы (при наличии).

  8. Обобщение материала по теме экскурсии.

8.

Рефлексия

Подведение итогов работы по данным рефлексивных дневников.



Приложение 1

Форма распределения материала методической разработки экскурсии


Маршрут экскурсии

Остановки

Объек­ты по­каза

Продолжи­тельность

экскурсии, час/мин

Наименование подтем и пере­чень основных вопросов

Органи­зационные указания

Методи­ческие указания

1

2

3

4

5

6

7









Приложение 2

Критерии эффективности методической разработки экскурсии


Критерии

Показатели

Когнитивный (К)

1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств, умений

2. Владение способами самодиагностики и саморазвития

3. Знания предметной стороны профессиональной деятельности; общие и специальные ПВК

4. Знание своих интересов, склонностей, способностей.

Мотивационно-ценностный (М-Ц)

1. Устойчивые познавательные интересы.

2. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций).

3. Адекватная самооценка ПВК

Деятельностно-практический (Д-П)


1. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере.

2. Ориентация на творчество.

3. Стремление к совершенствованию

Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей.




Приложение 3

Критерии эффективности проведения экскурсии

Критерии оценивания результата

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Обоснование оценки

Установление доброжелательного контакта

3

2

1

ВУ:

- соблюдение публичной  дистанции (50-120 см) – по Э.Холлу;

- «открытая» поза (поворот корпуса и головы к собеседнику, раскрытость рук, нескрещенность ног);

- прямой взгляд в лицо зрителям, улыбка, живое, естественно изменяющееся выражение лица.

СУ:

в основном соблюдается публичной дистанция, однако иногда она нарушается (интимное расстояние, персональная дистанция);

- «открытая» поза с некоторыми нарушениями (иногда скрещены руки, ноги; зажатость позы, стоит боком к зрителям);

- в основном смотрит в глаза, в целом доброжелателен, иногда отводит взгляд, стеснителен.

НУ:

не соблюдается публичная дистанция (интимное расстояние, персональная дистанция);

- закрытая  поза (скрещены руки, ноги; зажатость позы, стоит боком к зрителям, отворачивается от них);

- не смотрит в глаза, отводит взгляд,  нахмурен.













Умение правильно оценить ситуацию в общении с разновозрастной группой













3













2













1

ВУ: - отчётливое приветствие;

-уважительное обращение;

-уверенный темп речи;

-доброжелательная интонация;

-умеренная громкость и высота голоса;

СУ: - приветствие;

-в основном уважительное обращение;

-спокойный, но не всегда уверенный темп речи;

-в основном доброжелательная интонация (иногда может присутствовать иная интонация);

-в основном умеренная громкость и высота голоса;

- в целом внимательное слушание со стороны детей.

НУ: - отсутствие  приветствия или грубое,  неуверенное приветствие;

-неуважительное или равнодушное обращение к слушателям;

-неуверенный, быстрый или замедленный темп речи;

-слишком громкий или слишком тихий голос;

- в речи встречаются не литературные слова и выражения (просторечия, диалектизмы, жаргонизмы), много грамматических и речевых ошибок.

Доброжелательное завершение контакта

3

2

1

ВУ:

- побуждает  к дальнейшему сотрудничеству.

СУ:

- иногда побуждает к дальнейшему сотрудничеству.

НУ:

равнодушен;

- не побуждает к дальнейшему сотрудничеству.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!