Пояснительная записка
Программа предназначена для обучающихся 9 классов, рассчитана на 8 часов, направлена на формирование у подростков основ профессиональной направленности, осознание своих интересов, способностей, ценностей связанных с выбором профессии.
Экскурсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода, который передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Экскурсии могут быть как самостоятельной деятельностью, так и частью комплекса туристских услуг.
Экскурсовод - это человек, который является гидом и одновременно проводником по какой - либо местности, пути, городу или достопримечательностям.
Специфика профессиональной деятельности в области проведения экскурсий требует не только высокого уровня интеллектуального развития и практических умений, необходимых для поиска и обработки необходимой информации. Кроме того, необходимы умения работать с людьми, которые невозможны без доброжелательности, тактичности, коммуникабельности, умения ясно и точно излагать свои мысли. Поэтому выполнение комплексной пробы также направлено на диагностику указанных качеств.
Целью профессиональной пробы являются формирование у учащихся опыта в допрофессиональной деятельности в сфере проведения экскурсий и оказание помощи в профессиональном самоопределении.
Для достижения цели, поставлены следующие задачи:
ознакомить учащихся со сферой профессиональной деятельности экскурсоводов;
создать условия для качественного выполнения пробы;
смоделировать основные элементы профессиональной деятельности в сфере проведения экскурсий.
Ожидаемый результат:
При условии достижения основных целей и задач предполагается получение следующих результатов работы:
- умеет отбирать информацию, необходимую для проведения экскурсии;
- умеет осмысливать события и устанавливать их связи, причину и возможные последствия событий;
- умеет находить общий язык с собеседниками разных возрастов, взглядов и настроений, уровня образованности и коммуникабельности;
- получает опыт проведения экскурсии.
Этапы реализации программы
Организация пробы подразумевает 3 этапа:
1.Информационный
2. Практический
3. Рефлексия
Информационный этап
На данном этапе социальные партнёры и руководитель практики читают лекции, организуют экскурсии, знакомят учащихся с местом прохождения пробы. Обучающиеся в ходе данного этапа описывают обоснование своего выбора в рефлексивном дневнике. При проведении подготовительного этапа учащиеся участвуют в следующих мероприятиях:
1. Посещение лекций с целью знакомства с особенностями профессии экскурсовод;
2. Посещение экскурсии с целью знакомства с особенностями профессии экскурсовод.
.
Практический этап
На данном этапе с учащимися работает руководитель профессиональной пробы и социальный партнер. Участникам пробы предлагается ряд профессиональных ситуаций:
Материал основной части в методической разработке любой экскурсии располагается в определенной форме (Приложение 1).
Рефлексия
В ходе прохождения пробы учащимися заполняются рефлексивные дневники. На данном этапе учащиеся совместно с руководителем пробы анализируют свои записи. Затем, на основе этих записей выявляют успешность, затруднения, ошибки в процессе прохождения пробы. Составляются рекомендации.
Критерии эффективности профессиональных проб
При методической разработке экскурсии оценивается три вида критериев (Приложение 2):
когнитивные
мотивационно - ценностные
деятельностно – практические
При проведении экскурсии оценивается развитие профессионально – коммуникативных компетенций (Приложение 3):
высокий – 15-13 баллов;
средний - 12 - 8 баллов;
низкий - 5-7 баллов.
Этап считается пройденным успешно, если набрано 8 и выше баллов.
Функциональные обязанности
Руководитель пробы:
Ищет социальных партнеров;
Знакомит с особенностями профессии;
Разрабатывает проектные и творческие задачи, задания различного уровня сложности;
Курирует выполнение заданий учащимися;
Оценивает и анализирует эффективность прохождения пробы;
Знакомит с правилами безопасного труда.
Социальный партнер:
Обеспечивает доступ к профессиональной площадке;
Проводит экскурсию;
Консультирует по проведению экскурсии;
Обеспечивает обучающимся безопасность прохождения пробы.
Участник пробы:
Определяется с выбором пробы;
Получает задачи и ищет способы их решения;
Ведет рефлексивного дневника;
Соблюдает правила безопасности;
Осваивает некоторые профессиональные навыки.
Содержание программы
№ | Тема занятия | Содержание |
1. | Содержание работы экскурсовода | знакомство с основным содержанием работы экскурсовода, внешний вид. Организационные вопросы. |
2. | Методика проведения экскурсии | знакомство с разнообразными методическими приемами показа экскурсионных объектов: предварительный осмотр, экскурсионный анализ, зрительная реконструкция и монтаж, локализация событий, зрительное сравнение, показ наглядных пособий. |
3. | Методические приемы показа и рассказа | знакомство со средствами показа экскурсионных объектов, которыми являются словесное описание (рассказ) и жест. |
4. | Методическая разработка экскурсии | Цель данного этапа состоит в подготовке учащихся к выполнению пробы и заключается в получении обобщенной информации о профессиональной деятельности. |
5. | Методическая разработка экскурсии | Цель данного этапа состоит в подготовке учащихся к выполнению пробы и заключается в получении обобщенной информации о профессиональной деятельности. Этапы подготовки экскурсии: 1. Определение цели и задачи экскурсии. 2. Выбор темы. 3. Отбор литературы. |
6. | Методическая разработка экскурсии | 4. Отбор и изучение экскурсионных объектов ( познавательная ценность; известность (популярность); необычность (экзотичность), неповторимость; выразительность (внешняя выразительность самого объекта или взаимодействие экскурсионного объекта с окружающей его средой); сохранность (состояние объекта в данный момент, его подготовленность к показу); месторасположение (расстояние до объекта, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, наличие места для удобного расположения группы возле объекта). 5. Составление маршрута экскурсии. 6. Подготовка текста экскурсии. |
7. | Практический этап проведения экскурсии | Выступление (введение) экскурсовода до начала маршрута. Расстановка группы у объекта полукольцом. Определение месторасположения экскурсовода. Показ объекта. Регламентированный рассказ экскурсовода о данном объекте. Использование наглядных пособий ( по необходимости). Ответы на вопросы группы (при наличии). Обобщение материала по теме экскурсии. |
8. | Рефлексия | Подведение итогов работы по данным рефлексивных дневников. |
Приложение 1
Форма распределения материала методической разработки экскурсии
Маршрут экскурсии | Остановки | Объекты показа | Продолжительность экскурсии, час/мин | Наименование подтем и перечень основных вопросов | Организационные указания | Методические указания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | | | | | |
Приложение 2
Критерии эффективности методической разработки экскурсии
Критерии | Показатели |
Когнитивный (К) | 1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств, умений 2. Владение способами самодиагностики и саморазвития 3. Знания предметной стороны профессиональной деятельности; общие и специальные ПВК 4. Знание своих интересов, склонностей, способностей. |
Мотивационно-ценностный (М-Ц) | 1. Устойчивые познавательные интересы. 2. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций). 3. Адекватная самооценка ПВК |
Деятельностно-практический (Д-П) | 1. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере. 2. Ориентация на творчество. 3. Стремление к совершенствованию Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей. |
Приложение 3
Критерии эффективности проведения экскурсии
Критерии оценивания результата | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Обоснование оценки |
Установление доброжелательного контакта | 3 | 2 | 1 | ВУ: - соблюдение публичной дистанции (50-120 см) – по Э.Холлу; - «открытая» поза (поворот корпуса и головы к собеседнику, раскрытость рук, нескрещенность ног); - прямой взгляд в лицо зрителям, улыбка, живое, естественно изменяющееся выражение лица. СУ: - в основном соблюдается публичной дистанция, однако иногда она нарушается (интимное расстояние, персональная дистанция); - «открытая» поза с некоторыми нарушениями (иногда скрещены руки, ноги; зажатость позы, стоит боком к зрителям); - в основном смотрит в глаза, в целом доброжелателен, иногда отводит взгляд, стеснителен. НУ: - не соблюдается публичная дистанция (интимное расстояние, персональная дистанция); - закрытая поза (скрещены руки, ноги; зажатость позы, стоит боком к зрителям, отворачивается от них); - не смотрит в глаза, отводит взгляд, нахмурен. |
Умение правильно оценить ситуацию в общении с разновозрастной группой | 3 | 2 | 1 | ВУ: - отчётливое приветствие; -уважительное обращение; -уверенный темп речи; -доброжелательная интонация; -умеренная громкость и высота голоса; СУ: - приветствие; -в основном уважительное обращение; -спокойный, но не всегда уверенный темп речи; -в основном доброжелательная интонация (иногда может присутствовать иная интонация); -в основном умеренная громкость и высота голоса; - в целом внимательное слушание со стороны детей. НУ: - отсутствие приветствия или грубое, неуверенное приветствие; -неуважительное или равнодушное обращение к слушателям; -неуверенный, быстрый или замедленный темп речи; -слишком громкий или слишком тихий голос; - в речи встречаются не литературные слова и выражения (просторечия, диалектизмы, жаргонизмы), много грамматических и речевых ошибок. |
Доброжелательное завершение контакта | 3 | 2 | 1 | ВУ: - побуждает к дальнейшему сотрудничеству. СУ: - иногда побуждает к дальнейшему сотрудничеству. НУ: - равнодушен; - не побуждает к дальнейшему сотрудничеству. |