СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа " Психокоррекционные занятия для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)".

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа " Психокоррекционные занятия для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)".»











Рабочая программа

Коррекционного курса

«Психокоррекционные занятия» для обучающихся

с задержкой психического развития (вариант 7.2.)













Педагог-психолог: Захарова Е.Н.













Пояснительная записка



Программа «Психокоррекционные занятия» обеспечивает коррекцию нарушений развития и предназначена для обучающегося задержкой психического развития (вариант 7.2.) Программа составлена на основе нормативных документов:

    • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;


    • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;


    • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;


    • Постановления от 10 июля 2015 года № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».


Программа составлена с учетом примерной адаптированной основной

общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, психологической программы развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников». Данная программа входит в число рекомендуемых в рамках введения Федеральных Государственных Стандартов.


Сроки реализации программы: учебный курс изучается в 1-4-х классах, 1 раз в неделю 2 часа.

Цель курса: познавательно-личностное развитие школьников; на нем формируются умения осуществлять различные умственные действия, развиваются самостоятельность детей, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое, т.е. формируются такие психологические качества и умения, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал на предметных уроках.

Коррекционно - развивающие задачи:

  1. Коррекция нарушений сенсорно-перцептивного развития;

  2. Формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя; умение учитывать в своей работе требования учителя).

  3. Коррекция коммуникативного и личностного развития;

  4. Развитие чувства ответственности, формирование опыта нравственного поведения;

  5. Формирование психологических новообразований младшего школьного возраста, произвольности.

  6. Развитие рефлексии.

омплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания.


На всех занятиях используются принципы наглядности, доступности, практической направленности. А так же принципы коррекционной педагогике:


  • принцип развивающего обучения (в зоне ближайшего развития);

  • принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;

  • принцип коррекции и компенсации позволяет определить адресные технологии в зависимости от структуры и выраженности дефекта;

  • деятельностный принцип, определяющий ведущий вид деятельности стимулирующей психическое и личностное развитие ребёнка;

  • принцип развития и коррекции высших психических функций (ВПФ) предусматривает, чтобы в ходе каждого занятия упражнялись и развивались различные психические процессы.


Структура психокоррекционных занятий:


Вводная часть (создание у обучающегося положительного эмоционального фона, выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности). Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.


Основная часть. Выполнение заданий. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий, в разных вариантах.

Заключительная часть (подведение итогов занятия, обсуждение результатов и трудностей, которые возникали при выполнении заданий).

При освоении программного материала необходимо проведение диагностики в начале и конце учебного года.


Критериями эффективности служат следующие показатели:


  • степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

  • поведение обучающегося на занятиях: активность, заинтересованность в положительных результатах уроков;

  • результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся обучающимся, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли школьник с этими заданиями самостоятельно;

  • снижение уровня школьной тревожности;

  • повышение коммуникативной компетентности;

  • косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой обучающегося на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).

  • Кроме того, представляется важным оценивать воздействие уроков психологического развития на эмоциональное состояние обучающегося.

Форма оценивания знаний безотметочная.

Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.


Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.



На занятиях по курсу «Психокоррекционные занятия» происходит коррекция отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы. Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно – перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие речевой деятельности, формирование коммуникативных навыков, расширение представлений об окружающей действительности. Совершенствование движений. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.


Обучение реализовывается на доступном содержании, построенном по принципу от простого к сложному с учётом возрастных и психических особенностей детей с задержкой психического развития.


  1. Общая характеристика коррекционного курса


Все учащиеся обследуются в течение 2-4 недели сентября.


На следующем этапе работы происходит уточнение плана и содержания занятий в соответствии со спецификой запроса, индивидуальными особенностями участников группы, условиями их развития, внесения корректив в программу. Программа предполагает вариабельность и использование коррекционно – развивающих упражнений с опорой на ту или иную функцию или качество в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Интенсивность коррекционной программы определяется не только продолжительностью занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а также мерой активности самого ребенка, участвующего в занятиях.

По окончании коррекционно-развивающих мероприятий проводится итоговая (заключительная) диагностика с целью получения информации о результатах проведенной работы, тех изменениях, которые произошли в индивидуально-психологических, физических, поведенческих и других особенностях личности каждого участника группы



Совпадая по форме и структуре с обычными предметными уроками, урок психологического развития существенно отличается от них. Отличия связаны как с задачей этих уроков, так и с их содержанием и направленностью. Общая задача этих уроков – внести вклад в формирование целостной психологической основы обучения, которая обеспечит не только развитие личности школьника, но и возможность их самостоятельного развития в будущем. Необходимо начать решать эту задачу уже в младших классах школы. Не менее важной задачей, решаемой на уроках психологического развития, является формирование позитивных личностных характеристик школьников путем целенаправленного развития и формирования когнитивной сферы. Кроме того, существенным отличием уроков психологического развития от традиционных предметных уроков является перенесение акцента с результативной стороны учения на его процессуальную сторону.


На уроках психологического развития не ставятся отметки, но оценивание осуществляется обязательно. Обучающиеся на уроках избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует, все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются, и в итоге коллективного обсуждения дети приходят к правильному решению. У них постепенно формируется отношение к этим урокам как к средству развития своей личности.

Общая атмосфера на уроках психологического развития создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей обучающихся, повышению их самооценки, уверенности в себе.

На занятии используются разнообразные методы и приёмы, учитывающие психофизические возможности обучающегося с ЗПР.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР.

Обучающиеся с ЗПР - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.


  1. Описание места коррекционного курса в учебном плане.


Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. 

Сроки получения начального общего образования обучающимися с ЗПР пролонгируются с учетом психофизиологических возможностей и индивидуальных особенностей развития данной категории обучающихся и составляют 5 лет (с обязательным введением первого дополнительного класса). Реализация АООП НОО (вариант 7.2) предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников без ограничений здоровья, но в более пролонгированные календарные сроки, которые определяются Стандартом. «Сопоставимость» заключается в том, что объем знаний и умений по основным предметам сокращается несущественно за счет у устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований

Год обучения

Количество часов в

неделю

Количество

учебных недель

Всего часов за

учебный год

1класс

2

33

66

1 дополнительный класс

2

33

66

2 класс

2

34

68

3 класс

2

34

68

4 класс

2

34

68









  1. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса


Содержанием данного курса является развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). А так же формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, то есть таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может. Это умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований. Важно развитие и формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами — восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки); формирование учебной мотивации. Таким образом, происходит интеллектуально-личностно-деятельностное развитие детей, что соответствует Федеральному Государственному Образовательному Стандарту начального общего образования.

Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, - научить обучающихся не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность.

При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий.

Основным направлением в развитии памяти школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т .е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков.

Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций.

При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей уроков психологического развития, выполняются задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение.

Предлагаемые задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания детей с ЗПР, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.

В силу возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся с ЗПР им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий.


    1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения


коррекционного курса.


Личностными результатами изучения курса «Психокоррекционные занятия » является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):


  • Принятие и освоение своей социальной роли;


  • Выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе;


  • Проявлять потребность в общении со сверстниками и взрослыми;


  • Овладеть первоначальными навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками;


  • Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни: иметь представления об устройстве домашней и школьной жизни.


Метапредметными результатами изучения курса «Психокоррекционные занятия» является формирование следующих УУД:

Регулятивные (при контроле со стороны педагога):


    • Проговаривать последовательность действий при выполнении задания (индивидуальное комментирование);


  • Работать по предложенному плану;


  • Отличать правильно выполненное задание от ошибочного;


  • Совместно с педагогом давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии.

Коммуникативные:


  • Готовность слушать педагога и вести диалог;


  • Оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи (на уровне одного предложения);


    • Договариваться и находить общее решение в совместной деятельности;


    • Сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в ситуации спора и противоречия интересов.

Познавательные (под руководством педагога):


  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;


  • Учиться добывать новые знания при помощи педагога: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на занятии;


  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать, обследовать, сравнивать предметы (объекты) и на их основе делать доступные для обучающегося выводы;


Предметными результатами изучения коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» являются формирование следующих умений:


Обучающейся научится:


  • целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;


  • правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать изображения различной сложности, в зависимости от возраста и особенностей развития;


  • анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: цвет, величина форма;


  • различать и сравнивать разные предметы по признаку:


    • веса (тяжелый – легкий);


    • фактуре (гладкий – шершавый, твердый – мягкий);


различать:


  • вкусовые качества предметов (кислый, сладкий, горький, соленый);


  • запахи (приятные, неприятные);


  • контрастную температуру окружающих предметов и явлений (холодный – горячий);


  • основные геометрические фигуры;


  • речевые и неречевые звуки;


  • составлять предмет изчастей;


  • определять на ощупь величину объемных фигур и предметов.


Обучающейся получит возможность научиться:


  • классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения;


  • зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;


  • выделять части суток и определять порядок дней недели;


  • выполнять несложные графические работы под диктовку;


ориентироваться:


  • на собственном теле (правая (левая) рука (нога), правая (левая) часть тела;

  • на плоскости листа бумаги (центр, верх (низ);

  • в помещении по инструкции педагога, а в дальнейшем самостоятельно;




  • определять расположение предметов в пространстве (вверху – внизу, над – под).



  1. Содержание коррекционного курса занятий психологического развития


Развитие моторики, графомоторных навыков.


Общеразвивающие подвижные игры с элементами основных движений (ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание) на развитие моторных навыков, выработку саморегуляции. Игровой практикум «Веселые забавы».

Обучение целенаправленному выполнению действий и движений по инструкции педагога, произвольной регуляции движений самим ребенком: броски в цель, ходьба с изменением направления, упражнения из 2 звеньев действий и движений: «присядь – выпрямись», «поставь руки на пояс – сделай один шаг вперед».

Формирование координации разных частей тела. Упражнения на согласованность действий и движений разных частей тела: повороты с движениями рук ; ходьба по «дорожке следов» и по скамейке; подбрасывание мяча на разную высоту и ловля мяча двумя руками и одной рукой; ползание через «лабиринты», перепрыгивание через предметы – «по кочкам» и т.д.

Развитие мелкой моторики пальцев руки. Определение ведущей руки . Упражнения: «Разложим по кучкам» – сортировка мелких предметов; «Поможем бабушке» – перебирание фасоли и гороха; «Художник» – рисование палочкой в воздухе; «Сложи предметы» – складывание мелких предметов в узкий сосуд. Пальчиковая гимнастика. Игры с мозаикой, конструктором. Рисование точек: направление, плотность, яркость. Упражнения: «Рисуем точки», «Разноцветные точки».

Развитие мелкой моторики, соотносящих движений пальцев рук. Упражнения: «Бусы для куклы» – нанизывание бусин (пуговиц) на проволоку (шнурок); «Шаловливый котенок» – разматывание и сматывание ниток в моток»; «Дождь идет» – протягивание тесьмы в отверстия; «Составь цепочку» – составление цепочек из канцелярских скрепок разного цвета; «Барабанщик » – отстукивание каждым пальцем по очереди ритма по столу; «Выглади платочек» – смятие и разглаживание листа бумаги; «Найди предметы» – нахождение спрятанных мелких предметов в «сухом бассейне» (пластиковом ведерке); «Посушим белье» – прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке. Рисование линий в разных направлениях: вертикальные, горизонтальные, наклонные. Упражнения: «Рисуем линии», «Столбы», «Косой дождик», «Лесенка».

Развитие динамической координации движений пальцев рук. Упражнения: «Пальчики здороваются», «Пальцеход», «Соревнования по бегу», «Необычное животное», «Командир», «Посчитай-ка». Имитационная игра для кистей рук «Оркестр ». Рисование линий, разных по толщине: тонкие, толстые и по длине: короткие – длинные. Упражнения: «Рисуем линии», «Следы веселого карандаша». Работа с пластилином.

Развитие статической координации движений пальцев рук. Упражнения: «Гнездо», «Фонарики», «Буквы», «Замок», «Олень здоровается». Имитационные упражнения для кистей рук: «Танцующие пальчики», «Поглаживание кошки» и т.д.

Рисование параллельных и ритмичных цикличных линий: ломаные, волнистые, дугообразные.

Упражнения: «Рисуем линии», «Дым идет», «По волнам», «Скачет мячик».

Развитие сложно координированных графических движений руки. Обводка фигур по пунктирным линиям, точкам. Упражнение «Обводка». Контурная аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги.

Развитие сложно координированных графических движений руки. Штриховка фигур, предметных силуэтов в определённом направлении. Упражнение «Штриховка». Работа в технике «рваной» аппликации.

Развитие сложно координированных графических движений руки . Рисование по опорным точкам и клеточкам. Упражнение «Рисуем фигуру по клеточкам». Прохождение «дорожек» (безотрывное, плавное проведение линий различной конфигурации). Упражнения: «Фигурные дорожки», «Горные дороги », «Пройди дорожку». Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос. Упражнения: «Сгибаем и вырезаем», «Стебельки для цветов».


Тактильно-двигательное восприятие.


Развитие тактильной чувствительности. Обучение специальным обследующим движениям: поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др. Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины. Дидактические игры и упражнения: «Чудесный мешочек», «Определи на ощупь: большие и маленькие предметы», «Догадайся, что за предмет », «Почтовый ящик», «Узнай фигуру», «Собери матрешку». Лепка из пластилина: «Ощупай и слепи».

Тактильное опознание и различение предметов, их признаков, свойств, качеств. Классификация предметов по заданному признаку. Определение фактуры материала при прикосновении (гладкий – шершавый, твердый – мягкий). Дидактические игры и упражнения: «Гладкий – шершавый», «Твердый – мягкий», «Угадай, из чего сделан предмет», «Найди и покажи…гладкий – шершавый, твердый – мягкий» предмет», «Найди пару», «Что это?». Рисование на крупе – «Забавные картинки».

Кинестетическое и кинетическое развитие.

Формирование правильных представлений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы в статическом положении и в движении на основе пережитых кинестетических ощущений. Концентрация внимания ребенка на анализе своих кинестетических ощущений: упражнения на: «смену положения туловища» (вытягивание вверх туловища и рук, затем – полное расслабление и выполнение полуприседания); «смену качества движения» (резкие движения в напряженной ходьбе сменяются мягкими плавными движениями

  • мягкой ходьбе и др.); «движение в разных направлениях» (движение вперед – назад, вправо – влево, по диагонали) и «использование при этом разных уровней пространства» (верх, низ, середина).Выработка у ребенка умения сохранять позу: упражнения: «присесть», «встать», «топнуть», «хлопнуть руками», «покачать головой»; прыжки, различные действия с предметами: перемещение, перестановка. Игры: «Море волнуется», «Каток», «Через речку по мостику».

Формирование способности произвольного управления движениями на трех уровнях: зрительном, словесном, двигательном. Овладение выразительными движениями, приемами расслабления, освобождения от мышечных зажимов, снятия напряжения и эмоционального раскрепощения.

Игры и упражнения: «Скульптура», «Съедобное – несъедобное», «Стоп – сигнал», «Назойливая муха», «Имитация», «Зоопарк».


Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Дидактические игры и упражнения: «Волшебный мел», «Назови фигуры», «Каждую фигуру на свое место», «Найди предмет указанной формы», «Коврик», «Из каких фигур состоит машина?». Геометрические сказки (о квадрате, прямоугольнике, круге, треугольнике).

Выделение признака формы, обозначение формы предмета словом. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Работа с геометрическим конструктором: конструирование из геометрических форм. Дидактические игры и упражнения: «Сборщик», «Волшебный замок», «Из каких фигур составлены рисунки?», «Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник», «Кто наблюдательнее?», «Фигурки – человечки», «Кто где спит?», «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме».


Развитие восприятия величины. Сравнение двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом (высокий – низкий, выше – ниже, одинаковой высоты; длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковой длины; широкий – узкий, шире – уже, одинаковые по ширине; толстый – тонкий, толще – тоньше, одинаковые по толщине). Действия с реальными предметами: сравнение предметов мебели между собой (стол письменный и парта, стул учительский и ученический и т.д.); сравнение деталей строительного набора, игрушек и т.д.; сравнение по росту двух детей, взрослого и ребенка. Действия с геометрическими фигурами: сравнение плоскостных геометрических фигур. Дидактические игры и упражнения: «Сравни предметы», «Окошки», «Выполни задание», «Подбери одежду нужного размера для картонных кукол», «Закрой двери в домиках», «Построим башню».

Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Выбор по образцу знакомых предметов, резко различных по цвету. Дидактические игры

  • упражнения: «Спрячь мышку», «Какого цвета не стало?», «Найди предметы такого же цвета», «Помоги Незнайке собрать букеты». Действия с цветом, основанные на зрительном сближении. Формирование у детей представлений о цвете как свойстве предметов. Дидактические игры и упражнения: «Разноцветные комнаты», лото «Цвет», «Подбери чашки к блюдцам», «Какого цвета?», «Неразлучные цвета», «Спектральная мозаика», «Радуга и овощи», «Радуга и фрукты». Моделирование геометрических фигур из бумаги, палочек, пластилина по образцу. Дидактические игры и упражнения: «Построим домики для фигур», «Пластилиновые жгутики».

Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2 – 3 детали). Дидактические игры и упражнения: «Сложи фигуру», «Картины».

Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2 – 3 детали с разрезами по диагонали). Складывание разрезных картинок: «Половинки», «Собери картинку».

Игровой тренинг развития восприятия младших школьников: дидактические игры и упражнения на: развитие восприятия формы предметов, соотнесение предметов по величине: «Веселые фигуры», «Отгадай фигуру», «Дорисуй фигуры», «Сравни по длине, ширине, высоте»; развитие цветовосприятия: «Разноцветные звездочки», «Цвета»; составление целого из части: «Разрезные картинки».


Развитие зрительного восприятия.


Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2 – 3 деталей, по инструкции педагога). Дидактические игры и упражнения: «Построим дома», «Зашиваем ковер», «Найди такой же предмет», «Найди похожую», «Корректор», «Найди ошибку». Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и

общих признаков. Дидактические игры и упражнения: «Найди одинаковые предметы», «У какой картинки нет пары?», «Найди различие и сходство», «Парные изображения», «Домино», Чем похожи и чем отличаются?». Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Дидактические игры и упражнения: «Что изменилось?», «Что лишнее?», «Что появилось?», «Что потерялось?», «Какого предмета в ряду не хватает?». Упражнения для профилактики и коррекции зрения.


1 класс

Развитие сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формировании предпосылок овладения учебной деятельностью.




2 класс

Развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие наглядно-образного мышления и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития.


3 класс

Формирование словесно-логического понятийного мышления, развитие произвольности (прежде всего помехоустойчивости в интеллектуальной и двигательной сферах), внутреннего плана действия.

4 и 5 класс

Развитие словесно-логического понятийного мышления, развитие произвольности (прежде всего помехоустойчивости в интеллектуальной и двигательной сферах), внутреннего плана действия. Развитие коммуникативных навыков.


Процессы анализа и синтеза пронизывают всю познавательную деятельность учащихся. Основное направление здесь состоит в формировании умения вычленять отдельные признаки объектов, оперировать ими и интерпретировать их. Так, задачей развития сенсорной сферы является обогащение чувственного опыта учащихся путем дифференцирования с разной степенью тонкости ощущений одной и той же модальности и одного и того же вида, сравнения их в том или ином отношении, включение ощущений в построение системы словесно-логических умозаключений (урок 5, задание 4 «Назови и проверь постукиванием»; урок 8, задание 2 «Играем в индейцев»; урок 6, задание 2 «Шершавые дощечки» и др.).


Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, — научить школьников не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность (урок 26, задание 3 «Все ли ты увидел?»; урок 29, задание 3 «Зага-дочные контуры» и др.).

При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Такое умение также основывается на расчлененном, дифференцированном отражении различных параметров и условий деятельности (урок 19, задание 2 «Крестики, точки», задание 3 «Пишущая машинка»; урок 98, задание 2 «Невидящие и неслышащие» и др.).

Основным направлением в развитии памяти школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т .е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков (урок 49, задание 2 «Подбери картинку»; урок 58, задание 2 «Запомни фигуры» и др.).

Важное значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализа. Таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления у младших школьников (урок 108, задание 2 «Только одно свойство» и др.). Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к переходу на более высокие уровни понятийного и словесно-логического мышления, требования к которым в средней школе значительно повышаются. Поэтому на уроках психологического развития вырабатываются у учащихся умения определять соотношения конкретных и более общих понятий: «род-вид», «целое-часть», «причина-следствие» и др., формируются элементарные логические операции (урок 86, задание 1 «Расположи слова»; урок 99, задание 2 «Целое-часть»; урок 102, задание 1 «Найди причину и следствие» и др.).


При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей уроков психологического развития, выполняются задания как на воссоздающее (урок 97, задание 3 «Тропинка»), так и на творческое воображение (урок 69, задание 3 «Что это?»; урок 83, задание 3 «Закончи рисунки» и др.). Работа начинается с выполнения заданий, в которых разные заданные элементы включаются в разные системы связей (урок 64, задание 3 «Закончи рисунок» и др.), и заканчивается заданиями, в которых один и тот же заданный элемент должен быть включен также в разные системы связей (урок 92, задание 3 «Закончи рисунок» и др.).


Реализация закона дифференциации осуществляется и по отношению к другим направлениям психологического развития младших школьников - формированию предпосылок овладения учебной деятельностью и психологических новообразований данного возрастного периода. Например, формирование умения анализировать и копировать образец начинается с выполнения простого задания, требующего оперирования целостными образами объектов,


значительно различающихся между собой (урок 11, задание 1 «Найди одинаковые» и др.). Постепенно переходят к нахождению заданного образца среди изображений, отличающихся малозаметными деталями (урок 11, задание 4 «Найди образец» и др.), и выполнению заданий по самостоятельному воспроизведению образцов, заданных в словесной форме (урок 41, задание ( «Графический диктант»).

Аналогично осуществляется развитие психологических новообразований младшего школьного возраста, например, внутреннего плана действия. Первые задания направлены на развитие умения расчлененно воспринимать, понимать и выполнять словесные указания взрос-лого (урок 2, задание 1 «Учимся слушать и выполнять»), затем умения оперировать объектами или их частями во внутреннем плане, но со зрительной опорой {урок 58, задание 1 «Совмести фигуры»; урок 63, задание 1 «Поверни квадрат» и др.), а затем переходят к заданиям, требующим умения оперировать объектами во внутреннем плане без зрительной опоры (урок 81, задание I «Муха» и др.).

Точно так же, основываясь на законе дифференциации и всесторонне развивая на различном содержании процессы анализа и синтеза, осуществляется формирование и других важных для учебной деятельности психологических качеств (пространственных представлений, умения подчинять свои действия заданной системе требований, произвольности и др.)


Структура уроков

  1. Вводная часть.

Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального.

Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стиму-лирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.

  1. Основная часть.

Задания для урока подбирались с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы

  • классе. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса учащихся к повторным выполнениям одного и того же задания обеспечивается разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохраняется единство их внутренней психологической направленности. Реализуется принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности (от I класса к IV).

  1. Заключительная часть.

Задача: подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном уроке.

Общие рекомендации по проведению курса «Психологического развития».

    1. Общая установка при проведении уроков психологического развития - не спешить переходить к следующему заданию, если хорошо не отработано предыдущее всеми учениками (иначе эти занятия теряют смысл. Если отдельные учащиеся «задерживают» остальных, то с ними придется позаниматься отдельно и дополнительно). Ничего плохого нет, если материал одного урока будет учителем отрабатываться при необходимости в течение, например, двух уроков.


Предлагаемую программу следует рассматривать как «костяк», а содержащиеся задания

  • как примеры тех упражнений, которые требуется в данном случае выполнять. Их число можно и нужно увеличивать по мере необходимости.

    1. При проведении занятий очень важно, чтобы все ученики правильно поняли инструкцию. Если потребуется, два-три раза объяснить ученикам, что они должны делать и как выполнять задание.

3.Необходимо четко соблюдать время предъявления тестового материала, где это обусловлено инструкцией.

    1. Следует предоставлять учащимся как можно большую самостоятельность при выполнении заданий, учитель только помогает, объясняет, направляет. Обязательно обсуждать ответы учеников и вовлекать в это обсуждение всех детей.

    2. Занятия желательно проводить в группах по 5-7 человек. Помещение для занятий должно быть достаточно большим, чтобы можно было не только поставить столы для всех учеников, но и проводить подвижные игры. Столы можно расставить в шахматном порядке или

  • виде буквы «п», чтобы был более тесный контакт учителя со школьниками.


Предполагаемые результаты:

  • развитие основных мыслительных способностей учащихся;

  • развитие различных видов памяти, внимания и воображения;

  • развитие речи;

  • становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля;

  • снижение тревожности и необоснованного беспокойства;

  • высокая степень познавательной активности учащихся.



















  1. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

обучающихся.


7.1. Тематическое планирование 1 класс.


п/п

Тема

Характеристика основных видов деятельности

Количество

часов


Развитие различных видов ощущений.

Игры-исследования (найди предмет, узнай предмет, угадай предмет, опиши предмет и т.д.);

Игры-эксперименты;

Отбор и сравнение материала.

6

2.

Развитие восприятия.

Слушание;

Пение;

Музыкально-ритмические движения;

Игра на детских музыкальных инструментах.

Тактильные игры; Игры-угадайки

Решение текстовых задач (загадки, ребусы);

6

3.

Развитие внимания.

Решение качественных задач;

Игры-исследования (найди предмет, узнай предмет, угадай предмет, опиши предмет и т.д.);

Решение задач, загадок, ребусов

10

4.

Развитие памяти.

Прослушивание, чтение, повторение;

Работа с раздаточным материалом;

Цепочка образов;

Метод ассоциаций;

Решение задач, загадок, ребусов.

10

5.

Развитие мышления.

Игры с различными строительными материалами;

Просмотр фильмов;

Экспериментирование;

Исследование;

Моделирование из различных материалов;

Решение различных видов задач (текстовых и качественных задач);

Объяснение наблюдаемых явлений

10

6.

Развитие пространственных представлений.

Все формы активности ребенка, в результате которых создается материальный или идеальный продукт (лепка, рисование, аппликация, конструирование);

Различные двигательные игры, хореография, спортивные игры

6

7.

Формирование и развитие навыка самоконтроля.

Игры с правилами:

дидактические (по содержанию: математические, речевые, экологические; по дидактическому материалу: игры с предметами, настольно-печатные, словесные — игры-поручения, игры-беседы, игры-путешествия, игры-предположения, игры-загадки);

подвижные (игры с прыжками, с бегом, лазаньем и т. п.; по предметам: игры с мячом, с обручем, скакалкой и т. д.);

развивающие;

музыкальные;

Общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми

6

8.

Развитие зрительно-двигательной координации.

Основные движения (ходьба, бег, метание, прыжки, лазанье, равновесие);

Кинезиогимнастика;

Танцевальные упражнения;

Упражнения с элементами спортивных игр;

Игры подвижные;

Игры с элементами спорта..

6

9.

Развитие артикуляции.

Упражнения для развития тонкой моторики (лепка, мозаики, вырезание, разукрашивание, рисование, аппликации, биссероплетение; конструирование из различных материалов и т.д.);

Слушание и повторение;

Пересказывание;

Декламация.

6

Итого:

66 часов



7.























2. Тематическое планирование 1 дополнительного класса.

п/п

Тема

Характеристика основных видов деятельности

Количество часов

1.

Развитие различных видов ощущений.

Игры-исследования (найди предмет, узнай предмет, угадай предмет, опиши предмет и т.д.);

Игры-эксперименты;

Отбор и сравнение материала.

6

2.

Развитие восприятия.

Слушание;

Пение;

Музыкально-ритмические движения;

Игра на детских музыкальных инструментах.

Тактильные игры; Игры-угадайки

Решение текстовых задач (загадки, ребусы);

6

3.

Развитие внимания.

Решение качественных задач;

Игры-исследования (найди предмет, узнай предмет, угадай предмет, опиши предмет и т.д.);

Решение задач, загадок, ребусов

6

4.

Развитие памяти.

Прослушивание, чтение, повторение;

Работа с раздаточным материалом;

Цепочка образов;

Метод ассоциаций;

Решение задач, загадок, ребусов.

8

5.

Развитие мышления.

Игры с различными строительными материалами;

Просмотр фильмов;

Экспериментирование;

Исследование;

Моделирование из различных материалов;

Решение различных видов задач (текстовых и качественных задач);

Объяснение наблюдаемых явлений

6

6.

Развитие воображения.

Все формы активности ребенка, в результате которых создается материальный или идеальный продукт (лепка, рисование, аппликация, конструирование);

8

7.

Развитие пространственных представлений.

Все формы активности ребенка, в результате которых создается материальный или идеальный продукт (лепка, рисование, аппликация, конструирование);

Различные двигательные игры, хореография, спортивные игры

6

8.

Формирование и развитие навыка самоконтроля.

Игры с правилами:

дидактические (по содержанию: математические, речевые, экологические; по дидактическому материалу: игры с предметами, настольно-печатные, словесные — игры-поручения, игры-беседы, игры-путешествия, игры-предположения, игры-загадки);

подвижные (игры с прыжками, с бегом, лазаньем и т. п.; по предметам: игры с мячом, с обручем, скакалкой и т. д.);

развивающие;

Игры-драматизации;

Музыкальные игры;

Общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми

6

9.

Развитие произвольности.

Прослушивание историй;

Просмотр учебных фильмов;

Игры по правилам («Замри в домике», «Дирижёр и оркестр», «Пройди по линии» настольные игры, игры-стратегии и т.д.);

Танцы, Кинезиоупражнения;

6

10.

Развитие психомоторики.

«ручные» виды деятельности: лепка, аппликация, аппликационная лепка, рисование (пальцами, кусочком ваты, бумажной кисточкой и др.) – на развитие тактильно-двигательных ощущений, движений руки;

практические действия с предметами различной формы, цвета и величин, направленные на формирование умения вычленять нужный признак у предмета и соотносить с признаками других предметов;

решение практических задач, обеспечивающих осмысленное восприятие детьми предметов (объектов, явлений) окружающего мира;

тренировочные упражнения: штриховка разными способами, обведение по контуру, рисование по опорным точкам и клеточкам, графический диктант и др. – на развитие сложно координированных графических движений руки;

специальные упражнения: составление контуров предметов из палочек, сортировка фасоли, гороха, круп, застегивание и расстегивание пуговиц, сжимание и разжимание эспандера и др. – на развитие мелкой моторики;

двигательные упражнения и игры – на развитие общей моторики и выработку саморегуляции, преимущественно коллективных, что взаимно обогащает детей, вызывает у них положительные эмоции, учит управлять собственным поведением.

6

11.

Построение внутреннего плана действий.

Просмотр и анализ фильмов;

Анализ литературных произведений;

Написание мини- рассказов;

Театральные постановки;

Все формы активности ребенка, в результате которых создается материальный или идеальный продукт (лепка, рисование, аппликация, конструирование);

Различные двигательные игры, хореография, спортивные игры

2

Итого:


    1. часов


7.3. Тематическое планирование 2 класса.

п/п

Тема

Характеристика основных видов деятельности

Количество часов

1.

Развитие слухового восприятия.

Прослушивание музыкальных произведений;

Кинезиоупражнения;

Слушание;

Пение;

Музыкально-ритмические движения;

Игра на детских музыкальных инструментах;

Игры-угадайки;

Решение текстовых задач (загадки, ребусы);

6

2.

Развитие чувства времени.

Игры с часами;

Выполнение заданий на время;

Соревнования на скорость выполнения;

Кинезиоупражнения;

6

3.

Развитие внимания.

Решение качественных задач;

Игры-исследования (найди предмет, узнай предмет, угадай предмет, опиши предмет и т.д.);

Решение задач, загадок, ребусов

8

4.

Развитие памяти.

Прослушивание, чтение, повторение;

Работа с раздаточным материалом;

Цепочка образов;

Метод ассоциаций;

Решение задач, загадок, ребусов.

8

5.

Развитие мышления.

Игры с различными строительными материалами;

Просмотр фильмов;

Экспериментирование;

Исследование;

Моделирование из различных материалов;

Решение различных видов задач (текстовых и качественных задач);

Объяснение наблюдаемых явлений

10

6.

Развитие воображения.

Все формы активности ребенка, в результате которых создается материальный или идеальный продукт (лепка, рисование, аппликация, конструирование);

Сочинительство;

Игры-фантазии;

Проектирование.

8

7.

Развитие пространственных представлений.

Все формы активности ребенка, в результате которых создается материальный или идеальный продукт (лепка, рисование, аппликация, конструирование);

Различные двигательные игры, хореография, спортивные игры

8

8.

Развитие произвольности.

Прослушивание историй;

Просмотр учебных фильмов;

Игры по правилам («Замри в домике», «Дирижёр и оркестр», «Пройди по линии» настольные игры, игры-стратегии и т.д.);

Танцы, Кинезиоупражнения;

8

9.

Построение внутреннего плана действий.

Просмотр и анализ фильмов;

Анализ литературных произведений;

Написание мини- рассказов;

Театральные постановки;

Все формы активности ребенка, в результате которых создается материальный или идеальный продукт (лепка, рисование, аппликация, конструирование);Различные двигательные игры, хореография, спортивные игры

6

Итого:

  1. часов





7.4. Тематическое планирование 3 класса.

п/п

Тема

Характеристика основных видов деятельности

Количество

часов

1.

Развитие различных видов восприятия.

Слушание;

Пение;

Музыкально-ритмические движения;

Игра на детских музыкальных инструментах.

Тактильные игры; Игры-угадайки

Решение текстовых задач (загадки, ребусы);

6

2.

Развитие внимания.

Решение качественных задач;

Игры-исследования (найди предмет, узнай предмет, угадай предмет, опиши предмет и т.д.);

Решение задач, загадок, ребусов

8

3.

Развитие памяти.

Прослушивание, чтение, повторение;

Работа с раздаточным материалом;

Цепочка образов;

Метод ассоциаций;

Решение задач, загадок, ребусов.

8

4.

Развитие мышления.

Игры с различными строительными материалами;

Просмотр фильмов;

Экспериментирование;

Исследование;

Моделирование из различных материалов;

Решение различных видов задач (текстовых и качественных задач);

Объяснение наблюдаемых явлений

10

5.

Развитие воображения.

Все формы активности ребенка, в результате которых создается материальный или идеальный продукт (лепка, рисование, аппликация, конструирование);

Сочинительство;

Игры-фантазии;

Моделирование;

Проектирование.

8

6.

Развитие пространственных представлений.

Все формы активности ребенка, в результате которых создается материальный или идеальный продукт (лепка, рисование, аппликация, конструирование);

Различные двигательные игры, хореография, спортивные игры

8

7.

Развитие произвольности.

Прослушивание историй;

Просмотр учебных фильмов;

Игры по правилам («Замри в домике», «Дирижёр и оркестр», «Пройди по линии» настольные игры, игры-стратегии и т.д.);

Танцы, Кинезиоупражнения;

8

8.

Построение внутреннего плана действий.

Просмотр и анализ фильмов;

Анализ литературных произведений;

Написание мини- рассказов;

Театральные постановки;

Все формы активности ребенка, в результате которых создается материальный или идеальный продукт (лепка, рисование, аппликация, конструирование);

Различные двигательные игры, хореография, спортивные игры

6

Итого:


  1. часов


7.4. Тематическое планирование 4 класса.

п/п

Тема

Характеристика основных видов деятельности

Количество

часов

1.

Развитие различных видов восприятия.

Слушание;

Пение;

Музыкально-ритмические движения;

Игра на детских музыкальных инструментах.

Тактильные игры; Игры-угадайки

Решение текстовых задач (загадки, ребусы);

6

2.

Развитие внимания.

Решение качественных задач;

Игры-исследования (найди предмет, узнай предмет, угадай предмет, опиши предмет и т.д.);

Решение задач, загадок, ребусов

8

3.

Развитие памяти.

Прослушивание, чтение, повторение;

Работа с раздаточным материалом;

Цепочка образов;

Метод ассоциаций;

Решение задач, загадок, ребусов.

8

4.

Развитие мышления.

Игры с различными строительными материалами;

Просмотр фильмов;

Экспериментирование;

Исследование;

Моделирование из различных материалов;

Решение различных видов задач (текстовых и качественных задач);

Объяснение наблюдаемых явлений

10

5.

Развитие воображения.

Все формы активности ребенка, в результате которых создается материальный или идеальный продукт (лепка, рисование, аппликация, конструирование);

Сочинительство;

Игры-фантазии;

Моделирование;

Проектирование.

8

6.

Развитие пространственных представлений.

Все формы активности ребенка, в результате которых создается материальный или идеальный продукт (лепка, рисование, аппликация, конструирование);

Различные двигательные игры, хореография, спортивные игры

8

7.

Развитие произвольности.

Прослушивание историй;

Просмотр учебных фильмов;

Игры по правилам («Замри в домике», «Дирижёр и оркестр», «Пройди по линии» настольные игры, игры-стратегии и т.д.);

Танцы, Кинезиоупражнения;

8

8.

Построение внутреннего плана действий.

Просмотр и анализ фильмов;

Анализ литературных произведений;

Написание мини- рассказов;

Театральные постановки;

Все формы активности ребенка, в результате которых создается материальный или идеальный продукт (лепка, рисование, аппликация, конструирование);

Различные двигательные игры, хореография, спортивные игры

6

Итого:


  1. часов



Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


Наименования учебно-методического и материально-технического обеспечения



Электронная продукция


  1. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников

(психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов).

Часть 1. Книга для учителя. – 4-е изд., стер. – М.: «Ось-89», 2008.

  1. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников

(психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического развития. - – 4-е изд., стер. – М.: «Ось-89», 2008.


Печатные пособия

1.Карточки.

2.Иллюстрации.

3.Плакаты.

4. Раздаточные листы.



Технические средства обучения и оборудование кабинета


1. Ноутбук.

2. Принтер.

    1. Доска с магнитами.

    2. Стенд для размещения творческих работ учащихся.

    3. Стол учительский.

    4. Ученические стол с комплектом стульев на 5 человек.


Игровой материал

1.Пазлы.

2.Лото.

    1. Мозаика.

    2. Дидактические и настольные игры.

    3. Игры для развития мелкой моторики.

18



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!