СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Развитие познавательных процессов". 5-7 класс

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Развитие познавательных процессов". 5-7 класс»

МБОУ – средняя общеобразовательная школа №38

с углубленным изучением предметов эстетического профиля г. Орла

302026, г. Орёл, ул. Черкасская, д.81, тел. 74-75-22















Рабочая программа

групповых коррекционно-развивающих занятий



«Развитие познавательных процессов»

для обучающихся с ОВЗ 5-7 классов

(количество часов – 68)

Составлена:

педагогом-психологом Королевой Е.В.












Орел, 2021




Рабочая программа

«Развитие познавательных процессов»

(6-8 классы ОВЗ)

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

    1. Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе психологической программы развития познавательных процессов, обучающихся 5-9 классов Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития» для обучающихся с ЗПР 6-9 классов. Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

3. ФГОС образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;

Основной цель данной программы является: формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостатков интеллектуальной деятельности, повышение уровня общего развития обучающихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, а также оказание помощи обучающимся с ЗПР на основе создания оптимальных возможностей и условий проявления личностного потенциала.

Задачи:

1. Коррекция и развитие высших психических функций и познавательной деятельности обучающихся с ЗПР: развитие пространственного восприятия; коррекция концентрации, устойчивости, распределения, переключения, объема внимания; развитие мелкой моторики; развитие памяти (зрительной, слуховой); опосредованного запоминания развитие фонематического слуха и восприятия; развитие мышления; развитие мыслительных операций; развитие понятийного мышления; развитие воображения;

2. Коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы: овладение регулятивным поведением, развитие внутренней активности, формирование адекватной самооценки, формирование поведения адекватного социальным нормам;

3. Формирование коммуникативных функций: умение владеть вербальными и невербальными средствами передачи информации, умение общаться поддержать беседу диалог.

4. Повышение мотивации к учебной деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Особенностью данной программы является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым знаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности обучающихся.

Коррекционно-развивающая программа «Развитие познавательных процессов» входит в коррекционно-развивающую область учебного плана

Программа рассчитана на 5-8 классы, 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Предполагаемые результаты:

  • овладение начальными первичными навыками адаптации (умения слушать учителя, умения взаимодействовать с учителем и сверстниками);

  • развитие у ребенка любознательности, внимательности, умения замечать новое;

  • проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорства в достижении поставленных целей.



Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе и положительная динамика при обучении по АООП ООО.






Планируемые метапредметные результаты


Виды УУД

Обучающийся научится

Обучающийся получит возможность научиться

Регулятивные

(овладеют всеми типами учебных действий,

направленных на организацию своей работы в образователь-ном учреждении и вне его, включая способ-ность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение)

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свои действия в соответст-вии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

• различать способ и результат действия;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

• выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практичес-кую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориенти-ры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирую-щий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произволь-ного внимания;

самостоятельно адекватно оценивать правильность  выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

(научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты –тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе

овладевать действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач)

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространст-ве Интернета;

• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

• строить сообщения в устной и письменной форме;

• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

• устанавливать аналогии;

• владеть рядом общих приёмов решения задач.

осуществлять расширенный поиск информации с использова-нием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные

(приобретут умения учитывать позицию

собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты

• адекватно использовать коммуникатив-ные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнёра;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Формы подведения итогов

Оценка успешности проведённой коррекционно-развивающей работы определяется:

- сравнительным анализом входящей (в начале года) и итоговой диагностики, а также динамики развития познавательных способностей на протяжении 3-х лет занятий;

- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности);

- отзывы учителей, родителей.


Способы определения результативности и динамики развития детей отслеживается по психологическим методикам:

  • Методика «10 слов» А. Лурия.

  • ШТУР

  • Корректурная проба (тест Бурдона).

  • «Несуществующее животное».

  • Темп и работоспособность (10-15 лет). Теппинг-тест Ильина.



  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ



2.1 Содержание курса

Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

Тема раздела, количество часов

Количество часов

Цели

1.

Вводное занятие. Входная диагностика познавательных процессов (когнитивной и эмоционально-волевой сферы)

2

Цель:

- выявление уровня развития познавательных процессов,

- анализ психологических причин трудностей в обучении.

2.

Мышление и интеллект»

«Что такое интеллект?»

(понятие и виды)

4

Цель:

- развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

-расширение кругозора.

3.

Обобщение и ограничение понятий.

3

Цель:

- развитие умения устанавливать связи между понятиями, обобщать их.

4.

Классификация предметов

4

Цель:

- развитие умения классифицировать предметы и слова.

5.

Операции анализа и синтеза

4

Цель:

- развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями.

6.

Скорость мышления

4

Цель:

- развитие скорости мышления (процессы синтеза).

7.

Вербально – смысловой анализ

5

Цель:

- развитие вербально – смыслового анализа.

8.

Логические задачи

2

Цель:

- развитие логического мышления.

-расширение кругозора.

-повышение мотивации

9.

Мышление и речь

2

Цель:

- развитие быстроты реакции мышления.

-повышение мотивации.

-развитие внимания

10.

Мышление и память

2

Цель:

- развитие вербально - понятийного мышления.

-развитие памяти.

11.

Подведение итогов. Диагностика.

2

Цель:

- развитие вербально – логического мышления.


12.

Ассоциативная память

4

Цель:

- развитие внимания, ассоциативной памяти.

-повышение мотивации

-развитие внимания.

13.

Кратковременная и долговременная память.

4

Цель:

- развитие памяти.

-развитие внимания и самоконтроля

14.

Память и логика. Приемы запоминания

4

Цель:

- развитие логической памяти.

-развитие словесно-логического мышления.


15.

Произвольное и непроизвольное внимание.

5

Цель:

- развитие внимания.

-развитие памяти.

-расширение кругозора

16

Внимание и самоконтроль

4

Цель:

- развитие внимания.

-расширение кругозора

17.

Мои ощущения.

(понятие, основные виды, свойства)

3

Цель:

-расширение кругозора.

-развитие мышления.

18.

Восприятие

(понятие, основные виды, свойства, особенности)

3

Цель:

-развитие восприятия.

-расширение кругозора

19.

Воображение

(понятие, виды)

3

Цель:

-развитие воображения.

-расширение кругозора

20

Самооценка и способности


Цель:

-формирование адекватной самооценки.

-расширение кругозора



Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Каждое занятие имеет следующую структуру:

1. Вводная часть. Задачей вводной части является создание у обучающихся определенного положительного эмоционального состояния. Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.

2. Основная часть. Тренировка психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей: памяти, внимания, воображения, мышления. Задания, используемые на этом этапе занятия, не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса, обучающихся к повторным выполнениям одного и того же задания обеспечивается разнообразием внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохраняется единство их внутренней психологической направленности. Реализуется принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.

3. Заключительная часть. Задача заключительной части: подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы обучающихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы обучающихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном уроке. В заключительную часть занятия так же включаются упражнения на дыхание, расслабление, упражнения выполняются под музыку.

Методы, используемые на занятиях:

  • Игровые методы

  • Арт-терапия

  • Сказкотерапия

  • Кинезиологические упражнения

  • Релаксационные упражнения





3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Описание места предмета


Психокоррекционная программа учебного плана решает задачи:

  • продолжение целенаправленной работы по коррекции и развитию психических процессов, эмоциональной и когнитивной сфер, обеспечивающих усвоение обучающимися образовательной программы (на основе применения методов и приемов, форм обучения, способствующих повышению работоспособности, активизации учебной деятельности);

  • отслеживание результативности обучения и динамики развития обучающимися.

Образовательным учреждением составляется модульная программа коррекционно-развивающих занятий, а затем на основании психолого-педагогической диагностики, исходя из индивидуальных особенностей детей, составляется планирование.

Общая нагрузка на обучающегося построена на основе здоровьесберегающего принципа.

Максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 2 часа в неделю.

Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы:

Непременным условием реализации требований ФГОС НОО является создание в образовательной организации психолого-педагогических условий, обеспечивающих:

– преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности по отношению к дошкольному образованию с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

– формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательных отношений;

– вариативность направлений и форм, а также диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений;

– дифференциацию и индивидуализацию обучения.

Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений:

- уровни психолого-педагогического сопровождения: индивидуальное, групповое, на уровне класса, на уровне образовательной организации.

Основными формами психолого-педагогического сопровождения являются:

– диагностика, направленная на выявление особенностей статуса школьника. Она может проводиться на этапе знакомства с ребенком, после зачисления его в школу и в конце каждого учебного года;

– консультирование педагогов и родителей, которое осуществляется учителем и психологом с учетом результатов диагностики, а также администрацией образовательной организации;

– профилактика, экспертиза, развивающая работа, просвещение, коррекционная работа, осуществляемая в течение всего учебного времени.

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы:

В кабинете педагога-психолога освещение полностью соответствует санитарно-гигиеническим нормам, нормам пожарной и электробезопасности. Кабинет оснащен необходимым оборудованием, техническими средствами и учебно-вспомогательными материалами соответствующими всем требованиям для успешной реализации коррекционно-развивающей программы.

Информационно-методические условия реализации коррекционно-развивающей программы:

Материально-технические ресурсы обеспечения реализации коррекционно-развивающей программы: компьютерные инструменты обучения, мультимедийные средства.

Требования к учебникам, рабочим тетрадям и специальным дидактическим материалам

Учет особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР обусловливает необходимость использования учебно-методической литературы, дидактического материала адресованных данной категории обучающихся.

Для закрепления знаний, полученных на психокоррекционных занятиях необходим специальный подбор дидактического материала, а также преимущественное использование иллюстративной наглядности.







  1. Календарно-тематическое планирование


Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, восприятия и т.д.), а не одного какого-то процесса.




Тема раздела, количество часов

Количество часов

Цели

Основные виды учебной деятельности

Дата по плану

Дата

по факту

Примечание

1.

Вводное занятие. Входная диагностика познавательных процессов (когнитивной и эмоционально-волевой сферы)

2

Цель:

- выявление уровня развития познавательных процессов,

- анализ психологических причин трудностей в обучении.

Диагностика




2.

Мышление и интеллект»

«Что такое интеллект?»

(понятие и виды)

4

Цель:

- развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

-расширение кругозора.

Практически е задания, развивающие игры.

Ответы на вопросы Высказывание своего мнения




3.

Обобщение и ограничение понятий.

3

Цель:

- развитие умения устанавливать связи между понятиями, обобщать их.

Практические и развивающие задания

Интеллекту альная разминка. Понятие. Отношения между понятиями: род-вид. Обобщение.




4.

Классификация предметов

4

Цель:

- развитие умения классифицировать предметы и слова.

Практические и развивающие задания.





5.

Операции анализа и синтеза

4

Цель:

- развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями.

Практические и развивающие задания





6.

Скорость мышления

4

Цель:

- развитие скорости мышления (процессы синтеза).

Практические и развивающие задания.





7.

Вербально – смысловой анализ

5

Цель:

- развитие вербально – смыслового анализа.

Практические и развивающие задания





8.

Логические задачи

2

Цель:

- развитие логического мышления.

-расширение кругозора.

-повышение мотивации

Практические и развивающие задания.





9.

Мышление и речь

2

Цель:

- развитие быстроты реакции мышления.

-повышение мотивации.

-развитие внимания

Практические и развивающие задания





10.

Мышление и память

2

Цель:

- развитие вербально - понятийного мышления.

-развитие памяти.

Практические и развивающие задания.





11.

Подведение итогов. Диагностика.

2

Цель:

- развитие вербально – логического мышления.


Практические и развивающие задания

Повторение: отношения между понятиями. Классификация.





12.

Ассоциативная память

4

Цель:

- развитие внимания, ассоциативной памяти.

-повышение мотивации

-развитие внимания.

Практические и развивающие задания.





13.

Кратковременная и долговременная память.

4

Цель:

- развитие памяти.

-развитие внимания и самоконтроля

Практические и развивающие задания.





14.

Память и логика. Приемы запоминания

4

Цель:

- развитие логической памяти.

-развитие словесно-логического мышления.


Практические и развивающие задания.





15.

Произвольное и непроизвольное внимание.

5

Цель:

- развитие внимания.

-развитие памяти.

-расширение кругозора

Практические и развивающие задания.





16

Внимание и самоконтроль

4

Цель:

- развитие внимания.

-расширение кругозора

Практические и развивающие задания.





17.

Мои ощущения.

(понятие, основные виды, свойства)

3

Цель:

-расширение кругозора.

-развитие мышления.

Практические и развивающие задания.





18.

Восприятие

(понятие, основные виды, свойства, особенности)

3

Цель:

-развитие восприятия.

-расширение кругозора

Практические и развивающие задания.





19.

Воображение

(понятие, виды)

3

Цель:

-развитие воображения.

-расширение кругозора

Практические и развивающие задания.





20

Самооценка и способности


Цель:

-формирование адекватной самооценки.

-расширение кругозора

Практические и развивающие задания.





21

Общение и его значение в нашей жизни

(понятие, классификация, особенности)


2

Цель:

-развитие навыков межличностного взаимодействия.

-расширение кругозора

Практические и развивающие задания.





22

Исследование динамики развития психических процессов.

Подведение итогов.

2

Цель:

- исследование динамики развития психических процессов.

-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

Диагностика




Количество часов: 68





Учебно-методическое обеспечение:

1. Затвьялова Т.П., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по

развитию памяти, внимания, мышления и воображения. – М.: АРКТИ, - 2008.

2. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития (психологическая

программа развития познавательных процессов учащихся 5-9 классов). Часть 1.

Книга для учителя. – 4-е изд., стер. – М., 2008.

3. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших

школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы

учащихся 5-9 классов). Часть 2. Материалы к урокам психологического

развития. – 4-е изд., стер. – М., 2008.

4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и

упражнения - практическое пособие для педагогов и школьных психологов.

Часть 1. Перевод с немецкого. –– Москва: Генезис, 2000.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!