СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Развитие ВПФ у детей младшего школьного возраста с ОВЗ" (2-4 кл)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Развитие ВПФ у детей младшего школьного возраста с ОВЗ" (2-4 кл)»

Пояснительная записка

Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Развитие высших психических функций у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья» составлена на основе программы коррекционного развития Адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования МКОУ «СКОШ №7».

Цель программы – развитие высших психических функций у детей с ОВЗ младшего школьного возраста.

Цель реализуется через поставленные задачи:

Для коррекционно-развивающей работы с обучающимися 2-го класса:

  • развивать функции восприятия: зрительный гнозис, пространственную ориентировку, зрительно-моторную координацию;

  • развивать слухоречевую, зрительную, смысловую память;

  • развивать свойства внимания: устойчивость, концентрацию, переключение, распределение;

  • развивать операции мышления: абстрагирование, обобщение, классификацию, анализ и синтез;

  • формировать предпосылки овладения учебной деятельностью (умения копировать образец; умения слушать и слышать учителя; умения учитывать в своей работе заданную систему требований).

Для коррекционно-развивающей работы с обучающимися 3-4-х классов:

  • развивать умение ориентироваться в свойствах предметов, умения кодировать и декодировать информацию, действовать по заданным алгоритмам;

  • формировать умение логически рассуждать, умения конструировать из частей целое, выделять из целого части;

  • формировать умение устанавливать закономерности, причинно-следственные и пространственно-временные связи;

  • формировать операции мышления: абстрагирования, обобщения и классификации, сравнения, анализа, синтеза;

  • формировать психологические новообразования младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении, не только двигательными, но главным образом интеллектуальными процессами – восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки).

Результаты освоения курса:

Личностными результатами являются следующие умения и качества:

- эмоциональность - умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

- эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

  • умение сохранять заданную цель;

  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

  • умение контролировать свою деятельность по результату;

  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Познавательные УУД:

  • умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению;

  • операция установления взаимно-однозначного соответствия;

  • умение выделять существенные признаки объектов;

  • умение устанавливать аналогии на предметном материале;

  • операция классификации и сериации на предметном материале;

  • кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);

  • декодирование/ считывание информации;

  • умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношений между предметами или их частями для решения задач.

Коммуникативные УУД:

  • потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;

  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

  • приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;

  • ориентация на партнера по общению;

  • умение слушать собеседника и высказывать свою точку зрения.

Предметными результатами является сформированность следующих умений:

  1. класс:

    • овладение способами слухоречевого, образного и смыслового запоминания в соответствии с возрастными возможностями;

    • овладение умением устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные связи, закономерности, выделять существенные признаки отличия и сходства конкретных предметов и объектов окружающего мира;

    • соответствие аналитико-синтетической деятельности восприятия, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания границам нормы.

3 класс:

  • овладение умением решать логические задачи на разбиение по свойствам.

  • овладение умением выявлять в предметах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно несколько свойств.

  • овладение умением обобщать предметы, группировать их по признакам, действовать по заданным алгоритмам.

4 класс:

  • овладение умением сравнивать предметы и объекты по признакам отличия и сходства, логически рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи и цепочки.

  • наличие представлений о противоположных значениях, родовидовых понятиях.

  • овладение мыслительными операциями (абстрагирование, обобщение, классификация, анализ, синтез).

Содержание курса «Развитие высших психических функций у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья» с указанием форм организации и видов деятельности


2 класс

Краткая аннотация

Деятельность учащихся

Формы и виды учебной деятельности

Раздел 1. Развитие восприятия

Представления – право, лево, верх, низ. Развитие умения ориентироваться в пространстве на плоскости. Формирование гностических зрительных функций: зрительного разделения целостного объекта на части и объединения частей в целое, конструктивного праксиса. Формирование умения определять положение в пространстве повернутых и перевернутых геометрических фигур, букв, цифр


Владеет понятиями – право, лево, верх, низ; ориентируется на листе бумаги по клеточкам; умеет конструировать целое из частей; умеет определять положение геометрических фигур, букв, цифр; узнает перевернутые контуры букв и цифр


Когнитивные игры и упражнения

Раздел 2. Развитие памяти

Тренировка произвольного зрительного, слухового и смыслового запоминания, с использованием системы смысловых связей, серий слов, чисел, геометрических фигур, групп предметов

Владеет способами слухоречевого, образного и смыслового запоминания

Когнитивные игры и упражнения


Раздел 3. Развитие внимания

Выполнение графических диктантов с использованием узоров, фигур. Распределение цифр в заданном порядке. Выполнение корректурных проб с вычёркиванием определённых букв в тексте, символов и цифр в строках. «Прохождение» лабиринтов, путаниц. Развитие устойчивости, концентрации, переключения внимания. Расширение объёма внимания

Умеет слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, применять образец

Когнитивные игры и упражнения

Раздел 4. Развитие наглядно-образного мышления

Выделение признаков, сравнение объектов. Исключение лишних слов, не имеющих свойств общих для остальных. Разбиение на классы конкретных предметов и объектов. Нахождение сходств и отличий в предлагаемых объектах. Поиск закономерностей в сериях геометрических фигур, рисунков. Выполнение заданий на смекалку. Составление причинно-следственных цепочек. Развитие операций мышления: абстрагирования, обобщения, классификации, сравнения, анализа

Умеет устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные связи, закономерности, выделять существенные признаки отличия и сходства конкретных предметов и объектов окружающего мира


Когнитивные игры и упражнения


3-4 классы


Краткая аннотация

Деятельность учащихся

Формы и виды учебной деятельности

Раздел Развитие словесно-логического понятийного мышления

Обучение умению выявлять свойства предметов, умению сравнивать объекты, понятия по существенным признакам отличия и сходства. Формирование способности решать логические задачи, выполнять логические задания. Обучение умению конструировать из частей целое и выделять из целого части, устанавливать причинно-следственные связи, цепочки. Усвоение отношений между понятиями «род-вид», обучение упорядочиванию родовидовых отношений, используя схемы. Формирование представлений о противоположных отношениях между понятиями. Обучение выявлению закономерностей в сериях чисел, букв, фигур, слов. Развитие операций мышления: абстрагирования, классификации, выделения, анализа и синтеза

Умеет ориентироваться в свойствах предметов; умеет абстрагировать и удерживать в памяти несколько свойств; умеет обобщать предметы, группировать их по признакам; умеет кодировать и декодировать информацию, действовать по заданным алгоритмам. Умеет сравнивать предметы и объекты по признакам отличия и сходства, логически рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи и цепочки; имеет представление о противоположных значениях, родовидовых понятиях; умеет конструировать из частей целое, выделять из целого части; владеет мыслительными операциями (абстрагирование, обобщение, классификация, анализ, синтез)



Когнитивные игры и упражнения









































Тематическое планирование с распределением часов


Раздел

2 класс

3 класс

4 класс

Всего

Развитие восприятия

5 ч.

4 ч.

2 ч.

11 ч.

Развитие внимания

9 ч.

8 ч.

8 ч.

25 ч.

Развитие памяти

10 ч.

10 ч.

8 ч.

28 ч.

Развитие мышления

10 ч.

12 ч.

16 ч.

38 ч.





































Приложение

Календарно-тематическое планирование


2 класс


п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

1.

Диагностическое занятие

1


2.

Развитие зрительно-пространственного восприятия

Развитие произвольного внимания

1


3.

Развитие слуховой памяти

Развитие наглядно-образного мышления

1


4.

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа

Развитие наглядно-образного мышления

1



5.

Развитие зрительной памяти

Развитие пространственных представлений

1



6.

Развитие восприятия. Приёмы выделения и опознания развёрнутого и перевёрнутого контура букв, цифр, геометрических фигур

Развитие объема слуховой памяти


1



7.

Развитие мышления (установление закономерностей на абстрактном материале)

Развитие вербальной памяти


1


8.

Развитие умения ориентироваться в пространстве листа

Развитие логической памяти (установление ассоциативных связей)

1



9.

Развитие наглядно-образного мышления

Развитие произвольного внимания (устойчивость)

Развитие мышления (процессы синтеза)


1



10.

Развитие восприятия. Построение изображений по сенсорно-перцептивному, мнемическому и семантическому образу

1


11.

Развитие мышления (установления закономерностей на абстрактном материале)

Развитие мышления (процессы анализа)


1



12.

Развитие зрительного восприятия (выделение буквенных форм)

Развитие мышления (процессы анализа)

1



13.

Развитие произвольного внимания (распределение)

Развитие речевой активности

1



14.

Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза

Развитие зрительной памяти

Формирование элементов самоконтроля


1


15.

Развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого

Развитие мышления (нахождение общих признаков в несвязанном материале)

Развитие двигательной сферы


1


16.

Развитие пространственного восприятия

Развитие наглядно-образного мышления

Развитие гибкости мыслительной деятельности


1



17.

Развитие мышления (установление закономерностей)

Развитие непосредственной зрительной памяти

Развитие мышления (процессы анализа)


1


18.

Развитие пространственных представлений

Развитие зрительной памяти

Развитие слуховой памяти


1


19.

Развитие умения выделять существенные признаки

Развитие умения соотносить с образцом

1



20.

Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза

Развитие пространственных представлений

Развитие воображения


1


21.

Развитие объема зрительной памяти

Развитие речи: составление рассказа по сюжетным картинкам

1


22.

Развитие опосредованной памяти

Развитие мышления (установление закономерностей)

1


23.

Развитие произвольного внимания (устойчивость, переключение)

Развитие наглядно-образного мышления

1



24.

Развитие произвольного внимания (распределение)

Развитие опосредованной памяти

1



25.

Развитие произвольного внимания

Развитие мышления (умения сравнивать)

Развитие мышления (установление закономерностей)


1



26.

Развитие опосредованной памяти

Развитие наглядно-образного мышления

Развитие слухового восприятия


1


27.

Развитие словесной памяти и произвольного внимания

Развитие пространственных представлений

1



28.

Развитие умения воспроизводить образец

Развитие мышления (процессы синтеза)

1



29.

Развитие мышления (процессы анализа)

Развитие наглядно-образного мышления

1


30.

Развитие опосредованной памяти

Развитие двигательной сферы

1



31.

Развитие мышления (операция сравнения)

Развитие зрительной непосредственной памяти

Развитие мышления (установление закономерностей)


1



32.

Развитие произвольного внимания (устойчивость, переключение)

Развитие смысловой памяти

1



33.

Развитие понятийного мышления

Развитие смысловой памяти

1


34.

Диагностическое занятие

1



Итого

34







3 класс


п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

1.

Диагностическое занятие

1


2.

Развитие логического мышления

Развитие зрительной опосредованной памяти


1


3.

Развитие мышления (процессы обобщения)

Тренировка опосредованной памяти

Развитие мышления (установление закономерностей)


1


4.

Тренировка зрительной памяти

Развитие вербального мышления

Развитие пространственных представлений


1



5.

Развитие словесно-логического мышления (выделение существенных признаков)

Тренировка распределения и избирательности внимания

Развитие мышления (процессы синтеза)


1



6.

Тренировка вербальной опосредованной памяти

Развитие вербального, логического мышления

Развитие мышления (операция сравнения)


1



7.

Развитие словесно-логического мышления (аналогии)

Развитие пространственных представлений

Развитие творческого мышления


1


8.

Развитие мышления (умение сравнивать)

Развитие смысловой памяти

Развитие внутреннего плана действия


1



9.

Развитие мышления (установление закономерностей)

Тренировка произвольного внимания.

Развитие пространственных представлений.


1



10.

Развитие вербально-понятийного мышления

Развитие внутреннего плана действия

1


11.

Развитие вербально-понятийного мышления

Развитие смысловой памяти

Развитие пространственных представлений


1



12.

Развитие логического мышления

Развитие внутреннего плана действия

Тренировка слуховой памяти


1



13.

Тренировка опосредованной вербальной памяти

Развитие вербально-понятийного мышления

Развитие мышления (процессы синтеза)


1



14.

Развитие логического мышления

Тренировка распределения и избирательности внимания

Развитие внутреннего плана действия


1


15.

Развитие мышления (процессы обобщения)

Развитие мышления (установление закономерностей)

Тренировка непосредственной памяти, избирательности внимания.


1


16.

Развитие мышления (процессы обобщения)

Тренировка концентрации и избирательности внимания

Развитие внутреннего плана действия


1



17.

Развитие понятийного мышления. Знакомство учащихся с основными логическими понятиями и операциями (род - вид)

Тренировка распределения и избирательности внимания


1


18.

Определение отношений между понятиями «род-вид»

Развитие смысловой памяти

Развитие логического мышления


1


19.

Определение отношений между понятиями «род-вид»

Тренировка концентрации и избирательности внимания

Развитие внутреннего плана действия


1



20.

Развитие наглядно-образного мышления

Тренировка распределения и избирательности внимания

1



21.

Определение отношений между понятиями «целое-часть»

Развитие пространственных представлений

Развитие смысловой памяти


1



22.

Определение отношений между понятиями «целое-часть»

Тренировка опосредованной памяти, внимания

Развитие пространственных представлений.


1



23.

Развитие вербально-понятийного мышления (рядоположенность)

Тренировка концентрации и избирательности внимания

Развитие воображения


1



24.

Развитие вербально-понятийного мышления (рядоположенность)

Тренировка зрительной памяти, внимания.

Развитие мышления (установление закономерностей)


1



25.

Причинно-следственные отношения между понятиями

Выявление отношений противоположностей

Развитие внутреннего плана действия

Тренировка внимания


1



26.

Причинно-следственные отношения между понятиями

Выявление отношений противоположностей, сравнения

Развитие вербального мышления (обобщение)


1



27.

Причинно-следственные отношения между понятиями

Развитие речи (омонимы)

Развитие вербального мышления (обобщение)


1



28.

Причинно-следственные отношения между понятиями

Развитие речи (объяснение значения слов - омонимы)

Умение рассуждать, выявление отношения противоположностей

Тренировка опосредованной памяти


1



29.

Тренировка слуховой памяти

Развитие пространственных представлений

Развитие логического мышления


1



30.

Развитие словесно-логического мышления (аналогии)

Тренировка концентрации и избирательности внимания

1



31.

Развитие мышления (отношения последовательности, аналогии, наглядно-образное)

Развитие внутреннего плана действий


1


32.

Тренировка логической памяти. Развитие произвольности

Развитие мышления (способность самостоятельно мыслить, рассуждать; выявление отношения сходства)


1


33.

Развитие мышления (аналогии, процессы синтеза)

Тренировка вербальной опосредованной памяти, концентрации и избирательности внимания


1


34.

Диагностическое занятие

1



Итого


34


4 класс


п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

1.

Диагностическое занятие

1


2.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

Совершенствование мыслительных операций


1


3.

Развитие концентрации внимания

Тренировка опосредованной слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций


1


4.

Тренировка произвольного внимания

Развитие вербально-понятийного и логического мышления

Развитие речи


1



5.

Развитие наглядно-образного мышления

Развитие умения решать логические задачи

1



6.

Развитие речи (синонимы)

Тренировка концентрации и избирательности внимания

Совершенствование мыслительных операций


1



7.

Развитие речи (синонимы)

Тренировка произвольного внимания

Развитие внутреннего плана действия


1


8.

Тренировка опосредованной зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать логические задачи


1



9.

Развитие быстроты реакции

Развитие внутреннего плана действия

Совершенствование мыслительных операций


1



10.

Развитие речи (синонимы, составь предложение)

Тренировка концентрации и избирательности внимания

Совершенствование мыслительных операций


1


11.

Развитие вербально-смыслового мышления (объясни значение)

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций


1



12.

Развитие вербально-смыслового мышления (объясни значение)

Тренировка произвольного внимания

Совершенствование мыслительных операций


1



13.

Развитие вербально-смыслового мышления (найди значение слов)

Тренировка переключения внимания

Развитие смысловой памяти


1



14.

Развитие вербально-смыслового мышления (найди значение слов)

Развитие внутреннего плана действия, логического мышления


1


15.

Развитие вербально-смыслового мышления (найди значение слов)

Совершенствование мыслительных операций


1


16.

Развитие смысловой памяти

Тренировка концентрации и избирательности внимания

Совершенствование мыслительных операций


1



17.

Развитие вербально-смыслового мышления (подбери определения)

Тренировка опосредованной зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций


1


18.

Развитие вербально-смыслового мышления (подбери определения)

Совершенствование мыслительных операций

1


19.

Тренировка концентрации и избирательности внимания

Развитие умения решать логические задачи

1



20.

Тренировка концентрации и избирательности внимания

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

1



21.

Развитие речи (грамматические конструкции)

Тренировка опосредованной слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

1



22.

Развитие речи (грамматические конструкции)

Развитие произвольной сферы, пространственных представлений

Развитие воображения


1



23.

Развитие речи (смысловые конструкции текста)

Развитие логического мышления (классификация)

Совершенствование мыслительных операций

1



24.

Развитие речи (смысловые конструкции текста)

Тренировка распределения и избирательности внимания

Совершенствование мыслительных операций

1



25.

Развитие смысловой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Тренировка распределения и избирательности внимания

1



26.

Развитие речи (смысловые конструкции текста)

Совершенствование мыслительных операций

Тренировка концентрации и избирательности внимания

Развитие умения решать логические задачи


1



27.

Развитие речи (смысловые конструкции текста)

Развитие наглядно-образного мышления

Тренировка распределения и избирательности внимания


1



28.

Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу)

Тренировка произвольного внимания

Развитие речи.

1



29.

Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу)

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций


1



30.

Развитие логического мышления

Тренировка зрительной памяти

Развитие речи


1



31.

Развитие быстроты реакции

Тренировка концентрации и избирательности внимания

Совершенствование мыслительных операций


1


32.

Развитие логического мышления

Тренировка распределения и избирательности внимания

Развитие речи


1


33.

Развитие логического мышления

Тренировка произвольного внимания

Совершенствование мыслительных операций


1


34.

Диагностическое занятие

1



Итого

34







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!