Пояснительная записка
Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Развитие высших психических функций у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья» составлена на основе программы коррекционного развития Адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования МКОУ «СКОШ №7».
Цель программы – развитие высших психических функций у детей с ОВЗ младшего школьного возраста.
Цель реализуется через поставленные задачи:
Для коррекционно-развивающей работы с обучающимися 2-го класса:
развивать функции восприятия: зрительный гнозис, пространственную ориентировку, зрительно-моторную координацию;
развивать слухоречевую, зрительную, смысловую память;
развивать свойства внимания: устойчивость, концентрацию, переключение, распределение;
развивать операции мышления: абстрагирование, обобщение, классификацию, анализ и синтез;
формировать предпосылки овладения учебной деятельностью (умения копировать образец; умения слушать и слышать учителя; умения учитывать в своей работе заданную систему требований).
Для коррекционно-развивающей работы с обучающимися 3-4-х классов:
развивать умение ориентироваться в свойствах предметов, умения кодировать и декодировать информацию, действовать по заданным алгоритмам;
формировать умение логически рассуждать, умения конструировать из частей целое, выделять из целого части;
формировать умение устанавливать закономерности, причинно-следственные и пространственно-временные связи;
формировать операции мышления: абстрагирования, обобщения и классификации, сравнения, анализа, синтеза;
формировать психологические новообразования младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении, не только двигательными, но главным образом интеллектуальными процессами – восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки).
Результаты освоения курса:
Личностными результатами являются следующие умения и качества:
- эмоциональность - умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
умение сохранять заданную цель;
умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
умение контролировать свою деятельность по результату;
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные УУД:
умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению;
операция установления взаимно-однозначного соответствия;
умение выделять существенные признаки объектов;
умение устанавливать аналогии на предметном материале;
операция классификации и сериации на предметном материале;
кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);
декодирование/ считывание информации;
умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношений между предметами или их частями для решения задач.
Коммуникативные УУД:
потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;
ориентация на партнера по общению;
умение слушать собеседника и высказывать свою точку зрения.
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
класс:
овладение способами слухоречевого, образного и смыслового запоминания в соответствии с возрастными возможностями;
овладение умением устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные связи, закономерности, выделять существенные признаки отличия и сходства конкретных предметов и объектов окружающего мира;
соответствие аналитико-синтетической деятельности восприятия, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания границам нормы.
3 класс:
овладение умением решать логические задачи на разбиение по свойствам.
овладение умением выявлять в предметах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно несколько свойств.
овладение умением обобщать предметы, группировать их по признакам, действовать по заданным алгоритмам.
4 класс:
овладение умением сравнивать предметы и объекты по признакам отличия и сходства, логически рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи и цепочки.
наличие представлений о противоположных значениях, родовидовых понятиях.
овладение мыслительными операциями (абстрагирование, обобщение, классификация, анализ, синтез).
Содержание курса «Развитие высших психических функций у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья» с указанием форм организации и видов деятельности
2 класс
Краткая аннотация | Деятельность учащихся | Формы и виды учебной деятельности |
Раздел 1. Развитие восприятия |
Представления – право, лево, верх, низ. Развитие умения ориентироваться в пространстве на плоскости. Формирование гностических зрительных функций: зрительного разделения целостного объекта на части и объединения частей в целое, конструктивного праксиса. Формирование умения определять положение в пространстве повернутых и перевернутых геометрических фигур, букв, цифр | Владеет понятиями – право, лево, верх, низ; ориентируется на листе бумаги по клеточкам; умеет конструировать целое из частей; умеет определять положение геометрических фигур, букв, цифр; узнает перевернутые контуры букв и цифр | Когнитивные игры и упражнения |
Раздел 2. Развитие памяти |
Тренировка произвольного зрительного, слухового и смыслового запоминания, с использованием системы смысловых связей, серий слов, чисел, геометрических фигур, групп предметов | Владеет способами слухоречевого, образного и смыслового запоминания | Когнитивные игры и упражнения |
Раздел 3. Развитие внимания |
Выполнение графических диктантов с использованием узоров, фигур. Распределение цифр в заданном порядке. Выполнение корректурных проб с вычёркиванием определённых букв в тексте, символов и цифр в строках. «Прохождение» лабиринтов, путаниц. Развитие устойчивости, концентрации, переключения внимания. Расширение объёма внимания | Умеет слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, применять образец | Когнитивные игры и упражнения |
Раздел 4. Развитие наглядно-образного мышления |
Выделение признаков, сравнение объектов. Исключение лишних слов, не имеющих свойств общих для остальных. Разбиение на классы конкретных предметов и объектов. Нахождение сходств и отличий в предлагаемых объектах. Поиск закономерностей в сериях геометрических фигур, рисунков. Выполнение заданий на смекалку. Составление причинно-следственных цепочек. Развитие операций мышления: абстрагирования, обобщения, классификации, сравнения, анализа | Умеет устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные связи, закономерности, выделять существенные признаки отличия и сходства конкретных предметов и объектов окружающего мира | Когнитивные игры и упражнения |
3-4 классы
Краткая аннотация | Деятельность учащихся | Формы и виды учебной деятельности |
Раздел Развитие словесно-логического понятийного мышления |
Обучение умению выявлять свойства предметов, умению сравнивать объекты, понятия по существенным признакам отличия и сходства. Формирование способности решать логические задачи, выполнять логические задания. Обучение умению конструировать из частей целое и выделять из целого части, устанавливать причинно-следственные связи, цепочки. Усвоение отношений между понятиями «род-вид», обучение упорядочиванию родовидовых отношений, используя схемы. Формирование представлений о противоположных отношениях между понятиями. Обучение выявлению закономерностей в сериях чисел, букв, фигур, слов. Развитие операций мышления: абстрагирования, классификации, выделения, анализа и синтеза | Умеет ориентироваться в свойствах предметов; умеет абстрагировать и удерживать в памяти несколько свойств; умеет обобщать предметы, группировать их по признакам; умеет кодировать и декодировать информацию, действовать по заданным алгоритмам. Умеет сравнивать предметы и объекты по признакам отличия и сходства, логически рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи и цепочки; имеет представление о противоположных значениях, родовидовых понятиях; умеет конструировать из частей целое, выделять из целого части; владеет мыслительными операциями (абстрагирование, обобщение, классификация, анализ, синтез) | Когнитивные игры и упражнения |
Тематическое планирование с распределением часов
Раздел | 2 класс | 3 класс | 4 класс | Всего |
Развитие восприятия | 5 ч. | 4 ч. | 2 ч. | 11 ч. |
Развитие внимания | 9 ч. | 8 ч. | 8 ч. | 25 ч. |
Развитие памяти | 10 ч. | 10 ч. | 8 ч. | 28 ч. |
Развитие мышления | 10 ч. | 12 ч. | 16 ч. | 38 ч. |
Приложение
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1. | Диагностическое занятие | 1 | |
2. | Развитие зрительно-пространственного восприятия Развитие произвольного внимания | 1 | |
3. | Развитие слуховой памяти Развитие наглядно-образного мышления | 1 | |
4. | Развитие умения ориентироваться в пространстве листа Развитие наглядно-образного мышления | 1 | |
5. | Развитие зрительной памяти Развитие пространственных представлений | 1 | |
6. | Развитие восприятия. Приёмы выделения и опознания развёрнутого и перевёрнутого контура букв, цифр, геометрических фигур Развитие объема слуховой памяти | 1 | |
7. | Развитие мышления (установление закономерностей на абстрактном материале) Развитие вербальной памяти | 1 | |
8. | Развитие умения ориентироваться в пространстве листа Развитие логической памяти (установление ассоциативных связей) | 1 | |
9. | Развитие наглядно-образного мышления Развитие произвольного внимания (устойчивость) Развитие мышления (процессы синтеза) | 1 | |
10. | Развитие восприятия. Построение изображений по сенсорно-перцептивному, мнемическому и семантическому образу | 1 | |
11. | Развитие мышления (установления закономерностей на абстрактном материале) Развитие мышления (процессы анализа) | 1 | |
12. | Развитие зрительного восприятия (выделение буквенных форм) Развитие мышления (процессы анализа) | 1 | |
13. | Развитие произвольного внимания (распределение) Развитие речевой активности | 1 | |
14. | Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза Развитие зрительной памяти Формирование элементов самоконтроля | 1 | |
15. | Развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого Развитие мышления (нахождение общих признаков в несвязанном материале) Развитие двигательной сферы | 1 | |
16. | Развитие пространственного восприятия Развитие наглядно-образного мышления Развитие гибкости мыслительной деятельности | 1 | |
17. | Развитие мышления (установление закономерностей) Развитие непосредственной зрительной памяти Развитие мышления (процессы анализа) | 1 | |
18. | Развитие пространственных представлений Развитие зрительной памяти Развитие слуховой памяти | 1 | |
19. | Развитие умения выделять существенные признаки Развитие умения соотносить с образцом | 1 | |
20. | Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза Развитие пространственных представлений Развитие воображения | 1 | |
21. | Развитие объема зрительной памяти Развитие речи: составление рассказа по сюжетным картинкам | 1 | |
22. | Развитие опосредованной памяти Развитие мышления (установление закономерностей) | 1 | |
23. | Развитие произвольного внимания (устойчивость, переключение) Развитие наглядно-образного мышления | 1 | |
24. | Развитие произвольного внимания (распределение) Развитие опосредованной памяти | 1 | |
25. | Развитие произвольного внимания Развитие мышления (умения сравнивать) Развитие мышления (установление закономерностей) | 1 | |
26. | Развитие опосредованной памяти Развитие наглядно-образного мышления Развитие слухового восприятия | 1 | |
27. | Развитие словесной памяти и произвольного внимания Развитие пространственных представлений | 1 | |
28. | Развитие умения воспроизводить образец Развитие мышления (процессы синтеза) | 1 | |
29. | Развитие мышления (процессы анализа) Развитие наглядно-образного мышления | 1 | |
30. | Развитие опосредованной памяти Развитие двигательной сферы | 1 | |
31. | Развитие мышления (операция сравнения) Развитие зрительной непосредственной памяти Развитие мышления (установление закономерностей) | 1 | |
32. | Развитие произвольного внимания (устойчивость, переключение) Развитие смысловой памяти | 1 | |
33. | Развитие понятийного мышления Развитие смысловой памяти | 1 | |
34. | Диагностическое занятие | 1 | |
| Итого | 34 | |
3 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1. | Диагностическое занятие | 1 | |
2. | Развитие логического мышления Развитие зрительной опосредованной памяти | 1 | |
3. | Развитие мышления (процессы обобщения) Тренировка опосредованной памяти Развитие мышления (установление закономерностей) | 1 | |
4. | Тренировка зрительной памяти Развитие вербального мышления Развитие пространственных представлений | 1 | |
5. | Развитие словесно-логического мышления (выделение существенных признаков) Тренировка распределения и избирательности внимания Развитие мышления (процессы синтеза) | 1 | |
6. | Тренировка вербальной опосредованной памяти Развитие вербального, логического мышления Развитие мышления (операция сравнения) | 1 | |
7. | Развитие словесно-логического мышления (аналогии) Развитие пространственных представлений Развитие творческого мышления | 1 | |
8. | Развитие мышления (умение сравнивать) Развитие смысловой памяти Развитие внутреннего плана действия | 1 | |
9. | Развитие мышления (установление закономерностей) Тренировка произвольного внимания. Развитие пространственных представлений. | 1 | |
10. | Развитие вербально-понятийного мышления Развитие внутреннего плана действия | 1 | |
11. | Развитие вербально-понятийного мышления Развитие смысловой памяти Развитие пространственных представлений | 1 | |
12. | Развитие логического мышления Развитие внутреннего плана действия Тренировка слуховой памяти | 1 | |
13. | Тренировка опосредованной вербальной памяти Развитие вербально-понятийного мышления Развитие мышления (процессы синтеза) | 1 | |
14. | Развитие логического мышления Тренировка распределения и избирательности внимания Развитие внутреннего плана действия | 1 | |
15. | Развитие мышления (процессы обобщения) Развитие мышления (установление закономерностей) Тренировка непосредственной памяти, избирательности внимания. | 1 | |
16. | Развитие мышления (процессы обобщения) Тренировка концентрации и избирательности внимания Развитие внутреннего плана действия | 1 | |
17. | Развитие понятийного мышления. Знакомство учащихся с основными логическими понятиями и операциями (род - вид) Тренировка распределения и избирательности внимания | 1 | |
18. | Определение отношений между понятиями «род-вид» Развитие смысловой памяти Развитие логического мышления | 1 | |
19. | Определение отношений между понятиями «род-вид» Тренировка концентрации и избирательности внимания Развитие внутреннего плана действия | 1 | |
20. | Развитие наглядно-образного мышления Тренировка распределения и избирательности внимания | 1 | |
21. | Определение отношений между понятиями «целое-часть» Развитие пространственных представлений Развитие смысловой памяти | 1 | |
22. | Определение отношений между понятиями «целое-часть» Тренировка опосредованной памяти, внимания Развитие пространственных представлений. | 1 | |
23. | Развитие вербально-понятийного мышления (рядоположенность) Тренировка концентрации и избирательности внимания Развитие воображения | 1 | |
24. | Развитие вербально-понятийного мышления (рядоположенность) Тренировка зрительной памяти, внимания. Развитие мышления (установление закономерностей) | 1 | |
25. | Причинно-следственные отношения между понятиями Выявление отношений противоположностей Развитие внутреннего плана действия Тренировка внимания | 1 | |
26. | Причинно-следственные отношения между понятиями Выявление отношений противоположностей, сравнения Развитие вербального мышления (обобщение) | 1 | |
27. | Причинно-следственные отношения между понятиями Развитие речи (омонимы) Развитие вербального мышления (обобщение) | 1 | |
28. | Причинно-следственные отношения между понятиями Развитие речи (объяснение значения слов - омонимы) Умение рассуждать, выявление отношения противоположностей Тренировка опосредованной памяти | 1 | |
29. | Тренировка слуховой памяти Развитие пространственных представлений Развитие логического мышления | 1 | |
30. | Развитие словесно-логического мышления (аналогии) Тренировка концентрации и избирательности внимания | 1 | |
31. | Развитие мышления (отношения последовательности, аналогии, наглядно-образное) Развитие внутреннего плана действий | 1 | |
32. | Тренировка логической памяти. Развитие произвольности Развитие мышления (способность самостоятельно мыслить, рассуждать; выявление отношения сходства) | 1 | |
33. | Развитие мышления (аналогии, процессы синтеза) Тренировка вербальной опосредованной памяти, концентрации и избирательности внимания | 1 | |
34. | Диагностическое занятие | 1 | |
| Итого | | 34 |
4 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата |
1. | Диагностическое занятие | 1 | |
2. | Развитие аналитических способностей и способности рассуждать Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
3. | Развитие концентрации внимания Тренировка опосредованной слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
4. | Тренировка произвольного внимания Развитие вербально-понятийного и логического мышления Развитие речи | 1 | |
5. | Развитие наглядно-образного мышления Развитие умения решать логические задачи | 1 | |
6. | Развитие речи (синонимы) Тренировка концентрации и избирательности внимания Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
7. | Развитие речи (синонимы) Тренировка произвольного внимания Развитие внутреннего плана действия | 1 | |
8. | Тренировка опосредованной зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций Развитие умения решать логические задачи | 1 | |
9. | Развитие быстроты реакции Развитие внутреннего плана действия Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
10. | Развитие речи (синонимы, составь предложение) Тренировка концентрации и избирательности внимания Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
11. | Развитие вербально-смыслового мышления (объясни значение) Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
12. | Развитие вербально-смыслового мышления (объясни значение) Тренировка произвольного внимания Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
13. | Развитие вербально-смыслового мышления (найди значение слов) Тренировка переключения внимания Развитие смысловой памяти | 1 | |
14. | Развитие вербально-смыслового мышления (найди значение слов) Развитие внутреннего плана действия, логического мышления | 1 | |
15. | Развитие вербально-смыслового мышления (найди значение слов) Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
16. | Развитие смысловой памяти Тренировка концентрации и избирательности внимания Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
17. | Развитие вербально-смыслового мышления (подбери определения) Тренировка опосредованной зрительной памяти Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
18. | Развитие вербально-смыслового мышления (подбери определения) Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
19. | Тренировка концентрации и избирательности внимания Развитие умения решать логические задачи | 1 | |
20. | Тренировка концентрации и избирательности внимания Развитие аналитических способностей и способности рассуждать | 1 | |
21. | Развитие речи (грамматические конструкции) Тренировка опосредованной слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
22. | Развитие речи (грамматические конструкции) Развитие произвольной сферы, пространственных представлений Развитие воображения | 1 | |
23. | Развитие речи (смысловые конструкции текста) Развитие логического мышления (классификация) Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
24. | Развитие речи (смысловые конструкции текста) Тренировка распределения и избирательности внимания Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
25. | Развитие смысловой памяти Совершенствование мыслительных операций Тренировка распределения и избирательности внимания | 1 | |
26. | Развитие речи (смысловые конструкции текста) Совершенствование мыслительных операций Тренировка концентрации и избирательности внимания Развитие умения решать логические задачи | 1 | |
27. | Развитие речи (смысловые конструкции текста) Развитие наглядно-образного мышления Тренировка распределения и избирательности внимания | 1 | |
28. | Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу) Тренировка произвольного внимания Развитие речи. | 1 | |
29. | Развитие вербально-смыслового мышления (подбери пословицу) Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
30. | Развитие логического мышления Тренировка зрительной памяти Развитие речи | 1 | |
31. | Развитие быстроты реакции Тренировка концентрации и избирательности внимания Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
32. | Развитие логического мышления Тренировка распределения и избирательности внимания Развитие речи | 1 | |
33. | Развитие логического мышления Тренировка произвольного внимания Совершенствование мыслительных операций | 1 | |
34. | Диагностическое занятие | 1 | |
| Итого | 34 | |