Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» разработана на основе:
-Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательный стандарт начального общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 22 сентября 2011 г. N 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373";
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
- Устава МБОУ «Каратузская СОШ»;
- Локальных документов МБОУ «Каратузская СОШ»;
- Учебного плана начального общего образования, календарного плана, утвержденных приказом №03-02-342 от 30.08.2021г «О внесении изменений в основную образовательную программу начального общего образования»;
- Рабочей программы воспитания, утверждённой приказом №03-02-342 от 30.08.2021г.
- Календарного плана воспитательной работы МБОУ «Каратузская СОШ» I ступени обучения.
- Положения о рабочей программе МБОУ «Каратузская СОШ», утверждённого приказом №03-02-342 от 30.08.2021г.;
- Положения о рабочей программе МБОУ «Каратузская СОШ», утверждённого приказом №03-02-342 от 30.08.2021г.;
В рамках предметной области «Родной русский язык и родная литература» являются учебники: «Русский родной язык» для 1-4 классов (авторы: Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю.).-Москва, изд. Просвещение; 2019 год.
Цели:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
- совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи:
- приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа,
- формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;
- расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Место курса «Родной (русский) язык» в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы на 2021-2022 учебный год рабочая программа по русскому языку рассчитана на – 17 часов (0,5 ч в неделю, 34 учебные недели).
На основании «Положения об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения дистанционных образовательных технологий». В период дистанционного обучения применяются цифровые образовательные платформы Учи.ru, Якласс, Яндекс Учебник, электронный журнал, электронная почта, мессенджеры WhatsApp.
Планируемые результаты освоения предмета.
Личностные результаты | -представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка; - осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; - представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания; - увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка. |
Метапредметные результаты | - совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; - владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; - овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой деятельности. |
Предметные результаты | - умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; - понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох; - понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью. - понимание и истолкование значения крылатых выражений; знание источников крылатых выражений, фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, пословиц и поговорок комментирование истории происхождения таких выражений, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения; - характеристика лексики с точки зрения происхождения, понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов; - определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов; - осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке; - овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка; - соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета; - использование различных словарей, в том числе мультимедийных; - обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения. |
Содержание учебного предмета «Родной (русский) язык. 17 ч.
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее .
Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок (дело мастера боится и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.
Раздел 2. Язык в действии .
Суффиксы, с помощью которых можно выразить своё отношение к ситуации или человеку (мальчик- мальчишка, девочка – девчушка и т.п.). Особенности рода имён существительных в русском языке. Особенности изменения имён существительных по числам. Общепринятые нормы родного русского языка в употреблении имён существительных во множественном числе. Правильное употребление предлогов.
Раздел 3. Секреты речи и текста
Распознавание типов текста. Составление текстов-повествований, текстов-рассуждений. Редактирование текста.
Тематическое планирование по русскому языку 3 класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО:
установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых приемов, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Учебно-тематический план.
№ разделов и тем | Тема | Количество часов | Контрольные работы | Проверочные работы |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 9 | - | 1 |
2 | Язык в действии | 5 | - | - |
3. | Секреты речи и текста | 3 | 1 | - |
Итого: | | 17 ч | 1 | 1 |
Календарно-тематическое планирование по предмету « Родной язык (русский)» на 2021 – 2022 уч.год
№ разделов и тем | Тема | план | факт | Примечание |
Русский язык: прошлое и настоящее (9ч.) |
1 | Где путь прямой, там не езди по прямой Создаем тексты - инструкции и тексты – повествования. | | | |
2 | Кто друг прямой, тот брат родной Учимся связывать предложения в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. | | | |
3 | Дождик вымочит, а красно солнышко высушит. | | | |
4 | Сошлись два друга - мороз да вьюга | | | |
5 | Ветер без крыльев летает. Устный ответ как жанр монологической устной учебно – научной речи. Проверочная работа | | | |
6 | Какой лес без чудес | | | |
7 | Дело мастера боится | | | |
8 | Заиграйте, мои гусли | | | |
9 | Что ни город, то норов. У земли ясно солнце, у человека - слово | | | |
Язык в действии (5ч.) |
10 | Для чего нужны суффиксы? | | | |
11 | Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке? | | | |
12 | Все ли имена существительные «умеют» изменятся по числам? | | | |
13 | Как изменяются имена существительные во множественном числе? | | | |
14 | Зачем в русском языке такие разные предлоги? | | | |
Секреты речи и текста (3ч.) |
15 | Создаём тексты - рассуждения | | | |
16 | Учимся редактировать текст Создаём тексты-повествования | | |
17 | П. А. Учимся редактировать текст. Создаём тексты-повествования | | | |