Содержание
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)» | 3-14 |
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» | 15-17 |
Тематическое планирование | 18-26 |
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)»
5-6 классы
ЛИЧНОСТНЫЕ:
У обучающихся будет сформировано:
представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;
представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания.
Обучающиеся приобретают опыт:
осознания роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире,
осознание роли русского родного языка в жизни человека,
осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
У обучающихся может быть сформировано:
представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;
способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся научится:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся научится:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся научится:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся научится:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Обучающийся научится:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся научится:
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
словесно выражать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся научится:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение.
Обучающийся научится:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный: учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся научится:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся научится:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся научится:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся научится:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся научится:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Изучение предмета «Русский родной язык» в 5-м и 6-м классах должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
Учащиеся при реализации содержательной линии «Язык и культура» в конце первого года изучения научатся:
объяснять роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека;
понимать, что бережное отношение к родному языку является одним из необходимых качеств современного культурного человека;
понимать, что язык – развивающееся явление; приводить примеры исторических изменений значений и форм слов;
распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;
распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
распознавать и правильно объяснять народно-поэтические эпитеты в русских народных и литературных сказках, народных песнях, художественной литературе, былинах;
распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, объяснять их значения, правильно употреблять в речи;
объяснять значения пословиц и поговорок, правильно употреблять изученные пословицы, поговорки;
понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; правильно употреблять их;
распознавать слова с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и в произведениях художественной литературы; правильно употреблять их;
распознавать имена традиционные и новые, популярные и устаревшие, а также имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску;
понимать назначение конкретного вида словаря, особенности строения его словарной статьи (толковые словари, словари пословиц и поговорок; словари синонимов, антонимов; словари эпитетов, метафор и сравнений; учебные этимологические словари) и уметь им пользоваться.
Учащиеся при реализации содержательной линии «Язык и культура» в конце второго года изучения научатся:
характеризовать процесс заимствования иноязычных слов как результат взаимодействия национальных культур (на конкретных примерах);
целесообразно употреблять иноязычные слова и заимствованные фразеологизмы;
регулярно использовать словари, в том числе толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; словари синонимов, антонимов.
Учащиеся при реализации содержательной линии «Культура речи» в конце первого года изучения научатся:
различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного);
соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно употреблять омографы в письменной речи;
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);
различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного);
соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного);
анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно употреблять омографы в письменной речи;
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости; употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка;
различать варианты грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода‚ форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(-и)‚ различающихся по смыслу‚ и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного);
различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
различать типичные речевые ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы; выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной речи;
соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку;
соблюдать этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета;
соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова, особенностей употребления;
использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения; нормативных вариантов написания;
использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста.
Учащиеся при реализации содержательной линии «Культура речи» в конце второго года изучения научатся:
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);
употреблять имена существительные, имена прилагательные, с учётом стилистических норм современного русского языка (в рамках изученного);
соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;
использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста.
Учащиеся при реализации содержательной линии «Культура речи» в конце второго года изучения научатся:
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);
употреблять имена существительные, имена прилагательные, с учётом стилистических норм современного русского языка (в рамках изученного);
соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;
использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;
использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста.
Учащиеся при реализации содержательной линии «Речь. Речевая деятельность. Текст»в конце первого года изучения научатся:
анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты описательного типа: определение понятия, собственно описание;
создавать устные учебно-научные монологические сообщения различных функционально-смысловых типов речи (ответ на уроке);
участвовать в беседе и поддерживать диалог, сохранять инициативу в диалоге, завершать диалог;
уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения: приветствие, просьбу, принесение извинений; создавать объявления (в устной и письменной форме) официально-делового стиля;
анализировать и интерпретировать тексты фольклора и художественные тексты или их фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы, загадки, пословицы, былины);
владеть приёмами работы с оглавлением, списком литературы;
редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме.
Учащиеся в конце второго года изучения при реализации содержательной линии «Речь. Речевая деятельность. Текст»научатся:
владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации;
создавать тексты в жанре ответов разных видов;
уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов.
7 класс
У обучающихся будет сформировано:
представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка.
представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания.
Обучающиеся приобретают опыт:
осознания роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
У обучающихся может быть сформировано:
представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;
способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Регулятивные УУД
1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся научится:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
2..Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся научится:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся научится:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Обучающийся научится:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся научится:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся научится:
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
словесно выражать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся научится:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение.
Обучающийся научится:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Обучающийся научится:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся научится:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Обучающийся научится
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции.
Развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
14. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
Обучающийся научится:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.
Обучающийся получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Изучение предмета «Родной язык (русский)» в 7-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Родной язык (русский)» в 7-мклассе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце третьего года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений.
«Язык и культура»:
пояснять внешние причины изменений в русском языке; приводить примеры;
приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;
выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;
распознавать и характеризовать устаревшую лексику (историзмы, архаизмы); понимать особенности её употребления в текстах;
определять значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова;
регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.
«Культура речи»:
соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;
корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамкахизученного);
употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка;
анализировать и различать типичные речевые ошибки;
редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;
соблюдать русскую этикетную манеру общения;
использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;
использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения значения слова и особенностей его употребления;
использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;
«Речь. Речевая деятельность. Текст»:
анализировать и создавать притчи;
уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, спор, дискуссия;
уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» 5-6 классы
5 класс (7 часов)
Раздел 1. Язык и культура.
1.1. Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык – язык русской художественной литературы.
Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.
1.2. Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бобарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа.
Загадки. Метафоричность русской загадки.
Раздел 2. Культура речи (2 часа).
2.1. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.
Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах.
Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс.
Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и под.). Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь – микровОлновая терапия).
2.2. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов. Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов. Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.
3.1. Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.
3.2. Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог
3.3. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой.
6 класс (7 часов)
Раздел 1. Язык и культура ( 1 час)
1.1.Иноязычные лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований.
Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке.
Раздел 2. Культура речи (3 часа)
2.1. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (1 час).
Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов.
Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов.
Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.
2.2. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. (1 час)
Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).
Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен).
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).
Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен).
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.
2.3. Речевой этикет (1 час)
Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику.
Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы.
Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (1 час)
Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».
Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.
Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Описание внешности человека. Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».
Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.
Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Описание внешности человека.
Итоговая аттестация – защита проекта
7 класс (7 часов)
Раздел 1. Язык и культура (1 час)
1.1. Устаревшие слова как живые свидетели истории.
Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий.
Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы.
Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов.
Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).
Раздел 2. Культура речи (3 часа)
2.1. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (1 час)
Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.
2.2. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка(1 час)
Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий.
Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.
Литературный и разговорный варианты грамматической норм.
2.3. Речевой этикет (1 час)
Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз.
Исключение категоричности в разговоре.
Невербальный (несловесный) этикет общения.
Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.
Раздел 3.
Речь. Речевая деятельность. Текст (2 часа)
3.1. Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.
Язык художественной литературы.
Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.
Итоговая аттестация – защита проекта
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс |
Раздел | Количество часов | Темы | Количество часов | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне УУД) | Основные направления воспитательной деятельности |
1.Язык и культура | 2 | Русский язык – национальный язык русского народа | 1 | Объяснять роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека; понимать, что бережное отношение к родному языку является одним из необходимых качеств современного культурного человека; понимать, что язык – развивающееся явление; приводить примеры исторических изменений значений и формслов. | 4,2 |
| Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. | 1 | Распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи; распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения; распознавать и правильно объяснять народно-поэтические эпитеты в русских народных и литературных сказках, народных песнях, художественной литературе, былинах; распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, объяснять их значения, правильно употреблять в речи; | 4,3 |
2.Культу-ра речи | 2 | Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. | 1 | Определять/ находить , в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи. Строить рассуждения. Понимать, что бережное отношение к родному языку является одним из необходимых качеств современного культурного человека. Соблюдать нормы ударения в отдельных грамм.формах сущ., прил., глаг. | 4,5 |
| Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | 1 | Распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи. | 4,5 |
3.Речь. Речевая деятель-ность. Текст. | 2 | Текст как единица языка и речи. Язык и речь. | 1 | Различать типичные речевые ошибки. Соблюдать этикетные формы и формулы обращения. Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости. | 4,5 |
| Функциональные разновидности языка | 1 | Анализировать и создавать устные и письменные тексты описательного типа. Уместно использовать коммуникативные стратегии (приветствие, просьба, извинения). Корректно употреблять термины. | 4,5 |
Защита проектов | 1 | Примерные темы проектных и исследовательских работ: Из истории русских имен. Русские пословицы и поговорки и гостеприимстве и хлебосольстве. Словарь одного слова. Календарь пословиц о временах года. Карта «Интересные названия городов моего края». Как быть вежливым? Межнациональные различия невербального общения и др. | 1 | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. | 4,3,5 |
Итого | | | 7 | | |
6 класс |
Раздел | Количество часов | Темы | Количество часов | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне УУД) | Основные направления воспитательной деятельности |
1.Язык и культура | 1 | Иноязычные лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур | 1 | Объяснять роль русского родного языка в жизни общества и государства, распознавать и характеризовать иноязычные слова. Соблюдать нормы ударения. Характеризовать процесс заимствования как результат взаимодействия национальных культур. | 4,2 |
2.Культура речи | 3 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка | 1 | Регулярно использовать словари. Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости. | 4,5 |
| Основные грамматические нормы современного русского литературного языка | 1 | Употреблять сущ., прил. с учетом стилистических норм СРЯ. Корректно употреблять термины. Владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста, основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации. | 4,5 |
| Речевой этикет. | 1 | Соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения. Использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета. | 4,5 |
3.Речь. Речевая деятель-ность. Текст. | 1 | Функциональные разновидности языка. | 1 | Создавать тексты в жанре ответов разных видов. Уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения. | 4,5 |
Защита проекта | 2 | Примерные темы проектных и исследовательских работ: Русские пословицы и поговорки о характере, качествах человека. Роль и умест-ность заимствований в современном русском языке. Этимология обозначений имен прилагательных, обозначающих цвет, в русском языке. Названия денежных единиц в русском языке. Этикетные формы обращения. Межнациональ-ные различия невер-бального общения. Этикет приветствия в русском и иностранном языках. Синонимиче-ский ряд: врач – доктор – лекарь – эскулап – целитель – врачеватель: общее и различное. Русизмы в языках народов России и в иностранных языках. Словарь одного слова. | 2 | Создавать тексты как результат проектной деятельности. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. | 4,3,5 |
Итого | | | 7 | | |
7 класс |
Раздел | Количество часов | Темы | Количество часов | Основные виды деятельности обучающихся (на уровне УУД) | Основные направления воспитательной деятельности |
1.Язык и культура | 1 | Устаревшие слова как живые свидетели истории. | 1 | Умение самостоятельно определять цели обучения, выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы. Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Распознавать и характеризовать устаревшую лексику. Приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны. | 4,3 |
2.Культура речи | 3 | Основные лексические нормы современного русского литературного языка. | 1 | Умение самостоятельно определять цели обучения, выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы. Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определять значение лексических заимствований, целесообразно употреблять иноязычные слова. | 4,5 |
| Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. | 1 | Умение самостоятельно определять цели обучения, выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы. Выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах | 4,5 |
| Речевой этикет. | 1 | Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Уместно использовать коммуникативные стратегии при контактном общении. Использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета. | 4,3 |
3.Речь. Речевая деятель-ность. Текст. | 1 | Функциональные разновидности языка. | 1 | Умение самостоятельно определять цели обучения, выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы. Уместно использовать жанры разговорной речи. Регулярно использовать словари. | 4,5 |
Защита проекта | 2 | Примерные темы проектных и исследовательских работ: Лексическая группа существительных, обозначающих понятие время в русском языке. Типы устаревших слов в русском языке. Русские пословицы и поговорки о вежливости и обходительности. Этикетные формы обращения. Являются ли жесты универсальным языком человечества? Межнациональные различия невербального общения. Как быть вежливым? Искусство комплимента в русском и иностранных языках. Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков). Этикет приветствия в русском и иностранных языках. Анализ типов заголовков в современных СМИ. Заголовки и лиды в современных средствах массовой информации. Подготовка сборника притч. Разработка личной странички для школьного портала. Памятка на тему «Как правильно употреблять слова эффектный и эффективный» и т. п. Язык современной рекламы. Разработка рекомендаций «Как быть убедительным в споре» | 2 | Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. | 4,3,5 |
Итого | | | 7 | | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания МО МБОУ СОШ 12 от ________2021 № 1 _______ Л.В.Лантратова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______ З.М.Апасова ________ 2021 г |