СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Родной язык (русский) 5-7 классы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Родной язык (русский) 5-7 классы»

Содержание



  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)»


3-14

  1. Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)»


15-17

  1. Тематическое планирование

18-26

















































  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)»


5-6 классы


ЛИЧНОСТНЫЕ:

У обучающихся будет сформировано:

  • представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;

  • представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания.

Обучающиеся приобретают опыт:

  • осознания роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире,

  • осознание роли русского родного языка в жизни человека,

  • осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

У обучающихся может быть сформировано:

  • представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;

  • способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

  • увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

 Обучающийся научится:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся научится:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся научится:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся научится:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

 Обучающийся научится:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся научится:

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • словесно выражать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся научится:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

  1. Смысловое чтение.

Обучающийся научится:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный: учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

 Обучающийся научится:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

  1. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся научится:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

 Обучающийся научится:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

 Обучающийся научится:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

 Обучающийся научится:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.


ПРЕДМЕТНЫЕ

Изучение предмета «Русский родной язык» в 5-м и 6-м классах должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Предметные результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

Учащиеся при реализации содержательной линии «Язык и культура» в конце первого года изучения научатся:

  • объяснять роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека;

  • понимать, что бережное отношение к родному языку является одним из необходимых качеств современного культурного человека;

  • понимать, что язык – развивающееся явление; приводить примеры исторических изменений значений и форм слов;

  • распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;

  • распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

  • распознавать и правильно объяснять народно-поэтические эпитеты в русских народных и литературных сказках, народных песнях, художественной литературе, былинах;

  • распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, объяснять их значения, правильно употреблять в речи;

  • объяснять значения пословиц и поговорок, правильно употреблять изученные пословицы, поговорки;

  • понимать национальное своеобразие общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; правильно употреблять их;

  • распознавать слова с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и в произведениях художественной литературы; правильно употреблять их;

  • распознавать имена традиционные и новые, популярные и устаревшие, а также имена, входящие в состав пословиц и поговорок и имеющие в силу этого определённую стилистическую окраску;

  • понимать назначение конкретного вида словаря, особенности строения его словарной статьи (толковые словари, словари пословиц и поговорок; словари синонимов, антонимов; словари эпитетов, метафор и сравнений; учебные этимологические словари) и уметь им пользоваться.

Учащиеся при реализации содержательной линии «Язык и культура» в конце второго года изучения научатся:

  • характеризовать процесс заимствования иноязычных слов как результат взаимодействия национальных культур (на конкретных примерах);

  • целесообразно употреблять иноязычные слова и заимствованные фразеологизмы;

  • регулярно использовать словари, в том числе толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; словари синонимов, антонимов.

Учащиеся при реализации содержательной линии «Культура речи» в конце первого года изучения научатся:

  • различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного);

  • соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного);

  • анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно употреблять омографы в письменной речи;

  • различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);

  • различать постоянное и подвижное ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах (в рамках изученного);

  • соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах имён существительных, прилагательных, глаголов (в рамках изученного);

  • анализировать смыслоразличительную роль ударения на примере омографов; корректно употреблять омографы в письменной речи;

  • различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы; употреблять слова с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы (в рамках изученного);

  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости; употреблять имена существительные, прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка;

  • различать варианты грамматической нормы: литературных и разговорных форм именительного падежа множественного числа существительных мужского рода‚ форм существительных мужского рода множественного числа с окончаниями -а(-я), -ы(-и)‚ различающихся по смыслу‚ и корректно употреблять их в речи (в рамках изученного);

  • различать типичные речевые ошибки; выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;

  • различать типичные речевые ошибки, связанные с нарушением грамматической нормы; выявлять и исправлять грамматические ошибки в устной речи;

  • соблюдать этикетные формы и формулы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации; современные формулы обращения к незнакомому человеку;

  • соблюдать этикетные формы и устойчивые формулы‚ принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета;

  • соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;

  • использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова, особенностей употребления;

  • использовать орфоэпические, в том числе мультимедийные, орфографические словари для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения; нормативных вариантов написания;

  • использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения, построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста.


Учащиеся при реализации содержательной линии «Культура речи» в конце второго года изучения научатся:

  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;

  • корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);

  • употреблять имена существительные, имена прилагательные, с учётом стилистических норм современного русского языка (в рамках изученного);

  • соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;

  • использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;

  • использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;

  • использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

  • использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста.

Учащиеся при реализации содержательной линии «Культура речи» в конце второго года изучения научатся:

  • употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;

  • корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамках изученного);

  • употреблять имена существительные, имена прилагательные, с учётом стилистических норм современного русского языка (в рамках изученного);

  • соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения;

  • использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;

  • использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения лексического значения слова и особенностей его употребления;

  • использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

  • использовать грамматические словари и справочники для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста.

Учащиеся при реализации содержательной линии «Речь. Речевая деятельность. Текст»в конце первого года изучения научатся:

  • анализировать и создавать (с опорой на образец) устные и письменные тексты описательного типа: определение понятия, собственно описание;

  • создавать устные учебно-научные монологические сообщения различных функционально-смысловых типов речи (ответ на уроке);

  • участвовать в беседе и поддерживать диалог, сохранять инициативу в диалоге, завершать диалог;

  • уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики устного общения: приветствие, просьбу, принесение извинений; создавать объявления (в устной и письменной форме) официально-делового стиля;

  • анализировать и интерпретировать тексты фольклора и художественные тексты или их фрагменты (народные и литературные сказки, рассказы, загадки, пословицы, былины);

  • владеть приёмами работы с оглавлением, списком литературы;

  • редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставлять черновой и отредактированный тексты;

  • создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме.

Учащиеся в конце второго года изучения при реализации содержательной линии «Речь. Речевая деятельность. Текст»научатся:

  • владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации;

  • создавать тексты в жанре ответов разных видов;

  • уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;

  • создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;

  • строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов.


7 класс


У обучающихся будет сформировано:

  1. представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка.

  2. представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания.

Обучающиеся приобретают опыт:

  1. осознания роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

  2. способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

У обучающихся может быть сформировано:

  1. представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;

  2. способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

  3. увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Регулятивные УУД

1.Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся научится:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

2..Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся научится:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся научится:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся научится:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.


5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся научится:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;


Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.


Обучающийся научится:

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • словесно выражать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся научится:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

  1. Смысловое чтение.

Обучающийся научится:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Обучающийся научится:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

  1. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся научится:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.


Коммуникативные УУД

11.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Обучающийся научится

  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

  • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции.

  2. Развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

14. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

Обучающийся научится:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;  оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;  опознавать различные выразительные средства языка;

  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;

  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;

  • использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Изучение предмета «Родной язык (русский)» в 7-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно знаниями, умениями, навыками, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Родной язык (русский)» в 7-мклассе.

Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.

В конце третьего года изучения курса русского родного языка в основной общеобразовательной школе предметные результаты должны отражать сформированность следующих умений.


«Язык и культура»:

    1. пояснять внешние причины изменений в русском языке; приводить примеры;

    2. приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

    3. приводить примеры национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

    4. выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах;

    5. распознавать и характеризовать устаревшую лексику (историзмы, архаизмы); понимать особенности её употребления в текстах;

    6. определять значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразно употреблять иноязычные слова;

    7. регулярно использовать словари, в том числе мультимедийные, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковые словари, словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов.

«Культура речи»:

  1. соблюдать нормы употребления синонимов‚ антонимов‚ омонимов‚ паронимов;

  2. употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;

  3. корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в рамкахизученного);

  4. употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы с учётом стилистических норм современного русского языка;

  5. анализировать и различать типичные речевые ошибки;

  6. редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;

  7. выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;

  8. анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь;

  9. соблюдать русскую этикетную манеру общения;

  10. использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета;

  11. использовать толковые, в том числе мультимедийные, словари для определения значения слова и особенностей его употребления;

  12. использовать словари синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов‚ омонимов‚ паронимов, а также в процессе редактирования текста;

«Речь. Речевая деятельность. Текст»:

  1. анализировать и создавать притчи;

  2. уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, спор, дискуссия;

  3. уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения;

  4. создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;

  5. строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке) различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии.


2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» 5-6 классы

5 класс (7 часов)


Раздел 1. Язык и культура.

1.1. Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному языку как одно из необходимых качеств современного культурного человека. Русский язык – язык русской художественной литературы.

Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национально-культурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.), народно-поэтические символы, народно-поэтические эпитеты (за тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь, веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка, жар-птица и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных песнях, былинах, художественной литературе.

1.2. Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения (битый небитого везёт; по щучьему велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать; при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бобарихой и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа.

Загадки. Метафоричность русской загадки.

Раздел 2. Культура речи (2 часа).

2.1. Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и неправильные варианты произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.

Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах.

Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс.

Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная — було[ш]ная, же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и под.). Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая печь – микровОлновая терапия).

2.2. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов. Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов. Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.

3.1. Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип речи. Средства связи предложений и частей текста.

3.2. Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог

3.3. Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба, извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой.



6 класс (7 часов)


Раздел 1. Язык и культура ( 1 час)

1.1.Иноязычные лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков. Причины заимствований.

Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке.

Раздел 2. Культура речи (3 часа)

2.1. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (1 час).

Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов.

Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов.

Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов.

Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

2.2. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. (1 час)

Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).

Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен).

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).

Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен).

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.


2.3. Речевой этикет (1 час)

Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику.

Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы.

Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (1 час)

Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».

Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.

Публицистический стиль. Устное выступление.

Язык художественной литературы. Описание внешности человека. Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».

Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям.

Публицистический стиль. Устное выступление.

Язык художественной литературы. Описание внешности человека.

Итоговая аттестация – защита проекта



7 класс (7 часов)


Раздел 1. Язык и культура (1 час)

1.1. Устаревшие слова как живые свидетели истории.

Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий.

Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы.

Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов.

Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).

Раздел 2. Культура речи (3 часа)

2.1. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (1 час)

Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи.

Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.

2.2. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка(1 час)

Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий.

Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.

Литературный и разговорный варианты грамматической норм.

2.3. Речевой этикет (1 час)

Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз.

Исключение категоричности в разговоре.

Невербальный (несловесный) этикет общения.

Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.

Раздел 3.

Речь. Речевая деятельность. Текст (2 часа)

3.1. Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.

Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.

Язык художественной литературы.

Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.


Итоговая аттестация – защита проекта



3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


5 класс


Раздел

Количество часов

Темы

Количество часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне УУД)

Основные направления воспитательной деятельности

1.Язык и культура

2

Русский язык – национальный язык русского народа

1

Объяснять роль русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, в жизни человека;

понимать, что бережное отношение к родному языку является одним из необходимых качеств современного культурного человека;

понимать, что язык – развивающееся явление; приводить примеры исторических изменений значений и формслов.


4,2


Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения.

1

Распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи;

распознавать и характеризовать слова с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;

распознавать и правильно объяснять народно-поэтические эпитеты в русских народных и литературных сказках, народных песнях, художественной литературе, былинах;

распознавать крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок, объяснять их значения, правильно употреблять в речи;


4,3

2.Культу-ра речи

2

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

1

Определять/ находить , в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи. Строить рассуждения. Понимать, что бережное отношение к родному языку является одним из необходимых качеств современного культурного человека. Соблюдать нормы ударения в отдельных грамм.формах сущ., прил., глаг.

4,5


Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

1

Распознавать и правильно объяснять значения изученных слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи.

4,5

3.Речь. Речевая деятель-ность. Текст.

2

Текст как единица языка и речи. Язык и речь.

1

Различать типичные речевые ошибки. Соблюдать этикетные формы и формулы обращения. Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости.

4,5


Функциональные разновидности языка

1

Анализировать и создавать устные и письменные тексты описательного типа. Уместно использовать коммуникативные стратегии (приветствие, просьба, извинения). Корректно употреблять термины.

4,5

Защита проектов

1

Примерные темы проектных и исследовательских работ:

    1. Из истории русских имен.

    2. Русские пословицы и поговорки и гостеприимстве и хлебосольстве.

    3. Словарь одного слова.

    4. Календарь пословиц о временах года.

    5. Карта «Интересные названия городов моего края».

    6. Как быть вежливым?

    7. Межнациональные различия невербального общения и др.

1

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

4,3,5

Итого



7






6 класс


Раздел

Количество часов

Темы

Количество часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне УУД)

Основные направления воспитательной деятельности

1.Язык и культура

1

Иноязычные лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур

1

Объяснять роль русского родного языка в жизни общества и государства, распознавать и характеризовать иноязычные слова. Соблюдать нормы ударения. Характеризовать процесс заимствования как результат взаимодействия национальных культур.

4,2

2.Культура речи

3

Основные лексические нормы современного русского литературного языка

1

Регулярно использовать словари. Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и требованием лексической сочетаемости.

4,5


Основные грамматические нормы современного русского литературного языка

1

Употреблять сущ., прил. с учетом стилистических норм СРЯ. Корректно употреблять термины. Владеть умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста, основными способами и средствами получения, переработки и преобразования информации.

4,5


Речевой этикет.

1

Соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру общения. Использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета.

4,5

3.Речь. Речевая деятель-ность. Текст.

1

Функциональные разновидности языка.

1

Создавать тексты в жанре ответов разных видов. Уместно использовать жанры разговорной речи в ситуациях неформального общения.

4,5

Защита проекта

2

Примерные темы проектных и исследовательских работ:

  1. Русские пословицы и поговорки о характере, качествах человека.

  2. Роль и умест-ность заимствований в современном русском языке.

  3. Этимология обозначений имен прилагательных, обозначающих цвет, в русском языке.

  4. Названия денежных единиц в русском языке.

  5. Этикетные формы обращения.

  6. Межнациональ-ные различия невер-бального общения.

  7. Этикет приветствия в русском и иностранном языках.

  8. Синонимиче-ский ряд: врач – доктор – лекарь – эскулап – целитель – врачеватель: общее и различное.

  9. Русизмы в языках народов России и в иностранных языках.

  10. Словарь одного слова.

2

Создавать тексты как результат проектной деятельности. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

4,3,5

Итого



7







7 класс


Раздел

Количество часов

Темы

Количество часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне УУД)

Основные направления воспитательной деятельности

1.Язык и культура

1

Устаревшие слова как живые свидетели истории.

1

Умение самостоятельно определять цели обучения, выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы.

Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Распознавать и характеризовать устаревшую лексику. Приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны.

4,3

2.Культура речи

3

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

1

Умение самостоятельно определять цели обучения, выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы.

Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Определять значение лексических заимствований, целесообразно употреблять иноязычные слова.

4,5


Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

1

Умение самостоятельно определять цели обучения, выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы. Выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в текстах

4,5


Речевой этикет.

1

Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Уместно использовать коммуникативные стратегии при контактном общении. Использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета.

4,3

3.Речь. Речевая деятель-ность. Текст.

1

Функциональные разновидности языка.

1

Умение самостоятельно определять цели обучения, выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы. Уместно использовать жанры разговорной речи. Регулярно использовать словари.

4,5

Защита проекта

2

Примерные темы проектных и исследовательских работ:

  1. Лексическая группа существительных, обозначающих понятие время в русском языке.

  2. Типы устаревших слов в русском языке.

  3. Русские пословицы и поговорки о вежливости и обходительности.

  4. Этикетные формы обращения.

  5. Являются ли жесты универсальным языком человечества?

  6. Межнациональные различия невербального общения.

  7. Как быть вежливым?

  8. Искусство комплимента в русском и иностранных языках.

  9. Формы выражения вежливости (на примере иностранного и русского языков).

  10. Этикет приветствия в русском и иностранных языках.

  11. Анализ типов заголовков в современных СМИ.

  12. Заголовки и лиды в современных средствах массовой информации.

  13. Подготовка сборника притч.

  14. Разработка личной странички для школьного портала.

  15. Памятка на тему «Как правильно употреблять слова эффектный и эффективный» и т. п.

  16. Язык современной рекламы.

  17. Разработка рекомендаций «Как быть убедительным в споре»

2

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

4,3,5

Итого



7









СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания МО

МБОУ СОШ 12

от ________2021 № 1

_______ Л.В.Лантратова

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

______ З.М.Апасова

________ 2021 г














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!