СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Родной русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена рабочая программа по родному русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Родной русский язык»









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



На начальное общее образование



по предмету «Родной русский язык» для 4 класса.



Срок реализации программы – 3 года



Составитель: учитель начальных классов

Ефименко Любовь Григорьевна



2019 год

























1.Пояснительная записка.

Рабочая программа (далее – программа) разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образованиякрезультатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8.04. 2015 г. № 1/15).

(УМК) по учебному предмету «Родной русский язык» в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» являются учебники: «Русский родной язык» для 1-4 классов (авторы: Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю.).-Москва, изд. Просвещение; 2019 год.



    1. .


Общая характеристика предмета.

Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому родному языку на личностном, метапредметном и предметном уровнях, содержание учебного предмета«Русский родной язык».

Программа определяет содержание учебного предмета по годам обучения, основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Русский родной язык».

Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое ни изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».

В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Цели и задачи изучения учебного предмета

«Русский родной язык»

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;воспитаниеуважительного отношения к культурам и языкам народов России;овладение культурой межнационального общения;

  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

  • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Важнейшими задачами курса являются:

  • приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа,

  • формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;

  • расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.


Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане

Программа по родному русскому языку рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 51 час: 2 класс-17 часов, 3 класс-17 часов, 4 класс -17 часов.



2. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.

Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.

Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.

Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.



3.Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Роднойрусский язык»:

Личностные результаты:

-представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; познавательный интерес и уважительное отношение к русскому языку, а через него – к родной культуре; ответственное отношение к сохранению и развитию родного языка;

- осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире, осознание роли русского родного языка в жизни человека, осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества, осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;

- увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств родного языка.

Метапредметные результаты:

- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

- владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

- овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой деятельности.

Предметные результаты:

- умение опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи; понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох;

- понимание слов с живой внутренней формой, специфическим оценочно-характеризующим значением; осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью.

- понимание и истолкование значения крылатых выражений; знание источников крылатых выражений, фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом, пословиц и поговорок комментирование истории происхождения таких выражений, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;

- характеристика лексики с точки зрения происхождения, понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов;

- определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;

- осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;

- овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;

- соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;

- использованиеразличныхсловарей, в том числе мультимедийных;

- обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.


4.Учебно-тематический план.

2 класс

№ разделов и тем

Тема

Количество часов

Контрольные работы

1

Русский язык: прошлое и настоящее

7

т/с -1

1.1

По одёжке встречают. Ржаной хлебушко калачу дедушка.

1


1.2

Если хорошие щи, так другой пищи не ищи.

1


1.3

Каша – кормилица наша.

1


1.4

Любишь кататься, люби и саночки возить.

1


1.5

Делу время, потехе час.

1


1.6

В решете воду не удержишь.

1


1.7

Самовар кипит, уходить не велит.

1


2

Язык в действии

6

т/с-1

2.1

Помогает ли ударение различать слова?

1


2.2

Для чего нужны синонимы?

1


2.3

Для чего нужны антонимы?

1


2.4

Как появились пословицы и фразеологизмы?

1


2.5

Как можно объяснить значение слова?

1


2.6

Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?

1


3.

Секреты речи и текста

4

к/с-1

3.1

Учимся вести диалог.

1


3.2

Составляем развёрнутое толкование значения слова

1


3.3

Устанавливаем связь предложений в тексте.

1


3.4

Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования.

1


Итого:


17 ч

3 ч


3 класс

№ разделов и тем

Тема

Количество часов

Контрольные работы

1

Русский язык: прошлое и настоящее

9

т/с -1

1.1

Где путь прямой, там не езди по прямой

1


1.2

Кто друг прямой, тот брат родной

1


1.3

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит

1


1.4

Сошлись два друга - мороз да вьюга

1


1.5

Ветер без крыльев летает

1


1.6

Какой лес без чудес

1


1.7

Дело мастера боится

1


1.8

Заиграйте, мои гусли

1


1.9

Что ни город, то норов. У земли ясно солнце, у человека - слово

1


2

Язык в действии

5

т/с-1

2.1

Для чего нужны суффиксы?

1


2.2

Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке?

1


2.3

Все ли имена существительные «умеют» изменятся по числам?

1


2.4

Как изменяются имена существительные во множественном числе?

1


2.5

Зачем в русском языке такие разные предлоги?

1


3.

Секреты речи и текста

3

д/р-1

3.1

Создаём тексты - рассуждения

1


3.2

Учимся редактировать текст

1


3.3

Создаём тексты-повествования.

1


Итого:


17 ч

3 ч











































4 класс

№ разделов и тем

Тема

Количество часов

Контрольные работы

1

Русский язык: прошлое и настоящее

5


1.1

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

1

3.-09

1.2

Вся семья вместе, так и душа на месте

1

12.09

1.3

Красна сказка складом, а песня – ладом.

1

19.09

1.4

Красное словцо не ложь

1

26.09

1.5

Язык языку весть подаёт

1

3.10

2

Язык в действии

5


2.1

Трудно ли образовывать формы глагола?

2

10.10 17.10

2.2

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

1

7.11

2.3

Как и когда появились знаки препинания?

2

14.11

3.

Секреты речи и текста

7


3.1

Задаём вопросы в диалоге

1

21.11

3.2

Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль

2

28.11

3.3

Учимся составлять план текста

1

5.12

3.4

Учимся пересказывать текст

1

12.12

3.5

Учимся оценивать и редактировать тексты

2

19.12 26.12

Итого:


17 ч

3 ч



5.Содержание учебного предмета «Родной русский язык».


2 класс (17 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 ч).

Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни человека. Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта (национальную одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.). Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок (по одёжке встречают, делу время, потехе час и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.


Раздел 2. Язык в действии (6 ч.).

Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах прилагательных, глаголах.

Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть, рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс.

Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности.Синонимы и точность речи. Смысловые‚стилистическиеособенности употребления синонимов.

Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов.

Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов.

Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

Раздел 3. Секреты речи и текста (4 ч)

Правила речевого этикета: нормы и традиции. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском языке. Распознавание типов текста. Составление текстов-повествований, текстов-инструкций.


3 класс (34 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (9 ч).

Крылатые слова и выражения из русских народных и литературных сказок (дело мастера боится и др.), источники, значение и употребление в современных ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей национальной культуры народа. Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.


Раздел 2. Язык в действии (5ч).

Суффиксы, с помощью которых можно выразить своё отношение к ситуации или человеку (мальчик- мальчишка, девочка – девчушка и т.п.). Особенности рода имён существительных в русском языке. Особенности изменения имён существительных по числам. Общепринятые нормы родного русского языка в употреблении имён существительных во множественном числе. Правильное употребление предлогов.

Раздел 3. Секреты речи и текста (3 ч)

Распознавание типов текста. Составление текстов-повествований, текстов-рассуждений. Редактирование текста.


4 класс (34 ч)

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (5 ч).

Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы.

Раздел 2. Язык в действии (4ч).

Нормы употребления глаголов. Образование форм глаголов 1 лица (весить-вешу, – бегите, плескать-плещу и др.). Особенности употребления глаголов – синонимов (есть, кушать; класть, положить). Категория вежливости в глагольных формах. Синонимичные словосочетания и предложения. Появление знаков препинания в русском языке.


Раздел 3. Секреты речи и текста (8 ч)


Грамотное ведение диалога по форме вопрос-ответ. Озаглавливание текста в соответствии с темой или основной мыслью. Составление плана текста. Пересказывание текста. Оценивание и редактирование текстов.



6.Контроль уровня обученности.

Виды контроля

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в течение учебного периода (четверти) с целью систематического контроля уровня освоения учащимися тем, разделов, глав учебных программ за оцениваемый период, прочности формируемых предметных знаний и умений, степени развития деятельностно - коммуникативных умений, ценностных ориентаций для урегулирования учебной деятельности учащихся и её корректировки.

Текущий контроль успеваемости включает:

-стартовый контроль – проводится в начале учебного года и определяет уровень знаний учащихся, необходимый для продолжения обучения;

- тематический контроль – проводится периодически с целью проверки усвоения программного материала по каждой теме курса, для оценки достижения планируемых результатов освоения образовательных программ;

- промежуточная аттестация – проводится в конце учебного года с целью контроля уровня освоения образовательных программ, в том числе отдельной части или всего объёма учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы.

Формы текущего контроля успеваемости по предмету

«Родной русский язык».

-устный опрос

-письменная самостоятельная работа

-контрольное списывание

-творческая работа

-графическая работа

-тестовые задания

-комплексная работа на межпредметной основе и работе с информацией



Формы промежуточной аттестации учащихся по предмету «Родной русский язык».

Класс

Предмет

Формы промежуточной аттестации обучающихся

2

Родной русский язык

Контрольное списывание,

тестовая работа

3

Родной русский язык

Диагностическая работа,

тестовая работа

4

Родной русский язык

Диагностическая работа,

тестовая работа











13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!