Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Ключевская общеобразовательная школа-интернат»
УТВЕРЖДЕНА:
Приказ №_____от______2022 года
Директор КГБОУ «Ключевская
общеобразовательная школа-интернат»
___________/Г.В.Колтукова /
Адаптированная рабочая
программа
коррекционного курса
«Сенсорное развитие»
для 7года обучения
Рабочая программа разработана
на основе программы
«Обучениеобучающихся с умеренной умственной отсталостью»
Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова
на 2022– 2023 учебный год
Составитель:
Золотарева И.Н.
учитель высшей категории
СОГЛАСОВАНА Зам.директора по УР _________И.Г.Катюк | РАССМОТРЕНА на заседании МО учителей №____ от _______________2022 года Руководитель МО Большакова С.Г. |
«Сенсорное развитие»
7 класс
Пояснительная записка
Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» разработана на основе следующих документов:
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2012 г. № 273)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Адаптированная основная общеобразовательной программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития КГБОУ «Ключевская общеобразовательная школа интернат» (Вариант 2).
Закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»;
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 29/2065- «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»;
Программа «Обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011г;
СанПиН 2.4.2.3286 – 15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Учебного плана образовательного учреждения;
Учебного плана образовательного учреждения;
Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
В связи со складывающейся неблагоприятной эпидемиологической и метеорологической обстановкой, в соответствии с приказами Министерства образования и науки РФ и Алтайского края, возможна реализация программы в форме дистанционного обучения.
Календарныйучебный график составлен на основе письма Министерства образования и науки Алтайского края от 10.08.2021 г. № 23-04/22/1204 «О начале 2021/2022 учебного года».
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт, который является результатом накопления возникающих ощущений. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Цели программы:
Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы;
Задачи программы:
Развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности:
Формирование на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
Коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
Развитие элементарной жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно – величинных отношениях окружающей действительности;
Формирование пространственно-временных ориентировок;
Развитие слуховых и голосовых координаций;
Формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
Совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
Исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
Формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Содержание каждого раздела представлено по принципу:от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Направления реализации рабочей программы.
Предполагаемое содержание коррекционно-развивающей работы с детьми указанной категории и реализацию поставленной цели планируется осуществлять по следующим направлениям:
Диагностика;
Зрительное восприятие, зрительная память, зрительный анализ и синтез;
Слуховое восприятие и внимание, слухоречевая память и фонематический слух;
Кинестетическое восприятие;
Развитие восприятия формы, величины и цвета, конструирование предметов;
Развитие восприятия запаха и вкуса;
Развитие восприятия пространства и времени;
Развитие моторики и графомоторных навыков;
Диагностическое обследование уровня развития сенсорных процессов у детей;
Раздел 1. Развитие зрительного восприятия
Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:
фиксация взгляда на лице человека;
фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете;
фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него;
прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад);
прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.
Далее следует работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:
узнавание и различение цвета, формы и величины объекта;
сравнение и группировка предметов по одному или более признакам.
Раздел 2. Развитие слухового восприятия
Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:
локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии;
прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука;
локализация неподвижного удаленного источника звука.
Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:
соотнесение звука с его источником;
нахождение объектов, одинаковых по звучанию;
различение речевых и неречевых звуков.
Раздел 3. Развитие кинестетического восприятия
Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:
адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека;
адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости;
адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов;
адекватная реакция на давление на поверхность тела;
адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное),
адекватная реакция на положение частей тела.
Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:
различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость);
согласованность действий и движений разных частей тела;
целенаправленность и выразительность движений.
Раздел 4.Развитие восприятия формы, величины и цвета
Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:
фиксация внимания на форме предмета;
фиксация внимания на цвете предмета;
фиксация внимания на величине предмета;
Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:
различение объектов по форме (круглый, квадратный);
различение объектов по величине (большой, маленький);
различение объектов по цвету (основные цвета радуги);
Раздел 5. Восприятие запаха и вкуса.
Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:
адекватная реакция на запахи;
адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).
Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:
различение объектов по запаху;
узнавание продукта по вкусу;
различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).
Раздел 6. Развитие моторных навыков
Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:
фиксация внимания на ощущениях при выполнении упражнений пальчиковой гимнастики;
фиксация внимания на мышечных ощущениях при выполнении физических упражнений для всего тела;
фиксация внимания на мышечных ощущениях при действиях с предметами.
Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:
выполнение действий с мелкими предметами (пуговицы, бусины, крупы, прищепки и т.д.) ;
выполнение действий со спортивными снарядами (мячом, обручем и т.д.)
использование по назначению карандаша, ручки, кисточки и т.д.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса:
Личностные результаты:
Минимальный уровень:
Формирование минимального интереса к обучению, труду, предметному рукотворному миру.
Овладение элементарными навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
Минимальный опыт конструктивного взаимодействия с взрослым.
Минимальное умение взаимодействовать с учителем в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
Достаточный уровень:
Формирование интереса к обучению, труду, предметному рукотворному миру.
Овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
Опыт конструктивного взаимодействия с взрослым.
Умение взаимодействовать с учителем в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.
Потребность участвовать в совместной деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие.
Формирование базовых учебных действий
Личностные учебныедействия
Осознаетсебякакученика,заинтересованного посещениемшколы,обучением,занятиями,какчленасемьи..
Проявляет способность к осмыслению социальногоокружения,своегоместавнем,принятиесоответствующихвозрастуценностейисоциальныхролей.
Проявляет положительноеотношениекокружающей действительности,готовностькорганизациивзаимодействияснейиэстетическомуеевосприятию.
Проявляет целостный,социальноориентированныйвзгляднамирвединствеегоприроднойисоциальнойчастей.
Проявляет готовностькбезопасномуибережномуповедениювприродеиобществе.
Имеет ценностные представления о своей семье и своей малой Родине.
Проявляет эмоции в процессе слушания произведений, выражает эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний.
Позитивно реагирует на соблюдение санитарно-гигиенических норм, проявляет стремление качественно выполнять гимнастику для глаз и туловища.
Проявляет эстетические потребности, ценности и чувства.
Осознает установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Имеет представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности.
Умеет организовывать рабочее место и соблюдает правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия.
Использует простейшие навыки самообслуживания.
Коммуникативныеучебныедействия
Вступает в контакт; работает совместно с учителем;
Используетпринятыеритуалысоциальноговзаимодействиясучителем.
Обращаетсязапомощьюипринимаетпомощь.
Слушаетипонимаетинструкциюкучебномузаданиювразныхвидахдеятельностии быту.
Сотрудничает свзрослымиисверстникамивразныхсоциальныхситуациях.
Регулятивныеучебные действия
Входит и выходит из учебного помещениясозвонком.
Доброжелательно относится,сопереживает, конструктивновзаимодействует сучителем;
Пользуетсяучебноймебелью.
Адекватноиспользуетритуалышкольногоповедения(подниматьруку,вставатьивыходитьиз-запартыи т.д.).
Работаетсучебнымипринадлежностями (инструментами,спортивныминвентарем)иорганизовывает рабочееместо.
Передвигается пошколе,находитсвойкласс,другиенеобходимыепомещения.
Познавательные учебные действия
Выделяетсущественные, общиеи отличительныесвойствапредметов.
Устанавливает видовые - родовыеотношенияпредметов.
Делаетпростейшиесравнение предметов на наглядном материале;
Наблюдает,(понимает изображение,текст,устноевысказывание, элементарноесхематическоеизображение).
В качестве показателей развития учащихся рассматриваются даже элементарные сдвиги и изменения в сенсорном развитии, которые происходят в результате обучения.
Предполагается сформировать эмоциональный контакт с каждым ребенком, направленность на сотрудничество, обучение каждого ребенка способам усвоения общественного опыта;
Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности;
Сформировать у детей в контексте сенсорного и когнитивного содержания следующие умения:
Сформировать способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
Уметь классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам;
Знание основных цветов радуги;
Знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);
Умение определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов;
Умение составлять предмет из 2—3 частей;
Способность различать речевые и неречевые звуки;
Умение соотносить звук с его источником;
Умение ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;
Знание частей суток и названий дней недели;
Способность различать основные вкусовые качества продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый);
Способность узнавать продукт по вкусу;
Способность различать объект по запаху;
Способность определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре);
Способность согласовывать свои действия и движения;
Способность опосредовать свою деятельность речью.
Принципы планирования работы:
Деятельностный подход к планированию работы;
Последовательное нарастание требований к восприятию детей;
Индивидуальный и дифференцированный подход к детям;
Систематичность и комплексность воздействия на все органы чувств ребенка;
Основной формой организации учебного процессаявляется коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов (см. Приложение 1). Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности с обучающимся и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях по сенсорному развитию обязательно сопровождается речью учителя и ребёнка.
Основные методы и приемы обучения:
Использование познавательных игр;
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа;
Наглядные методы: показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;
Практические методы: упражнения, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, практические действия (конструирование, аппликация, выполнение работ из различных материалов, опыты);
Основные виды деятельности учащихся:
занятия с элементами игры;
игры – имитации, жестово – образные игры;
наблюдение;
упражнения по инструкции, подражанию, аудиально – визуальные (слушание, показ);
практические занятия;
рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;
предметно – практическая деятельность: конструирование, лепка, аппликация, обводка;
Предметно – развивающая образовательная среда:
детские книги, раскраски;
диафильмы, видео и компакт-диски с фрагментами телепередач, кинофильмов, отражающих жизнь и деятельность людей;
распечатки педагога с заданиями, текстами, иллюстрациями;
дидактические большие куклы (девочка, мальчик);
функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото и др.);
игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная тропа для ног, массажный коврик и др.);
наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров;
сборно-разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные;
наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы;
наборы палочек; магнитные доски;
сыпучие материалы: горох, фасоль, речной песок, манная крупа, рисовая крупа; набор коробок, прозрачные ёмкости;
наборы геометрических фигур; штампы, трафареты;
пуговицы разного размера и различных цветов;
природный материал: ракушки, камушки, шишки;
муляжи овощей и фруктов;
материал для лепки: цветное тесто, пластилин;
палочки разной длины и ширины для рисования на песке, манке;
наборы кистей, карандашей, фломастеров, мелков;
детские музыкальные инструменты, оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (магнитофон, набор аудио-видиокассет для релаксации, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.).
Содержание разделов учебного предмета:
Раздел 1.Развитие зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза - часов (11час). Первичная диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов. Первичная диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов. Различение цвета: оранжевый, красный, зеленый, синий, черный.Нахождение нелепиц на картинках. Различение предметов по величине: длинный, короткий.Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти». Различение предметов по величине: широкий, узкий. Поиск отличий в сходных, но не тождественных изображениях.Задание «Найди одинаковую пару», «Расшифруй письмо», «Найди отличия», корректурная проба. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти.Запоминание 5-6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности.Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Раздел 2. Развитие слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти и фонематического слуха(6 час). Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, шум дождя, скрип снега, шум шин) Прослушивание музыкальных произведений. «Откуда звук?». Учащийся закрывает глаза, учитель звонит в колокольчик в разных частях комнаты, ребенок показывает, откуда слышен звук. Д/и «Кто и как голос подает?» (имитация крика животных). Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит».
Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, колокольчик) .
Раздел 3.Кинестетическое развитие(6 час).Сочетание движений и поз по инструкции педагога. Аудио- визуальный тренинг «Слушай, смотри и повторяй»!
Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – жесткий, через тактильное взаимодействие с предметами – резиновым мячиком, деревянным кубиком .
Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего
Адекватная реакция на положение частей тела. Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений).
Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье) . Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.
Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов(10 час).
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом. Группировка предметов по форме (объёмные и плоскостные).
Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий).
Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте).
Сравнение 3-4 предметов по длине и ширине. Игра «Строимся по росту» Дети по очереди строят друг друга в порядке возрастания (или убывания). В конце игры предлагается детям выстроиться по росту самостоятельно.Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки). Группировка предметов по цвету. Составлениесериационного ряда из 4-5 кругов разной насыщенности. Одного цвета.
Составление сериационных рядов по величине: 3-4 предметов по заданному признаку.
Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета».
Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные.
Раздел 5. Развитие восприятия запаха и вкуса(6 час).Адекватная реакция на запахи. Узнавание и различение объектов по запаху.
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение. Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха.Восприятие консистенции продуктов (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). «Съедобное-несъедобное» Перед детьми выкладываются вперемешку съедобные (конфета, яблоко, кусочек хлеба) и несъедобные предметы (пуговица, шнурок, муляж яблока). Необходимо разделить предметы на 2 группы.Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху».
Раздел 6.Развитие восприятия пространства и времени (14 час).Нахождение отличительных признаков на наглядном материале.
Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции Вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.
Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на последнем месте и т.п.)
Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов).
«Рыбки» Детям раздаются изображения аквариума и контуры рыбок. Необходимо вверху аквариума разместить рыбок, которые плывут направо, а внизу – рыбок, которые плывут налево.Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве. Деление листа на глаз на 5-6 частей.
Игра «Следопыт» Дети должны найти в комнате спрятанную игрушку, следуя устным указаниям учителя (повернуться назад, дойти до двери, повернуть направо, дойти до окна и т.д.). Пространственная ориентировка на поверхности парты
Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату». Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном направлении листа. Порядок месяцев в году. Работа с календарем и моделью календарного года. Дидактическая игра «Когда это бывает?». Длительность временных интервалов (1 секунда, 1 минута, 5 минут, 1 час). Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей.
Раздел 7. 7 Развитие моторики и графомоторных навыков(16 час).Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.). Письмо в рисунках.
Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание).
Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперёд – поворот направо, т.д.). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.
Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку). Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету.
Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур.
Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений
Графический диктант (по показу, зрительный). Дорисовывание симметричной половины изображения. Письмо в рисунках.
Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые).
Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра: «Что бывает..(пушистое) ?»
Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние).Бытовые шумы и звуки природы. Итоговое диагностическое обследование уровня развития сенсорных процессов у детей.
Методы и средства оценки результативности программы:
Диагностируемые характеристики | Психодиагностические методики (см. Приложение 2) |
Развитие моторики и зрительно-двигательных координаций | -упражнения на оценку статистического и динамического равновесия; -упражнения на оценку моторики рук; -тесты зрительно-моторной координации. |
Зрительно восприятие | -упражнения на оценку зрительного восприятия |
Слуховое восприятие | -упражнения на оценку развития слухового восприятия |
Восприятие формы, величины, цвета | -упражнения на оценку способности к различению формы; -упражнения на оценку способности воспринимать величину; -тесты цветоразделения. |
Тактильные ощущения | -упражнения на оценку тактильных ощущений |
Пространственно-временное восприятие | -упражнения на оценку пространственной ориентировки; -упражнения на оценку восприятия времени |
Критерии и нормы оценки знаний учащихся
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Для выявления динамики развития учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью часто используется методика «Карта наблюдений» Зинкевич - Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.«Карта наблюдений» — это комплексный метод наблюдения за динамикой развития ребенка, выявления его «зоны ближайшего развития». В данной методике для программы «Сенсорное развитие» актуальным является направление диагностики сенсорно-перцептивной сферы. Эту диагностика помогает разрабатывать и реализовывать СИПР (специальную индивидуальную программу развития) для каждого ученика (см. Приложение 2).
Тематическое планирование
№ | Программная тема | Кол-во часов | Формы организации занятий |
теоретическое | практическое | Самостоятельная работа |
Раздел 1 Развитие зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза - часов |
1.1 | Первичная диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов | 1 | 1 | | |
1.2 | Первичная диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов | 1 | | 1 | |
1.3 | Различение цвета: оранжевый, красный, зеленый, синий, черный. | 1 | | 1 | |
1.4 | Нахождение нелепиц на картинках | 1 | | 1 | |
1.5 | Различение предметов по величине: длинный, короткий. | 1 | | 1 | |
1.6 | Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти» | 1 | | 1 | |
1.7 | Различение предметов по величине: широкий, узкий | 1 | | 1 | |
1.8 | Поиск отличий в сходных, но не тождественных изображениях.Задание «Найди одинаковую пару», «Расшифруй письмо», «Найди отличия», корректурная проба. | 1 | | 1 | |
1.9 | Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. | 1 | | 1 | |
1.10 | Запоминание 5-6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. | 1 | | 1 | |
1.11 | Упражнения для профилактики и коррекции зрения. | 1 | | 1 | |
Раздел 2 Развитие слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти и фонематического слуха |
2.1 | Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, шум дождя, скрип снега, шум шин) Прослушивание музыкальных произведений | 1 | | 1 | |
2.2 | «Откуда звук?»Учащийся закрывает глаза, учитель звонит в колокольчик в разных частях комнаты, ребенок показывает, откуда слышен звук. | 1 | | 1 | |
2.3 | Д/и «Кто и как голос подает?» (имитация крика животных) | 1 | | 1 | |
2.4 | Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит» | 1 | | 1 | |
2.5 | Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, колокольчик) | 1 | | 1 | |
Раздел 3Кинестетическое развитие. |
3.1 | Сочетание движений и поз по инструкции педагога. Аудио- визуальный тренинг «Слушай, смотри и повторяй»! | 1 | | 1 | |
3.2 | Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – жесткий , через тактильное взаимодействие с предметами – резиновым мячиком, деревянным кубиком | 1 | | 1 | |
3.3 | Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего | 1 | | 1 | |
3.4 | Адекватная реакция на положение частей тела. Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений). | 1 | | 1 | |
3.5 | Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье) | 1 | | 1 | |
3.6 | Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов | 1 | | 1 | |
Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов |
4.1 | Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом. | 1 | | 1 | |
4.2 | Группировка предметов по форме (объёмные и плоскостные). | 1 | | 1 | |
4.3 | Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий) | 1 | | 1 | |
4.4 | Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте) | 1 | | 1 | |
4.5 | Сравнение 3-4 предметов по длине и ширине. Игра«Строимся по росту» Дети по очереди строят друг друга в порядке возрастания (или убывания). В конце игры предлагается детям выстроиться по росту самостоятельно. | 1 | | 1 | |
4.6 | Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки) | 1 | | 1 | |
4.7 | Группировка предметов по цвету | 1 | | 1 | |
4.8 | Составлениесериационного ряда из 4-5 кругов разной насыщенности. Одного цвета Составление сериационных рядов по величине: 3-4 предметов по заданному признаку. | 1 | | 1 | |
4.9 | Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета». | 1 | | 1 | |
4.10 | Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. | 1 | | 1 | |
Раздел 5 Развитие восприятия запаха и вкуса |
5.1 | Адекватная реакция на запахи. Узнавание и различение объектов по запаху. | 1 | | 1 | |
5.2 | Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение | 1 | | 1 | |
5.3 | Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха. | 1 | | 1 | |
5.4 | Восприятие консистенции продуктов (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий) | 1 | | 1 | |
5.5 | «Съедобное-несъедобное» Перед детьми выкладываются вперемешку съедобные (конфета, яблоко, кусочек хлеба) и несъедобные предметы (пуговица, шнурок, муляж яблока). Необходимо разделить предметы на 2 группы. | 1 | | 1 | |
5.6 | Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху». | 1 | | 1 | |
Раздел 6 Развитие восприятия пространства и времени |
6.1 | Нахождение отличительных признаков на наглядном материале | 1 | | 1 | |
6.2 | Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции Вербализация пространственных отношений с использованием предлогов. | 1 | | 1 | |
6.3 | Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на последнем месте и т.п.) | 1 | | 1 | |
6.4 | Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов). «Рыбки» Детям раздаются изображения аквариума и контуры рыбок. Необходимо вверху аквариума разместить рыбок, которые плывут направо, а внизу – рыбок, которые плывут налево. | 1 | | 1 | |
6.5 | Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве. | 1 | | 1 | |
6.6 | Деление листа на глаз на 5-6 частей | 1 | | 1 | |
6.7 | Игра «Следопыт» Дети должны найти в комнате спрятанную игрушку, следуя устным указаниям учителя (повернуться назад, дойти до двери, повернуть направо, дойти до окна и т.д.) | 1 | | 1 | |
6.8 | Пространственная ориентировка на поверхности парты | 1 | | 1 | |
6.9 | Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату» | 1 | | 1 | |
6.10 | Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном направлении листа | 1 | | 1 | |
6.11 | Порядок месяцев в году | 1 | | 1 | |
6.12 | Работа с календарем и моделью календарного года. Дидактическая игра «Когда это бывает?» | 1 | | 1 | |
6.13 | Длительность временных интервалов (1 секунда, 1 минута, 5 минут, 1 час) | 1 | | 1 | |
6.14 | Последовательность основных жизненных событий Возраст людей | 1 | | 1 | |
Раздел 7 Развитие моторики и графомоторных навыков |
7.1 | Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.) | 1 | | 1 | |
7.2 | Письмо в рисунках | 1 | | 1 | |
7.3 | Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание) | 1 | | 1 | |
7.4 | Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперёд – поворот направо, т.д.) | 1 | | 1 | |
7.5 | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. | 1 | | 1 | |
7.6 | Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку) | 1 | | 1 | |
7.7 | Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. | 1 | | 1 | |
7.8 | Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур | 1 | | 1 | |
7.9 | Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений | 1 | | 1 | |
7.10 | Графический диктант (по показу, зрительный). | 1 | | 1 | |
7.11 | Дорисовывание симметричной половины изображения | 1 | | 1 | |
7.12 | Письмо в рисунках | 1 | | 1 | |
7.13 | Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые). | 1 | | 1 | |
7.14 | Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра: «Что бывает..(пушистое) ?» | 1 | | 1 | |
7.15 | Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние). | 1 | | 1 | |
7.16 | Бытовые шумы и звуки природы | 1 | | 1 | |
7.17 | Итоговое диагностическое обследование уровня развития сенсорных процессов у детей | 1 | | 1 | |
7.18 | Итоговое диагностическое обследование уровня развития сенсорных процессов у детей | 1 | | 1 | |
Всего: 68 час |
Используемая литература:
Список литературы (основной)
Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
Список литературы (дополнительный)
Баряева Л.Б, Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Под ред. Баряевой Л.Б Яковлевой Н.Н. Санкт – Петербург ЦДК проф. Баряева Л.Б. 2011.
Баряева Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.-СПб.,2001.
Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение игре детей с интеллектуальной недостаточностью.- СПб: Союз,2000.
Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. М. «Просвещение».1991.
Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. «Воспитание и обучение умственно – отсталых детей дошкольного возраста». Программа для специальных дошкольных учреждений. М.1991.
Екжанова Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева.- М.: Просвещение, 2007.
Лист дополнений и изменений
Дата внесения изменений | Содержание | Реквизиты документа | Подпись лица, внесшего изменения |
| | | |
Приложение 1
Диагностическое обследование уровня развития сенсорных процессов у детей
1.Развитие моторики и зрительно-двигательных координаций
Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича):
Оценка статического равновесия: сохранить равновесие в течение не менее 6—8 секунд (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.
Оценка динамического равновесия: преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.
Оценка ручной моторики:
выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;
координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.
Тесты зрительно-моторной координации:
срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
выполнение графической пробы на слух (методика Д. Б. Эльконина), штрихование нарисованного предмета.
2. Оценка зрительного восприятия
узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);
узнавание контурных изображений (5 изображений);
узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);
выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.
3. Оценка слухового восприятия
воспроизведение несложных ритмических рисунков;
определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;
определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).
4.Оценка восприятия формы, величины, цвета
Тесты цветоразличения
раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;
называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).
Различение формы
группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат.Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).
Восприятие величины
раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;
ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.
5. Оценка тактильных ощущений
узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;
узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.
Оценка пространственно-временного восприятия
Оценка пространственного восприятия:
показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;
выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше — ниже и т. д.);
конструирование по образцу из 10 счетных палочек.
Оценка восприятия времени:
с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например:«Весна закончится, какое время года наступит?»). Если ребенок не говорит, то необходимо строить беседу по сюжетным картинкам с изображением частей суток, времен года и просить ребенка показывать соответствующую картинку.
Оценка результативности обучения
строго индивидуальная, с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого ученика. Критерии оценки отражают степень самостоятельности в выполнении задания:
0 баллов - нет продвижения, «действие не выполняет»;
1 балл - минимальное продвижение, «пассивно участвует в выполнении действия», «выполняет с существенной помощью педагога»;
2 балла – среднее, «выполняет с незначительной помощью педагога»
3 балла – значительное, «выполняет действие самостоятельно».
Методика «Карта наблюдений» Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А.
«Карта наблюдений» — это комплексный метод наблюдения за динамикой развития ребенка, выявления его «зоны ближайшего развития». В данной методике для программы «Сенсорное развитие» актуальным является направление диагностики сенсорно-перцептивной сферы. Эту диагностика помогает мне разрабатывать и реализовывать СИПР (специальную индивидуальную программу развития) для каждого ученика.
В основе методики «Карта наблюдений» лежит принцип семантического дифференциала, предложенного Ч. Осгудом (1972). Эксперту предлагается поставить оценку в интервале от 0 до 10 по нижеследующим шкалам и подшкалам:
1. Сенсорно-перцептивная сфера.
• Восприятие цвета.
• Восприятие формы и величины.
• Ориентация в пространстве.
2. Внимание.
3. Память.
4. Мышление.
5. Речь.
• Понимание обращенной речи.
• Внятность речи.
• Лексический строй речи
6. Представление о себе. Творческие проявления.
7. Эмоционально-волевая сфера.
• Импульсивность — рефлексивность.
• Тревожность — спокойствие.
• Агрессивность — миролюбие.
• Положительная мотивация учебной деятельности.
• Положительная мотивация трудовой деятельности.
• Тенденция к самостоятельности.
• Тенденция к ответственности.
• Тенденция к целенаправленным действиям.
8. Психомоторное развитие.
• Мелкая моторика рук.
• Общая координация движений.
• Мимика.
9. Социально-бытовая ориентация.
• Сформированности навыков самообслуживания.
• Социально-бытовое ориентирование.
10. Учебные навыки.
11. Трудовые умения и навыки.
12. Коммуникативность.
Уровни оценки по шкалам:
От 0 до 2 — низкий уровень состояния и развития функции.
От 3 до 5 — средний уровень состояния и развития функции.
От 6 до 8 — высокий уровень состояния и развития функции.
От 9 до 10 — очень высокий уровень состояния и развития функции.
Критерии оценки по шкалам:
1. Сенсорно-перцептивная сфера
Наблюдается и оценивается способность ребенка воспринимать, узнавать и соотносить различные сенсорные эталоны (цвет, форму, величину, направления в пространстве и пр.), их свойства и отношения.
Низкий уровень (0-2). Оценка в пределах этого уровня ставится, если ребенок не владеет сенсорными эталонами цвета, формы и величины и совершенно не ориентируется в пространстве. Не соотносит и не использует в деятельности различные сенсорные эталоны.
Средний уровень (3—5). Оценка в пределах этого уровня ставится в том случае, если ребенок может узнавать, называть и соотносить один или несколько сенсорных эталонов. Применяет в деятельности различные сенсорные эталоны.
Высокий уровень (6—8). Оценку в пределах этого уровня можно поставить ребенку, совершившему большой качественный скачок в сенсорно-перцептивном развитии, который может узнавать, выделять, соотносить и называть сенсорные эталоны достаточно свободно, когда он глубоко усвоил обобщающее понятие сенсорного эталона.
Очень высокий уровень (9—10). Очень высокие оценки по этой шкале отмечают особую чувствительность (сенситивность) к цвету — полутонам и оттенкам, форме — гармоничность формы, к людям и окружающему миру вообще.
В общую шкалу ставится средняя или более сложная оценка по шкалам. В раздел программы «Комментарий» заносится качественный анализ состояния сенсорно-перцептивной системы, а также информация о состоянии слуховой, вкусовой и обонятельной чувствительности.
2. Восприятие цвета
Оценка:
«0» — полностью выключенная сенсорная система.
«1» — ребенок воспринимает мир в цвете.
«2» — ребенок понимает разницу между цветами.
«3» — ребенок узнает и различает 4 основных цвета — красный-желтый-синий-зеленый, может назвать правильно хотя бы один из цветов (для качественного анализа важно, какой это цвет).
«4» — ребенок, кроме того, может: а) назвать хотя бы 2 цвета, б) соотнести выбранный цвет с цветами других предметов, в) правильно выбрать заданный цвет из 3-цветного ряда.
«5» — ребенок, кроме того, соотносит и дифференцирует 4 цвета, узнает и даже может назвать некоторые дополнительные цвета. Может выделить заданный цвет из множества цветов.
«6» — ребенок называет несколько дополнительных цветов, например, оранжевый, коричневый, голубой, может назвать объекты окружающего мира, имеющие постоянный цветовой признак.
«7» — ребенок умеет достаточно свободно различать и называть 6 цветов и оттенки — оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, голубой и др.
«8» — понятие о цвете сформировано и используется в деятельности.
«9—10» — не актуально для «особого» ребенка.
3. Восприятие формы и величины
Оценка:
«0» — полностью выключенная сенсорная система.
«1» — ребенок не понимает различие предметов по форме и величине.
«2» — ребенок понимает различие предметов по форме и величине, но не может их правильно соотнести с соответствующими эталонами, адекватно применить их в деятельности.
«3» — ребенок различает, узнает и сопоставляет предметы округлой и многоугольной формы при мануально-зрительном обследовании. Может назвать хотя бы одну форму наглядных предметов простой конфигурации (овощи, фрукты, предметы обихода), может узнать, соотнести и назвать элементарную величину.
«4» —ребенок может узнавать, соотносить и называть форму простых предметов. Различает понятия «большой», «маленький», «одинаковые», может сравнивать предметы по форме и величине.
«5» — ребенок может зрительно узнавать и называть форму предметов (круг, квадрат, треугольник) в силуэтном и контурном изображении. Может узнавать и различать круг, овал, квадрат и прямоугольник. Может выделить заданную форму из небольшого множества других форм. Сравнивает предметы по величине, может выделить ряд предметов (3-4) по увеличению или уменьшению величины. Может выбрать из множества предметов разной величины одинаковые по величине.
«6» — ребенок понимает понятие «форма». Различает предметы по высоте и длине.
«7» — ребенок может различать и называть сложные формы — овал, многоугольник. Знает объемные формы — цилиндр, шар, куб. Может анализировать сложную геометрическую фигуру, выделяя в ней простые составные части. Может показать, из каких фигур состоит сложный предмет окружающей обстановки. Легко соотносит предметы по величине.
«8» — соответствует глубоко усвоенному и используемому в деятельности понятию о форме и величине.
«9—10» — не актуально для «особого» ребенка.
4. Ориентация в пространстве
Оценка:
«0» — полностью выключенная сенсорная система.
«1» — ребенок не может самостоятельно ориентироваться в пространстве (боится самостоятельно сделать даже один шаг).
«2» — ребенок способен ориентироваться в пространстве, но не может правильно назвать или указать пространственные направления относительно себя (спереди-сзади, справа-слева), не использует эти понятия в своей деятельности.
«3» — ребенок знает какое-либо одно пространственное направление.
«4» — ребенок понимает пространственное расположение предметов и может назвать некоторые направления.
«5» — ребенок может показать направление относительно себя и, при условии развитой моторики, двигаться в этом направлении.
«6» — ребенок может правильно обозначить словами пространственное положение объектов окружающего мира относительно себя (впереди меня доска, позади — шкаф, справа — окно, слева — дверь).
«7» — ребенок может зрительно оценивать расстояния, понимает и использует в практике понятия «дальше», «ближе», «между» и др. Легко и спокойно ориентируется в пространстве.
«8» — соответствует свободному ориентированию в пространстве.
«9—10» — не актуально для «особого» ребенка.