СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Сесорное развитие, 7 класс" для учащихся с интеллектукальными нарушениями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Сесорное развитие, 7 класс" для учащихся с интеллектукальными нарушениями.»

Министерство образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Ключевская общеобразовательная школа-интернат»



УТВЕРЖДЕНА:

Приказ №_____от______2022 года

Директор КГБОУ «Ключевская

общеобразовательная школа-интернат»

___________/Г.В.Колтукова /










Адаптированная рабочая

программа

коррекционного курса

«Сенсорное развитие»

для 7года обучения

Рабочая программа разработана

на основе программы

«Обучениеобучающихся с умеренной умственной отсталостью»

Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова

на 2022– 2023 учебный год





Составитель:

Золотарева И.Н.

учитель высшей категории





СОГЛАСОВАНА

Зам.директора по УР

_________И.Г.Катюк

РАССМОТРЕНА на заседании МО

учителей

№____ от _______________2022 года

Руководитель МО

Большакова С.Г.


«Сенсорное развитие»

7 класс

Пояснительная записка

Программа коррекционного курса «Сенсорное развитие» разработана на основе следующих документов:

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2012 г. № 273)

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Адаптированная основная общеобразовательной программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития КГБОУ «Ключевская общеобразовательная школа интернат» (Вариант 2).

  • Закон Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»;

  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 года № 29/2065- «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»;

  • Программа «Обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011г;

  • СанПиН 2.4.2.3286 – 15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Учебного плана образовательного учреждения;

  • Учебного плана образовательного учреждения;

  • Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.

  • В связи со складывающейся неблагоприятной эпидемиологической и метеорологической обстановкой, в соответствии с приказами Министерства образования и науки РФ и Алтайского края, возможна реализация программы в форме дистанционного обучения.


  • Календарныйучебный график составлен на основе письма Министерства образования и науки Алтайского края от 10.08.2021 г. № 23-04/22/1204 «О начале 2021/2022 учебного года».

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт, который является результатом накопления возникающих ощущений. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Цели программы:

  • Обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы;

Задачи программы:

Развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности:

  • Формирование на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

  • Коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

  • Развитие элементарной жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно – величинных отношениях окружающей действительности;

  • Формирование пространственно-временных ориентировок;

  • Развитие слуховых и голосовых координаций;

  • Формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

  • Совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

  • Обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

  • Исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

  • Формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Содержание каждого раздела представлено по принципу:от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

Направления реализации рабочей программы.

Предполагаемое содержание коррекционно-развивающей работы с детьми указанной категории и реализацию поставленной цели планируется осуществлять по следующим направлениям:

  • Диагностика;

  • Зрительное восприятие, зрительная память, зрительный анализ и синтез;

  • Слуховое восприятие и внимание, слухоречевая память и фонематический слух;

  • Кинестетическое восприятие;

  • Развитие восприятия формы, величины и цвета, конструирование предметов;

  • Развитие восприятия запаха и вкуса;

  • Развитие восприятия пространства и времени;

  • Развитие моторики и графомоторных навыков;

  • Диагностическое обследование уровня развития сенсорных процессов у детей;

Раздел 1. Развитие зрительного восприятия

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

  • фиксация взгляда на лице человека;

  • фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете;

  • фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, справа и слева от него;

  • прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад);

  • прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом.

Далее следует работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

  • узнавание и различение цвета, формы и величины объекта;

  • сравнение и группировка предметов по одному или более признакам.

Раздел 2. Развитие слухового восприятия

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

  • локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии;

  • прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука;

  • локализация неподвижного удаленного источника звука.

Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

  • соотнесение звука с его источником;

  • нахождение объектов, одинаковых по звучанию;

  • различение речевых и неречевых звуков.

Раздел 3. Развитие кинестетического восприятия

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

  • адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека;

  • адекватная реакция на соприкосновение с материалами, различными по температуре, фактуре, вязкости;

  • адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов;

  • адекватная реакция на давление на поверхность тела;

  • адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное),

  • адекватная реакция на положение частей тела.

Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

  • различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость);

  • согласованность действий и движений разных частей тела;

  • целенаправленность и выразительность движений.

Раздел 4.Развитие восприятия формы, величины и цвета

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

  • фиксация внимания на форме предмета;

  • фиксация внимания на цвете предмета;

  • фиксация внимания на величине предмета;

Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

  • различение объектов по форме (круглый, квадратный);

  • различение объектов по величине (большой, маленький);

  • различение объектов по цвету (основные цвета радуги);

Раздел 5. Восприятие запаха и вкуса.

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

  • адекватная реакция на запахи;

  • адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий).

Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

  • различение объектов по запаху;

  • узнавание продукта по вкусу;

  • различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

Раздел 6. Развитие моторных навыков

Работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности:

  • фиксация внимания на ощущениях при выполнении упражнений пальчиковой гимнастики;

  • фиксация внимания на мышечных ощущениях при выполнении физических упражнений для всего тела;

  • фиксация внимания на мышечных ощущениях при действиях с предметами.

Работа по формированию сенсорно-перцептивных действий:

  • выполнение действий с мелкими предметами (пуговицы, бусины, крупы, прищепки и т.д.) ;

  • выполнение действий со спортивными снарядами (мячом, обручем и т.д.)

  • использование по назначению карандаша, ручки, кисточки и т.д.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса:

Личностные результаты:

Минимальный уровень:

  • Формирование минимального интереса к обучению, труду, предметному рукотворному миру.

  • Овладение элементарными навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

  • Минимальный опыт конструктивного взаимодействия с взрослым.

  • Минимальное умение взаимодействовать с учителем в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

Достаточный уровень:

  • Формирование интереса к обучению, труду, предметному рукотворному миру.

  • Овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

  • Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.

  • Опыт конструктивного взаимодействия с взрослым.

  • Умение взаимодействовать с учителем в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

  • Потребность участвовать в совместной деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие.

Формирование базовых учебных действий

Личностные учебныедействия

  • Осознаетсебякакученика,заинтересованного посещениемшколы,обучением,занятиями,какчленасемьи..

  • Проявляет способность к осмыслению социальногоокружения,своегоместавнем,принятиесоответствующихвозрастуценностейисоциальныхролей.

  • Проявляет положительноеотношениекокружающей действительности,готовностькорганизациивзаимодействияснейиэстетическомуеевосприятию.

  • Проявляет целостный,социальноориентированныйвзгляднамирвединствеегоприроднойисоциальнойчастей.

  • Проявляет готовностькбезопасномуибережномуповедениювприродеиобществе.

  • Имеет ценностные представления о своей семье  и своей малой Родине.

  • Проявляет эмоции в процессе слушания произведений, выражает эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний.

  • Позитивно реагирует на соблюдение санитарно-гигиенических норм, проявляет стремление качественно выполнять гимнастику для глаз и туловища.

  • Проявляет эстетические потребности, ценности и чувства.

  • Осознает установки на безопасный, здоровый образ жизни.

  • Имеет представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности.

  • Умеет организовывать рабочее место и соблюдает правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия.

  • Использует простейшие навыки самообслуживания.

Коммуникативныеучебныедействия

  • Вступает в контакт; работает совместно с учителем;

  • Используетпринятыеритуалысоциальноговзаимодействиясучителем.

  • Обращаетсязапомощьюипринимаетпомощь.

  • Слушаетипонимаетинструкциюкучебномузаданиювразныхвидахдеятельностии быту.

  • Сотрудничает свзрослымиисверстникамивразныхсоциальныхситуациях.

Регулятивныеучебные действия

  • Входит и выходит из учебного помещениясозвонком.

  • Доброжелательно относится,сопереживает, конструктивновзаимодействует сучителем;

  • Пользуетсяучебноймебелью.

  • Адекватноиспользуетритуалышкольногоповедения(подниматьруку,вставатьивыходитьиз-запартыи т.д.).

  • Работаетсучебнымипринадлежностями (инструментами,спортивныминвентарем)иорганизовывает рабочееместо.

  • Передвигается пошколе,находитсвойкласс,другиенеобходимыепомещения.

Познавательные учебные действия

  • Выделяетсущественные, общиеи отличительныесвойствапредметов.

  • Устанавливает видовые - родовыеотношенияпредметов.

  • Делаетпростейшиесравнение предметов на наглядном материале;

  • Наблюдает,(понимает изображение,текст,устноевысказывание, элементарноесхематическоеизображение).

В качестве показателей развития учащихся рассматриваются даже элементарные сдвиги и изменения в сенсорном развитии, которые происходят в результате обучения.

  • Предполагается сформировать эмоциональный контакт с каждым ребенком, направленность на сотрудничество, обучение каждого ребенка способам усвоения общественного опыта;

  • Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности;

  • Сформировать у детей в контексте сенсорного и когнитивного содержания следующие умения:

  • Сформировать способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

  • Уметь классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам;

  • Знание основных цветов радуги;

  • Знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник);

  • Умение определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов;

  • Умение составлять предмет из 2—3 частей;

  • Способность различать речевые и неречевые звуки;

  • Умение соотносить звук с его источником;

  • Умение ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;

  • Знание частей суток и названий дней недели;

  • Способность различать основные вкусовые качества продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый);

  • Способность узнавать продукт по вкусу;

  • Способность различать объект по запаху;

  • Способность определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре);

  • Способность согласовывать свои действия и движения;

  • Способность опосредовать свою деятельность речью.

Принципы планирования работы:

  • Деятельностный подход к планированию работы;

  • Последовательное нарастание требований к восприятию детей;

  • Индивидуальный и дифференцированный подход к детям;

  • Систематичность и комплексность воздействия на все органы чувств ребенка;

Основной формой организации учебного процессаявляется коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов (см. Приложение 1). Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности с обучающимся и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях по сенсорному развитию обязательно сопровождается речью учителя и ребёнка.

Основные методы и приемы обучения:

  • Использование познавательных игр;

  • Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа;

  • Наглядные методы: показ, иллюстрация, демонстрация, использование ИКТ;

  • Практические методы: упражнения, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, практические действия (конструирование, аппликация, выполнение работ из различных материалов, опыты);

Основные виды деятельности учащихся:

  • занятия с элементами игры;

  • игры – имитации, жестово – образные игры;

  • наблюдение;

  • упражнения по инструкции, подражанию, аудиально – визуальные (слушание, показ);

  • практические занятия;

  • рисование и дорисовывание, раскрашивание, штриховка;

  • предметно – практическая деятельность: конструирование, лепка, аппликация, обводка;

Предметно – развивающая образовательная среда:

  • детские книги, раскраски;

  • диафильмы, видео и компакт-диски с фрагментами телепередач, кинофильмов, отражающих жизнь и деятельность людей;

  • распечатки педагога с заданиями, текстами, иллюстрациями;

  • дидактические большие куклы (девочка, мальчик);

  • функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото и др.);

  • игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, кольцебросы, обручи, сенсорная тропа для ног, массажный коврик и др.);

  • наборы мозаики: пластмассовые и магнитные различных геометрических форм и размеров;

  • сборно-разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, сказочные персонажи, куклы, животные;

  • наборы мелких сюжетных игрушек: зайчики, мишки, рыбки и т. д.; набор картинок (сюжетных и предметных): разрезных, с прорезями круглой, квадратной, треугольной формы;

  • наборы палочек; магнитные доски;

  • сыпучие материалы: горох, фасоль, речной песок, манная крупа, рисовая крупа; набор коробок, прозрачные ёмкости;

  • наборы геометрических фигур; штампы, трафареты;

  • пуговицы разного размера и различных цветов;

  • природный материал: ракушки, камушки, шишки;

  • муляжи овощей и фруктов;

  • материал для лепки: цветное тесто, пластилин;

  • палочки разной длины и ширины для рисования на песке, манке;

  • наборы кистей, карандашей, фломастеров, мелков;

  • детские музыкальные инструменты, оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (магнитофон, набор аудио-видиокассет для релаксации, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.).

Содержание разделов учебного предмета:

Раздел 1.Развитие зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза - часов (11час). Первичная диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов. Первичная диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов. Различение цвета: оранжевый, красный, зеленый, синий, черный.Нахождение нелепиц на картинках. Различение предметов по величине: длинный, короткий.Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти». Различение предметов по величине: широкий, узкий. Поиск отличий в сходных, но не тождественных изображениях.Задание «Найди одинаковую пару», «Расшифруй письмо», «Найди отличия», корректурная проба. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти.Запоминание 5-6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности.Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Раздел 2. Развитие слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти и фонематического слуха(6 час). Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, шум дождя, скрип снега, шум шин) Прослушивание музыкальных произведений. «Откуда звук?». Учащийся закрывает глаза, учитель звонит в колокольчик в разных частях комнаты, ребенок показывает, откуда слышен звук. Д/и «Кто и как голос подает?» (имитация крика животных). Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит».

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, колокольчик) .

Раздел 3.Кинестетическое развитие(6 час).Сочетание движений и поз по инструкции педагога. Аудио- визуальный тренинг «Слушай, смотри и повторяй»!

Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – жесткий, через тактильное взаимодействие с предметами – резиновым мячиком, деревянным кубиком .

Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего

Адекватная реакция на положение частей тела. Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений).

Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье) . Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов(10 час).

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом. Группировка предметов по форме (объёмные и плоскостные).

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий).

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте).

Сравнение 3-4 предметов по длине и ширине. Игра «Строимся по росту» Дети по очереди строят друг друга в порядке возрастания (или убывания). В конце игры предлагается детям выстроиться по росту самостоятельно.Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки). Группировка предметов по цвету. Составлениесериационного ряда из 4-5 кругов разной насыщенности. Одного цвета.

Составление сериационных рядов по величине: 3-4 предметов по заданному признаку.

Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета».

Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные.

Раздел 5. Развитие восприятия запаха и вкуса(6 час).Адекватная реакция на запахи. Узнавание и различение объектов по запаху.

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение. Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха.Восприятие консистенции продуктов (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). «Съедобное-несъедобное» Перед детьми выкладываются вперемешку съедобные (конфета, яблоко, кусочек хлеба) и несъедобные предметы (пуговица, шнурок, муляж яблока). Необходимо разделить предметы на 2 группы.Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху».

Раздел 6.Развитие восприятия пространства и времени (14 час).Нахождение отличительных признаков на наглядном материале.

Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции Вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.

Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на последнем месте и т.п.)

Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов).

«Рыбки» Детям раздаются изображения аквариума и контуры рыбок. Необходимо вверху аквариума разместить рыбок, которые плывут направо, а внизу – рыбок, которые плывут налево.Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве. Деление листа на глаз на 5-6 частей.

Игра «Следопыт» Дети должны найти в комнате спрятанную игрушку, следуя устным указаниям учителя (повернуться назад, дойти до двери, повернуть направо, дойти до окна и т.д.). Пространственная ориентировка на поверхности парты

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату». Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном направлении листа. Порядок месяцев в году. Работа с календарем и моделью календарного года. Дидактическая игра «Когда это бывает?». Длительность временных интервалов (1 секунда, 1 минута, 5 минут, 1 час). Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей.

Раздел 7. 7 Развитие моторики и графомоторных навыков(16 час).Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.). Письмо в рисунках.

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание).

Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперёд – поворот направо, т.д.). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку). Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету.

Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур.

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений

Графический диктант (по показу, зрительный). Дорисовывание симметричной половины изображения. Письмо в рисунках.

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые).

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра: «Что бывает..(пушистое) ?»

Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние).Бытовые шумы и звуки природы. Итоговое диагностическое обследование уровня развития сенсорных процессов у детей.







Методы и средства оценки результативности программы:

Диагностируемые

характеристики

Психодиагностические методики (см. Приложение 2)

Развитие моторики и зрительно-двигательных координаций

-упражнения на оценку статистического и динамического равновесия;

-упражнения на оценку моторики рук;

-тесты зрительно-моторной координации.

Зрительно восприятие

-упражнения на оценку зрительного восприятия

Слуховое восприятие

-упражнения на оценку развития слухового восприятия

Восприятие формы, величины, цвета

-упражнения на оценку способности к различению формы;

-упражнения на оценку способности воспринимать величину;

-тесты цветоразделения.

Тактильные ощущения

-упражнения на оценку тактильных ощущений

Пространственно-временное восприятие

-упражнения на оценку пространственной ориентировки;

-упражнения на оценку восприятия времени




Критерии и нормы оценки знаний учащихся

В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

Для выявления динамики развития учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью часто используется методика «Карта наблюдений» Зинкевич - Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.«Карта наблюдений» — это комплексный метод наблю­дения за динамикой развития ребенка, выявления его «зоны ближайшего развития». В данной методике для программы «Сенсорное развитие» актуальным является направление диагностики сенсорно-перцептивной сферы. Эту диагностика помогает разрабатывать и реализовывать СИПР (специальную индивидуальную программу развития) для каждого ученика (см. Приложение 2).

Тематическое планирование


Программная тема

Кол-во

часов

Формы организации занятий

теоретическое

практическое

Самостоятельная

работа

Раздел 1 Развитие зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза - часов

1.1

Первичная диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов

1

1



1.2

Первичная диагностика детей для определения уровня развития сенсорных процессов

1


1


1.3

Различение цвета: оранжевый, красный, зеленый, синий, черный.

1


1


1.4

Нахождение нелепиц на картинках

1


1


1.5

Различение предметов по величине: длинный, короткий.

1


1


1.6

Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Нарисуй по памяти»

1


1


1.7

Различение предметов по величине: широкий, узкий

1


1


1.8

Поиск отличий в сходных, но не тождественных изображениях.Задание «Найди одинаковую пару», «Расшифруй письмо», «Найди отличия», корректурная проба.

1


1


1.9

Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти.

1


1


1.10

Запоминание 5-6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности.

1


1


1.11

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

1


1


Раздел 2 Развитие слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти и фонематического слуха

2.1

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, шум дождя, скрип снега, шум шин) Прослушивание музыкальных произведений

1


1


2.2

«Откуда звук?»Учащийся закрывает глаза, учитель звонит в колокольчик в разных частях комнаты, ребенок показывает, откуда слышен звук.

1


1


2.3

Д/и «Кто и как голос подает?» (имитация крика животных)

1


1


2.4

Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Дидактическая игра «Угадай, что звучит»

1


1


2.5

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, колокольчик)

1


1


Раздел 3Кинестетическое развитие.

3.1

Сочетание движений и поз по инструкции педагога. Аудио- визуальный тренинг «Слушай, смотри и повторяй»!

1


1


3.2

Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – жесткий , через тактильное взаимодействие с предметами – резиновым мячиком, деревянным кубиком

1


1


3.3

Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего

1


1


3.4

Адекватная реакция на положение частей тела. Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений).

1


1


3.5

Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, прополоскать белье)

1


1


3.6

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов

1


1


Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов

4.1

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом.

1


1


4.2

Группировка предметов по форме (объёмные и плоскостные).

1


1


4.3

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий)

1


1


4.4

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте)

1


1


4.5

Сравнение 3-4 предметов по длине и ширине. Игра«Строимся по росту» Дети по очереди строят друг друга в порядке возрастания (или убывания). В конце игры предлагается детям выстроиться по росту самостоятельно.

1


1


4.6

Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки)

1


1


4.7

Группировка предметов по цвету

1


1


4.8

Составлениесериационного ряда из 4-5 кругов разной насыщенности. Одного цвета

Составление сериационных рядов по величине: 3-4 предметов по заданному признаку.

1


1


4.9

Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета».

1


1


4.10

Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные.

1


1


Раздел 5 Развитие восприятия запаха и вкуса

5.1

Адекватная реакция на запахи. Узнавание и различение объектов по запаху.

1


1


5.2

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — влажное — мокрое и т. д.), их словесное обозначение

1


1


5.3

Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха.

1


1


5.4

Восприятие консистенции продуктов (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий)

1


1


5.5

«Съедобное-несъедобное» Перед детьми выкладываются вперемешку съедобные (конфета, яблоко, кусочек хлеба) и несъедобные предметы (пуговица, шнурок, муляж яблока). Необходимо разделить предметы на 2 группы.

1


1


5.6

Дидактическая игра «Угадай предмет по запаху».

1


1


Раздел 6 Развитие восприятия пространства и времени

6.1

Нахождение отличительных

признаков на наглядном материале

1


1


6.2

Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции Вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.

1


1


6.3

Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на последнем месте и т.п.)

1


1


6.4

Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов).

«Рыбки» Детям раздаются изображения аквариума и контуры рыбок. Необходимо вверху аквариума разместить рыбок, которые плывут направо, а внизу – рыбок, которые плывут налево.

1


1


6.5

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве.

1


1


6.6

Деление листа на глаз на 5-6 частей

1


1


6.7

Игра «Следопыт» Дети должны найти в комнате спрятанную игрушку, следуя устным указаниям учителя (повернуться назад, дойти до двери, повернуть направо, дойти до окна и т.д.)

1


1


6.8

Пространственная ориентировка на поверхности парты

1


1


6.9


Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату»

1


1


6.10

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном направлении листа

1


1


6.11

Порядок месяцев в году

1


1


6.12

Работа с календарем и моделью календарного года. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

1


1


6.13

Длительность временных интервалов (1 секунда, 1 минута, 5 минут, 1 час)

1


1


6.14

Последовательность основных жизненных событий Возраст людей

1


1


Раздел 7 Развитие моторики и графомоторных навыков

7.1

Соотношение движений с поданным звуковым сигналом (один хлопок — бег вперед, два хлопка — бег назад и т. д.)

1


1


7.2

Письмо в рисунках

1


1


7.3

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание)

1


1


7.4

Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога (2 шага вперёд – поворот направо, т.д.)

1


1


7.5

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

1


1


7.6

Совершенствование точности мелких движений рук (мелкая мозаика, «Лего», соединение колец в цепочку)

1


1


7.7

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету.

1


1


7.8

Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур

1


1


7.9

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений

1


1


7.10

Графический диктант (по показу, зрительный).

1


1


7.11

Дорисовывание симметричной половины изображения

1


1


7.12

Письмо в рисунках

1


1


7.13

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые).

1


1


7.14

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра: «Что бывает..(пушистое) ?»

1


1


7.15

Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние).


1


1


7.16

Бытовые шумы и звуки природы

1


1


7.17

Итоговое диагностическое обследование уровня развития сенсорных процессов у детей

1


1


7.18

Итоговое диагностическое обследование уровня развития сенсорных процессов у детей

1


1



Всего: 68 час







Используемая литература:

Список литературы (основной)

Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.


Список литературы (дополнительный)

  1. Баряева Л.Б, Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Под ред. Баряевой Л.Б Яковлевой Н.Н. Санкт – Петербург ЦДК проф. Баряева Л.Б. 2011.

  2. Баряева Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.-СПб.,2001.

  3. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение игре детей с интеллектуальной недостаточностью.- СПб: Союз,2000.

  4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. М. «Просвещение».1991.

  5. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. «Воспитание и обучение умственно – отсталых детей дошкольного возраста». Программа для специальных дошкольных учреждений. М.1991.

  6. Екжанова Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева.- М.: Просвещение, 2007.
















Лист дополнений и изменений

Дата внесения изменений

Содержание

Реквизиты документа

Подпись лица, внесшего изменения








































Приложение 1



Диагностическое обследование уровня развития сенсорных процессов у детей



1.Развитие моторики и зрительно-двигательных координаций


Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича):

  • Оценка статического равновесия: сохранить равновесие в течение не менее 6—8 секунд (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.

  • Оценка динамического равновесия: преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.

Оценка ручной моторики:

  • выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;

  • координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.

Тесты зрительно-моторной координации:

  • срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;

  • выполнение графической пробы на слух (методика Д. Б. Эльконина), штрихование нарисованного предмета.

2. Оценка зрительного восприятия

  • узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);

  • узнавание контурных изображений (5 изображений);

  • узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);

  • выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.

3. Оценка слухового восприятия

  • воспроизведение несложных ритмических рисунков;

  • определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;

  • определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).

4.Оценка восприятия формы, величины, цвета

Тесты цветоразличения

  • раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;

  • называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).

Различение формы

  • группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат.Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).

Восприятие величины

  • раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;

  • ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.

5. Оценка тактильных ощущений

  • узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;

  • узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.



  1. Оценка пространственно-временного восприятия

Оценка пространственного восприятия:

  • показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;

  • выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше — ниже и т. д.);

  • конструирование по образцу из 10 счетных палочек.

Оценка восприятия времени:

  • с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например:«Весна закончится, какое время года наступит?»). Если ребенок не говорит, то необходимо строить беседу по сюжетным картинкам с изображением частей суток, времен года и просить ребенка показывать соответствующую картинку.

Оценка результативности обучения

  • строго индивидуальная, с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого ученика. Критерии оценки отражают степень самостоятельности в выполнении задания:

0 баллов - нет продвижения, «действие не выполняет»;

1 балл - минимальное продвижение, «пассивно участвует в выполнении действия», «выполняет с существенной помощью педагога»;

2 балла – среднее, «выполняет с незначительной помощью педагога»

3 балла – значительное, «выполняет действие самостоятельно».



Методика «Карта наблюдений» Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А.

«Карта наблюдений» — это комплексный метод наблю­дения за динамикой развития ребенка, выявления его «зоны ближайшего развития». В данной методике для программы «Сенсорное развитие» актуальным является направление диагностики сенсорно-перцептивной сферы. Эту диагностика помогает мне разрабатывать и реализовывать СИПР (специальную индивидуальную программу развития) для каждого ученика.

В основе методики «Карта наблюдений» лежит принцип семантического диф­ференциала, предложенного Ч. Осгудом (1972). Эксперту предлагается поставить оценку в интервале от 0 до 10 по нижеследующим шкалам и подшкалам:


1. Сенсорно-перцептивная сфера.

• Восприятие цвета.

• Восприятие формы и величины.

• Ориентация в пространстве.

2. Внимание.

3. Память.

4. Мышление.

5. Речь.

• Понимание обращенной речи.

• Внятность речи.

• Лексический строй речи

6. Представление о себе. Творческие проявления.

7. Эмоционально-волевая сфера.

• Импульсивность — рефлексивность.

• Тревожность — спокойствие.

• Агрессивность — миролюбие.

• Положительная мотивация учебной деятельности.

• Положительная мотивация трудовой деятельности.

• Тенденция к самостоятельности.

• Тенденция к ответственности.

• Тенденция к целенаправленным действиям.

8. Психомоторное развитие.

• Мелкая моторика рук.

• Общая координация движений.

• Мимика.

9. Социально-бытовая ориентация.

• Сформированности навыков самообслуживания.

• Социально-бытовое ориентирование.

10. Учебные навыки.

11. Трудовые умения и навыки.

12. Коммуникативность.

Уровни оценки по шкалам:

От 0 до 2 — низкий уровень состояния и развития функции.

От 3 до 5 — средний уровень состояния и развития функции.

От 6 до 8 — высокий уровень состояния и развития функции.

От 9 до 10 — очень высокий уровень состояния и развития функции.

Критерии оценки по шкалам:

1. Сенсорно-перцептивная сфера

Наблюдается и оценивается способность ребенка воспринимать, узнавать и соотносить различные сенсорные эталоны (цвет, форму, величину, направ­ления в пространстве и пр.), их свойства и отношения.

Низкий уровень (0-2). Оценка в пределах этого уровня ставится, если ребе­нок не владеет сенсорными эталонами цвета, формы и величины и совершен­но не ориентируется в пространстве. Не соотносит и не использует в деятель­ности различные сенсорные эталоны.

Средний уровень (3—5). Оценка в пределах этого уровня ставится в том слу­чае, если ребенок может узнавать, называть и соотносить один или несколько сенсорных эталонов. Применяет в деятельности различные сенсорные эталоны.

Высокий уровень (6—8). Оценку в пределах этого уровня можно поставить ребенку, совершившему большой качественный скачок в сенсорно-перцептив­ном развитии, который может узнавать, выделять, соотносить и называть сен­сорные эталоны достаточно свободно, когда он глубоко усвоил обобщающее понятие сенсорного эталона.

Очень высокий уровень (9—10). Очень высокие оценки по этой шкале отме­чают особую чувствительность (сенситивность) к цвету — полутонам и оттен­кам, форме — гармоничность формы, к людям и окружающему миру вообще.

В общую шкалу ставится средняя или более сложная оценка по шкалам. В раздел программы «Комментарий» заносится качественный анализ состоя­ния сенсорно-перцептивной системы, а также информация о состоянии слу­ховой, вкусовой и обонятельной чувствительности.

2. Восприятие цвета

Оценка:

«0» — полностью выключенная сенсорная система.

«1» — ребенок воспринимает мир в цвете.

«2» — ребенок понимает разницу между цветами.

«3» — ребенок узнает и различает 4 основных цвета — красный-желтый-синий-зеленый, может назвать правильно хотя бы один из цветов (для каче­ственного анализа важно, какой это цвет).

«4» — ребенок, кроме того, может: а) назвать хотя бы 2 цвета, б) соотнести выбранный цвет с цветами других предметов, в) правильно выбрать заданный цвет из 3-цветного ряда.

«5» — ребенок, кроме того, соотносит и дифференцирует 4 цвета, узнает и даже может назвать некоторые дополнительные цвета. Может выделить задан­ный цвет из множества цветов.

«6» — ребенок называет несколько дополнительных цветов, например, оран­жевый, коричневый, голубой, может назвать объекты окружающего мира, име­ющие постоянный цветовой признак.

«7» — ребенок умеет достаточно свободно различать и называть 6 цветов и оттенки — оранжевый, фиолетовый, коричневый, розовый, голубой и др.

«8» — понятие о цвете сформировано и используется в деятельности.

«9—10» — не актуально для «особого» ребенка.

3. Восприятие формы и величины

Оценка:

«0» — полностью выключенная сенсорная система.

«1» — ребенок не понимает различие предметов по форме и величине.

«2» — ребенок понимает различие предметов по форме и величине, но не может их правильно соотнести с соответствующими эталонами, адекватно при­менить их в деятельности.

«3» — ребенок различает, узнает и сопоставляет предметы округлой и много­угольной формы при мануально-зрительном обследовании. Может назвать хотя бы одну форму наглядных предметов простой конфигурации (овощи, фрукты, предметы обихода), может узнать, соотнести и назвать элементарную величину.

«4» —ребенок может узнавать, соотносить и называть форму простых пред­метов. Различает понятия «большой», «маленький», «одинаковые», может срав­нивать предметы по форме и величине.

«5» — ребенок может зрительно узнавать и называть форму предметов (круг, квадрат, треугольник) в силуэтном и контурном изображении. Может узнавать и различать круг, овал, квадрат и прямоугольник. Может выделить заданную форму из небольшого множества других форм. Сравнивает предметы по вели­чине, может выделить ряд предметов (3-4) по увеличению или уменьшению величины. Может выбрать из множества предметов разной величины одина­ковые по величине.

«6» — ребенок понимает понятие «форма». Различает предметы по высоте и длине.

«7» — ребенок может различать и называть сложные формы — овал, много­угольник. Знает объемные формы — цилиндр, шар, куб. Может анализировать сложную геометрическую фигуру, выделяя в ней простые составные части. Может показать, из каких фигур состоит сложный предмет окружающей об­становки. Легко соотносит предметы по величине.

«8» — соответствует глубоко усвоенному и используемому в деятельности понятию о форме и величине.

«9—10» — не актуально для «особого» ребенка.

4. Ориентация в пространстве

Оценка:

«0» — полностью выключенная сенсорная система.

«1» — ребенок не может самостоятельно ориентироваться в пространстве (боится самостоятельно сделать даже один шаг).

«2» — ребенок способен ориентироваться в пространстве, но не может пра­вильно назвать или указать пространственные направления относительно себя (спереди-сзади, справа-слева), не использует эти понятия в своей деятельности.

«3» — ребенок знает какое-либо одно пространственное направление.

«4» — ребенок понимает пространственное расположение предметов и мо­жет назвать некоторые направления.

«5» — ребенок может показать направление относительно себя и, при усло­вии развитой моторики, двигаться в этом направлении.

«6» — ребенок может правильно обозначить словами пространственное по­ложение объектов окружающего мира относительно себя (впереди меня доска, позади — шкаф, справа — окно, слева — дверь).

«7» — ребенок может зрительно оценивать расстояния, понимает и исполь­зует в практике понятия «дальше», «ближе», «между» и др. Легко и спокойно ориентируется в пространстве.

«8» — соответствует свободному ориентированию в пространстве.

«9—10» — не актуально для «особого» ребенка.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!