СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа сетевого модуля "Робототехника" 5 класс

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа модуля "Робототехника" предмета "Технология" для 5 класса в формате сетевого взаимодействия образовательных организаций. Реализация программы на базе Центра "Точка роста".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа сетевого модуля "Робототехника" 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №1 имени Героя Советского Союза В.Н.Тимонова Карасукского района Новосибирской области

Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста»


«Согласовано»

на МС Протокол № 1 от « 28 » августа 2020 г.

Заместитель директора по НМР __________ Рассказова Л.М.

Заместитель директора Михайловской СОШ______________Дводненко Е.С.

«Утверждено»

Протокол № _ от « __ » ____ 202_ г.

Руководитель Центра «Точка Роста» МБОУ гимназии №1__________ Эннс Г.А.

Директор Михайловской СОШ __________________Крамская Г.А.










Рабочая программа

сетевого модуля «Робототехника» предметной области «Технология»

для 5 класса Михайловской СОШ Карасукского района Новосибирской области








Разработал: учитель технологии МБОУ гимназии № 1 Ильченко Вера Петровна








2020-2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа сетевого модуля «Робототехника» образовательной области «Технология» разработана для 5 класса Михайловской СОШ Карасукского района Новосибирской области. Программа направлена на развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций и повышения качества и доступности образования за счет интеграции и использования ресурса Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста» на базе МБОУ гимназии № 1. Под сетевым модулем понимается выделенная и специально организованная часть образовательной программы, объединяющая комплекс учебных элементов программы и определяющая объем и структуру обучения, форму и сроки его освоения, образовательные результаты, условия реализации в сетевой форме с использованием ресурсов Центра образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка Роста».

Сетевой модуль реализуется в очной форме, при необходимости с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Иные части образовательной программы «Технология» за исключением сетевого модуля «Робототехника» реализуются Михайловской СОШ самостоятельно.

Объём сетевого модуля «Робототехника» для 5 класса:

кол-во часов в неделю: 2 часа,

кол-во часов в год: 12 часов.
































  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения сетевого модуля «Робототехника»

1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

2. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

3. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

5. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).







Метапредметные результаты освоения сетевого модуля «Робототехника»

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

● анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

● определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов;

● идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов;

● выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях — прогнозировать конечный результат;

● ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;

● обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

● определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

● обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

● определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

● выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

● составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм проведения исследования);

● определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

● описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач;

● планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

● различать результаты и способы действий при достижении результатов;

● определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

● систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;

● отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

● оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

● находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации;

● работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик/показателей результата;

● устанавливать связь между полученными характеристиками результата и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата;

● соотносить свои действия с целью обучения.

4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет:

● определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

● анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

● свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;

● оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

● обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

● фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

● анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

● соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;

● принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения;

● определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

● демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных состояний.

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

● подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

● выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

● выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия;

● объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

● различать/выделять явление из общего ряда других явлений;

● выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий;

● строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

● строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия;

● излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

● самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

● объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;

● выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

● делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

2. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

● обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

● определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

● создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

● строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

● создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

● переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;

● строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

● строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

● анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата.

3. Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

● находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

● устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

4. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Обучающийся сможет:

● определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы;

● осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками;

● формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска;

● соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

● определять возможные роли в совместной деятельности;

● играть определенную роль в совместной деятельности;

● принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);

● определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

● строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

● корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;

● критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;

● договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

● организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

● устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:

● определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства;

● представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

● соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

● высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

● принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

● создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств;

● использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления;

● использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей;

● оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ).

Обучающийся сможет:

● целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

● использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации;

● оперировать данными при решении задачи;

● использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

● создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Формирование технологической культуры

и проектно-технологического мышления обучающихся

Выпускник научится:

● выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;

● определять цели проектирования субъективно нового продукта или технологического решения;

● готовить предложения технических или технологических решений с использованием методов и инструментов развития креативного мышления, в том числе с использованием инструментов, таких как дизайн-мышление, ТРИЗ и др.;

● планировать этапы выполнения работ и ресурсы для достижения целей

● оценивать условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической защищенности;

● прогнозировать по известной технологии итоговые характеристики продукта в зависимости от изменения параметров и/или ресурсов, проверять прогнозы опытно-экспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;

● в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии, проводить анализ возможности использования альтернативных ресурсов, соединять в единый технологический процесс несколько технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или информационного продукта;

● проводить оценку и испытание полученного продукта;

● проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или информационных продуктах;

● описывать технологическое решение с помощью текста, схемы, рисунка, графического изображения и их сочетаний;

● анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации;

● применять базовые принципы бережливого производства, включая принципы организации рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

● проводить анализ конструкции и конструирование механизмов, простейших роботов с помощью материального или виртуального конструктора;

Выпускник получит возможность научиться:

● модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией/заказом/потребностью/задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии;

● технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности описание в виде инструкции или иной технологической документации;

Культура труда (знания в рамках предметной области и бытовые навыки):

- соблюдает правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

- разъясняет содержание понятий "изображение", "эскиз", "материал", "инструмент", "механизм", "робот", "конструкция" и адекватно использует эти понятия;

- организует и поддерживает порядок на рабочем месте;

- применяет и рационально использует материал в соответствии с задачей собственной деятельности;

- осуществляет сохранение информации о результатах деятельности в формах описания, схемы, эскиза, фотографии, графического изображения;

- использует при выполнении учебных задач научно-популярную литературу, справочные материалы и ресурсы интернета;

Предметные результаты освоения сетевого модуля «Робототехника»:

Обучающийся научится:

- разъяснять содержание понятий "робот", "конструкция" и адекватно использовать эти понятия;

-классифицировать роботов по конструкции, сфере применения, степени самостоятельности (автономности), способам управления.

- осуществлять сборку моделей, в том числе с помощью образовательного конструктора по инструкции;

- знать базовые принципы организации взаимодействия технических систем;

Обучающийся получит возможность научиться:

- конструировать модель по заданному прототипу;

- строить простые механизмы.

































  1. СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ «РОБОТОТЕХНИКА» УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В 5 КЛАССЕ


5 класс

(2 ч в неделю, всего 12 ч)

4.Модуль «Робототехника»

Теоретические сведения.

Организация безопасной работы.

Инструктаж по технике безопасности.

Робототехника.

История развития робототехники. Робототехника от глубокой древности до наших дней. От игрушек до серьёзных научных исследовательских проектов. Определение понятия «Робот». Классификация роботов по назначению. Передовые технологические разработки

Простейшие роботы.

Основные составляющие части среды конструктора. Электронные компоненты. Смартхаб, мотор, датчики. Словарь основных терминов. Установка ПО. Подготовка материала. Изучение интерфейса программы

Простые механизмы как часть технологических систем.

Панель инструментов, функциональные команды. Выработка навыка запуска и остановки выполнения команд.

Робототехника и среда конструирования.

Составление на планшете программ в режиме Конструирования. Датчики перемещения и наклона.

Элементы конструкций. Понижающая, повышающая передача.

Проектирование.

Проектирование в программе. Сборка моделей по собственному проекту. Объяснение принципа и назначения модели.

Практические работы.

Исследование характеристик конструкций.

Сборка моделей.

Работа в виртуальной программе конструирования LEGO Digital Designer 4.

Разработка творческого проекта.















III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЕТЕВОГО МОДУЛЯ «РОБОТОТЕХНИКА»

С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ИЗУЧЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ.

(12 часов)

№ урока

Тема

Кол-во часов

Элементы содержания темы,

деятельность обучающихся


1.

Введение в робототехнику.

1

Инструктаж по технике безопасности. История развития робототехники. Робототехника от глубокой древности до наших дней. От игрушек до серьёзных научных исследовательских проектов. Определение понятия «Робот».

2.

Области применения роботов.

1

Классификация роботов по назначению. Передовые технологические разработки в Токио на международной выставке роботов.

Просмотр видео выставки роботов в Токио. Знакомятся с интеллектуальным роботом «Емеля».

3.

Знакомство с конструктором LEGO WeDo 2.0.

1

Основные составляющие части среды конструктора. Электронные компоненты. Смартхаб, мотор, датчики. Словарь основных терминов.

4.

Работа в проекте «Первые шаги».

1

Установка ПО. Подготовка материала. Изучение интерфейса программы. Сортировка элементов. Расположение батареек в отсеке смартхаба.

5.

Построение модели по образцу.

1

Панель инструментов, функциональные команды. Выработка навыка запуска и остановки выполнения команд.

6.

Проект «Майло, научный вездеход».

1

Структура и ход программы. Датчики и их параметры. Сборка модели по образцу.

7.

Совместная работа в проекте.

1

Составление на планшете программ в режиме Конструирования. Датчики перемещения и наклона.

8.

Механизм «Пчела».

1

Звуковые эффекты. Сборка модели по образцу.

9.

Блок «Цикл».

1

Знакомство с понятием «Цикл». Изображение команд в программе и на схеме. Режим ожидания. Датчик движения.

10.

Проект «Гоночный автомобиль».

1

«Работа в виртуальной программе конструирования LEGO Digital Designer 4». Сборка модели по образцу.

11.

Колесо и ось. Зубчатая передача.

1

Элементы конструкций. Понижающая, повышающая передача.

12.

Творческое конструирование.

1

Объяснение принципа и назначения модели. Обобщение пройденного материала.

Литература и средства обучения.

Методическое обеспечение программы

1.    Конструктор ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO Education WeDo модели 2009580) -  6 шт.

2.     Программное обеспечение «LEGO Education WeDo Software »

3.     Инструкции по сборке (в электронном виде CD)

4.     Книга для учителя (в электронном виде CD)

5.     Ноутбук  - 1 шт.

6.     Интерактивная доска.

Информационное обеспечение программы

  1. Наука. Энциклопедия. – М., «РОСМЭН», 2001. – 125 с.

  2. Энциклопедический словарь юного техника. – М., «Педагогика», 1988. – 463 с.

  3. Книга для учителя по работе с конструктором Перворобот LEGO WeDo (LEGO Education WeDo 1.0, 2.0).

  4. Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с., илл.


Интернет-ресурсы

  1. http://9151394.ru/?fuseaction=proj.lego

  2. http://9151394.ru/index.php?fuseaction=konkurs.konkurs

  3. http://www.lego.com/education/

  4. http://www.wroboto.org/

  5. http://www.roboclub.ru/

  6. http://robosport.ru/

  7. http://lego.rkc-74.ru/

  8. http://legoclab.pbwiki.com/

  9. http://www.int-edu.ru/

  10. http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=17

  11. http://do.rkc-74.ru/course/view.php?id=13

  12. http://robotclubchel.blogspot.com/

  13. http://legomet.blogspot.com/

  14. http://httpwwwbloggercomprofile179964.blogspot.com/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!