СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа шахматного кружка "Шахматы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятий - привить любовь к шахматам и самостоятельной работе над ними.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа шахматного кружка "Шахматы"»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Панкрушихинская средняя общеобразовательная школа»

Панкрушихинского района Алтайского края


Согласовано

Зам. директора по УВР


________ Е.В. Печурина

____ 2018 г.

Утверждаю

Директор школы

Ю.И.Гребенщиков

Приказ №

от 2018 г.




Рабочая программа


ШАХМАТНОГО КРУЖКА



«Шахматы.»

1-2-3 классы


Учитель: Береговых Ирина Николаевна

первая квалификационная категория















с. Панкрушиха 2018 г.









1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


История развития культуры убедительно свидетельствует о неуклонном повышении интереса человечества к шахматам. Маленькое шахматное королевство, которого нет на географической карте, стоит незыблемо вот уже полторы тысячи лет. Воины этого королевства, не ведая страха, беспрестанно сражаются, а королевство процветает, становясь богаче. Тридцать две шахматные фигуры на шестидесятичетырёхклеточном поле подчиняются строгим законам и соблюдают древние обычаи. Пройдя многовековой путь своего развития, шахматы из игры одиночек превратились в любимое занятие миллионов. Шахматам посвящены десятки тысяч книг. В различных странах выходят сотни журналов, за соревнованиями сильнейших шахматистов с интересом следят любители древней игры на всех континентах. Выдающиеся политические деятели, военачальники и полководцы, писатели, музыканты, учёные видели и видят в шахматах не просто отдых и развлечение, но и гимнастику ума, увлекательный умственный спорт, создающий произведения своеобразного искусства, эффективное средство воспитания и развития человека.

Использование шахмат – это уникальная возможность для обучения, развития и воспитания учащихся разного возраста. Поэтому к числу наиболее важных социальных функций шахмат, несомненно, должна быть отнесена и функция педагогическая, ориентированная на формирование творческих качеств личности, развитие познавательной активности учащихся, их самостоятельности в принятии оптимальных решений в самых различных ситуациях, требующих повышенного внимания, избирательности в оценке разнообразных факторов, ответственности, высокой культуры и дисциплины мыслительной деятельности. Отличаясь доступностью, простотой и привлекательностью, шахматы вносят всё более весомый вклад во всестороннее, гармоничное развитие человека, независимо от его возраста, профессии, спортивной шахматной квалификации.

К преподаванию теории шахмат должны предъявляться те же педагогические требования, что и к другим областям знания. Ведь речь идёт о школьниках от младшего до старшего возраста, к умственной тренировке которых нужно относиться бережно, не перегружая их абстрактными понятиями и книжными премудростями.

Настоящая программа предусматривает изучение школьниками материала по теории и истории шахмат, участие в соревнованиях, организационно-судейскую практику. Наряду с этим, в шахматном объединении ведётся работа по правильной организации досуга школьников, воспитанию общественной активности.

Цель занятий – не только дать ребятам определённую сумму знаний и довести их до II – III спортивного разряда, но главное – привить любовь к шахматам и самостоятельной работе над ними.

В процессе занятий шахматами члены объединения получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шахматами развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении всех лет обучения юные шахматисты овладевают важнейшими логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. У них формируются навыки работы с книгой-источником, самостоятельной исследовательской работы, умение пользоваться справочной литературой и т.д.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Весь учебный материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.













2. Планируемые результаты изучения учебного предмета


Цели и задачи.


  • Научить обучающихся играть в шахматы,

  • Познать основы теории и практики игры,

  • Привить устойчивый интерес и любовь к игре.

  • Способствовать расширению познавательных возможностей детей.



1-й год обучения:


  • Овладение элементарными основами шахматной игры.

  • Изучение шахматной нотации.

  • Ознакомление с историей возникновения шахмат.

  • Получение первоначальных навыков участия в соревнованиях.



2-й год обучения:


  • Ознакомление с основами тактики, дебюта, эндшпиля, миттельшпиля.

  • Совершенствование приёмов игры.

  • Отработка личного дебютного репертуара.

  • Изучение достижений советской шахматной школы.



3-й год обучения:


  • Совершенствование спортивного мастерства.

  • Формирование индивидуального подхода к шахматам.

  • Накопление опыта участия в ответственных соревнованиях.

  • Углубленное ознакомление с творчеством чемпионов мира и ведущих гроссмейстеров.

  • Выполнение и подтверждение нормативов спортивных разрядов.

В результате обучения уч-ся должен:

После первого года обучения обучающиеся должны овладеть элементарными основами шахматной игры, получить первоначальные навыки участия в соревнованиях, ознакомиться с основными тактическими идеями и приёмами на основе примеров, подчёркивающих красоту шахмат. После 2 года обучения учащиеся должны играть на уровне 2-3 юношеских разрядов.



























\



































Раздел 3: Содержание программы


.

Содержание программы 1 года обучения:




  1. История развития шахмат.

  1. Происхождение шахмат, легенда о радже и мудреце.

  2. Проникновение шахмат в Россию.

  3. Шахматы в Киевской Руси.

  4. Шахматы в Московском государстве.

  1. Элементарные понятия о шахматной игре.

  1. Доска и фигуры. Правила, определяющие порядок игры.

  2. Шахматная нотация.

  3. Сложные правила.

  4. Ценность фигур и пешек.

  5. Некоторые случаи ничьей.

  6. Мат тяжёлыми фигурами.

  7. Упражнения на мат.

  8. Как начинать партию.

  9. Что делать после дебюта.

  10. Использование большого материального перевеса.

  11. Король и пешка против короля.

Практические занятия: Упражнения на овладение нотацией. Игра в «морской бой». Турнирная практика с обязательным требованием записи партии (частичная запись партии). Упражнения на усвоение шахматных правил. Упражнения на мат.

  1. Тактика.

  1. Понятие о тактике и комбинации.

  2. Основные тактические приёмы: вскрытый шах, двойной шах, отвлечение, завлечение.

  3. Комбинация. Наиболее характерные комбинационные возможности различных фигур.

  4. Классификация комбинаций по идеям.

  5. Шахматные задачи.

  6. Ловушки.

  7. Атака на короля.

Практические занятия: Упражнения на овладение основными тактическими идеями посредством расчёта и нахождения типичных комбинаций в специально подобранных примерах.

  1. Окончания.

  1. Простейшие пешечные окончания.

  2. Борьба ферзя против пешки.

  3. Некоторые случаи ничьей при большом материальном перевесе.

  4. Простейшие ладейные окончания.

Практические занятия: Упражнения на овладение приёмами окончания посредством расчёта в специально подобранных примерах.







Содержание программы 2 года обучения:



1.Физическая культура и спорт в Российской Федерации. Понятие о физической культуре.

2.Тактика.

Понятие о тактике и комбинации.

Основные тактические приёмы: вскрытый шах, двойной шах, отвлечение, завлечение.

Комбинация. Наиболее характерные комбинационные возможности различных фигур.

Классификация комбинаций по идеям.

Шахматные задачи.

Ловушки.

Атака на короля.

Практические занятия: Упражнения на овладение основными тактическими идеями посредством расчёта и нахождения типичных комбинаций в специально подобранных примерах.

3.Окончания.

Некоторые случаи ничьей при большом материальном перевесе.

Простейшие ладейные окончания.

Практические занятия: Упражнения на овладение приёмами окончания посредством расчёта в специально подобранных примерах.

4.Элементы стратегии.

  1. Определение стратегии.

  2. Принципы реализации материального преимущества.

  3. Простейшие принципы разыгрывания середины партии.

Практические занятия: Разбор специально подобранных примеров, иллюстрирующих простейшие способы ведения середины партии.

  1. Как изучать дебют.

  1. Определение дебюта как подготовительной стадии к середине игры.

  2. Влияние дебюта на середину игры.

  3. Классификация дебютом.

  4. Основные принципы разыгрывания дебютов.

  1. Шахматный кодекс РФ. Классификационная система. Судейство и организация соревнований.

  1. Простейшие сведения о системе шахматных соревнований.

  2. Правила турнирного поведения.

  1. Классификационные соревнования. Анализ сыгранных партий.

Участие юных шахматистов в классификационных соревнованиях. Разбор сыгранных партий с преподавателем.

  1. Консультационные партии.

Проведение партий по консультации. По окончании партии проводится совместный подробный её разбор под руководством преподавателя. Сеансы одновременной игры.Проведение руководителем сеансов одновременной игры с последующим разбором партий.

  1. Контрольные занятия. Решение задач и этюдов.

Понятие о шахматной композиции.

Практические занятия: Решение задач, этюдов и нахождение комбинаций.

  1. Итоговое занятие. Подведение итогов 2 года обучения.





Раздел 4: Тематическое планирование

1 год обучения.

ТЕМА

Кол-во

часов

1

Волшебный мир шахмат

1

2

Шахматная нотация

1

3

Ладья и слон

1

4

Нападение и взятие

1

5

Пешка

1

6

Король

1

7

Ферзь

1

8

Конь

1

9

Ценность фигур

1

10

Особые ходы пешки

1

11

Повторение (ходы фигур, ценность фигур)

1

12

Турнир по пешечным шахматам

1

13

Защита от нападения

1

14

Шах и защита от него

1

15

Мат

1

16

Простейшие матовые конструкции

1

17

Пат. Ничья.

1

18

Повторение (шах, мат, пат)

1

19

Турнир по круговой системе

1

20

Особой ход - рокировка

1

21

Двойной удар

1

22

Мат королём и ферзём

1

23

Мат ферзём и ладьёй

1

24

Мат двумя ладьями

1

25

Повторение( матование одинокого короля разными фигурами)

1

26

Турнир

1

27

Правила поведения во время игры

1

28

Шахматные часы

1

29

Запись партии

1

30

Вилка

1

31

Сквозной удар

1

32

Итоговый тест

1

33

Подведение итогов года

1



2 год обучения.

ТЕМА

Кол-во

часов

1

Физическая культура и спорт в Российской Федерации. Понятие о физической культуре.

1

2

Шахматная нотация

1

3

Понятие о тактике и комбинации.


1

4

Основные тактические приёмы: вскрытый шах, двойной шах, отвлечение, завлечение.


1

5

Комбинация. Наиболее характерные комбинационные возможности различных фигур.


1

6

Классификация комбинаций по идеям

1

7

Шахматные задачи

1

8

Ловушки.


1

9

Атака на короля.


1

10

Практические занятия: Упражнения на овладение основными тактическими идеями посредством расчёта и нахождения типичных комбинаций в специально подобранных примерах

1

11

Окончания.

Некоторые случаи ничьей при большом материальном перевесе.

1

12

Простейшие ладейные окончания

1

13

Практические занятия: Упражнения на овладение приёмами окончания посредством расчёта в специально подобранных примерах.

1

14

Определение стратегии..

1

15

Принципы реализации материального преимущества

1

16

Простейшие принципы разыгрывания середины партии

1

17

Практические занятия: Разбор специально подобранных примеров, иллюстрирующих простейшие способы ведения середины партии

1

18

Определение дебюта как подготовительной стадии к середине игры.

Влияние дебюта на середину игры.

Классификация дебютом.

1

19

Основные принципы разыгрывания дебютов

1

20

Простейшие сведения о системе шахматных соревнований.

Правила турнирного поведения

1

21-22

Турнир по круговой системе

2

23

Разбор сыгранных партий с преподавателем.


1

24-25

Сеансы одновременной игры

2

26

. Разбор сыгранных партий с преподавателем

1

27

Понятие о шахматной композиции

1

28-29

Турнир

2

30

Правила поведения во время игры

1

31-32

Практические занятия: Решение задач, этюдов и нахождение комбинаций

2

33

Итоговый тест

1

34

Подведение итогов года

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!