Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Панкрушихинская средняя общеобразовательная школа»
Панкрушихинского района Алтайского края
Согласовано Зам. директора по УВР ________ Е.В. Печурина ____ 2018 г. | Утверждаю Директор школы Ю.И.Гребенщиков Приказ № от 2018 г. |
Рабочая программа
ШАХМАТНОГО КРУЖКА
«Шахматы.»
1-2-3 классы
Учитель: Береговых Ирина Николаевна
первая квалификационная категория
с. Панкрушиха 2018 г.
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
История развития культуры убедительно свидетельствует о неуклонном повышении интереса человечества к шахматам. Маленькое шахматное королевство, которого нет на географической карте, стоит незыблемо вот уже полторы тысячи лет. Воины этого королевства, не ведая страха, беспрестанно сражаются, а королевство процветает, становясь богаче. Тридцать две шахматные фигуры на шестидесятичетырёхклеточном поле подчиняются строгим законам и соблюдают древние обычаи. Пройдя многовековой путь своего развития, шахматы из игры одиночек превратились в любимое занятие миллионов. Шахматам посвящены десятки тысяч книг. В различных странах выходят сотни журналов, за соревнованиями сильнейших шахматистов с интересом следят любители древней игры на всех континентах. Выдающиеся политические деятели, военачальники и полководцы, писатели, музыканты, учёные видели и видят в шахматах не просто отдых и развлечение, но и гимнастику ума, увлекательный умственный спорт, создающий произведения своеобразного искусства, эффективное средство воспитания и развития человека.
Использование шахмат – это уникальная возможность для обучения, развития и воспитания учащихся разного возраста. Поэтому к числу наиболее важных социальных функций шахмат, несомненно, должна быть отнесена и функция педагогическая, ориентированная на формирование творческих качеств личности, развитие познавательной активности учащихся, их самостоятельности в принятии оптимальных решений в самых различных ситуациях, требующих повышенного внимания, избирательности в оценке разнообразных факторов, ответственности, высокой культуры и дисциплины мыслительной деятельности. Отличаясь доступностью, простотой и привлекательностью, шахматы вносят всё более весомый вклад во всестороннее, гармоничное развитие человека, независимо от его возраста, профессии, спортивной шахматной квалификации.
К преподаванию теории шахмат должны предъявляться те же педагогические требования, что и к другим областям знания. Ведь речь идёт о школьниках от младшего до старшего возраста, к умственной тренировке которых нужно относиться бережно, не перегружая их абстрактными понятиями и книжными премудростями.
Настоящая программа предусматривает изучение школьниками материала по теории и истории шахмат, участие в соревнованиях, организационно-судейскую практику. Наряду с этим, в шахматном объединении ведётся работа по правильной организации досуга школьников, воспитанию общественной активности.
Цель занятий – не только дать ребятам определённую сумму знаний и довести их до II – III спортивного разряда, но главное – привить любовь к шахматам и самостоятельной работе над ними.
В процессе занятий шахматами члены объединения получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шахматами развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении всех лет обучения юные шахматисты овладевают важнейшими логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. У них формируются навыки работы с книгой-источником, самостоятельной исследовательской работы, умение пользоваться справочной литературой и т.д.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Весь учебный материал программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Цели и задачи.
Научить обучающихся играть в шахматы,
Познать основы теории и практики игры,
Привить устойчивый интерес и любовь к игре.
Способствовать расширению познавательных возможностей детей.
1-й год обучения:
Овладение элементарными основами шахматной игры.
Изучение шахматной нотации.
Ознакомление с историей возникновения шахмат.
Получение первоначальных навыков участия в соревнованиях.
2-й год обучения:
Ознакомление с основами тактики, дебюта, эндшпиля, миттельшпиля.
Совершенствование приёмов игры.
Отработка личного дебютного репертуара.
Изучение достижений советской шахматной школы.
3-й год обучения:
Совершенствование спортивного мастерства.
Формирование индивидуального подхода к шахматам.
Накопление опыта участия в ответственных соревнованиях.
Углубленное ознакомление с творчеством чемпионов мира и ведущих гроссмейстеров.
Выполнение и подтверждение нормативов спортивных разрядов.
В результате обучения уч-ся должен:
После первого года обучения обучающиеся должны овладеть элементарными основами шахматной игры, получить первоначальные навыки участия в соревнованиях, ознакомиться с основными тактическими идеями и приёмами на основе примеров, подчёркивающих красоту шахмат. После 2 года обучения учащиеся должны играть на уровне 2-3 юношеских разрядов.
\
Раздел 3: Содержание программы
.
Содержание программы 1 года обучения:
История развития шахмат.
Происхождение шахмат, легенда о радже и мудреце.
Проникновение шахмат в Россию.
Шахматы в Киевской Руси.
Шахматы в Московском государстве.
Элементарные понятия о шахматной игре.
Доска и фигуры. Правила, определяющие порядок игры.
Шахматная нотация.
Сложные правила.
Ценность фигур и пешек.
Некоторые случаи ничьей.
Мат тяжёлыми фигурами.
Упражнения на мат.
Как начинать партию.
Что делать после дебюта.
Использование большого материального перевеса.
Король и пешка против короля.
Практические занятия: Упражнения на овладение нотацией. Игра в «морской бой». Турнирная практика с обязательным требованием записи партии (частичная запись партии). Упражнения на усвоение шахматных правил. Упражнения на мат.
Тактика.
Понятие о тактике и комбинации.
Основные тактические приёмы: вскрытый шах, двойной шах, отвлечение, завлечение.
Комбинация. Наиболее характерные комбинационные возможности различных фигур.
Классификация комбинаций по идеям.
Шахматные задачи.
Ловушки.
Атака на короля.
Практические занятия: Упражнения на овладение основными тактическими идеями посредством расчёта и нахождения типичных комбинаций в специально подобранных примерах.
Окончания.
Простейшие пешечные окончания.
Борьба ферзя против пешки.
Некоторые случаи ничьей при большом материальном перевесе.
Простейшие ладейные окончания.
Практические занятия: Упражнения на овладение приёмами окончания посредством расчёта в специально подобранных примерах.
Содержание программы 2 года обучения:
1.Физическая культура и спорт в Российской Федерации. Понятие о физической культуре.
2.Тактика.
Понятие о тактике и комбинации.
Основные тактические приёмы: вскрытый шах, двойной шах, отвлечение, завлечение.
Комбинация. Наиболее характерные комбинационные возможности различных фигур.
Классификация комбинаций по идеям.
Шахматные задачи.
Ловушки.
Атака на короля.
Практические занятия: Упражнения на овладение основными тактическими идеями посредством расчёта и нахождения типичных комбинаций в специально подобранных примерах.
3.Окончания.
Некоторые случаи ничьей при большом материальном перевесе.
Простейшие ладейные окончания.
Практические занятия: Упражнения на овладение приёмами окончания посредством расчёта в специально подобранных примерах.
4.Элементы стратегии.
Определение стратегии.
Принципы реализации материального преимущества.
Простейшие принципы разыгрывания середины партии.
Практические занятия: Разбор специально подобранных примеров, иллюстрирующих простейшие способы ведения середины партии.
Как изучать дебют.
Определение дебюта как подготовительной стадии к середине игры.
Влияние дебюта на середину игры.
Классификация дебютом.
Основные принципы разыгрывания дебютов.
Шахматный кодекс РФ. Классификационная система. Судейство и организация соревнований.
Простейшие сведения о системе шахматных соревнований.
Правила турнирного поведения.
Классификационные соревнования. Анализ сыгранных партий.
Участие юных шахматистов в классификационных соревнованиях. Разбор сыгранных партий с преподавателем.
Консультационные партии.
Проведение партий по консультации. По окончании партии проводится совместный подробный её разбор под руководством преподавателя. Сеансы одновременной игры.Проведение руководителем сеансов одновременной игры с последующим разбором партий.
Контрольные занятия. Решение задач и этюдов.
Понятие о шахматной композиции.
Практические занятия: Решение задач, этюдов и нахождение комбинаций.
Итоговое занятие. Подведение итогов 2 года обучения.
Раздел 4: Тематическое планирование
1 год обучения.
№ | ТЕМА | Кол-во часов |
1 | Волшебный мир шахмат | 1 |
2 | Шахматная нотация | 1 |
3 | Ладья и слон | 1 |
4 | Нападение и взятие | 1 |
5 | Пешка | 1 |
6 | Король | 1 |
7 | Ферзь | 1 |
8 | Конь | 1 |
9 | Ценность фигур | 1 |
10 | Особые ходы пешки | 1 |
11 | Повторение (ходы фигур, ценность фигур) | 1 |
12 | Турнир по пешечным шахматам | 1 |
13 | Защита от нападения | 1 |
14 | Шах и защита от него | 1 |
15 | Мат | 1 |
16 | Простейшие матовые конструкции | 1 |
17 | Пат. Ничья. | 1 |
18 | Повторение (шах, мат, пат) | 1 |
19 | Турнир по круговой системе | 1 |
20 | Особой ход - рокировка | 1 |
21 | Двойной удар | 1 |
22 | Мат королём и ферзём | 1 |
23 | Мат ферзём и ладьёй | 1 |
24 | Мат двумя ладьями | 1 |
25 | Повторение( матование одинокого короля разными фигурами) | 1 |
26 | Турнир | 1 |
27 | Правила поведения во время игры | 1 |
28 | Шахматные часы | 1 |
29 | Запись партии | 1 |
30 | Вилка | 1 |
31 | Сквозной удар | 1 |
32 | Итоговый тест | 1 |
33 | Подведение итогов года | 1 |
2 год обучения.
№ | ТЕМА | Кол-во часов |
1 | Физическая культура и спорт в Российской Федерации. Понятие о физической культуре. | 1 |
2 | Шахматная нотация | 1 |
3 | Понятие о тактике и комбинации. | 1 |
4 | Основные тактические приёмы: вскрытый шах, двойной шах, отвлечение, завлечение. | 1 |
5 | Комбинация. Наиболее характерные комбинационные возможности различных фигур. | 1 |
6 | Классификация комбинаций по идеям | 1 |
7 | Шахматные задачи | 1 |
8 | Ловушки. | 1 |
9 | Атака на короля. | 1 |
10 | Практические занятия: Упражнения на овладение основными тактическими идеями посредством расчёта и нахождения типичных комбинаций в специально подобранных примерах | 1 |
11 | Окончания. Некоторые случаи ничьей при большом материальном перевесе. | 1 |
12 | Простейшие ладейные окончания | 1 |
13 | Практические занятия: Упражнения на овладение приёмами окончания посредством расчёта в специально подобранных примерах. | 1 |
14 | Определение стратегии.. | 1 |
15 | Принципы реализации материального преимущества | 1 |
16 | Простейшие принципы разыгрывания середины партии | 1 |
17 | Практические занятия: Разбор специально подобранных примеров, иллюстрирующих простейшие способы ведения середины партии | 1 |
18 | Определение дебюта как подготовительной стадии к середине игры. Влияние дебюта на середину игры. Классификация дебютом. | 1 |
19 | Основные принципы разыгрывания дебютов | 1 |
20 | Простейшие сведения о системе шахматных соревнований. Правила турнирного поведения | 1 |
21-22 | Турнир по круговой системе | 2 |
23 | Разбор сыгранных партий с преподавателем. | 1 |
24-25 | Сеансы одновременной игры | 2 |
26 | . Разбор сыгранных партий с преподавателем | 1 |
27 | Понятие о шахматной композиции | 1 |
28-29 | Турнир | 2 |
30 | Правила поведения во время игры | 1 |
31-32 | Практические занятия: Решение задач, этюдов и нахождение комбинаций | 2 |
33 | Итоговый тест | 1 |
34 | Подведение итогов года | 1 |