СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Шахматы в школе , 1-4 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю (1 класс – 33 часа в год, 2 класс – 34 часа в год, 3 класс – 34 часа в год, 4 класс – 34 часа в год)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Шахматы в школе , 1-4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»


Рассмотрена:

на заседании ШМО учителей - предметников

протокол № 7

от 21 июня 2016г.


Согласована:

заместителем

директора по УВР

Новикова В. П.

22 августа 2016г.


Утверждена:

приказом директора

МБОУ СОШ №19

от 23 августа 2016г.

№187

Бочарова А.Н

( руководитель ШМО)










Рабочая программа



Шахматы в школе , 1-4 класс

(название учебного предмета, класс)


Симонова Оксана Николаевна, без категории

(Ф.И.О. учителя, квалификационная категория)


















20_______-20_________учебный год



Рабочая программа по шахматам за курс 1-4 класса составлена в соответствии с:

  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);

  • основной образовательной программой основного общего образования на 2015-2020 годы, утвержденной приказом директора МБОУ СОШ №19 от 31.08.2018г № 342


Объем программы: программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю (1 класс – 33 часа в год, 2 класс – 34 часа в год, 3 класс – 34 часа в год, 4 класс – 34 часа в год)

Учебник, используемый при реализации учебного предмета « Шахматы в школе» Е.А.Прудникова и Е.И.Волкова « Шахматы в школе» 1 год обучения, 2 год обучения, 3 год обучения, 4 год обучения.


Целью программы: является создание условий для гармоничного когнитивного

развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.

Задачи программы: подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные.

Общие задачи направлены на:

– массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;

– приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;

– открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;

– выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям

шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;

Образовательные задачи способствуют:

– приобретению знаний из истории развития шахмат;

– постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;

– овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами,

способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;

– освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;

– знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;


– изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.

Оздоровительные задачи направлены на формирование:

– представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в

частности;

– первоначальных умений само регуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений.

Воспитательные задачи способствуют:

– приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;

– воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

– формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Шахматы в школе».

2.2. Предметные результаты освоения учебного предмета:

Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

В результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должны

знать /применять:

– правила техники безопасности во время занятий;

– историю возникновения и развития шахматной игры;

– имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой

вклад они внесли в развитие шахмат;

– вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;

– историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения сорев-

нований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист-

спортсмен;

– историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шах-

матных деятелей России;

– приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.

К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:

– уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вер-

тикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взя-

тие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат,

ничья; – знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила

хода и взятия каждой фигуры;

– иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные

угрозы партнёра;

– ориентироваться на шахматной доске;

– играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами

без нарушений правил шахматного кодекса;

– правильно располагать шахматную доску между партнёрами;

– правильно расставлять фигуры перед игрой;

– различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

– рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи

на мат в один ход;

– знать, что такое ничья, пат и вечный шах;

– знать «цену» каждой шахматной фигуры;

– усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй,

ферзём и королём;

– владеть способом взятия на проходе;

– записывать шахматную партию;

– уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с за-

писью своих ходов и ходов партнёра.

К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:

– уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, напа-

дать и создавать угрозы;

– защищать свои фигуры от нападения и угроз;

– решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы

в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;

– ставить мат одинокому королю ладьёй и королём; – разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно

выводя фигуры в дебюте;

– реализовывать большое материальное преимущество.

К концу третьего учебного года (третьего класса) учащиеся должны:

– владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение»,

«уничтожение защиты», «спёртый мат»;

– понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в нача-ле партии;

– знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;

– уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;

– принимать участие в шахматных соревнованиях.

К концу четвёртого учебного года (четвёртого класса) учащиеся должны:

– владеть основными шахматными понятиями;

– владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариан-тов в практической игре;

– находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два–

три хода;

– знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые

дебюты и их теоретические варианты;

– уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;

– разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили,

знать теоретические позиции;

– уметь реализовывать материальное преимущество;

– принимать участие в шахматных соревнованиях.


3. Содержание учебного предмета « Шахматы в школе» в 1-4 классе:

Теоретические основы и правила шахматной игры

История шахмат

Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи,

оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам.

Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры.

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах

и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет.

Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные

термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и

легкофигурных эндшпилей.

Практико-соревновательная деятельность

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.








Тематическое планирование

п/п

Виды деятельности

Распределение учебных часов

1 год

2 год

3 год

4 год

Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры


Сведения из истории

шахмат

1

1

1

1


Базовые понятия

шахматной игры

29

20

20

22

Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность


Конкурсы решения

позиций

-

4

4

2


Соревнования

3

8

8

8


Шахматные праздники

-

1

1

1

Общее количество часов

33

34

34

34




4. Календарно-тематическое планирование по учебному предмету « Шахматы в школе»


Календарно-тематическое планирование по шахматам

1 год обучения

Количество часов за учебный год: 33 ч.

п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата

План

Фактически



Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры


1


Шахматы мои друзья. История возникновения шахмат.


1



2

Шахматная доска

1



3

Горизонталь

1



4

Вертикаль

1



5

Диагональ

1



6

Шахматная нотация

1



7

Шахматные фигуры, и начальная позиция

1




8

Ладья

1



9

Слон

1



10

Ферзь

1



11

Конь

1



12

Пешка

1



13

Превращение пешки

1



14

Король

1



15

Ценность фигур

1



16

Нападение

1



17

Взятие. Взятие на проходе

1



18

Шах и защита от шаха

1



19

Мат

1



20

Пат – ничья

1



21

Рокировка

1



22

Основные принципы игры

в начале партии

1




23

Мат двумя ладьями

одинокому королю

1




24

Мат ферзём и ладьёй

одинокому королю

1




25

Мат ферзём и королём

одинокому королю

1




26

Материальное преимущество

1



27

Нарушение основных принципов игры в начале партии

1



28

Партии- миниатюры

1



29

Запись шахматной партии

1



30

Шахматный этикет

1



Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность

30-33

Шахматный турнир

3











Календарно-тематическое планирование по шахматам

2 год обучения

Количество часов за учебный год: 34 ч

п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата

План

Фактически



Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры



1

Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и в ы-дающиеся шахматисты мира


1



2

Шахматные фигуры

(повторение)

1



3

Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него.

Рокировка (повторение)

1



4

Мат. Пат. Мат одинокому к о-ролю королём и ладьёй. Мат в

один ход (повторение)

1



5

Защита в шахматной партии :

уход из - под нападения, уничтожение атакующей фигуры,

защита фигуры

1



6

Защита в шахматной партии :

перекрытие, контрнападение.

1



Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность


7

Конкурс решения позиций:

как бы вы сыграли?

1




8

Тактический приём « двойной

удар»

1



9

Тактический приём « связка »

1



10

Конкурс решения позиций:

как бы вы сыграли ?

1



11

Тактический приём « ловля

фигуры»

1



12

Тактический приём « сквозной

удар»

1



13

Мат на последней горизонтали

1



14

Конкурс решения позиций:

как бы вы сыграли?

1



15

Тактический приём « открытый шах »

1



16

Тактический приём « двойной

шах»

1



17-20

Шахматный турнир

4



21

Основы игры в дебюте: дебютные лову- шки

1



22-23

Основы игры в дебюте: атака

на короля

3



24-25

Основы эндшпиля: реализация большого материального

преимущества

2



26-28

Основы анализа шахматной

партии

3



29

Конкурс решения позиций:

как бы вы сыграли?

1




30 – 33

Шахматный турнир

4




34

Шахматный праздник

1







Календарно-тематическое планирование по шахматам

3 год обучения

Количество часов за учебный год: 34 ч


п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата

План

Фактически



Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры



1

Из истории возникновения

соревнований по шахматам .

Системы проведения шахматных соревнований.


1



2

Матование одинокого короля

разными фигурами (повторение )

1



3

Тактические комбинации и

приёмы «связка», «сквозной

удар», «двойной удар», «ловля

фигуры» (повторение )

1



4

Тактические комбинации и

при ё мы «двойной шах», «от-крытый шах» (п овторение )

1



Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность


5

Конкурс решения позиций:

как бы вы сыграли?

1




6

Тактический приём « завлечение »

1



7

Тактический приём « отвлечение »

1



8

Тактический приём « уничтожение защиты»

1



9

Тактический приём « спёртый

мат»

1



10

Сочетание тактических приёмов

1



11

Конкурс решения позиций:

как бы вы сыграли?

1



12

Борьба за инициативу

1



13

Основы дебюты: атака на нерокировав -шегося короля

1



14

Атака на рокировавшегося короля

1



15

Конкурс решения позиций:

как бы вы сыграли?

1



16 – 19

Шахматный турнир

4



20

Основы анализа шахматной

партии : выбери ход и найди

план

1



21

Основы пешечного эндшпиля:

проходная пешка, правило

квадрата

1



22

Основы пешечного эндшпиля:

крайняя пешка, «отталкивание

плечом»

1



23

Основы пешечного эндшпиля:

оппозиция и ключевые поля

1




24

Основы пешечного эндшпиля:

король с пешкой против короля с пешкой

1




25

Основы пешечного эндшпиля:

король против пешек, правило

блуждающего квадрата

1




26

Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь

против пешки

1




27

Конкурс решения позиций:

как бы вы сыграли?

1



28

Сыграй как чемпион мира .

Партия В. Крамник –

Д. Садвакасов

1



29

Сыграй как чемпион мира.

Партия В. Ананд – М. Карлсен

1




30-33

Шахматный турнир

4




34

Шахматный праздник

1




Календарно-тематическое планирование по шахматам

4 год обучения

Количество часов за учебный год: 34 ч

п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата

План

Фактически



Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры



1



1



2

1



3


1



4


1



5


1



6


1



Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность


7


1




8


1



9


1



10


1



11


1



12


1



13


1



14


1



15


1



16


1



17-20


4



21


1



22-23


3



24-25


2



26-28


3



29


1




30 – 33


4




34


1







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!