Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рассмотрена:
на заседании ШМО учителей - предметников
протокол № 7
от 21 июня 2016г.
Согласована:
заместителем
директора по УВР
Новикова В. П.
22 августа 2016г.
Утверждена:
приказом директора
МБОУ СОШ №19
от 23 августа 2016г.
№187
Бочарова А.Н
( руководитель ШМО)
Рабочая программа
Шахматы в школе , 1-4 класс
(название учебного предмета, класс)
Симонова Оксана Николаевна, без категории
(Ф.И.О. учителя, квалификационная категория)
20_______-20_________учебный год
Рабочая программа по шахматам за курс 1-4 класса составлена в соответствии с:
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
основной образовательной программой основного общего образования на 2015-2020 годы, утвержденной приказом директора МБОУ СОШ №19 от 31.08.2018г № 342
Объем программы: программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию курса отводится 1 час в неделю (1 класс – 33 часа в год, 2 класс – 34 часа в год, 3 класс – 34 часа в год, 4 класс – 34 часа в год)
Учебник, используемый при реализации учебного предмета « Шахматы в школе» Е.А.Прудникова и Е.И.Волкова « Шахматы в школе» 1 год обучения, 2 год обучения, 3 год обучения, 4 год обучения.
Целью программы: является создание условий для гармоничного когнитивного
развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.
Задачи программы: подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные.
Общие задачи направлены на:
– массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;
– приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;
– открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;
– выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям
шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
Образовательные задачи способствуют:
– приобретению знаний из истории развития шахмат;
– постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;
– овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами,
способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;
– освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
– знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;
– изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные задачи направлены на формирование:
– представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в
частности;
– первоначальных умений само регуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений.
Воспитательные задачи способствуют:
– приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;
– воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
– формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Шахматы в школе».
2.2. Предметные результаты освоения учебного предмета:
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должны
знать /применять:
– правила техники безопасности во время занятий;
– историю возникновения и развития шахматной игры;
– имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой
вклад они внесли в развитие шахмат;
– вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
– историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения сорев-
нований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист-
спортсмен;
– историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шах-
матных деятелей России;
– приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.
К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:
– уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вер-
тикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взя-
тие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат,
ничья; – знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила
хода и взятия каждой фигуры;
– иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные
угрозы партнёра;
– ориентироваться на шахматной доске;
– играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами
без нарушений правил шахматного кодекса;
– правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
– правильно расставлять фигуры перед игрой;
– различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
– рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи
на мат в один ход;
– знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
– знать «цену» каждой шахматной фигуры;
– усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй,
ферзём и королём;
– владеть способом взятия на проходе;
– записывать шахматную партию;
– уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с за-
писью своих ходов и ходов партнёра.
К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:
– уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, напа-
дать и создавать угрозы;
– защищать свои фигуры от нападения и угроз;
– решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы
в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;
– ставить мат одинокому королю ладьёй и королём; – разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно
выводя фигуры в дебюте;
– реализовывать большое материальное преимущество.
К концу третьего учебного года (третьего класса) учащиеся должны:
– владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение»,
«уничтожение защиты», «спёртый мат»;
– понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в нача-ле партии;
– знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;
– уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;
– принимать участие в шахматных соревнованиях.
К концу четвёртого учебного года (четвёртого класса) учащиеся должны:
– владеть основными шахматными понятиями;
– владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариан-тов в практической игре;
– находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два–
три хода;
– знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые
дебюты и их теоретические варианты;
– уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;
– разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили,
знать теоретические позиции;
– уметь реализовывать материальное преимущество;
– принимать участие в шахматных соревнованиях.
3. Содержание учебного предмета « Шахматы в школе» в 1-4 классе:
Теоретические основы и правила шахматной игры
История шахмат
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи,
оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам.
Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры.
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах
и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет.
Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные
термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и
легкофигурных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.
Тематическое планирование
№ п/п | Виды деятельности | Распределение учебных часов |
1 год | 2 год | 3 год | 4 год |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры |
| Сведения из истории шахмат | 1 | 1 | 1 | 1 |
| Базовые понятия шахматной игры | 29 | 20 | 20 | 22 |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность |
| Конкурсы решения позиций | - | 4 | 4 | 2 |
| Соревнования | 3 | 8 | 8 | 8 |
| Шахматные праздники | - | 1 | 1 | 1 |
Общее количество часов | 33 | 34 | 34 | 34 |
4. Календарно-тематическое планирование по учебному предмету « Шахматы в школе»
Календарно-тематическое планирование по шахматам
1 год обучения
Количество часов за учебный год: 33 ч.
п/п № | Тема урока | Количество часов | Дата |
План | Фактически |
| |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры |
1 | Шахматы мои друзья. История возникновения шахмат. | 1 | | |
2 | Шахматная доска | 1 | | |
3 | Горизонталь | 1 | | |
4 | Вертикаль | 1 | | |
5 | Диагональ | 1 | | |
6 | Шахматная нотация | 1 | | |
7 | Шахматные фигуры, и начальная позиция | 1 | | |
8 | Ладья | 1 | | |
9 | Слон | 1 | | |
10 | Ферзь | 1 | | |
11 | Конь | 1 | | |
12 | Пешка | 1 | | |
13 | Превращение пешки | 1 | | |
14 | Король | 1 | | |
15 | Ценность фигур | 1 | | |
16 | Нападение | 1 | | |
17 | Взятие. Взятие на проходе | 1 | | |
18 | Шах и защита от шаха | 1 | | |
19 | Мат | 1 | | |
20 | Пат – ничья | 1 | | |
21 | Рокировка | 1 | | |
22 | Основные принципы игры в начале партии | 1 | | |
23 | Мат двумя ладьями одинокому королю | 1 | | |
24 | Мат ферзём и ладьёй одинокому королю | 1 | | |
25 | Мат ферзём и королём одинокому королю | 1 | | |
26 | Материальное преимущество | 1 | | |
27 | Нарушение основных принципов игры в начале партии | 1 | | |
28 | Партии- миниатюры | 1 | | |
29 | Запись шахматной партии | 1 | | |
30 | Шахматный этикет | 1 | | |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность |
30-33 | Шахматный турнир | 3 | | |
Календарно-тематическое планирование по шахматам
2 год обучения
Количество часов за учебный год: 34 ч
п/п № | Тема урока | Количество часов | Дата |
План | Фактически |
| |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры |
1 | Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и в ы-дающиеся шахматисты мира | 1 | | |
2 | Шахматные фигуры (повторение) | 1 | | |
3 | Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение) | 1 | | |
4 | Мат. Пат. Мат одинокому к о-ролю королём и ладьёй. Мат в один ход (повторение) | 1 | | |
5 | Защита в шахматной партии : уход из - под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры | 1 | | |
6 | Защита в шахматной партии : перекрытие, контрнападение. | 1 | | |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность |
7 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | | |
8 | Тактический приём « двойной удар» | 1 | | |
9 | Тактический приём « связка » | 1 | | |
10 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли ? | 1 | | |
11 | Тактический приём « ловля фигуры» | 1 | | |
12 | Тактический приём « сквозной удар» | 1 | | |
13 | Мат на последней горизонтали | 1 | | |
14 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | | |
15 | Тактический приём « открытый шах » | 1 | | |
16 | Тактический приём « двойной шах» | 1 | | |
17-20 | Шахматный турнир | 4 | | |
21 | Основы игры в дебюте: дебютные лову- шки | 1 | | |
22-23 | Основы игры в дебюте: атака на короля | 3 | | |
24-25 | Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества | 2 | | |
26-28 | Основы анализа шахматной партии | 3 | | |
29 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | | |
30 – 33 | Шахматный турнир | 4 | | |
34 | Шахматный праздник | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование по шахматам
3 год обучения
Количество часов за учебный год: 34 ч
п/п № | Тема урока | Количество часов | Дата |
План | Фактически |
| |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры |
1 | Из истории возникновения соревнований по шахматам . Системы проведения шахматных соревнований. | 1 | | |
2 | Матование одинокого короля разными фигурами (повторение ) | 1 | | |
3 | Тактические комбинации и приёмы «связка», «сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры» (повторение ) | 1 | | |
4 | Тактические комбинации и при ё мы «двойной шах», «от-крытый шах» (п овторение ) | 1 | | |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность |
5 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | | |
6 | Тактический приём « завлечение » | 1 | | |
7 | Тактический приём « отвлечение » | 1 | | |
8 | Тактический приём « уничтожение защиты» | 1 | | |
9 | Тактический приём « спёртый мат» | 1 | | |
10 | Сочетание тактических приёмов | 1 | | |
11 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | | |
12 | Борьба за инициативу | 1 | | |
13 | Основы дебюты: атака на нерокировав -шегося короля | 1 | | |
14 | Атака на рокировавшегося короля | 1 | | |
15 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | | |
16 – 19 | Шахматный турнир | 4 | | |
20 | Основы анализа шахматной партии : выбери ход и найди план | 1 | | |
21 | Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата | 1 | | |
22 | Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом» | 1 | | |
23 | Основы пешечного эндшпиля: оппозиция и ключевые поля | 1 | | |
24 | Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля с пешкой | 1 | | |
25 | Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило блуждающего квадрата | 1 | | |
26 | Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки | 1 | | |
27 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | | |
28 | Сыграй как чемпион мира . Партия В. Крамник – Д. Садвакасов | 1 | | |
29 | Сыграй как чемпион мира. Партия В. Ананд – М. Карлсен | 1 | | |
30-33 | Шахматный турнир | 4 | | |
34 | Шахматный праздник | 1 | | |
Календарно-тематическое планирование по шахматам
4 год обучения
Количество часов за учебный год: 34 ч
п/п № | Тема урока | Количество часов | Дата |
План | Фактически |
| |
Раздел 1. Теоретические основы и правила шахматной игры |
1 | | 1 | | |
2 | | 1 | | |
3 | | 1 | | |
4 | | 1 | | |
5 | | 1 | | |
6 | | 1 | | |
Раздел 2. Практико-соревновательная деятельность |
7 | | 1 | | |
8 | | 1 | | |
9 | | 1 | | |
10 | | 1 | | |
11 | | 1 | | |
12 | | 1 | | |
13 | | 1 | | |
14 | | 1 | | |
15 | | 1 | | |
16 | | 1 | | |
17-20 | | 4 | | |
21 | | 1 | | |
22-23 | | 3 | | |
24-25 | | 2 | | |
26-28 | | 3 | | |
29 | | 1 | | |
30 – 33 | | 4 | | |
34 | | 1 | | |