--------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков программы, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
География как учебный предмет для детей, обучающихся по коррекционным программам имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.
Основные задачи современного школьного курса географии - дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.
Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью,
черчением, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение».
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания географии предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний умственно отсталыми учащимися.
В программе выделены практические работы, указаны межпредметные связи, а также сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников.
Поскольку миграция выпускников вспомогательных школ мала, они остаются жить и работать в той местности, в которой учились - основное внимание в курсе географии реализуется краеведческий принцип («География своей местности»). Изучение своей местности помогает сформировать более четкие представления о природных объектах и явлениях, облегчает овладение многими географическими знаниями, позволяет теснее увязать преподавание географии с жизнью, включить учащихся в решение доступных для них проблем окружающей действительности и тем самым воспитывать любовь к Отечеству. Важно, чтобы в процессе краеведческой работы учащиеся овладели культурой поведения в природе, научились быстро ориентироваться и правильно вести себя во время стихийных бедствий.
Эта тема стала концентром всего курса географии.
Так, в 6 классе введены уроки, которые позволяют обобщить материал, полученный на экскурсиях в ближайшее окружение.
В 7 классе при изучении природных зон России внимание уделялось той природной зоне, в которой расположено наше село.
В 9 классе, более глубокому, ознакомлению с особенностями природы и хозяйства своего края посвящена вся IV четверть.
«География своей местности» (9 класс, IV четверть) венчает весь географический цикл.
Особое внимание уделяется изучению социальных, экологических и культурологических аспектов. Рассмотрение вопросов истории, этнографии, национальных и региональных культурных традиций будет способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств и в значительной степени повысит интерес к изучаемому предмету.
4-5. Франция (Французская Республика).
9-10. Италия (Итальянская Республика).
11. Греция (Греческая Республика).
Словакия (Словацкая Республика).
26. Казахстан (Республика Казахстан).
39-40. Китай (Китайская Народная Республика).
43-44. Япония.
45.Таиланд.
46. Вьетнам.
47. Индонезия.
47. Россия (Российская Федерация) — крупнейшее государствоЕвразии.
52. Повторение. Государства на карте.
№ 1. Обозначение на контурной карте государств Евразии, их столиц и изученных городов.
№ 2. Нанесение границы Европы и Азии.
№ 3. Составление альбома «По странам и континентам».
Водоснабжение нашего края питьевой водой. Охрана водоемов.
растения, грибы, орехи, ягоды, лекарственные растения). Красная книга. Охрана растительного мира.
животные, птицы, рыбы, земноводные, насекомые). Вред природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных. Помощь
зимующим птицам. Заповедники, заказники.
фольклорные песни и танцы, национальная кухня.
где могут работать выпускники школы.
бахчеводство и т.п.).
№ 4. Обозначить на контурной карте России свою область.
№ 5. На карте своей области обозначить условными знаками, вырезанными из картона,
месторождения полезных ископаемых, цветными кружками — областной и районные центры.
№ 6. Записать в тетрадь названия местных водоемов, форм земной поверхности, фамилии известных людей области.
№7. Зарисовать и подписать растения и животных, занесенных в Красную книгу области.
№ 8. К карте своей области прикрепить контуры наиболее распространенных растений и животных, отметить заповедные места.
№ 9. Вычертить простейшую схему структуры народного хозяйства области.
Особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;
медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.
по иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города Евразии;
находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте природных зон);
давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;
называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;
правильно вести себя в природе.
№ урока |
Тема | Страницы учебника |
Основные понятия |
Практические работы, стр. раб тетради и атласа |
Дата |
Факт |
(I четверть 18 часов) I Введение. |
1. |
Политическая карта Евразии. Государства Евразии. |
стр.3-4 |
Регионы, Европа, Азия, Западная Европа, Южная Европа, Северная Европа, Восточная Европа |
Политическая карта на форзаце учебника |
05.09.14 | |
II. Европа |
II.1 Западная Европа |
2.(1) |
Великобритания: географическое положение, природа, экономика. |
стр.5-11 |
Великобритания, Ирландия, бухты, Темза, Англия, Уэльс, Шотландия, монархия, фермеры |
Стр. атласа 2 - 5 |
08.09.14 | |
3.(2) |
Великобритания: население, культура, обычаи и традиции. |
стр.11-14 |
Килт, колонии, Лондон, Тауэр, Вестминстерское аббатство, Букингемский дворец – резиденция, Биг – Бен, Сити, Трафальгарская площадь, Хитроу, Винздорский замок, Бирмингем, Эдинбург, Ливерпуль |
Стр. атласа 2 - 5 |
12.09.14 | |
4.(3) |
Франция: географическое положение, природа, экономика. |
стр.15-18 |
Северное море, Средиземное море, Альпы, Пиренеи, Гаронна, Сена, Париж. |
Стр. атласа 2 - 5 |
15.09.14 | |
5.(4) | Франция: население, культура, обычаи и традиции. |
стр.18-22 |
Париж, собор Парижской богоматери, Лувр, Эйфелева башня, Елисейские поля, Триумфальная арка, Монмартр, Версаль, средневековые замки, Лион, католический храм, Марсель, эмигранты, Лазурный берег |
Стр. атласа 2 - 5 |
19.09.14 | |
6.(5) |
Германия. |
стр.22-26 |
Балтийское и Северное море, Альпы, Рейн, Эльба, Дунай, Боденское озеро, верфь, концерн, федеративная, земли, диалекты, Бранденбургские ворота, Рейхстаг, Гамбург, Мюнхен, Ратуша, Франкфурт на Майне, Кёльн. |
Стр. атласа 2 - 5 |
22.09.14 | |
7.(6) |
Австрия. Швейцария. |
стр.27-33 |
Дунай, Вена, собор Святого Стефана, Зальцбург, Инсбрук, Рейн, Боденское и Женевское озера, Берн, Цюрих, Женева, Лозанна |
Стр. атласа 2 - 5 |
26.09.14 | |
II.2 Южная Европа. |
8.(1) |
Испания. Португалия. |
стр.36-41 |
Пиренейский, Апеннинский, Балканский полуостров, Канарские острова, коррида, сиеста, Мадрид, Прадо, Барселона, фасад, Севилья, Лиссабон, Христофор Колумб, Фернан Магеллан |
Стр. атласа 6 - 7 |
29.09.14 | |
9.(2) |
Италия: географическое положение, природа, экономика. |
стр.42-44 |
Альпы, Везувий, Этна, легкая промышленность, Рим, Ватикан |
Стр. атласа 6 - 7 |
03.10.14 | |
10.(3) |
Италия: население, культура, обычаи и традиции. |
стр.44-48 |
Рим, Колизей, Флоренция, Неаполь, Пиза |
Стр. атласа 6 - 7 |
06.10.14 | |
11.(4) |
Греция. |
стр.48-52 |
Балканский полуостров, Олимп, аренда, Олимпийские игры, античные храмы, Акрополь, Парфенон, Афон |
Стр. атласа 6 - 7 Практическая работа №1 «Обозначение на контурной карте государств Евразии, их столиц и изученных городов.» |
10.10.14 | |
II.3 Северная Европа. |
12.(1) |
Норвегия. |
стр.53-58 |
Скандинавский полуостров, фьорды, Скандинавские горы, Осло, Руаль Амундсен. |
Стр. атласа 8- 9 |
13.10.14 | |
13.(2) |
Швеция. |
стр.58-61 |
Скандинавский полуостров, Стокгольм, Гётеборг |
Стр. атласа 8- 9 |
17.10.14 | |
14.(3) |
Финляндия. |
стр.62-65 |
Финский и Ботнический залив, Хельсинки, Тампере, Турку |
Стр. атласа 8- 9 |
20.10.14 | |
II.4 Восточная Европа. |
15.(1) |
Польша. Чехия. Словакия. |
стр.65-74 |
Висла, Дюны, костёл, Беловежская Пуща, Варшава, Краков, ЮНЕСКО, Гданьск, Прага, пороги, Карловы Вары, Братислава |
Стр. атласа 10 - 11 |
24.10.14 | |
16.(2) |
Венгрия. |
стр.74-77 |
Дунай, Будапешт, Балатон, |
Стр. атласа 10 - 11 |
27.10.14 | |
17.(3) |
Румыния. Болгария. |
стр.78-81 |
Черное море, Карпаты, Дунай, дельта, Бухарест, Балканский полуостров, Дунай, орошаемые земли, кириллица, София, Варна. |
Стр. атласа 10 - 11 |
31.10.14 | |
18.(4) |
Сербия и Черногория |
стр.82-84 |
Адриатическое море, Дунай, мусульмане, Белград |
Стр. атласа 10 - 11 |
10.11.14 | |
II четверть (14 часов) II.5 Страны Балтии |
19.(5) |
Эстония. |
стр.84-87 |
Балтийское море, валуны, Чудское озеро, Нарва, корабельные сосны, Таллин, Тарта, Пярну, хутор |
Стр. атласа 10 - 11 |
14.11.14 | |
20.(6) | Латвия. |
стр.87-91 |
Рижский залив, Даугава, Рига, Домский собор, орган, этнографический музей, Юрмала, Лиепая, |
Стр. атласа 10 - 11 |
17.11.14 | |
21.(7) |
Литва. |
стр.91-94 |
Неман, Вильнюс, Тракай, Паланга, Клайпеда, Каунас |
Стр. атласа 10 - 11 |
21.11.14 | |
22.(8) |
Белоруссия. |
стр.95-98 |
Днепр, Западная Двина, Неман, Минск |
Стр. атласа 10 - 11 |
24.11.14 | |
23.(9) |
Украина. |
стр.99-102 |
Черное и Азовское море, Карпатские и Крымские горы, Днепр, тяжелая промышленность, импорт, Киев, Одесса, Севастополь, Ялта |
Стр. атласа 10 - 11 Практическая работа № 1 «Обозначение на контурной карте государств Евразии, их столиц и изученных городов» |
28.11.14 | |
24.(10) |
Молдавия. |
стр.103-105 |
Днестр, Кишинёв |
Стр. атласа 10 - 11 |
1.12.14 | |
25.(11) |
Повторение темы: «Европа». | | |
Практическая работа № 2. «Нанесение границы Европы и Азии» |
05.12.14 | |
III. Азия. |
III.1 Центральная Азия |
26.(1) |
Казахстан. |
стр.106 -111 |
Тянь- Шань, Памир, Туранская низменность, Каракум и Кызылкум, Сырдарья и Амударья, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия, Таджикистан, Каспийское море, Иртыш, Балхаш, Аральское море, отары, юрты, кумыс, домбры, аулы, чабаны, Байконур, Астана, Алма Ата, арыки |
Стр. атласа 14 - 15 |
08.12.14 | |
27.(2) |
Узбекистан. |
стр.112-115 |
Тянь Шань, Туранская низменность, Амударья, Сырдарья, коконы, мечеть и медрес, Ташкент, изразцы, Самарканд, Бухара. |
Стр. атласа 14 - 15 |
12.12.14 | |
28.(3) |
Туркмения. |
стр.116-119 |
Каракуль, оазис, грунтовые воды, Ашхабад |
Стр. атласа 14 - 15 |
15.12.14 | |
29.(4) |
Киргизия. |
стр.120-123 |
Памир, Тянь -Шань, Иссык – Куль, Бишкек |
Стр. атласа 14 - 15 |
19.12.14 | |
30.(5) |
Таджикистан.
|
стр.123-127 |
Сырдарья, Амударья, кишлаки, чайхана, Душанбе, сейсмоопасная зона, Худжанд |
Стр. атласа 14 - 15 |
22.12.14 | |
III.2 Юго-Западная Азия. |
31.(1) |
Грузия. |
стр.127-132 |
Фуникулёр, Тбилиси, Кутаиси, Батуми, Сухуми, |
Стр. атласа 14 – 15,18 - 19 |
26.12.14 | |
32.(2) |
Азербайджан. |
стр.133-136 |
Закавказье, Каспийское море, Кура. Резервуары, баку, Гянджа |
Стр. атласа 14 – 15, 18 - 19 |
16.01.15 | |
III четверть (20 часов) |
33.(3) |
Армения. |
стр.136-139 |
Закавказье, Севан, минеральные источники, предание, террасы, Ереван, Гюмри, геноцид |
Стр. атласа 14 – 15,18 - 19 |
19.01.15 | |
34.(4) |
Турция. |
стр.140-143 | Малая Азия, большой Арарат, ислам, Анкара, Стамбул, Константинополь, Анталья, мифы |
Стр. атласа 14 – 15,18 - 19 |
23.01.15 | |
35.(5) |
Ирак. Иран. |
стр.144-149 |
Аравийский полуостров, Персидский залив, Тигр, Евфрат, саманный дом, Багдад, паломничество, чадра, Тегеран |
Стр. атласа 14 – 15,18 - 19 |
26.01.15 | |
36.(6) |
Афганистан. |
стр.149-151 |
Иранское нагорье, Амударья, Кабул, намаз, Кандагар, Герат. |
Стр. атласа 14 – 15,18 - 19 Практическая работа №1 «Обозначение на к/к государств Азии, их столиц» |
30.01.15 | |
III.3 Южная Азия. |
37.(1) |
Индия: географическое положение, природа, экономика. |
стр.152-157 |
Гималаи, Индийский океан, Индостан, Ганг, Бомбей, Калькутта, Нью - Дели |
Стр. атласа 20 - 21 |
2.02.15 | |
38.(2) |
Индия: население, культура, обычаи и традиции. |
стр.152-161 |
Вегетарианцы |
Стр. атласа 20 - 21 |
06.02.15 | |
III.4 Восточная Азия. |
39.(1) | Китай: географическое положение, природа, экономика. |
стр.162-166 | Желтое, Восточно –Китайское и Южно – Китайское моря, Тибет, Великая Китайская равнина, Янцзы, Хуанхэ |
Стр. атласа 14 – 15, 22 - 23 |
09.02.15 | |
40.(2) |
Китай: население, культура, обычаи и традиции. |
стр.167-170 |
Иероглифы, циновки, города – миллионеры, Пекин, Шанхай, Великая Китайская стена, амбразура, Великий канал |
Стр. атласа 14 – 15, 22 - 23 |
13.02.15 | |
41. (3) |
Монголия. |
стр.171-174 |
Гоби, Улан - Батор |
Стр. атласа 14 – 15, 22 - 23 |
16.02.15 | |
42.(4) |
Корейская Народно-демократическая Республика. Республика Корея. |
стр.175-179 |
Корейский полуостров, Желтое море, Японское море |
Стр. атласа 14 – 15, 24 - 25 |
20.02.15 | |
43.(5) |
Япония: географическое положение, природа, экономика. |
стр.179-182 |
Фудзияма, тайфуны |
Стр. атласа 14 – 15, 20 - 21 |
23.02.15 | |
44.(6) |
Япония: население, культура, обычаи и традиции. |
стр.183-185 |
Татами, икебана, кимоно, Токио, Йокогама, Осака |
Стр. атласа 14 – 15, 22 - 23 |
27.02.15 | |
III.5 Юго-Восточная Азия. |
45.(7) |
Таиланд. Вьетнам |
стр.186-191 |
Полуостров Индокитай, Меконг, Бангкок, Ханой, Хошимин, пагода |
Стр. атласа 14 – 15, 24 - 25 |
2.03.15 | |
46.(8) |
Индонезия. |
стр.191-193 |
Суматра, Ява, Калимантан, Новая Гвинея, |
Стр. атласа 14 – 15, 24 - 25 |
06.03.15 | |
47.(9) |
Повторение темы: «Азия» | | |
Практическая работа № 3. Составление альбома «По странам и континентам». |
09.03.15 | |
IV. Россия. |
48. (1) |
Границы России. |
стр.194-196 |
Береговая линия |
Стр. атласа 26 - 27 |
13.03.15 | |
49.(2) |
Россия - крупнейшее государство Евразии. |
стр.196-198 |
Восточно - Европейская равнина, Западно – Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, Кавказ, Эльбрус, Алтай, Саяны, Урал, Обь, Енисей, Лена |
Стр. атласа 26 - 27 |
16.03.15 | |
50.(3) |
Административное деление России. |
стр.199-200 |
Российская Федерация, края, области |
Стр. атласа 26 - 27 |
20.03.15 | |
52.(5) |
Столица и крупные города России. |
стр.200-202 |
Транспортный узел, Санкт – Петербург, Нижний Новгород |
Стр. атласа 26 - 27 |
03.04.15 | |
53.(7) |
Повторение темы: «Россия». | | | |
06.04.15 | |
IV четверть (15 часов) V. Свой край. |
54.(1) |
История возникновения нашей области |
(ГеографияНСО) | | |
10.04.15 | |
55.(2) |
Положение на карте Новосибирской области. Границы. |
| |
Практическая работа № 4. Обозначить на контурной карте России свою область. |
13.04.15 | |
56.(3) |
Рельеф и полезные ископаемые. |
| | Практическая работа № 5. На карте своей области обозначить условными знаками, вырезанными из картона, месторождения полезных ископаемых, цветными кружками — областной и районные центры. |
17.04.15 | |
57.(4) | Климат. Предсказание погоды по местным признакам. |
| | |
20.04.15 | |
58.(5) |
Воды Новосибирской области. |
| |
Практическая работа № 6. «Записать в тетрадь названия местных водоемов, форм земной поверхности, фамилии известных людей области.» |
24.04.15 | |
59.(6) |
Почва. |
| | |
27.04.15 | |
60.(7) | Растительный мир |
| |
Практическая работа №7. «Зарисовать и подписать растения и животных, занесенных в Красную книгу области.» |
01.05.15 | |
61.(8) |
Животный мир. Охрана растительного и животного мира |
| |
Практическая работа № 8. «К карте своей области прикрепить контуры наиболее распространенных растений и животных, отметить заповедные места. |
04.05.15 | |
62.(9) |
Население Новосибирской области |
| | |
08.05.15 | |
63.(10) |
Промышленность |
| | |
11.05.15 | |
64.(11) |
Сельское хозяйство |
| | |
15.05.15 | |
65.(12) |
Транспорт |
| |
Практическая работа № 9. «Вычертить простейшую схему структуры народного хозяйства области» |
18.05.15 | |
66(13) |
Повторение темы: «Свой край» | | | Практическая работа № 10 «Прошлое, настоящее и будущее нашего края» |
22.05.15 | |
67-68 (14,15) |
Повторение | | | |
25.05.15 | |
Всего 68 часов, 2 часа в неделю |