СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа специально разработанного учебного курса, обеспечивающего интересы и потребности участников образовательных отношений «Тайны словесного мастерства»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа специально разработанного учебного курса, обеспечивающего интересы и потребности участников образовательных отношений «Тайны словесного мастерства»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Поляновская основная общеобразовательная школа

Вяземского района Смоленской области





«Рассмотрено»

Руководитель МО

______/_Е.А.Логунова_

ФИО

Протокол №_____

от «____» ________2017г


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ Поляновской ООШ

__________/_Л.А.Дмитриева_____

ФИО

«___» ___________2017г

«Утверждаю»

Директор МБОУ Поляновской ООШ

__________/_М.М.Сергеева__

ФИО

Приказ №____

от «___» __________2017г.





Рабочая программа

специально разработанного учебного курса, обеспечивающего интересы и потребности участников образовательных отношений

«Тайны словесного мастерства»

9 класс

2017-2018 учебный год










СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ


Сергеева М.М.

(Ф.И.О. учителя)









Пояснительная записка

Класс 9

Количество часов: всего - 17 часов

Уровень обучения базовый.


Рабочая программа специально разработанного учебного курса, обеспечивающего интересы и потребности участников образовательных отношений «Тайны словесного мастерства» для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Положением ОУ о рабочей программе учебного предмета (курса), учебным планом МБОУ Поляновской ООШ Вяземского района Смоленской области.


































Планируемые результаты освоения учебного курса


Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка

как явления национальной культуры: стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты освоения русского языка:

познавательные УУД: владение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

  • владение разными видами чтения;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

  • способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;

  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • владение разными видами монолога и диалога;

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;

  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

регулятивные УУД:

применение приобретенных знаний. умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

коммуникативные УУД:

коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

Выпускник научится:

1) представлять основные функции языка, роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, связь языка и культуры народа, роль родного языка в жизни человека и общества;

2) понимать место родного языка в системе гуманитарных наук и его роль в образовании в целом:

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимать взаимосвязи его уровней и единиц;

4) базовым понятиям лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) основным стилистическим ресурсам лексики и фразеологии русского языка, основным нормам русского литературного языка (орфоэпическим, лексическим, грамматическим, орфографическим, пунктуационным), нормам речевого этикета; использовать их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) распознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, уместно употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения;

7) проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимать коммуникативно-эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и использовать их в собственной речевой практике;

9) осознавать эстетическую функцию родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Выпускник получит возможность научиться:

- читать, воспринимать, анализировать, истолковывать произведение в единстве содержания и формы на основе соотнесения личных и авторских представлений о мире и человеке;

- характеризовать приемы и средства создания образа и образности в литературном произведении;

- воспринимать и характеризовать слово как средство образности;

- характеризовать речь автора, речь рассказчика, различать голос автора и голос персонажей в произведении;

- характеризовать манеру и стиль разных писателей;

- характеризовать композицию и сюжет произведения;

- отвечать на вопросы проблемного характера;

- выполнять письменные работы различных жанров.



Содержание учебного курса


1. Слово в народном употреблении


Формирование общенародного языка. Архаизмы, функции архаичной лексики в современном языке. Неологизмы и заимствованные слова. Просторечная и вульгарная лексика, профессионализмы, жаргонизмы. Диалектизмы. Фразеологизмы и их классификация. Идиомы.


2. Особенности языка литературного


Слово, стиль образность. Функциональные стили. Публицистический стиль. Стиль художественной литературы. Многозначность. Роль А.С. Пушкина в развитии русского литературного языка. Идеал «нагой простоты».


3. Слово как средство создания образности


Образ и образность. Явления многозначности. Сумма предметных значений слов и образность. Грамматический фактор возникновения образности. Композиция, ритмика, мелодика. Творческая личность художника слова.


4. Образ и характер


Художественный образ как особая форма познания действительности. Характер литературного героя. Индивидуализация в романтическом и реалистическом произведении.


5. Речевая характеристика героев


Приемы речевой характеристики героев. Модернизация и архаизация речи героев.


6. Создание образности в прозе


Художественная структура повести И.С.Тургенева «Первая любовь», три плана повествования. Зависимость стиля повествования от художественной структуры произведения. Взаимодействие различных стилеобразующих факторов в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». «Персонажные стили» в «Герое нашего времени». Изображение героев в развитии. Деталь и образность. Принцип «тайной психологии» И.С.Тургенева. «Диалектика души» Л.Н.Толстого. Прием «срывания маски» как средство создания образа в развитии.


7. Роль авторов и рассказчиков


Роль авторских лирических отступлений в прозаических произведениях. Пейзаж. Деталь. Градация и антитеза. «Помощь» других видов искусства. Рассказчик и автор.


8. Образность в драматургии


Особенности драмы как литературного рода. Средства изображения психологических коллизий в драме. Намеки, реплики, паузы, ремарки. «Подводное течение». «Двойной диалог» И.С.Тургенева. «Параллельные монологи» А.П.Чехова.


9. Образность в поэзии


Реализация пушкинского идеала «нагой простоты» в поэзии. Приемы достижения гармонии в поэзии. Художественные достижения и новаторство Н.А.Некрасова в области поэтической речи. Эмоциональный фактор воздействия поэтической речи на читателя. Внутренний мир лирического героя. Влияние социального контраста, лежащего в основе содержания, на всю образную систему произведения. Прием символизации. Принцип художественного лаконизма.


10. Гармония чувства и слова (поэзия С.Есенина)


Проявление поэтического дара С.Есенина в анималистических стихотворениях. «Лирическое чувствование» С.А.Есенина.


11. Финальные аккорды тургеневской лиры


Философско-лирические миниатюры И.С. Тургенева – «Стихотворения в прозе», их художественное своеобразие. Многообразие тем, жанров, стилей, проявляющееся в «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева.


12. Письменные работы разных жанров на филологические темы


Реферат. Сравнительная характеристика. Комплексный литературоведческий анализ. Рецензия. Интерпретация стихотворения, рассказа. Изложение фрагмента текста статьи с творческим заданием. Изложение фрагмента художественного произведения с творческим заданием. Сочинение. Тестирование.




Тематическое планирование



№ темы

Тема занятия

Кол-во

часов

1

Слово в народном употреблении

1

2

Слово, стиль, образность

2

4

Слово как средство создания образности

1

5

Речевая характеристика героев

1

6

Создание образности в прозе

1

7

Роль авторов и рассказчиков

1

8

Образность в драматургии

1

9

Образность в поэзии

4

13

Гармония чувства и слова в поэзии С.А.Есенина

1

14

Финальные аккорды тургеневской лиры

1

15

Письменные работы разных жанров на филологические темы

Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование

3


Итого:

17

Тайны словесного мастерства. 9 класс

Итоговое тестирование ____________________________ _____________

(Фамилия, имя) (Дата)



Определите средства выразительности:


1. Снег, словно мед ноздреватый, лег под прямой частокол. (С.Есенин)

А) Градация Б) Эпитет В) Сравнение Г) Оксюморон


2. Горькой радостью озарилось лицо матери.

А) Оксюморон Б) Анафора В) Гипербола Г) Перифраз


3. Проплясал, проплакал дождь весенний, замерла гроза. (С.Есенин)

А) Метафора Б) Олицетворение В) Сравнение Г) Гипербола


4. Траурный Шопен громыхал у заката (Светлов)

А) Перифраз Б) Метафора В) Литота Г) Метонимия


5. «Все это капля в море!» - с горечью сказал Андрей. (Иващенко)

А) Литота Б) Гипербола В) Эпитет Г) Олицетворение


6. Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна. (С.Есенин)

А) Олицетворение Б) Эпитет В) Оксюморон Г) Градация


7. Я люблю животных. Наши меньшие братья нуждаются в защите.

А) Метонимия Б) Оксюморон В) Анафора Г) Перифраз


8. «Я вас не видел тысячу лет», - с улыбкой сказал Иван Владимирович, обращаясь ко мне.

А) Литота Б) Гипербола В) Градация Г) Перифраз


9. Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. (А.Чехов)

А) Эпифора Б) Антитеза В) Метонимия Г) Градация


10) О, не медли на соседней
Колокольне!
Быть хочу твоей последней
Колокольней! (М.Цветаева)

А) Риторическое обращение Б) Перифраз В) Олицетворение Г) Эпифора


11) Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен. (Ф.Тютчев)

А) Олицетворение Б) Перифраз В) Гипербола Г) Повтор


12) Ах, уймись ты, буря!

Не шумите, ели! (Плещеев)

А) Синекдоха Б) Риторическое обращение В) Олицетворение Г) Параллелизм


13) Сияньем тощим фонаря

Глухие своды озаря,

Идут. (А.Пушкин)

А) Олицетворение Б) Эпитет В) Оксюморон Г) Градация


14) Сменит не раз младая дева
Мечтами легкие мечты;
Так дерево свои листы
Меняет с каждою весною. (А.Пушкин)

А) Сравнение Б) Инверсия В) Олицетворение Г) Метонимия


15) Прощайте, читатель; желаю вам постоянного благополучия. (И.Тургенев)

А) Метонимия Б) Просторечное слово В) Риторическое обращение Г) Эпитет


Ответы

1В, 2А, 3Б, 4Г, 5А, 6А, 7Г, 8Б, 9Г, 10Г, 11А, 12Б, 13Б, 14Б, 15В




Скачать

© 2020 88 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!