Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Поляновская основная общеобразовательная школа
Вяземского района Смоленской области
«Рассмотрено» Руководитель МО ________/___Е. А. Логунова_ ФИО Протокол №_____ от «____» _________ 2017г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ Поляновской ООШ __________/_Л.А.Дмитриева_____ ФИО «___» ___________2017г | «Утверждаю» Директор МБОУ Поляновской ООШ __________/_М.М.Сергеева__ ФИО Приказ №____ от «___» ____________2017г. |
Рабочая программа
специально разработанного учебного курса, обеспечивающего интересы и потребности участников образовательных отношений
«Говорим и пишем правильно»
9 класс
2017-2018 учебный год
СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Сергеева М.М.
(Ф.И.О. учителя)
Пояснительная записка
Класс 9
Количество часов:всего - 17 часов
Уровень обучения – базовый.
Рабочая программа специально разработанного учебного курса, обеспечивающего интересы и потребности участников образовательных отношений «Говорим и пишем правильно» для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, Положением ОУ о рабочей программе учебного предмета (курса), учебным планом МБОУ Поляновской ООШ Вяземского района Смоленской области.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка
как явления национальной культуры: стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты освоения русского языка:
познавательные УУД: владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение разными видами монолога и диалога;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
регулятивные УУД:
применение приобретенных знаний.умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
коммуникативные УУД:
коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты:
Выпускник научится:
1) представлять основные функции языка, роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, связь языка и культуры народа, роль родного языка в жизни человека и общества;
2) понимать место родного языка в системе гуманитарных наук и его роль в образовании в целом:
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимать взаимосвязи его уровней и единиц;
4) базовым понятиям лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) основным стилистическим ресурсам лексики и фразеологии русского языка, основным нормам русского литературного языка (орфоэпическим, лексическим, грамматическим, орфографическим, пунктуационным), нормам речевого этикета; использовать их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, уместно употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения;
7) проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимать коммуникативно-эстетические возможности лексической и грамматической синонимии и использовать их в собственной речевой практике;
9) осознавать эстетическую функцию родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Выпускник получит возможность научиться:
- овладеть навыками грамотного письма, способами применения их на практике, вырабатывать навыки умения пользоваться словарями;
- развивать интеллектуальные и творческие способности, навыки самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражении в различных областях человеческой деятельности;
- увеличить словарный запас; расширить круг используемых языковых и речевых средств; совершенствовать способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- совершенствовать коммуникативные способности; развивать готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.
Содержание учебного курса
Изучение семантики слова
Выяснения значения слова по толковому словарю; подбор синонимов; подбор антонимов; словообразовательный анализ; этимологический анализ; перевод; работа с различными словарями; изучить лексические значения слов и выражений, изменения их значений (значение слова, оборота речи или грамматической формы.
Синонимы
Составление синонимических рядов; семантико-стилистический анализ синонимов; составление словосочетаний с использованием словаря синонимов Евгеньевой; определение разнообразий функций синонимов; научиться подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Антонимы
Определение роли антонимов в речи; выполнение заданий на словообразование; выполнение заданий, требующих включения антонимов в контекст; исследовательская работа (знакомство с различными способами антонимического построения предложений); антитеза как художественный прием на уроках литературы; выполнение заданий на конструирование предложений с противительными отношениями.
Работа над словом при знакомстве с программными произведениями по литературе
Деление новых слов на группы; составление тематических словариков; словесное ударение как важный элемент звукового строя; семантика и литературные нормы произношения иноязычных слов с гласной е после согласных; концентрировать внимание учащихся на те лексические средства литературного произведения, которые несут значительную идейно-художественную нагрузку в тексте
Из истории слов
Знакомство с кратким этимологическим словарем русского языка Н. М. Шанского, В. В. Иванова, Т. В. Шанской; составление этимологического словарика по тематическому принципу.
Крылатые слова и выражения
Знакомство с происхождением некоторых фразеологических оборотов. Находить «Крылатыеслова» в заголовках печатных изданий, литературных произведениях.
Морфология как наука, изучающая формы слова и его строение
Знакомство с частями речи с точки зрения их происхождения и перехода одной части речи в другую. Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Правописание корней. Виды орфограмм в корне слова. Правописание словарных слов. Трудные случаи правописания приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.
Лексические задания
Выполнение лексических заданий; развитие способности к самооценке и самоконтролю; использовать полученные знания и практический опыт; уметь пользоваться соответствующей литературой.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | Изучение семантики слова | 2 |
2 | Синонимы.Синонимические ряды.Разнообразие функций синонимов. | 1 |
3 | Антонимы. Роль антонимов в речи.Антитеза. | 1 |
4 | Работа над словом при знакомстве с программными произведениями по литературе | 2 |
5 | Из истории слов. | 4 |
6 | Крылатые слова и выражения | 2 |
7 | Морфология как наука, изучающая формы слова и его строение | 3 |
8 | Лексические задания. Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование | 2 |
| Итого: | 17 |