СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа спецкурса "Истоковедение"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа электива для 8 класса по "Истоковедению"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа спецкурса "Истоковедение"»

Пояснительная записка


Важная роль в процессе обучения и воспитания в современной школе отводится национально-региональному компоненту содержания.

Изучение спецкурса «Истоковедение» в основной школе призвано создать условия для формирования у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной лично­сти.

Изучение спецкурса «Истоковедение» преду­сматривает взаимосвязь с общим курсом истории России и всеобщей истории в качестве основы формирования представлений об окружаю­щем мире как единого целого. Методологической основой содержания курса является философская категория единства общего и особенного: своеобразие историко-культурного развития региона составляет кате­горию особенного в общеисторическом содержании. Это предполагает рассмотрение истории края в контексте общецивилизационных процес­сов в мире и во взаимосвязи с историей Родины. Содержание курса «Истоковедение» нацеливает на использование предмет­ных, межпредметных, метапредметных связей как основы интеграции знаний школьников с их практической деятельностью.

«Истоковедение» позволяет углубить знания по ис­тории, конкретизируя общеисторические события, процессы на краевед­ческом материале, приблизиться к прошлому через историю родного края, помогает стимулировать познавательный интерес школьников и воспитывать наследием предков.

Актуальность изучения истории края определяется государствен­ным и региональным заказом на реализацию патриотических традиций граждан России, родного края.

Главная цель изучения спецкурса - разви­тие, образование и воспитание личности школьника, способного к са­моидентификации и определению ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своего края в контексте истории страны и мира, активно и творчески применяющего исторические зна­ния в учебной и социальной деятельности.

Задачи:

  • формирование знаний об основных событиях, явлениях, процес­сах, персоналиях в истории края с древности до наших дней;

  • развитие у учащихся патриотических чувств, гордости и уважения к истории и достижениям земляков;

  • воспитание ценностных подходов к усвоению культурного насле­дия родного края, традиций жителей своего региона;

  • развитие познавательных и интеллектуальных способностей уча­щихся на основе анализа информации из различных источников,

  • органи­зации исследовательской и проектной деятельности;

  • формирование умений применять знания по истории края для осмысления сущности современных явлений, эффективного взаимо­действия и участия в решении проблем окружающего социума.


Требования к уровню подготовки

В результате изучения истории края ученик должен:

знать (понимать):

  • основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сфор­мировавшиеся в ходе исторического развития края;

  • изученные виды исторических источников;

уметь:

  • соотносить даты событий истории края с веком; определять по­следовательность и длительность важнейших событий истории края;

  • использовать текст исторического источника при ответе на во­просы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения наро­дов, границы края, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участни­ках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов;

  • - давать описание исторических событий и памятников культуры на основе тек­ста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников;

- использовать приобретенные знания при написании творче­ских работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и со­бытий;

  • группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терми­нов, выявлять

- общность и различия сравниваемых исторических собы­тий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения собы­тий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

- использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другой культуры, национальной и

религиоз­ной принадлежности.

- искать информацию в архивах, библиотеках, музеях, Интерне­те, брать интервью;

  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов,

про­ектов.

Истоковедение представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познаватель­ной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и др.).

Учащиеся в процессе урочной и внеурочной деятельности приобре­тают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом.

Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей Родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических пред­ставлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.


СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦКУРСА «ИСТОКОВЕДЕНИЕ»


Тема 1. История Воронежского края в истории России.

История края как часть истории нашей Родины. Что изучает крае­ведение. Источники знаний о прошлом края. Музеи, архивы, заповед­ники - хранилища исторической памяти.

Развитие воронежского краеведения. Ученые-краеведы Воронеж­ской области. Исследования по истории края.


Тема 2. Воронежский край в древности.

Появление человека в Воронежском крае. Археологические иссле­дования на территории края. Костёнки - уникальный памятник, «жем­чужина палеолита». „

Особенности степной и лесостепной зон Воронежской области. Кочевые и земледельческие народы в эпоху металлов. Хозяйственная деятельность, зарождение искусства. Памятники древности на террито­рии края (Мосоловское поселение в Аннинском районе, Мастищенскии лабиринт и Мастюгинские курганы в Острогожском районе, Частые курганы на окраине Воронежа, Чертовицкие могильники в Рамонском районе, Маяцкое городище в Лискинском районе и др. - по выбору учителя).


Тема 3. Воронежский край в составе Древнерусского государ­ства и феодальных княжеств.

Расселение славян. Появление славян в Придонье. Воронежский край - окраина Древней Руси. Укрепленные поселения славян на берегах рек Дона и Воронежа. Городище Титчиха. Натиск степных кочевников. Первое упоминание в русских летописях слова «Воронеж» (1177 г.). Раз­дробление русских земель. Монгольское нашествие. Запустение края в Х1У-ХУ вв «Белые пятна» в истории воронежской земли.


Тема 4. Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства.

Образование Российского государства. История вхождения воро­нежских земель в состав Российского государства. Освоение «дикого поля» и борьба с крымскими татарами. Организация сторожевой служ­бы в 1586г.

Версии о дате основания Воронежа. Крепость на правом берегу ре­ки Воронеж. Строители и первые жители Воронежской крепости.


Тема 5. Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVII в.

Образование и развитие Воронежского уезда. Состав и занятия населения. Строительство Белгородской черты (1635-1658 гг.), города- крепости «на черте», заселение земель «за чертой». Набеги татар. Раз­витие ремесла, торговли в городах края. Строительство укреплений, монастырей. Рост городов на территории края. Воронеж - торговый и ремесленный центр.

Политическая обстановка в крае в XVII - начале XVIII в. Народные восстания XVII в. Воронежские родственные связи Степана Разина. Поход Фрола Разина к Коротояку. Восстание в Острогожске (1670 г.). Образова­ние Воронежской епархии (1682 г.). Связь населения края с донскими ка­заками. Булавинское восстание (1707-1708 гг.)


Тема 6. Воронеж и Воронежский край при Петре I.

Начало государственной деятельности Петра I. Азовский поход 1695 г. Первый приезд в Воронеж (1696 г.). Начало строительства ко­раблей на Воронежской верфи. Азовский поход 1696 г., его результаты. Роль русской православной церкви в создании Азовского флота. Дея­тельность Петра Великого в Воронеже. Дальнейшее строительство го­рода: Адмиралтейский двор, Немецкая слобода. Возникновение и раз­витие местной промышленности. Кумпанское и государственное стро­ительство боевых кораблей в 1696-1700 гг. Корабли, построенные на Воронежской верфи. Русские и иностранные мастера- кораблестроители. «Работные люди». Первые учебные заведения - школа для подготовки офицеров флота (1703 г.), «цифирная» школа для детей (1714 г.).

Связь основания Санкт-Петербурга (1703 г.) с воронежскими собы­тиями. Воронежские «заботы» Петра перед Полтавской битвой (1709 г.). Посещение Петром I Острогожска, Коротояка, Павловска, Таврова, Дивногорского монастыря и других мест.

Хозяйственное развитие Воронежского края в конце XVII - начале XVIII в. Возникновение новых сел и деревень в крае. Суровые указы Петра I об уничтожении возникших без царского повеления городов и сел (Бобров, Анна, Тойда, Тишанка, Богучар и др.).

Памятные места петровской эпохи в крае, их современное состояние.

Тема 7. Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII в.

Образование Воронежской губернии (1725 г.). Окончательное засе­ление края. Изменение социальной структуры населения. Феодально- крепостнические отношения в крае. Борьба против крепостного гнета воронежских крестьян во второй половине XVIII в.

Новые явления в хозяйственной жизни губернии. Строительство промышленных предприятий, развитие торговли.

Воронеж - центр губернии середины - второй половины XVIII в. По­вседневная жизнь жителей края.

Общественно-культурная жизнь в Воронежском крае в XVIII в. Архитектура и строительство в Воронеже и крае. Первые учебные за­ведения. Е. А. Болховитинов и его деятельность.


Тема 8. Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XIX в.

Общественно-политическая жизнь губернии. Воронежские полки и воронежцы в Отечественной войне 1812 г. Формирование егерских и пехотных резервов из жителей Воронежской губернии. Воронежцы- герои войны.

Воронеж - место заготовки обмундирования, фуража, продоволь­ствия для армейских нужд.

Участие воронежского дворянства в движении декабристов. Разно­чинские кружки в крае. Газета «Воронежские губернские ведомости» (1838 г.)

Социально-экономическое развитие края. Развитие земледелия, крестьянских промыслов. Товарно-денежные отношения в губернии. Строительство новых промышленных предприятий: сахарные заводы в Ольховатке (1834 г.), Рамони (1840 г.) и др.

Вклад воронежцев в культуру России. Застройка Воронежа и дру­гих городов губернии по «регулярным планам» (с 70-х гг. XVIII в.). Учебные заведения: мужская гимназия (1809 г.), кадетский корпус (1845 г.), народные училища. Пребывание известных деятелей на воро­нежской земле.

Н. И. Костомаров, Н. А. Северцов. Воронежские поэты: А. В. Кольцов, И. С. Никитин.

Печатные издания, посвященные истории Воронежского края. Па­мятные места, связанные с деятельностью знаменитых воронежцев.


Календарно-тематическое планирование


п/п

в теме

Тема урока

Дата

План

Факт

2

1

История Воронежского края в истории России.

06.09


3

2

Воронежский край в древности.

13.09


4

3

Воронежский край в составе Древнерусского государ­ства и феодальных княжеств.

20.09


5

4

Воронежский край в период образования и укрепления Российского государства.

27.09


6

5

Социально-экономическое и политическое развитие Воронежского края в XVII в.

04.10


7

6

Воронеж и Воронежский край при Петре I

11.10


8

7

Образование Воронежской губернии и ее развитие в XVIII в.

18.10


9

8

Социально-экономическая, общественно-политическая история Воронежского края в первой половине XIX в.


25.10



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!