СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа спецкурса по математике "Развитие творческих способностей учащихся по математике" 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная рабочая программа может быть использована для проведения факультатива , спецкурса, внеурочной деятельности по предмету "Математика " , 5 класс. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа спецкурса по математике "Развитие творческих способностей учащихся по математике" 5 класс»











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


СПЕЦ КУРСА

«Развитие творческих способностей учащихся по математике»


5 класс


































Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом №1897 Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. и «Примерные программы основного общего образования. Математика» М.: Просвещение, 2011, учебного плана на текущий учебный год и направлена на обеспечение дополнительной подготовки по математике.

Данная программа спец курса «Развитие творческих способностей учащихся по математике» призвана помочь учащимся развить умения и навыки в решении задач, научить грамотному подходу к решению текстовых задач. Курс содержит различные виды арифметических задач. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач.

Задачи:

-развитие интеллекта;

-обогащение и совершенствование знаний.

Основные требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения данного элективного предмета учащиеся должны:

 -     уметь решать сложные и нестандартные задачи по математике;

-      анализировать и обобщать полученные в результате изучения знания.

Формы организации образовательного процесса:

- индивидуальная;

- групповая;

- коллективная;

- фронтальная.


Технология обучения:

- традиционная методика;

- личностно – ориентированные технологии обучения;

- информационные технологии;

- технологи дифференцированного обучения;

- игровые технологии.

Цели

Изучение данного курса актуально в связи с тем, что рассмотрение вопроса решения текстовых задач не выделено в отдельные блоки учебного материала. Решение задач встречается в разных темах и не указываются основные общие способы их решения, как правило, не выделяются одинаковые взаимосвязи между компонентами задачи. К тому же, недостаточно внимания уделяется решению задач на проценты, которые рассматриваются в 5 классе и затем встречаются в экзаменационных работах за курс основной и средней (полной) общей школы.

Арифметические способы решения текстовых задач позволяют развивать умение анализировать задачные ситуации, строить план решения с учётом взаимосвязей между известными и неизвестными величинами (с учётом типа задачи), истолковывать результат каждого действия в рамках условия задачи, проверять правильность решения с помощью обратной задачи, то есть формулировать и развивать важные общеучебные умения.

Использование алгоритмов, таблиц, рисунков, общих приемов дает возможность ликвидировать у большей части учащихся страх перед текстовой задачей, научить распознавать типы задач и правильно выбирать прием решения.


Методы работы:

  • метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

  • метод индивидуально-дифференцированного подхода (личностно ориентированный подход);

  • метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

  • метод учёта уровня (степени понимания) изученного материала;

  • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:

в направлении личностного развития:

  • формирование представлений о математике, как части общечеловече­ской культуры, о значимости математики в раз­витии цивилизации и современ­ного общества;

  • развитие логического и критического мышления, куль­туры речи, способно­сти к умствен­ному эксперименту;

  • формирование интеллектуальной честности и объектив­ности, способно­сти к преодоле­нию мыслительных стереоти­пов, вытекающих из обыденного опыта;

  • воспитание качеств личности, обеспечивающих соци­альную мобиль­ность, способ­ность принимать самостоятель­ные решения;

  • формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современ­ном информа­ционном обществе;

  • развитие интереса к математическому творчеству и ма­тематических способ­ностей;

в метапредметном направлении:

  • развитие представлений о математике как форме опи­сания и методе позна­ния действи­тельности, создание условий для приобретения первоначаль­ного опыта математиче­ского моделирования;

  • формирование общих способов интеллектуальной дея­тельности, характер­ных для мате­матики и являющихся осно­вой познавательной куль­туры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

в предметном направлении:

• овладение математическими знаниями и умениями, не­обходимыми для про­долже­ния образования, изучения смеж­ных дисциплин, применения в повсе­дневной жизни;

• создание фундамента для математического развития, формирования меха­низмов мышле­ния, характерных для мате­матической деятельности.

Содержание математического образования применительно к основной школе представлено в виде следующих содержательных разделов. Это арифметика, алгебра, функции, вероятность и статистика, геометрия. Наряду с этим в содержание основного общего образования включены два дополнительных методологических раздела: логика и множества; математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные разделы содержания математического образования на данной ступени обучения. При этом первая линия – «Логика и множества» – служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая – «Математика в историческом развитии» – способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.

В соответствии с учебным планом образовательного учреждения программа рассчитана на 70 часов при 2 часах в неделю.

Изучение математики позволяет достичь следующих результатов

в личностном направлении:

  1. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  2. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  3. представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

  4. креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

  5. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  6. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

в метапредметном направлении:

  1. первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;

  2. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  3. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  4. умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

  5. умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;

  6. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  7. умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  8. умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

в предметном направлении:

  1. умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;

  2. овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

  3. усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне – о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

  4. умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;

  5. умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.


Во всех вышеуказанных разделах включение антикоррупционной составляющей в содержание реализуется через решение задач по алгебре и геометрии, которые способствуют формированию антикоррупционного мировоззрения обучающихся.

Программа может быть использована для работы с одаренными детьми и учащимися с ОВЗ.








Описание места учебного предмета, курса в учебном плане


Согласно учебному плану ГБОУ «Лицей «МКШ им. В.Н. Челомея» на 2021-2022г на реализацию данной рабочей программы спец курса по математике «Развитие творческих способностей учащихся по математике» отводится 2 часа в неделю с 1 октября 2021г.

Согласно календарному учебному графику ГБОУ «Лицей «МКШ им. В.Н. Челомея» на 2021-2022 учебный год продолжительность учебного в 5-х классах составляет с учетом праздничных и каникулярных дней - 33 недели 5 дней. В связи с этим количество часов составляет в 5 Б составит 62 часа.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса


1. Личностные результаты

Личностные универсальные учебные действия

• ориентация в системе требований при обучении математике;

• позитивное, эмоциональное восприятие математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем.

Ученик получит возможность для формирования:

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к изучению математики;

• умение выбирать желаемый уровень математических результатов;

• адекватной позитивной самооценки и Я-концепции.


2. Метапредметные образовательные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• совместному с учителем целеполаганию в математической деятельности;

• анализировать условие задачи;

• действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;

• применять приемы самоконтроля при решении математических задач;

• оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы на основе имеющихся шаблонов.

Ученик получит возможность научиться:

• видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;

• основам саморегуляции в математической деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;

• осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать.

Ученик получит возможность научиться:

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности взаимодействия с другими;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

• анализировать и осмысливать тексты задач, переформулировать их условия моделировать условие с помощью схем, рисунков, таблиц, реальных предметов, строить логическую цепочку рассуждений;

• формулировать простейшие свойства изучаемых математических объектов;

• с помощью учителя анализировать, систематизировать, классифицировать изучаемые математические объекты.

Ученик получит возможность научиться:

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.


3. Предметные образовательные результаты

Ученик научится:

• выполнять действия с натуральными числами и обыкновенными дробями, сочетая устные и письменные приёмы вычислений;

• решать текстовые задачи арифметическим способом;

• использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин;

• распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире линии, углы, многоугольники, треугольники, четырехугольники, многогранники;

• распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;

• определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;

• вычислять объём прямоугольного параллелепипеда;

• использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла.


Содержание программы


Числовые множества. Действия с числами (10 часов).

Историческая информация о происхождении чисел. Создание учащимися презентаций. Создание и решение своих задач с использованием старинных мер. Решение задач без карандаша и бумаги.

Текстовые задачи (24 часа).

Выделение трёх этапов математического моделирования при решении текстовых задач. Перевод условие задачи на математический язык и составление математической модели. Решение задач с многозначными числами. Решение текстовых задач на зависимость между компонентами алгебраическим методом. Компоненты задачи: условие, решение, ответ. Выделение взаимосвязей данных и искомых величин в задаче. Значение правильного письменного оформления текстовой задачи. Решение задач составлением числового выражения. Сюжетные логические задачи. Задачи со спичками. Задачи на сравнение.

Графы на плоскости (10 часов).

Теория графов. Элементы теории графов. Решение задач.

Геометрические задачи (14 часов).

Пентамино. Задачи на разрезание. Рисование фигур на клетчатой бумаге. Разрезание фигур на равные части. Геометрия в пространстве. Основы геометрии на плоскости и в пространстве. Решение задач со спичками. Решение геометрических задач.

Математические соревнования, ребусы (4 часа). Математические ребусы.

«Ребусомания»

Реализация воспитательного потенциала урока


В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 года №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся рабочая программа спецкурса «Развитие творческих способностей учащихся по математике» содержит следующие виды и формы деятельности воспитательного потенциала урока:

- установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

- применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;

- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

- организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

- инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

Календарно-тематическое планирование

5 класс (2 часа в неделю)



урока

Тема урока

Количество часов


Дата


2гр

Раздел № 1 «Числовые множества. Действия с числами» (10 часов)

1-2

В царстве смекалки. Решение математических задач

2



3-4

Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другую

2



5-6

Старинные меры длины и массы. Решение и составление задач с их использованием

2



7-8

Развиваем логическое мышление. Решение задач

2



9-10

Придумываем и решаем конкурсные задачи

2



Раздел №2 «Текстовые задачи» (24 часа)

11-12

Логические задачи

2



13-14

Решение логических задач

2



15-16

Задачи на переливание

2



17-18

Решение задач на переливание

2



19-20

Задачи на взвешивание

2



21-22

Решение задач на взвешивание

2



23-24

Задачи на перевозки и переправы

2



25-26

Решение задач на перевозки и переправы

2



27-28

Задачи проценты (смеси и сплавы)

2



29-30

Решение задач на проценты

2



31-32

Конкурс «Лучший решатель»

2



33-34

Решение задач от противного

2



Раздел №3 «Графы на плоскости» (10 часов)

35-36

Теория графов

2



37-38

Элементы теории графов

2



39-40

Применение элементов теории графов к решению задач

2



41-42

Решение задач с помощью графов

2



43-44

Решение задач с помощью графов

2



Раздел №4 «Геометрические задачи» (14 часов)

45-46

Треугольник. Задачи с треугольниками

2



47-48

Четырехугольники. Геометрические головоломки

2



49-50

Знакомство с пространственными телами

2



51-52

Задачи на разрезание

2



53-54

Решение задач на разрезание

2



55-56

Задачи со спичками

2



57-58

Решение задач со спичками

2



Раздел №5 «Математические соревнования, ребусы» (4 часа).

59-60

Математические ребусы

2



61-62

«Ребусомания»

2




Информационно-методическое обеспечение:

  1. Шевкин А.В. Обучение решению текстовых задач в 5-6 классах.: Книга для учителя. – М.: Галс плюс, 1998. – 168 с.

  2. Задачи для внеклассной работы по математике (5-11 классы) / А.В. Мерлин, Н.И. Мерлина/ Учебное пособие, 2-е изд., испр. и доп. Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2002.

  3. А.В. Фарков. Математические олимпиадные работы. 5-11 классы. – СПб.: Питер, 2010.

  4. Шарыгин И.Ф., А.В. Шевкин. Задачи на смекалку: Учебное пособие для 5-6 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2003. – 95 с.

  5. Змаева Е. Решение задач на движение/ Математика. – 2000. - №14 – С. 40 – 41.

  6. Устные задачи на движение http://komdm.ucoz.ru/index/0-11

  7. Шевкин А.В. и др. Сборник задач по математике для учащихся 5-6 классов.- М.: "Русское слово - РС" , 2001.

  8. Спивак А.В. Тысяча и одна задача по математике. Книга для учащихся 5-7 классов. – М.: Просвещение,- 2-е изд., 2005

  9. Талызина Н.Ф. Формирование общих приёмов решения арифметических задач//Формирование приёмов математического мышления - М.: ТОО «Вентана - Граф», 1995


Интернет-ресурсы:



- http://pedsovet.su/load/18

- http://planuroka.ru/

- http://schoolthree.ru/

- http://www.proshkolu.ru/

- http://nsportal.ru/

- http://www.openlesson.ru/







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!