МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БАЛАХОНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительное направление
«Спортивные подвижные игры» 5-9 классы
Составитель:
Лукьянов Александр Анатольевич
учитель физической культуры
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортивные подвижные игры» разработана по спортивно - оздоровительному направлению развития личности в соответствии ФГОС. Выбор данного направления развития личности сделан с учётом интересов и запросов обучающихся и их родителей.
Актуальность программы определяется крайне высоким уровень патологии здоровья школьников, что указывает на приоритетность решения проблемы здоровья подрастающего поколения для современной школы.
Отличительными особенностями и новизной программы «Спортивные игры» является связь теории с практикой, целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному), формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
Целью программы является формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика
Реализация программы обеспечивает решение следующих задач:
формирование у детей мотивационной сферы к физическому развитию, безопасной жизни; профилактика вредных привычек;
расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта;
формирование культуры проведения свободного времени через включение детей в разнообразные виды деятельности
отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование различных физических качеств:
формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
Содержание программы
Теоретические знания:
планирование режим дня;
исторические этапы Олимпийского движения:
вести дневник наблюдения по физкультурной деятельности.
Общая физическая подготовка
Основная стойка, построение в шеренгу. Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов.
Ходьба на носках, пятках, в полу приседе, в приседе, быстрым широким шагом. Бег по кругу, с изменением направления и скорости. Высокий старт и бег со старта по команде. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, бег до 8 минут. Прыжки с поворотом на 90°, 180º, с места, со скакалкой, с высоты до 40 см, напрыгивание на скамейку. Метание малого мяча на дальность и в цель. метание на дальность отскока от стены, щита. Лазание по гимнастической стенке, канату. Кувырки, перекаты, стойка на лопатках, акробатическая комбинация. Упражнения в висах и упорах. Упражнения с мячом: дриблинг с низким отскоком без зрительного контроля за мячом, финты с мячом, передачи в парах и тройках несколькими мячами, жонглирование мячами, подвижные игры, спортивные игры (пионербол, футбол, гандбол, баскетбол, волейбол) эстафеты.
Баскетбол -12 ч
1.Основы знаний. Техника безопасности на занятиях баскетболом. Основные части тела. Мышцы, кости и суставы. Как укрепить свои кости и мышцы. Физические упражнения.
2. Специальная подготовка. Броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади над головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); ловля мяча на месте и в движении – низко летящего и летящего на уровне головы.
Стойка игрока, передвижение в стойке. Остановка в движении по звуковому сигналу. Подвижные игры: «Охотники и утки», «Летает – не летает»; игровые упражнения «Брось – поймай», «Выстрел в небо» с малыми и большими мячами. Спортивные игры с мячом.
Гандбол-8ч
1.Основы знаний. Техника безопасности на занятиях гандболом. Правила игры. Режим дня и режим питания.
2. Специальная подготовка. Основные технические приемы: стойка (вратаря, нападающего, защитника), перемещения, передачи и ловля мяча, броски мяча в ворота, блокирование, персональная опека. Техника, мощность, точность, дальность броска. Тактика нападения. Основные принципы нападения. Расстановки. Функции нападающих, индивидуальная тактика нападающего. Тактика защиты. Основные принципы защиты. Спортивные игры с мячом. Эстафеты. «Салки». «Выбить цели».
Волейбол- 10 ч
1.Основы знаний. Техника безопасности на занятиях волейболом. Волейбол – игра для всех. Основные линии разметки спортивного зала. Положительные и отрицательные черты характера. Здоровое питание. Экологически чистые продукты. Утренняя физическая зарядка.
2. Специальная подготовка. Специальная разминка волейболиста. Броски мяча двумя руками стоя в стену, в пол, ловля отскочившего мяча, подбрасывание мяча вверх и ловля его на месте и после перемещения. Перебрасывание мяча партнёру в парах и тройках - ловля мяча на месте и в движении – низко летящего и летящего на уровне головы.
Стойка игрока, передвижение в стойке. Подвижные игры: «Брось и попади», «Сумей принять»; игровые упражнения «Брось – поймай», «Кто лучший?» .Спортивные игры с мячом.
Футбол -4 ч
1.Основы знаний. Техника безопасности на занятиях футболом. Влияние занятий футболом на организм школьника. Причины переохлаждения и перегревания организма человека. Признаки простудного заболевания.
2. Специальная подготовка. Удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу. Передачи мяча в парах. Подвижные игры: «Точная передача», «Попади в ворота». Спортивные игры с мячом.
Планируемые результаты
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД).
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:
формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека;
развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью;
формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми;
умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность;
умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;
формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.
Предметные результаты.
Знания о физической культуре
ученик научится:
рассматривать физическую культуру как явления культуры, выделять исторические этапы её развития.
рационально планировать режим дня;
пятиклассник получит возможность научиться:
характеризовать цель возрождения Олимпийских игр.
Определить признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
ученик научится:
использовать знания физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья.
составлять комплексы физических упражнений.
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
ученик получит возможность научиться:
вести дневник по физкультурной деятельности.
проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок
Физическое совершенствование
ученик научится:
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств(силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
выполнять основные технические действия и приема игры в футболе, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
ученик получит возможность научиться:
выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазанья, прыжков и бега;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Сетка часов программного материала
№ | Тема | Кол-во часов |
Теоретические знания в процессе занятия |
| Баскетбол | 12 |
1 | Стойки и перемещения. Остановки баскетболиста | 1 |
2 | Ведение мяча с изменением направления и скорости. Броск мяча с 2 шагов. | 1 |
3 | Передачи мяча. Ловля мяча | 1 |
4 | Ведение мяча | 1 |
5-6 | Броски в кольцо | 2 |
7-8 | Игра в защите. Защита зоны. | 2 |
9-10 | Игра в нападении | 2 |
11-12 | Игра в защите. Личная защита. | 2 |
| Гандбол | 8 |
1 | Правила игры, стойка, перемещения. | 1 |
2 | Ловля и передача мяча. | 1 |
3 | Техника передвижения, ловли и передачи мяча. | 1 |
4 | Техника броска. | 1 |
5 | Техника броска. | 1 |
6 | Техника ведения мяча в движении с изменением направления. | 1 |
7 | Закрепление техники опорного броска. | 1 |
8 | Техника игры в защите. | 1 |
| Волейбол | 10 |
1-2 | Закрепление техники передачи мяча. Верхняя передача мяча в парах. | 2 |
3-4 | Подача мяча через сетку. Нижняя прямая подача мяча через сетку. | 2 |
5-6 | Закрепление техники приема мяча с подачи. | 2 |
7-8 | Прием высоко летящего мяча. | 2 |
9-10 | Техника и тактика игры в пионербол. | 2 |
Футбол | 5 |
1 | Остановка катящегося мяча. | 1 |
2 | Ведение мяча. | 1 |
3 | Игра в футбол по упрощѐнным правилам (мини-футбол) | 1 |
4 | Техника и тактика игры | 1 |
| Всего | 34 |
Календарно – тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Форма занятия | Планируемый результат |
1 | Основы знаний. Техника безопасности на занятиях баскетболом. Броски мяча двумя руками стоя на месте. Стойка игрока, передвижение в стойке. | Беседа, практическое занятие. | Научить бросать мяч в кольцо, стоя на месте с разных точек. Соблюдать технику безопасности на занятиях. |
2 | Ведение мяча на месте и в движении. Остановка в движении по звуковому сигналу. | Практическое занятие. | Научить выполнять ведение мяча стоя на месте и в беге. Соблюдать технику безопасности на занятиях. |
3 | Передача мяча (снизу, от груди, от плеча). Стойка игрока, передвижение в стойке. | Практическое занятие. | Научить передавать мяч, стоя на месте и в движении. Соблюдать технику безопасности на занятиях. |
4 | Передача мяча (снизу, от груди, от плеча). | Практическое занятие. | Научить передавать мяч, стоя на месте и в движении. Соблюдать технику безопасности на занятиях. |
5 | Броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади над головой); | Практическое занятие. | Научить бросать мяч в кольцо, стоя на месте с разных точек. Соблюдать технику безопасности на занятиях. |
6 | Передача мяча (снизу, от груди, от плеча). Беговые и прыжковые упражнения. | Практическое занятие. | Научатся передавать мяч, стоя на месте и в движении. Соблюдать технику безопасности на занятиях. |
7 | Подвижные игры: «Охотники и утки», «Летает – не летает». Упражнения со скакалкой. | Практическое занятие. | Научатся передавать мяч, стоя на месте и в движении. Знать и выполнять правила игры. Соблюдать технику безопасности на занятиях. |
8 | Ловля и передача мяча на месте и в движении. Бег с ускорением. | Практическое занятие. | Научатся передавать ловить и передавать мяч, стоя на месте и в движении. Соблюдать технику безопасности на занятиях. |
9 | Ловля и передача мяча на месте и в движении. Челночный бег. | Практическое занятие. | Научатся передавать ловить и передавать мяч, стоя на месте и в движении. Соблюдать технику безопасности на занятиях. |
10 | Игровые упражнения «Брось – поймай», «Выстрел в небо» с малыми и большими мячами. Прыжки в длину с места. | Практическое занятие. | Научатся передавать ловить и передавать мяч, стоя на месте и в движении. Соблюдать технику безопасности на занятиях. |
11 | Игра в баскетбол по упрощенным правилам. Упражнения на развитие силы. | Практическое занятие. | Знать правила игры, выполнять игровые действия в команде. Соблюдать технику безопасности на занятиях. |
12 | Игра в баскетбол по упрощенным правилам. | Практическое занятие. | Знать правила игры, выполнять игровые действия в команде. Соблюдать технику безопасности на занятиях. |
13 | Гандбол. Основы знаний. Техника безопасности на занятиях гандболом. Правила игры. Режим дня и режим питания. Ведение и передача мяча в парах. | Беседа, практическое занятие. | Научить планировать режим дня, дать основные понятия о спортивной игре. Знать и выполнять правила игры. Соблюдать технику безопасности на занятиях. |
14 | Основные технические приемы: стойка (вратаря, нападающего, защитника), | Практическое занятие. | Научатся основным приемам владения мячом и игровым действиям. Соблюдать технику безопасности на занятиях. |
15 | Перемещения, передачи и ловля мяча, броски мяча в ворота | Практическое занятие. | Научатся основным приемам владения мячом и игровым действиям. Соблюдать технику безопасности на занятиях. |
16 | Блокирование, персональная опека | Практическое занятие. | Научатся основным приемам владения мячом и игровым действиям. Соблюдать технику безопасности на занятиях. |
17 | Тактика нападения. | Практическое занятие. | Научатся выполнять тактические действия в нападении. Соблюдать технику безопасности на занятиях. |
18 | Основные принципы нападения. Расстановки. | Практическое занятие. | Научатся выполнять тактические действия в нападении. Соблюдать технику безопасности на занятиях. |
19 | Тактика нападения. Основные принципы нападения. | Практическое занятие. | Научатся выполнять тактические действия в нападении. Соблюдать технику безопасности на занятиях. |
20 | Спортивные игры с мячом. Эстафеты. «Салки». «Выбить цели». | Практическое занятие. | Научатся выполнять тактические действия в игре, знать и выполнять правила игры. Соблюдать технику безопасности на занятиях. |
21 | Основы знаний. Техника безопасности на занятиях волейболом. Нижняя и верхняя передача мяча. | Беседа, практическое занятие. | Научить выполнять нижнюю и верхнюю передачу мяча в парах. Соблюдать технику безопасности на занятиях. |
22 | Специальная разминка волейболиста. Броски мяча двумя руками стоя в стену, в пол, ловля отскочившего мяча. Игра волейбол. | Практическое занятие. | Научатся выполнять бросок мяча с силой, ловить и отбивать высоко летящий мяч. Знать правила игры в пионербол. Соблюдать технику безопасности на занятиях. |
23 | Подбрасывание мяча вверх и ловля его на месте и после перемещения. Игра волейбол. | Практическое занятие. | Научатся выполнять подбрасывание мяча вверх и ловит. Знать правила игры в пионербол. Соблюдать технику безопасности на занятиях. |
24 | Перебрасывание мяча партнёру в парах и тройках - ловля мяча на месте и в движении – низко летящего и летящего на уровне головы. Игра волейбол. | Практическое занятие. | Научатся выполнять перебрасывание мяча в парах, тройках, на месте и в движении. Знать правила игры в пионербол. Соблюдать технику безопасности на занятиях. |
25 | Перебрасывание мяча партнёру в парах и тройках - ловля мяча на месте и в движении – низко летящего и летящего на уровне головы. Игра волейбол. | Практическое занятие. | Научатся выполнять перебрасывание мяча в парах, тройках, на месте и в движении. Знать правила игры в пионербол. Соблюдать технику безопасности на занятиях. |
26 | Верхняя и нижняя передача мяча, прием мяча в парах. Игра волейбол. | Практическое занятие. | Научатся выполнять передачу и прием мяча. Знать правила игры в пионербол. Соблюдать технику безопасности на занятиях. |
27 | Верхняя и нижняя передача мяча, прием мяча в парах. Игра волейбол. | Практическое занятие. | Научатся выполнять передачу и прием мяча. Знать правила игры в пионербол. Соблюдать технику безопасности на занятиях. |
28 | Здоровое питание. Экологически чистые продукты. Утренняя физическая зарядка. Нижняя прямая подача мяча. | Беседа. Практическое занятие. | Научатся выполнять нижнюю прямую подачу мяча. Разрабатывать комплекс упражнений. Соблюдать технику безопасности на занятиях. |
29 | Нижняя прямая подача мяча. Прием мяча. Игра волейбол. | Практическое занятие. | Научатся выполнять нижнюю прямую подачу мяча и прием мяча снизу и сверху. Соблюдать технику безопасности на занятиях. |
30 | Нижняя прямая подача мяча. Прием мяча. Игра волейбол. | Практическое занятие. | Научатся выполнять нижнюю прямую подачу мяча и прием мяча снизу и сверху. Соблюдать технику безопасности на занятиях. |
31 | Основы знаний. Техника безопасности на занятиях футболом. Влияние занятий футболом на организм школьника. Причины переохлаждения и перегревания организма человека. Признаки простудного заболевания. Ведение и передача мяча. | Беседа, практическое занятие. | Дать представление о влияние занятий футболом на физическое развитие организма, методы закаливания. Научить ведению и передачи мяча. Соблюдать технику безопасности на занятиях. |
32 | Удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу. Игра в футбол. | Практическое занятие. | Научатся выполнять передачи мяча на месте и в движении. Знать правила игры Соблюдать технику безопасности на занятиях. |
33 | Передачи мяча в парах. Подвижные игры: «Точная передача», | Практическое занятие. | Научатся выполнять передачи мяча на месте и в движении. Знать правила игры. Соблюдать технику безопасности на занятиях. |
34 | Передачи мяча в парах. Удар по воротам. Игра в мини-футбол. | Практическое занятие. | Научатся выполнять передачи мяча на месте и в движении, выполнять удар по воротам. Знать правила игры. Соблюдать технику безопасности на занятиях. |