СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Танцевальная азбука

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа вводит детей в удивительный и прекрасный мир танца

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Танцевальная азбука»

Комитет по образованиЮ

администрации городского округа «Город Калининград»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Калининграда гимназия № 32


Принята на заседании научно- методического совета

от «21» июня 2021г.

Протокол № 16

Утверждаю:

Директор МАОУ гимназия №32

_______________/Белякова В.Н./

«28» июня 2021г.

Приказ №99/2-ос от 28.06.2021 г.











Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Танцевальная азбука», 1 класс.


Возраст обучающихся: 7-8 лет,

Срок реализации: 1 год









Автор – составитель:

Калугарева Светлана Юрьевна,

педагог дополнительного образования








г. Калининград, 2021


Количество часов за год: 72

Всего в неделю: 2 часа

Уровень - базовый

Возраст обучающихся: 7-8 лет
Срок реализации программы: 1 учебный год







































Пояснительная записка


Направленность программы: базовая. По содержанию является учебно-познавательной; по функциональному предназначению - развивающей; по форме организации–коллективно-групповой; по времени реализации – одногодичной.

Данная программа составлена с учетом программы воспитания.

Выбор данной программы обусловлен тем, что она имеет гуманистическую и эстетическую направленность Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир людей различного возраста. Что же касается непосредственно детей, то танец, без преувеличения, развивает ребенка всесторонне.

Программа вводит детей в большой и удивительный мир хореографии, посредством игры знакомит с некоторыми жанрами, видами, стилями танцев. Помогает им влиться в огромный мир музыки - от классики до современных стилей, и попытаться проявить себя посредством пластики близкой детям. Путем танцевальной импровизации под понравившуюся музыку у детей развивается способности к самостоятельному творческому самовыражению. Формируется умение передать услышанный музыкальный образ в рисунке, пластики.

Данная рабочая программа составлена с учетом нормативных документов.


Актуальность данной образовательной программы


Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности, соответствует курсу «Современный танец». Данное направление, носит комплексный характер, раскрывает воспитательный потенциал, что на современном этапе хореографии приобрело особую актуальность.

характеризуется тем, что в настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области хореографии.

Современный социальный заказ на образование обусловлен и задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования. В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.

Основой образования по хореографии является двигательная деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать танцевальные упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества. Формировать сознание, мышление, творческий подход. Изучение хореографии, как и других видов искусства, помогает развить те стороны личностного потенциала учащегося, на которые содержание других предметов имеет ограниченное влияние: воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с разных позиций.

Новизна программы заключена в использовании многообразия средств хореографического искусства для формирования у детей ценности и значимости таких категорий как «хореографическое искусство» и «здоровье человека», а также развития творческой одаренности детей. Программа направлена на создание целостной культурно-эстетической среды для успешного развития ребенка.

Программа направлена на развитие у ребенка чувства ритма, умения слышать и понимать музыку и согласовывать с ней свои движения, умения различать характер музыки, изучить различные танцевальные направления. У ученика развивается и тренируется мышечная сила корпуса и ног, пластика рук, происходит развитие общей физической подготовки, развитие танцевальных данных (гибкости, прыжка, шага, устойчивости и координации), все это формирует у ребенка правильную осанку (постановку корпуса).

Особенностью данной программы является совмещение нескольких танцевальных направлений: классический танец, историко-бытовой, народно-сценический, современный танец, элементам спортивно гимнастического стиля позволяющих осуществить комплексную хореографическую подготовку обучающихся в течение всего курса обучения.

В структуру программы включены элементы Танцевальной психотерапии. Что позволяет не только развивать учащихся в физическом и умственном плане, но и помочь им в разрешении личностных проблем. Исходя из этого, была составлена программа по предмету «Современный танец» на один год обучения. Данная программа предназначена для учащихся 1-11 классов

Педагогическая целесообразность

- духовное и физическое воспитание детей овладения ими основами хореографического мастерства,

- раскрытия их индивидуальных возможностей и максимальной реализации творческих способностей.

- научность (связь теории с практикой) и актуальность учебного

материала;

- единство воспитания, обучения и развития

- преемственность в обучении и воспитании

- принцип сотрудничества


Основные тематические направления программы:

приобщение детей ко всем видам танцевального искусства:

- классический танец (практика) — основа любого танца.

- развитие пластичности, образности;

- партерная гимнастика и ритмико-пластические навыки (практика)

- историко-бытовой танец

-эстрадный и современный танец.



Ведущая идея программы


-воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артис­тизм и благородство;

Ключевые понятия

- Основы хореографии.

- Exercise (экзерсис) у станка и на середине зала.

- Положения, направления, позы, дополнительные движения.

- Прыжки.

- Вращения.

- Музыкальный ритм.

- Ритмико-пластические навыки.

- Танцевальные схемы и движения.

- Танцевальный шаг.

- Учебная комбинация.

- Импровизация.

- Современная хореография.

- Пластика и зажим.

- Гибкость и растяжка.

- Акробатика и полуакробатика.

- Опорно-двигательная система.

- Партерная гимнастика. ритмико-пластические навыки.

- Контрольное занятие.

- ОФП (общая физическая нагрузка).

- СФП (специальная физическая нагрузка).

- Предметная подготовка, работа с различным инвентарем для окраски танца (мяч, скакалка, обруч, шарф, шляпа, стул, детские игрушки, книга и т.д.).

- Линия танца.

- Основы композиции.

- Танцевальный репертуар.

- Концертная деятельность.

Целью программы является развитие творческих способностей и укрепление здоровья детей через использование различных видов классической и современной хореографии; элементов художественной гимнастики, акробатики. Своеобразие и неповторимость каждого занятия, с одной стороны, не позволяют детям утомляться, а с другой – вызывают у них симпатию к педагогу и как следствие, интерес к изучаемому предмету. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения должны быть характерными при выполнении детьми музыкально-ритмических движений. Эта сложная задача может быть осуществлена при соблюдении следующих принципов: систематичность, постепенность, последовательность, повторность. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний, живое неформальное общение.


Задачи программы


Развивающие

-Дать детям представление об общих закономерностях отражения действительности в хореографическом искусстве, конкретно выражающихся в связи форм и линий движений с жизненным содержанием, смыслом, чувством и настроением музыки.

- Использовать специфические средства искусства танца для гармонизации развития учащихся, расширения рамок культурного и исторического образования детей: углубление и расширение средствами историко-бытового танца познавательных возможностей учащихся в области истории, географии, литературы, фольклора.

-Обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций.

-Обеспечить формирование и сохранение правильной осанки ребёнка, укрепление мышечного корсета средствами классического, народного и бального танцев, воспитать культуру движения.

- Увеличить период двигательной активности в учебном процессе, развить потребность двигательной активности как основы здорового образа жизни.

Обучающие

освоения учащимися содержания программы по ритмике являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
— технически правильно выполнять соблюдать методику выполнения движений, использовать их в игровой и концертной деятельности

Воспитательные

- воспитывать любовь и уважение к искусству, понимание его эстетической ценности;

- воспитывать чувство любви к Родине, труду, чувство ответственности, патриотизма, формировать нравственные качества;

- воспитание чувства прекрасного в соприкосновении с музыкой и миром танца;

- воспитание культуры движения, координации, чувства ритма, музыкального слуха, эмоциональности исполнения;

- воспитание коммуникативных способностей - умение работать в коллективе и в парах;

- воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, конструктивности

- патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде


Оздоровительные

- укрепить здоровье при помощи искусства движений и средствами физической культуры, развить силу и выносливость,

- активизировать наиболее важные физиологические системы организма – сердечно - сосудистую и дыхательную.

- укрепить мышечный аппарат у детей, корректировать нарушения осанки.

- укрепить здоровье и развить физическую выносливость.

Психологические

сплочение коллективов; снятие напряжения, избавиться от страха и усталости; помощь замкнутым, необщительным, эмоционально- неуравновешенным детям; повышение самооценки, обретение уверенности в себе.

Курс ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.



Основные принципы программы


Во время проведения занятия педагог практически реализует почти все важнейшие учебно-воспитательные задачи, стоящие перед ним: передает детям новые знания, формирует у них умения и навыки. Систематичность, доступность, последовательность (от простого к сложному). Поэтапность, учет психофизиологических и возрастных особенностей, индивидуализация, наглядность, научность, сознательность, активность. Связь теории с практикой, межпредметность (интегративность связей), актуальность, результативность. А так же опирается на новейшие современные зарубежные педагогические идеи: «фьюжена» (сплава нескольких видов пластических направлений), «тьютерства» (практического «сотворчества» педагога и учеников – «нога в ногу», «рука в руку», не «над учениками», а «вместе, рядом с ними»).

Материал построен таким образом, чтобы, учитывая психологические особенности детей разного возраста, приобщить ребёнка к ценностям культуры и сформировать у него умение выразить свои чувства доступными ему средствами. Обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребёнка, помочь приобрести запас прочных умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха.

Принципы отбора содержания

-Программа подходит для образования детей с различным уровнем подготовки на любой стадии обучения,

-рассчитана на любой социальный статус детей, имеющих различные интеллектуальные, художественные, творческие способности.


Основные формы и методы

1.Формы учебной деятельности:

- практическое занятие

- теоретическое занятие

- открытый урок

- контрольный урок

- класс-концерт

- самостоятельная работа

- мониторинг

2.Методы учебной деятельности:

- игра

- показ

- упражнение

- творческое задание

- соревнования

- рассказ-беседа-обсуждение

- викторина

- сообщения учащихся

- тестирование, анкетирование

- коллективное творчество

1.Формы воспитательной деятельности:

- концерты

- конкурсы, фестивали

- экскурсии

- летний лагерь

- совместное проведение отдыха (праздники, дни рождения, тематические вечера)

- беседа

2.Методы воспитательной деятельности:

- поощрение

- общественное мнение

- воспитывающая ситуация

- педагогическое требование


Возраст детей и их психологические особенности


Младший школьный возраст(7-10 лет)

Дети младшего школьного возраста охотно включаются в занятия по танцу. Учащиеся отличаются большей активностью и восприимчивостью. Внимание детей этого возраста достаточно устойчиво, восприимчивость более организована, они способны к более настойчивой работе над каждым заданием. Дети этого возраста отличаются впечатлительностью и наблюдательностью, они с большей активностью относятся к созданию танцевального образа, в своей работе обнаруживают большую творческую изобретательность, фантазию, юмор.

Средний школьный возраст (11-13 лет)

Обычно группы детей этого возраста представляют собой дружный, сплоченный коллектив, обладающий известной танцевальной подготовкой. В этом периоде дети отличаются особой чувствительностью и повышенной возбудимостью, что должно чутко учитываться педагогом. Дети начинают проявлять подчеркнутую самостоятельность, их активность приобретает определенную целенаправленность. Однако активность эта имеет ещё детские черты: поставив себе какую-либо задачу, подросток иногда быстро изменяет ей, увлекшись каким-нибудь другим делом. Педагогу приходится проявлять много такта и большое терпение. Отличаясь повышенной чувствительностью, дети болезненно воспринимают критику, и педагогу следует осторожно и очень корректно указывать на недостатки (несовершенство движений, неправильное понимание характера танца, заносчивость в отношении с товарищами.


Основной раздел программы


- программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

- в этом направлении приоритетами для учебного предмета на этапе основного общего образования являются:

- познавательная деятельность – наблюдение (восприятие),

- моделирование художественно-творческого процесса др.; сравнение, сопоставление, классификация произведений музыкального искусства по одному или нескольким предложенным основаниям;

- поиск оригинальных решений и самостоятельное выполнение хореографических задач, - участие в импровизационной деятельности.

Освоения учащимися содержания программы по ритмике являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях

-информационно-коммуникативная деятельность: использование различных источников информации, дающих подробную информацию об искусстве танца.

- рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих хореографических интересов и возможностей;

- владение умениями и навыками хореографической деятельности и ее оценивание с точки зрения эстетических ценностей,
- к концу обучения, учащиеся овладевают способами хореографической деятельности в индивидуальных и коллективных формах работы

-танцевально-пластическое движение, импровизация, танец в паре,

- проявляют определенный уровень эрудиции, знают основные движения и понятия народного, классического и современного танца.


Мониторинг образовательных результатов

Способы отслеживания и фиксации результатов. Отслеживание результата – это видение того, насколько идет продвижение к цели, задач поставленных в программе, ориентированных на воспитание и развитие детей.

Вводный (входной) мониторинг.

При работе по данной программе вводный (входной) мониторинг проводится на первых занятиях объединения с целью выявления образовательного и творческого уровня детей, их способностей. Он проходит в форме собеседования, наблюдения, выполнения упражнений.

Промежуточный мониторинг.

Текущий контроль (промежуточный мониторинг) проводится для определения уровня усвоения содержания программы. Формы контроля традиционные: тестирование, наблюдение, игровые программы, соревнования, концертные выступления, и нетрадиционные: контрольные занятия и контрольные нормативы ОФП и СФП, листки самоконтроля, индивидуальные опросники, подготовка для обучающихся творческих заданий по пройденной теме. При такой форме контроля можно проследить степень интереса ребенка к деятельности степень усвоения программы.

Итоговый мониторинг.

Оптимальный вариантом итогового контроля (итоговый мониторинг) в объединении, является сдача нормативов ОФП и СФП, а так же проведение отчетного концерта с самоанализом концертного выступления в форме просмотра и беседы.

Примеры форм проведения мониторинга см. в приложении «методические рекомендации».




Условия реализации программы


Музыка в танце имеет первостепенное значение, поэтому обязательным условием является наличие концертмейстера. Умение аккомпанировать движению или танцу, чувствовать все его нюансы, оттенки – составляет особенность работы музыкального работника. Он первый помощник педагога. И от того, насколько эмоционально и грамотно будет он играть на уроке, репетиции, во многом зависит успешность обучения

Занятия по хореографии должны проходить в специально оборудованном зале. Рабочее место учащихся имеет большое значение. Как будет оформлен зал, какой цвет стен, какое освещение класса, какая основа пола, какой станок – все это психологически воздействует на учащихся, определяет их эмоциональное


Режим занятий, периодичность, количество часов на реализацию программы.

Дополнительное образование является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Программа объединяет образовательные области (в соответствии с ФГОС).

Дополнительное образование является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Рабочая программа дополнительного образования «Современный танец» адресована учащимся 1-х классов, срок реализации программы 1 год

Форма проведения занятий – групповая.

Начало учебного года: 1 сентября

Окончание учебного года – 31 мая

Продолжительность учебного года (аудиторные занятия) – 36 недель.


Комплектование групп – с 1 сентября.

Объем образовательной нагрузки:


2 часа в неделю, что составляет 72 ч. в год.

Занятия проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным директором МАОУ гимназии №32.







2. Учебный план

Количество часов в неделю 2 за год 72 часа

Тематическое планирование




Тематический раздел

Тема занятия




Всего часов

самоподготовка

В том числе



Форма аттестации/

контроля

теория

практика

экскурсии

1.

Введение.

Основы хореографии

20


10

10

0

Тестирование по курсу «Хореография»

2.

Танцевальные схемы и движения

10


5

5

0

СФП

3.

Партерная гимнастика и ритмико-пластические навыки

10


4

6

0

ОФП

4.

Танцевальный репертуар (постановочная работа)

10


5

5

0

Контрольные занятия, концертные

выступления

5.

Мониторинг.

5


1

4

0

Контрольные нормативы

6.

Концертная деятельность

10


2

3

5

Концертные, конкурсные выступления

7.

Беседы и лекции

3


1

2

0

Тестирование, беседы

8.

Итоговые занятия

(промежуточная аттестация)

4


1

3

0

Промежуточный контроль

9.

Общее количество часов

Всего за учебный период (аудиторные занятия)

72


29

38

5




3.Календарный учебный график


Режим деятельности

Дополнительная общеразвивающая программа «Современный танец»

1.

Начало учебного года

1 сентября

2.

Продолжительность учебного периода

35 недель + 15 недель самоподготовка

3.

Продолжительность учебной недели

5 дней

4.

Периодичность учебных занятий

2 часа в неделю

5.

Количество занятий в году обучения

72 часа +15 часов самоподготовка

6.

Количество часов всего

87 часов

7.

Окончание учебного года

31 мая

8.

Период реализации программы

01.09. 2021 – 30.05.2022













Содержание программы


1 класс


  1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ


Целевая направленность: знакомство с воспитанниками, определение работы в коллективе решение организационных вопросов, определение музыкальных и танцевальных данных воспитанников; знакомство с техникой безопасности на занятиях.

Форма работы: групповая.

В занятие входит рассказ педагога о программе обучения, знакомство с родителями, требования к танцевальной форме, обуви, о культуре поведения в коллективе и в танцевальном зале. Беседа по технике безопасности. Формирование групп по возрасту, медицинские показания для занятий танцами, расписание занятий.


2. ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИИ


ТЕМЫ: 1.История зарождения танца

2.Скоморошество на Руси.


В первом классе дети знакомятся с историей зарождения танцевального искусства, с мифами, легендами народов о танце.

Занятие проходит в форме беседы, рассказа используя народные игры и обряды.




2. РИТМО-ПЛАСТИКА


  • Знакомство с элементами музыкальной грамотности.

  • Движения вокруг ног:

  • Ходьба, бег, прыжки, шаг польки, боковой галоп.

  • Мелодия и движения. Темп (быстро, медленно, умеренно).

  • Музыкально- пространственные упражнения.

  • Фигурная маршировка с перестроением. Партерная гимнастика.


Содержание данного блока предполагает: развитие музыкального чувства ритма в передаче танцевальных движений, образов.

Обучение четкой ориентации в пространстве. Развитие «мышечных чувства» и формирование художественно-творческих способностей детей. Воспроизведение хлопками, притопами, выстукиванием различных ритмических рисунков.

Овладение простейшими навыками координации. Понятие сценический шаг, бег.

Определение музыкального темпа. Определение музыкального размера 2/4; 3/4.

Определение контрастной музыки: быстро-медленно, весело-грустно.

Обучение при помощи элементарных танцевальных движений перестраиваться: из колонны в шеренгу, из одного круга в два и наоборот. Дать понятие «внешнего и внутреннего». Формировать правильную осанку, развить гибкость.


3. ЭЛЕМЕНТЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА


Упражнения у станка (лицом к станку):

  • постановка корпуса в выворотной позиции лицом к станку.

  • Позиции ног (1,2,3,5,6.), рук (1,2,3.)

  • Demi plie

  • Battement tendu

  • Battement tendu с demi plie поI иV позиция

  • Passe par terre

  • Battement tendu jete

  • Pique

  • Releve

  • Passe

  • Rond de jambe par terre.

  • Перегибы корпуса. Пордебра

  • Allegro (temps live sauté, поджатые)

  • Grand battment jete.

Упражнения на середине:

  • Allegro: temps live sauté, chanqement de pied, pas e chappe, поджатые

  • Первая форма port de bras

Подготовка к верчениям:

  • Верчения по диагонали ( подскок в повороте, галоп в повороте, шене)

  • Верчения на месте.

Основная задача - постановка корпуса, ног, рук и головы, на простейших упражнениях классического тренажа. Дать понятие опорной и работающей ноги, центра тяжести. Дать понятие подготовительное положение. Усвоить основные позиции рук и ног. Развитие выворотности ног, гибкости и выразительности корпуса, необходимых в классическом танце.

Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, настойчивость в достижении цели.


4. ЭЛЕМЕНТЫ НАРОДНОГО ТАНЦА


Упражнения лицом к станку:

  • Battement tendu с « сокращением» и « натяжением» стопы из Iпозиции

  • Маленькие броски работающей ногой

  • Подготовка к веревочке

  • «Молоточки» по VI позиции

  • Припадание

Упражнения на середине зала:

  • « Каблучки»

  • Бег с « молоточками» (по диагонали, по кругу, в парах)

  • Полуприсядка

  • Присядки (“мячик” по 6 и 1 позиции)

  • Гармошечка”

  • “Ковырялочка”

  • Припадание

  • Хлопушки одинарные.

Трюковые движения:

  • «Колесо»

  • «Подсечка»

  • «Собачка»

  • «Лягушка»

  • Бегунок

Основная задача: постановка корпуса, ног, рук и головы, на простейших упражнениях народного тренажа. Дать понятие опорной и работающей ноги, центра тяжести. Дать понятие подготовительное положение. Усвоить основные положения рук и позиции ног в народном танце. Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, настойчивость в достижении цели.


5. КОНЦЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

- Новогодние выступления

- Отчетный концерт по итогам года

- Участие в концертной деятельности коллектива в период учебного года

- Участие в фестивалях и конкурсах


6.ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР

  • Летка - Енька

  • Хоровод друзей

  • Волшебная страна

  • Зонтики

  • Тише-мыши

  • В гостях у сказки

  • Я, ты, он, она

Методическое обеспечение программы

Основные педагогические принципы

  • Дети не смогут выполнять движения под музыку свободно и красиво, если схема или игра разучиваются сразу, без предшествующих подготовительных упражнений, направленных на освоение необходимых двигательных, танцевальных навыков.

  • Перед выполнением движений и началом занятий необходимо обучить детей правильно занимать исходное положение, соблюдать координацию движений рук и ног, следить за осанкой. Свобода, естественность, отсутствие всякого напряжения должны быть характерными при выполнении детьми музыкально-ритмических движений. Эта сложная задача может быть осуществлена при соблюдении следующих принципов:

  • - систематичность,

  • - постепенность,

  • - последовательность,

  • - повторность.

  • Музыкальное сопровождение занятий.

  • Музыка выполняет ряд специальных функций:

  • – благодаря музыке танец является эффективным средством эстетического воспитания. В процессе занятий дети знакомятся с музыкальной грамотой, с понятиями ритма и метроритма, структуры метра и такта, формы и жанра музыки. Это помогает им глубоко воспринимать музыку, развивает у них художественный вкус. Музыка помогает решать и другие задачи эстетического воспитания, как, например, воспитание чувства красоты движения, культуры поведения;

  • – музыка имеет значение при обучении движениям, в особенности при воспитании выразительности и артистичности;

  • – музыкальное искусство обладает большой силой непосредственного эмоционального воздействия. Под музыку легче переносятся большие физические и психические нагрузки, повышается работоспособность, ускоряются процессы восстановления;

  • – музыка на занятиях должна быть простой, доступной и выразительной;

  • – для музыкального сопровождения используются классические произведения, мелодии народных песен и танцев, а также современная музыка.

  • Классификация занятий:

  • По педагогическим задачам:

  • -обучающее;

  • -тренировочное (совершенствование техники исполнения);

  • -контрольное;

  • -составительное;

  • -восстановительное;

  • -теоретическое.

  • По величине нагрузки:

  • -ударное;

  • -среднее (оптимальное);

  • -умеренное;

  • -разгрузочное.

  • По организации проведения:

  • -индивидуальное;

  • -фронтальное;

  • -групповое;

  • -самостоятельное.

  • Структура занятия – состоит из трёх частей, подготовительной, основной и заключительной.

  • 1. В подготовительной части занятия решаются следующие задачи:

  • -организация занимающихся;

  • -ознакомление с задачами и содержанием занятия;

  • -подготовка организма к основной части занятия.

  • Продолжительность от 15 до 45 минут. В подготовительной части объединяются упражнения простые по координации, малые по амплитуде и выполняемые в медленном умеренном темпе. Разновидности ходьбы и бега, различные танцевальные соединения, общеразвивающие упражнения. Данные упражнения способствуют мобилизации внимания, подготавливают суставно-мышечный аппарат, сердечно - сосудистую и дыхательную системы для последующей работы.

  • 2. Содержанием основной части занятия являются упражнения программного материала. Основная часть занятия может быть однонаправленного характера, например совершенствование танцевальной связки, постановка и разучивание нового номера, а может носить сложный, комплексный характер, что особенно характерно для старшего возраста детей. Решаются задачи занятия с помощью большого арсенала различных движений: элементов классического танца, историко-бытовых и народных танцев, элементов свободной пластики, общеразвивающих упражнений.

  • 3. Заключительная часть занятия позволяет снизить нагрузку снять утомление, чрезмерное возбуждение, подвести итоги занятия и определить задачи будущего. Занятия обычно проводятся три раза в неделю по два часа.

  • Занятия строятся на следующих 4 принципах:

  • – соразмерность отдельных частей занятия;

  • – подбор упражнений и последовательность их исполнения;

  • – чередование нагрузки и отдыха;

  • – составление учебных комбинаций.

  • Последовательность упражнений на занятии строго определена. Сначала подбираются упражнения, локально воздействующие на голеностопные, коленные и тазобедренные суставы, затем с постепенным увеличением амплитуды движений, включая в работу все более крупные группы мышц.

  • На занятиях решаются такие задачи как:

  • -укрепление опорно-двигательной системы;

  • -развитие звуковосприятия музыкальной и ритмичной организации;

  • -формирование мыслей, образа движения, сочетание образного мышления с двигательными навыками;

  • -снятие мышечных комплексов, зажимов, привитие любви к свободному, раскрепощенному движению;

  • -развитие навыков владения дистанцией и рационального размещения в рисунке танца;

  • -развитие творческой фантазии;

  • -воспитание чувства красоты, меры и соразмерности;

  • -создание творческой, эмоционально-насыщенной атмосферы занятий;

  • -утверждение принципа творческой реализации каждого члена студии;

  • -продолжение развития традиций коллектива, сотрудничество воспитанников разных поколений;

  • -коллективная творческая деятельность детей и педагога;

  • -повышение роли семьи в жизни воспитанников, совместное творчество детей и родителей.

  • За период обучения в студии эстрадно-спортивного танца все ученики приобрели опыт собственной творческой деятельности, принимая участие в концертах, конкурсах и фестивалях районного, городского, областного, международного уровня. Смогли показать результаты своего творчества на открытых занятиях для родителей, педагогов района, города и области.

  • Этапы обучения.

  • Процесс обучения может быть условно разделен на 3 этапа.

  • 1-й этап – создание предварительного представления о разучиваемом движении,

  • 2-й – его углубленное разучивание и, наконец,

  • 3-й этап – его совершенствование.

  • Создание предварительного представления опирается на ряд характерных методов и приемов. Основными из них являются:

  • 1. Использование терминологически точного наименования упражнения, которое при условии знания терминологии сразу создает определенное двигательное представление о движении.

  • 2. Показ упражнения, с помощью которого создается в первую очередь зримый образ движения.

  • 3. Объяснение упражнения, с помощью которого уточняются детали техники, элементы выразительности движения и другие нюансы.

  • 4. Предварительное ознакомление с движением – его первичное, пробное, исполнение.

  • Из числа перечисленных методов и приемов наиболее важную роль играют показ и объяснение. К показу предъявляются следующие требования: точность, направленность на решение вполне определенных задач, соответствие данному этапу освоения упражнения. Давая образное объяснение, педагог добивается нужной выразительности каждого движения, но вместе с тем уточняет и необходимые элементы техники.

  • Разучивание упражнения.

  • Создание предварительного представления о движении непосредственно, без ярко выраженной границы, переходит в этап углубленного разучивания.

  • Как только сформировано предварительное представление о разучиваемом движении и в процессе начального обучения устранены наиболее грубые ошибки, можно считать, что ребенок перешел к процессу совершенствования.

  • Совершенствование движения – наиболее трудоемкий этап. Он включает работу над выразительностью движения, точностью выполнения. Совершенствование сложных упражнений может продолжаться многие месяцы.

Методы и приемы обучения

  • Методы обучения можно подразделить на следующие группы:

  • -методы устного изложения знаний: рассказ, объяснение, лекция, беседа;

  • -метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;

  • -методы закрепления изучаемого материала: повторение пройденного материала, создания ситуации успеха для каждого ребенка, стимулирования;

  • -методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала;

  • -методы работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: праздники, концерты, конкурсы, фестивали, открытые занятия;

  • -методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за воспитанниками, устный опрос (индивидуальный, фронтальный), контрольные занятия и нормативы, соревнования, программированный контроль.

  • Принято выделять 2 основных метода обучения упражнениям. Это метод целостного освоения упражнения и метод обучения посредством расчленения.

  • Целостный метод. Практически любое упражнение, трудность которого соответствует уровню подготовки воспитанниц, может быть освоено целостно. Вместе с тем следует учитывать, что использование целостного метода обучения подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту двигательную базу входят элементы, которые необходимы как сами по себе, например, элементы хореографической подготовки, так и элементы, позволяющие на их основе осваивать более сложные упражнения. Например, изучение такого движения, как вертикальное равновесие нога вперед или назад, проводится целостно, однако оно основывается на владении системой упражнений (батман тандю, батман жэтэ, батман девлоппэ, гран батман жэтэ и др.).

  • Метод расчленения применяется в основном при изучении относительно сложных упражнений, а также для коррекции двигательного навыка, для исправления некоторых ошибок или работе над выразительностью движений в отдельных его фазах, например всякий прыжок в художественной гимнастике может быть разделен на несколько стадий действий.

  • В процессе освоения упражнения могут применяться различные методы работы:

  • 1. Оперативный комментарий и пояснение. В процессе работы над движением большое значение имеют указания, которые дает педагог в ходе выполнения упражнения. Эти указания играют роль внешнего управляющего момента, с помощью которого ребенок может оперативно представить собственные действия. При этом педагог всегда чутко реагирует на характер движения воспитанниц и, внося коррекцию, тем самым применяет принцип обратной связи.

  • 2. Музыка как фактор обучения. Музыкальное сопровождение можно рассматривать и как фактор воздействия на ребенка в процессе обучения упражнениям. Изменяя темп, ритм музыкального сопровождения, акцентируя отдельные детали движения, можно управлять действиями воспитанниц, меняя их характер. Правильная методика применения музыки способствует усвоению двигательного навыка.

  • 3. Приемы физической помощи применяются достаточно часто, в особенности при необходимости скорректировать действия детей. Так, при освоении прыжка шагом возможно применение помощи, благодаря чему увеличивается длительность фазы полета. В результате ребенок получает возможность лучше прочувствовать характер действия при исполнении этого движения. Например, с помощью педагога воспитанница может лучше ощутить координацию движений при исполнении волны и аналогичных движений, когда ее собственные действия непосредственно физически управляются руководителем.

  • Часто применяются различные приемы фиксации, с помощью которых в ощущениях закрепляется наиболее верное положение, характерное для той или иной фазы упражнения.

  • 4. В процессе обучения движениям важен самоконтроль действий со стороны детей. Чрезвычайно важен при этом зрительный анализатор. Наиболее простой и распространенный прием – это работа перед зеркалом. Напротив, выполняя отдельные фазы движения или упражнение целиком с закрытыми глазами, можно лучше сосредоточиться на двигательных ощущениях и тем самым повысить эффект освоения упражнения.

Ожидаемый результат


  • соблюдать этикет приветствия и прощания в начале и конце урока (поклон)

  • проучить правильную постановку корпуса, головы, знать позиции ног и рук классического танца,

  • развить первоначальные навыки координации движений на основе элементарных комбинаций классического и народного танца лицом к станку,

  • проучить несложные прыжки с приземлением на две ноги,

  • свободно ориентироваться в пространстве,

  • уметь ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки,

  • уметь отличать сильную долю такта, меняя движения в соответствии формой музыкального произведения,

  • точно начинать движения после музыкального вступления,

  • знать понятия «рабочая» и «опорная» нога,

  • знать понятие «точка», подготовка к вращениям,

  • знать и уметь исполнять простые танцевальные шаги (бег, галоп, подскок, галоп с поворотом на 180, шаг польки и т.д.),

  • уметь при помощи элементарных танцевальных движений перестраиваться: из колонны в шеренгу из одного круга в два и наоборот. Знать понятия «внутреннего» и «внешнего»,

  • уметь исполнять присядку «мячик»по I иVI поз.сохраняя правильную осанку,

  • уметь исполнять одинарную «хлопушку»,

  • уметь исполнять простые трюковые элементы,

  • иметь навыки актерской выразительности.




Материально-техническое обеспечение


  1. Хореографический зал.

  2. Мячи малого размера.

  3. Гантели .

  4. Степ – платформы.

  5. Магнитофон; компьютер.

  6. CD и аудиоматериал.

  7. Ноутбук


Формы проведения мониторинга

- выступления детей на открытых мероприятиях;

- участие в тематических праздниках;

- контрольные занятия;

- открытые занятия для родителей;

- отчетный концерт по итогам года.

Концерт является основной формой контроля знаний, умений, навыков и творческой самореализации учащихся.



Студия «Аквик» Группа № ____________ год обучения. ______ полугодие 20___г. Педагог ______________________________



Способы отслеживания результатов реализации программы учебного курса «хореография»


п/п

Фамилия Имя

Уровень сформированности музыкальности и чувства ритма.

Уровень развития (сформированности) координаций тела и движений.

Уровень сформированности собранности, умение концентрировать свое внимание

Высо

кий

Сред

ний

Низ

кий

Высо

кий

Сред

ний

Низ

кий

Высо

кий


Сред

ний


Низ

кий















































Карта диагностики уровня музыкального и психомоторного

развития ребенка


Цель диагностики - выявление уровня музыкального и психомоторного развития ребенка (начального уровня и динамики развития эффективности

Метод диагностики - наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.

1. Музыкальность - способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами педагогического воздействия)., темпом и ритмом. Оценивая соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагогом).

2.Пластичность, гибкость – мягкость, плавность и музыкальность движений рук, подвижность суставов, гибкость позвоночника.

3.Координация, ловкость движений – точность, ловкость движений, координация рук и ног при выполнении упражнений (общеразвивающие упражнения, танцевальные движения и схемы).

4.Внимание – способность не отвлекаться от музыки и процесса исполнения движений.

5.Память – способность запомнить музыку и движения. Виды памяти: музыкальная, двигательная, зрительная.

6.Эмоциональная сфера – выразительность мимики и пантомимики, умение передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму чувств, исходя из музыки и содержания композиции, умение выразить свои чувства не только в движении, но и в слове.

7.Творческие направления – умение импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе освоенных на заятиях движений, а так же придумывать собственные.

8.Подвижность (лабильность) нервных процессов – проявляется в скороти двигательной реакции на изменение музыки.

9.Проявление некоторых характерологических особенностей ребенка – скованность, общительность, экстраверсия-интроверсия.

10.Терпение – высокий уровень, когда терпения ребенка хватает на все занятие.

11.Самоконтроль – высокий уровень, когда ребенок контролирует себя сам, низкий, контроль извне.

12.Конфликтность – высокий уровень, когда ребенок старается улаживать конфликты, низкий – провоцирует конфликты.

Список литературы


Нормативно-правовые документы:


  1. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН от 20.11.1989 г.

  2. Конституция РФ.

  3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  4. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304 – ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся».

  5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительных общеобразовательным программам».

  6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4 3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

7.«Ритмика и танец» составлена согласно Концепции развития содержания образования в области хореографии (2001) на основе программ по хореографии для общеобразовательных школ:

8. Программа «Ритмика и танец» 1-8 классы, утвержденная Министерством образования 06.03.2001г.;






Список литературы


01. Аникеева Н. П. Воспитание игрой.,Психологическая наука школе. Просведение 1997.

02. Асмолов А. Г. Психология личности., Принципы общепсихологического

анализа. М. изд-во Моск. ун-та, 1990.

03. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткина З.Н., и др. Теория и методика

физического воспитания: учеб. Для студентов фак. культ. пед. Ин-тов по спец. 03.03. – М.: просвещение, 1990.

04. Батуев А.С. Психическое и физическое здоровье молодежи // Валеология. – Ростов-на-Дону, 2000, № 1.

05. Бекина С.И. и др. «Музыка и движение», М., 1983.

06. Боброва Г.А. Искуство границ. – Ленинград: Детская литература, 1986.

07. Боброва Г.А. Художественная гимнастика в спортивных школах.- М.:

Физкультура и спорт, 1974.

08. Боброва Г.А.Художественная гимнастика в школе. – М.: Физкультура и

спорт, 1978.

09. Боген Н.Н. Обучения двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1985.

10. Богославский В. В. и др. Общая психология. М. Просвещение, 1981.

11. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего

дошкольного возраста. М. Просвещение 1991.

12. Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. М.

Просвещение, 1983.

13. Бланин А.А. Становление физических качеств дошкольников в зависимости от их двигательной активности и соматотипа. Автореферат диссертации на соискание учебной степени кондидата пед. Наук. МГАФК – Малаховка, 2000.

14. Быкава А.И. и Осокина Т.И. Развитие движений у детей в детском саду. М. , Академия пед.наук РСФСР, 1968.

15. Васильева Е.Ю., Новгородова Т.С. Конкурс педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям" (Опыт подготовки и проведения). - М.: ГОУ ДОД ФУРСДОД, 2005. - 64 с. (Серия "Библиотечка для педагогов, родителей и детей").

16. Ваганова А.Я. Основы классического танца.- СПб., 2000.

17. Варанина Т.Т., Варшавская Р.А., Зинковский А.В. и др. Художественная

гимнастика: учебное пособие для институтов физической культуры/Под ред.

Орлова Л.П.- М.:Физкультура и спорт, 1973.

18. Ветрова В.В. Уроки психического здоровья. – М., 2000.

19. Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. – М.: Владос, 1999.

20. Гласс Дж.,Стенли Дж. статические методы исследований в педагогике и

психологии. - М.: Прогресс,1976.

21. Гринберг М., Тараканов М. Современный мюзикл.-М., 1982;

22. Грохольский Г.Г. Двигательная активность детей дошкольного возраста: Метод. Рекомендации, АФВ и СРБ. – Мн, 1992.

23. Гужаловский А.А. Основы методики и теории физической культуры: учебник для техникумов физической культуры. – М. : Физкультура и спорт, 1986.

24. Добрецова Н.В. Построение открытого занятия. Вопросы и ответы // Биология в школе, 2003. №7.

25. Елесеева И.И., Юзбашев М.М.Общая теория статистики: учебник /Под ред.

Чл. корр. РАН И.И. Елисеевой.-4изд. перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика,2000.

26. Запорожец А.В. и Т.А. Маркова. Основы дошкольной педагогики. М., 1980.

27. Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Е. Народно-сценический танец. М., 1976.

28. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М. Просвещение, 1988.

29. Зик К. Ребенок и его мир. М. Просвещение 1985.

30. Карпенко Л.А.Отбор и начальная подготовка занимающихся художественной

гимнастикой: методические рекомендации. - Ленинград 1999.

31. Красовская В.М. ст. «О классическом танце» в кн. Н.Базарова, В.Мей «Азбука классического танца», Л., 1983.

32. Кечетджиева Л.,Ванкова Н., Чипрянова М. Обучение детей художественной

гимнастике. -М.: Физкультура и спорт, 1985.

33. Коренгберг В.В. Двигательная задача, двигательный навык.- Гимнастика, вып,1,1986

34. Лагутин А.Б. Двигательное задание и упражнение для физичекого развития для детей 4-6 лет: Методическая разработка для студентов и слушателей факультета повышения квалификации Академии. - М.: Типография фирмы“Аякс-Н”, 1996.

35. Лисицкая Т.С. Художественная гимнастика.- М.: Физкультура и спорт, 1982.

36. Лях В.И. Гибкость и методика её развития//Физкультура в школе.№1, 1999.

37. Лях В.И. Совершенствование специфических координационных

способностей//Физическая культура в школе, №2, 2001.

38. Мавроматия Д. Упражнения художественной гимнастики.-М.: Физкультура и спорт, 1972.

39. Максакова А. И., Тумакова Г. А. Учите играя. М. Просвещение, 1983

40. Менджрицкая Д. В. Воспитание детей в игре. М. Просвещение, 1982.

41. Мессер А.М. «Танец. Мысль. Время.», М., 1990.

42. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М. Просвещение, 1991.

43. Никитин В.Ю. Модерн-джаз-танец в системе хореографического воспитания музыкального и драматического театров: Автореферат дисс.-М., 1996.

44. Назарова О.М. Методика проведения занятий по художественной гимнастике

с детьми 5-6 лет: Методическая разработка для тренера. - М.: 2001.

45. Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждения. М.

Просвещение 1986.

46. Рубштейн.Н. «Психология танцевального спорта или что нужно знать, чтобы стать первым», М., 2000. http://rubstein.ru [email protected] ICQ#219955692

47. Семёнов Л. Советы тренерам: Сборник упражнений и методических

рекомендаций.-М.: Физкультура и спорт, 1964.

48. Стуколкина Н. Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца. М., 1972.

49. Сократов Н.В. Комплексно-целевая программа по валеологии «Не дай цветку сломаться» для учреждений дополнительного образования // Внешкольник, № 5. – Оренбург, 2000.

50. Соковня-Семенова И.И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 1999.

51. Тамбиев А.Э., Медведев С.Д., Литвиненко О.В. Синдром дефицита внимания у детей младшего школьного возраста (обзор)// Валеология. – Ростов-на-Дону, 2000, №1

52. Уронтаева Г. Дошкольное воспитание. Дидактическая игра как средство

разивития произвольной образной памяти у старших дошкольников. 1992.

53. Филатов С.В. «От образного слова – к выразительному движению»










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!