СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа театрально-этнографического кружка "Истоки"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная программа «Истоки » реализует идею изучения и развития российской культуры в целях сохранения наследия, возрождения традиций и духовности русского народного театра. Ориентирована на учащихся 5 класса, рассчитана на 68 занятий .

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа театрально-этнографического кружка "Истоки"»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

театрального кружка «Истоки»

на 2022-2023 учебный год





Автор : Ярош А.Н.

учитель русского языка и литературы

МБОУ лицей №10 г.Ставрополя



«Воспитание, лишенное
народных корней – бессильно»
К. Д. Ушинский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа школьного театрального кружка составлена на основе Образовательной программы «Театр» (вариант наполнения художественно-эстетического профиля). Автор Е.И.Косинец. М.: МИОО.2014 года в соответствии с ФГОС ОО.

Ценностная ориентация человека испокон веков была неразрывно связана с культурой народа, воплотившей идеалы, верования не только в словесном и художественном творчестве, но и в жизненном укладе, быте, календаре.

Задача школы – сделать изучение народной культуры частью всего образовательного процесса.

Образовательная программа «Истоки » реализует идею изучения и развития российской культуры в целях сохранения наследия, возрождения традиций и духовности русского народного театра.

      Народное театральное искусство  отличается оригинальными  условными приемами и средствами, активным взаимодействием исполнителей и зрителей, острой злободневностью. Источники фольклорных пьес, отдельные их мотивы и персонажи часто были заимствованными, но сами пьесы создавались и разыгрывались по установившимся фольклорным традициям.

Актуальность программы обусловлена  потребностью культурной преемственности, самобытности, социокультурной идентичности ребенка и его ориентации в поликультурном пространстве:

- в приобщении детей к истокам родной культуры  и народным традициям, прежде всего к истокам русской культуры и духовным корням театра России.

- в  воспитании терпимости к культуре и традициям народов России. Через познание истоков культуры народов населяющих Россию -  к толерантности;

- в воспитании эстетики, через усвоение народной эстетики, этики, традиционных ритуалов и обрядов;

- в усвоении знаний народных традиций, праздников, фольклора.

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебновоспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и сохранению наследия, возрождения традиций народов родного края, отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей.


 Структура программы 


Цель: создание условий для нравственно - эстетического воспитания детей через изучение народного творчества родного края и театральные постановки.

Задачи:

способствовать формированию: (обучающие)

необходимых представлений о театральном искусстве;

- актерских способностей – умение взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью; речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации; практических навыков пластической выразительности с учетом индивидуальных физических возможностей ребенка;

- дать детям представление о фольклоре родного края как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы,

- обеспечить знание основ традиционного русского, музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;

- формировать нравственные человеческие качества: человеколюбие, честность, уважительное, бережное и добросовестное отношение к традициям родного края, уважение к взрослым и сверстникам;

- формировать национальное самосознание учащихся, уважение к своему народу;


способствовать развитию:

- интереса к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства;

- творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого

- ребёнка; эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения;

- развивать творческие способности учащихся;


создать условия воспитания:

- воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры;

- творческой активности подростка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.


Нормативно – правовое обеспечение программы:

-Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”

-«Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 N 06- 1844)

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".


Организация и содержание образовательного процесса

Программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст обучающихся - 12– 13 лет. Наполняемость группы 12 человек. Набор обучающихся в объединение «Истоки » осуществлен на добровольном желании обучающихся и их родителей.

Методическое обеспечение:

- использование методических видов продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов и т.д.);

-методические разработки для родителей и обучающихся

Программа строится на следующих концептуальных принципах:


Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.


Для успешной реализации программы разработаны и применяются следующие дидактические материалы:

иллюстративный и демонстрационный материал: иллюстративный материал к теме «Путешествие по линии времени»;

- иллюстрации, репродукции к темам по истории театра;

- иллюстрации по темам «Сценический костюм», «Театральный грим», «Сценография».

- таблицы, схемы «Изготовление декораций»;

-раздаточный материал: карточки с упражнениями по теме «Практическая работа над голосом»;

карточки с заданиями к разделу «История театра»;

вспомогательные таблицы;


Материалы для проверки освоения программы: карточки с заданиями для занятий-зачётов, экзамена-выступления по разделам программы; творческие задания;

тесты по разделу «История театра»; кроссворды, викторины и др.

В учебно-воспитательный процесс следует включать экскурсии в краеведческие музеи, вечера-встречи с деятелями театрального искусства, воспитательные мероприятия, психологические тренинги, посещение спектаклей профессионального и любительских театров, что позволит накопить и расширить зрительский опыт воспитанников, развить у них умение отличать настоящее искусство от «лживого», приходить к правильному нравственному суждению.


Предполагаемые результаты  реализации программы

-знание обучающимися основных праздников народного календаря; закличек, игр, поговорок, пословиц, загадок, шуток, небылиц, частушек, скоморошин;

- умение исполнять колядки, потешки, закличек ,выполнять игровые, хороводные движения, элементы пляски;

- выразительно декламировать;

- рассказывать о народных праздниках и календарных приметах народов Кавказа

.

Формы работы: Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.

Основными формами проведения занятий являются:

✓ театральные игры;

✓ конкурсы;

✓ викторины;

✓ беседы;

✓ спектакли;

✓ праздники.

Формы контроля Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;

итоговый – открытые занятия, спектакли.

Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.


При мониторинге уровня обученности и воспитанности обучающихся используются методы отслеживания результативности:

• педагогическое наблюдение;

• педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зачётов, взаимозачётов, опросов, выполнения обучающимися диагностических заданий, участия в мероприятиях (концертах, викторинах, отчетных спектаклях)


Прогнозируемый результат

В сфере личностных результатов у учащихся будут сформированы:

положительное отношение к учению;

 желание приобретать новые знания;

 способность оценивать свои действия;

 Метапредметные результаты


В сфере познавательных УУД учащиеся научатся: соблюдать правила по технике безопасности и личной гигиены.

 эстетически относиться к окружающему миру и самому себе.

 анализировать информацию, полученную из разных источников.


В сфере регулятивных УУД учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу;

 работать по плану;

 адекватно оценивать свои достижения


В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся : вести диалог с учителем и одноклассниками;

 задавать вопросы;

 слушать и отвечать на вопросы других;

 высказывать свою точку зрения;

 работать в парах и рабочих группах


. В сфере предметных УУД: По завершении 1 года обучения воспитанники должны знать: особенности театра как вида искусства, иметь представление о видах и жанрах

 театрального искусства; народные истоки театрального искусства;

 художественное чтение как вид исполнительского искусства;

 об основах сценической «лепки» фразы (логика речи).

 Должны уметь: активизировать свою фантазию;

 «превращаться», преображаться с помощью изменения своего поведения место,

 время, ситуацию; видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах; коллективно выполнять задания

; культуру суждений о себе и о других


Учебно-тематический план занятий по программе «Истоки»

рассчитан на 2 часа 15 мин в неделю



Содержание программы

1. Введение (1 ч) Этот удивительный мир театра

Цель и задачи  кружка. Режим работы. План занятий. Выбор материала.

2. «Приметы и календарь» (2 ч)

Народный календарь: теоретические сведения о народном земледельческом календаре, о новом и старом летоисчислении, названия месяцев в обычном и народном календарях.

Устный фольклор: приметы, пословицы, загадки.


Мини-спектакль с использованием скороговорок


3. «Осень, осень, в гости просим» (6ч)

Народный календарь: Сентябрь- Встреча осени, Осенины, Семенов день, праздник урожая. Октябрь -  «Октябрь - свадебник», день Сергия Радонежского, «Покров»- покровские ярмарки.

Устный фольклор: осенние заклички, считалки, пословицы, скороговорки, загадки.

Музыкальный фольклор: закличка «Осень», песня «Осень, осень, в гости просим», «Как у наших у ворот», частушки.

Музыкально- фольклорные игры: «Похороны мух и тараканов»

Театрализация: праздник «День урожая »


4. «Хрустальный звон зимы» (8 ч)

Народный календарь: теоретические сведения о зимних праздниках, народных обычаях и обрядах. Ноябрь – Введенские ярмарки, начало зимы, «Екатерина – Санница». Декабрь -  «Святки» (Святочные вечера, Святочные гадания), Январь -  «Рождество», «Крещение», синичкины именины.

Устный фольклор: пословицы, поговорки, загадки о зиме, гадания, сказка «Старик и дерево», игра «Пошел козел в огород».

Музыкальный фольклор: песни «Где ты был, наш заинька?», «За морем синичка жила»

Музыкально- фольклорные игры: «Уж как шла коляда», зимние посиделки, игры со снегом.

Театрализация: «Святочные вечера».


5. «Февраль - вьюговей» (5ч)

Народный календарь:  продолжение знакомства с  зимними праздниками, обычаями, обрядами. Февраль – «Масленица», «Власьевская неделя» (последние морозы).

Устный фольклор: колядки, былички, загадки.

Музыкальный фольклор: «Ой ты, зимушка - сударушка», «Блины».

 Музыкально- фольклорные игры: «Утка и селезень», «А мы Масленицу повстречали», «Лапти», «Ванюшка», «Кулик-кулик», «Ручеек».

Театрализация – кукольный спектакль - сказка «Рукодельница да ленивица».

6. «Весна - всему году ключ» (6 ч)

Народный календарь: теоретические сведения о весенних праздниках, народных обычаях и обрядах. Март -  «Сороки» (ожидание весны), Апрель – «Благовещенье», «Вербное воскресенье», «Пасха»

Устный фольклор: пословицы, поговорки, загадки о весне, сказки, заклички. 

Музыкальный фольклор: веснянки, песни-хороводы «Маки-маковочки.

Музыкально- фольклорные игры: «Как на улице воробышек гуляет», «Вербохлест», «Катание яиц».

Театрализация: праздник «Веселые потешки»

7. «Май – лошадку запрягай» (6 ч)

Народный календарь: Май - «Зеленая неделя», «Русальная неделя», Егорьев день, Никола весенний.

Устный фольклор: приметы, загадки, обряд «Завивание березки».

Театрализация: «Весенний Никола гонит всех на поле».

8. Заключение (1 ч)

Русские народные инструменты.

Духовые, струнные, ударные инструменты.

Звонари земли русской.

Русский народный костюм.

Особенности русского народного костюма

Обережные куклы

Посиделки.  Исполнение  любимых песен, игр, хороводов.


Календарно-тематический план:

№ за

нятия

Наименование разделов и тем

Дата

Кол.ч


1

Раздел 1. Введение. Этот удивительный мир театраФольклор, как область науки.

Признаки фольклора, художественное значение.Жанровая классификация.


1


2

Раздел 2. «Приметы и календарь» Календарные обряды.

Основные позиции традиционного календаря:



1,15


3

Основные позиции традиционного календаря:

а) народный календарь, как своеобразное воплощение народного мировоззрения;

б) Языческие и христианские пласты;

в) Годовой календарный цикл;

г) Обзор годового круга праздников.



1


4

Копилка старинных игр



1,15


5

Репетиционная работа



1


6

Репетиционная работа



1,15


7

Раздел 3. «Осень, осень, в гости просим»

Народный календарь: Сентябрь- Встреча осени, Осенины, Семенов день, праздник урожая.



1


8

Театрализация: праздник «День урожая »


1,15


9

Театрализация: праздник «День урожая »


1


10

Октябрь -  «Октябрь - свадебник», день Сергия Радонежского,

потешек, пестушек, прибауток



1,15


11

«Покров»- покровские ярмарки.


1


12

Устный фольклор: осенние заклички, считалки, пословицы, скороговорки, загадки.



1,15


13

Репетиционная работа Викторина «Начинается сказка, начинается побаска…»


1


14

Игровая программа


1,15


15

Игровая программа


1


16

Песенно – игровой фольклор.Хоровод, его разновидности.



1,15


17

Игровые песни.


1,15


18

Игровые песни.


1


19

Репетиционная работа



1,15


20

Плясовые песни. Репетиционная работа



1


21

Мини-спектакль с использованием скороговорок


1,15


22

Постановка музыкально-литературной композиции «Колыбельная для мамы»



1


23

Музыкальный фольклор: закличка «Осень», песня «Осень, осень, в гости просим», «Как у наших у ворот», частушки.



1,15


24

Музыкально- фольклорные игры: «Похороны мух и тараканов»



1


25

Копилка старинных игр



1,15


26

Копилка старинных игр



1


27

Репетиционная работа



1,15


28

Репетиционная работа



1


29

Театрализация сказок народов Кавказа


1,15


30

Театрализация сказок народов Кавказа


1


31

Раздел 4 «Хрустальный звон зимы» Зимний цикл: Январь – зимы государь

Символическое значение обрядовых действий в зимних праздниках



1,15


32

Репетиционная работа Турнир «Загадка, загадка, открой свою тайну».


1


33

Репетиционная работа



1,15


34

Изготовление реквизита


1


35

Театрализация – кукольный спектакль - сказка «Рукодельница да ленивица».



1,15


36

Театрализация – кукольный спектакль - сказка «Рукодельница да ленивица».



1


37

Рождественские и новогодние обряды,ритуалы


1,15


38

Копилка старинных игр Инсценизация «Когда вся семья вместе, так и душа на месте»



1


39

Знакомство   с   традициями   русской   семьи.   Семейный словесно­песенный фольклор. Ритуалы и обряды в семье.


1,15


40

Знакомство   с   традициями     семей народов Кавказа   Семейный словесно­песенный фольклор. Ритуалы и обряды в семье.


1


41

Изготовление простейших масок, деталей костюмов к праздникам. 


1,15


42

Изучение материалов по теме «Убранство русской избы»


1


43

Детская   вечёрка,   конкурс «кашеедов» Конкурс «Строим дом».


1,15


44

Репетиционная работа Конкурс «Образ русской красы».


1


45

Слово и жест. Слово и образ. Работа над образностью речи. Импровизация.


1,15


46

Этнографическое занятие «Золотое зернышко».


1


47

Фестиваль «Русская народная игрушка»




48

Раздел 5 «Февраль - вьюговей»

Масленичная неделя.



1


49

Музыкально- фольклорные игры: «Утка и селезень», «А мы Масленицу повстречали», «Лапти», «Ванюшка», «Кулик-кулик», «Ручеек».



1,15


50

Репетиционная работа Изготовление простейших масок, деталей костюмов к праздникам. 



1


51

Театрализация – кукольный спектакль - сказка «Рукодельница да ленивица».



1,15


52

Театрализация – кукольный спектакль - сказка «Рукодельница да ленивица».



1


53

Раздел 6 Весна - всему году ключ»

Весенне - летний цикл:

встреча весны;

Егорьев день.


1,15


54

Март -  «Сороки» (ожидание весны),



1


55

Апрель – «Благовещенье», «Вербное воскресенье»


1,15


56

Светлый день Пасхи



1


57

Копилка старинных игр



1,15


58

«Май – лошадку запрягай»

Летнее – осенний цикл:

Купальское празднество;

Жатвенные обряды;



1


59

Троицко – семицкие обряды.

Коллективно-творческая игра «Сказочная мозаика»


1,15


60

Русские народные инструменты.Духовые, струнные, ударные инструменты.


1


61

Оформление песни «Жил я у пана» игрой на ложках


1,15


62

Звонари земли русской. Игра «Звонарь»


1


63

Русский народный костюм.Особенности русского народного костюма.Прическа и косметика. Аппликация «Украшение сарафана».


1,15


64

Обережные куклы


1


65

Постановка ярморочного представления «Про Фому и про Ерёму»


1,15


66

Постановка ярморочного представления «Про Фому и про Ерёму»


1


67

Коллективно-творческая программа

«Путешествие в Играй-город»


1,15


68

Коллективно-творческая программа

«Путешествие в Играй-город»


1



Используемая литература

  1. Агапова, И.А. Праздники в начальной школе / И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – 4-е изд. – М.:Айрис-пресс, 2006. – 144с.: ил.

  2. Лавренова Л.Е. Детские праздники в школе и дома. – Спб.: «Паритет», 2006. – 160 с.

  3. Лазарев, А. И. Народоведение 2 класс. Учеб. для общеобразоват. шк., гимназий, лицеев. – Челябинск: Юж. –Урал. Кн.изд-во, 1997. – 192с.: илл.

  4. Праздничный веселый хоровод: сценарии календарных театрализованных классных часов и игр. 1-4 классы / авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.

  5. Рабочая программа театрально-фольклорного кружка «Отражение » Голдина Л.В., 2013 г., Миасса





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!