МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с продленным днем №20 им. Р.Гамзатова" г. Дербент
Рабочая программа
театрального кружка
в 7 классе
Тема :
«Вдохновение»
Подготовила: Тильпарова Ирина Мустафаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ №20"
2017 – 2018 уч.г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа школьного театрального кружка составлена на основе Образовательной программы «Театр» (вариант наполнения художественно-эстетического профиля). Автор Е.И.Косинец. М.: МИОО 2014 года в соответствии с ФГОС ООО.
Программа театрального кружка «Вдохновение» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в 7 классе.
Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании обучающихся, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников.
Актуальность
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.
На реализацию театрального курса отводится 35 ч в год (1 час в неделю).
Цели и задачи программы
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития учащихся, воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- знакомить детей с различными видами театра ;
- осваивать поэтапно различные виды творчества;
-совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, моделировать навыки социального поведения в заданных условиях;
- развивать речевую культуру, эстетический вкус;
-прививать устойчивый интерес к литературному слову, театру, и русскому фольклору;
-воспитывать творческую активность ребёнка, способного ценить в себе и в других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Планируемые результаты.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Занимаясь в театральном кружке, дети должны научиться следующим умениям и навыкам:
ориентироваться в пространстве;
уметь запоминать ролевые слова;
находить нужные позы и действия;
уметь произносить одну и ту же фразу с разной интонацией;
уметь читать наизусть текст, правильно расставляя логические ударения;
уметь строить диалог с партнёром.
Главным критерием оценки учащегося является способность трудиться и добиваться достижения нужного результата.
Тематическое планирование с указанием количества часов.
№ | Название темы | Количество часов | Теория | Практика |
1. | История про театр. | 4 | 2 | 2 |
2. | Театральная игра. | 4 | 2 | 2 |
3. | Сценическая речь. | 4 | 2 | 2 |
4. | Актёрское мастерство. | 4 | 2 | 2 |
5. | Основы театральной культуры. | 2 | 1 | 1 |
6. | Работа над спектаклем. | 18 | 3 | 15 |
Итого: 35 часов. |
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Сроки |
1 | История про театр. Языки и материалы различных видов искусства. Время в искусстве и искусство во времени. Страницы истории театра. Древнее язычество и театр. Египетская мистерия. Древнегреческий театр. Театр Древнего Рима. Средневековый театр. | |
2 | Народные истоки театрального искусства на Руси (обряды, игры, празднества). Скоморохи – первые профессиональные актеры, их популярность в народе. Кукольный скомороший театр о Петрушке. | |
3 | Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»). | |
4 | Ситуативно-массовая сценка “На вокзале”. Творческое взаимодействие с партнером. Упражнение “Отношение”. Разговор на сцене. Сценка “Пресс-конференция”. Разыгрываем этюд “На вещевом рынке”. | |
5 | Театральная игра. Значение поведения в актерском искусстве. Сценическое внимание. Виды внимания. Органы внимания. Объекты внимания. Управление вниманием. | |
6 | Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. Бессловесные элементы действия. Актёрское взаимодействие. | |
7 | Общеразвивающие игры. Крэо – Кроу. Поводырь. Зеркало – елочка. Существительное – прилагательное. Поменяться местами в кругу. Сесть согласно числам дней рождения. | |
8 | Звучащие игрушки. Упражнение с предметами – тренировка зрительного внимания. Диагональ. | |
9 | Сценическая речь. Дикция. Артикуляционная гимнастика и ее значение. Гласные звуки. Согласные звуки. Классификация согласных. | |
10 | Орфоэпия. Литературная норма произношения. Роль ударения в орфоэпии. | |
11 | Упражнения на выработку умения управлять выдохом. Упражнения для тренировки мышц участвующих в дыхании. Упражнения артикуляционной гимнастики. | |
12 | Комплекс упражнений по дикции. Отработка произношений гласных звуков, согласных звуков. Упражнение на сочетание тренируемого звука с гласными. Упражнения с текстами скороговорок. Работа со словарем. Проверка ударения. Произношение звукосочетаний в словах. | |
13 | Актёрское мастерство. Бессловесные элементы действия (повторение). Целенаправленность, целесообразность, логика и последовательность, подлинность – важнейшие признаки сценического действия. Законы зрительского восприятия. Мизансценирование. Ракурс. Геометрия. | |
14 | Наблюдательность, умение сосредоточить внимание на конкретном объекте. Связь словесных действий с бессловесными элементами действия. | |
15 | Освоение принципов сценического поведения. | |
16 | Упражнения, игры, помогающие развитию внимания, свободы и воображения. | |
17 | Основы театральной культуры. Виды театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), кукольный театр. Рождение спектакля: творцы сценического чуда (служители Мельпомены); - спектакль – актёр – зритель. Театр снаружи и изнутри. Культура поведения в театре. | |
18 | Коллективное посещение театра. | |
19 | Работа над спектаклем. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение с детьми. | |
20 | Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми. | |
21 | Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. | |
22 | Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. | |
23 | Работа с текстом | |
24 | Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. | |
25 | Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях. | |
26 | Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением. | |
27-28 | Создание декораций и костюмов. | |
29-32 | Репетиция всей пьесы. | |
33 | Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит. | |
34 | Премьера спектакля. | |
35 | Обсуждение со зрителями и детьми. Подведение итогов. | |
Перечень учебно-методического обеспечения.
«Театр, где играют дети». Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под редакцией А.Б.Никитиной. М.: Владос, 2001.
Колчеев Ю. В. , Колчеева Н. М. Театральные игры в школе. М.: Школьная пресса. – 2000.
Программы общеобразовательных учреждений. Театр. 1 - 11кл. М.: Просвещение. 1995.
Лыгина С.М. Пьесы для школьного театра. М.: Владос, 2004.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Владос, 2004.
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу театрального кружка «Вдохновение» в 7 классе
Рецензируемая программа представляет собой вариант комплексного планирования факультатива художественной направленности – театральном кружка «Вдохновение». Данная программа рассчитана на старшие классы. Форма обучения - очная.
Программа носит целостный характер, выделены структурные части,
основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели,
задачи и способы их достижения.
Пояснительная записка составлена педагогически грамотно. Язык и стиль
изложения четкий, ясный, доказательный, логичный.
Тематический план учитывает основные требования к организации учебно-
воспитательного процесса. Содержание программы носит практический характер, соответствует современным достижениям педагогики и психологии детей школьного возраста. Выделены основные направления содержания,
необходимые для создания условий, способствующих раскрытию и развитию
природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения
театральному искусству.
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития учащихся, воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- знакомить детей с различными видами театра ;
- осваивать поэтапно различные виды творчества;
-совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, моделировать навыки социального поведения в заданных условиях;
- развивать речевую культуру, эстетический вкус;
-прививать устойчивый интерес к литературному слову, театру, и русскому фольклору;
-воспитывать творческую активность ребёнка, способного ценить в себе и в других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Актуальность
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.
В разделе "Перечень учебно-методического обеспечения" дано подробное описание методической системы, используемой учителем при реализации данной программы. Содержание программы разработано в соответствии с возрастными требованиями, имеет художественную ценность.
Педагогическая целесообразность программы в том, что программа обеспечивает формирование умений творческой деятельности и совершенствование специальных театральных навыков.
Программа удовлетворяет всем требованиям и рекомендуется к реализации, возможен вариант проведения на её основе мастер-класса и др.
Рецензент:
Зам.директора по учебной части ___________ Тагирова С.В.. МБОУ "СОШ №20 им. Р.Гамзатова "