СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа театрального кружка в 7 классе «Вдохновение»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа театрального кружка  в 7  классе  «Вдохновение»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа театрального кружка в 7 классе «Вдохновение»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД

МБОУ "Средняя общеобразовательная школа с продленным днем №20 им. Р.Гамзатова" г. Дербент

Рабочая программа

театрального кружка

в 7 классе

Тема :

«Вдохновение»

Подготовила: Тильпарова Ирина Мустафаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ №20"



2017 – 2018 уч.г.



Пояснительная записка.

Рабочая программа школьного театрального кружка составлена на основе Образовательной программы «Театр» (вариант наполнения художественно-эстетического профиля). Автор Е.И.Косинец. М.: МИОО 2014 года в соответствии с ФГОС ООО.

Программа театрального кружка «Вдохновение» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в 7 классе.

Отличительной особенностью данной программы является синтез типовых образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и современных образовательных технологий.

Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.

Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании обучающихся, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.

Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.

Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития школьников.

Актуальность

В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.

На реализацию театрального курса отводится 35 ч в год (1 час в неделю).


Цели и задачи программы

Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития учащихся, воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

- знакомить детей с различными видами театра ;

- осваивать поэтапно  различные виды творчества;

-совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, моделировать навыки социального поведения в заданных условиях;

- развивать речевую культуру, эстетический вкус;

-прививать устойчивый интерес к  литературному слову, театру, и русскому фольклору;

-воспитывать творческую активность ребёнка, способного ценить в себе и в других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.

Планируемые результаты.

Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).


Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».


Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.


Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

обращаться за помощью;

формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество;

слушать собеседника;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

формулировать собственное мнение и позицию;

осуществлять взаимный контроль;

адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.


Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

выразительному чтению;

различать произведения по жанру;

развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

сочинять этюды по сказкам;

умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)




Требования к уровню подготовки обучающихся.

Занимаясь в театральном кружке, дети должны научиться следующим умениям и навыкам:

ориентироваться в пространстве;

уметь запоминать ролевые слова;

 находить нужные позы и действия;

уметь произносить одну и ту же фразу с разной интонацией;

уметь читать наизусть текст, правильно расставляя логические ударения;

уметь строить диалог с партнёром.

Главным критерием оценки учащегося является способность трудиться и добиваться достижения нужного результата.









Тематическое планирование с указанием количества часов.

Название темы

Количество часов

Теория

Практика

1.

История про театр.

4

2

2

2.

Театральная игра.

4

2

2

3.

Сценическая речь.

4

2

2

4.

Актёрское мастерство.

4

2

2

5.

Основы театральной культуры.

2

1

1

6.

Работа над спектаклем.

18

3

15

Итого: 35 часов.









Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Тема урока

Сроки

1

История про театр. Языки и материалы различных видов искусства. Время в искусстве и искусство во времени. Страницы истории театра. Древнее язычество и театр. Египетская мистерия. Древнегреческий театр. Театр Древнего Рима. Средневековый театр.


2

Народные истоки театрального искусства на Руси (обряды, игры, празднества). Скоморохи – первые профессиональные актеры, их популярность в народе. Кукольный скомороший театр о Петрушке.


3

Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»).


4

Ситуативно-массовая сценка “На вокзале”. Творческое взаимодействие с партнером. Упражнение “Отношение”. Разговор на сцене. Сценка “Пресс-конференция”. Разыгрываем этюд “На вещевом рынке”.


5

Театральная игра. Значение поведения в актерском искусстве. Сценическое внимание. Виды внимания. Органы внимания. Объекты внимания. Управление вниманием.


6

Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. Бессловесные элементы действия. Актёрское взаимодействие.


7

Общеразвивающие игры. Крэо – Кроу. Поводырь. Зеркало – елочка. Существительное – прилагательное. Поменяться местами в кругу. Сесть согласно числам дней рождения.


8

Звучащие игрушки. Упражнение с предметами – тренировка зрительного внимания. Диагональ.


9

Сценическая речь. Дикция. Артикуляционная гимнастика и ее значение. Гласные звуки. Согласные звуки. Классификация согласных.


10

Орфоэпия. Литературная норма произношения. Роль ударения в орфоэпии. 


11

Упражнения на выработку умения управлять выдохом. Упражнения для тренировки мышц участвующих в дыхании. Упражнения артикуляционной гимнастики.


12

Комплекс упражнений по дикции. Отработка произношений гласных звуков, согласных звуков. Упражнение на сочетание тренируемого звука с гласными. Упражнения с текстами скороговорок. Работа со словарем. Проверка ударения. Произношение звукосочетаний в словах.


13

Актёрское мастерство. Бессловесные элементы действия (повторение). Целенаправленность, целесообразность, логика и последовательность, подлинность – важнейшие признаки сценического действия. Законы зрительского восприятия. Мизансценирование. Ракурс. Геометрия.


14

Наблюдательность, умение сосредоточить внимание на конкретном объекте. Связь словесных действий с бессловесными элементами действия.


15

Освоение принципов сценического поведения.


16

Упражнения, игры, помогающие развитию внимания, свободы и воображения.


17

Основы театральной культуры. Виды театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), кукольный театр. Рождение спектакля: творцы сценического чуда (служители Мельпомены); - спектакль – актёр – зритель. Театр снаружи и изнутри.  Культура поведения в театре.


18

Коллективное посещение театра.


19

Работа над спектаклем. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение с детьми.


20

Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми. 


21

Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.


22

Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев.


23

Работа с текстом


24

Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.


25

Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.


26

Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением.


27-28

Создание декораций и костюмов.


29-32

Репетиция всей пьесы.


33

Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.


34

Премьера спектакля.


35

Обсуждение со зрителями и детьми. Подведение итогов.




Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. «Театр, где играют дети». Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. Под редакцией А.Б.Никитиной. М.: Владос, 2001.

  2. Колчеев Ю. В. , Колчеева Н. М. Театральные игры в школе. М.: Школьная пресса. – 2000.

  3. Программы общеобразовательных учреждений. Театр. 1 - 11кл. М.: Просвещение. 1995.

  4. Лыгина С.М. Пьесы для школьного театра. М.: Владос, 2004.

  5. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Владос, 2004.



РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу театрального кружка «Вдохновение» в 7 классе


Рецензируемая программа представляет собой вариант комплексного планирования факультатива художественной направленности – театральном кружка «Вдохновение». Данная программа рассчитана на старшие классы. Форма обучения - очная.

Программа носит целостный характер, выделены структурные части,

основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели,

задачи и способы их достижения.

Пояснительная записка составлена педагогически грамотно. Язык и стиль

изложения четкий, ясный, доказательный, логичный.

Тематический план учитывает основные требования к организации учебно-

воспитательного процесса. Содержание программы носит практический характер, соответствует современным достижениям педагогики и психологии детей школьного возраста. Выделены основные направления содержания,

необходимые для создания условий, способствующих раскрытию и развитию

природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения

театральному искусству.

Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития учащихся, воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Задачи, решаемые в рамках данной программы:

- знакомить детей с различными видами театра ;

- осваивать поэтапно  различные виды творчества;

-совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, моделировать навыки социального поведения в заданных условиях;

- развивать речевую культуру, эстетический вкус;

-прививать устойчивый интерес к  литературному слову, театру, и русскому фольклору;

-воспитывать творческую активность ребёнка, способного ценить в себе и в других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.

Актуальность

В основе программы лежит идея  использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор  профессии не является конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом профориентационной работы.

В разделе "Перечень учебно-методического обеспечения" дано подробное описание методической системы, используемой учителем при реализации данной программы. Содержание программы разработано в соответствии с возрастными требованиями, имеет художественную ценность.

Педагогическая целесообразность программы в том, что программа обеспечивает формирование умений творческой деятельности и совершенствование специальных театральных навыков.

Программа удовлетворяет всем требованиям и рекомендуется к реализации, возможен вариант проведения на её основе мастер-класса и др.






Рецензент:


Зам.директора по учебной части ___________ Тагирова С.В.. МБОУ "СОШ №20 им. Р.Гамзатова "








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!