Пояснительная записка.
В связи с быстрым ростом объема знаний и мощного информационного потока в современном обществе, уменьшением количества часов на технические дисциплины и снижением познавательной предметно- практической деятельности учащихся возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ именно технического и технологического характера.
В настоящее время столярная обработка древесины, как одно из популярных и необходимых ремесел очень важна для успешной социализации детей в дальнейшей жизни. Поэтому организация кружка «Столяров – конструкторов» очень актуальна в рамках дополнительного образования детей.
Дополнительная образовательная программа кружка «Столяров – конструкторов» по содержанию является научно-технической, а по назначению – прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение и закрепление навыков и приемов работы с инструментами и основным технологическим оборудованием для столярной обработки древесины.
По времени реализации программа рассчитана на два года. Она является модифицированной, т.к. в ее основу положены образовательные программы:
- для учреждений дополнительного образования под редакцией С.К. Никулина;
- «Декоративно-прикладное искусство О.Н. Маркеловой;
- «Столярная обработка древесины» под редакцией А.Н. Портнова,
а также личный опыт педагога.
Занятия кружка проводятся один раз в неделю по одному часу в виде групповых или индивидуальных занятий для детей 10-15лет.
Данная программа применяется для разновозрастной группы детей, так как в ней заложена возможность дифференцирования заданий; а также с целью использовать уже накопленные знания и практические навыки старших ребят.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что она включает не одно направление деятельности, а несколько, в каждом из которых у учащихся есть возможность самостоятельного выбора способов и методов обработки деталей, а также вида отделки готового изделия.
- способы сборки и отделки изделий.
Занятия кружка включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Для реализации программы используются различные формы и методы обучения с учетом возрастных и психофизических возможностей детей. Очень важное место в работе кружка занимают занятия-выставки или защита творческой работы, на которых каждый ребенок может продемонстрировать результаты своей работы, поделиться интересными находками и особенностями изготовления и применения изделия, т.к. на выставки и на защиту отбираются изделия прошедшие испытания и экспертизу.
- необходимого дидактического и раздаточного материалов.
(фанера, ДВП, ДСП, МДФ), а также учебные пособия по декоративно-прикладному искусству.
№ п/п | тема | Содержание занятия | Форма проведения | Основные виды учебной деятельности | Материалы и оборудование | Дата |
План. | Факт. |
1. | Введение в программу | Теория: знакомство с правилами работы и расписанием кружка, планом на год, с правилами техники безопасности. Практика: заполнение анкеты, демонстрация работ учащихся. | Рассказ, беседа, выставка. | Знать: пьравила поведения на занятиях, правила техники безопасности | Образцы готовых изделий, инструкции | | |
2. | Древесные материалы | Теория: виды древесных и пиломатериалов, композиционные материалы на основе древесины. Свойства древесины и материалов, области их применения. Практика: ознакомление с видами и свойствами материалов(Л-ПР работы), правила подбора и подготовки заготовок для работы. | Рассказ, беседа, демонстрация, лабораторные работы, практические работы | Знать: виды и свойства материалов, современные материалы, правила подбора и подготовки заготовок для работы. Уметь: по внешнему виду определять вид древесины и материала, правила подбора и подготовки заготовок для работы с заданными параметрами | Образцы древесных и пиломатериалов, плакаты, инструкционные карты. | | |
3. | Клеи | Теория: виды клеев, клеевых мастик, грунтовок и области их применения Практика: подготовка клея и поверхности материала для работы | Рассказ, беседа, демонстрация, практические работы | Знания: названия и обозначения клеев, правила безопасной работы с ними. Умения: подготовить клей и заготовку, выполнить склеивание или грунтовку (заделку трещин и сколов) | Компоненты для приготовления клеев и клеевых мастик, инстркц. карты заготовки | | |
4. | Инструменты, приспособления, станки | Теория: виды, назначение, правила работы и правила т/б при работе. Практика: правила использования и приемы работы с оборудованием | Рассказ, беседа, демонстрация, лабораторные работы, практические работы | Знания: устройство и правила работы на станках: СТД-120, НС-12; с электродрелью; с ручным д/о инструментом Умения: уметь пользоваться оборудованием с соблюдением правил т/б и электробезопасности. | Инструменты, приспособления, станки, плакаты, инструкц. карты операционные карты, заготовки | | |
5-18 | Изготовление деталей из древесины | Теория: виды и способы обработки древесины правила разметки и изготовления деталей, применение оборудования для работы, правила техники безопасности, пожарной безопасности и личной гигиены. Практика: разметка деталей; пиление и строгание древесины; выпиливание лобзиком. Токарная обработка древесины, сверление, опиливание, шлифование | Рассказ, беседа, демонстрация, практические работы | Знания: правила разметки и изготовления деталей и изделий с применением инструментов и оборудования; с соблюдением правил пожарной, электробезопасности и т/б. Умения: разметка деталей, пиление и строгание древесины, выпиливание лобзиком, токарная обработка древесины, сверление, опиливание, шлифование. Навыки: применять операционные и инструкционные карты | Инструменты, приспособления, станки, плакаты, инструкц. карты операционные карты, заготовки | | |
19-20 | Сборка изделий | Теория: виды и способы сборки деталей из древесины, правила техники безопасности, пожарной безопасности Практика: сборка деталей на гвоздях, шурупах (болтах или винтах), не клею; применение шиповых соединений | Рассказ, беседа, демонстрация, практические работы | Знания: виды и способы сборки, разметка и подготовка деталей, последовательность сборки, правила техники безопасности, пожарной безопасности. Умения: применять различные способы сборки деталей, размечать и готовить детали к сборке. Навыки: применять операционные и инструкционные карты, необходимое оборудование | Инструменты, приспособления, станки, плакаты, инструкц. карты операционные карты, заготовки | | |
21-30 | Художественная обработка древесины. Художественное точение древесины. | Теория: виды и способы художественной обработки древесины, правила разметки и изготовления деталей, применение оборудования для работы, правила техники безопасности, пожарной безопасности и личной гигиены (выжигание, тонирование, контурная и геометрическая резьба). Практика: обработка и отделка деталей выжиганием, окрашиванием, лакированием, различного вида резьбой, комбинированными способами | Рассказ, беседа, демонстрация, практические работы | Знания: виды и способы художественной обработки инструменты и приспособления для худ. обработки, правила безопасной работы с ними. Умения: произвести обработку детали (изделия) выбранным способом. Навыки: готовить детали к работе применять операционные и инструкционные карты, необходимое оборудование, соблюдать правила т/б | Инструменты, приспособления, плакаты, инструкционные карты, операционные карты, заготовки, изделия. | | |
31-33 | Отделка изделий | Теория: виды и способы отделки изделий древесины, правила техники безопасности, пожарной безопасности и личной гигиены. Практика: прозрачная и непрозрачные способы отделки, способы окрашивания, лакирования, декорирования | Рассказ, беседа, демонстрация, практические работы | Знания: правила подготовки и отделки поверхности. Умения: произвести отделку детали (изделия) выбранным способом. Навыки: готовить детали к работе применять операционные и инструкционные карты, необходимое оборудование, соблюдать правила т/б | Инструменты, приспособления, плакаты, инструкционные карты, операционные карты, заготовки, изделия. | | |
34. | Защита авторских работ. Выставка работ | Теория: подготовка изделия и его описания к защите, порядок защиты, призы и награждение победителей | Демонстрация своих авторских работ членами кружка | Знания: технология изготовления детали (изделия), области применения данного изделия. Умения: связно построить свой рассказ. | Инструменты, приспособления, станки, плакаты, операционные карты, необходимые для защиты. | | |