СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа технического кружка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ожидаемые результаты освоения программы:      Каждый обучающийся будет знать:   •    Общие сведения о древесных материалах; •    Назначение и применение инструментов и оборудования; •    Правила техники безопасности при работе; •    Основные способы столярной и токарной обработки древесины; •    Способ художественной обработки; •    Способы сборки и отделки изделия.Ожидаемые результаты освоения программы:      Каждый обучающийся будет знать:   •    Общие сведения о древесных материалах; •    Назначение и применение инструментов и оборудования; •    Правила техники безопасности при работе; •    Основные способы столярной и токарной обработки древесины; •    Способ художественной обработки; •    Способы сборки и отделки изделия.  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа технического кружка»





Рабочая программа внеурочной деятельности обучающихся 5-6 классов


«Самоделкин»



Направление: социальное

Вид деятельности: техническое творчество








Пояснительная записка.


Актуальность

В связи с быстрым ростом объема знаний и мощного информационного потока в современном обществе, уменьшением количества часов на технические дисциплины и снижением познавательной предметно- практической деятельности учащихся возникает потребность в создании дополнительных образовательных программ именно технического и технологического характера.

В настоящее время столярная обработка древесины, как одно из популярных и необходимых ремесел очень важна для успешной социализации детей в дальнейшей жизни. Поэтому организация кружка «Столяров – конструкторов» очень актуальна в рамках дополнительного образования детей.

Направленность программы

Дополнительная образовательная программа кружка «Столяров – конструкторов» по содержанию является научно-технической, а по назначению – прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение и закрепление навыков и приемов работы с инструментами и основным технологическим оборудованием для столярной обработки древесины.

По времени реализации программа рассчитана на два года. Она является модифицированной, т.к. в ее основу положены образовательные программы:

- для учреждений дополнительного образования под редакцией С.К. Никулина;

- «Декоративно-прикладное искусство О.Н. Маркеловой;

- «Столярная обработка древесины» под редакцией А.Н. Портнова,

а также личный опыт педагога.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она разработана с учетом требований современных образовательных технологий и способствует развитию у детей образного и пространственного мышления, фантазии, умению воплотить свой замысел в конкретном изделии, применить для отделки тот или иной способ художественной обработки. И наконец, позволяет ребятам накопить опыт самостоятельной работы, как индивидуальной, так и групповой (в частности – работы в парах) с использованием таких методов как: самоконтроль, взаимоконтроль, взаимопомощь и взаимообучение.


Цель программы - овладение теоретическими и практическими навыками обработки и конструирования изделий, развитие сотрудничества и творчества обучающихся.


Основные задачи:


Образовательные:


  • Обучит безопасным приемам работы с инструментами и оборудованием;

  • Обучить практическим навыкам обработки древесины;

  • Формировать способность к самостоятельному конструированию изделий.


Развивающие:


  • Способствовать развитию внимания, логического и образного мышления, творческих способностей обучающихся;

  • Развивать художественный вкус, ориентированный на качество готового изделия;

  • Содействовать формированию всесторонне развитой личности.



Воспитательные:


  • Способствовать воспитанию бережного отношения к материалам, инструментам, оборудованию;

  • Способствовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, взаимопомощи и взаимовыручки.


Занятия кружка проводятся один раз в неделю по одному часу в виде групповых или индивидуальных занятий для детей 10-15лет.

Данная программа применяется для разновозрастной группы детей, так как в ней заложена возможность дифференцирования заданий; а также с целью использовать уже накопленные знания и практические навыки старших ребят.

Отличительные особенности программы заключаются в том, что она включает не одно направление деятельности, а несколько, в каждом из которых у учащихся есть возможность самостоятельного выбора способов и методов обработки деталей, а также вида отделки готового изделия.

В программе можно выделить несколько этапов:

- правила организации занятий и правила техники безопасности;

- знакомство с оборудованием, материалами и инструментами;

- изучение способов подготовки деталей к работе;

- изготовление деталей из древесины;

- художественная обработка древесины;

- способы сборки и отделки изделий.

Занятия кружка включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Для реализации программы используются различные формы и методы обучения с учетом возрастных и психофизических возможностей детей. Очень важное место в работе кружка занимают занятия-выставки или защита творческой работы, на которых каждый ребенок может продемонстрировать результаты своей работы, поделиться интересными находками и особенностями изготовления и применения изделия, т.к. на выставки и на защиту отбираются изделия прошедшие испытания и экспертизу.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Каждый обучающийся будет знать:

  • Общие сведения о древесных материалах;

  • Назначение и применение инструментов и оборудования;

  • Правила техники безопасности при работе;

  • Основные способы столярной и токарной обработки древесины;

  • Способ художественной обработки;

  • Способы сборки и отделки изделия.

Будет уметь:

  • С соблюдением правил техники безопасности использовать инструменты и станочное оборудование;

  • Подбирать, размечать, обрабатывать заготовку выбранным способом;

  • Применять различные виды сборки и отделки изделий;

  • Рационально организовывать свою работу.

Сможет решать задачи:

  • Применять на практике полученные знания и умения;

  • Адаптироваться в условиях современной жизни;

  • Самостоятельно находить решения жизненных ситуаций.

















Учебно-тематический план.





п/п

Тема

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Введение в программу

1

1

-

2.

Древесные материалы

1

1

-

3.

Клеи

1

1

-

4.

Инструменты, приспособления, станки

1

1

-

5.

Изготовление деталей из древесины

14

2

12

6.

Сборка изделий

2

1

1

7.

Художественная обработка древесины

10

2

8

8.

Отделка изделий

3

1

2

9.

Итоговое занятие

1

1

-

Итого:

34

11

23






Методическое обеспечение программы.


  1. Организационные условия, позволяющие реализовать содержание программы, предполагают наличие:

- учебного кабинета;

- необходимого деревообрабатывающего инструмента и приспособлений;

- необходимого станочного оборудования

- переносного электроинструмента;

- оборудования и принадлежностей для окончательной обработки и отделки

деталей и изделий;

- необходимого дидактического и раздаточного материалов.






  1. Для наиболее полной реализации программы необходимо: обновить некоторые инструменты и приспособления для обработки древесины; приобрести резцы, стамески, сверла различного диаметра и конфигурации; закупить необходимое количество расходного материала

(фанера, ДВП, ДСП, МДФ), а также учебные пособия по декоративно-прикладному искусству.










Информационное обеспечение программы.


Литература.




  1. Основная литература:


  • А.Н. Портнов. Столярная обработка древесины.

  • О.Н. Маркелова. Декоративно-прикладное творчество.

  • С.К. Никулин. Программа для учреждений дополнительного образования.




  1. Рекомендуемая литература:


  • Ю.А. Боровков. Технический справочник учителя технологии

  • А.С. Хворостов. Декоративно-прикладное искусство в школе.

  • Г.Я. Федотов. Волшебный мир дерева.

  • А.В. Березнев. Резьба по дереву.

  • А.С. Хворостов. Мастерим вместе с папой

  • А.М. Шепелев. Как построить сельский дом.

  • Х.И. Махмутова. Роспись по дереву

  • Материалы журналов: «Юный техник»,

«Школа и производство»,

«Сделай сам»,

«Советы домашнему мастеру»

Содержание программы. 1 год обучения.


п/п

тема

Содержание занятия

Форма

проведения

Основные виды учебной деятельности

Материалы и

оборудование

Дата

План.

Факт.

1.

Введение

в программу

Теория: знакомство с правилами работы и расписанием кружка, планом на год, с правилами техники безопасности.

Практика: заполнение анкеты, демонстрация работ учащихся.

Рассказ, беседа, выставка.

Знать: пьравила поведения

на занятиях, правила техники безопасности

Образцы готовых изделий, инструкции



2.

Древесные материалы

Теория: виды древесных и пиломатериалов, композиционные материалы на основе древесины. Свойства древесины и материалов, области их применения.

Практика: ознакомление с видами и свойствами материалов(Л-ПР работы), правила подбора и подготовки заготовок для работы.

Рассказ, беседа, демонстрация, лабораторные

работы,

практические

работы

Знать: виды и свойства материалов, современные материалы, правила подбора и подготовки заготовок для работы.

Уметь: по внешнему виду определять вид древесины и материала, правила подбора и подготовки заготовок для работы с заданными параметрами

Образцы древесных и пиломатериалов,

плакаты, инструкционные карты.



3.

Клеи

Теория: виды клеев, клеевых мастик, грунтовок и области их применения

Практика: подготовка клея и поверхности материала для работы

Рассказ, беседа, демонстрация,

практические

работы

Знания: названия и обозначения клеев, правила безопасной работы с ними.

Умения: подготовить клей и заготовку, выполнить склеивание или грунтовку (заделку трещин и сколов)

Компоненты для приготовления клеев и клеевых мастик, инстркц. карты

заготовки



4.

Инструменты, приспособления, станки

Теория: виды, назначение, правила работы и правила т/б при работе.

Практика: правила использования и приемы работы с оборудованием

Рассказ, беседа, демонстрация, лабораторные

работы,

практические

работы

Знания: устройство и правила работы на станках: СТД-120, НС-12; с электродрелью; с ручным д/о инструментом

Умения: уметь пользоваться

оборудованием с соблюдением правил т/б и электробезопасности.

Инструменты, приспособления, станки, плакаты,

инструкц. карты

операционные карты, заготовки



5-18

Изготовление деталей из древесины

Теория: виды и способы обработки древесины правила разметки и изготовления деталей, применение оборудования для работы, правила техники безопасности, пожарной безопасности и личной гигиены.

Практика: разметка деталей; пиление и строгание древесины; выпиливание лобзиком. Токарная обработка древесины, сверление, опиливание, шлифование

Рассказ, беседа, демонстрация,

практические

работы

Знания: правила разметки и изготовления деталей и изделий с применением инструментов и оборудования; с соблюдением правил пожарной, электробезопасности и т/б.

Умения: разметка деталей, пиление и строгание древесины, выпиливание лобзиком, токарная обработка древесины, сверление, опиливание, шлифование.

Навыки: применять операционные и инструкционные карты

Инструменты, приспособления, станки, плакаты,

инструкц. карты

операционные карты, заготовки



19-20

Сборка изделий

Теория: виды и способы сборки деталей из древесины, правила техники безопасности, пожарной безопасности

Практика: сборка деталей на гвоздях, шурупах (болтах или винтах), не клею; применение шиповых соединений

Рассказ, беседа, демонстрация,

практические

работы

Знания: виды и способы сборки, разметка и подготовка деталей, последовательность сборки, правила техники безопасности, пожарной безопасности.

Умения: применять различные способы сборки деталей, размечать и готовить детали к сборке.

Навыки: применять операционные и инструкционные карты, необходимое оборудование

Инструменты, приспособления, станки, плакаты,

инструкц. карты

операционные карты, заготовки



21-30

Художественная обработка древесины.

Художественное точение древесины.

Теория: виды и способы художественной обработки древесины, правила разметки и изготовления деталей, применение оборудования для работы, правила техники безопасности, пожарной безопасности и личной гигиены (выжигание, тонирование, контурная и геометрическая резьба).

Практика: обработка и отделка деталей выжиганием, окрашиванием, лакированием, различного вида резьбой, комбинированными способами

Рассказ, беседа, демонстрация,

практические

работы

Знания: виды и способы художественной обработки инструменты и приспособления для худ. обработки, правила безопасной работы с ними.

Умения: произвести обработку детали (изделия) выбранным способом.

Навыки: готовить детали к работе применять операционные и инструкционные карты, необходимое оборудование, соблюдать правила т/б


Инструменты, приспособления, плакаты,

инструкционные карты,

операционные карты, заготовки, изделия.



31-33

Отделка изделий

Теория: виды и способы отделки изделий древесины, правила техники безопасности, пожарной безопасности и личной гигиены.

Практика: прозрачная и непрозрачные способы отделки, способы окрашивания, лакирования, декорирования

Рассказ, беседа, демонстрация,

практические

работы

Знания: правила подготовки и отделки поверхности.

Умения: произвести отделку детали (изделия) выбранным способом.

Навыки: готовить детали к работе применять операционные и инструкционные карты, необходимое оборудование, соблюдать правила т/б


Инструменты, приспособления, плакаты,

инструкционные карты,

операционные карты, заготовки, изделия.



34.

Защита авторских работ. Выставка работ

Теория: подготовка изделия и его описания к защите, порядок защиты, призы и награждение победителей

Демонстрация своих авторских работ членами кружка

Знания: технология изготовления детали (изделия), области применения данного изделия.

Умения: связно построить свой рассказ.


Инструменты, приспособления, станки, плакаты,

операционные карты, необходимые для защиты.







11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!