СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Традиции кубанского казачества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по традициям кубанского казачества является важнейшим компонентом патриотического воситания обучающихся класса казачьей направленности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Традиции кубанского казачества»




Раздел 1. Программы

«Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты»

1.1. Пояснительная записка


Рабочая программа факультатива «Традиции кубанского казачества» разработана на основе образовательной программы дополнительного образования детей «История и культура кубанского казачества». Допущено департаментом образования и науки Краснодарского края. Издательство «Традиция», 2009 г.

История народа, его традиции, обряды, искусство, промыслы и ремёсла являются одним из факторов, помогающих людям осознать свою принадлежность к определённой культурной, ментальной среде.

Достижение этой задачи осуществляется через знакомство и приобщение к культуре, традициям, истории кубанского казачества, через примеры казачьего прошлого и настоящего своей семьи, станицы, города; именно в этот временной период начинается формирование любви к родной земле, гордости за принадлежность к казачьему роду.

Образовательная программа по истории и культуре кубанского казачества является первой ступенью комплексной программы, предназначенной для классов казачьей направленности, а также может рассматриваться и как совершенно самостоятельная учебная дисциплина дополнительного образования.


1.2. Цели и задачи программы


Цель данной программы - формирование начального представления о кубанском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.


Задачи, решаемые данной программой:

• знакомство с укладом жизни кубанских казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами, видами труда;

• ознакомление с основными историческими вехами кубанского казачества, приобщение учащихся к кубанским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;

• воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Кубани;

• привитие нравственных устоев кубанских казаков в духе православия;

• развитие творческих способностей детей;

• формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.

Особенностью построения данной программы является то, что в течение пяти лет обучения выделяется восемь основных тематических блоков, помогающих реализовать цель и задачи программы: «Традиционная культура кубанских казаков», «История моей казачьей семьи», «Труд и быт казаков на Кубани», «Декоративно-прикладное искусство», «Памятники истории кубанского казачества», «Основные памятные даты и знаменательные события из истории кубанского казачества», «Православие и казачество», «Казак-патриот». Данные тематические блоки повторяются в каждом учебном году, однако содержание, основные формы работы каждого блока усложняются в зависимости от возраста учащихся.

Осознание своей включённости в жизнь страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.

Данная программа рассчитана на 5лет обучения. Каждый год обучения состоит из 34 учебных часов, на каждый тематический блок отводится по 4 учебных часа (всего 8 блоков), остальные 4 учебных часа используются для проведения вводного занятия, занятий обобщающего типа, подготовку к внеклассным мероприятиям. Занятия проводятся в группах в течение 1-го часа 1 раз в неделю с учащимися одного класса.

Основной формой работы являются учебные занятия. Это и занятие-встреча, занятие-заочная экскурсия, занятие-гостиная, занятие-экспедиция, занятие-творческий портрет, занятие-праздник. Запланированы и выездные занятия в музеи, на концерты творческих коллективов и др. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия первого года обучения нацелены на применение более пассивных методик (рассказ, демонстрация, сообщение сведений), а занятия второго года обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний).

Отчёт о работе проходит в форме ярмарок, открытых занятий, конкурсов, фестивалей, массовых мероприятий.

В результате реализации данной программы планируется формирование у учащихся ключевых компетенций.


1.3. Содержание курса.


1 год обучения (34 часа)


1. Введение. Мир народных традиций славянского населения Кубани. (1 час)

Формирование народных славянских традиций в Древней Руси.

2. Православие на Кубани. (4 часов)

Православие как главный стержень традиционной культуры славян Кубани. Девиз Кубанского казачества «За веру, за царя, за Отечество». Появление раскольников и сектантов на Кубани. Храмы и монастыри Кубанской области.

3. Духовные ценности кубанского казачества (4 часа)

Милосердие один из важных аспектов в системе нравственных ценностей кубанских славян. Круговая порука и взаимопомощь, коллективизм в казачьей общине. Народная педагогика. Христианское воспитание в казачьей семье.

4. Традиционный этикет и одежда кубанского казачества (4 часа)

Нормы поведения и повседневная жизнь, их связь с христианскими заповедями и моралью. Мужская и женская одежда казаков. Отражение горской культуры и традиций в одежде кубанских славян. Экскурсия в Музей. Конкурс рисунков «Мужская и женская одежда кубанских казаков».

5. Отдых игры и развлечения славян Кубани. (3 часа)

Детские забавы казачат. Летние и зимние игры детей и подростков. Досуг взрослых. Мужские и женские собрания - посиделки.

6. Древние формы религии Кубани и их отражение в песенном фольклоре

(1 час)

Язычество, приметы и суеверия славянских народов. Песни-заговоры, песни- заклинания. Связь восточнославянской мифологии с песенным фольклором Кубани.

7. Народная медицина (1 час)

Связь человека с природой. Многовековой опыт знахарства славян. Природная кладовая Кубани.

8. Обобщение тем. Практические занятия (2 часа)

Урок-игра «Казачьи обычаи»

Инсценировка кубанских говоров.

9. Календарные праздники, обычаи и обряды (6 часов)

Зимние праздники: Святки, Рождество Христово, Колядование, Крещение Господне. Весенние праздники: Масленица, Вербное воскресенье, Пасха, Провода, Троица.

Летние праздники: Иван Купала, Ильин день, три Спаса (яблочный, медовый, хлебный). Осенние праздники: Семенов день, Рождество Богородицы, Воздвижение Креста, Покров, Параскева Пятница. Инсценировка святочного обряда. Ролевая игра «Масленица»

10. Семейные обряды и обычаи (6 часов)

Различие свадебных обрядов в кубанских станицах. Свадьба: сватовство, «заручение», «девичник», «посад», свадебный поезд, венчание, свадебное застолье. Родины: народные поверья, обряд размывание рук. Крестины: обряд крещения в православном храме, крестные родители. Похороны: похоронные обычаи, чтение псалмов, заупокойные - песни причитания, отпевание покойного в храме, обряд погребения. Инсценировка свадебного обряда.

11. Заключение. Итоговое повторение (2 часа)

Урок - игра «Казачьи забавы». Экскурсия в местный музей.


2 год обучения (34 часа)

1. Введение. (1 час)

Переселение восточнославянских народов на Кубань.

2. Православие на Кубани. (4 часов)

Храмы и монастыри Кубанской области. Христианская культура в фольклоре кубанских славян. «Храмы и соборы Кубани».

3. Духовные ценности кубанского казачества (4 часа)

Христианское воспитание в казачьей семье. Православные традиции кубанских казаков в быту и на службе. Православные праздники.

4. Традиционный этикет и одежда кубанского казачества (6 часа)

Мужская и женская одежда казаков. Отражение традиций в одежде кубанских славян. Экскурсия в Музей. Конкурс рисунков «Одежда кубанских казаков».

5. Отдых игры и развлечения славян Кубани. (4 часа)

Досуг взрослых. Станичные байки и балагуры. Инсценировка «Станичные байки».

6. Древние формы религии Кубани и их отражение в песенном фольклоре

(2 час)

Песни-заговоры, песни- заклинания. Связь восточнославянской мифологии с песенным фольклором Кубани.

7. Народная медицина (2 час)

Многовековой опыт знахарства. Природная кладовая Кубани.

8. Семейные обряды и обычаи (6 часов)

Различие свадебных обрядов в кубанских станицах. Свадьба: сватовство, «заручение», «девичник», «посад», свадебный поезд, венчание, свадебное застолье. Родины: народные поверья, обряд размывание рук. Крестины: обряд крещения в православном храме, крестные родители. Похороны: похоронные обычаи, чтение псалмов, заупокойные - песни причитания, отпевание покойного в храме, обряд погребения.

9. Календарные праздники, обычаи и обряды (3 часов)

Зимние праздники. Весенние праздники. Летние праздники. Осенние праздники.

10. Заключение. (2 часа)

Экскурсия в местный музей.


3 год обучения (34 часа)

1.Вводное занятие. (1 час)

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

2.Традиционная культура кубанских казаков. (5 час)

Фольклор жителей моей станицы (города). Песни, сказки, поговорки, предания в моей семье.

3.История моей казачьей семьи. (4 час)

Родословная семьи. Генеалогическое древо. История семьи в истории родной Кубани.

4.Труд и быт казаков на Кубани. (7 час)

Казак – труженик. Традиционные занятия: земледелие и скотоводство. Орудие труда кубанских казаков. Ремёсла: кузнечное, плетение из лозы и соломки, гончарное и др.

5.Декоративно-прикладное искусство. (10 час)

Изготовление изделий декоративно - прикладного искусства своими руками:

- сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности;

- основные техники работы с материалом;

- последовательность этапов изготовления изделия;

- презентация творческих работ.

6. Памятники истории Кубанского казачества. (4 час)

Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры Краснодарского края. Памятник Екатерине I в Екатеринодаре-Краснодаре. Личный вклад в охрану и защиту памятников.

7.Заключение. (3 час)

Экскурсия в музей. Ты, Кубань, ты наша Родина (представление родителям и казачьей общественности материалов, собранных в результате исследовательской, экспедиционной деятельности; выставка экспонатов, собранных учащимися или созданных ими в процессе занятий и т.п.).


4 год обучения (34 часа)

Вводное занятие. (1 час)

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

1. Традиционная культура кубанских казаков. (6 час)

Календарные обряды и обрядовый фольклор казаков. Зимние святки, колядки, щедровки. Масленица. Пасха. Весенние хороводы. Иван Купала.

2. История моей казачьей семьи. (5 час)

Казачья семья в современном мире. Отношение к семье на Кубани. Ребенок в казачьей семье. Воспитание мальчиков и девочек. Сохранение и преумножение семейных традиций и реликвий.

3. Труд и быт казаков на Кубани. (4 час)

Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Традиционная одежда. Казачья станица, двор, дом. Уклад жизни казачьей семьи.

4. Декоративно-прикладное искусство. (4 час)

Изготовление изделий декоративно – прикладного искусства своими руками:

- сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности;

- основные техники работы с материалом;

- последовательность этапов изготовления изделия;

- презентация творческих работ.

5. Памятники истории Кубанского казачества. (2 час)

Увековечение памяти выдающихся деятелей истории и культуры Кубанского казачества. Памятники и музеи.

6. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. (4 час)

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Значение данного события для современного Кубанского казачества. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).

7. Православие и казачество. (2 час)

Православные традиции кубанских казаков в быту и на службе. Православные праздники.

8. Казак – патриот. (4 час)

Доблесть казаков. Казаки на страже рубежей отечества. Казачий военный костюм. Оружие, награды.

9.Заключение. (2 час)

Экскурсия в музей.


5 год обучения (34 часа)

Вводное занятие. (1 час)

Повторение пройденного, краткое знакомство с программой на учебный год.

1. Традиционная культура кубанских казаков. (5 час)

Обрядовый фольклор казаков. Зимние святки, колядки. Масленица. Пасха. Иван Купала.

2. История моей казачьей семьи. (3 час)

Казачья семья в современном мире. Сохранение и преумножение семейных традиций. Сохранение реликвий.

3. Труд и быт казаков на Кубани. (6 час)

Казачья станица, двор, дом. Традиционные ремесла и промыслы кубанских казаков. Гончарное ремесло. Плетение из лозы и соломки. Традиционная одежда. Уклад жизни казачьей семьи.

4. Декоративно-прикладное искусство. (6 час)

Изготовление изделий декоративно – прикладного искусства своими руками:

- сбор и подготовка материалов, распространенных в данной местности;

- основные техники работы с материалом;

- последовательность этапов изготовления изделия;

- презентация творческих работ.

5. Основные памятные даты и знаменательные события из истории Кубанского казачества. (3 час)

Основные памятные даты и знаменательные события краевого и местного значения. Подготовка и ход празднования (по выбору педагога).

6. Семейные обряды и обычаи (3 часов)

Свадьба. Родины. Крестины.

7. Календарные праздники, обычаи и обряды (4 часов)

Зимние праздники. Весенние праздники. Летние праздники. Осенние праздники.

8.Заключение. (3 час)

Экскурсия в музей. Ты, Кубань, ты наша Родина (представление родителям и казачьей общественности материалов, собранных в результате исследовательской, экспедиционной деятельности; выставка экспонатов, собранных учащимися или созданных ими в процессе занятий и т.п.).


1.4. Планируемые результаты: личностные, метапредметные

и предметные.

По итогам посещения детьми курса «Традиции Кубанского казачества» предполагаются следующие результаты.

Личностным результатом обучения является формирование:

• познавательного интереса к изучению традиций Кубанского казачества;

• всесторонне образованной, развитой личности;

• понимания значения культуры Кубанского казачества;

• чувства гордости за свою малую родину;

• уважительного отношения к истории и культуре казаков и других народов;

• представления о Кубани как неотделимой части России;

Средством развития личностных результатов служит учебный материал нацеленный на:

– умение формулировать своё отношение к традициям, военному быту, фольклору, историческим личностям Кубани;

– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «История Кубанского казачества» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника:

– осознание роли истории и кубановедения в познании общественных процессов, происходящих в мире;

– освоение системы краеведческих знаний о истории Кубани, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;

– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;

– использование карт для получения краеведческой информации.

Коммуникативные УУД:

– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

– понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Результатами освоения программы курса внеурочной деятельности «Традиционная культура кубанского казачества» являются:

первый уровень результатов - приобретение социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни:

• приобщение к ценностным основам традиционной культуры кубанских казаков;

• привитие духовно-нравственных устоев, приобщение к основным традициям и обычаям кубанских казаков;

формирование интереса к исследовательской и практической работе, убеждение в необходимости сохранения семейных ценностей.

второй уровень результатов - получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом:

• укрепление связи между учащимися из числа казачьей молодежи и их родителями, с казачьими обществами Кубанского казачьего войска и приходами Русской Православной церкви;

• понимание роли казачества в жизни современного общества края;

• владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

• способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области краеведения в условиях развития информационного общества

третий уровень результатов - приобретение опыта самостоятельного общественного действия:

• Знание и соблюдение казачьих заповедей, использование в жизни основ традиционной культуры;

• бережное отношение к культурно-историческому наследию кубанского казачества;

• усвоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющие казаку как соответствовать традиционной системе, так и успешно действовать в современном обществе;

• понимание и принятие основной социальной роли казака, соответствующие возрасту: социальные роли в казачьей семье, в казачьем обществе;

• понимание эстетики культуры и традиций кубанского казачества;

• выработка казачьего менталитета, желания и готовности к труду, несению государственной службы казачества.


Основные направления воспитательной деятельности:

1) гражданское воспитание:

-становление ценностного отношения к своей Родине;

-осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;

-сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

-проявление интереса к истории и многонациональной культуре своего края, уважения к своему и другим народам

2) патриотическое воспитание:

-ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимание значения кубановедения как науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества

3) духовно-нравственное воспитание:

-проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности;

-принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности;

-применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

4) эстетическое воспитание:

-проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

-использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности

5)физическое воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

-физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;

-соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни;

-выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной);

-приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

-соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);

-бережное отношение к физическому и психическому здоровью

6) трудового воспитания:

-осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям

7) экологическое воспитание:

- формирование экологически целостного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования, понимания ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к собственному физическому и психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил безопасного поведения;

- способности применять знания для решения задач, связанных с окружающей природной средой, повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их решения;

- экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной и социальной практике.

8) ценности научного познания:

-ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира;

-осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.




1.5 Тематический план программы

1 год обучения

5 класс


Наименование разделов, блоков, тем

Форма организации

Вид деятельности

1.

Тема 1. Народы, языки, культуры. Становление кубанского казачества как народа. (3 часа)



1.1

Народы, языки и культуры России и Кубани.

познавательная

беседа

1.2.

Становление кубанского казачества как народа.

досуговое общение

беседа

1.3

Традиционная культура кубанского казачества.

познавательная

беседа

2.

Тема 2.Духовные ценности кубанских казаков (7 часов)



2.1.

Православие в жизни казаков

познавательная

беседа

2.2

Правила поведения в храме. Посещение храма.

познавательная

экскурсия в храм

2.3

Казачьи заповеди.

познавательная

беседа

2.4

Казачьи заповеди.

познавательная

беседа

2.5

Казачья доблесть

познавательная

экскурсия в историко-краеведческий музей Крыловской

2.6

Поминовения казаков Кубанского казачьего войска.

познавательная

беседа

2.7

Поминовения казаков Кубанского казачьего войска

познавательная

беседа

3.

Тема 3. Кубанское казачество: устройство общества (4 часа)



3.1

Войско.

познавательная

беседа

3.2

Войско

познавательная

беседа

3.3.

Община. Курень. Станица. Казачий круг.

познавательная

беседа

3.4

Казачья семья.

познавательная

беседа

4.

Тема 4. Традиции. Неписаные казачьи законы (6 часов)



4.1

Уважительное отношение к старшим

познавательная

беседа

4.2

Уважительное отношение к старшим

познавательная

беседа

4.3

Почитание гостя

познавательная

беседа

4.4

Гостевой этикет.


познавательная

беседа

4.5

Уважение к женщине (матери, сестре, жене).

познавательная

беседа

4.6

Дружба и товарищество.

познавательная

беседа

5

Тема 5. Кубанское казачество: традиционная культура (9 часов)



5.1

Традиционный костюм

познавательная

беседа

5.2

Традиционный костюм.

познавательная

беседа

5.3

Жилище.

познавательная

беседа

5.4

Жилище

познавательная

беседа

5.5

Казачья пища

познавательная

беседа

5.6

Казачья пища

познавательная

беседа

5.7

Язык. Разговорная речь

досуговое общение

беседа

5.8

Фольклор кубанского казачества

досуговое общение

разучивание казачьих песен

5.9

Фольклор кубанского казачества

социальное творчество

КТД

6

Тема 6. Занятия кубанских казаков (5 часов)



6.1

Воинская служба

познавательная

беседа

6.2

Хозяйственная деятельность казаков

познавательная

беседа

6.3

Хозяйственная деятельность казаков.

познавательная

беседа

6.4

Формы отдыха у казаков

познавательная

беседа

6.5

Итоговое занятие.


социальное творчество

КТД


2 год обучения

6 класс


Наименование разделов, блоков, тем

Форма организации

Вид деятельности

1.

Тема 1.Традиционная культура кубанского казачества (4 часа)



1.1

Традиционная культура кубанских казаков. Православная вера казаков

познавательная

беседа

1.2.

Казачьи заповеди

познавательная

беседа

1.3

Казачья доблесть

познавательная

беседа

1.4

Поминовения казаков, геройски погибших и невинно убиенных.


познавательная

посещение станичного парка

2.

Тема 2. Казаки, кунаки, соседи.(4 часа)



2.1.

Казаки и соседи.

познавательная

беседа

2.2

Народы Кубани

познавательная

беседа

2.3

Казаки и соседи

познавательная

беседа

2.4

Народы Кавказа

познавательная

беседа

3.

Тема 3. Традиции и обычаи казаков (9 часов)



3.1

Честь казачья. Слово казака.

познавательная

беседа

3.2

Старики в казачьей общине.

познавательная

беседа

3.3.

Родители и дети: взаимоотношения в семье.

познавательная

беседа

3.4

Поведенческие нормы и этикет казаков.

познавательная

беседа

3.5

Поведенческие нормы и этикет казаков

познавательная

беседа

3.6

Оружие казака

познавательная

беседа

3.7

Оружие казака

познавательная

беседа

3.8

Казачий конь.

познавательная

беседа

3.9

Взаимопомощь у казаков.

познавательная

беседа

4.

Тема 4. Календарный и жизненный круг (8 часов)



4.1

Рождение казака

познавательная

беседа

4.2

Таинство крещения казака

познавательная

беседа

4.3

Календарные обряды и праздники кубанских казаков

познавательная

беседа

4.4

Календарные обряды и праздники кубанских казаков

познавательная

беседа

4.5

Календарные обряды и праздники кубанских казаков.

познавательная

беседа

4.6

Проводы казака на службу

познавательная

беседа

4.7

Встреча казака со службы

познавательная

беседа

4.8

Погребение казака

познавательная

беседа

5

Тема 5. Дети в традиционной культуре кубанских казаков (9 часов



5.1

Дети как ценность казачьей семьи

познавательная

беседа

5.2

Фольклор для детей (сказки и легенды).

познавательная

чтение сказок и легенд

5.3

Фольклор для детей (сказки и легенды).

познавательная

инсценировка сказки

5.4

Дети в календарных обрядах

познавательная

разучивание песен

5.5

Дети в календарных обрядах.

социальное

КТД

5.6

Казачьи игры

познавательная

беседа

5.7

Казачьи игры.

познавательная

разучивание игры

5.8

Итоговое занятие. Инсценировка казачьей сказки.

социальное

КТД

5.9

Итоговое занятие. Исполнение казачьих песен

социальное

КТД


3 год обучения

7 класс


Наименование разделов, блоков, тем

Форма организации

Вид деятельности

1.

Тема 1.Система ценностей кубанского казачества. (7часов)



1.1

Православная вера кубанских казаков. Заповеди Божии.

познавательная

беседа

1.2.

Нравственные ценности в традиционной культуре кубанского казачества: земля, труд, правда, честь, Родина

познавательная

беседа

1.3

Нравственные ценности в традиционной культуре кубанского казачества.

познавательная

беседа

1.4

Образ казака.

познавательная

беседа

1.5

О «казачьем духе»

познавательная

беседа

1.6

Казачьи регалии и реликвии.

познавательная

беседа

1.7

Казачьи регалии и реликвии

познавательная

беседа

2.

Тема 2. Женщина-казачка (4 часа)



2.1.

Образ казачки

познавательная

беседа

2.2

Поддержание казачьих устоев в семье.

познавательная

беседа

2.3

Поддержание казачьих устоев в семье

познавательная

беседа

2.4

Испытания, выпавшие на долю казачек.

познавательная

беседа

3.

Тема 3. Традиции и обычаи казаков. Уважение к старикам (5 часов)



3.1

Казачья станица. Казачий круг

познавательная

беседа

3.2

Зрелость и старость. Старики в казачьей станице

познавательная

беседа

3.3.

Зрелость и старость. Старики в казачьей станице.

познавательная

беседа, просмотр фильма

3.4

Казачий род. Моя родословная

познавательная

беседа

3.5

Казачий род. Моя родословная.

познавательная

КТД

4.

Тема 4. Быт казачьей семьи (9 часов)



4.1

Занятия, ремесла и промыслы казаков

познавательная

беседа

4.2

Занятия, ремесла и промыслы казаков.

познавательная

беседа

4.3

Занятия, ремесла и промыслы казаков.

познавательная

беседа, просмотр фильма

4.4

Домостроение. Обычай взаимопомощи.

познавательная

беседа

4.5

Домостроение. Обычай взаимопомощи.

познавательная

беседа

4.6

Застольный этикет кубанских казаков (повседневный и гостевой).

познавательная

беседа

4.7

Застольный этикет кубанских казаков (повседневный и гостевой).

познавательная

беседа, просмотр видеофильма

4.8

Календарные обряды и праздники кубанских казаков.

социальное творчество

КТД

4.9

Календарные обряды и праздники кубанских казаков.

познавательная

беседа

5

Тема 5. Казачий фольклор. Песенная и танцевальная культура кубанских казаков. (9 часов)



5.1

Казачий фольклор. Песенная и танцевальная культура кубанских казаков

познавательная

беседа

5.2

Песни казаков (исторические, строевые и обрядовые).

познавательная

беседа

5.3

Песни казаков (исторические, строевые и обрядовые).

познавательная

беседа

5.4

Казачьи танцы

познавательная

беседа, просмотр фильма

5.5

Казачьи танцы

познавательная

беседа

5.6

Казачьи игры

познавательная

беседа

5.7

Казачьи игры

познавательная

беседа

5.8

Итоговое занятие. Интерактивная игра «А у нас, на Кубани…»

социальное творчество

КТД

5.9

Итоговое занятие

познавательная

беседа


4 год обучения

8 класс


Наименование разделов, блоков, тем

Форма организации

Вид деятельности

1.

Тема 1.Система ценностей кубанского казачества. (5 часов)



1.1

Православная вера кубанских казаков. Заповеди Божии.


познавательная

беседа

1.2.

Территория проживания, язык и культурные особенности групп кубанских казаков

познавательная

беседа

1.3

Территория проживания, язык и культурные особенности групп кубанских казаков.

познавательная

беседа, просмотр видеофильма

1.4

Территория проживания, язык и культурные особенности групп кубанских казаков.

познавательная

беседа

1.5

Казачьи заповеди

познавательная

беседа

2.

Тема 2. Государственная служба казаков. (4 часа)



2.1.

Особенности жизни казака в связи с подготовкой к службе

познавательная

беседа

2.2

Подготовка к службе. Экипировка казака.

познавательная

беседа, просмотр видеофильма

2.3

Подготовка к службе. Экипировка казака.

познавательная

беседа

2.4

Казак на воинской службе и в станице.

познавательная

беседа, просмотр видеофильма

3.

Тема 3. Казачья лента времени. (8часов)



3.1

Трагедия казачества. Запрет на казачьи традиции и обычаи. Возрождение казачества

познавательная

беседа, просмотр видеофильма

3.2

Возрождение культуры кубанских казаков. Возрождение казачества

познавательная

беседа

3.3.

Возрождение культуры кубанских казаков.

познавательная

беседа

3.4

Современное Кубанское казачье войско. Структура. Деятельность.

познавательная

беседа

3.5

Современное Кубанское казачье войско. Структура. Деятельность

познавательная

беседа

3.6

Современное Кубанское казачье войско. Структура. Деятельность

познавательная

беседа

3.7

Поминовения казаков.

познавательная

посещение станичного парка, памятника

3.8

Поминовения казаков

познавательная

посещение храма, поминовение молитвой

4.

Тема 4. Обычное право у казаков (4 часа)



4.1

Соблюдение основных социальных норм казачьей общины.

познавательная

беседа

4.2

Соблюдение основных социальных норм казачьей общины

познавательная

беседа

4.3

Народные формы наказания и поощрения в казачьей общине.

познавательная

беседа

4.4

Народные формы наказания и поощрения в казачьей общине.

познавательная

беседа

5

Тема 5.Традиции и обычаи казаков. Казачья молодежь. (7 часов)



5.1

Молодые казаки и казачки. Особенности поведения

познавательная

беседа

5.2

Молодые казаки и казачки. Особенности поведения.

познавательная

беседа

5.3

Молодежная субкультура: занятия, игры и песни

познавательная

беседа

5.4

Молодежная субкультура: занятия, игры и песни

познавательная

беседа

5.5

Трудовые процессы и дети, подростки, молодежь

познавательная

беседа

5.6

Казачьи игры

познавательная

беседа

5.7

Казачьи игры.


познавательная

разучивание игр

6.

Тема 6.Традиционная культура кубанских казаков. Обобщение. Практические занятия. (4часа)



6.1

Традиционная культура кубанских казаков. Обобщение.

познавательная

беседа

6.2

Практическое занятие. Интерактивная игра. «Мы с тобой казаки».

социальное

КТД

6.3

Практическое занятие. Викторина. «Традиции казачества».

социальное общение

КТД

6.4

Практическое занятие. Выставка рисунков «Казачий край».

социальное общение

КТД

7

Тема 7. Профессиональные образовательные учреждения Кубани для молодых казаков. (2 часа)



7.1

Профессиональные образовательные учреждения Кубани для молодых казаков.

познавательная

виртуальная экскурсия

7.2

Итоговое занятие

познавательная

беседа


5 год обучения

9 класс


Наименование разделов, блоков, тем

Форма организации

Вид деятельности

1.

Тема 1. Духовные и жизненные ценности кубанских казаков (2 часа)



1.1

Побратимство, дружба, взаимопомощь у казаков: прошлое и современность.

познавательная

беседа

1.2.

Побратимство, дружба, взаимопомощь у казаков: прошлое и современность

познавательная

беседа

2.

Тема 2. Несение казаками службы (2 часа)



2.1.

Виды и формы государственной службы казаков: прошлое и современность.

познавательная

беседа

2.2

Виды и формы государственной службы казаков: прошлое и современность.

познавательная

беседа

3.

Тема 3.Традиции и обычаи кубанских казаков. (5 часов)



3.1

Подростки и молодежь в календарных обрядах и праздниках.

познавательная

беседа

3.2

Подростки и молодежь в календарных обрядах и праздниках

познавательная

беседа

3.3.

Свадебный обрядовый комплекс кубанских казаков.

познавательная

беседа

3.4

Свадебный обрядовый комплекс кубанских казаков

познавательная

разучивание обрядов

3.5

Семейные ценности: кровное и иное родство.

познавательная

беседа

4.

Тема 4. Поминовения казаков Кубанского казачьего войска. (2 часа)



4.1

Поминовения казаков Кубанского казачьего войска

познавательная

посещение храма, поминовение молитвой

4.2

Проектная деятельность. Выезды

социальная деятельность

КТД

5

Тема 5.Современное Кубанское казачье войско. Структура. Деятельность. (2 часа)



5.1

Современное Кубанское казачье войско. Структура. Деятельность

познавательная

беседа

5.2

Проектная деятельность.

социальная деятельность

КТД

6.

Тема 6. Профессиональные образовательные учреждения Кубани для молодых казаков. (2 часа)



6.1

Профессиональные образовательные учреждения Кубани для молодых казаков

познавательная

беседа, просмотр видеофильма

6.2

Профессиональные образовательные учреждения Кубани для молодых казаков

познавательная

беседа

7

Тема 7.Традиционная культура кубанских казаков. Обобщение. Практические занятия. (2 часа)



7.1

Практическое занятие. Несение караула у мемориала погибших воинов.

социальная деятельность

КТД

7.2

Практическое занятие. Посещение историко-краеведческого музея.

социальная деятельность

экскурсия в музей


Раздел 2.


2.1. Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение программы

Занятия должны проводиться в просторном помещении, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, в соответствии с требованиями СанПиНа. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться.

Перечень оборудования, инструментов и материалов

п/п

Наименование объектов и средств учебно- методического и материально-технического обучения

Количество

Кабинет.

1

Стулья.

20

Столы.

10

Шкаф для хранения принадлежностей.

1

Стол педагога.

1

Расходный материал (мини-диски, CD-диски, DVD-диски, бумага, маркеры, ручки и т.д)

По необходимости и по возможности

Информационное оборудование

Компьютер (ноутбук).

1 – 2 (по возможности)

Проектор.

1

Интерактивная доска.

1

Принтер.

1

Наличие подключения к сети Internet (от 32 Кбит/с до 20 Мбит/с и выше).

По возможности.


Кадровое обеспечение: педагог, имеющий педагогическое образование, занимающийся самообразованием и способный привлечь к занятиям детей


2.2. Формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, наблюдения педагога, решение этюдов, результативность участия в турнирах.

Способы фиксации учебных результатов программы:

- диплом;

- грамота;

- протокол соревнований.

Виды контроля:

Предварительный контроль (проводится в начале года в виде фронтального, индивидуального и группового опроса по всем видам учебной деятельности, выполнение упражнений, решение комбинаций и этюдов).

Текущий контроль (проводится на каждом занятии в виде проверки домашнего задания, выполнения упражнений, решения этюдов).

Тематический контроль (проводится по мере освоения каждой учебной темы). Включает фронтальный устный опрос, а также различные виды деятельности при индивидуальном и групповом опросе).

-Итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков в конце учебного года. Участие в турнире, соревнованиях).


2.4 Описание учебно-методического и

материально-технического обеспечения:


№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1. Библиотечный фонд

1.

Ткаченко П. Кубанский говор. Опыт авторского слова­ря. М., 2005 г.

1

2.

Ткаченко П.И. Кубанские пословицы и поговорки. Краснодар, 2008.

1

3.

Маслов А.В. Кубань в старину. Краснодар, 2009.

1

2. Печатные пособия


Бондарь, Н. Великий пост – дорога к Пасхе : [о праздновании на Кубани] / Н. Бондарь, С. Жиганова // Советская Кубань. – 1991. – 4 апр.


Бондарь, Н. И. Календарные праздники и обряды кубанского казачества / Н. И. Бондарь. – Краснодар : Традиция, 2011.


Бондарь, Н. И. Святой угол / Н. И. Бондарь // Народное творчество. – 1998.


Бондарь, Н. И. Традиционная культура кубанского казачества в XVIII – начале XX вв. / Н. И. Бондарь // Кубанский сборник. – Краснодар, 2012.


Бондарь, Н. И. Традиционная культура кубанского казачества : избранные работы / Н. И. Бондарь. – Краснодар : Кубанский казачий хор, 1999.


Вакуленко Е.П Народная культура кубанского казачества. Краснодар, 2009.


Вакуленко Е.П. Народные мастера Кубани. Краснодар, 2009.


Глебова, М. Сохраняя культуру, сохраняем накопленные ценности / М. Глебова // Кубань сегодня. – 2019.


Громов, В. П. Возрождение кубанского казачества и его влияние на культурную жизнь Кубани / В. П. Громов // Научное наследие Ф. А. Щербины: казачество и история Кавказа : сборник материалов XIX Международной научно-практической конференции, Краснодар, 11–12 февраля 2019 г. – Краснодар, 2019.


Гудимова, О. А. Приметы материнства и детства в фольклоре кубанского казачества / О. А. Гудимова // Отрадненские историко-краеведческие чтения : материалы Межрегиональной научной конференции / редактор-составитель С. Г. Немченко. – Армавир – Отрадная, 2019


Дикарев, М. А. Рождественские святки / М. А. Дикарев // Кубанские областные ведомости. – 1895. – 1 янв. (№1); 4 янв (№3); 6 янв. (№5).


Зенкова, Е. А. Актуализация традиций в современном обществе как фактор сохранения нематериального культурного наследия / Е. А. Зенкова, Н. Б. Акоева // Культурная жизнь Юга России. – 2020. – № 4.


Изучение и сохранение отечественной народной культуры: история, теория, практика: (к юбилею кафедры народного декоративно-прикладного творчества и факультета народной культуры) / Краснодарский государственный институт культуры. – Краснодар, 2019.


История кубанского казачества / под редакцией В. Н. Ратушняка. – Краснодар : Традиция, 2013.


Казачьи обряды // Сельская молодёжь. – 1997. – № 3


Календарный обрядовый фольклор Кубани : весенний и летне-осенний циклы / составители Л. Б. Мартыненко, Л. А. Степанов. – Краснодар, 2008.


Кубанское казачество: история, этнография, фольклор / составитель Н. И. Бондарь ; ответственный редактор В. А. Тишков, С. В. Чешко. – Москва, 1995


Кубань многонациональная: этнографический словарь-справочник / В. И. Колесов и др.; – Краснодар: Краснодарские известия, 2007


Логинова, В. А. Культурно-обрядовые традиции кубанской семьи. Проводы казака на службу / В. А. Логинова, В. Н. Камышан // Копыл. – 2013.


Мамина, С. "До семи лет – младенец" / С. Мамина // Аргументы и факты. – 2019.


Марченко, Е. Рождество Христово в народных обычаях на Кубани / Е. Марченко // Каневчане. – 1996. – № 1–2.


Матвеев, О. В. "Соблюдать и хранить заветы старины казачьей" : дети и устная историческая традиция кубанских казаков / О. В. Матвеев // Казачьи вести. – 1999. – № 22–25


Обычаи, традиции, нравы казаков. – Краснодар: Традиция, 2010.


Пособие по традициям, обычаям и народным играм кубанского казачества / автор-составитель И. Т. Краев. – Краснодар: Традиция, 2018


Православие, традиционная культура, просвещение: сборник научных статей / научный редактор и составитель Н. И. Бондарь, М. В. Семенцов. – Краснодар: Крайбибколлектор, 2000.


Сбережение народа: традиционная народная культура: материалы научно-практической конференции, 8–9 июня 2007 г. / Научно-исследовательский центр традиционной культуры государственного научно-творческого объединения "Кубанский казачий хор". – Краснодар: Мир Кубани, 2007.


Ткаченко, П. И. Кубанский лад. Традиционная народная культура: вчера, сегодня, завтра / П. И. Ткаченко. – Краснодар : Традиция, 2014.


Ткаченко П.И. Кубанские обряды. Краснодар, 2010.


Ткаченко П.И. Кубанская свадьба. Краснодар, 2009.


Трёхбратов, Б. А. История и культура народов Прикубанья с древнейших времён до начала XX века / Б. А. Трёхбратов. – Краснодар: Традиция, 2011


Фролов Б.Е. Оружие кубанских казаков. Краснодар, 2002.


Цветкова, О. Как на Кубани отмечают Пасху / О. Цветкова // Вольная Кубань. – 2015. – 11 апр.


Чурсина, В. И. Народная культура славян Кубани (конец XVIII – начало XX века) / В. И. Чурсина. – Краснодар, 2005.



3.Технические средства обучения

1.

Ноутбук.

1

2.

Интерактивная доска.

1

4. Экранно-звуковые пособия

1.

Презентации к занятиям.


2.

DVD фильмы.


5. Оборудование класса

1.

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

15 шт.

2.

Стол учительский.

1

3.

Шкафы для хранения дидактических материалов.

2

4.

Настенная доска для вывешивания иллюстративных материалов.

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!