СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа творческого объединения "Азбука стихосложения" (5-6 класс)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа мжет быть использована для оранизации занятий по внеурочной деятельности. Занятия рассчитана на развите творческих способнотстей, интереса детей к поэтическому слову. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа творческого объединения "Азбука стихосложения" (5-6 класс)»

Пояснительная записка

Программа творческого объединения «Азбука стихосложения» предназначена для учащихся 6-х классов и рассчитана на 34 часа. На занятиях ребята изучают основы стихосложения, знакомятся с лучшими образцами русской поэзии, развивают творческое воображение, учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки. Участники творческого объединения, проникая в тайны мира поэзии, пишут и сами. Всё это делает процесс обучения увлекательным, так как становится частью жизни и увлечений ребёнка, и значимым, потому что даёт каждому возможность самоутвердиться, развить творческие способности.

Цели:

 развитие способности понимать поэзию, её воздействие на ум и чувства читателя;

 расширение творческого кругозора учащихся за счёт усвоения литературоведческих знаний; воспитание стилистического чутья;

 развитие и совершенствованию способностей создавать и оценивать поэтические тексты;

 способствование интеллектуальному, творческому развитию учащихся;

 совершенствование практических, коммуникативных умений.

Задачи курса:

  • Создать условия для творческого развития ребенка, познания азов художественного творчества через специальные игры, тренинги, упражнения, самоорганизации в творческом процессе.

  • Создать условия для самовыражения, раскрытия радости творческого процесса.

 расширить знания о лирических жанрах, познакомить детей с многообразием жанров

 обучать основным принципам и законам написания и редактирования художественного текста;

 формировать у учащихся практические навыки создания художественного текста: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;

 развивать творческие способности школьников, осуществлять выпуск сборников, альманахов;

 развивать коммуникативные способности учащихся

Содержание и методы деятельности

Особенностью методики проведения занятий в творческом объединении является связь творческой и практической частей. В начале учебного года, в сентябре, на занятии кружка составляется план работы на год, обсуждаются темы занятий, вносятся интересные, инновационные предложения в содержание рубрик, распределяется круг обязанностей между членами кружка.

В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит, не был востребован в школе. В идеале результатом систематической и планомерной работы в данном направлении должно стать формирование индивидуальной системы самовоспитания школьника, работы по формированию своей личности.

Новизна для учащихся заключается в материале, не содержащемся в достаточной мере в базовых программах, и в новых формах учебной деятельности. Занятия помогут членам объединения создавать собственные художественные тексты. Программа кружка построена по модульному принципу, т.е. каждый тематический раздел программы может использоваться относительно самостоятельно при углублении и расширении его в такой степени, какая определяется интересами учащихся, уровня их подготовки и конкретными задачами этапа обучения.



Результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

 определять жанр стихотворного произведения;

 давать характеристику поэтическому тексту; анализировать стихи;

совершенствовать содержание и языковое оформление стихотворения;

 пользоваться разнообразными языковыми средствами в стихах;

 находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;

Содержание программы кружка

Жанровые особенности загадок, скороговорок, пословиц. Роль рифмы в малых жанрах.

Понятие о поэтических жанрах: письмо, послание, лирический фрагмент, баллада, басня и т.д.

Пейзажные стихотворения, словесная живопись. Роль средств выразительности в художественном тексте.

Стихи и проза. Ритмическая организация стиха, эмоциональность, лиричность, поэтический язык. Понятие о лирическом герое. Азбука стихосложения. Понятие о рифме, рифмовке, ритме, стихотворных размерах, строфах. Двусложные и трехсложные размеры стиха. Понятие о белом стихе, о верлибре.

Особенности поэтического языка: тропы и фигуры речи.











Учебно-тематический план

п/п

Тема занятия

Содержание

Количество часов

Дата

Всего

Практика

Теория

1

Вводное занятие.

«Друзья мои, прекрасен наш союз!»

Цели и задачи творческого объединения, обсуждение тематики занятий

1

1



2-3

Секреты малых жанров

Как устроены

загадки,

скороговорки, пословицы? Для чего в них рифма?

2

1



4-7

Стихи русских поэтов о природе

Чтение и анализ пейзажных стихотворений

4

2

2


8-9

Этюды о природе

Сочинение пейзажных стихотворений на основе личных наблюдений

2

2



10

Чем стихи отличаются от прозы?

Ритмическая организация стиха, эмоциональность, лиричность, поэтический язык

1

1



11

Поэтические жанры


1


1


12

Таинственное «Я».

Лирический герой и поэт

Понятие о лирическом герое. Чтение и анализ стихов.

1


1


13

Ритм стиха

Как строится ритм стиха?

1


1


14-17

Стихотворные размеры

Двусложные и трехсложные размеры стихов

4

2

2


18-21

Проба пера

Чтение и анализ стихов собственного сочинения

4

2



22-25

«Рифма - звучная подруга»

Виды рифм, их роль в стихах

4

2

2


26

А какая бывает рифмовка?

Виды рифмовки

1

1



27

«Моим стихам, написанным так рано…»

Анализ стихов, написанных участниками объединения

1

1



28

Бывают ли стихи без рифмы?

Понятие о белом стихе, о верлибре

1


1


29

Строфы: терцеты, катрены, октавы…

Различные виды строф

1


1


30

Тайны поэтического языка

Особенности языка поэтического текста

1


1


31

Час поэтического вдохновения

Проба пера

1

1



32-33

Риторические фигуры

Знакомство с видами риторических фигур, составление риторических фигур

2

1

1


34

Презентация альманаха лучших произведений

Подведение итогов

1

1















Литература.

1. И. Сельвинский «Студия стиха». М., 1979 г.

2. А. Коваленков « Простое и непростое». М., 1999г.

3. Н. Шульговский «Теория и практика поэтического творчества». М., 1998г.

4. В. Жирмунский «Рифма, ее история и теория». М., 2000г.

5. Р. Якубсон «Новейшая русская поэзия». М., 2006г.

6. Б. Томашевский «Стих и язык». М., 2000г.

7. Ю. Тынянов «Проблемы стихотворного языка». М., 1978г.

8. Б. Эйхенбаум «Методика стиха». М., 1998г.

9. В. Холшевников «Основы стиховедения».

10. А. Квятковский «Поэтический словарь». М., 1976г.

11. Ю. Орлов «Восхождение к индивидуальности». М., 2000г.

12. Т. Грабенко «Волшебная страна внутри нас».М.,



































Сергей Островой

Если сказка в дверь стучится, 
Ты скорей ее впусти, 
Потому что сказка – птица: 
Чуть спугнешь – и не найти. 
Ты за нею на порог, 
А ее и нету… 
Только тысячи дорог 
Разбрелись по свету. 
По какой она пойдет? 
Где она покажется? 
Плыть ли ей, или ходить, 
Или мчать откуда, 
Только там, где сказке быть, 
Там случится чудо… 
У нее чудес запас 
И всегда готово 
Каждый раз для всех для нас 
Золотое слово! 



МАКСИМ ТАНК 

Я давно раздарил, 
Дорогие ребята, 
Те волшебные сказки, 
Что слышал когда-то 
От зверей и от птиц, 
От березок и елей, 
От костров и созвездий, 
Дождей и метелей, 
От рассказчиков многих, 
Заморских и наших, 
Сказок просит ведь каждый - 
Ну как не раздашь их! 
И когда вы за сказкой 
Пришли ко мне снова, 
Я не знал, где возьму ее, 
Честное слово. 

На замерзшие стекла 
Растерянным взглядом 
Посмотрел я - а сказка-то 
Вот она, рядом! 
Снежный замок, и в нем - 
Ледяная темница, 
И весна там 
В плену у Кощея томится. 
"Выручайте! 
Невольницей долго ли буду?" 
И летят гуси-лебеди к ней 
Отовсюду: 
"Мы на помощь спешим! 
По тебе мы скучали!.." 
И ударило солнце 
В окошко лучами, 
А лучи так теплы 
И такая в них ласка, 
Что взяла и растаяла 
Зимняя сказка.







У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу.

Ведущий называет иностранные пословицы, а зрители называют аналогичные русские. Булочника на хлебе не проведешь. (Испанская) Старого воробья на мякине не проведешь. (Русская)

Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. (Немецкая) Ищи ветра в поле. (Русская) У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская) Язык мой — враг мой. (Русская) Тот не заблудится, кто спрашивает. (Итальянская) Язык до Киева доведет. (Русская) Одна птица в руках стоит двух в кустах. (Английская) Не сули журавля в небе, дай синицу в руке. (Русская) Птицу можно узнать по ее песне. (Английская) Птицу видно по полету. (Русская) Легкий кошелек — тяжелое проклятье. (Английская) Хуже всех бед, когда денег нет. (Русская) После обеда приходится платить. (Английская) Любишь кататься, люби и саночки возить. (Русская)

Капитаны по очереди достают бочонки с номерами пословиц, команды дают ответы.

1. Перо  сильнее  меча. (Что  написано пером, не вырубишь и   топором.)

2. Вылетевшее слово и на четвёрке лошадей не  догонишь. (Слово не воробей, вылетит  – не поймаешь.)

3. С  богачом  о бедности  не  говорят. (Сытый  голодного  не  разумеет.)

4. Друга  узнаешь  в  опасности. (Друзья  познаются  в  беде.)

5. Если  есть  дым, есть  и  огонь. (Дыма  без  огня  не  бывает.)

6. За стаей  фазанов погнался  –  ни  одного не  поймал. (За  двумя зайцами  погонишься  –  ни одного  не  поймаешь.)

7. Молчаливость  лучше многословия. (Слово – серебро, молчанье – золото.)

8. Зонт  готовь  при  ясной  погоде. (Готовь  сани  летом, а  телегу – зимой.)

9. Много  людей, много  и  мнений. (Сто  голов, сто  умов.)

10. Не  суди о человеке по его внешности. (По одежде встречают,  по  уму провожают.)

11. Из иголки делают палку. (Из  мухи  делать  слона.)

12. Плясать под чужую музыку. (Плясать  под  чужую  дудку.)



15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!