СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса 7-9 классов (базовый уровень) по ФГОС

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по иформатике для 7-9 классов (базовый уровень) по ФГОС. Программа на 2018-2019 уч.год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса 7-9 классов (базовый уровень) по ФГОС»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»




Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО

____________ /Черкашин М.О./

Протокол № _____

от «___» ____________ 2018г.



Согласовано

Заместитель директора по УВР

____________/Постолакий К.М./

Протокол № _____

от «___» _____________ 2018 г.




Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ №11

__________ /Т.В.Нестерова/

Приказ № ____

от «___» __________2018 г.




Рабочая программа

учебного курса

«Информатика и ИКТ» 7 - 9 классов

(базовый уровень)




Образовательная область: информатика

Дисциплина: информатика и ИКТ

Класс: 7 - 9


Составитель:

учитель информатики первой

квалификационной категории

Лещева В.А.




2018 -2019 учебный год



г. Биробиджан


Пояснительная записка


Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. Программа рассчитана на 3 учебных года. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.


Цели изучения курс


Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.

Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.

Изучение информатики в 7–9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

  • формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;

  • совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);

  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.




Общая характеристика учебного предмета


Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики


При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие результаты:

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


Содержание учебного предмета


Так как курс информатики для основной школы (7–9 классы) носит общеобразовательный характер, курс информатики основного общего образования включает в себя следующие содержательные линии:


  • Информация и информационные процессы.

  • Представление информации.


  • Компьютер: устройство и ПО.


  • Формализация и моделирование.

  • Системная линия.


  • Логическая линия.


  • Алгоритмизация и программирование.

  • Информационные технологии.


  • Компьютерные телекоммуникации.

  • Историческая и социальная линия.


Фундаментальный характер предлагаемому курсу придает опора на базовые научные представления предметной области, такие как информация, информационные процессы, ин формационные модели.

Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов.


В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Большое внимание в курсе уделено решению задачи формирования алгоритмической культуры учащихся, развитию алгоритмического мышления, входящим в перечень предметных результатов ФГОС. Многие составляющие ИКТ компетентности входят в комплекс универсальных учебных действий (УУД). Таким образом, часть метапредметных результатов образования входят в курсе информатики в структуру предметных результатов, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.


Тематическое планирование, основные виды учебной деятельности и планируемые результаты изучения учебного предмета


Тематическое планирование построено в соответствии с со держанием учебников и включает 6 разделов в 7 классе, 4 раздела в 8 классе, 3 раздела в 9 классе. Планирование рас считано в основном на урочную деятельность обучающихся, вместе с тем отдельные виды деятельности могут носить проектный характер и проводиться во внеурочное время.


Для каждого раздела указано общее число учебных часов, также рекомендуемое разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере (в скобках после общего числа часов; разделение показано знаком «+»).


7 класс

Общее число часов — 35 ч.


1. Введение в предмет — 1 ч


Предмет информатики. Роль информации в жизни людей.


Содержание курса информатики основной школы.


2. Человек и информация — 4 ч (3 + 1)


Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.


Измерение информации. Единицы измерения информации.


Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа


  • клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.


Учащиеся должны знать:


  • связь между информацией и знаниями человека;

  • что такое информационные процессы;

  • какие существуют носители информации;

  • функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;


  • как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);


  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.


Учащиеся должны уметь:


  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;


  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;


  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;


  • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);


  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);


  • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.


  1. Компьютер: устройство и программное обеспечение — 7 ч (4 + 3)


Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней

памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.

Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.


Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно - ориентированный пользовательский интерфейс.


Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.


Учащиеся должны знать:


  • правила техники безопасности и при работе на компьютере;

  • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;


  • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вы вода информации);


  • структуру внутренней памяти компьютера (биты, бай ты); понятие адреса памяти;


  • типы и свойства устройств внешней памяти; типы и назначение устройств ввода/вывода;


  • сущность программного управления работой компьютера;

  • принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

  • назначение программного обеспечения и его состав.


Учащиеся должны уметь:

  • включать и выключать компьютер;

  • пользоваться клавиатурой;

  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

  • инициализировать выполнение программ из программных файлов;

  • просматривать на экране директорию диска;


  • выполнять основные операции с файлами и каталога ми (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

  • использовать антивирусные программы.


4. Текстовая информация и компьютер — 9 ч (3 + 6).


Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.


Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).


Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа


  • выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.


При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.


Учащиеся должны знать:


  • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

  • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

  • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).



Учащиеся должны уметь

  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;


  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;


  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.


5. Графическая информация и компьютер — 6 ч (3 + 3)


Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.


Графические редакторы и методы работы с ними.


Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).


При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.


Учащиеся должны знать:


  • способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

  • какие существуют области применения компьютерной графики;

  • назначение графических редакторов;


  • назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.


Учащиеся должны уметь:


  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;


  • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать


  1. Мультимедиа и компьютерные презентации — 8 ч (5 + 3)

Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст, демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора;


При наличии технических и программных средств: запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.


Учащиеся должны знать:

  • что такое мультимедиа;


  • принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;


  • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.


Учащиеся должны уметь:


  • создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.


8 класс

Общее число часов: 35 ч.


  1. Передача информации в компьютерных сетях — 11 ч ( 5+ 6)

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW — «Всемирная паутина». Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программа ми; работа с архиваторами.


Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (с использованием отечественных учебных порталов). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).


Создание простой Web - страницы с помощью текстового процессора.


Учащиеся должны знать:


  • что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;


  • назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;


  • назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;


  • что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW.


Учащиеся должны уметь:


  • осуществлять обмен информацией с файл сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;

  • осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент программы;


  • осуществлять просмотр Web - страниц с помощью браузера;

  • осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;

  • работать с одной из программ архиваторов.


2. Информационное моделирование — 5 ч (3 + 2)


Понятие модели; модели натурные и информационные.

Назначение и свойства моделей.


Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного ин формационного моделирования.


Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.


Учащиеся должны знать:


  • что такое модель; в чем разница между натурной и ин формационной моделями;


  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).


Учащиеся должны уметь:


  • приводить примеры натурных и информационных моделей;

  • ориентироваться в таблично организованной информации;

  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;


  1. Хранение и обработка информации в базах данных — 7 ч (3 + 4)


Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.


Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.


Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; со здание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.


Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).


Учащиеся должны знать:


  • что такое база данных, СУБД, информационная система;

  • что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;


  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;


  • что такое логическая величина, логическое выражение;

  • что такое логические операции, как они выполняются.


Учащиеся должны уметь:


  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;

  • организовывать поиск информации в БД;

  • редактировать содержимое полей БД;

  • сортировать записи в БД по ключу;

  • добавлять и удалять записи в БД;


  • создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.


4. Табличные вычисления на компьютере — 12 ч (9 + 3)


Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.


Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: текст, число, формула. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.


Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.


Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.


Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение фор мул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление


  • вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.


Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.



Учащиеся должны знать

  • что такое электронная таблица и табличный процессор;

  • основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их


  • идентификации; какие типы данных заносятся в электронную таблицу;


  • как табличный процессор работает с формулами; основные функции (математические, статистические),


  • используемые при записи формул в ЭТ; графические возможности табличного процессора.


Учащиеся должны уметь:


  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;


  • редактировать содержимое ячеек; осуществлять рас четы по готовой электронной таблице;


  • выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставку, сортировку;


  • получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;


  • создавать электронную таблицу для несложных расчетов.



9 класс

Общее число часов: 35ч.


1. Управление и алгоритмы — 11 ч (7 + 4)


Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.


Языки для записи алгоритмов (язык блок схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.


Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).


Учащиеся должны знать

  • что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки; сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;


  • что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;

  • в чем состоят основные свойства алгоритма;


  • способы записи алгоритмов: блок схемы, учебный алгоритмический язык;


  • основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;


  • назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.


Учащиеся должны уметь:


  • при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;


  • пользоваться языком блок схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;


  • выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;


  • составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;

  • выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.


2. Введение в программирование — 19 ч (10 + 9)


Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.


Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных — массив. Способы описания и обработки массивов.


Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.


Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование об работки массивов.


Учащиеся должны знать:

  • основные виды и типы величин;


  • назначение языков программирования;

  • что такое трансляция;

  • назначение систем программирования;


  • правила оформления программы на Паскале;


  • правила представления данных и операторов на Паскале;

  • последовательность выполнения программы в системе программирования.


Учащиеся должны уметь:

  • работать с готовой программой на Паскале;


  • составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;


  • составлять несложные программы обработки одномерных массивов;


  • отлаживать и исполнять программы в системе программирования.


3. Информационные технологии и общество — 5 ч (5 + 0) Предыстория информационных технологий. История ЭВМ


  • ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.



Учащиеся должны знать:


  • основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;


  • основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;


  • в чем состоит проблема безопасности информации;

  • какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.


Учащиеся должны уметь:


  • регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества




























































Календарно-тематическое планирование

7 класс – 35 часов (I час в неделю)


урока

Тема урока

Домашнее задание

7 класс – 35 часов (I час в неделю)

Введение в предмет 1 ч.

Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания. Знакомство учеников с компьютерным классом.

Введение. Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК. § 1. Информация и знания


Человек и информация 4 ч.

Информация и знания. Восприятие информации

Человеком.

§ 2. Восприятие и представление информации

Информационные процессы. Практическая работа № 1 «Работа с тренажером Клавиатуры».

§ 3. Информационные процессы

Работа с тренажером

клавиатуры


Измерение информации (алфавитный подход).

Единицы измерения информации.

§ 4. Измерение информации

Компьютер: устройство и программное обеспечение 7 ч.


Назначение и устройство компьютера. Принципы

организации внутренней и внешней памяти.

§ 5. Назначение и устройство

компьютера. § 6. Компьютерная

Устройство персонального компьютера и его основные характеристики. Практическая работа № 2 «Знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, подключение внешних Устройств».

§ 7. Как устроен персональный

компьютер. § 8. Основные

характеристики персонального компьютера

Понятие программного обеспечения и его типы.

Назначение операционной системы и ее основные функции

§ 9. Программное обеспечение

компьютера. § 10. О системном

ПО и системах программирования.

Пользовательский интерфейс. Практическая работа № 3 «Знакомство с интерфейсом операционной системы, установленной на ПК».

§ 12. Пользовательский интерфейс

Файлы и файловые структуры

§ 11. О файлах и файловых структурах

Практическая работа № 4 «Работа с файловой по темам «Человек и структурой операционной системы».

Тестирование: «Компьютер: устройство и ПО».

Система основных понятий главы 2

Текстовая информация и компьютер 9

Представление текстов. Кодировочные таблицы

§ 13. Тексты памяти

Текстовые редакторы и текстовые процессоры

§ 14. Текстовые редакторы.

§ 15.Работа с текстовым редактором

Практическая работа № 5 «Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста».

§ 15. Работа с текстовым редактором

Работа со шрифтами, приемы форматирования текста. Практическая работа № 6 «Орфографическая проверка текст. Печать документа».


Практическая работа № 7 «Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены».


Практическая работа № 8 «Работа с таблицами. Вставка рисунков и текст».


Практическая работа № 9 «Дополнительные возможности текстового процессора: орфографический контроль, стили и шаблоны, списки, графика, формулы в текстовых документах, перевод

и распознавание текстов документов

§ 16. Дополнительные возможности

Текстовых процессоров.

§ 17. Системы перевода и распознавания текстов.

Практическая работа № 10 «Создание и обработку текстовых».


Тестирование по теме «Текстовая информация и

компьютер».

Система основных понятий главы 3

Графическая информация и компьютер 6 ч

Компьютерная графика. Понятие растровой и векторной графики.

§ 18. графика. § 21. Растровая и

векторная графика

Графические редакторы растрового типа. Практическая работа № 11 «Работа с растровым графическим редактором».

§ 22. Работа с графическим

Редактором растрового типа

Кодирование изображения. Работа с растровым

графическим редактором

§ 20. Как кодируется изображение

Практическая работа № 12 «Работа с векторным графическим редактором».


Технические средства компьютерной графики

Практическая работа № 13 «Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе».

§ 19. Технические средства

Компьютерной графики

Тестирование по теме «Графическая информация и компьютер».


Мультимедиа и компьютерные презентации 8 ч.

Понятие о мультимедиа. Компьютерные презентации.

§ 23. Что такое мультимедиа.

§ 26. Компьютерные презентации

Практическая работа № 14 «Создание презентации с использованием текста, графики и звука».


Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа



§ 24. Аналоговый и цифровой звук

§ 25. Технические медиа

Запись звука и изображения с использованием

цифровой техники. Практическая работа № 15 «Создание презентации с применением записанного звука и изображения (либо с созданием гиперссылок)».

Практическая работа № 16 «Подготовка презентации на заданную тему».


Тестирование по теме «Мультимедиа и компьютерные презентации»


Итоговое тестирование по курсу 7 класса


Промежуточная аттестация. Тест.







Календарно-тематическое планирование

8 класс – 35 часов (I час в неделю)


урока

Тема урока

Домашнее задание

8 класс I часа в неделю 35 часов

Передача информации в компьютерных сетях 11 ч.

Техника безопасности. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных.

§ 1. Как устроена компьютерная сеть

§ 3. Аппаратное и программное

обеспечение сети

Практическая работа № 1 Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами


Электронная почта, телеконференции, обмен файлами.

§ 2. Электронная почта и другие

услуги сетей

Практическая работа № 2 Работа с электронной почтой.


Интернет Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете.

§ 4. Интернет и Всемирная

паутина

§ 5. Способы поиска в Интернете

Практическая работа № 3 Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске.


Практическая работа № 4 Поиск информации в Интернете (использование поисковых систем).


Практическая работа № 5 Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора.


Передача информации по техническим каналам связи. Архивирование и разархивирование файлов


Практическая работа № 6 Архивирование и разархивирование файлов с использованием программы-архиватора.


Тестирование по теме “Передача информации в компьютерных сетях”

Система основных

понятий главы 1

Информационное моделирование 5 ч.

Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели

§ 6. Что такое моделирование

§ 7. Графические информационные модели

Табличные модели

§ 8. Табличные модели

Информационное моделирование на компьютере. Практическая работа № 7

§ 9. Информационное моделирование на компьютере

Практическая работа № 8 Разработка табличной информационной модели с использованием текстового редактора.


Тестирование по теме “Информационное моделирование”.

Система основных

понятий главы 2

Хранение и обработка информации в базах данных 7 ч.

Основные понятие базы данных и СУБД.

§ 10. Основные понятия

§ 11. Что такое система управления базами данных

Практическая работа № 9 Создание и заполнение баз данных

Основы логики: логические величины и формул.


Практическая работа № 10 Условия выбора и простые логические выражения.

§ 13. Условия поиска и простые

Логические выражения

Практическая работа № 11 Условия выбора и сложные логические выражения.

§ 14. Условия поиска и сложные

Логические выражения

Практическая работа № 12 Сортировка, удаление и добавление записей в базу данных.

§ 15. Сортировка, удаление и

Добавление записей

Тестирование по теме “Хранение и обработка информации в базах данных”.

Система основных

понятий главы 3

Табличные вычисления на компьютере 12 ч.

История чисел и систем счисления. Перевод чисел и двоичная арифметика.

§ 16. Двоичная система счисления

Числа в памяти компьютера. Что такое электронная таблица и правила заполнения таблицы.

§ 17. Числа в памяти компьютера

Практическая работа № 13 Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и копирование.

§ 18-19. Правила заполнения

таблицы

Работа с диапазонами. Относительная и абсолютная адресация.

§ 20-21. Деловая графика. Условная функция. § 22. Логические функции и абсолютные адреса

Деловая графика. Условная и логическая функции.

Практическая работа № 14 Использование встроенных математических и статистических функций. Построение графиков и диаграмм. Использование логических и условных функции. Использование адресаций.


Электронные таблицы и математическое моделирование.

§ 23. Электронные таблицы и

Математическое моделирование.

Имитационные модели.

§ 24. Пример имитационной

модели

Практическая работа № 15 Информационное моделирование в среде электронной таблицы. Создание имитационной модели.


Тестирование по теме «Табличные вычисления на компьютере»


Итоговое тестирование по курсу 8 класса


Промежуточная аттестация. Тест


Календарно-тематическое планирование

9 класс – 35 часов (I час в неделю)


урока

Тема урока

Домашнее задание

9 класс I часа в неделю 35 часов

Управление и алгоритмы 11 ч.

Кибернетическая модель управления. Управление без

обратной связи и с обратной связью.

§ 1. Управление и кибернетика

§ 2. Управление с обратной связью

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель

алгоритмов: назначение, среда, система команд,

режимы работы

§ 3. Определение и свойства алгоритма

Практическая работа № 1 Графический учебный исполнитель. Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов.

§ 4. Графический учебный

исполнитель

Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной

детализации и сборочный метод.

§ 5. Вспомогательные алгоритмы и

подпрограммы

Практическая работа № 2 Работа с учебным исполнителем алгоритмов:

использование вспомогательных алгоритмов.


Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием

§ 6. Циклические алгоритмы

Практическая работа № 3 Разработка циклических алгоритмов.

Ветвления. Использование двухшаговой детализации

§ 7. Ветвление и последовательная

Детализация алгоритма

Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений

Практическая работа № 4 Зачетное задание по алгоритмизации

Система основных

понятий главы 1

Тестирование по теме «Управление и алгоритмы»


Введение в программирование 19 ч.

Понятие о программировании. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных

§ 8. Что такое программирование.

§ 9. Алгоритмы работы с

Линейные вычислительные алгоритмы

§ 10. Линейные вычислительные

алгоритмы

Практическая работа № 5 Построение схем-блок линейных вычислительных алгоритмов (на учебной программе)

Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура

программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода,

присваивания.

§ 11. Знакомство с языком Паскаль

Практическая работа № 6 Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Программирование на Паскале линейных алгоритмов

Оператор ветвления. Логические операции на Паскале

§ 12. Алгоритмы с ветвящейся

Структурой. § 13. Программирование ветвлений

на Паскале. § 14. Программирование диалога

с компьютером

Практическая работа № 7 Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций.


Циклы на языке Паскаль

§ 15. Программирование циклов

Практическая работа № 8 Разработка программ c использованием цикла с предусловием

Сочетание циклов и Евклида. Использование алгоритма

Евклида при решении задач

§ 16. Алгоритм

Одномерные массивы в Паскале

§ 17. Таблицы и массивы.

§ 18. Массивы в Паскале

Практическая работа № 9 Разработка программ обработки одномерных массивов


Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в

Паскале. Поиск чисел в массиве

§ 19. Одна задача обработки массива

Практическая работа № 10 Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве

Практическая работа № 11 Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива. Составление программы на Паскале поиска минимального и максимального элементов

§ 20. Поиск наибольшего

и наименьшего элементов массива

Практическая работа № 12 Сортировка массива. Составление программы на Паскале сортировки массива

§ 21. Сортировка массива

Графические возможности языка Программирования.


Практическая работа № 13 Составление графического изображения на компьютере.


Тест по теме «Программное управление работой

компьютера»

Система основных

понятий главы 2

Информационные технологии и общество 5 ч.

Предыстория информатики. История ЭВМ, программного обеспечения и ИКТ

§ 22. Предыстория информатики.

§ 23. История ЭВМ. § 24. История

Программного обеспечения и ИКТ

Социальная информатика: информационные ресурсы,

информационное общество

§ 25. Информационное общества.

§ 26. Проблемы формирования

Информационного общества

Социальная информатика: информационная

безопасность

§ 27. Информационная безопасность.

Итоговое тестирование по курсу 9 класса


Промежуточная аттестация. Тест





Перечень учебно-методического обеспечения
по информатике для 7–9 классов


  1. Учебник «Информатика» для 7 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л.А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.


  1. Учебник «Информатика» для 8 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.


  1. Учебник «Информатика» для 9 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.


  1. Задачник практикум (в 2 томах). Под редакцией И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.


  1. Методическое пособие для учителя. Авторы: Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний


  1. Комплект цифровых образовательных ресурсов (да лее ЦОР), размещенный в Единой коллекции ЦОР (http://school collection.edu.ru/).


  1. Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под ред. И. Г. Семакина (доступ через авторскую мастерскую И. Г. Семакина на сайте методической службы издательства: http://www.metodist.lbz.ru).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!