МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11»
Рассмотрено на заседании МО Руководитель МО ____________ /Черкашин М.О./ Протокол № _____ от «___» ____________ 2018г. | | Согласовано Заместитель директора по УВР ____________/Постолакий К.М./ Протокол № _____ от «___» _____________ 2018 г. | | Утверждаю: Директор МБОУ СОШ №11 __________ /Т.В.Нестерова/ Приказ № ____ от «___» __________2018 г. |
Рабочая программа
учебного курса
«Информатика и ИКТ» 7 - 9 классов
(базовый уровень)
Образовательная область: информатика
Дисциплина: информатика и ИКТ
Класс: 7 - 9
Составитель:
учитель информатики первой
квалификационной категории
Лещева В.А.
2018 -2019 учебный год
г. Биробиджан
Пояснительная записка
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. Программа рассчитана на 3 учебных года. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Цели изучения курс
Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.
Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.
Изучение информатики в 7–9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:
формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие результаты:
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного предмета
Так как курс информатики для основной школы (7–9 классы) носит общеобразовательный характер, курс информатики основного общего образования включает в себя следующие содержательные линии:
Фундаментальный характер предлагаемому курсу придает опора на базовые научные представления предметной области, такие как информация, информационные процессы, ин формационные модели.
Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Большое внимание в курсе уделено решению задачи формирования алгоритмической культуры учащихся, развитию алгоритмического мышления, входящим в перечень предметных результатов ФГОС. Многие составляющие ИКТ компетентности входят в комплекс универсальных учебных действий (УУД). Таким образом, часть метапредметных результатов образования входят в курсе информатики в структуру предметных результатов, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.
Тематическое планирование, основные виды учебной деятельности и планируемые результаты изучения учебного предмета
Тематическое планирование построено в соответствии с со держанием учебников и включает 6 разделов в 7 классе, 4 раздела в 8 классе, 3 раздела в 9 классе. Планирование рас считано в основном на урочную деятельность обучающихся, вместе с тем отдельные виды деятельности могут носить проектный характер и проводиться во внеурочное время.
Для каждого раздела указано общее число учебных часов, также рекомендуемое разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере (в скобках после общего числа часов; разделение показано знаком «+»).
7 класс
Общее число часов — 35 ч.
1. Введение в предмет — 1 ч
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей.
Содержание курса информатики основной школы.
2. Человек и информация — 4 ч (3 + 1)
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа
Учащиеся должны знать:
связь между информацией и знаниями человека;
что такое информационные процессы;
какие существуют носители информации;
функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
Учащиеся должны уметь:
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
Компьютер: устройство и программное обеспечение — 7 ч (4 + 3)
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Принципы организации внутренней и внешней
памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно - ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Учащиеся должны знать:
правила техники безопасности и при работе на компьютере;
состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
сущность программного управления работой компьютера;
принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
назначение программного обеспечения и его состав.
Учащиеся должны уметь:
включать и выключать компьютер;
пользоваться клавиатурой;
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
просматривать на экране директорию диска;
выполнять основные операции с файлами и каталога ми (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
использовать антивирусные программы.
4. Текстовая информация и компьютер — 9 ч (3 + 6).
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа
выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
Учащиеся должны знать:
способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
основные режимы работы текстовых редакторов (ввод редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
Учащиеся должны уметь
5. Графическая информация и компьютер — 6 ч (3 + 3)
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
Учащиеся должны знать:
способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
какие существуют области применения компьютерной графики;
назначение графических редакторов;
назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
Учащиеся должны уметь:
Мультимедиа и компьютерные презентации — 8 ч (5 + 3)
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст, демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора;
При наличии технических и программных средств: запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
8 класс
Общее число часов: 35 ч.
Передача информации в компьютерных сетях — 11 ч ( 5+ 6)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW — «Всемирная паутина». Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программа ми; работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (с использованием отечественных учебных порталов). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web - страницы с помощью текстового процессора.
Учащиеся должны знать:
назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
Учащиеся должны уметь:
осуществлять просмотр Web - страниц с помощью браузера;
осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;
работать с одной из программ архиваторов.
2. Информационное моделирование — 5 ч (3 + 2)
Понятие модели; модели натурные и информационные.
Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного ин формационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
Учащиеся должны знать:
какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
приводить примеры натурных и информационных моделей;
ориентироваться в таблично организованной информации;
описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;
Хранение и обработка информации в базах данных — 7 ч (3 + 4)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; со здание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Учащиеся должны знать:
что такое база данных, СУБД, информационная система;
что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
что такое логическая величина, логическое выражение;
что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
организовывать поиск информации в БД;
редактировать содержимое полей БД;
сортировать записи в БД по ключу;
добавлять и удалять записи в БД;
4. Табличные вычисления на компьютере — 12 ч (9 + 3)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: текст, число, формула. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение фор мул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Учащиеся должны знать
что такое электронная таблица и табличный процессор;
основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их
Учащиеся должны уметь:
выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставку, сортировку;
9 класс
Общее число часов: 35ч.
1. Управление и алгоритмы — 11 ч (7 + 4)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Учащиеся должны знать
Учащиеся должны уметь:
составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
2. Введение в программирование — 19 ч (10 + 9)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных — массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование об работки массивов.
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
3. Информационные технологии и общество — 5 ч (5 + 0) Предыстория информационных технологий. История ЭВМ
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Календарно-тематическое планирование
7 класс – 35 часов (I час в неделю)
№ урока | Тема урока | Домашнее задание |
7 класс – 35 часов (I час в неделю) |
Введение в предмет 1 ч. |
| Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания. Знакомство учеников с компьютерным классом. | Введение. Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК. § 1. Информация и знания |
Человек и информация 4 ч. |
| Информация и знания. Восприятие информации Человеком. | § 2. Восприятие и представление информации |
| Информационные процессы. Практическая работа № 1 «Работа с тренажером Клавиатуры». | § 3. Информационные процессы |
| Работа с тренажером клавиатуры | |
| Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации. | § 4. Измерение информации |
Компьютер: устройство и программное обеспечение 7 ч. | |
| Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти. | § 5. Назначение и устройство компьютера. § 6. Компьютерная |
| Устройство персонального компьютера и его основные характеристики. Практическая работа № 2 «Знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, подключение внешних Устройств». | § 7. Как устроен персональный компьютер. § 8. Основные характеристики персонального компьютера |
| Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и ее основные функции | § 9. Программное обеспечение компьютера. § 10. О системном ПО и системах программирования. |
| Пользовательский интерфейс. Практическая работа № 3 «Знакомство с интерфейсом операционной системы, установленной на ПК». | § 12. Пользовательский интерфейс |
| Файлы и файловые структуры | § 11. О файлах и файловых структурах |
| Практическая работа № 4 «Работа с файловой по темам «Человек и структурой операционной системы». |
| Тестирование: «Компьютер: устройство и ПО». | Система основных понятий главы 2 |
Текстовая информация и компьютер 9 |
| Представление текстов. Кодировочные таблицы | § 13. Тексты памяти |
| Текстовые редакторы и текстовые процессоры | § 14. Текстовые редакторы. § 15.Работа с текстовым редактором |
| Практическая работа № 5 «Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста». | § 15. Работа с текстовым редактором |
| Работа со шрифтами, приемы форматирования текста. Практическая работа № 6 «Орфографическая проверка текст. Печать документа». | |
| Практическая работа № 7 «Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены». | |
| Практическая работа № 8 «Работа с таблицами. Вставка рисунков и текст». | |
| Практическая работа № 9 «Дополнительные возможности текстового процессора: орфографический контроль, стили и шаблоны, списки, графика, формулы в текстовых документах, перевод и распознавание текстов документов | § 16. Дополнительные возможности Текстовых процессоров. § 17. Системы перевода и распознавания текстов. |
| Практическая работа № 10 «Создание и обработку текстовых». | |
| Тестирование по теме «Текстовая информация и компьютер». | Система основных понятий главы 3 |
Графическая информация и компьютер 6 ч |
| Компьютерная графика. Понятие растровой и векторной графики. | § 18. графика. § 21. Растровая и векторная графика |
| Графические редакторы растрового типа. Практическая работа № 11 «Работа с растровым графическим редактором». | § 22. Работа с графическим Редактором растрового типа |
| Кодирование изображения. Работа с растровым графическим редактором | § 20. Как кодируется изображение |
| Практическая работа № 12 «Работа с векторным графическим редактором». | |
| Технические средства компьютерной графики Практическая работа № 13 «Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе». | § 19. Технические средства Компьютерной графики |
| Тестирование по теме «Графическая информация и компьютер». | |
Мультимедиа и компьютерные презентации 8 ч. |
| Понятие о мультимедиа. Компьютерные презентации. | § 23. Что такое мультимедиа. § 26. Компьютерные презентации |
| Практическая работа № 14 «Создание презентации с использованием текста, графики и звука». | |
| Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа | § 24. Аналоговый и цифровой звук § 25. Технические медиа |
| Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Практическая работа № 15 «Создание презентации с применением записанного звука и изображения (либо с созданием гиперссылок)». |
| Практическая работа № 16 «Подготовка презентации на заданную тему». | |
| Тестирование по теме «Мультимедиа и компьютерные презентации» | |
| Итоговое тестирование по курсу 7 класса | |
| Промежуточная аттестация. Тест. | |
Календарно-тематическое планирование
8 класс – 35 часов (I час в неделю)
№ урока | Тема урока | Домашнее задание |
8 класс I часа в неделю 35 часов |
Передача информации в компьютерных сетях 11 ч. |
| Техника безопасности. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных. | § 1. Как устроена компьютерная сеть § 3. Аппаратное и программное обеспечение сети |
| Практическая работа № 1 Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами | |
| Электронная почта, телеконференции, обмен файлами. | § 2. Электронная почта и другие услуги сетей |
| Практическая работа № 2 Работа с электронной почтой. | |
| Интернет Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете. | § 4. Интернет и Всемирная паутина § 5. Способы поиска в Интернете |
| Практическая работа № 3 Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. | |
| Практическая работа № 4 Поиск информации в Интернете (использование поисковых систем). | |
| Практическая работа № 5 Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора. | |
| Передача информации по техническим каналам связи. Архивирование и разархивирование файлов | |
| Практическая работа № 6 Архивирование и разархивирование файлов с использованием программы-архиватора. | |
| Тестирование по теме “Передача информации в компьютерных сетях” | Система основных понятий главы 1 |
Информационное моделирование 5 ч. |
| Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели | § 6. Что такое моделирование § 7. Графические информационные модели |
| Табличные модели | § 8. Табличные модели |
| Информационное моделирование на компьютере. Практическая работа № 7 | § 9. Информационное моделирование на компьютере |
| Практическая работа № 8 Разработка табличной информационной модели с использованием текстового редактора. | |
| Тестирование по теме “Информационное моделирование”. | Система основных понятий главы 2 |
Хранение и обработка информации в базах данных 7 ч. |
| Основные понятие базы данных и СУБД. | § 10. Основные понятия § 11. Что такое система управления базами данных |
| Практическая работа № 9 Создание и заполнение баз данных |
| Основы логики: логические величины и формул. | |
| Практическая работа № 10 Условия выбора и простые логические выражения. | § 13. Условия поиска и простые Логические выражения |
| Практическая работа № 11 Условия выбора и сложные логические выражения. | § 14. Условия поиска и сложные Логические выражения |
| Практическая работа № 12 Сортировка, удаление и добавление записей в базу данных. | § 15. Сортировка, удаление и Добавление записей |
| Тестирование по теме “Хранение и обработка информации в базах данных”. | Система основных понятий главы 3 |
Табличные вычисления на компьютере 12 ч. |
| История чисел и систем счисления. Перевод чисел и двоичная арифметика. | § 16. Двоичная система счисления |
| Числа в памяти компьютера. Что такое электронная таблица и правила заполнения таблицы. | § 17. Числа в памяти компьютера |
| Практическая работа № 13 Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и копирование. | § 18-19. Правила заполнения таблицы |
| Работа с диапазонами. Относительная и абсолютная адресация. | § 20-21. Деловая графика. Условная функция. § 22. Логические функции и абсолютные адреса |
| Деловая графика. Условная и логическая функции. |
| Практическая работа № 14 Использование встроенных математических и статистических функций. Построение графиков и диаграмм. Использование логических и условных функции. Использование адресаций. | |
| Электронные таблицы и математическое моделирование. | § 23. Электронные таблицы и Математическое моделирование. |
| Имитационные модели. | § 24. Пример имитационной модели |
| Практическая работа № 15 Информационное моделирование в среде электронной таблицы. Создание имитационной модели. | |
| Тестирование по теме «Табличные вычисления на компьютере» | |
| Итоговое тестирование по курсу 8 класса | |
| Промежуточная аттестация. Тест | |
Календарно-тематическое планирование
9 класс – 35 часов (I час в неделю)
№ урока | Тема урока | Домашнее задание |
9 класс I часа в неделю 35 часов |
Управление и алгоритмы 11 ч. |
| Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи и с обратной связью. | § 1. Управление и кибернетика § 2. Управление с обратной связью |
| Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы | § 3. Определение и свойства алгоритма |
| Практическая работа № 1 Графический учебный исполнитель. Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. | § 4. Графический учебный исполнитель |
| Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод. | § 5. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы |
| Практическая работа № 2 Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. | |
| Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием | § 6. Циклические алгоритмы |
| Практическая работа № 3 Разработка циклических алгоритмов. |
| Ветвления. Использование двухшаговой детализации | § 7. Ветвление и последовательная Детализация алгоритма |
| Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений |
| Практическая работа № 4 Зачетное задание по алгоритмизации | Система основных понятий главы 1 |
| Тестирование по теме «Управление и алгоритмы» | |
Введение в программирование 19 ч. |
| Понятие о программировании. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных | § 8. Что такое программирование. § 9. Алгоритмы работы с |
| Линейные вычислительные алгоритмы | § 10. Линейные вычислительные алгоритмы |
| Практическая работа № 5 Построение схем-блок линейных вычислительных алгоритмов (на учебной программе) |
| Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. | § 11. Знакомство с языком Паскаль |
| Практическая работа № 6 Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Программирование на Паскале линейных алгоритмов |
| Оператор ветвления. Логические операции на Паскале | § 12. Алгоритмы с ветвящейся Структурой. § 13. Программирование ветвлений на Паскале. § 14. Программирование диалога с компьютером |
| Практическая работа № 7 Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций. | |
| Циклы на языке Паскаль | § 15. Программирование циклов |
| Практическая работа № 8 Разработка программ c использованием цикла с предусловием |
| Сочетание циклов и Евклида. Использование алгоритма Евклида при решении задач | § 16. Алгоритм |
| Одномерные массивы в Паскале | § 17. Таблицы и массивы. § 18. Массивы в Паскале |
| Практическая работа № 9 Разработка программ обработки одномерных массивов | |
| Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве | § 19. Одна задача обработки массива |
| Практическая работа № 10 Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве |
| Практическая работа № 11 Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива. Составление программы на Паскале поиска минимального и максимального элементов | § 20. Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива |
| Практическая работа № 12 Сортировка массива. Составление программы на Паскале сортировки массива | § 21. Сортировка массива |
| Графические возможности языка Программирования. | |
| Практическая работа № 13 Составление графического изображения на компьютере. | |
| Тест по теме «Программное управление работой компьютера» | Система основных понятий главы 2 |
Информационные технологии и общество 5 ч. |
| Предыстория информатики. История ЭВМ, программного обеспечения и ИКТ | § 22. Предыстория информатики. § 23. История ЭВМ. § 24. История Программного обеспечения и ИКТ |
| Социальная информатика: информационные ресурсы, информационное общество | § 25. Информационное общества. § 26. Проблемы формирования Информационного общества |
| Социальная информатика: информационная безопасность | § 27. Информационная безопасность. |
| Итоговое тестирование по курсу 9 класса | |
| Промежуточная аттестация. Тест | |
Перечень учебно-методического обеспечения
по информатике для 7–9 классов
Учебник «Информатика» для 7 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л.А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Учебник «Информатика» для 8 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Учебник «Информатика» для 9 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Задачник практикум (в 2 томах). Под редакцией И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
Методическое пособие для учителя. Авторы: Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
Комплект цифровых образовательных ресурсов (да лее ЦОР), размещенный в Единой коллекции ЦОР (http://school collection.edu.ru/).
Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под ред. И. Г. Семакина (доступ через авторскую мастерскую И. Г. Семакина на сайте методической службы издательства: http://www.metodist.lbz.ru).