Пояснительная записка
В современном обществе выдвигаются новые требования не только к обучению и воспитанию подрастающего поколения, но и к уровню образования. Внедряются более цивилизованные методы решения различных споров и проблем через систему законодательных актов. В средствах массовой информации прослеживается попытка популяризации основных прав гражданина РФ: различные телепрограммы (“Час суда”, “Федеральный судья”, “Знак качества”) и статьи в газетах, журналах рассматривают уголовные и гражданские дела на конкретных примерах. Однако практика показывает, что даже взрослые не знают не только свои права, но и не знакомы с нормативно-правовыми документами, регламентирующими гражданско-правовые и семейные отношения. Учащиеся старших классов на уроках обществознания знакомятся с основными правоведческими понятиями. Но в жизни дети гораздо раньше сталкиваются с жестокой реальностью: нарушаются права в области образования и даже семейного воспитания (жестокое обращение с детьми, вовлечение в преступную деятельность и т.д.). Как этому противостоять, что делать, к кому обращаться – чаще всего школьники этого не знают.
Представления о нормативной базе по правам детей и механизм защиты своих прав у опрошенных не сформированы. В связи с этим возникает необходимость внедрения правового образования с младшего возраста. Кроме того, актуальность определяется и основными документами: если разработана нормативная база по правам ребенка, то ребенок должен быть ознакомлен с основными положениями этих документов.
Цель курса: Формирование правовой культуры у школьников, посредством ознакомления учащихся с их основными правами на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, муниципального и школьного уровней.
Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных жизненных ситуациях, имеющих юридическую силу. Данный элективный курс реализует обществоведческий аспект образования, обеспечивает формирование активной гражданской позиции у учащихся.
В основу курса положены материалы:
Всеобщая Декларация прав человека;
Декларация прав ребенка;
Конвенция о правах ребенка;
Конституция РФ;
Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” (№ 124-ФЗ от 24.07.1998);
Концепция социально-экономического развития Советского района на период до 2010 года (решение думы Советского района № 333 от 30.11.2005);
Устав школы.
Особенностью данного курса является обращение педагога к жизненному опыту ребенка, изучение учебного материала в процессе беседы, диалога, игры, при использовании источников художественной литературы, через приобщение их к делам семьи, школы, общества. Это позволяет не только обеспечить базу развития нравственной, правовой культуры школьника и устойчивого интереса к правовым аспектам общественной жизни, но также вызвать интерес ученика к самому себе, своему окружению, семье, обществу.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного курса «Человек и право»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями;
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
В результате изучения элективного курса «Человек и право» ученик должен
знать
• основные термины и понятия, основные нормативно-правовые акты;
• свои права и возможности их реализации;
• взаимосвязь права и других социальных норм;
• способы обеспечения законности.
уметь
• собирать нормативную и фактическую информацию, имеющую значение для реализации гражданско-правовых норм в соответствующих сферах деятельности;
• анализировать полученную информацию, обобщать и делать выводы;
• давать самостоятельную оценку событиям, обосновывать и принимать решения, а также совершать действия, связанные с реализацией гражданско-правовых норм; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
• прогнозировать результат противоправного поведения несовершеннолетних;
• определять представителей юридических профессий;
• вести конструктивную дискуссию, отстаивать свои взгляды;
• составлять соответствующие юридические документы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• объяснения сложившихся норм социального поведения, нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, сознательного неприятия антиобщественного поведения;
• полноценного выполнения типичных социальных ролей, самостоятельной постановке новых задач и проектированию собственной деятельности;
• поиска, первичного анализа, осмысливания правовой информации, анализа, систематизации полученных данных;
• осознания необходимости личного выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом, определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
• обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
• решения правовых задач на примерах конкретных ситуаций;
• актуализировать потребность в саморазвитии, установления рабочих отношений, эффективного сотрудничества и строительства продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Иметь представление о понятиях:
Декларация и Конвенция;
ООН;
ребенок;
государство, гражданство;
закон;
социальная защита, инвалид, милосердие;
социально не защищенные слои общества;
медицинское обслуживание;
дискриминация;
раса, расизм;
право, свобода, обязанность, ответственность.
Уметь:
оперировать терминами и формулировками;
отстаивать свое мнение, используя доказательства, ссылаясь на статьи основополагающих документов;
оценивать различные ситуации с точки зрения соответствия положениям Декларации и Конвенции по правам ребенка.
Формой контроля знаний и умений учащихся является использование творческих заданий (составление кроссвордов, ребусов, книжек – малышек о правах ребенка, моделей, проектов, написание эссе).
Учет возрастных особенностей школьников отражается в содержании занятий: знакомство с основными понятиями строится на адаптированных текстах документов о правах ребенка.
Многие понятия, изложенные в официальных документах о правах ребенка имеют сложный и многоаспектный характер. В связи с этим ребенок не в силах освоить такую информацию в полном объеме. Разработанный курс предлагает детям познакомиться с основными правовыми понятиями в близкой и доступной им форме.
В период изучения курса “Человек и право” учащиеся знакомятся с основными документами, в которых отражены их права, приобретают навыки общения друг с другом, заботы друг о друге и о родителях с точки зрения уважения прав окружающих людей.
Каждое занятие способствует формированию у детей миролюбия, чувства свободы, которое является не вседозволенностью, а обязанностью по отношению к себе, к людям.
Все занятия по данному курсу моделируются на основе жизненных ситуаций. Это позволяет ставить школьников перед выбором действия, поступка. Они учатся находить верные решения, приходят к выводу о том, что надо знать и уметь, чтобы не нарушать права друг друга.
Изложение материала для детей 10-12 лет осуществляется так, что позволяет идти от частных понятий к общим: сначала дети знакомятся с отдельными правами (на жизнь, на свое мнение и т.п.) и только потом формируется общее понятие “право человека”.
При изучении данного курса используются следующие формы организации занятий:
Лекция – кратковременное выступление педагога (учащегося) в виде монолога по конкретной проблеме (теме).
Семинар – предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов и тем по заданию педагога с последующим оформлением материала в виде тезисов для реферата, доклада.
Спектакль – представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия.
Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого педагог руководит обменом мнений по проблеме (теме).
Диспут – специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по проблеме (теме).
Защита проектов – группа или один участник представляют разработанный проект. Защите проекта предшествует придумывание, разработка и оформление проекта.
Методы обучения:
Беседа – метод, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного.
Рассказ – устное повествовательное изложение содержания учебного материала.
Дискуссия – специально организованный обмен мнениями по проблеме для получения информационного продукта в виде решения.
Работа с книгой – самостоятельная работа учащегося с печатными источниками: конспектирование (краткое изложение, краткая запись прочитанного), составление формально-логической модели (словесно-схематическое изображение прочитанного).
Разработка проекта – целенаправленное практическое действие, отражающее не только теоретическую подготовку участника проекта, но и его индивидуальность (личное мнение, способ выражения мыслей, качество оформления). В связи с тем, что работа над проектом организуется в несколько этапов, участникам предлагаются карты движения “Мой проект” для организации эффективной работы.
Формы контроля:
Тестирование;
Составление моделей;
Разработка проекта;
Эссе.
Содержание учебного курса «Человек и право»
Тема 1: «Естественное право человека на жизнь» (7 часов).
Естественное право человека на жизнь. Конвенция прав ребенка, Всеобщая декларация прав человека о праве на жизнь.
Счастье рождения нового человека. Ответственность родителей за жизнь и здоровье ребенка.
Периоды жизни человека. Ценность каждого возраста.
Отношение общества к детям и старикам - основа оценки нравственности общества. Скрытые возможности организма человека. Тайны жизни человека. Долголетие и долгожители.
Физическое и психическое здоровье человека как условие полноценной жизни. Ответственное отношение человека к своей жизни. Неосторожность, опасная для жизни.
Уголовная ответственность за преступления против жизни и здоровья человека. Кто они, покушающиеся на жизнь человека? (Черты личности преступника; влияние алкоголя).
Нравственный долг уважения к жизни и здоровью других людей.
Тема 2: «Мы все – разные». (10 часов).
Индивидуальные особенности людей. Равноправие. Свобода, честь и достоинство человека под охраной закона.
Расовые, национальные, социальные, религиозные различия между людьми. Значение миролюбия и терпимости в предупреждении конфликтов.
Конфликт “отцов и детей” - когда он возникает? Можно ли его избежать?
Уникальность, неповторимость каждого человека.
Индивидуальные различия как предпосылка межличностных конфликтов. Опасность и пагубность таких конфликтов для личности и общества.
Самооценка личности и самоконтроль. Что такое “совесть”? Совесть и самовоспитание.
Задачи и трудности подросткового возраста.
Народный календарь. Народные традиции. Обряды. Религиозные верования. Родной язык.
Межнациональные отношения: опыт и традиции взаимопонимания и сотрудничества людей разных национальностей.
Основные мировые религии. Их особенности. Религия как связь поколений.
Декрет «Об отделении церкви от государства» (1918) и современные документы о свободе совести. Определение отличий атеистического законодательства от современного, которое гарантирует свободу совести (Всеобщая декларация прав человека, ст.18; Конституция РФ, ст.28).
Тема 3. «Гражданин России. Права и обязанности граждан» (9 часов).
Духовная связь человека с Отечеством. Историческая память.
Семейные корни и семейные традиции.
Культура, родной язык, их влияние на внутренний мир человека, его мироощущение.
Нравственный долг человека - защищать Отечество, заботиться о его процветании. Конституция РФ о долге и обязанности гражданина защищать Отечество.
Основной Закон страны. Участие народа в принятии Конституции России.
Юридический смысл понятия “гражданин”. Гражданство. Конституция РФ об отношении государства к гражданам и о гражданстве.
Как складывается у человека представление о его правах. Индивидуальный характер представлений человека о его правах и жизненная реальность. Возможность конфликта человека с обществом на основе субъективных представлений о своих правах. Оформление прав и обязанностей человека как прав и обязанностей гражданина в конституциях различных государств. Внимание мировой общественности к защите прав человека. Права человека в Конституции РФ.
Подросток как гражданин. Подросток и его права.
Тема 4: «Экономика, труд, деньги, собственность. Защита законов имущества граждан» (9 часов).
Вещи в нашем доме - вещи, которые окружают нас. Нужные, полезные вещи. Вещи, дарящие семье радость. Личные вещи.
Что могут рассказать ваши вещи об их создателях? Что могут рассказать вещи об их владельце?
Право собственности несовершеннолетних, его охрана. Защита прав детей при приватизации жилища.
Воровство и его последствия. Почему совершаются кражи? Правила охраны имущества. Как не стать жертвой преступления. Защита законом имущества граждан.
Из истории возникновения денег. Тайна цены. Что влияет на цену товаров? Разные функции денег. Многообразие денежных отношений. Роль денег в жизни человека. Что могут и чего не могут деньги.
Несовершеннолетние участники денежных, имущественных отношений; определение их прав и обязанностей. Имущественная ответственность несовершеннолетних. Влияние детей на семейный бюджет, его расходную часть. Необходимость соотнесения своих потребностей с возможностями семьи.
Труд в домашнем хозяйстве, его особенности по сравнению с трудом на производстве. Распределение домашнего труда между членами семьи. Роль труда в развитии человека, в реализации его творческих возможностей.
Иметь представление о понятиях:
Декларация и Конвенция;
ООН;
ребенок;
государство, гражданство;
закон;
социальная защита, инвалид, милосердие;
социально не защищенные слои общества;
медицинское обслуживание;
дискриминация;
раса, расизм;
право, свобода, обязанность, ответственность.
Уметь:
оперировать терминами и формулировками;
отстаивать свое мнение, используя доказательства, ссылаясь на статьи основополагающих документов;
оценивать различные ситуации с точки зрения соответствия положениям Декларации и Конвенции по правам ребенка.
Формой контроля знаний и умений учащихся является использование творческих заданий (составление кроссвордов, ребусов, книжек – малышек о правах ребенка, моделей, проектов, написание эссе).
Учет возрастных особенностей школьников отражается в содержании занятий: знакомство с основными понятиями строится на адаптированных текстах документов о правах ребенка.
Многие понятия, изложенные в официальных документах о правах ребенка имеют сложный и многоаспектный характер. В связи с этим ребенок не в силах освоить такую информацию в полном объеме. Разработанный курс предлагает детям познакомиться с основными правовыми понятиями в близкой и доступной им форме.
В период изучения курса “Мои права” учащиеся знакомятся с основными документами, в которых отражены их права, приобретают навыки общения друг с другом, заботы друг о друге и о родителях с точки зрения уважения прав окружающих людей.
Каждое занятие способствует формированию у детей миролюбия, чувства свободы, которое является не вседозволенностью, а обязанностью по отношению к себе, к людям.
Все занятия по данному курсу моделируются на основе жизненных ситуаций. Это позволяет ставить школьников перед выбором действия, поступка. Они учатся находить верные решения, приходят к выводу о том, что надо знать и уметь, чтобы не нарушать права друг друга.
Изложение материала для детей 10-12 лет осуществляется так, что позволяет идти от частных понятий к общим: сначала дети знакомятся с отдельными правами (на жизнь, на свое мнение и т.п.) и только потом формируется общее понятие “право человека”.
При изучении данного курса используются следующие формы организации занятий:
Лекция – кратковременное выступление педагога (учащегося) в виде монолога по конкретной проблеме (теме).
Семинар – предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов и тем по заданию педагога с последующим оформлением материала в виде тезисов для реферата, доклада.
Спектакль – представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действия.
Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого педагог руководит обменом мнений по проблеме (теме).
Диспут – специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по проблеме (теме).
Защита проектов – группа или один участник представляют разработанный проект. Защите проекта предшествует придумывание, разработка и оформление проекта.
Методы обучения:
Беседа – метод, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного.
Рассказ – устное повествовательное изложение содержания учебного материала.
Дискуссия – специально организованный обмен мнениями по проблеме для получения информационного продукта в виде решения.
Работа с книгой – самостоятельная работа учащегося с печатными источниками: конспектирование (краткое изложение, краткая запись прочитанного), составление формально-логической модели (словесно-схематическое изображение прочитанного).
Разработка проекта – целенаправленное практическое действие, отражающее не только теоретическую подготовку участника проекта, но и его индивидуальность (личное мнение, способ выражения мыслей, качество оформления). В связи с тем, что работа над проектом организуется в несколько этапов, участникам предлагаются карты движения “Мой проект” для организации эффективной работы.
Формы контроля:
Тестирование;
Составление моделей;
Разработка проекта;
Эссе.
Содержание учебного курса «Человек и право»
Тема 1: «Естественное право человека на жизнь» (7 часов).
Естественное право человека на жизнь. Конвенция прав ребенка, Всеобщая декларация прав человека о праве на жизнь.
Счастье рождения нового человека. Ответственность родителей за жизнь и здоровье ребенка.
Периоды жизни человека. Ценность каждого возраста.
Отношение общества к детям и старикам - основа оценки нравственности общества. Скрытые возможности организма человека. Тайны жизни человека. Долголетие и долгожители.
Физическое и психическое здоровье человека как условие полноценной жизни. Ответственное отношение человека к своей жизни. Неосторожность, опасная для жизни.
Уголовная ответственность за преступления против жизни и здоровья человека. Кто они, покушающиеся на жизнь человека? (Черты личности преступника; влияние алкоголя).
Нравственный долг уважения к жизни и здоровью других людей.
Тема 2: «Мы все – разные». (10 часов).
Индивидуальные особенности людей. Равноправие. Свобода, честь и достоинство человека под охраной закона.
Расовые, национальные, социальные, религиозные различия между людьми. Значение миролюбия и терпимости в предупреждении конфликтов.
Конфликт “отцов и детей” - когда он возникает? Можно ли его избежать?
Уникальность, неповторимость каждого человека.
Индивидуальные различия как предпосылка межличностных конфликтов. Опасность и пагубность таких конфликтов для личности и общества.
Самооценка личности и самоконтроль. Что такое “совесть”? Совесть и самовоспитание.
Задачи и трудности подросткового возраста.
Народный календарь. Народные традиции. Обряды. Религиозные верования. Родной язык.
Межнациональные отношения: опыт и традиции взаимопонимания и сотрудничества людей разных национальностей.
Основные мировые религии. Их особенности. Религия как связь поколений.
Декрет «Об отделении церкви от государства» (1918) и современные документы о свободе совести. Определение отличий атеистического законодательства от современного, которое гарантирует свободу совести (Всеобщая декларация прав человека, ст.18; Конституция РФ, ст.28).
Тема 3. «Гражданин России. Права и обязанности граждан» (9 часов).
Духовная связь человека с Отечеством. Историческая память.
Семейные корни и семейные традиции.
Культура, родной язык, их влияние на внутренний мир человека, его мироощущение.
Нравственный долг человека - защищать Отечество, заботиться о его процветании. Конституция РФ о долге и обязанности гражданина защищать Отечество.
Основной Закон страны. Участие народа в принятии Конституции России.
Юридический смысл понятия “гражданин”. Гражданство. Конституция РФ об отношении государства к гражданам и о гражданстве.
Как складывается у человека представление о его правах. Индивидуальный характер представлений человека о его правах и жизненная реальность. Возможность конфликта человека с обществом на основе субъективных представлений о своих правах. Оформление прав и обязанностей человека как прав и обязанностей гражданина в конституциях различных государств. Внимание мировой общественности к защите прав человека. Права человека в Конституции РФ.
Подросток как гражданин. Подросток и его права.
Тема 4: «Экономика, труд, деньги, собственность. Защита законов имущества граждан» (9 часов).
Вещи в нашем доме - вещи, которые окружают нас. Нужные, полезные вещи. Вещи, дарящие семье радость. Личные вещи.
Что могут рассказать ваши вещи об их создателях? Что могут рассказать вещи об их владельце?
Право собственности несовершеннолетних, его охрана. Защита прав детей при приватизации жилища.
Воровство и его последствия. Почему совершаются кражи? Правила охраны имущества. Как не стать жертвой преступления. Защита законом имущества граждан.
Из истории возникновения денег. Тайна цены. Что влияет на цену товаров? Разные функции денег. Многообразие денежных отношений. Роль денег в жизни человека. Что могут и чего не могут деньги.
Несовершеннолетние участники денежных, имущественных отношений; определение их прав и обязанностей. Имущественная ответственность несовершеннолетних. Влияние детей на семейный бюджет, его расходную часть. Необходимость соотнесения своих потребностей с возможностями семьи.
Труд в домашнем хозяйстве, его особенности по сравнению с трудом на производстве. Распределение домашнего труда между членами семьи. Роль труда в развитии человека, в реализации его творческих возможностей.
7