СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса "Молекулярная биология"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса "Молекулярная биология" для обучающихся 10 класса углубленного уровня.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса "Молекулярная биология"»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Богучарская средняя общеобразовательная школа №1»





СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР



__________/И.А. Середина /

30.08.2022 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор

МКОУ "Богучарская СОШ № 1"


_____________ /Г.Ю. Алабина /


Приказ № 340 от 30.08.2022 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Молекулярная биология»

2022-2023 уч. г.



Класс 10

Учитель Караповская Ольга Сергеевна



Оглавление

1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………....3

2. Планируемые результаты освоения учебного курса «Молекулярная биология»……………….…4

3. Содержание учебного курса «Молекулярная биология»………………………………………….…6

4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы...............................................................................................................................................................7

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Молекулярная биология» для 10 класса (углубленный уровень) разработана в соответствии с:

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (ред. от 02.07.2021г.)

- ФГОС СОО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413, с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.))

- основной образовательной программой среднего общего образования МКОУ «Богучарская СОШ № 1» с учетом рабочей программы воспитания МКОУ «Богучарская СОШ № 1»

- авторской программой: Зубрицкая А.В. «Молекулярная биология» (Молекулярная биология. 10 класс/ составитель Зубрицкая А.В.- Волгоград: ИТД Корифей, 2006).

Курс «Молекулярная биология» позволяет расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших органических веществах живых организмов, их роли в обмене веществ и других процессах жизнедеятельности.

Успешному усвоению содержания теоретического материала способствует выполнение лабораторных работ, перечень которых дан в каждой теме курса. При выполнении этих работ учащиеся овладевают методами микроскопирования, анализа органических веществ, работы с приборами, хроматографии. Все прикладные вопросы рассматриваются в плане решения конкретных теоретических вопросов.

На занятиях курса учащиеся убеждаются в материальности основ жизни, их познаваемости. Курс «Молекулярная биология» окажет большое влияние на формирование научной картины мира, развития мышления и воспитания школьников, развитие интереса учащихся к самостоятельному приобретению знаний, на углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении основного курса, на формирование прикладной направленности – профориентации учащихся на биологические и медицинские специальности.

Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. Формы проведения занятий направлены на подготовку учащихся к дальнейшему обучению в высших учебных заведениях: лекции, лабораторные работы, уроки сообщений. Тестовые задания контроля усвоения материала составлены по материалам для подготовки к ЕГЭ.

Отработка навыка работы с тестами в форме ЕГЭ, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.

Цель курса:

Углубить знания учащихся о молекулярных основах жизни, об особенностях строения и функциях биополимеров в клетках.

Задачи курса:

  1. Показать роль биополимеров в образовании клеточных структур;

  2. Разобрать процессы жизнедеятельности клеток, деление клеток, формирование и передачу наследственных признаков;

  3. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов;

  4. Развить коммуникативные способности учащихся.


Место учебного курса в учебном плане ОО.

На изучение учебного курса «Молекулярная биология» в 10 классе на углубленном уровне отводится 35 часов.


УМК

  1. Биология. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: углубл. уровень / [Л.В. Высоцкая и др.]; под ред. В.К. Шумного и Г.М. Дымшица.- М. Просвещение, 2019.

  2. Биология. Практикум. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций: углубленный уровень / [Г.М. Дымшиц и др.] - 2-е изд.– М. Просвещение, 2019.

  3. Биология. ЕГЭ. Раздел «Молекулярная биология». Теория, тренировочные задания: учебно-методическое пособие/ А.А. Кириленко.- 9-е изд., испр. и доп.- Ростов н/Д.: Легион, 2020.-272с.

  4. Биология. ЕГЭ. Раздел «Молекулярная биология». Тренировочная тетрадь/ А.А. Кириленко.- 3-е изд.- Ростов н/Д.: Легион, 2021.-120с.

  5. Зубрицкая А.В. «Молекулярная биология» (Молекулярная биология. 10 класс/ составитель Зубрицкая А.В.- Волгоград: ИТД Корифей, 2006).

  6. Задачи по молекулярной биологии и генетике: теория и практика: учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных организаций/М.В. Ермакова, В.Б. Захаров.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2019.-168 с.


2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

 2.1. Планируемые личностные результаты

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

  • неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

  • уважение к своему народу, чувство гордости за свой край, свою Родину.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • эстетическое отношения к миру.

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.


2.2. Планируемые метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.


2.3. Планируемые предметные результаты

Выпускник на углубленном уровне научится:

  • оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей;

  • оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии;

  • проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;

  • выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;

  • устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;

  • решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;

  • делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;

  • выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее объяснять;

  • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

  • анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;

  • аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;

  • использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.


3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение.

Живая клетка как сложный комплекс химических веществ. Низкомолекулярные вещества - источник энергии и мономеры для построения полимеров.

Физико-химические основы взаимодействия молекул.

Вода как среда обитания молекул живого, ее структура и свойства. Слабые ковалентные связи - основа формирования структуры биополимеров и их взаимодействий. Водородные связи.

Нековалентные взаимодействия веществ с водой, гидрофильные и гидрофобные молекулы и функциональные группы.

Углеводы и липиды.

Химические формулы углеводов. Моносахариды и полисахариды. Важнейшие запасные полисахариды: крахмал, гликоген, инсулин.

Жесткие линейные цепи полисахаридов. Целлюлоза, хитин, муреин, полисахариды соединительной ткани животных».

Липиды - гидрофобные вещества живых организмов. Основные классы липидов.

Роль липидов в построении биологических мембран.

Аминокислоты и белки.

Строение и свойства аминокислот, их многообразие. Аминокислоты, входящие в состав белков. Пептидная связь.

Глобулярные и фибриллярные белки. Структурные уровни организации глобулярных белков. Многообразие функций белков.

Лабораторная работа №1 «Денатурация белков высокой температурой, спиртом. Ренатурация»

Лабораторная работа №2: «Качественные реакции на белки»

Лабораторная работа №3: «Катализ процессов разложения»

Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты

История открытия нуклеиновых кислот. Строение нуклеотидов. Роль нуклеотидов в запасании энергии.

Соединение нуклеотидов в полимеры. ДНК и РНК. Длины НК.

ДНК – двойная спираль: история открытия. Принцип комплементарности оснований – основа структурной стабильности ДНК и механизмов матричного синтеза НК.

РНК – однонитевой полимер. Основные виды РНК, их функции.

Лабораторная работа №4: «Выделение нуклеиновых кислот из клеток печени»

Биосинтез нуклеиновых кислот

Биосинтез ДНК (репликация) – основа процессов роста и размножения живых организмов.

ДНК – полимеразы, их свойства.

Биосинтез РНК (транскрипция). Основные отличия биосинтеза РНК от биосинтеза ДНК. РНК – полимеразы, их свойства.

Решение задач.

Биосинтез белка

Трансляция-перевод информации с языка НК на язык аминокислот.

Генетический код, его свойства. Кодоны. Расшифровка и универсальность генетического кода. Кодовая таблица.

Решение задач.

Строение рибосом, различия в рибосомах прокариот и эукариот.

Этапы биосинтеза белка

Нарушение структуры ДНК и их исправление

Факторы, приводящие к нарушениям структуры ДНК: ошибки репликации, действие химических веществ и радиации. Различные виды нарушений структуры ДНК: разрывы цепи, сшивание оснований. Последствия этих нарушений .

Восстановление структуры ДНК-репарация .

Молекулярные основы генетической рекомбинации

Обмен участками между молекулами ДНК-основа комбинативной изменчивости.

Негомологичная рекомбинация. Необходимость коротких гомологичных участков и специальных узнающих белков.

Демонстрация схемы гомологичной рекомбинации.

Методы определения последовательности ДНК, их использование в науке и практике

Демонстрация схем методов определения последовательностей ДНК.

Сравнение последовательностей ДНК как метод определения родства, идентификация личности, обнаружение генетических заболеваний, наличия возбудителей заболеваний в окружающей среде.

Определение генетических заболеваний.



4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПАЛНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

Тема раздела

Кол-во часов

Лабораторные работы

Основные направления воспитательной деятельности

  1. 1

Введение.

1


Эстетическое воспитание. Ценности научного познания. Гражданское воспитание.

Физико-химические основы взаимодействия молекул.

2


Трудовое воспитание, ценности научного познания. Духовно-нравственное воспитание.

Углеводы и липиды

4


Трудовое воспитание, формирование культуры здоровья, ценности научного познания.

Аминокислоты и белки

4

ЛР-3

Ценности научного познания. Экологическое воспитание. Физическое воспитание.

5.

Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты

4

ЛР-1

Трудовое воспитание, формирование культуры здоровья, ценности научного познания.

6.

Биосинтез нуклеиновых кислот

5


Эстетическое воспитание. Ценности научного познания. Гражданское воспитание.

7.

Биосинтез белка

6


Ценности научного познания. Экологическое воспитание. Физическое воспитание.

8.

Нарушение структуры ДНК и их исправления

3


Трудовое воспитание, формирование культуры здоровья, ценности научного познания.

9.

Молекулярные основы генетической рекомбинации

2


Ценности научного познания.

Физическое воспитание.

Формирование культуры здоровья

10.

Методы определения последовательности ДНК

3


Трудовое воспитание, формирование культуры здоровья, ценности научного познания.


Резервное время

1




Итого

35

ЛР-4



Календарно-тематическое планирование учебного курса «Молекулярная биология», 10 класс (естественнонаучный профиль), 2022-2023 учебный год

урока

Дата

Факт.

дата

Тема раздела, тема урока

Тема 1. Введение (1 час)

1

01.09


Живая клетка как сложный комплекс химических веществ

Тема 2. Физико – химические основы взаимодействия молекул (2 часа)

2

08.09


Вода как среда обитания молекул живого

3

15.09


Нековалентные взаимодействия веществ с водой

Тема 3. Углеводы и липиды (4 часа)

4

22.09


Углеводы: моносахариды, дисахариды

5

29.09


Полисахариды

6

06.10


Липиды – гидрофобные вещества клетки

7

13.10


Роль липидов в построении мембраны

Тема 4. Аминокислоты и белки (4 часа)

8

20.10


Строение и свойства аминокислот

9

27.10


Строение молекулы белка. Уровни организации белковой молекулы. Лабораторная работа № 1 «Денатурация белков высокой температурой, спиртом. Ренатурация»

10

10.11


Многообразие функций белков Лабораторная работа №2 «Качественные реакции на белки»

11

17.11


Глобулярные и фибриллярные белки. Лабораторная работа № 3 «Катализ процессов разложения»

Тема 5. Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты (4 часа)

12

24.11


Строение нуклеотидов. Открытие нуклеиновых кислот.

13

01.12


ДНК. Лабораторная работа №4 «Выделение нуклеиновых кислот из клеток печени»

14

08.12


Основные виды РНК

15

15.12


Практикум: принцип комплементарности.

Тема 6. Биосинтез нуклеиновых кислот (5 часов)

16

22.12


Биосинтез ДНК

17

12.01


ДНК-полимеразы, их свойства.

18

19.01


Биосинтез РНК (транскрипция)

19

26.01


РНК-полимеразы, их свойства

20

02.02


Решение задач

Тема 7. Биосинтез белка (6 часов)

21

09.02


Генетический код, его свойства.

22

16.02


Трансляция

23

23.02


Решение задач

24

02.03


Строение рибосом, различия в рибосомах прокариот и эукариот.

25

09.03


Регуляция биосинтеза белка

26

16.03


Решение задач «Генетический код».

Тема 8. Нарушения структуры белка и их исправления (3 часа)

27

23.03


Факторы нарушения структуры ДНК.

28

06.04


Последствия нарушения структуры ДНК

29

13.04


Восстановление структуры ДНК

Тема 9. Молекулярные основы генетической рекомбинации ( 2 часа)

30

02.04


Обмен участками между молекулами ДНК – основа комбинативной изменчивости

31

27.04


Негомологичная рекомбинация

Тема 10. Методы определения последовательности ДНК (3 часа)

32

04.05


Демонстрация схем методов определения последовательностей ДНК

33

11.05


Сравнение последовательностей ДНК как метод определения родства

34

18.05


Определение генетических заболеваний.

35

25.05


Резервное время.



11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!