Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Богучарская средняя общеобразовательная школа №1»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР __________/И.А. Середина / 30.08.2022 г. | | УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ "Богучарская СОШ № 1" _____________ /Г.Ю. Алабина / Приказ № 340 от 30.08.2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Молекулярная биология»
2022-2023 уч. г.
Класс 10
Учитель Караповская Ольга Сергеевна
Оглавление
1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………....3
2. Планируемые результаты освоения учебного курса «Молекулярная биология»……………….…4
3. Содержание учебного курса «Молекулярная биология»………………………………………….…6
4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы...............................................................................................................................................................7
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Молекулярная биология» для 10 класса (углубленный уровень) разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (ред. от 02.07.2021г.)
- ФГОС СОО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413, с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.))
- основной образовательной программой среднего общего образования МКОУ «Богучарская СОШ № 1» с учетом рабочей программы воспитания МКОУ «Богучарская СОШ № 1»
- авторской программой: Зубрицкая А.В. «Молекулярная биология» (Молекулярная биология. 10 класс/ составитель Зубрицкая А.В.- Волгоград: ИТД Корифей, 2006).
Курс «Молекулярная биология» позволяет расширить и систематизировать знания учащихся о важнейших органических веществах живых организмов, их роли в обмене веществ и других процессах жизнедеятельности.
Успешному усвоению содержания теоретического материала способствует выполнение лабораторных работ, перечень которых дан в каждой теме курса. При выполнении этих работ учащиеся овладевают методами микроскопирования, анализа органических веществ, работы с приборами, хроматографии. Все прикладные вопросы рассматриваются в плане решения конкретных теоретических вопросов.
На занятиях курса учащиеся убеждаются в материальности основ жизни, их познаваемости. Курс «Молекулярная биология» окажет большое влияние на формирование научной картины мира, развития мышления и воспитания школьников, развитие интереса учащихся к самостоятельному приобретению знаний, на углубление и систематизацию знаний, полученных при изучении основного курса, на формирование прикладной направленности – профориентации учащихся на биологические и медицинские специальности.
Применение разнообразных форм учебно-познавательной деятельности: работа с текстом, научно-популярной литературой, разнообразными наглядными пособиями (таблицы, схемы, плакаты), постоянными и временными препаратами, Интернет ресурсами, позволяет реализовывать индивидуальный и дифференцированный подход к обучению. Формы проведения занятий направлены на подготовку учащихся к дальнейшему обучению в высших учебных заведениях: лекции, лабораторные работы, уроки сообщений. Тестовые задания контроля усвоения материала составлены по материалам для подготовки к ЕГЭ.
Отработка навыка работы с тестами в форме ЕГЭ, умение отбирать материал и составлять отчёт о проделанной работе способствует успешности учащихся в овладении знаниями.
Цель курса:
Углубить знания учащихся о молекулярных основах жизни, об особенностях строения и функциях биополимеров в клетках.
Задачи курса:
Показать роль биополимеров в образовании клеточных структур;
Разобрать процессы жизнедеятельности клеток, деление клеток, формирование и передачу наследственных признаков;
Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов;
Развить коммуникативные способности учащихся.
Место учебного курса в учебном плане ОО.
На изучение учебного курса «Молекулярная биология» в 10 классе на углубленном уровне отводится 35 часов.
УМК
Биология. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: углубл. уровень / [Л.В. Высоцкая и др.]; под ред. В.К. Шумного и Г.М. Дымшица.- М. Просвещение, 2019.
Биология. Практикум. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций: углубленный уровень / [Г.М. Дымшиц и др.] - 2-е изд.– М. Просвещение, 2019.
Биология. ЕГЭ. Раздел «Молекулярная биология». Теория, тренировочные задания: учебно-методическое пособие/ А.А. Кириленко.- 9-е изд., испр. и доп.- Ростов н/Д.: Легион, 2020.-272с.
Биология. ЕГЭ. Раздел «Молекулярная биология». Тренировочная тетрадь/ А.А. Кириленко.- 3-е изд.- Ростов н/Д.: Легион, 2021.-120с.
Зубрицкая А.В. «Молекулярная биология» (Молекулярная биология. 10 класс/ составитель Зубрицкая А.В.- Волгоград: ИТД Корифей, 2006).
Задачи по молекулярной биологии и генетике: теория и практика: учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных организаций/М.В. Ермакова, В.Б. Захаров.- М.: ООО «Русское слово-учебник», 2019.-168 с.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
2.1. Планируемые личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
уважение к своему народу, чувство гордости за свой край, свою Родину.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
эстетическое отношения к миру.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
2.2. Планируемые метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
2.3. Планируемые предметные результаты
Выпускник на углубленном уровне научится:
оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей;
оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии;
проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;
выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;
устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;
решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;
делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;
выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее объяснять;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;
аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;
использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение.
Живая клетка как сложный комплекс химических веществ. Низкомолекулярные вещества - источник энергии и мономеры для построения полимеров.
Физико-химические основы взаимодействия молекул.
Вода как среда обитания молекул живого, ее структура и свойства. Слабые ковалентные связи - основа формирования структуры биополимеров и их взаимодействий. Водородные связи.
Нековалентные взаимодействия веществ с водой, гидрофильные и гидрофобные молекулы и функциональные группы.
Углеводы и липиды.
Химические формулы углеводов. Моносахариды и полисахариды. Важнейшие запасные полисахариды: крахмал, гликоген, инсулин.
Жесткие линейные цепи полисахаридов. Целлюлоза, хитин, муреин, полисахариды соединительной ткани животных».
Липиды - гидрофобные вещества живых организмов. Основные классы липидов.
Роль липидов в построении биологических мембран.
Аминокислоты и белки.
Строение и свойства аминокислот, их многообразие. Аминокислоты, входящие в состав белков. Пептидная связь.
Глобулярные и фибриллярные белки. Структурные уровни организации глобулярных белков. Многообразие функций белков.
Лабораторная работа №1 «Денатурация белков высокой температурой, спиртом. Ренатурация»
Лабораторная работа №2: «Качественные реакции на белки»
Лабораторная работа №3: «Катализ процессов разложения»
Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты
История открытия нуклеиновых кислот. Строение нуклеотидов. Роль нуклеотидов в запасании энергии.
Соединение нуклеотидов в полимеры. ДНК и РНК. Длины НК.
ДНК – двойная спираль: история открытия. Принцип комплементарности оснований – основа структурной стабильности ДНК и механизмов матричного синтеза НК.
РНК – однонитевой полимер. Основные виды РНК, их функции.
Лабораторная работа №4: «Выделение нуклеиновых кислот из клеток печени»
Биосинтез нуклеиновых кислот
Биосинтез ДНК (репликация) – основа процессов роста и размножения живых организмов.
ДНК – полимеразы, их свойства.
Биосинтез РНК (транскрипция). Основные отличия биосинтеза РНК от биосинтеза ДНК. РНК – полимеразы, их свойства.
Решение задач.
Биосинтез белка
Трансляция-перевод информации с языка НК на язык аминокислот.
Генетический код, его свойства. Кодоны. Расшифровка и универсальность генетического кода. Кодовая таблица.
Решение задач.
Строение рибосом, различия в рибосомах прокариот и эукариот.
Этапы биосинтеза белка
Нарушение структуры ДНК и их исправление
Факторы, приводящие к нарушениям структуры ДНК: ошибки репликации, действие химических веществ и радиации. Различные виды нарушений структуры ДНК: разрывы цепи, сшивание оснований. Последствия этих нарушений .
Восстановление структуры ДНК-репарация .
Молекулярные основы генетической рекомбинации
Обмен участками между молекулами ДНК-основа комбинативной изменчивости.
Негомологичная рекомбинация. Необходимость коротких гомологичных участков и специальных узнающих белков.
Демонстрация схемы гомологичной рекомбинации.
Методы определения последовательности ДНК, их использование в науке и практике
Демонстрация схем методов определения последовательностей ДНК.
Сравнение последовательностей ДНК как метод определения родства, идентификация личности, обнаружение генетических заболеваний, наличия возбудителей заболеваний в окружающей среде.
Определение генетических заболеваний.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПАЛНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ | Тема раздела | Кол-во часов | Лабораторные работы | Основные направления воспитательной деятельности |
1 | Введение. | 1 | | Эстетическое воспитание. Ценности научного познания. Гражданское воспитание. |
| Физико-химические основы взаимодействия молекул. | 2 | | Трудовое воспитание, ценности научного познания. Духовно-нравственное воспитание. |
| Углеводы и липиды | 4 | | Трудовое воспитание, формирование культуры здоровья, ценности научного познания. |
| Аминокислоты и белки | 4 | ЛР-3 | Ценности научного познания. Экологическое воспитание. Физическое воспитание. |
5. | Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты | 4 | ЛР-1 | Трудовое воспитание, формирование культуры здоровья, ценности научного познания. |
6. | Биосинтез нуклеиновых кислот | 5 | | Эстетическое воспитание. Ценности научного познания. Гражданское воспитание. |
7. | Биосинтез белка | 6 | | Ценности научного познания. Экологическое воспитание. Физическое воспитание. |
8. | Нарушение структуры ДНК и их исправления | 3 | | Трудовое воспитание, формирование культуры здоровья, ценности научного познания. |
9. | Молекулярные основы генетической рекомбинации | 2 | | Ценности научного познания. Физическое воспитание. Формирование культуры здоровья |
10. | Методы определения последовательности ДНК | 3 | | Трудовое воспитание, формирование культуры здоровья, ценности научного познания. |
| Резервное время | 1 | | |
| Итого | 35 | ЛР-4 | |
Календарно-тематическое планирование учебного курса «Молекулярная биология», 10 класс (естественнонаучный профиль), 2022-2023 учебный год
№ урока | Дата | Факт. дата | Тема раздела, тема урока |
Тема 1. Введение (1 час) |
1 | 01.09 | | Живая клетка как сложный комплекс химических веществ |
Тема 2. Физико – химические основы взаимодействия молекул (2 часа) |
2 | 08.09 | | Вода как среда обитания молекул живого |
3 | 15.09 | | Нековалентные взаимодействия веществ с водой |
Тема 3. Углеводы и липиды (4 часа) |
4 | 22.09 | | Углеводы: моносахариды, дисахариды |
5 | 29.09 | | Полисахариды |
6 | 06.10 | | Липиды – гидрофобные вещества клетки |
7 | 13.10 | | Роль липидов в построении мембраны |
Тема 4. Аминокислоты и белки (4 часа) |
8 | 20.10 | | Строение и свойства аминокислот |
9 | 27.10 | | Строение молекулы белка. Уровни организации белковой молекулы. Лабораторная работа № 1 «Денатурация белков высокой температурой, спиртом. Ренатурация» |
10 | 10.11 | | Многообразие функций белков Лабораторная работа №2 «Качественные реакции на белки» |
11 | 17.11 | | Глобулярные и фибриллярные белки. Лабораторная работа № 3 «Катализ процессов разложения» |
Тема 5. Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты (4 часа) |
12 | 24.11 | | Строение нуклеотидов. Открытие нуклеиновых кислот. |
13 | 01.12 | | ДНК. Лабораторная работа №4 «Выделение нуклеиновых кислот из клеток печени» |
14 | 08.12 | | Основные виды РНК |
15 | 15.12 | | Практикум: принцип комплементарности. |
Тема 6. Биосинтез нуклеиновых кислот (5 часов) |
16 | 22.12 | | Биосинтез ДНК |
17 | 12.01 | | ДНК-полимеразы, их свойства. |
18 | 19.01 | | Биосинтез РНК (транскрипция) |
19 | 26.01 | | РНК-полимеразы, их свойства |
20 | 02.02 | | Решение задач |
Тема 7. Биосинтез белка (6 часов) |
21 | 09.02 | | Генетический код, его свойства. |
22 | 16.02 | | Трансляция |
23 | 23.02 | | Решение задач |
24 | 02.03 | | Строение рибосом, различия в рибосомах прокариот и эукариот. |
25 | 09.03 | | Регуляция биосинтеза белка |
26 | 16.03 | | Решение задач «Генетический код». |
Тема 8. Нарушения структуры белка и их исправления (3 часа) |
27 | 23.03 | | Факторы нарушения структуры ДНК. |
28 | 06.04 | | Последствия нарушения структуры ДНК |
29 | 13.04 | | Восстановление структуры ДНК |
Тема 9. Молекулярные основы генетической рекомбинации ( 2 часа) |
30 | 02.04 | | Обмен участками между молекулами ДНК – основа комбинативной изменчивости |
31 | 27.04 | | Негомологичная рекомбинация |
Тема 10. Методы определения последовательности ДНК (3 часа) |
32 | 04.05 | | Демонстрация схем методов определения последовательностей ДНК |
33 | 11.05 | | Сравнение последовательностей ДНК как метод определения родства |
34 | 18.05 | | Определение генетических заболеваний. |
35 | 25.05 | | Резервное время. |
11