СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса«Окружающий мир» 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа

учебного курса«Окружающий мир»

4 Б класса на 2019-2020 учебный год

начального общего образования

разработана на основе авторской программы «Окружающий мир» А.А. Плешакова

срок реализации: 1 год

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса«Окружающий мир» 4 класса»

13



Комитет по образованию Администрации Топчихинского района

МКОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 2



«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____________/Чурсина М.В. /

Протокол №

от «____»______________2019г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР МКОУ ТСШ №2

_____________/Макарова Л.Ю/

от «____»______________2019г.



«Утверждаю»

Директор МКОУ ТСШ №2

_____________/Загайнов С.В./


Приказ № _____ от «____»_______ 2019г.




Рабочая программа

учебного курса«Окружающий мир»

4 Б класса на 2019-2020 учебный год

начального общего образования

разработана на основе авторской программы «Окружающий мир» А.А. Плешакова

срок реализации: 1 год


Составитель: Кочукова Валентина Александровна,

учитель начальных классов




с. Топчиха 2019 год



Пояснительная записка


Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» разработана в соответствии с:

  1. ФГОС НОО (утвержд. приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373)

  2. ООП НОО МКОУ Топчихинской СОШ № 2 в части учебного плана программы развития УУД и раздела «Система оценки достижения планируемых образовательных результатов» (утвержд. приказом директора № 50/3 от 02.09.2014 г)

  3. Годовым календарным графиком МКОУ Топчихинской СОШ № 2 (утвержд. приказом директора № 59от 30.08.2019)

  4. Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, направленных на достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО (утвержд. приказом директора № 34/1 от 27.05.2016)

  5. Федеральным перечнем учебников (утвержд. приказомМинобрнауки РФ от 31 марта 2014 г. № 253)

И на основе других материалов:

-Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 400с.

-Авторской программы «Окружающий мир» А.А. Плешакова. (Плешаков А. А.Окружающий мир. Рабочие программы. предметнаялиния учебников системы «Школа России». 1—4 классы :пособие для учителей общеобразоват. организаций /А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с.)

Место учебного предмета в учебном плане.

Примерной и авторской программой по окружающему на ее реализацию отведено 68 часов.

Для проведения занятий по предмету «Окружающий мир» Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 4 классе еженедельно отводится 2 учебных занятия при продолжительности учебного года 34 недели (всего 68 часов). Учебным планом МКОУ Топчихинской СОШ №2в 4 классе еженедельно отводится 2 учебных занятия при продолжительности учебного года 34 недели (всего 68 часов). С учетом этого программа составлена на68 часов учебного времени.

Цель изучения курса:

—формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;

—духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.

Задачи:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.

Содержание программы соответствуют авторской программе «Окружающий мир» А.А. Плешакова.

Формы, методы и средства оценки образовательных результатов

Виды контроля: текущий контроль; тематический контроль; итоговый контроль .

Методы и формы: индивиду­альная и фронтальная устные проверки, письменные работы.

Устные проверки: беседа; рассказ-описание; рассказ-рассуждение.

Письменные работы : контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного письменного ответа; тесты; графические работы.

Работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями.

О формах, методах и средствах обучения, технологиях

Методологической основой реализации ФГОС является системно-деятельностный подход.

Используемые технологии: технология «Обучение в сотрудничестве»; технология разноуровневого и дифференцированного обучения; игровые технологии обучения; здоровьесберегающие технологии обучения; информационно – коммуникационные, исследовательские технологии (проблемно-поисковые).

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с учебником); практические (упражнение, дидактическая игра); наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдение учащихся); проблемный метод, частично поисковый, проектный метод.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Средства обучения: авторская программа, УМК, наглядно-дидактический материал, ЦОР, мультимедийное оборудование.


Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»

в 4 классе на 2019- 2020 учебный год

Количество недельных часов- 2, всего 68 часов.



п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

план

факт


Земля и человечество (9 часов)

1

Мир глазами астронома.

1

03.09

03.09

2

Планеты Солнечной системы.

1

05.09

05.09

3

Звездное небо – Великая книга Природы.

1

10.09

10.09

4

Мир глазами географа.

1

12.09

12.09

5

Мир глазами историка.

1

17.09

17.09

6

Когда и где?

1

19.09

19.09

7

Мир глазами эколога.

1

24.09

24.09

8

Сокровища Земли под охраной человечества.

1

26.09

26.09

9

Сокровища Земли под охраной человечества.

1

01.10

01.10


Природа России (10ч)

10

Равнины и горы России.

1

03.10

03.10

11

Моря, озера и реки России.

1

08.10

08.10

12

Природные зоны России.

1

10.10

10.10

13

Зона арктических пустынь.

1

15.10

15.10

14

Тундра.

1

17.10

17.10

15

Леса России.

1

22.10

22.10

16

Лес и человек.

1

24.10

24.10

17

Зона степей.

1

07.11

07.11

18

Пустыни.

1

12.11

12.11

19

У Черного моря.

1

14.11

14.11

Родной край-часть большой страны (15ч)

20

Наш край.

1

19.11

19.11

21

Поверхность нашего края.

1

21.11

21.11

22

Поверхность нашего края (экскурсия)

1

26.11

26.11

23

Водные богатства нашего края.

1

28.11

28.11

24

Наши подземные богатства.

1

03.12

03.12

25

Земля-кормилица.

1

05.12

05.12

26

Экскурсия в лес и на луг.

1

10.12

10.12

27

Жизнь леса.

1

12.12

12.12

28

Жизнь луга.

1

17.12

17.12

29

Жизнь в пресных водоемах.

1

19.12

19.12

30

Экскурсия к водоёму.

1

24.12

24.12

31

Растениеводство в нашем крае.

1

26.12

26.12

32

Животноводство в нашем крае.

1

14.01

14.01

33

Проверим себя и оценим свои достижения

1

16.01

16.01

34

Презентация проектов (по выбору Ч.1 с. 204-205).

1

21.01

21.01

Страницы Всемирной истории (5ч)

35

Начало истории человечества.

1

23.01

23.01

36

Мир древности: далекий и близкий.

1

28.01

28.01

37

Средние века: время рыцарей и замков.

1

30.01

30.01

38

Новое время: встреча Европы и Америки.

1

04.02

04.02

39

Новейшее время: история продолжается сегодня.

1

06.02

06.02

Страницы истории России (20ч)

40

Жизнь древних славян.

1

11.02

11.02

41

Во времена Древней Руси.

1

13.02

13.02

42

Страна городов.

1

18.02

18.02

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1

20.02

20.02

44

Трудные времена на Русской земле.

1

25.02

25.02

45

Русь расправляет крылья.

1

27.02

27.02

46

Куликовская битва.

1

04.03

04.03

47

Иван Третий.

1

06.03

06.03

48

Мастера печатных дел.

1

11.03

11.03

49

Патриоты России.

1

13.03

13.03

50

Пётр Великий.

1

18.03

18.03

51

Михаил Васильевич Ломоносов.

1

20.03

20.03

52

Екатерина Великая.

1

01.04

01.04

53

Отечественная война 1812 года.

1

03.04

03.04

54

Страницы истории ХIХ века.

1

08.04

08.04

55

Россия вступает в ХХ век.

1

10.04

10.04

56

Страницы истории 1920-1930-х годов.

1

15.04

15.04

57

Великая Отечественная война и Великая Победа.

1

17.04

17.04

58

Великая Отечественная война и Великая Победа.

1

22.04

22.04

59

Страна, открывшая путь в космос.

1

24.04

24.04

Современная Россия (9ч)

60

Основной закон России и права человека.

1

29.04

29.04

61

Мы - граждане России.

1

06.05

06.05

62

Славные символы России.

1

08.05

08.05

63

Такие разные праздники.

1

13.05

13.05

64

Путешествие по России.

1

15.05

15.05

65

Путешествие по России

1

20.05

20.05

66

Путешествие по России

1

22.05

22.05

67

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.

1

27.05

27.05

68

Презентация проектов (по выбору Ч.2 с. 204-205).

1

29.05

29.05



Таблица общего количества контрольных, практических и др. работ.


№ п/п

Формы контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего за год

1

Проверочная работа



1

1

2

2

Экскурсии


3



3

3

Проекты



1

1

2





ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;

  • умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;

  • чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;

  • осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;

  • понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»*;

  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

  • уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;

  • начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего*;

  • осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;

  • самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России*;

  • эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;

  • этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;

  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности*;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;

  • мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.

Метапредметные результаты

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Обучающийся научится:

  • понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;

  • сохранять учебную задачу в течение всего урока;

  • ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

  • планировать свои действия;

  • фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

Обучающийся научится:

  • понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;

  • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;

  • выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);

  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;

  • моделировать экологические связи в природных сообществах.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

  • аргументировать свою позицию;

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);

  • готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

  • составлять рассказ на заданную тему;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

  • использовать речь для регуляции своего действия;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;

  • находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;

  • называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;

  • называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;

  • понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;

  • объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;

  • раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;

  • называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;

  • рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

  • проводить несложные астрономические наблюдения;

  • изготавливать модели планет и созвездий;

  • использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;

  • анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;

  • приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги;

  • находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;

  • объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;

  • приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;

  • выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;

  • оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;

  • давать краткую характеристику своего края;

  • различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;

  • давать краткую характеристику природных сообществ своего края;

  • выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;

  • оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;

  • рассказывать об охране природы в своём крае;

  • различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;

  • приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;

  • соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;

  • читать историческую карту;

  • перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;

  • с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;

  • описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;

  • показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;

  • рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;

  • соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;

  • составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;

  • описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;

  • называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;

  • находить в домашнем архиве исторические свидетельства;

  • раскрывать связь современной России с её историей;

  • использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.


Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

  • А.А. Плешаков Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений.В 2 ч. – М.:«Просвещение», 2017г.

Дополнительная литература:

  • А.А. Плешаков Окружающий мир. 4 класс. Рабочая тетрадь в двух частях. – М.:«Просвещение», 2017г.

  • А.А. Плешаков, З.Д. Назарова, Н.Н. Гара\ «Окружающий мир» Тесты 4 класс, М.: Просвещение, 2014 г.

Наглядные пособия:

  • натуральные живые пособия – комнатные растения;

  • гербарии;

  • географические и исторические карты;

  • наборы предметных картинок в соответствии с тематикой, определенной по программе.


Цифровые образовательные ресурсы.

Окружающий мир. 4 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Оборудование и приборы.

    • Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц;

    • Мультимедийный проектор, экран;

    • Персональный компьютер с принтером.

    • Мультимедийный проектор.

    • Экспозиционный экран.

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием программы (мини-лаборатория):

  • Термометры для измерения температуры воздуха и воды.

  • Термометр медицинский.

  • Компас.

  • Часы песочные.

  • Глобус


Лист внесения изменений


№ п/п

№ измененного

урока

Дата проведения
по плану

Дата фактического проведения


Причина (приказ № … от …)


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!