СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса по русскому языку «Школьный Олимп» для 8 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса по русскому языку «Школьный Олимп» для 8 класса»

Приложение

к основной образовательной программе

основного общего образования

муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №1» для классов,

реализующих федеральный государственный образовательный стандарт












Рабочая программа учебного курса

по русскому языку

«Школьный Олимп» для 8 класса



























Составитель: Верцинская И.В.

г. Мегион

2021г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа курса по русскому языку «Школьный Олимп» для 8 класса общеобразовательной школы разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  3. Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года" (с изменениями на: 22.06.2018)

  4. Основная образовательная программа МАОУ "СОШ№1" основного общего образования 2020-2024 годы.

Автор: Верцинская Инна Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ» СОШ №1».


Актуальность введения учебного курса "«Школьный Олимп» для 8 класса определяется необходимостью решать проблему успешной подготовки к олимпиаде по русскому языку, которая имеет мало общего с подготовкой к выпускному или вступительному экзамену.

В различных методических пособиях недостаточно сведений и приемов решения отдельных лингвистических задач для того, чтобы справиться с заданиями «олимпийского» уровня, высказываются «лишь самые общие соображения методического характера». По уровню сложности вопросы опираются на школьную программу и в то же время содержат элементы, позволяющие выявить и оценить языковое чутье и лингвистический кругозор учащихся. Критерием оценок ответов являются их правильность, полнота и оригинальность.

Подготовка к олимпиаде – прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления

Данный курс рассчитан на 30 часов (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 8 классов. Может быть включен в систему курсов при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Этот курс поможет учащимся повторить теоретические сведения по трудным разделам и темам языкознания, развить их практическое умение и навыки по выполнению тестовых заданий по всем частям ЕГЭ, олимпиад по русскому языку, будет способствовать расширению знаний и умений учащихся по вопросам, традиционно вызывающим затруднения.
Выполняя предложенные задания по русскому языку, учащиеся повысят свою грамотность, научатся создавать высказывание на любую тему в устной и письменной форме, анализировать особенности употребления основных единиц языка с точки зрения соблюдения норм и требований выразительности речи, узнают происхождение отдельных слов и фразеологизмов их морфемный состав, произношение. Вопросы культуры речи, нормативного произношения и ударения, практические задания и тесты помогут закрепить знания по культуре речи и успешно подготовиться к олимпиаде по русскому языку.

"Язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства." Исходя из этого, назначение данного курса состоит не только в том, чтобы сформировать функционально грамотную личность, обеспечить языковое и речевое развитие ученика, помочь ему осознать себя носителем языка, но и повысить интерес к художественной литературе, научить осмысливать текст, всматриваться в особенности лексики, синтаксиса, грамматики в целом.

На основе теоретического обоснования материала будут проводиться практические занятия, выполняться тестовые задания. Рекомендуется зачетная тестовая работа.

Цель элективного курса:

создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся средствами предметов гуманитарного цикла (русский язык и литература) в интересах личности, общества и государства.

Задачи:

- помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к олимпиаде по русскому языку;

- закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);

- продолжить формирование навыка углубленной орфографической грамотности;

- совершенствовать и развивать умения анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст;

- способствовать овладению учащимися методикой и техникой лингвостилистического анализа текста;

- способствовать развитию языкового и стилистического чутья;

- расширять социокультурное пространство путем знакомства с текстами высокой художественной ценности;

- задать систему ориентиров в многообразии языковых средств, вооружить ученика четкими критериями их разграничения, чтобы ученик мог самостоятельно определять границы своей языковой компетенции и ставить индивидуальные и учебные цели;

- способствовать овладению новыми формами работы с информацией: анализ, синтез, проектирование;

- способствовать расширению аналитического и речеведческого опыта учащихся;

- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения.

Основные направления курса:
1. Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, синонимических рядов, тематических групп , в ходе работы со словарными статьями из толкового и литературоведческого словарей, словаря синонимов
2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдения над синтаксическим строем простых и сложных предложений, грамматическим рядом разных частей речи;
3. Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи; навыками и умениями анализа художественного текста на примере лучших образцов поэтических произведений; написание сочинения – рассуждения.


ЛИТЕРАТУРА

    1. Водолазька С.В. Предметная неделя русского языка в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады. – Ростов н/Д., 2007 г.

    2. Воробьева О.И., Головенкина Л.Х. Олимпиада по русскому языку: задания, результаты, выводы// РЯШ. – 1996. - №2. – С.46 – 48

    3. Вопросы и задания 4 Всероссийской олимпиады школьников по русскому //РЯШ. – 1999. - №4.- С. 46 -51; №5. – С. 46 – 48

    4. Журинский А.Н. Лингвистика в задачах: Условия, решения, комментарии.- М., 1995

    5. Журинский А.Н. Слово, буква, число. Обсуждение самодостаточных лингвистических задач с разбором ста образцов жанра.-М., 1993

    6. Задачи лингвистических олимпиад. 1965 – 1975. / Ред. – сост. В.И. Беликов и др. – М., 2006

    7. Казбек – Казиева М.М. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. –М., 2006 г

    8. Казбек – Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-11 классы. – М., 2007 г

    9. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. – М., 2004

    10. Олимпиадные задания по русскому языку. 9-11 классы/авт. – сост. Н.Ф. Ромашина. – Волгоград, 2007

    11. Новые олимпиадные задания по русскому языку…..

    12. Токарева П.В. Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 2008 – 2009.- Омск-2009

СЛОВАРИ, СПРАВОЧНЫЕ И НАУЧНО - ПОПУЛЯРНЫЕ ИЗДАНИЯ

1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. – М., 1972

2.Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения. –М., 1999

3.Волина В.В. Этимологический словарь. СПб., 2000

4. Глинкина Л.А. Этимологические тайны русской орфографии: Словарь – справочник. –М., 2007

5. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей. – М., 1981

6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х т.- любое издание.

7. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка.- м., 2005

8. Зайцева О.Н. Уроки истории русского языка в школе: Предпрофильное обучение 9 класс: Методическое пособие для учителя. – М., 2005

9 Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. – М., 2005

10. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка: Учеб. Для студентов филол. Спец. Фак. Ун-тов и пед ин-тов. – М., 1983

11. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. – Л., 1990

12. Из истории русских слов: Словарь – пособие. – М., 1993

13. Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. – Ростов н/Д, 2007

Немченко В.Н. Современный русский язык. Словообразование. – М., 1984

14. Осипов Б.И. История русской орфографии и пунктуации. – Новосибирск, 1992

15. Сахарный Л.В. Как устроен наш язык. – М., 2000

16.Шанский Н.М. Лингвистические детективы. – М., 2002


Планируемые результаты



Личностные

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные

1) владение всеми видами речевой деятельности;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.


Основное содержание

  1. Фонетика и орфография (4 часа)

  2. Лексика, этимология и фразеология (8 часов)

  3. Словообразование (2 часа).

  4. Морфология (4 часа)

  5. Синтаксис (5 часов)

  6. Комплексный анализ текста (7 часов)

  7. Общее количество часов, на которое рассчитана рабочая программа – 30 часа (1час в неделю).

Тематическое планирование

Тематическое планирование по русскому языку для 9-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания

Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:

1. Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.

2. Развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать.

3. Развитие ценностного отношения к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье

4. Развитие ценностного отношения к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение

5. Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.


Тема

Кол-во часов

Фонетика и орфография (4 часа)

1. Фонетическая система современного русского языка. Классификация гласных и согласных звуков. Понятие сильной и слабой позиции.

1

2. Буквы е, ё, ю, я в фонетической системе русского языка. Понятие орфоэпической нормы. Работа по орфоэпии. Позиционная смена гласных и согласных звуков.

1

3. Фонетические процессы, лежащие в основе русского стихосложения. Работа по орфоэпии. Варианты литературных произносительных норм.

1

4. Фонетические средства создания художественного образа. Аллитерация и ассонанс. Работа по орфоэпии.

1

Лексика, этимология и фразеология (8 часов)

1. Однозначные и многозначные слова. Способ переноса значений слова. Производные метафорические значения слов.

1

2. Лексическая омонимия и сходные с ней языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Функционирование этих явлений в речи

1

3. Синонимия. Понятие синонимического ряда. Типы синонимов, использование их в речи.

1

4. Антонимия и полисемия. Стилистические фигуры, основанные на этих явлениях (антитеза, оксюморон).

1

5. Исторические изменения словарного состава языка. Этимология слова. Исконно русская и заимствованная лексика. Старославянизмы в составе русского литературного языка.

1

6. Процессы архаизации и обновления русской лексики. Историзмы, архаизмы, неологизмы, их типы. Стилистическое использование устаревших и новых слов.

1

7. Стилистическое расслоение русской лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска слова. Оценочная лексика. Использование в речи стилистически окрашенной лексики.

1

8. Фразеологические единицы. Их основные признаки и типы. Этимология фразеологизмов. Стилистическая дифференциация и использование фразеологизмов в речи.

1

9. Стили речи. Их особенности и языковые приметы. Порядок лексического и стилистического анализа текста.

1

10. Практическое занятие по лексическому и стилистическому анализу текстов.

1

Словообразование (2 часа).

1. Морфемный анализ слова. Продуктивные и непродуктивные морфемы.

Морфологические и неморфологические способы словообразования.

1

2. Словообразовательные цепочки и гнезда. Словообразовательный анализ слова (практическая работа)

1

Морфология (4 часа)

1. Существительные конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные. Категории рода и числа у данных существительных

1

2. Морфологические признаки (род, число, склонение) заимствованной лексики.

1

3. Историческая морфология. Некоторые изменения в роде, числе и падежных формах существительных и прилагательных в русском языке.

1

4. Слова категории состояния. Их морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении

1

Синтаксис (5 часов)

1.Простое предложение, его грамматическая основа. Нетрадиционные способы выражения подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого.

1

2. Второстепенные члены предложения. Их виды и способы выражения.

1

3. Компоненты, осложняющие простое предложение (однородные члены, обособленные члены предложения, обращения, вводные и вставные конструкции).

1

4. Двусоставные и односоставные предложения, Виды односоставных предложений. Неполные предложения. Синтаксический разбор простых предложений.

1

5. Сложные синтаксические конструкции.

1

6. Синтаксический анализ текста (практические задания).

1

7. Синтаксический анализ текста (практические задания).

1

Комплексный анализ текста (7 часов)

1. Текст, его особенности. Виды связи предложений в тексте. Типы речи и их характеристика. Практическая работа.

1

2. Структура комплексного анализа текста. Понятия темы и идеи текста. Нахождение ключевых слов в тексте.

1

3. Структура комплексного анализа текста. Понятия темы и идеи текста. Нахождение ключевых слов в тексте.

1

4. Практическое задания по комплексному анализу текста

1

5. Практические задание по комплексному анализу текста

1

6. Практическое задание по комплексному анализу текста

1

7. Практическое задание по комплексному анализу текста

1

8. Практическое задание по комплексному анализу текста

1


ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, направленные на создание развернутых высказываний, текстов можно объединить в две группы:

  1. От модели текста к тексту.

Построение связного тематически целостного и стилистически единого текста, выбор формы, соответствующей содержанию. Текстовый способ создания речемыслительного произведения (членение темы на подтемы, выбор композиции, соответствующей объему темы, владение системой строевых единиц текста); совокупность средств связности и их использование, соответствующее замыслу создателя; жанрово – стилистическое воплощение текста, выбор в соответствии с назначением и стилистическим заданием.

Написание текста заданного стиля или жанра ( художественная миниатюра, письмо в газету, торжественная речь, деловой отчет и т.д.)

  1. От текста к тексту.

Филологическая работа над текстом, его толкование и оформление.

Анализ текста и создание своего варианта текста. Комплексный анализ текста (тема, идея, проблема, стиль повествования, типы речи, языковые средства, помогающие автору в создании образа; орфографические, лексические, морфологические, стилистические, синтаксические возможности текста.

Оформление ответа в виде связного текста. Преобразование, творческая переработка текста. Перевод древнего текста. Создание эссе по проблемам, затронутым в прочитанном тексте или высказывании известного лица. Создание научного ( комплексный лингвистический анализ текста), публицистического (высказывание на какую-нибудь лингвистическую тему или художественного текста.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

Тестовые задания, в которых необходимо выбрать один из вариантов ответа.

К ним относятся задания, предполагающие воспроизведение знаний определенного раздела и демонстрацию навыков языкового разбора в рамках школьного курса русского языка. Лингвистические тесты включают: трудные случаи орфографии и пунктуации, орфоэпические и грамматические нормы, морфемный и синтаксический разбор, историю русской письменности и русского языкознания, историко – культурные сведения о языке, семантику русских слов и фразеологизмов, стилистику ресурсов языка.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

Это вопросы требуют письменного ответа.

Эти задания эвристического характера, требующие

а) знаний в разных областях русского языка;

б) навыков морфемного, словообразовательного, этимологического, морфологического анализа;

в) языкового чутья и лингвистической догадки;

г) использования общих исследовательских приемов (наблюдение, описание, сопоставление, систематизация, обобщение).

Лингвистические задачи включают следующие разделы:

1. От текста к языку. Анализ текста. Свойства языковых единиц как элементов языковой системы. Аналитическое чтение текста. Анализ языкового материала. Особенность употребления отдельных слов текста. Восстановление фразеологизмов в первоначальный вид. Появление фразеологизмов в русском языке. Употребление одного и того же слова в разных произведениях одного и того же автора. Комментирование, исправление орфографических, пунктуационных и речевых ошибок.

2. От языка к тексту – моделирование активной речевой деятельности, т.е. процесса письма с целью выражения и сообщения мысли.

Исходным условием являются правила, закономерности языка, свойства языковых единиц. Применение данных сведений к анализу предложенных фактов речи.

Возможные группы заданий:

а)От правил и структуры языка к конкретному факту.

Такой тип заданий соответствует процессу говорения: в обычной речи подобным же образом факт языка преобразуется в факт речи.

Определение значения заимствованных слов, употребление их в составе предложений, которые бы раскрывали их значение. Составление предложений, в которых словосочетания используются для создания метафоры, метонимии, гиперболы и сравнения и других изобразительно-выразительных средств. Составление сложных предложений, в которых союзные слова присоединяют разные типы придаточных частей.

б) От системы языка к тексту.

Данный тип заданий предполагает выбор из предложенного ряда языковых единиц одной, наиболее уместной в тексте. Задания «вставить вместо трех точек». Задания на определение синонимического ряда.

3. От языковых фактов к системе языка.

В данном разделе могут быть представлены разнородные задания структурно – лингвистического плана, по типу противостоящие предыдущим. Выполняя их, учащиеся не должны ни опираться на предложенный текст, ни самостоятельно составлять какой – либо заданный текст. Ответы на поставленные вопросы требуют аналитического подхода, понимания системных связей внутри языка, как на одном языковом уровне, так и межуровневых. Задания данного типа объединены в две группы:

1) Поиск закономерностей по данным примерам ( в открытом ряду примеров). В качестве исходного условия предлагается открытый ряд слов. Единицы языка в нем располагаются так, чтобы «подсказать» с их помощью правильный ответ и дать возможность в результате анализа прийти к искомой информации. По такому принципу могут быть построены вопросы по фонетике и орфоэпии, морфемике и словообразованию, лексике и фразеологии, морфологии, синтаксису и стилистике.

(Указать основание, на котором данные пары слов объединены в один ряд. Продолжите ряд своими примерами. Продолжите ряд слов. Объясните свое решение. Какие выводы можно сделать, сопоставив слова в ряду).

2) Установление сходства и отличительных черт нескольких языковых единиц, их систематизация, объединение слов в группы по особенностям их структуры; нахождение общего в значении заимствованных слов; определение грамматического своеобразия отдельных частей речи.

в) Разбор трудных единиц и категорий языка.

Задания по разделам: лексикология (терминология, фразеология), морфология, графика, орфография и др.) Аналогия слов, предложений между неизвестным и неизвестным. Редкие случаи, известные слова, выражения, предложения в нестандартном, новом видении. Задания, проверяющие системность знаний о языке (комплексные, т.е. предполагающие одновременное обращение к разным разделам лингвистики).

4. От языка к науке о языке, описанию языка.

Язык как объект науки диктует свои способы его описания. На них базируются основные исследовательские операции (анализ, обобщение, систематизация). Поэтому элементарный анализ требует научной эрудиции. (В каких разделах школьного учебника русского языка может быть рассмотрено данное слово. Какие черты диалектного произношения называются данными терминами). Задачи «словарей трудностей языка». Словари.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ

Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания олимпиад по русскому языку предыдущих лет.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков (тренировочные), уроки комплексного применения знаний, сетевой проект, урок контроля (малая олимпиада, итоговая олимпиада).

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, выполнение лингвистических тестов, лингвистических задач, творческих заданий);

- самостоятельная работа;

- работа в группах, парах;

- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.










































Тема

Виды учебной деятельности

Дата


По плану

По факту


Фонетика и орфография (4 часа)




1. Фонетическая система современного русского языка. Классификация гласных и согласных звуков. Понятие сильной и слабой позиции.

Формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения



2. Буквы е, ё, ю, я в фонетической системе русского языка. Понятие орфоэпической нормы. Работа по орфоэпии. Позиционная смена гласных и согласных звуков.



3. Фонетические процессы, лежащие в основе русского стихосложения. Работа по орфоэпии. Варианты литературных произносительных норм.



4. Фонетические средства создания художественного образа. Аллитерация и ассонанс. Работа по орфоэпии.




Лексика, этимология и фразеология (8 часов)

Формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения



1. Однозначные и многозначные слова. Способ переноса значений слова. Производные метафорические значения слов.



2. Лексическая омонимия и сходные с ней языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Функционирование этих явлений в речи



3. Синонимия. Понятие синонимического ряда. Типы синонимов, использование их в речи.



4. Антонимия и полисемия. Стилистические фигуры, основанные на этих явлениях (антитеза, оксюморон).



7. Стилистическое расслоение русской лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска слова. Оценочная лексика. Использование в речи стилистически окрашенной лексики.



8. Фразеологические единицы. Их основные признаки и типы. Этимология фразеологизмов. Стилистическая дифференциация и использование фразеологизмов в речи.



9. Стили речи. Их особенности и языковые приметы. Порядок лексического и стилистического анализа текста.



10. Практическое занятие по лексическому и стилистическому анализу текстов.





Словообразование (2 часа).





1. Морфемный анализ слова. Продуктивные и непродуктивные морфемы.

Морфологические и неморфологические способы словообразования.

Формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложени




2. Словообразовательные цепочки и гнезда. Словообразовательный анализ слова (практическая работа)





Морфология (4 часа)





1. Существительные конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные. Категории рода и числа у данных существительных

Формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложени




2. Морфологические признаки (род, число, склонение) заимствованной лексики.




3. Историческая морфология. Некоторые изменения в роде, числе и падежных формах существительных и прилагательных в русском языке.




4. Слова категории состояния. Их морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении





Синтаксис (5 часов)





1.Простое предложение, его грамматическая основа. Нетрадиционные способы выражения подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого.

Использование коммуникативноэстетических возможностей русского и родного языков: распознавание и характеристика основных видов выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись, эпитет, метафора, развёрнутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение, сравнительный оборот, фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи




2. Второстепенные члены предложения. Их виды и способы выражения.




3. Компоненты, осложняющие простое предложение (однородные члены, обособленные члены предложения, обращения, вводные и вставные конструкции).




4. Двусоставные и односоставные предложения, Виды односоставных предложений. Неполные предложения. Синтаксический разбор простых предложений.




5. Сложные синтаксические конструкции.





Комплексный анализ текста (7 часов)

Речь. Чтение. Адекватное понимание письменной речи




1. Текст, его особенности. Виды связи предложений в тексте. Типы речи и их характеристика. Практическая работа.




2. Структура комплексного анализа текста. Понятия темы и идеи текста. Нахождение ключевых слов в тексте.




3. Структура комплексного анализа текста. Понятия темы и идеи текста. Нахождение ключевых слов в тексте.




4. Практическое задания по комплексному анализу текста




5. Практические задание по комплексному анализу текста




6. Практическое задание по комплексному анализу текста




7. Практическое задание по комплексному анализу текста












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!