«Бобровская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Протокол № 1 от 29.08.2019 г.
2019г.
Рабочая программа учебного курса « Развитие речи » для 9 класса (основное общее образование) КОУ ВО «Бобровская ШИ» составлена на основе:
в неделю – 3 ч., всего за год – 102 ч. (из расчета 34 учебных недели).
Срок реализации рабочей программы – один учебный год.
Язык как средство общения. Постижение языка как целостной исторически сложившейся системы человеческого общения. Речевое общение. Формы общения. Языковые и неязыковые средства общения.
Языковая норма и её виды.
Понятие литературного языка. «Нелитературные» формы языка: диалектная речь (народные говоры, местные наречия), просторечие, жаргоны) и их отличительные признаки.
Нормированность ‒ отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические и пунктуационные).
Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию.
Понятие о культуре речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и эстетический. Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.
Основные требования к речи: правильность, точность, ясность, логичность, чистота, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Точность речи. Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформулированной мысли.
Ясность речи. Основные условия достижения ясности, понятности речи. Правильное использование различных пластов лексики как условие ясности речи. Умение разъяснить смысл малопонятных слов, употреблённых в речи.
Логическое ударение как средство достижения точности и ясности речи. Разные способы смыслового выделения ключевых слов текста (позиционный, интонационный, лексический, графический). Логичность речи. Композиция речи. Ошибки, связанные с нарушением логичности речи.
Богатство и разнообразие речи. Лексическо-фразеологическое и грамматическое богатство русского языка. Словообразование как источник речевого богатства. Заимствования − один из источников обогащения русского языка.
Словарный запас человека и источники его пополнения.
Выразительность речи. Источник богатства и выразительности русской речи: звуковой строй языка; лексическая, словообразовательная, грамматическая синонимия; многозначность слова, антонимия и др.
Лексическое богатство русского языка. Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки; их использование в речи.
Грамматические средства выразительности речи. Грамматическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Стилистические функции некоторых синтаксических средств: порядка слов, однородных предложения, обращений).
Уместность речи. Стилевая, ситуативно-контекстуальная, личностно-психологическая уместность речи. Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.
Текст и его строение. Признаки текста. Тема и основная мысль текста. Микротема. Абзац. Смысловое и композиционное единство текста. Цепная и параллельная связи и их особенности. Лексическая связь предложений в тексте. Синтаксические средства связи. Морфологические средства связи. План. Простой и сложный план текста.
Повествование. Актуализировать знания учащихся о типах речи. Повествование как рассказ о каком-либо событии в его временной последовательности. Обязательность сюжета в повествовании.
Описание как тип речи. Тексты описательного характера.
Композиция описания: общее представление о предмете, отдельные признаки предмета, авторская оценка, вывод. Анализ и создание текстов описаний разных видов: описание художественное и научное, портрет, пейзаж, описание предмета, картины.
Рассуждение. Композиция текста-рассуждения. Логическая и грамматическая связь между предложениями в рассуждении. Способы доказательства мысли в рассуждении. Анализ и создание текста-рассуждения.
Тезисы. Составление тезисного план. Конспект. Конспект как краткое письменное изложение содержания текста. Упрощение сложных синтаксических конструкций. Составление конспекта статьи.
ункциональные стили русского языка и их отличительные особенности. Официально-деловой стиль. Составление текстов официально-делового стиля. Научный стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль. Анализ текстов, определение отличительных особенностей различных стилей.
В неделю – 3ч., всего за год – 102ч.
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол- во часов | Дата | Словарь |
По плану | Факт. |
| I четверть | 27 ч. | | | |
1 | Введение. Речь и речевое общение | 1 | 03.09 | | Речь, общение, настроение, эмоция, жест |
I | Текст | | | | |
2 | Текст и его строение | 1 | 04.09 | | Абзац, микротема, единица речи, делимость на части |
3 | Тема и основная мысль текста | 1 | 06.09 | | Высказывание, лексическая и логическая связь |
4 5 | Содержательные и языковые способы сокращения текста | 2 | 10.09 11.09 | | Обобщение, исключение повторов, замена, слияние, упрощение |
6 | Микротема текста | 1 | 13.09 | | Тема, микротема, части текста, композиционные элементы |
7 | Смысловое и композиционное единство текста | 1 | 17.09 | | Композиция, строение, тема, абзац |
8 | План текста | 1 | 18.09 | | Тема, микротема, абзац, простой и сложный план |
II | Типы речи | | | | |
9 10 | Типы речи. Повествование | 2 | 20.09 24.09 | | Описание, повествование, рассуждение, признаки |
11 | Сбор материала к сочинению «Летние открытия» | 1 | 25.09 | | Удивился, впечатление, занятие, удовольствие, открытие |
12 13 | Комплексный анализ текстов разных стилей | 2 | 27.09 01.10 | | Типы речи, микротема, части текста, композиционные элементы |
14 | Лингвистический анализ текста (упр. 167) | 1 | 02.10 | | Реформа, алфавит, шрифт, гражданский, комиссия |
15 | Типы речи. Рассуждение | 1 | 04.10 | | Рассуждение, тезис, аргумент, вывод |
16 | Аргументация (упр. 168) | 1 | 08.10 | | Рассуждение, тезис, аргумент, вывод |
17 | Употребление в речи односоставных предложений | 1 | 09.10 | | Назывные, номинативные предложения, событие, явление |
18 19 | Написание инсценировки (упр. 179) | 2 | 11.10 15.10 | | Инсценировка, инсценировать, место, действие |
20 | Составление текста – повествования «Мои первые впечатления» (упр. 182) | 1 | 16.10 | | Раннее детство, воспоминания, впечатления, память |
21 | Составление текста «Перед выступлением» (упр. 188) | 1 | 18.10 | | Воспоминание, действие, переживание, обобщенное лицо |
22 | Написание инструкции (упр. 198) | 1 | 22.10 | | Инструкция, рекомендация, эксплуатация |
23 | Комплексный анализ текста (упр. 195) | 1 | 23.10 | | Притертый стержень, поршень, пробка, горлышко |
24 | Употребление в речи безличных предложений | 1 | 25.10 | | Безличное значение, категория состояния |
25 26 | Комплексный анализ текста (упр. 208) | 2 | 29.10 30.10 | | Торф, обильный, благосостояние, до боли в сердце |
27 | Составление диалога на тему «После ремонта дома» (упр. 215) | 1 | 01.11 | | Тема, микротема, абзац, простой и сложный план |
| II четверть | 21 ч. | | | |
28 | Типы речи. Описание | 1 | 12.11 | | Описание, деталь, портрет, внешность, особенность |
29 | Составление текста – описания «Из окна автобуса» (упр. 228) | 1 | 13.11 | | Вид, пейзаж, наблюдение, описание |
30 | Сравнительная характеристика | 1 | 15.11 | | Внешний вид, особенность, портрет, характер, черта |
31 | Комплексный анализ текста (упр. 242) | 1 | 19.11 | | Страсть, способности, сравнительная характеристика |
32 | Однородные и неоднородные определения в описании внешности | 1 | 20.11 | | Однородные и неоднородные определения, интонация |
33 34 | Сближение значений неоднородных определений в художественном тексте | 2 | 22.11 26.11 | | Сближение значений, характеризуют предмет с одной стороны |
35 | Комплексный анализ текста (упр. 246) | 1 | 27.11 | | Худощавая фигура, пленительный, контраст, благородная форма |
36 37 | Сбор материала к сочинению (сравнительная характеристика) | 2 | 29.11 03.12 | | Натура, характер, внешность, черты, фигура, способность |
38 39 | Сравнительная характеристика по данному плану (упр. 263) | 2 | 04.12 06.12 | | Добродушная, деятельная, живой характер, рассеянный, нрав |
40 41 | Сочинение − описание по картине Ю. Пименова «Спор» | 2 | 10.12 11.12 | | Место изображения, детали, желание убедить, взаимное уважение |
42 | Лингвистический анализ текстов разных стилей | 1 | 13.12 | | Типы речи, микротема, части текста, композиционные элементы |
43 44 | Комплексный анализ текста (упр. 274) | 2 | 17.12 18.12 | | Сабля, нагайка, невод, бляха, кувшин, фляга |
45 46 | Описание картины В. Попкова «Осенние дожди» | 2 | 20.1224.12 | | Колонна, сюртук, порыв ветра, силуэт, вдохновение |
47 48 | Составление текста на тему «Один день зимних каникул» | 1 | 25.1227.12 | | Мечта, желание, осуществить задуманное |
| III четверть | 30 ч. | | | |
III | Речь и речевое общение | | | | |
49 | Употребление в речи предложений с причастным оборотом | 1 | 14.01 | | Причастный оборот, зависимое слово |
50 | Лингвистический анализ текста (упр. 291) | 1 | 15.01 | | Долина, станица, духота, зной, жажда, равнина |
51 | Распространение предложений несогласованными определениями (упр.296) | 1 | 17.01 | | Стоял подбочась, депутаты, сосредоточенный, картуз |
52 | Употребление в речи предложений с деепричастным оборотом | 1 | 21.01 | | Деепричастный оборот, обстоятельство |
53 54 | Комплексный анализ текста «Святой хлеб» | 2 | 22.01 24.01 | | Сжатие, старожил, предупредил, неприглядный |
55 56 | Рассуждение на дискуссионную тему | 2 | 28.01 29.01 | | Рассуждение, дискуссия, аргументы, тезис, вывод |
57 | Роль обособленных членов предложения в тексте | 1 | 31.01 | | Косьба, пряный, запах, косцы, вжикала |
58 | Редактирование предложений с обособленными членами | 1 | 04.02 | | Уточняющие члены предложения, причастный оборот, деепричастный оборот |
59 60 | Способы сжатия текста | 2 | 05.02 07.02 | | Исключение, обобщение, замена |
61 62 | Комплексный анализ текста (упр.328) | 2 | 11.02 12.02 | | Роликовые коньки, новинка, тротуар, асфальт |
63 64 | Лингвистический анализ текста (упр. 338) | 2 | 14.02 18.02 | | Юмористично, обаятельно, хохотать, метафора |
65 | Составление текста о выдающемся человеке | 1 | 19.02 | | Воспоминания, перевод, звание, награда |
66 67 | Комплексный анализ текста (упр.340) | 2 | 21.02 25.02 | | Идея, модель, вспышка, реалист, восторг |
68 | Употребление обращений в речи | 1 | 26.02 | | Собеседник, контакт, незнакомец |
69 | Письмо другу, родителям | 1 | 28.02 | | Адресат, дорогой, приветствие |
70 | Поздравление | 1 | 03.03 | | Поздравление, пожелание |
71 | Деловое письмо (упр.357) | 1 | 04.03 | | Уважаемый, проект, деловое предложение |
72 | Составление предложений с вводными словами (упр.367) | 1 | 06.03 | | По сообщению, по мнению, по-моему, следовательно |
73 74 | Комплексный анализ текста (упр.374) | 2 | 10.03 11.03 | | Соображение, отношение, удовольствие, ближний |
75 | Составление текста − рассуждения о культуре поведения | 1 | 13.03 | | Высказывание, во-первых, во-вторых |
76 | Публичное выступление (упр.386) | 1 | 17.03 | | Публичное выступление, доказательство, авторитет |
77 78 | Употребление междометий в речи | 2 | 18.03 20.03 | | Настроение, эмоциональные сигналы |
| IVчетверть | 24ч. | | | |
IV | Речевая деятельность | | | | |
79 80 | Составление рассказа «Как я был самостоятельным» (упр.405) | 2 | 31.03 01.04 | | Почувствовать, самостоятельность, ответственность |
81 | Протокол. Структурные части протокола (упр.405) | 1 | 03.04 | | Косвенная речь, заседание, собрание, выступать |
82 | Лингвистический анализ текста (упр. 415) | 1 | 07.04 | | Батюшка, барин, поладил, владение, суд |
83 84 | Комплексный анализ текста «Ахматова» | 2 | 08.04 10.04 | | Сжатие, приёмы, собственность, рецензенты, критики |
85 | Составление текста с цитатами (упр.425) | 1 | 14.04 | | Цитата, особенности, выражение |
86 | Составление диалогов (упр.416) | 1 | 15.04 | | Диалог, реплика, прямая речь, слова автора |
87 | Рассказ (упр.417) | 1 | 17.04 | | Заголовок, тема, идея |
88 | Рассказ по данному началу (упр.419) | 1 | 21.04 | | Новичок, четверть, диалог |
89 90 | Описание картины В. Репки «Водитель Валя» | 2 | 22.04 24.04 | | Внешность, характер, лучший водитель |
91 | Устное сообщение на тему « О требованиях к устному выступлению (упр.428) | 1 | 28.04 | | Содержательность, ясность, доказательность, выразительность |
92 93 | Комплексный анализ текста (упр.432) | 2 | 29.04 01.05 | | Культура, способность, традиция, вера |
94 95 | Синтаксис и культура речи Нормы управления | 2 | 05.05 06.05 | | Манера поведения, личность, ощущения, достоинство |
96 | Обсуждение содержания текста (упр.432) | 1 | 08.05 | | Нормативный, этический, коммуникативный компоненты |
97 | Синтаксис и культура речи. Предложения с деепричастными оборотами (упр.445) | 1 | 12.05 | | Ситуация, корреспондент, впечатление, организация |
98 99 | Синтаксис и культура речи. Построение сложных предложений | 2 | 13.05 15.05 | | Словосочетание, предложение |
100 | Комплексный анализ текста (упр.442) | 1 | 19.05 | | Дивное творение, архитектор, турист, постройка |
101 | Объявление (упр.449) | 1 | 20.05 | | Агентство, объявление, внимание |
102 | Правила речевого этикета (урок-практикум) | 1 | 22.05 | | Привет, пока, до скорого |