СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса "Развитие речи" для 9 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса "Развитие речи" разработана для учащихся 9 класса Бобровской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". Программа составлена на основе учебника "Русский язык"  8 класс / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др./

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса "Развитие речи" для 9 класса»


«Казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области

«Бобровская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»


«Рассмотрено»

на заседании ШМО

Протокол № 1

от 28.08.2019 г.


«Согласовано»


Зам. директора по УВР


____________Е.В. Кудря




«Утверждаю»


Директор школы-интерната


____________И.В. Маликова


Приказ № 80/7 от 02.09.2019 г.



Принято на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 29.08.2019 г.





Рабочая программа

учебного курса «Развитие речи»

для 9 «Б» класса

на 2019-2020 учебный год



учителя I КК Плотниковой Любови Аркадьевны














2019г.






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса « Развитие речи » для 9 класса (основное общее образование) КОУ ВО «Бобровская ШИ» составлена на основе:

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования для обучающихся с нарушением слуха.

  • Авторской программы: Русский язык. Предметная линия учебников
    Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская,Н. М. Шанский и др.]. – 12-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2014.

Программа составлена на основе учебника: Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2018.− 271 с.

Цель курса: создание условий для совершенствования лингвистических знаний учащихся, для формирования готовности к моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения.

Задачи курса:

  • формирование навыков свободного владения родным языком в его устной и письменной формах; навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения;

  • углубление знаний учащихся о тексте и его важнейших признаках; о выразительных средствах языка и его стилистических ресурсах;

  • развитие умения осуществлять речевой самоконтроль, оценивая языковые явления с точки зрения нормативности; навыков применения полученных знаний и умений в повседневной речевой практике; умения пользоваться словарями и другими источниками информации.


Реализация специальных задач по развитию слухового восприятия, коррекции и компенсации нарушений психического и речевого развития обучающихся проводится на каждом уроке развития речи:

  • совершенствование всех видов речевой деятельности;

  • развитие речевого слуха и коррекция произношения на материале уроков развития речи;

  • развитие словесно-логического мышления;

  • обогащение словаря учащихся, введение и закрепление на уроках новых лексико-грамматических конструкций речи.


Место курса в учебном плане

Количество учебных часов:

в неделю – 3 ч., всего за год – 102 ч. (из расчета 34 учебных недели).

Срок реализации рабочей программы – один учебный год.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Язык - средство речевого общения.

Язык как средство общения. Постижение языка как целостной исторически сложившейся системы человеческого общения. Речевое общение. Формы общения. Языковые и неязыковые средства общения.
Языковая норма и её виды.

Понятие литературного языка. «Нелитературные» формы языка: диалектная речь (народные говоры, местные наречия), просторечие, жаргоны) и их отличительные признаки.

Нормированность ‒ отличительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и её признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические и пунктуационные).

Нормативные словари современного русского языка и спра­вочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справоч­ники по русскому правописанию.

Культура речи. Коммуникативный аспект культуры речи.

Понятие о культуре речи. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и эстетический. Выбор и организация языковых средств в соответствии со сфе­рой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения.

Основные требования к речи: правильность, точность, яс­ность, логичность, чистота, выразительность, уместность употреб­ления языковых средств.

Точность речи. Точность словоупотребления. Основные причины нарушения точности речи. Коррекция неточно сформу­лированной мысли.

Ясность речи. Основные условия достижения ясности, понят­ности речи. Правильное использование различных пластов лекси­ки как условие ясности речи. Умение разъяснить смысл малопо­нятных слов, употреблённых в речи.

Логическое ударение как средство достижения точности и ясности речи. Разные способы смыслового выделения ключевых слов текста (позиционный, интонационный, лексический, графи­ческий). Логичность речи. Композиция речи. Ошибки, связанные с нарушением логичности речи.

Богатство и разнообразие речи. Лексическо-фразеологическое и грамматическое богатство русского языка. Словообразование как источник речевого богатства. Заимствования − один из источни­ков обогащения русского языка.

Словарный запас человека и источники его пополнения.

Выразительность речи. Источник богатства и выразительности русской речи: звуковой строй языка; лексическая, словообразова­тельная, грамматическая синонимия; многозначность слова, анто­нимия и др.

Выразительные возможности русского словообразова­ния. Индивидуально-авторские новообразования; использование их в художественной речи. Словообразовательный повтор как изобразительное средство.

Лексическое богатство русского языка. Изобразительные возможности си­нонимов, антонимов, омонимов. Особенности употребления фра­зеологизмов в речи. Крылатые слова, пословицы и поговорки; их использование в речи.

Грамматические средства выразительности речи. Грам­матическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Стилистические функции некоторых синтаксичес­ких средств: порядка слов, однородных предложения, обращений).

Уместность речи. Стилевая, ситуативно-контекстуальная, личностно-психологическая уместность речи. Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка.

Текст.

Текст и его строение. Признаки текста. Тема и основная мысль текста. Микротема. Абзац. Смысловое и композиционное единство текста. Цепная и параллельная связи и их особенности. Лексическая связь предложений в тексте. Синтаксические средства связи. Морфологические средства связи. План. Простой и сложный план текста.

Типы речи.

Повествование. Актуализировать знания учащихся о типах речи. Повествование как рассказ о каком-либо событии в его временной последовательности. Обязательность сюжета в повествовании.

Описание как тип речи. Тексты описательного характера.
Композиция описания: общее представление о предмете, отдельные признаки предмета, авторская оценка, вывод. Анализ и создание текстов описаний разных видов: описание художественное и научное, портрет, пейзаж, описание предмета, картины.

Рассуждение. Композиция текста-рассуждения. Логическая и грамматическая связь между предложениями в рассуждении. Способы доказательства мысли в рассуждении. Анализ и создание текста-рассуждения.

Тезисы. Составление тезисного план. Конспект. Конспект как краткое письменное изложение содержания текста. Упрощение сложных синтаксических конструкций. Составление конспекта статьи.

Функциональные стили русского языка.

ункциональные стили русского языка и их отличительные особенности. Официально-деловой стиль. Составление текстов официально-делового стиля. Научный стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль. Анализ текстов, определение отличительных особенностей различных стилей.


Планируемые результаты

В результате изучения учебного курса «Развитие речи»

ученик должен

знать/понимать:

  • что такое текст и каковы его признаки;

  • композиционные особенности текстов различных типов речи;

  • средства и способы связи предложений в тексте;

  • типы и стили речи;

  • основные функциональные стили речи;

  • виды языковой и речевой норм;

  • основные аспекты культуры речи

уметь:

  • подводить под понятия предложенный текст;

  • работать с предложенным текстом, находя в нем характерные выразительные средства, определяя их роль;

  • править и редактировать текст;

  • определять тип речи и стиль текста;

  • создавать тексты разных типов и стилей;

  • строить устные и письменные высказывания с учётом норм литературного языка, вариантов их употребления;

  • употреблять словоформы разных частей речи в соответствии с этическими нормами;

  • правильно интонировать коммуникативные единицы языка;

  • пользоваться различными лингвистическими и толковыми словарями;

  • правильно подбирать лексические понятия;

  • создавать собственные высказывания, сохраняя стиль речи до конца высказывания;

  • грамматически правильно выстраивать свою речь;

  • усиливать эмоциональность речи за счет использования средств выразительности




















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. [Л.А.Тростенцова , Т.А. Ладыженская, , А.Д. Дейкина и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2018.

  2. Бердникова Е.Д., Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи. – М., 2000.

  3. Розенталъ Д.И. Сборник упражнений по русскому языку. Уч. пособие. –М.1989.

  4. Солганик Г. Л., Дроняева Т. С. Стилистика современного рус. яз. и культуры речи. – М., 2002.

  5. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. – М., 1989.

  6. Шустрова Л. В. Практическая стилистика русского языка. – М., 1994.

  7. Колесов В.В. Культура речи – культура поведения. – Л., 1988.

  8. Львова С.И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. − М., 2004.

  9. Скворцов Л.Л. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. − М., 1996.


Словари:

  1. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. ‒ М., 2004.

  2. Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. ‒ М., 2003.

  3. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? − М 1983.

  4. Скорлуповская Е.В., Снетова ГЛ. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами ‒ М., 2000.


Интернет-ресурсы:

  1. http://rus.1september.ru/ Журнал «Русский язык»

  2. http://school-collection.edu.ru/ Материалы по русскому языку

  3. http://открытыйурок.рф/статьи/637373/ Фестиваль педагогических общеобразовательный портал»

  4. http://gramota.ru/ – Справочно-информационный портал «Грамота.ru»























КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

В неделю – 3ч., всего за год – 102ч.

п/п

Название раздела, тема урока

Кол- во часов

Дата


Словарь

По плану

Факт.


I четверть


27 ч.




1

Введение. Речь и речевое общение

1

03.09


Речь, общение, настроение, эмоция, жест

I

Текст





2

Текст и его строение

1

04.09


Абзац, микротема, единица речи, делимость на части

3

Тема и основная мысль текста

1

06.09


Высказывание, лексическая и логическая связь

4

5

Содержательные и языковые способы сокращения текста

2

10.09

11.09


Обобщение, исключение повторов, замена, слияние, упрощение

6

Микротема текста

1

13.09


Тема, микротема, части текста, композиционные элементы

7

Смысловое и композиционное единство текста

1

17.09



Композиция, строение, тема, абзац

8

План текста

1

18.09


Тема, микротема, абзац, простой и сложный план

II

Типы речи





9

10

Типы речи. Повествование

2

20.09

24.09


Описание, повествование, рассуждение, признаки

11

Сбор материала к сочинению «Летние открытия»

1

25.09


Удивился, впечатление, занятие, удовольствие, открытие

12

13

Комплексный анализ текстов разных стилей

2

27.09

01.10


Типы речи, микротема, части текста, композиционные элементы

14

Лингвистический анализ текста (упр. 167)

1

02.10


Реформа, алфавит, шрифт, гражданский, комиссия

15

Типы речи. Рассуждение

1

04.10


Рассуждение, тезис, аргумент, вывод

16

Аргументация (упр. 168)

1

08.10



Рассуждение, тезис, аргумент, вывод

17

Употребление в речи односоставных предложений

1

09.10


Назывные, номинативные предложения, событие, явление

18

19

Написание инсценировки

(упр. 179)

2

11.10

15.10


Инсценировка, инсценировать, место, действие


20

Составление текста – повествования «Мои первые впечатления» (упр. 182)

1

16.10


Раннее детство, воспоминания, впечатления, память

21

Составление текста «Перед выступлением» (упр. 188)

1

18.10


Воспоминание, действие, переживание, обобщенное лицо

22

Написание инструкции

(упр. 198)

1

22.10



Инструкция, рекомендация, эксплуатация

23

Комплексный анализ текста (упр. 195)

1

23.10


Притертый стержень, поршень, пробка, горлышко

24

Употребление в речи безличных предложений

1

25.10


Безличное значение, категория состояния

25

26

Комплексный анализ текста (упр. 208)

2

29.10

30.10


Торф, обильный, благосостояние, до боли в сердце

27

Составление диалога на тему «После ремонта дома»

(упр. 215)

1

01.11


Тема, микротема, абзац, простой и сложный план



II четверть


21 ч.




28

Типы речи. Описание

1

12.11


Описание, деталь, портрет, внешность, особенность

29

Составление текста – описания «Из окна автобуса» (упр. 228)

1

13.11


Вид, пейзаж, наблюдение, описание

30

Сравнительная характеристика

1

15.11



Внешний вид, особенность, портрет, характер, черта

31

Комплексный анализ текста (упр. 242)

1

19.11


Страсть, способности, сравнительная характеристика

32

Однородные и неоднородные определения в описании внешности

1

20.11



Однородные и неоднородные определения, интонация

33

34


Сближение значений неоднородных определений в художественном тексте

2

22.11

26.11


Сближение значений, характеризуют предмет с одной стороны

35

Комплексный анализ текста (упр. 246)

1

27.11



Худощавая фигура, пленительный, контраст, благородная форма

36

37

Сбор материала к сочинению (сравнительная характеристика)

2

29.11

03.12



Натура, характер, внешность, черты, фигура, способность

38

39

Сравнительная характеристика по данному плану (упр. 263)

2

04.12

06.12


Добродушная, деятельная, живой характер, рассеянный, нрав

40

41

Сочинение − описание по картине Ю. Пименова «Спор»

2

10.12

11.12


Место изображения, детали, желание убедить, взаимное уважение



42

Лингвистический анализ текстов разных стилей

1

13.12



Типы речи, микротема, части текста, композиционные элементы

43

44

Комплексный анализ текста (упр. 274)

2

17.12

18.12


Сабля, нагайка, невод, бляха, кувшин, фляга

45

46

Описание картины В. Попкова «Осенние дожди»

2

20.1224.12



Колонна, сюртук, порыв ветра, силуэт, вдохновение

47

48

Составление текста на тему «Один день зимних каникул»

1

25.1227.12


Мечта, желание, осуществить задуманное



III четверть


30 ч.




III

Речь и речевое общение





49

Употребление в речи предложений с причастным оборотом

1

14.01


Причастный оборот, зависимое слово

50

Лингвистический анализ текста (упр. 291)

1

15.01


Долина, станица, духота, зной, жажда, равнина

51

Распространение предложений несогласованными определениями (упр.296)

1

17.01


Стоял подбочась, депутаты, сосредоточенный, картуз

52

Употребление в речи предложений с деепричастным оборотом

1

21.01


Деепричастный оборот, обстоятельство

53

54

Комплексный анализ текста «Святой хлеб»

2

22.01

24.01


Сжатие, старожил, предупредил, неприглядный

55


56

Рассуждение на дискуссионную тему

2

28.01

29.01


Рассуждение, дискуссия, аргументы, тезис, вывод

57

Роль обособленных членов предложения в тексте

1

31.01


Косьба, пряный, запах, косцы, вжикала

58

Редактирование предложений с обособленными членами

1

04.02


Уточняющие члены предложения, причастный оборот, деепричастный оборот

59

60

Способы сжатия текста

2

05.02

07.02


Исключение, обобщение, замена

61

62

Комплексный анализ текста (упр.328)

2

11.02

12.02


Роликовые коньки, новинка, тротуар, асфальт

63

64

Лингвистический анализ текста (упр. 338)

2

14.02

18.02


Юмористично, обаятельно, хохотать, метафора

65

Составление текста о выдающемся человеке

1

19.02


Воспоминания, перевод, звание, награда

66

67

Комплексный анализ текста (упр.340)

2

21.02

25.02


Идея, модель, вспышка, реалист, восторг


68

Употребление обращений в речи

1

26.02


Собеседник, контакт, незнакомец

69

Письмо другу, родителям

1

28.02


Адресат, дорогой, приветствие

70

Поздравление

1

03.03


Поздравление, пожелание

71

Деловое письмо (упр.357)

1

04.03


Уважаемый, проект, деловое предложение

72

Составление предложений с вводными словами (упр.367)

1

06.03


По сообщению, по мнению, по-моему, следовательно

73

74

Комплексный анализ текста (упр.374)

2

10.03

11.03


Соображение, отношение, удовольствие, ближний

75

Составление текста − рассуждения о культуре поведения

1

13.03


Высказывание, во-первых, во-вторых

76

Публичное выступление (упр.386)

1

17.03


Публичное выступление, доказательство, авторитет

77

78

Употребление междометий в речи

2

18.03

20.03


Настроение, эмоциональные сигналы



IVчетверть


24ч.




IV

Речевая деятельность





79

80

Составление рассказа «Как я был самостоятельным» (упр.405)

2

31.03

01.04


Почувствовать, самостоятельность, ответственность

81

Протокол. Структурные части протокола (упр.405)

1

03.04


Косвенная речь, заседание, собрание, выступать

82

Лингвистический анализ текста (упр. 415)

1

07.04


Батюшка, барин, поладил, владение, суд

83

84

Комплексный анализ текста «Ахматова»

2

08.04

10.04


Сжатие, приёмы, собственность, рецензенты, критики

85

Составление текста с цитатами (упр.425)

1

14.04


Цитата, особенности, выражение

86

Составление диалогов (упр.416)

1

15.04



Диалог, реплика, прямая речь, слова автора

87

Рассказ (упр.417)

1

17.04


Заголовок, тема, идея

88

Рассказ по данному началу (упр.419)

1

21.04


Новичок, четверть, диалог

89

90

Описание картины В. Репки «Водитель Валя»

2

22.04

24.04


Внешность, характер, лучший водитель

91

Устное сообщение на тему « О требованиях к устному выступлению (упр.428)

1

28.04


Содержательность, ясность, доказательность, выразительность

92

93

Комплексный анализ текста (упр.432)

2

29.04

01.05


Культура, способность, традиция, вера

94

95

Синтаксис и культура речи Нормы управления

2

05.05

06.05


Манера поведения, личность, ощущения, достоинство

96


Обсуждение содержания текста (упр.432)

1

08.05


Нормативный, этический, коммуникативный компоненты

97

Синтаксис и культура речи. Предложения с деепричастными оборотами (упр.445)

1

12.05


Ситуация, корреспондент, впечатление, организация

98

99

Синтаксис и культура речи. Построение сложных предложений

2

13.05

15.05


Словосочетание, предложение

100

Комплексный анализ текста (упр.442)

1

19.05



Дивное творение, архитектор, турист, постройка

101

Объявление (упр.449)

1

20.05


Агентство, объявление, внимание

102


Правила речевого этикета (урок-практикум)

1

22.05


Привет, пока, до скорого




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!