МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СОВХОЗНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
СЕМИЛУКСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла Протокол от 23.08.2021 г. № 1 | Согласовано Заместитель директора по УВР ________ Зубова М.Э. | Принята педагогическим советом Протокол от 26.08.2021 г. № 1 | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Совхозной СОШ __________Богомолов А.А. Приказ от 30.08.2021 г. № 80 |
Рабочая программа учебного курса «Способы решения нестандартных уравнений и неравенств»
10 класс
с. Гремячий Колодезь
2021 год
Рабочая программа учебного курса
по математике
«СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ»
Курс «СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ» предназначен для изучения в 10 классе общеобразовательныой школы и рассчитан на 34 часа.
Содержание рабочей программы элективного курса развивает базовый курс математики на старшей ступени общего образования, реализует принцип дополнения изучаемого
материала на уроках алгебры и начал анализа системой упражнений, которые углубляют
и расширяют школьный курс и одновременно обеспечивает преемственность в знаниях и
умениях учащихся основного курса математики 10-11 классов. Курс предусматривает изучение методов решения уравнений и неравенств с модулем, параметрами, расширение и углубление знаний учащихся по решению тригонометрических, иррациональных уравнений и неравенств.
Рабочая программа составлена с использованием учебника «Алгебра и начала математического анализа» учебник для общеобразовательных организаций: базовый и углублённый уровни /Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, М.В.Ткачёва и др./ - М.: Просвещение, 2017.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные:
1) формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно–исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
6) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
7) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
Метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
5) умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
6) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
7) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные:
1) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
2) владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах изучения, об особенностях их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
3) умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
4) умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а так же приводимые к ним уравнения, неравенства и системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практике;
5) умение применять изученные понятия, результаты и методы для решения задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению алгоритмов
Планируемые предметные результаты изучения курса
Обучающийся научится:
Использовать: общие сведения об уравнениях, неравенствах и их системах,
методы решения неравенств и систем уравнений,
основные приёмы и методы решения, уравнений и неравенств с модулем и параметрами, линейных, квадратных уравнений и неравенств с параметрами , иррациональных, тригонометрических уравнений
и неравенств, в том числе с параметрами, самостоятельно искать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию
Обучающийся получит возможность:
- научиться применять изученные понятия, результаты и методы при решении уравнений различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов, применять изученные методы и приемы при решении уравнений и неравенств, проводить исследования при решении уравнений и неравенств с параметрами.
Содержание элективного учебного предмета
Программа содержит следующие темы:
“Общие сведения об уравнениях, неравенствах и их системах” 2 часа
Основные определения. Область допустимых значений. О системах и совокупностях
уравнений и неравенств.
“Методы решения уравнений” 2 часа
Общие методы преобразования уравнений (рациональные корни уравнения, “избавление” от знаменателя, замена переменной в уравнении). Представление
о рациональных алгебраических выражениях. Дробно-рациональные алгебраические
уравнения. Общая схема решения. Метод замены при решении дробно-рациональных
уравнений.
“Методы решения неравенств” 2 часа
Некоторые свойства числовых неравенств. Неравенства с переменной. Квадратичные
неравенства. Метод интервалов для рациональных неравенств. Метод замены
множителей. Дробно-рациональные алгебраические неравенства. Общая схема решения
методом сведения к совокупности систем. Метод интервалов решения дробно-рациональных алгебраических неравенств.
“Методы решения систем уравнений” 2 часа
Системы алгебраических уравнений. Замена переменных. Однородные системы.
Симметрические системы.
“Уравнения с модулем” 2 часа
Модуль числа. Свойства модуля. Преобразование выражений, содержащих модуль.
Геометрическая интерпретация модуля. Преобразование выражений, содержащих
модуль, используя его определение. График функции y = ¦x¦. Методы решения уравнений
с модулем. Решение комбинированных уравнений, содержащих переменную и
переменную под знаком модуля. Построение графиков функций, содержащих
неизвестное под знаком модуля.
“Неравенства с модулем” 2 часа
Теорема о равносильности неравенства с модулем и рационального неравенства.
Основные методы решения неравенств с модулем.
“Уравнения с параметрами” 2 часа
Понятие уравнения с параметром, примеры. Контрольные значения параметра. Основные
методы решения уравнений с параметром. Линейные уравнения с параметром.
“Неравенства с параметрами” 2 часа
Понятие неравенства с параметром, примеры. Основные методы решения неравенств с
параметрами. Линейные неравенства с параметрами.
“Квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметр” 3 часа
Теорема Виета. Расположение корней квадратного трёхчлена. Алгоритм решения
уравнений. Аналитический и графический способы. Решение уравнений с нестандартным
условием.
“Иррациональные уравнения и неравенства” 3 часа
Представление об иррациональных алгебраических функциях. Понятие
арифметических и алгебраических корней. Иррациональные алгебраические выражения
и уравнения. Уравнения с квадратными радикалами. Замена переменной. Замена с
ограничениями. Неэквивалентные преобразования. Сущность проверки.
Метод эквивалентных преобразований уравнений с квадратными радикалами.
Сведение иррациональных уравнений к системам. Освобождение от кубических
радикалов. Метод оценки. Использование монотонности. Использование однородности.
Иррациональные алгебраические неравенства. Почему неравенства с радикалами
сложнее уравнений. Эквивалентные преобразования неравенств. Стандартные схемы
освобождения от радикалов в неравенствах (сведение к системам и совокупностям
систем). Дробно-иррациональные неравенства. Сведение к совокупностям систем.
Метод интервалов при решении иррациональных неравенств. Замена при решении
иррациональных неравенств.
“Тригонометрические уравнения и неравенства” 6 часов
Простейшие тригонометрические уравнения. Сведение тригонометрических уравнений
простейшим с помощью тождественных преобразований. Сведение тригонометрического
уравнения к рациональному с одним неизвестным. Метод решения тригонометрических
уравнений и неравенств. Отбор корней в тригонометрических уравнениях. Примеры
систем тригонометрических уравнений. Уравнения и неравенства, содержащие обратные
тригонометрические функции. Обобщение метода интервалов на тригонометрической
окружности. Решение тригонометрических неравенств методом интервалов.
«Уравнения и неравенства с двумя неизвестными» 3 часа
Решение линейных уравнений с двумя неизвестными. Решение линейных неравенств с двумя неизвестными. Решение нелинейных уравнений с двумя неизвестными. Решение нелинейных неравенств с двумя неизвестными.
“Нестандартные методы решения уравнений и неравенств” 3 часов
Применение свойств квадратного трехчлена. Использование свойств функции (свойство
ограниченности, монотонности). Использование суперпозиций функций.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс, 1ч в неделю, всего 34 ч
№ | Тема урока | Количество часов |
1 | Общие сведения об уравнениях, неравенствах и их системах | 2 |
| Методы решения уравнений | 2 |
2 | Методы решения неравенств | 2 |
3 | Методы решения систем уравнений | 2 |
4 | Уравнения с модулем | 2 |
5 | Неравенства с модулем | 2 |
6 | Уравнения с параметрами | 2 |
7 | . Неравенства с параметрами | 2 |
8 | Квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметр | 3 |
9 | Иррациональные уравнения и неравенства | 3 |
10 | Тригонометрические уравнения и неравенства | 6 |
11 | Решение уравнений и неравенств с двумя неизвестными | 3 |
12 | Нестандартные методы решения уравнений и неравенств | 3 |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по данному учебному курсу:
1. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый и углублённый уровни /Ш.А.Алимов, Ю.М.Колягин, М.В.Ткачёва и др./ - М.: Просвещение, 2017.
2.« Способы решения нестандартных уравнений и неравенств: Элективный курс по
математике для учащихся 10-11классов / Сост. Е.Г. Володькин, Т.С. Кармакова, И.Д. Шелягина –Хабаровск: Изд-во ХК ИПП ПК, 2006.- 60с.
3 .Математика. Задачи с параметрами . Высоцкий В.С. М.: Экзамен, 2018 - 316