СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса "Технология" основного (общего) образования 11 класс (базовый уровень)

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса "Технология" основного (общего) образования 11 класс (базовый уровень)»

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ 11 КЛАСС



Рабочая программа разработана учителем технологии Подлесных Александром Петровичем.

Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 11 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. №1897.

Данная рабочая программа по технологии составлена на основе:

• Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;

• требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном

государственном образовательном стандарте основного общего образования;

• программы развития и формирования универсальных учебных действий;

• программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

• авторской программы по технологии (базовый уровень) В.Д.Симоненко для 10-11 класса общеобразовательной школы;

  • примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 года № 1/15) http://www.fgosreestr.ru/reestr;

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30. 08. 2010г. №889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные Приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

• Методического письма «О преподавании учебного предмета «Технология» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».

  • Приказ №1-907 от 27.08.2012г. «О внесении дополнений в региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования», утвержденный приказом комитета образования и науки Курской области от 23.03.2007г. №1-421 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования» (в редакции приказа комитета образования и науки Курской области от 17.08.2012г. №1-893);

  • Календарный учебный график структурного подразделения «Центр сетевого взаимодействия» МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» на 2019-2020 учебный год;

  • Учебный план структурного подразделения «Центр сетевого взаимодействия» МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» на 2019-2020 учебный год ».



В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами НОО, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. Также рабочая программа соответствует требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и реализует программу формирования универсальных учебных действий.

Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук.


Изучение Технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

  • развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;

  • воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;

  • формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.


В процессе преподавания предмета «Технология» решаются следующие задачи:

§ формирование политехнических знаний и экологической культуры;

§ привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;

§ ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

§ развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи;

§ обеспечение учащимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;

§ воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;

§ овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;

§ использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.




Приоритетные формы методы работы с учащимися

Формы организации познавательной деятельности

  • Фронтальная;

  • Групповая;

  • Парная;

  • Индивидуальная.

Методы и приемы обучения

  • Объяснительно-иллюстративный метод обучения;

  • Поисковый метод;

  • Проектный метод

  • Игровой метод

  • Метод проблемного обучения;

  • Анализ;

  • Дискуссия;

  • Диалогический метод;

  • Практическая деятельность.


Приоритетные виды и формы контроля

Формы контроля:

  • тестирование;

  • устный контроль;

  • самоконтроль;

  • выполненные задания в рабочей тетради;

  • результаты практических работ.

Содержание контроля:

  • знание понятия, термины;

  • умение самостоятельно отбирать материал, анализировать деятельность человека, высказывать свои суждения, строить умозаключения;

  • умение использовать полученные знания на практике.










Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

Базовый учебник.

  1. Технология: базовый уровень: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2016. -224 с.


МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. Примерная программа среднего общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ: www.mon.gov.ru.

2. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 5-11 кл. – М.: Просвещение, 2006.-240 с.

3. Сборник нормативных документов. Технология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.-198 с.

4. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Книга для учителя. М.: Вентана-Графф, 2003.-268 с.

5. Технология. Базовый уровень: 10 - 11 классы: методические рекомендации / В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш. – М.: «Вентана-Граф», 2012.-272 с.

6. Технология.10-11 классы. Рабочие программы, элективные курсы. Методическое пособие / Сос.: Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, Т.В.Озерова.-

2–е изд., стереотип.-М.:Издательство «Глобус», 2009.-224 с.

7. Технология.Творческие проекты: организация работы / авт.-сост. А.В. Жадаева, А.В. Пяткова.- Волгоград: Учитель, 2011.-88 с.

8. Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для

учащихся / авт.- сост. Н.А. Пономарева.- Волгоград: Учитель, 2010.-107 с.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


1. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. - М.: Московский рабочий, 1973г.

2. Горский В.А. Техническое творчество юных конструкторов. - М.: ДОСААФ, 1980г.

3. Джонс Дж. Методы проектирования. - М.: Мир, 1986г.

4. Элотин Б., Зусман А. Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения. - Кишинев: Лумина, 1998г.

5. Кудрявцев ТВ. Психология технического мышления. - М.: Педагогика, 1974г.

6. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978г.

7. Толяко В.А. Психология решения школьниками творческих задач. - Киев: Рад. школа, 1983г.

8. Петрович М.Т., Цуриков В. Путь к изобретению. - М.: Молодая гвардия, 1986г.

9. Растрагин Л. А. По воле случая. - М.: Молодая гвардия, 1986г.

10. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества. - М.: Просвещение, 1990г.

11. Тринг, Лейтуэйт. Как - изобретать? - М.: Мир, 1980г.

12. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учебное пособие для 8 - 11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1995г.

13. Кламов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990г.

14. Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8 - 11 классов общеобразовательных учреждений. Под ред. С.Н. Чистяковой. - М.: Просвещение, 1997г.






Общая характеристика предмета «Технология»

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

• технологическая культура производства;

• распространенные технологии современного производства;

• культура, эргономика и эстетика труда;

• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

• основы черчения, графики, дизайна;

• элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

• знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;

• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

• методы технической, творческой, проектной деятельности;

• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.


В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Причем проекты могут выполняться учащимися как в специально выделенное в программе время, так и интегрироваться с другими разделами программы. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости



Основной формой обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в примерной программе направлены на освоение различных технологий. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.


Для практических работ в соответствии с имеющимися возможностями выбираются такие объекты, процессы или темы проектов для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом должна учитываться посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.


Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.


Место предмета в учебном плане



Программа предполагает обучение в 11 классах в объеме 34 часа в год, 1 час в неделю.


Рабочая программа 11 класса включает в себя следующие разделы: «Производство, труд и технологии», «Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг», «Творческая проектная деятельность», «Профессиональное самоопределение и карьера». Обучение старшеклассников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Изучение материала программы, связанного с практическими работами предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности обучающихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.


На основании плана работы образовательного учреждения проводится воспитательная деятельность, направленная на воспитание и

социализацию обучающихся в соответствии с основными направлениями Воспитательной компоненты:

  • гражданско-патриотическое воспитание;

  • нравственное и духовное воспитание;

  • воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

  • интеллектуальное воспитание;

  • здоровьесберегающее воспитание;

  • социокультурное и медиакультурное воспитание;

  • культуротворческое и эстетическое воспитание;

  • правовое воспитание и культура безопасности;

  • воспитание семейных ценностей;

  • формирование коммуникативной культуры;

  • экологическое воспитание.






Планируемые результаты освоения учебного предмета


Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.


Приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:

  • определение адекватных способов решения учебных задач на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

  • творческое решение учебных и практических задач (умение мотивировано отказаться от образца, искать оригинальные решения); самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;

  • приведение примеров, подбор аргументов, формирование выводов; изложение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • умение перефразировать мысль (объяснить другими словами); выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари. Интернет-ресурсы и др.;

  • владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива)

  • оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных и правовых норм, эстетических ценностей.


Основными результатами освоения обучающимися образовательной области «Технология» являются:

  • овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг, структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда;

  • овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами;

  • наличие умений ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;

  • формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;

  • развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.







Распределение учебных часов по разделам программы

Количество часов, отводимых на изучение каждой темы, приведено в таблице:


Учебно - тематический план

Разделы, темы

Количество часов


Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг.

Творческая проектная деятельность


16

  1. Выбор объекта проектирования и требования к нему.

2

  1. Расчёт себестоимости изделия.

1

  1. Документальное представление проектируемого продукта труда.

4

  1. Организация технологического процесса.

1

  1. Выполнение операций по созданию продуктов труда.

4

  1. Анализ результатов проектной деятельности.

2

  1. Презентация проектов и результатов труда.

2

Производство, труд и технологии

8

  1. Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда.

1

  1. Структура и составляющие современного производства

3

  1. Нормирование и оплата труда.

2

  1. Культура труда и профессиональная этика

2

Профессиональное самоопределение и карьера

8

  1. Этапы профессионального становления и карьера.

2

  1. Рынок труда и профессий.

2

  1. Центры профконсультационной помощи.

2

  1. Виды и формы получения профессионального образования.

1

  1. Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства.

1

Творческая проектная деятельность

2

1. Планирование профессиональной карьеры. Презентация.

2

Итого:

34






Содержание учебного предмета «Технология» 11 класс

(34 часа, 1 час в неделю)


Технология проектирования и создания материальных объектов и услуг. Творческая проектная деятельность (16 ч.)

  1. Выбор объекта проектирования и требования к нему (2 ч).

Теоретические сведения. Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта. Определение требований и ограничений к объекту проектирования. Выбор объекта проектирования.

Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием методов ТРИЗ. Выбор материалов для изготовления проектного изделия. Механические свойства материалов.

Практические работы. Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта. Выбор материалов для проектного изделия. Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием морфологического анализа, ФСА и др.


  1. Расчет себестоимости изделия (1 ч.)

Теоретические сведения. Понятие себестоимости, стоимости и рыночной цены изделия. Составляющие себестоимости продукции, накладные расходы, формула себестоимости. Расчет себестоимости проектных работ. Формула прибыли. Статьи расходов проекта. Цена проекта. Оплата труда проектировщика.

Практическая работа. Предварительный расчет материальных затрат на изготовление проектного изделия.


  1. Документальное представление проектируемого продукта труда (4 ч.)

Теоретические сведения. Стандартизация как необходимое условие промышленного проектирования. Проектная документация: технический рисунок, чертеж, сборочный чертеж, резюме по дизайну, проектная спецификация. Использование компьютера для выполнения чертежа проектируемого изделия.

Практические работы. Составление резюме и дизайн -спецификации проектируемого изделия. Выполнение рабочих чертежей проектируемого изделия.


  1. Организация технологического процесса (1 ч.)

Теоретические сведения. Технологический процесс изготовления нового изделия. Технологическая операция. Технологический переход. Маршрутные и операционные карты. Содержание и правила составления технологической карты. Организация рабочего места. Требования к организации рабочего места. Технологический переход.

Практическая работа. Выполнение работ по организации рабочего места. Выполнение технологической карты проектного изделия.


  1. Выполнение операций по созданию продуктов труда (4 ч)

Теоретические сведения. Реализация технологического процесса изготовления деталей. Процесс сборки изделия из деталей. Соблюдение правил безопасной работы. Промежуточный контроль этапов изготовления.

Практическая работа. Изготовление проектируемого объекта.


  1. Анализ результатов проектной деятельности (2 ч)

Теоретические сведения. Понятие качества материального объекта, услуги, технического процесса. Критерии оценки результатов проектной деятельности. Проведение испытаний объекта. Самооценка проекта. Рецензирование.

Практическая работа. Апробация готового проектного изделия и его доработка, самооценка проекта.


  1. Презентация проектов и результатов (2 ч.)

Теоретические сведения. Критерии оценки выполненного проекта. Критерии оценки защиты проекта. Выбор формы презентации. Использование технических средств в процессе презентации. Презентация проектов и результатов труда. Оценка проектов.

Практическая работа. Организация и проведение презентации проектов.

Производство, труд и технологии (8 час).

  1. Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда (1 ч)

Теоретические сведения. Виды деятельности человека. Профессиональная деятельность, ее цели, принципиальное отличие от трудовой деятельности. Человек как субъект профессиональной деятельности. Исторические предпосылки возникновения профессий. Разделение труда. Формы разделения труда. Специализация как форма общественного разделения труда и фактор развития производства. Понятие кооперации. Понятие специальности и перемены труда.

Практические работы. Определение целей, задач и основных компонентов своей будущей профессиональной деятельности. Определение по видам специализации труда: профессии родителей, преподавателей школы, своей предполагаемой профессиональной деятельности. Анализ форм разделения труда в организации.

  1. Структура и составляющие современного производства (3 ч)

Теоретические сведения. Производство как преобразовательная деятельность. Составляющие производства. Средства производства: предметы труда, средства труда (орудия производства). Технологический процесс. Продукты производственной (преобразовательной) деятельности: товар, услуги. Материальная и нематериальная сферы производства, их состав, соотношение и взаимосвязи. Особенности развития сферы услуг. Формирование межотраслевых комплексов. Производственное предприятие. Производственное объединение. Научно-производственное объединение. Структура производственного предприятия.

Практические работы. Определение сферы производства промышленных предприятий своего региона (района) и типа предприятия: производственное предприятие, объединение, научно-производственное объединение. Посещение производственного предприятия, определение составляющих конкретного производства.

  1. Нормирование и оплата труда (2 ч)

Теоретические сведения. Система нормирования труда, её назначение. Виды норм труда. Организации, устанавливающие и контролирующие нормы труда. Система оплаты труда. Тарифная система и ее элементы: тарифная ставка и тарифная сетка. Сдельная, повременная и договорная формы оплаты труда. Виды, применение и способы расчёта. Роль форм заработной платы в стимулировании труда.

Практические работы. Изучение нормативных производственных документов. Определение вида оплаты труда для работников определенных профессий.

  1. Культура труда и профессиональная этика (2 ч)

Теоретические сведения. Понятие культуры труда и ее составляющие. Технологическая дисциплина. Умение организовывать своё рабочее место. Дизайн рабочей зоны и зоны отдыха. Научная организация труда. Обеспечение охраны и безопасности труда. Эффективность трудовой деятельности.

Понятия «мораль» и «нравственность». Категории нравственности. Нормы морали. Этика как учение о законах нравственного поведения. Профессиональная этика и её виды.

Практические работы. Расчет эффективности трудовой деятельности по изготовлению проектного изделия. Анализ своего учебного дня и предложения по его реорганизации, повышающие эффективность учебы. Обоснование смысла и содержания этических норм своей будущей профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение и карьера (8 ч.)

  1. Этапы профессионального становления и карьера (2 ч)

Теоретические сведения. Понятие профессионального становления личности. Этапы и результаты профессионального становления личности. Понятие карьеры, должностного роста и призвания. Факторы, влияющие на профессиональную подготовку. Планирование профессиональной карьеры.

Практические работы. Определение целей, задач и основных этапов своей будущей профессиональной деятельности. Составление плана своей будущей профессиональной карьеры.

  1. Рынок труда и профессий (2 ч)

Теоретические сведения. Рынок труда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос и предложения на различные виды профессионального труда. Способы изучения рынка труда и профессий. Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования. Центры занятости. Профессиональная деятельность в различных сферах экономики. Классификация профессий. Профессиональная деятельность в сфере индустриального Производства, агропромышленного производства, в легкой и пищевой промышленности, в общественном питании и в сфере перспективных технологий.

Практические работы. Изучения регионального рынка труда. Изучение содержания трудовых действий, уровня образования, заработной платы, мотивации, удовлетворённости трудом работников различных профессий. Тестирование для определения склонности к роду профессиональной деятельности.

  1. Центры профконсультационной помощи (2ч.)

Теоретические сведения. Профконсультационная помощь: цели, задачи. Методы и формы работы специализированных центров занятости. Виды профконсультационной помощи: справочно-информационная, диагностическая, психологическая, корректирующая, развивающая.

Практическая работа. Посещение центров профконсультационной помощи и знакомство с их работой.

  1. Виды и формы получения профессионального образования (1 ч.)

Теоретические сведения. Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование. Региональный рынок образовательных услуг. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг.

Практическая работа. Изучение регионального рынка образовательных услуг.

  1. Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства (1 ч.)

Теоретические сведения. Проблемы трудоустройства. Формы самопрезентации. Понятие «профессиональное резюме». Правила составления профессионального резюме. Автобиография как форма самопрезентации. Собеседование. Правила самопрезентации при посещении организации. Типичные ошибки при собеседовании.

Практическая работа. Составление автобиографии и профессионального резюме.


Творческая проектная деятельность 2 час.

Планирование профессиональной карьеры (1ч.)

Теоретические сведения. Определение жизненных целей и задач. Составление плана действий по достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств. Обоснование выбора специальности и выбора учебного заведения.

Практическая работа. Выполнение проекта «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»

Презентация проектной деятельности (1 ч.)



Календарно – тематическое планирование 11 класс


Номер и название темы

Количество

часов

Содержание уроков

Темы практических работ

Требования к уровню подготовки уч-ся

Методы и формы обучения. Вид контроля

Дата

План

Факт


Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг. Творческая проектная деятельность-16 ч.




1. Выбор объекта проектирования и требования к нему

1.Выбор объекта проектирования и требования к нему.





2.Требования объекту проектирования.




1







1




1. Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта. Определение требований и ограничений к объекту проектирования. Выбор объекта проектирования.

2. Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием метода ТРИЗ. Выбор материала для изготовления проекта.

Выбор направления сферы деятельности для выполнения проекта.

Выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия с использованием метода ТРИЗ.

Выбор материала для изготовления проекта.

Уметь:

- определять выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия на основе анализа;

-формулировать требования к объекту проектирования;

- делать выбор материала для проектируемого изделия;

- делать выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия на основе анализа.

Творческая работа по проектированию.

Устный опрос; контроль по результатам практической работы.



2. Расчет себестоимости изделия

1

Составляющие себестоимости продукции, накладные расходы, формулы себестоимости

Расчет себестоимости проектных работ. Формула прибыли. Статьи расходов проекта. Цена проекта.

Предварительный расчет материальных затрат на изготовление проектного изделия


Знать/понимать:

- из чего складывается себестоимость продукции;

- отличие себестоимости от рыночной цены;

- рассчитывать себестоимость


проектируемого изделия;

- делать предварительный расчет материальных затрат на изготовление проектного изделия

Объяснение нового материала; конспектирование; практическая работа.

Контроль по итогам практической работы



3. Документальное представление проектируемого продукта труда.


1.Стандартизация при проектировании.




2.Проектная документация: резюме по дизайну, проектная спецификация.


3.Проектная документация: технический рисунок, чертёж.


4.Выполнение технического рисунка и рабочих чертежей проекта.






1






1






1





1






1. Стандартизация при проектировании. Проектная документация: резюме по дизайну, проектная спецификация.


2. Использование компьютера для выполнения проектной документации.




3 . Проектная документация: технический рисунок, чертеж, сборочный чертеж.



4.Выполнение технических рисунков и рабочих чертежей проектируемого изделия.

Составление резюме по дизайну.

Составление проектной спецификации проектируемого изделия.

Выполнение эскизов, технических рисунков проектируемого изделия.

Выполнение рабочих чертежей проектируемого изделия

Знать/понимать:

- что такое стандартизация;

-что входит в понятие «проектная документация»;

Что представляют собой эскиз, чертеж, сборочный чертеж проектируемого изделия. Уметь:

- составлять резюме по дизайну проектируемого изделия;

- выполнять проектную спецификацию проектируемого изделия;

- выполнять эскиз проектируемого изделия.

Выполнять чертежи проектируемого изделия

Объяснение нового материала; конспектирование; практическая работа.

Контроль по итогам практической работы



4.Организация технологического процесса

1

Технологический процесс изготовления нового изделия. Технологическая операция. Технологический переход. Содержание и составление технологической карты.

Составление технологической карты проектного изделия

Знать/понимать:

- что входит в понятие «технологический процесс»;

- что представляет собой технологическая операция, технологический переход проектируемого изделия.

Уметь:

- составлять технологическую карту проектируемого изделия.

Объяснение нового материала; практическая работа. Устный опрос; контроль по итогам практической работы (составление технологической карты)



5.Выполнение операций по созданию продуктов труда

1.Создание проектируемого объекта.

2.Создание проектируемого объекта.

3.Работа над проектом.

4.Работа над проектом.






1



1



1


1





1-4. Реализация технологического процесса изготовления деталей. Процесс сборки изделия из деталей. Соблюдение правил безопасной работы. Промежуточный контроль этапов изготовления

Изготовление проектируемого объекта

Уметь:

- изготовлять спроектированное изделие

Практическая работа по изготовлению спроектированного изделия. Контроль по итогам практической работы



6. Анализ результатов проектной деятельности 1.Понятие качества

материального объекта, услуги, технологического объекта.

2.Анализ результатов проектной деятельности





1





1





Понятие качества материального объекта, услуги, технического процесса. Критерии оценки результатов проектной деятельности. Провидение испытаний объекта. Самооценка проекта. Рецензирование


Апробация готового проектного изделия и его доработка. Самооценка проекта

Уметь:

- производить самооценку проекта согласно критериям оценки качества проектного изделия; -проводить испытания изготовленного изделия;

-выполнять рецензирование продукта проектирования

Практическая работа; самостоятельная работа по самооценки продукта проектирования. Контроль по итогам самостоятельной работы



7. Презентация проектов и результатов труда


1.Критерии оценки и форма презентации проекта.

2.Презентация проекта.





1




1




1-2.Критерии оценки выполненного проекта. Критерии оценки защиты проекта. Выбор формы презентации. Использование в презентации технических средств. Презентация проектов и результатов труда. Оценка проектов

Подготовка и проведение презентации проектов

Уметь:

-проводить презентацию и защиту своего проекта;

-анализировать качество выполнения проектов одноклассников и давать им оценку

Презентация и защита проектов. Контроль по итогам презентации и защиты проектов




Производство. Труд и технологии -8 ч.




1.Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда.

1

Виды деятельности человека. Профессиональная деятельность, ее цели, принципиальное отличие от трудовой деятельности. Человек как субъект профессиональной деятельности. Исторические предпосылки возникновения профессий. Разделение труда. Формы разделения труда. Специализация как форма общественного разделения труда и фактор развития производства. Понятие кооперации. Понятия специальности и перемены труда

Определение целей, задач и основных компонентов своей будущей профессиональной деятельности. Определение по видам специализации труда: профессии родителей, преподавателей школы, своей предполагаемой профессиональной деятельности. Анализ форм разделения труда в организации

Знать/ понимать: что такое профессиональная деятельность. Ее цели и функции; что является фактором успеха в профессиональной деятельности; понятие разделения, специализации и кооперации труда; существующие формы разделения труда; различие между понятиями профессии и специальности; понятие перемены труда

Лекция – беседа; демонстрация наглядных пособий: самостоятельная работа. Устный опрос; контроль по итогам самостоятельной работы



2.Структура и составляющие современного производства.


1. Производство как преобразовательная деятельность.










2.Материальная и нематериальная сфера производства.




3.Производственное предприятие. Производственное объединение.







1













1







1





1. Производство как преобразовательная деятельность. Составляющие производства. Средства производства: предметы труда, средства труда (орудия производства). Технологический процесс. Продукты производственной (преобразовательной) деятельности: товар, услуги.


2. Материальная и нематериальная сферы производства. Их состав, соотношение и взаимосвязи. Особенности развития сферы услуг. Формирование межотраслевых комплексов.

3. Производственное предприятие. Производственное объединение. Научно – производственное объединение. Структура производственного предприятия.

Определение сферы производства промышленных предприятий своего региона (района) и типа предприятий. Посещение производственного предприятия. Определение составляющих конкретного производства

Знать/ понимать:

- понятие «отрасль»;

- определение материальной и нематериальной сфер производства;

- понятия «производственное предприятие». «производственное объединение», «научно – производственное объединение», «межотраслевой комплекс»; что такое составляющие производства; понятия «средства труда», «средства производства», «орудия производства»; что представляет собой производственный технологический процесс

Лекция – беседа; конспектирование, самостоятельная работа; экскурсия. Устный опрос. Контроль по итогам экскурсии



3. Нормирование и оплата труда


1.Система нормирования труда, её назначение.





2.Система оплаты труда.




1








1




1. Система нормирования труда, ее назначение. Виды норм труда. Организации. Устанавливающие и контролирующие нормы труда.



2. Система оплаты труда. Тарифная система и ее элементы: тарифная ставка и тарифная сетка. Сдельная, повременная и договорная формы оплаты труда. Виды, примечание и способы расчета. Роль формы заработной платы в стимулировании труда


Изучение нормативных производственных документов. Определение вида оплаты труда для работников определенных профессий

Знать/ понимать:

- понятие «нормирование труда»;

- виды норм труда;

-понятие «тарифная система»;

- что такое тарифная система, тарифная ставка

Объяснение нового материала; конспектирование; самостоятельная работа. Устный опрос; контроль по итогам самостоятельной работы



4.Культура труда и профессиональная этика

1.Понятие культура труда.











2.Понятие «мораль» и «нравственность» труда.




1












1




1. Понятие культуры труда. Составляющие культуры труда. Технологическая дисциплина. Умение организовывать свое рабочее место. Дизайн рабочей зоны и зоны отдыха. Научная организация труда. Обеспечение охраны и безопасности труда. Эффективность трудовой деятельности.

2. Понятие «мораль» и «нравственность». Категории нравственности. Нормы морали. Этика как учение о законах нравственного поведения. Профессиональная этика и ее виды.





Расчет эффективности своей трудовой деятельности по изготовлению проектного изделия. Анализ своего учебного дня и предложения по мерам его реорганизации, повышающим эффективность учебы. Обоснование смысла и содержания этических норм своей будущей профессиональной деятельности.

Знать/ понимать:

- что входит в понятие «культура труда»;

- что такое научная организация труда;

- какими мерами обеспечивается безопасность труда;

- понятие охраны труда;

- что такое этика;

-что означают понятия «мораль» и «нравственность»;

- какие нормы поведения предписывает профессиональная этика;

- виды профессиональной этики

Лекция – беседа; решение ситуационных задач; практическая работа. Устный опрос: контроль по итогам практической работы





Профессиональное самоопределение и карьера -8 ч.




1.Этапы профессионального становления и карьера


1.Этапы профессионального становления.








2.Понятие карьера.






1










1






1. Этапы и результаты профессионального становления личности. Выбор профессии. Профессиональная обученность. Профессиональная комплектность. Профессиональное мастерство.

2. Понятия карьеры. Должностного роста, призвания. Факторы, влияющие на профессиональную подготовку и профессиональный успех. Планирование профессиональной карьеры

Определение целей, задач и основных этапов своей будущей профессиональной деятельности. Составление плана своей будущей профессиональной карьеры

Знать/понимать:

- основные этапы профессионального становления;

- значение понятий «профессиональная обученность» и «профессиональная компетентность», «профессиональное мастерство»;

-сущность понятий «профессиональная карьера», «должностной рост», «призвание»;

- из чего складывается профессиональная подготовка

Уметь:

- планировать будущую профессиональную карьеру;

- правильно оценивать собственные профессиональные данные

Лекция – беседа; дискуссия; диспут, практическая работа. Устный опрос






2.Рынок труда и профессий.


1.Рынок труда и профессий.





2.Способы изучения рынка труда и профессий.




1






1




1. Рынок руда и профессий. Конъюнктура рынка труда и профессий. Спрос и предложения на различные виды профессионального труда.

2. Способы изучения рынка труда и профессий. Средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования

Изучение регионального рынка труда. Изучение содержания трудовых действий, уровня образования. Заработной платы. Мотивации. Удовлетворенности трудом работников различных профессий



Знать/ понимать:

- что такое рынок труда и профессий;

- что понимается под конъюнктурой рынка труда и профессий;

- способы изучения рынка труда и профессий;

- источники информации о рынке труда и профессий.

Уметь:

- находить и анализировать информацию о ситуации на рынке труда и профессий

Лекция; практическая работа; устный опрос; контроль по итогам практической работы



3. Центры профконсультационной помощи


1.Профессиональная консультационная помощь. Цели и задачи.








2.Методы профессиональной консультации.





1











1





1. Профконсультационная помощь: цели и задачи. Справочно-информационные, диагностические, медико-психологические, корректирующие, развивающие, формирующие центры профессиональной консультации.

2.Методы и их работы.

посещение центра профконсультационной помощи

Знакомство с работой центров профконсультационной помощи

Знать/ понимать:

- что такое профконсультационная помощь;

- виды профессионального консультирования;

- как и где можно получать профконсультационную помощь

Объяснение нового материала; решение ситуационных задач; практическая работа. Устный опрос; отчет по результатам посещения центра профконсультационной помощи






4.Виды и формы получения профессионального образования

1

Общее и профессиональное образование. Виды и формы получения профессионального образования. Среднее и высшее профессиональное образование. Послевузовское профессиональное образование. Региональный рынок образовательных услуг. Методы поиска источников информации о рынке образовательных услуг

Изучение регионального рынка образовательных услуг

Знать/ понимать:

- в чем отличие общего и профессионального образования;

- виды профессионального образования и формы его получения ;

-что входит в понятие «рынок образовательных услуг».

Уметь:

- находить нужную информацию о рынке образовательных услуг


Объяснение нового материала, беседа; практическая работа. Письменный опрос; контроль по итогам практической работы



5. Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства

1

Формы самопрезентации. Автобиография как форма самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства. Типичные ошибки при собеседовании. Правила самопрезентации при посещении организации

Составление автобиографии и профессионального резюме

Знать/ понимать:

- какие существуют виды самопрезентации;

- сущность и назначение профессионального резюме и автобиографии;

-правила поведения при собеседовании.

Уметь:

-составлять профессиональное резюме;

- написать автобиографию

Лекция-беседа; практическая работа. Устный опрос




Творческая проектная деятельность -2 ч.



Планирование профессиональной карьеры



1


1-2. Определение жизненных целей и задач. Составление плана действий по достижению намеченных целей. Выявление интересов, способностей, профессионально важных качеств. Обоснование выбора специальности и учебного заведения

Проект «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»

Знать/ понимать:

- сущность и назначение автобиографии как формы самопрезентации.

Уметь:

- планировать свои действия по достижению намеченных жизненных целей

Лекция-беседа; решение ситуационных задач; практическая работа. Устный опрос; контроль по итогам проектной деятельности



Презентация

1


Всего:


34
















Критерии оценки знаний и умений обучающихся

Оценки обучающимся выставляются обычно в конце занятия, с комментариями, с учетом общих методических рекомендаций и индивидуально-возрастных особенностей. При этом обучающиеся сами должны знать заранее условия получения оценок и порядок их выставления. Также необходимо учитывать воспитательную составляющую роль оценки при выставлении отметки в журнал.

Примерные нормы оценок знаний и умений обучающихся по устному опросу

Отметка «5» ставится, если обучающийся:

  • полностью освоил учебный материал;

  • умеет изложить его своими словами;

  • самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

  • правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «4» ставится, если обучающийся:

  • в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

  • подтверждает ответ конкретными примерами;

  • правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «3» ставится, если обучающийся:

  • не усвоил существенную часть учебного материала;

  • допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

  • затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

  • слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Отметка «2» ставится, если обучающийся:

  • почти не усвоил учебный материал;

  • не может изложить его своими словами;

  • не может подтвердить ответ конкретными примерами;

  • не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Проверка и оценка практической работы обучающихся

«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

«4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных

операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

«3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции

выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки);

«2» – ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены

большие отклонения, работа оформлена небрежно и имеет незавершенный вид.



Оценивание теста обучающихся производится по следующей системе

«5» - получают обучающиеся, справившиеся с работой 100 - 90 %;

«4» - ставится в том случае, если верные ответы составляют 80 % от общего количества;

«3» - соответствует работа, содержащая 50 – 70 % правильных ответов.


Критерии оценки проекта. При оценивании рассматриваются:

1. Оригинальность темы и идеи проекта.

2. Конструктивные параметры (соответствие конструкции изделия; прочность, надежность; удобство использования).

3. Технологические критерии (соответствие документации; оригинальность применения и сочетание материалов; соблюдение правил техники

безопасности).

4. Эстетические критерии (композиционная завершенность; дизайн изделия; использование традиций народной культуры).

5. Экономические критерии (потребность в изделии; экономическое обоснование; рекомендации к использованию; возможность массового

производства).

6. Экологические критерии (наличие ущерба окружающей среде при производстве изделия; возможность использования вторичного сырья,

отходов производства; экологическая безопасность).

7. Информационные критерии (стандартность проектной документации; использование дополнительной информации).

Отметка «5» (отлично).

Требования к пояснительной записке полностью соблюдены. Она составлена в полном объеме, четко и аккуратно. Изделие выполнено технически грамотно, с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то это должно быть редко встречающиеся виды работ, для выполнения которых необходим достаточный запас знаний, умений, навыков. Тема работы должна быть интересна, в нее необходимо внести свою индивидуальность, свое творческое начало. Работа планировалась обучающимися самостоятельно, решались задачи творческого характера с элементами новизны, экономно расходовались материалы, электроэнергия, соблюдались требования техники безопасности, осуществлялся самоконтроль. Работа имеет высокую экономическую оценку, возможность широкого применения.

Отметка «4» (хорошо).

Пояснительная записка выполнена с небольшими отклонениями от рекомендации. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявленным к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то оно выполнено аккуратно, добротно, но не содержит в себе исключительной новизны. Работа планировалась с несущественной помощью учителя, наблюдалось неустойчивое стремление решать творческие задачи, экономное расходование материалов, электроэнергии, правильная организация рабочего места. Проект имеет хорошую экономическую оценку, возможность индивидуального применения. Научно-исследовательская работа имеет субъективную новизну и актуальность, но проводилась с серьезной помощью учителя.

Отметка «3» (удовлетворительно).

Пояснительная записка выполнена с отклонениями от требований, не аккуратно, есть замечания по выполнению изделия (в несоблюдении технологии изготовления), материала, формы. Планирование работы проводилось с помощью учителя, ситуационный (неустойчивый) интерес к технике, технологии, недостаточное владение приемами контроля качества продукта, слабый самоконтроль; не всегда экономное расходование материалов, электроэнергии. Есть замечания в соблюдении техники безопасности, организации труда и добросовестном выполнении работы.

Более низкая отметка за проект не выставляется. Он подлежит переделке или доработке.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!