СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Биологические основы растениеводства"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Биологические основы растениеводства"»



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:


  1. Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:


  1. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.)


  1. Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в   образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 мая 2019 г. № 233 с изменениями от 22.11.2019 г приказ № 632;


  1. Учебным планом МБОУ «Селезневская средняя школа» на 2020-2021 учебный год и Положения о рабочей программе МБОУ «Селезневская средняя школа»;



  1. Годовым календарным учебным графиком на 2020-2021 учебный год;


  1. Авторской программой среднего (полного) общего образования по биологии. 10 - 11 классы (автор В.В. Пасечник. М.: Дрофа, 2010.).














Общая характеристика предмета


Программа «Биологические основы растениеводства» раскрывает содержание одного из возможных элективных биологических курсов в старших классах сельских школ с естественнонаучным профилем обучения. Материал программы логически развивает и углубляет как общебиологические понятия, формируемые в основном курсе биологии в старших классах, так и специальные понятия биологических дисциплин, изучаемых в 6 – 7 классах базовой школы, устанавливая новые взаимосвязи между ними.

Программа имеет чётко выраженную практическую направленность, помогает обучающимся использовать теоретические знания по биологии для понимания проблем сельскохозяйственной практики, раскрывает содержание тем в биологическом и технологическом аспектах. Изучение материала программы способствует целенаправленной подготовке обучающихся в старших классах к поступлению в высшие учебные заведения аграрного профиля на специальности, связанные с изучением биологических основ сельского хозяйства, в частности агрономические, экологические, почвоведческие и др.

Помимо вышеизложенного, программный материал и работа по его освоению могут служить ориентиром для подтверждения или опровержения правильности предварительного профессионального выбора обучающихся, а также источником дополнительной информации для одарённых детей, стремящихся к получению разносторонних биологических знаний.

Цели и задачи.

Изучение биологии на ступени среднего общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;


  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;


  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;


  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.


Место предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом МБОУ «Селезневская средняя школа» на изучение биологии в 10 классе отведено: 0,5ч в неделю, за год –17 ч.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся научатся:


- Понимать историю возникновения и развития взаимоотношений человечества и культурных растений;

- Значение адаптивных особенностей покрытосеменных растений для растениеводства;

- Особенности физиологии культурных покрытосеменных растений;

- Основные факторы окружающей среды, влияющие на рост, развитие и продуктивность культурных растений;

- Биологические основы выращивания и размножения культурных растений и их технологии;

- Гистолого-анатомические особенности первичного и вторичного роста сельскохозяйственных культур и механизмы его регулирования;

- Характерные особенности агроландшафтов и способы поддержания их стабильности.

Учащиеся получат возможность научиться:


- использовать знание биологии культурных растений в сельскохозяйственной практике.

-готовить и определять микропрепараты растительных тканей и органов, работать с микроскопом.

- проводить элементарный почвенный анализ и использовать его результаты в практике растениеводства









Учебно-тематический план

Раздел

Количество часов


Всего

Л. Р.

Экскурсии

1

Введение


1



2

Эволюция цветковых растений

2



3

Особенности гистологии, морфологии и анатомии

культурных растений

5

1


4

Питание культурных растений

5

2


5

Размножение покрытосеменных растений

6

3


6

Рост и развитие растений


5

1


7

Основные группы культурных растений


6

1


8


Экологические аспекты растениеводства

4


1











Содержание курса

Эволюция цветковых растений (1 ч)

Доминирующая роль покрытосеменных в современном растениеводстве. Происхождение и филогенетические связи цветковых растений. Важнейшие адаптивные признаки покрытосеменных и их использование человеком. Роль адаптаций в эволюции семенного размножения цветковых растений.

Особенности гистологии, морфологии и анатомии

культурных растений (2 ч)

Ткани растительного организма. Классификация растительных тканей по происхождению, форме клеток, физиологическому состоянию, выполняемым функциям. Взаимосвязь строения и функций тканей в составе вегетативных органов растения. Метаморфозы вегетативных органов и их роль в жизни растений и человека.

Лабораторная работа

Сравнительная характеристика анатомического строения вегетативных органов культурных растений классов Двудольные и Однодольные.

Питание культурных растений (3 ч)

Минеральное питание как фактор продуктивности культурных растений. Физиологические основы минерального питания культурных растений. Почва и её роль в жизни растений. Агроэкологические основы почвенного питания культурных растений. Роль удобрений.

Фотосинтез и его типы. Сравнительная характеристика листьев растений в зависимости от типа фотосинтеза. Пути повышения продуктивности фотосинтеза.

Фотодыхание растений и его влияние на продуктивность. Компенсационная точка фотосинтеза.

Лабораторная работа

  1. Характеристики поверхностных горизонтов почвы.

  2. Определение механического состава почвы.

Размножение покрытосеменных растений (4 ч)

Биологические основы вегетативного размножения цветковых растений. Технологии вегетативного размножения культурных растений.

Цветок, плод и семя как органы генеративного размножения покрытосеменных. Условия хранения и прорастания семян. Технологии семенного размножения.

Лабораторные работы

  1. Морфология и определение семян основных групп культурных растений.

  2. Агротехника посева семян разных культур.

  3. Размножение плодовых и декоративных культур зелёными черенками.

Рост и развитие растений (3 ч)

Ранние стадии роста и развития культурных растений. Происхождение и рост первичных тканей вегативных органов растений классов двудольных и однодольных. Переход ко вторичному росту.

Регуляция роста и развития в растительном организме; фитогормоны. Искусственное регулирование роста и развития. Культура ткани и биотехнология. Микроклональное размножение.

Лабораторная работа

Агротехнические приемы выращивания рассады различных культур.

Основные группы культурных растений (2 ч)

Биологические основы выращивания основных групп культурных растений: зерновых, овощных, плодовых и ягодных, масличных, кормовых, декоративных и технических культур. Их значение в жизни человека.

Вредители сельскохозяйственных культур и меры борьбы с ними.

Лабораторная работа

Изучение засоренности агроценоза .

Экологические аспекты растениеводства (2 ч.)

Антропогенное влияние на флору Земли и задачи сохранение генетического многообразия диких и культурных форм растений. Особенности развития агроландшафтов.

Экскурсия «Многообразие культурных растений ».



Учебно-методическое обеспечение



1. Ковриго В. П. и др. Почвоведение с основами геологии. М.: Колос, 2000

2. Миркин Б. М. и др. Высшие растения. Краткий курс систематики с основами науки и растительности. М.: Колос, 2000

3. Потапов В. А. и др. Плодоводство. М.: Колос ,2000.

4. Тараканов Г. И. и др. Овощеводство. М: Колос , 2002.

5. Ягодин Б.А., Жуков Ю.П., Кобзаренко В. И. Агрохимия. М.: Колос , 2002.













Календарно-тематическое планирование



Тема урока

Планируемые результаты

Дата

Примеча-ния

предметные

метапредметные

личностные


Эволюция цветковых растений (1ч.)

1

Происхождение и филогенетические связи цветковых растений.

Давать определение понятий

умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, работать с печатным текстом, схемами

Формирование познавательного интереса к изучению биологии.



Особенности гистологии, морфологии и анатомии культурных растений (2ч.)


2

Ткани растительного организма.

Давать определения ключевым понятиям

умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, работать с печатным текстом, схемами, иллюстрациями. Давать определение понятий

Формирование познавательного интереса к изучению биологии.



3

Классификация растительных тканей по происхождению, форме клеток, функциям.

Давать определения ключевым понятиям

умение организовать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму, делать выводы по результатам работы

Формирование познавательного интереса к изучению биологии



Питание культурных растений (3ч.)

4

Почва и её роль в жизни растений.

Давать определения ключевым понятиям

умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, работать с печатным текстом, схемами, иллюстрациями. Давать определение понятий.




5

Фотосинтез и его типы.

Давать определения ключевым понятиям



6

Определение механического состава почв.



Размножение покрытосемянных растений (4ч.).

7

Биологические основы вегетативного размножения.

Давать определения ключевым понятиям

умение воспринимать информацию на слух, строить речевые высказывания в устной форме (отвечать на вопросы учителя), работать в группах.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии



8

Цветок, плод и семя как органы генеративного размножения.

умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, работать с печатным текстом, схемами, иллюстрациями. Давать определение понятий.



9


Агротехника посева семян разных культур.

Давать определения ключевым понятиям

умение организовать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму, делать выводы по результатам работы




10

Размножение плодовых культур.



Рост и развитие растений (3ч.).


11

Ранние стадии роста и развития культурных растений.

Давать определения ключевым понятиям

умение организовать выполнение заданий учителя по предложенному алгоритму, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, строить речевые высказывания в устной форме (отвечать на вопросы учителя), работать в группах.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии



12

Фитогормоны.

Давать определения ключевым понятиям



13

Агротехника выращивания рассады различных культур.

Давать определения ключевым понятиям



Основные группы культурных растений (2ч.).


14

Биологические основы выращивания зерновых культур.

Давать определения ключевым понятиям

умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, работать с печатным текстом, схемами, иллюстрациями. Давать определение понятий.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии



15

Биологические основы выращивания Кормовых и декоративных культур.

Давать определения ключевым понятиям


Формирование познавательного интереса к изучению биологии



Экологические аспекты растениеводства (2 ч).

16

Антропогенное влияние на флору земли.

Давать определения ключевым понятиям

умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, работать с печатным текстом, схемами, иллюстрациями. Давать определение понятий.

Формирование познавательного интереса к изучению биологии



17

Особенности развития агроландшафтов.


















1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!